Украинская правда

Оруженосец, или легенда: противоречивая история Рубенса Баррикелло

Getty Images
Оруженосец, или легенда: противоречивая история Рубенса Баррикелло

Сегодня, 23 мая, день рождения отмечает Рубенс Баррикелло – человек, который хотя и странным образом, но навсегда вписал своё имя в историю Формулы-1.

Пик его карьеры пришелся на эпоху доминирования знаменитого напарника – Михаэля Шумахера. И миллионам болельщиков бразилец запомнился, в первую очередь, "оруженосцем" при "Красном Бароне".

Но несмотря на пребывание "в тени" и довольно скромный послужной список, Баррикелло стал особенной и по-своему легендарной фигурой в автоспорте.

И даже две десятилетия спустя, когда в какой-то команде происходит чёткое деление на "первого" и "второго" пилотов, многие зрители тут же вспоминают о Рубенсе. А в фанатском сленге навсегда закрепился термин "Вторикелло".

Детство

23 мая 1972 в семье бизнесмена Рубенса Баррикелло появился на свет сын – Рубенс-младший, которого с детства звали просто Рубиньо. В тот период времени Сан-Пауло постепенно начинал превращаться в один из главнейших автогоночных городов мира. А в тот самый год чемпионом стал легендарнейший бразилец – Эмерсон Фиттипальди.

Когда мальчик растёт рядом с трассой, принимающей этапы Формулы-1, а в его городе находится ещё и главная в стране школа картинга – главная мечта практически предрешена.

К тому же, большими фанатами автоспорта были родственники Рубиньо по материнской линии. И в шесть лет мальчик получил в подарок от дедушки свой первый гоночный карт.

Со временем смирился с этим увлечением и отец. В какой-то момент Рубенс-старший даже продал свою машину, чтобы финансировать гоночную карьеру сына. И это имело свой эффект – начиная с 1981 года наш герой пять раз подряд становится чемпионом Бразилии по картингу, а в 1986 стал лучшим на южноамериканском первенстве.

Ранние годы

В 15 лет наш герой отправляется на чемпионат мира по картингу. Дело это было затратным даже для довольно состоятельной семьи, а потому требовалась финансовая поддержка извне. И спонсор нашелся – им стал бразильский пилот Формулы-1 Айртон Сенна.

Хотя сезон прошел и не очень хорошо, но по возвращению домой, Рубенс перешел во "взрослые" гонки – в бразильскую Формулу-Форд. Учитывая то, что ему достался старый поношенный болид, вполне возможно его карьера нашего героя на этом моменте могла и заглохнуть.

Но всё решил случай – однажды работники трассы уронили машину при погрузке, из-за чего были вынуждены подарить ему новую. И результаты заметно пошли вверх.

В 1991 году Баррикелло снова поехал покорять "старый свет", а именно – британскую Формулу-3. На тот момент Рубенсу было всего 17 лет и его не должны были допустить к соревнованиям. Однако, он показал документы своего отца – Рубенса-старшего и по какой-то непонятной причине ему поверили. Как итог – 6 побед в 11 гонках и первое место в турнирной таблице.

Сезон 1992 наш герой провёл в международной Формуле-3000. Из-за довольно посредственной машины, он оказался лишь третьим по итогам сезона. Однако, его имя часто мелькало в поле зрения руководителей команд Формулы-1. И на чемпионат 1993 Эдди Джордан таки подписал Рубенса Баррикелло в "Королевские автогонки".

Эдди Джордан и Рубенс Баррикелло в 1993 году
Эдди Джордан и Рубенс Баррикелло в 1993 году
Формула-1 в социальной сети X (ранее Twitter)

Jordan

В 1993 году команда Джордан переживала далеко не лучшие времена. За сезон у Рубенса сменилось целых пять напарников, что само по себе говорит о нестабильности.

Качество машины тоже оставляло желать лучшего – Баррикелло сумел добраться до финиша лишь в половине гонок, а очки смог заработать только на Гран-при Японии. Примечательно, что именно в той гонке дебютировал его пятый партнёр – Эдди Ирвайн, который ещё не раз появится в этой истории.

В сезоне 1994 дела пошли немного лучше. На открывающей чемпионат домашней гонке в Бразилии Рубенс финишировал четвёртым, а уже на втором этапе – Гран-при Тихого океана – завоевал свой первый подиум в Формуле-1, финишировав третьим. И вместе с тем, наш герой, пусть и временно, но поднялся на вторую строчку личного зачёта.

"Чёрный уикенд"

А дальше был злополучный этап в Имоле, который вошел в историю Формулы-1 как "чёрный уикенд". В пятницу, во время тренировок, Баррикелло стал первым, кто попал в серьёзную аварию. Он потерял сознание, но, к счастью, обошлось без тяжёлых травм – лишь сотрясение и перелом носа.

Рубенс Баррикелло разбил болид на практических заездах Гран-при Сан-Марино 1994
Рубенс Баррикелло разбил болид на практических заездах Гран-при Сан-Марино 1994
Getty Images

Вечером того же дня, не смотря на запрет врачей, Рубенса навестил в больнице его друг и наставник – Айртон Сенна, который пробрался к нему в палату по пожарной лестнице.

Хотя Баррикелло был не в состоянии продолжить участие в Гран-при Сан-Марино, уже в субботу он пришел на трассу, в сопровождении всё того же Айртона. Но как оказалось, это было последнее появление двух бразильцев на публике – на седьмом круге гонки Сенна погиб.

Для Рубенса это было настоящий шоком. Он плакал на похоронах своего учителя и был одним их тех, кто нёс гроб. А после, Баррикелло всерьез задумался о том, чтобы закончить карьеру. Единственное, что заставило нашего героя вернуться в гонки на следующем этапе – это осознание того, что на него теперь надеется вся Бразилия.

Помимо тяжелой аварии Рубенса и смерти Айртона, на Гран-при Сан-Марино в квалификации погиб Роланд Ратценбергер, а на старте гонки из-за столкновения Юрки Ярвилехто и Педро Лами получили травмы четыре зрителя и один полицейский.

Новые двигатели и неправильные педали

В целом ситуация в 1994, как для команды-середняка, у Джордана сложилась весьма неплохо. За оставшиеся этапы Рубенс еще четыре раза приехал четвёртым и по итогам сезона с 19 очками занял 6 место в личном зачёте.

А в 1995 был подписан контракт с новым поставщиком двигателей – Пежо. Хотя это казалось шагом вперёд, однако проблемы с надёжностью стали ещё сильнее. И за сезон наш герой сошел с дистанции целых 9 раз.

Также, с приходом нового моториста из управления болидом ушла педаль сцепления. И наш герой очень долго испытывал сложности с тем, чтобы переучиться. В итоге к Гран-при Канады кокпит переоборудовали, чтобы Рубенс мог и на газ, и на тормоз нажимать правой ногой.

На том же этапе в Монреале, пусть и при помощи проблем у топ-пилотов, Баррикелло приехал вторым, а Ирвайн – третьим. Тем не менее это был лишь небольшой праздник во время тяжелого сезона. Пилоты Джордана начали искать места в других коллективах. И оба попали в поле зрения Феррари.

Жан Алези (сзади) и Рубенс Баррикелло на подиуме Гран-при Канады 1995
Жан Алези (сзади) и Рубенс Баррикелло на подиуме Гран-при Канады 1995
Getty Images

Первые переговоры с Феррари

В прессе тех лет было много разговоров о том, что Рубенс не захотел идти в Скудерию, чтобы не стать вторым номером при Шумахере. Сейчас, зная дальнейшую судьбу бразильца, многие находят этот факт очень забавным.

Однако, следует понимать, что далеко не всегда пилоты говорят в интервью правду. В Джордане гонщики имели слабые ненадёжные болиды и ездили почти что бесплатно. На фоне этих проблем, даже роль "оруженосца" при Шумахере с неплохим гонораром – это было огромное повышение.

Переговоры с Феррари вели оба – и Рубенс, и Эдди. Но ирландец смог найти подход к Жану Тодту и убедить, чтобы именно его подписали в Скудерию. А бразилец, поняв, что проиграл в этой закулисной борьбе, придумал для прессы красивую легенду о том, что не хочет быть вторым пилотом.

Stewart

После ещё одного сезона, Джордан и Баррикелло разорвали гоночные отношения. И в команду подписали двух молодых новичков, и Рубенс устал от общей обстановки в команде. В какой-то момент, казалось, что карьера бразильца может и закончиться, но новый работодатель таки нашелся.

Легенда Формулы-1, трёхкратный чемпион Формулы-1 Джеки Стюарт, основал собственный гоночный коллектив – Stewart Grand Prix. И все три года существования команды Рубенс был ее пилотом.

Чемпионат 1997 обернулся настоящим провалом. За весь год Рубенс лишь три раза смог добраться до финиша. И только однажды в очках – на Гран-при Монако, где Баррикелло приехал вторым, опередив Ирвайна. Не стали лучше дела и в 1998 – по-прежнему много сходов и лишь два попадания в зачётную шестёрку (по системе 10-6-4-3-2-1).

В 1999 наконец-то болиды Стюарта начали ехать. Количество сходов сократилось всего до 5 за год, что по тем временам было отличным показателем. Финиши в очках стали привычным делом. Трижды Рубенс смог побывать на подиуме, а его напарник – Джонни Хербрет – даже одержал победу на Гран-при Европы.

А дальше, неожиданно, команда, находившаяся на взлёте, была продана автоконцерну Форд и получила название Ягуар. Новый гоночный коллектив подавался как амбициозный проект. И на место первого пилота подписали Ирвайна. Оставшись снова без работы, в этот раз Барикелло не упустил шанса занять освободившийся кокпит Феррари.

Феррари

Рубенс оказался в Скудерии в самый разгар противостояния Шумахер-Хаккинен. Прошлые два сезона остались за финном. Следует отметить, что в 1999 немец выбыл из борьбы досрочно из-за перелома ноги. 

Но в 2000 "Красный Барон" был решительно настроен взять реванш. А Феррари шаг за шагом приближалась к невероятно быстрым Макларенам, "пера" Эдриана Ньюи

Разумеется, Барикелло в этой истории ему уготована лишь роль "оруженосца". Однако, всё же, у него в руках был болид способный выигрывать гонки. Оставалось лишь дождаться, когда появится шанс добыть свою первую победу и словить свою минуту славы.

На первом же этапе в составе Скудерии, Рубенс приехал вторым и дополнил командный дубль. А за первые 10 гонок было аж 6 подиумов в составе Скудерии. Однако вопрос заветного шага на верхнюю ступеньку подиума всё ещё оставался открытым.

Уж точно где никто не ожидал от Баррикелло победы – так это на Гран-при Германии, где бразилец стартовал аж 18-м. Но не стоит никогда забывать о том, что квалификация – это квалификация, а гонка – это гонка.

На старте заезда Шумахер сошел после того как в него врезался Джанкарло Физикелло. Сход лидера команды означал, что второй пилот может получить свой шанс.

Вот только от заветной первой строчки Рубенса отделяло очень много гонщиков. И пока бразилец одного за другим проходил пилотов "массовки", два Макларена уверенно отрывались вперёд. Максимум на что мог рассчитывать Баррикелло – это третья позиция.

Но, сначала на трассу выбежал зритель, который таким образом выразил протест против того, что его уволили с завода Мерседес. От части, он смог навредить бывшему работодателю он смог – для упрощения поимки нарушителя на трассу выпустили машину безопасности, благодаря чему "серебряные стрелы" потеряли накопленное преимущество.

Тем не менее, лидером гонки всё еще оставался Мика Хаккинен. Но это было до тех пор, пока своё слово не сказала погода. Как только начался дождь, большинство пилотов предпочли сменить покрышки на дождевые. Но стратегии Росс Браун решил рискнуть и приказал Рубенсу оставаться на трассе на "сухих" шинах, благодаря чему тот вышел в лидеры гонки.

Эта ставка сыграла. Дело в том, что старая конфигурация Хоккенхаймринга имела длинные прямые, уходившие далеко в лес более чем на километр. И если "стадионная" часть трека была мокрой, то вот отдалённые участки оставались сухими, что позволяло бразильцу отыгрывать потери.

Ближе к концу заезда осадки усилились, но наш герой смог удержаться на первой позиции. И после окончания 45-го круга, к радости своих родных и всей Бразилии, Рубенс Баррикелло вписал своё имя в список победителей Гран-при Формулы-1. Свершилось то, к чему мальчишка из Сан-Пауло шел всю жизнь. А дальше он просто заплакал от счастья на подиуме.

Подиум Гран-при Германии 2020: Рубенс Баррикелло плачет от счастья после первой победы в Формуле-1. Рядом – Мика Хаккинен и Дэвид Култхард
Подиум Гран-при Германии 2020: Рубенс Баррикелло плачет от счастья после первой победы в Формуле-1. Рядом – Мика Хаккинен и Дэвид Култхард
Getty Images

Интересный факт: Следующий раз очередной демонстрант выбежал на трассу на Гран-при Великобритании 2003. Ту гонку тоже выиграл Баррикелло.

"Оруженосец" Шумахера

После недолго "звёздного часа", наш герой снова вернулся к своим обязанностям "оруженосца" – прикрывать тыл Шумахера и по возможности отбирать очки у пилотов Макларена. Справлялся он с этим ничем не хуже предшественника, а вполне можно даже лучше. Вся Скудерия и сам Михаэль были довольны работой Рубенса.

По итогу 2000 года, "Красный Барон" стал чемпионом, а Феррари добыла кубок конструкторов. И где-то по фону этого всеобщего праздника был и Баррикелло. В сезоне 2001 поменялось лишь то, главным соперником был уже не Хаккинен, а Култхард.

На Гран-при Австрии 2001 Рубенс получил приказ пропустить Михаэля на вторую позицию. В тот момент борьба в личном зачёте кипела жарко и даже 2 очка имели ощутимый вес. В целом, это вполне обычная практика для командного вида спорта. Но это было лишь репетицией к тому, что случилось год спустя.

"Вторикелло"

Если в 2001 Шумахер оказался позади напарника из-за столкновения с Монтойей, то в 2002 просто Баррикелло проводил очень хорошую гонку на австрийской трассе, которая тогда имела название "А1-Ринг" (Теперешний "Ред Булл Ринг").

На последних десяти кругах гонки между Рубенсом и руководством Феррари шли переговоры о том, что он должен отдать первую позицию Михаэлю. Бразилец до последнего не хотел это делать, пока ему впрямую не посоветовали задуматься о контракте. Говоря другими словами, ему пригрозили, что в случае неподчинения, эта гонка может стать для него последней в составе Скудерии. В итоге, уже на последней прямой, перед самой финишной линией, Баррикелло нажал на тормоз и отдал победу Шумахеру.

Рождение термина Вторикелло: Рубенс Баррикелло (сзади) отдал победу Михаэлю Шумахеру (впереди) на Гран-при Австрии 2002
Рождение термина "Вторикелло": Рубенс Баррикелло (сзади) отдал победу Михаэлю Шумахеру (впереди) на Гран-при Австрии 2002
Getty Images

С учётом того, что на тот момент "Красный Барон" и без того уверенно лидировал в личном зачёте с отрывом в 19 очков, произошедшее вызвало настоящую бурю недовольства среди болельщиков. А по окончании сезона, наряду с рядом других "антишумахеровских" поправок, в регламент был внесён запрет на использование командных приказов.

В то же время, люди, которые познали всю глубину мира Формулы-1 понимали, что "королевские гонки" – командный вид спорта. И работа всего коллектива на одного человека – вполне естественная вещь. Это часто осуждается зрителями, но показывает свою эффективность на практике.

Была ли необходимость в таком решении? С одной стороны, Шумахер на тот момент действительно уверенно контролировал чемпионат. Однако стоит помнить, что автогонки всегда были и остаются опасным видом спорта.

Всего тремя годами ранее сам Михаэль выбыл из борьбы из-за травмы. А в 1976 году Ники Лауда, пропустив два этапа после страшной аварии на Нюрбургринге, проиграл титул с разницей в одно очко. Потому, желание Феррари подстраховаться имело смысл, даже ценою репетиционных потерь.

К тому же, хотя сезон 2002 и считается годом доминирования Скудерии, но следует понимать, что болиды Вильямса ничуть не уступали в скорости. Вопрос был лишь в том, что сине-белые машины имели слабость в виде ненадёжного мотора БМВ, который то и дело выходил из строя.

Сам Шумахер не хотел ссориться с "оруженосцем" и не сказать, что был рад подобной победе. На подиуме Шуми демонстративно подтолкнул Баррикелло на верхнюю ступень подиума, а также отдал ему кубок. Именно это нарушение церемонии награждения команда была оштрафована на целый миллион долларов.

После того, как Михаэль гарантировал себе досрочный чемпионский титул за рекордные 6 этапов до конца, он помог Рубенсу завоевать второе место в личном зачёте, а в США прямо вернул долг, отдав победу на финишной прямой.

Михаэль Шумахер (дальше) вернул долг Рубенсу Баррикелло (ближе) на Гран-при США 2002
Михаэль Шумахер (дальше) вернул долг Рубенсу Баррикелло (ближе) на Гран-при США 2002
Формула-1 в социальной сети X (ранее Twitter)

Статистический факт: за все 4 гонки, которые Баррикелло выиграл в том сезоне, суммарное отставание Шумахера составило мене е одной секунды. Это только подтверждает, что "Красный Барон" просто делал подарки "с барского плеча".

Как бы там ни было, именно Гран-при Австрии 2002 вписал в лексикон фанатов Формулы-1 термин "Вторикелло", а Рубенс стал неким олицетворением "пилотов номер 2".

Верный помощник

Сезон 2003 принёс серьёзные изменения в регламент Формулы-1. Организаторы стремились вернуть интригу и остановить доминирование Шумахера. Эти меры сработали: новым главным соперником "Красного Барона" стал молодой Кими Райкконен, а борьба за титул продлилась до финального этапа.

Перед последней гонкой Шуми опережал Кими на 9 очков – ему было достаточно финишировать восьмым, чтобы завоевать титул. Однако, странный формат квалификации с одной зачётной попыткой привел к тому, что на сложной для обгонов трассе в Сузуке Михаэль стартовал лишь 14-м.

Тогда вся тяжесть битвы за шестой титул легла на плечи его верного "оруженосца": Баррикелло стартовал с поула и его главной задачей было любой ценой остаться впереди Райкконена.

И в тот момент Рубенс сделал всё необходимое – он выиграл гонку. Конечно, ближе к концу гонки "Красный Барон" таки смог прорваться на восьмое место. Но это никак не отменяет героического подвига, который совершил его напарник.

В сезоне 2004 снова вернулось доминирование Шумахера, который добыл седьмой титул. А Баррикелло второй раз в карьере занял вторую строчку в итоговой таблице. Но в 2005 году второй пакет "антишумахеровских" поправок в регламент таки отправил Скудерию на дно.

Следует отметить, что, как и когда-то Эдди Ирвайн, Рубенс мечтал о том, что однажды ему представится шанс побороться за нечто большее. Но к тому моменту, наш герой осознал, что его мечты напрасны. А потому, в конце 2005 года он покинул Феррари и ушел в Хонду.

Шанс всей жизни

Сезоны 2006-2008 стали неким периодом забвения для Рубенса. Скорость Хонды оставляла желать лучшего. А проблемы с надёжность окончательно ставили крест на любых мечтах о подиумном шампанском.

Даже в родной Бразилии люди постепенно начали забывать о том, что вообще на трассе присутствует Баррикелло. Тем более, что новой надеждой всей страны стал Фелипе Масса, занявший его место в Феррари

Лучи надежды заблестели, когда к Хонде присоединился старый знакомый – Росс Браун, который разработал свой план, как попасть на вершину в сезоне 2009.

Несмотря на большой ряд сложностей возникших в межсезонье, гениальный стратег таки вывел на старт команду уже под названием "Браун GP". А подробнее все это описано в отдельной статье:

Начало чемпионата для теперь уже частного гоночного коллектива превзошло все ожидания. Вот только для нашего героя всё оказалось не столь радужным – он снова оказался в роли "пилота номер два".

Конечного, речь не шла о тотальном подчинении, как это было во времена сотрудничества с Шумахером. Но, тем не менее, в множестве различных мелочей проявлялся один факт: вся команда работает на другого пилота – Дженсона Баттона.

Пока напарник стремительно наращивал отрыв, Рубенс оставался один сам за себя. После того как британец выиграл 6 из 7 первых гонок, бразилец отставал от него уже 26 очков. Но в середине сезона кардинально изменилась расстановка сил.

У Брауна просто не было денег, чтобы обновлять свои болиды. И в момент, когда Ред Булл, Феррари и Макларен вышли вперёд по чистой скорости, вместе с "внешними" соперникам, неожиданно для всех, к погоне за Баттоном подключился и Баррикелло.

Начиная с Гран-при Великобритании, в последующих восьми этапах наш герой шесть раз опередил напарника. При чем, на трассах в Валенсии и Монце бразилец даже одержал победы.

Рубенс Баррикелло – победитель Гран-при Италии 2009
Рубенс Баррикелло – победитель Гран-при Италии 2009
Getty Images

К предпоследнему этапу, который проходил в Бразилии, разница между партнёрами сократилась до 14 очков. По системе 10-8-6-5-4-3-2-1 это было много. Но всё оживилось после дождевой квалификации, в которой Рубенс оказался на поуле, а Дженсон – лишь 14-м.

Рубенс Баррикелло добывает поул на Гран-при Бразилии 2009
Рубенс Баррикелло добывает поул на Гран-при Бразилии 2009
Getty Images

Перед нашим героем замаячила надежда наконец-то побороться за титул и сбросить с себя ярлык "второго пилота".

Проклятье Интерлагоса

Ещё будучи мальчишкой, Рубенс приходил на трассу Интерлагос, мечтая о том, как он будет сам выступать на ней. А оказавший в Формуле-1, он больше всего хотел победить дома, чтобы с подиума помахать рукой своим друзьям детства.

Но по злой иронии, именно перед родными трибунами он постоянно сталкивался с проблемами. К тому моменту, из 15 гонок, в 10 он вообще не добрался до финиша. А в оставшихся 5, лучшим результатом было третье место в 2004. А самый обидный случай произошел в 2003 – Рубенс вышел в лидеры, но сошел из-за того, что закончилось топливо.

Поэтому, в 2009, помимо титула, Баррикелло мечтал о том, чтобы наконец-то выиграть в Бразилии. Но, к сожалению, обе мечты оказались напрасными. Сначала наш герой утратил лидерство, а позже получил прокол колеса в борьбе с Льюисом Хамильтом. И это окончательно разрушило все надежды.

Закат

После очередного домашнего разочарования на Интерлагосе Рубенс откатился на третье место в общем зачёте. А в конце года команду Браун GP выкупил Мерседес, сменив обоих гонщиков.

На два последних года в Формуле-1 наш герой подписал контракт с Вильямсом – на тот момент типичным середняком, чья техника позволяла бороться за очки лишь во второй половине десятки новой системе начисления.

За тот период времени запоминающимися были лишь два момента. В Венгрии 2010 Баррикелло за счёт значительно более свежей резины обогнал Шумахера и тем самым символически "отомстил" бывшему напарнику.

Следует отметить, что даже на медленном и сыром Мерседесе "Красный Барон" сдаваться просто так не собирался и едва не вытолкал Рубенса в бетон. Манёвр был на грани, но завершился чисто – наш герой прошёл вперёд, буквально в сантиметре от стены.

Жёсткая борьба Рубенса Баррикелло и Михаэля Шумахера на Гран-при Венгрии 2010
Жёсткая борьба Рубенса Баррикелло и Михаэля Шумахера на Гран-при Венгрии 2010
Формула-1 в социальной сети X (ранее Twitter)

Второе же событие – просто статистический факт: на следующем этапе в Бельгии Баррикелло стал первым гонщиком Формулы-1, принявшим участие в 300 Гран-при.

Формально завершил карьеру в Ф1 наш герой в 2011 году, финишировав 14-м на родине в Бразилии. Однако гонки он не бросил и продолжил выступать в различных кузовных сериях, а в 2022-м стал чемпионом Stock Car Pro Series.

Эпилог

Одна их цитат Шумахера гласит: "Каждый из нас – продукт своей эпохи. И лишь немногие – ее олицетворение". Нечто похожее можно сказать и о его верном "оруженосце".

На самом деле, история Формулы-1 знала очень многих "пилотов номер два". Но лишь Баррикелло стал неким символом этого образа, что сделало его, по-своему, легендой автоспорта.

Хотя после 2005 года отношения между гонщиками стали довольно прохладными, некая ментальная связь между ними всё же сохранилась. В 2018 году, находясь на операционном столе под общим наркозом, Рубенс, по словам врачей, говорил о Михаэле.