Смена караула, или как перехватывалась инициатива во второй половине чемпионата

Большинство экспертов сходятся во мнении, что сезон 2025 – это год безоговорочного доминирования команды Макларен. Среди гонщиков и коллективов-соперников также нередко звучат высказывания о том, что они уже смирились с этим фактом. Однако остаются ещё фанаты Формулы-1, которые верят в чудо – что летний перерыв что-то изменит в расстановке сил.
И чтобы немного подогреть эти ожидания, предлагаем вашему вниманию подборку случаев перехвата инициативы в середине чемпионата.
2024
У большинства зрителей ещё свежи воспоминания о весьма захватывающем сезоне прошлого года. Поначалу создавалось впечатление, что никто и ничто не помешает Максу Ферстаппену провести ещё один чемпионат в доминирующем стиле – так же, как это было в 2023-м.

Однако, словно гром среди ясного неба, прозвучало заявление об уходе Эдриана Ньюи из команды Ред Булл.
По опыту прошлых лет казалось, что "быки" останутся на вершине до конца года, подобно тому, как это было с Вильямсом в 1997-м. Однако в 2024-м реальность для австрийской команды оказалась куда суровее.
Ряд ошибок новых разработчиков Ред Булла привёл к тому, что уже на Гран-при Испании команда Макларен перехватила инициативу – об этом свидетельствовала поул-позиция Ландо Норриса в квалификации. А первые звоночки прозвучали тремя этапами ранее – в Имоле.
Чем дальше шёл сезон, тем сильнее британская команда отрывалась от австрийской по чистой скорости. И всё, на что оставалось надеяться "быкам", – это на заработанный в начале сезона отрыв в турнирной таблице. Но до конца чемпионата оставалось ещё много гонок.
Вполне возможно, уже к октябрьскому перерыву произошла бы смена лидера чемпионата, если бы у команд были другие гонщики. Однако, отсутствие у Норриса опыта борьбы за титул привело к тому, что британец то и дело совершал ненужные ошибки. В то время как уже "закалённый в боях" Ферстаппен цеплялся за каждую возможность максимизировать свой результат.

И если в 2023-м многие недоброжелатели Макса приписывали его невероятные успехи непобедимому "ньюимобилю", то в 2024-м нидерландец всё всем доказал. В частности, в упомянутой выше Испании он вырвал победу "на опыте" – в первую очередь за счёт отличного старта.
А ближе к концу сезона, в дождевом бразильском триллере, совершил невероятный прорыв к победе, стартовав с 17-й позиции, чем, фактически, закрыл вопрос чемпионского титула.
2013
Следует отметить, что какое-то небольшое преимущество у команды Ред Булл, за которую тогда выступал Себастьян Феттель, было ещё в первой половине сезона. Однако оно не было тотальным – победы в гонках одерживали пилоты ещё трёх команд: Мерседеса, Феррари и Лотуса.

И уж точно на старте заезда не было ощущения, что всё предрешено. Да и вопрос чемпионата всё же оставался открытым.
Однако именно летний перерыв стал переломным моментом, после которого фактическая борьба была окончена. Использовав в качестве повода взрывы покрышек у ряда пилотов на Гран-при Великобритании, руководитель Ред Булла Кристиан Хорнер убедил организаторов чемпионата и поставщика шин Пирелли вернуться к шинам образца 2012 года, которые команде Ред Булл подходили куда больше.
В итоге после летней паузы началось тотальное доминирование Ред Булла. О какой-либо борьбе не шло речи даже на уровне отдельных гонок – все девять оставшихся заездов выиграл Феттель.

2012
Сезон 2012 по-прежнему вызывает ностальгию у многих его очевидцев. Начался он с невероятного хаоса, вызванного нестабильностью колёс Пирелли – семь разных победителей в первых семи гонках, включая двух гонщиков команд-середняков.
В середине сезона начал вырисовываться лидер чемпионата – Фернандо Алонсо, который на Гран-при Европы стал первым, кому удалось второй раз в том сезона шагнуть на верхнюю ступень подиума.

Более того, через два этапа он повторил успех ещё и в Германии. На летний перерыв испанец отправился с отрывом в 40 очков, а Себастьяна Феттеля он опережал на 42 пункта.
Но осень перевернула всё с ног на голову. За время паузы Эдриан Ньюи нашёл лучший подход к шинам и обеспечил перехват инициативы. Четыре победы Ред Булла подряд – в Сингапуре, Японии, Корее и Индии – привели к смене лидера чемпионата.
Алонсо, конечно, пытался бороться с Феттелем, и формальная интрига сохранялась до финальной гонки в Бразилии. Более того, дождь на Интерлагосе заигрывал с эмоциями фанатов, и в какой-то момент казалось, что испанец был близок к тому, чтобы совершить сенсацию.

Однако чуда не произошло – Себастьян стал чемпионом, а на Фернандо и его страдания на заметно отстававшей отстающей Феррари в завершающей стадии сезона многим зрителям было просто больно смотреть.
2009
История команды Браун GP – это нечто уникальное и невероятное для Формулы-1 XXI века.

На стадии подготовки, которая началась в середине 2008 года, Росс Браун ещё располагал мощностями Хонды – гоночного коллектива, который имел большие амбиции, однако постоянно отставал от фаворитов как в скорости, так и в надёжности.
Когда же японский автоконцерн заявил о сворачивании автоспортивной программы, выкупивший остатки команды Росс никак не мог финансово конкурировать с большими корпорациями.
Тем не менее, ловко пустив соперников по ложному следу в процессе разработки машины под смену регламента, Браун сумел получить в начале сезона лучший болид пелотона. И об этой гениальной многоходовой комбинации с элементами блефа у нас есть отдельная статья.
Но "королевские автогонки" на то и королевские, что в них очень многое решают деньги. Пока соперники от гонки к гонке привозили обновления, Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло были вынуждены ездить на одной и той же технике весь сезон. Уже в Турции Браун GP начал уступать в чистой скорости Ред Буллу – в квалификации поул достался Себастьяну Феттелю.
Однако даже статус "второй силы" за коллективом Росса продержался недолго – к Венгрии уже Феррари и Макларен заставили наконец-то нормально работать свои системы KERS и также вышли вперёд по скорости.
И, так же как в 2024 году, в 2009 большую роль сыграл опыт пилотов. Пока проводивший второй полный сезон Феттель то и дело терял очки, Баттон боролся за каждый зачётный пункт, а Браун ночами перед гонкой продумывал стратегии, чтобы минимизировать потери.
Хотя в турнирной таблице отрыв всё же постепенно сокращался, желаемый результат был достигнут – на Гран-при Бразилии Дженсон Баттон, приехав пятым, досрочно оформил чемпионский титул – за две гонки до конца. На радостях он по командному радио запел We Are the Champions.
2006
2006 год вошёл в историю Формулы-1 как дуэль двух воспитанников "фабрики чемпионов" имени Флавио Бриаторе: бывшего – Михаэля Шумахера и на тот момент действующего – Фернандо Алонсо.
Первая половина сезона прошла под доминированием Алонсо. Испанец выиграл 6 гонок из 9, в то время как немец – только две: сначала Шумахер в Имоле половину дистанции "катил на заднем антикрыле" своего соперника и всё-таки отбил все его атаки, а на Нюрбургринге случилась классическая стратегическая борьба эпохи дозаправок – за счёт более поздней остановки Михаэль опередил стартовавшего с поула Фернандо во время второй волны пит-стопов.

В остальных случаях пилот Рено стабильно финишировал выше. И после Гран-при Канады Алонсо опережал Шумахера на целых 25 очков – по системе 10-8-6-5-4-3-2-1 это была настоящая пропасть. В тот момент Фернандо мог себе позволить приехать вторым на всех оставшихся этапах – позади Михаэля – и всё равно получить титул.
Но "Красный Барон" не был бы собой, если бы просто сдался в этой ситуации. И начиная с десятого этапа – Гран-при США – немец перехватил инициативу.
Ещё одним фактором, закрепившим смену расстановки сил в середине сезона, стал запрет "демпфера масс" – по сути небольшого закреплённого внутри болида груза, который стабилизировал машину и позволял пилотам Рено намного агрессивнее атаковать поребрики.
Картина второй половины чемпионата выглядела так: пока Шумахер стабильно побеждал, Алонсо начал терять очки в большем размере, чем мог себе позволить, – пятые места во Франции и Германии, а в Италии и вовсе сошёл.
На Гран-при Китая "Красный Барон" одержал одну из лучших побед в своей карьере, которая, увы, стала последней. В дождевой квалификации немец занял шестую строчку, но что ещё важнее – стал единственным гонщиком на шинах Bridgestone, пробившимся в третий сегмент – у клиентов Michelin было явное преимущество. А в гонке Шумахер совершил великолепный прорыв к верхней ступеньке подиума, на трассе обогнав обоих соперников из Рено.
После заезда в Шанхае Михаэль сравнялся по очкам с Фернандо и вышел вперёд за счёт большего количества первых мест – 7 против 6. За две гонки до конца казалось, что восьмой титул уже в кармане и никто не помешает "Красному Барону" закончить карьеру чемпионом.

Но то, что произошло дальше, вошло в историю Формулы-1 как "Японская трагедия": во время гонки на Сузуке на лидировавшем болиде Феррари сгорел мотор. Сход Шумахера и победа Алонсо фактически гарантировали титул испанцу – в Бразилии ему было достаточно набрать лишь одно очко.
2000
Сезон 2000 переносит нас в эпоху противостояния Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена, которую многое фанаты автоспорта тех лет считают лучшей в истории Формулы-1. А чемпионат 2000 отметился тем, что переломных момента в нём было сразу два.

Несмотря на то, что в первых трёх квалификациях поул-позиции остались за финном, немец выиграл все три гонки. И уже после Гран-при Сан-Марино отрыв Михаэля от Мики составлял целых 24 очков (по системе 10-6-4-3-2-1).
После такого резвого начала сезона, фанаты Феррари уже мысленно потирали руки, предвкушая титул. Однако дальше в Мерседес доработал свой двигатель в сторону надёжности и невероятные быстрые болиды Макларене начали стабильно доезжать до финиша.
В последующих 10 гонках, Хаккинен одержал 4 победы, а Михаэль – только две. Более того, в остальных 4 заездах (выигранных Дэвидом Култхардом и Рубенсом Баррикелло) Мика каждый раз набирал больше очков, чем Михаэль. Всё это, в купе с четырьмя сходами Шуми привело к тому, что на гран-при Венгрии финн опередил немца в личном зачёте, а в Бельгии – увеличил своё преимущество до 6 пунктов.
В тот момент уже фанаты Макларена мысленно представили себе третий подряд титул Хаккинена, а в Феррари казалось, что царит атмосфера сломленности, посте потерли всего отрыва. Однако Шумахер не был бы собой если бы просто сдался.

В оставшихся четырёх гонках, "Красный Барон" снова оказывается "на коне" и выигрывает все четыре заезда. Уже на Гран-при Японии, за один этап до конца, Михаэль Шумахер станочится трёхкратным чемпионом и добывает первый титул для Скудерии после смерти Энцо Феррари. Впервые за 21 год в Маранелло был праздник.
1951
А самый первый случай перехвата инициативы случился ещё в далёком 1951 году – во втором официальном чемпионате Формулы-1. Первые три этапа прошли под контролем прошлогодних доминаторов – команды Альфа Ромео, и в лидеры турнирной таблицы вырвался Хуан Мануэль Фанхио.
Однако к четвёртой гонке – Гран-при Великобритании – инициативу перехватили болиды Феррари и первую победу для Скудерии в рамках "королевских автогонок" добыл Хосе Фройлан Гонсалес.
А дальше ситуацию на трассе взял под контроль легендарный Альберто Аскари, который одержал победы в Германии и у себя на родине – в Италии. Перед последним этапом он отставал в чемпионате всего на два очка и в Феррари были большие надежды на титул.
Однако на Гран-при Испании, проходившем тогда на трассе Педральбес, в Скудерии выбрали колёса меньшего диаметра, чем у соперников, что стало фатальной ошибкой: небольшой фрагмент абразивного асфальта привёл к тому, что машины Феррари начали испытывать не свойственную для той эпохи проблему чрезмерного износа резины.
Случаи достойные упоминания
2017 и 2018: Два сезона противостояния Льюиса Хамильтона и Себастьяна Феттеля прошли примерно по одному сценарию – в первой половине сезона была напряженная борьба, в которой небольшое преимущество было на стороне немца, однако после летнего перерыва британец брал ситуацию под свой контроль. И оба раза на Гран-при Мексики Льюис досрочно становился чемпионом мира.
2014: В основной топ сезон 2014 не попал только потому, что это было противостояние напарников на равных машинах Мерседес – Льюиса Хамильтона и Нико Росберга.
В середине сезона британец столкнулся с целой полосой проблем и откровенного невезения, за счёт чего немец оторвался в личном зачёте на 29 очков. Однако, начиная с Гран-при Италии, Льюис перехватил инициативу, одержал 5 побед подряд и вырвался в лидеры турнирной таблицы.
2005: Первые четыре этапа сезона 2005 остались за пилотами "Рено", три из них выиграл Фернандо Алонсо. Однако из оставшихся 15 гонок 10 выиграли гонщики Макларена, включая прорыв Кими Райкконена с 17-го места к первому на Сузуке, а в скандальном Гран-при США лёгкий дубль достался Феррари.
Тем не менее, в основной топ чемпионат 2005 не вошёл, потому что это всё же была история не про перехват инициативы, а про борьбу скорости и надёжности – "серебряные стрелы" то и дело испытывали технические проблемы, а Алонсо подбирал потерянные соперниками победы. Поскольку тогда действовала спорная система 10-8-6-5-4-3-2-1, чтобы компенсировать один сход, требовалось выиграть пять гонок, что практически не оставляло шансов отыграться.
2001: Первые 6 этапов сезона прошли в более-менее равной борьбе Михаэля Шумахера и Дэвида Култхарда. Более того, даже создавалось впечатление, что ДиСи выглядит фаворитом в этом противостоянии.
Однако, начиная с Гран-при Монако, Шуми взял чемпионат полностью под свой контроль – шотландец больше ни разу не смог приехать впереди немца. Впрочем, если с турнирной таблицей было всё понятно, в гонках соперниками "Красного Барона" стали пилоты Вильямса – команда была быстра, но имела проблемы с надёжностью.

1994: После семи этапов сезона 1994 года Михаэль Шумахер опережал Деймона Хилла на 37 очков, что на тот момент было более чем двукратным преимуществом – 66 против 29. Однако перед последней гонкой чемпионата разница между двумя претендентами составила лишь один зачётный пункт – с таким отрывом Шумахер и стал чемпионом в первый раз.
Однако, причиной подобного возобновления интриги стала не скорость пилотов, а спорные решения судей, которые дисквалифицировали Михаэля на целых 4 этапа из 16-ти, чем подарив Деймону целых 56 очков – по системе 10-6-4-3-2-1 это была целая пропасть.
1985: 11 из 16 этапов того сезона прошли в примерно равной борьбе Алена Проста и Микеле Альборето. Однако последние пять гонок все закончились сходами итальянца, в то время как француз стабильно набирал очки. И уже на Гран-при ЮАР легендарный "Профессор" досрочно добыл свой первый чемпионский титул.