Маэстро скорости: история Хуана Мануэля Фанхио – доминатора ранней Формулы-1

Сегодня, 24 июля, могло бы исполниться 114 лет и настоящей легенде 50-х – Хуану Мануэлю Фанхио по прозвищу "Маэстро". Аргентинец вошел в историю Формулы-1 как пятикратный чемпион мира и его показатель оставался рекордным почти половину столетия.
А потому, сегодня предлагаю вам перенестись в атмосферу той эпохи, когда "королевские гонки" только зарождались. Это было время безрассудных романтиков, которые устанавливали на автомобиль самолётный двигатель и выходили на старт, словно в последний бой. А риск для жизни был настолько велик, что гонщики нередко прощались с родными перед заездом.
Ранние годы
24 июня 1911 года в аргентинском городе Балькарсе в семье итальянских мигрантов – Лорето Фанхио и Эрминии Д'Эрамо – родился шестой ребёнок, которого назвали Хуан Мануэль. В возрасте девяти лет мальчик начал работать в кузнице, помогая чинить местные повозки.
Однако XX век с самого начала стал эпохой стремительного технического прогресса, а потому кони постепенно становились железными. И через год юный Хуан Мануэль "переквалифицировался" и начал осваивать основы инженерного дела.
В 11 лет он уже поступил в мастерскую "Концессионария Регби", где его обучали не только ремонту автомобилей, но и вождению. А в 13 лет наш герой бросил школу и устроился помощником механика в автомастерскую Мигеля Анхеля Касаса.
В 20 лет Фанхио был призван на военную службу и зачислен в кадетскую школу Кампо-де-Майо недалеко от Буэнос-Айреса. Там его водительские навыки были по достоинству оценены командиром, который назначил Хуана-Мануэля своим личным шофёром.
После демобилизации Фанхио хотел вернуться к ещё одному своему увлечению – футболу. А чтобы зарабатывать на жизнь, он вместе с товарищем по команде, Жозе Дюффардом, открыл собственную автомастерскую в Балкарсе. То, что начиналось, как работа, постепенно превратилось в новое хобби – автомобили. Полноценная же гоночная карьера началась в 1936 году, когда Фанхио было 24 года.
Около десяти лет наш герой участвовал в различных гоночных соревнованиях по всей Южной Америке и постепенно становился знаменитостью у себя на родине – в Аргентине. Причём, помимо таланта гонщика, ему нередко помогали и навыки механика: не раз он устранял технические неисправности прямо во время заезда.
А в 1947 году, при содействии президента Хуана Перона, Хуан Мануэль Фанхио отправился выступать в Европе, где быстро зарекомендовал себя как сильный и опытный пилот. И, разумеется, когда в 1950 году был учреждён официальный чемпионат Формулы-1, аргентинца пригласила в свои ряды легендарная итальянская команда Alfa Romeo.
Alfa Romeo
13 июня 1950 года на британском автодроме Сильверстоун, построенном на месте бывшего военного аэродрома, состоялась первая официальная гонка в истории "королевского автоспорта".
Хотя квалификация тогда уже проводилась, Формула-1 ещё не использовала привычную современную "лесенку" на стартовой решётке. В том заезде первый ряд включал сразу четыре машины. И если зрителям XXI века надоело доминирование одной команды, то вот интересный факт: все четыре "фронтальные" позиции на старте заняли болиды Альфа Ромео.
В начале гонки Фарина, Фанхио и Фаджоли регулярно сменяли друг друга в борьбе за лидерство. Однако после 16-го круга преимущество захватил Фарина – и больше его не упустил. Фанхио пытался навязать борьбу, но за восемь кругов до финиша сошёл с дистанции из-за поломки маслопровода на его болиде. Оставшиеся три машины "Альфы" финишировали с огромным отрывом, опередив ближайшего соперника, выступавшего на другой технике, на два круга.
Двумя неделями позже состоялось Гран-при Монако. Гонка запомнилась массовым завалом уже на первом круге, в результате которого с дистанции сошли более половины участников. Однако всё это происходило позади лидера заезда.
Не уступив ни разу первую позицию, Хуан Мануэль Фанхио не просто одержал победу – он стал первым в истории Формулы-1 обладателем так называемого "большого шлема".

Гоночная терминология: Большой шлем – это уникальное достижение, при котором один и тот же пилот в рамках одного Гран-при стартует с поула, лидирует на протяжении всей дистанции, выигрывает гонку и устанавливает быстрейший круг.
В Швейцарии, воспользовавшись проблемами у нашего героя, победу одержал Фарина. Зато в Бельгии и Франции на верхнюю ступень подиума поднялся уже Фанхио, что позволило ему выйти в лидеры личного зачёта.
В те годы использовалась система начисления очков: 8-6-4-3-2, плюс 1 дополнительное очко за быстрейший круг. Перед финальной гонкой турнирная таблица выглядела следующим образом:
- 1. Хуан Мануэль Фанхио (Alfa Romeo) – 26 очков
- 2. Луиджи Фаджоли (Alfa Romeo) – 24 очка
- 3. Джузеппе "Нино" Фарина (Alfa Romeo) – 22 очка
Хотя за титул боролись исключительно гонщики Альфа-Ромео, пилот Феррари Альберто Аскари, получивший обновление на свой болид, отчаянно стремился блеснуть перед родными трибунами. В квалификации Фанхио опередил Аскари всего на 0,2 секунды – даже сейчас бывают большие разрывы, а по меркам 1950 года это было невероятно близко. Тем не менее, на старте обоих обошёл Фарина и сразу же захватил лидерство в гонке.
Какое-то время тройка лидеров шла плотной группой. Однако на 21-м круге болид Скудерии перегрелся, и двум "Альфам" осталось бороться только между собой. Но и эта дуэль продлилась недолго – уже на 23-м круге Хуан Мануэль сошёл с дистанции из-за поломки коробки передач.
А дальше произошло то, что сегодня кажется немыслимым и строго запрещено, но в 50-х было обычной практикой: Пьеро Таруффи заехал на пит-лейн и уступил свой болид Фанхио, чтобы тот смог продолжить гонку.
Если бы аргентинец сумел финишировать в первой пятёрке, оба гонщика получили бы половину очков. Но вскоре отказал и второй автомобиль – на этот раз подвёл двигатель.
На этом борьба за чемпионство была окончена. Фарина без особых проблем довёл гонку до победы и стал первым в истории чемпионом мира. Нашему герою досталось второе место в личном зачёте.
Командная тактика 1950-х
Поначалу казалось, что сезон 1951 станет прямым продолжением предыдущего – в Швейцарии и Бельгии Фанхио и Фарина обменялись победами. А на Гран-при Франции произошёл скандал, который мог бы поразить даже зрителей, видевших командную драму на Гран-при Австрии 2002 года.
После 10 кругов гонки двигатель на машине Хуана Мануэля начал сбоить. Когда же на 20-м круге на плановую дозаправку отправился ехавший в лидирующей группе Луиджи Фаджоли, команда дала распоряжение, чтобы пилоты поменялись болидами – аргентинец получил исправную гоночную технику, на которой в итоге одержал победу, а итальянец – поломанную, на которой в итоге отстал на 22 круга.
Фаджиоли был опытным пилотом, выступавших в гонках ещё с 1920-х годов, а в 1950 являлся одним из претендентов на титул. Также, он отличался вспыльчивым характером. И тот факт, что команда так бесцеремонно заставила его отдать победу, разозлил Луиджи настолько, что он после этого попросту завершил карьеру в Формуле-1.
Стоит отметить, что вторым во Франции был Альберто Аскари, который также заканчивал заезд на болиде напарника – Хосе-Фройлана Гонсалеса, после того как на его личной машине сломалась коробка передач. Однако в Феррари дело обошлось без подобных скандалов.
Фанхио vs Аскари
К середине сезона 1951 года Фарина начал постепенно отставать, и Фанхио стал единоличным лидером Альфа-Ромео. Однако в этот момент о себе напомнил соперник из Феррари – Альберто Аскари. По сути, это стало началом первого "великого противостояния" в истории Формулы-1.

Перехват инициативы в борьбе двух итальянских команд произошёл на Гран-при Германии: гонку в "Зелёном аду" – легендарной трассе Нюрбургринг – выиграл Аскари, а в первой шестёрке финишировали сразу пять болидов Феррари. Лишь Фанхио, приехавший вторым, смог нарушить красную идиллию.
Тенденция продолжилась в Монце: Альберто одержал вторую подряд победу перед домашней публикой, а Хуан Мануэль сошёл с дистанции из-за очередных проблем с двигателем.
К финальной гонке в Испании претенденты на титул подошли с разницей всего в два очка. Поначалу казалось, что это уик-энд Скудерии: в квалификации Аскари опередил Фанхио почти на две секунды. Однако в гонке ключевую роль сыграли... шины.
Сегодняшние зрители Формулы-1 привыкли к тому, что состояние покрышек может серьёзно повлиять на результат гонки. Но в те времена, когда успех связывали в первую очередь с мощностью двигателя и мастерством пилота, это было большой неожиданностью.
Короткий участок абразивного асфальта сыграл на руку Альфа-Ромео: их машины, использовавшие колёсные диски большего диаметра, намного лучше работали с резиной. В итоге, несмотря на изначально неблагоприятные условия, Хуан Мануэль Фанхио легко одержал победу в гонке и стал вторым чемпионом мира Формулы-1.

Уход Альфа-Ромео
Сезон 1952 года ознаменовался первым неожиданным уходом из Формулы-1: команда, чьи пилоты выиграли два первых сезона, внезапно приняла решение покинуть чемпионат мира.
На заре "королевских автогонок" использовались, преимущественно, довоенные технологии, на которых и была построена чемпионская машина Альфа-Ромео. Однако соперники, особенно Феррари, постепенно начали развивать более современную гоночную технику. В то время как "Альфа" не могла позволить себе такие расходы по финансовым причинам.
Оставшись без болида, Фанхио был вынужден пропустить начало сезона. В июне он получил приглашение выступить за Мазерати на внезачётной гонке в Монце, которая проходила на следующий день после соревнований в Дандроде. Стоит отметить, что в те времена пилоты Формулы-1 часто принимали участие в других автоспортивных мероприятиях.
Добирался на вторую гонку наш герой самостоятельно. Всю ночь он провёл за рулём, преодолевая горные дороги, и прибыл на трассу всего за полчаса до старта.
Усталость дала о себе знать – уже на втором круге Фанхио потерял управление и попал в серьёзную аварию. С многочисленными травмами его доставили в госпиталь. Позже его навестил выигравший ту гонку Фарина и символически передал Фанхио лавровый венок победителя.
Хуану Мануэлю предстояло долгое восстановление. Вернуться в Формулу-1 он смог лишь в 1953 году – всё с той же командой Мазерати.
Фанхио vs Аскари, часть 2
Во время отсутствия Фанхио в Формуле-1 в доминирующем стиле чемпионом мира стал Аскари. Поэтому сезон 1953 года оба гонщика начинали уже в статусе обладателей титулов, и, разумеется, именно к ним было приковано всё внимание зрителей.
Однако своё слово сказала надёжность техники. В Аргентине и Нидерландах наш герой сошёл с дистанции из-за технических неисправностей. А в Бельгии, после отказа двигателя, свой болид ему уступил напарник – Джонни Клэз. Фанхио смог прорваться на третью позицию, однако на последнем круге допустил ошибку и разбил машину.
Во Франции Хуан Мануэль наконец-то финишировал, заняв второе место. Аналогичных результатов он добился и в Великобритании, и в Германии. А в Швейцарии, после очередной замены болида по ходу гонки, аргентинец финишировал четвёртым.

К финальной гонке сезона в Италии вопрос чемпионского титула уже был решён – титул снова завоевал Аскари. Однако борьба за второе место в личном зачёте оставалась открытой между Фанхио и Фариной. Именно эти трое – Фанхио, Фарина и Аскари – были главными претендентами на победу в Монце и неоднократно сменяли друг друга в роли лидера по ходу заезда.
Последний круг Хуан Мануэль начинал третьим, и казалось, что подняться выше он уже не сможет. Но всё изменилось, когда лидирующая группа догнала кругового – Онофре Маримона. В те времена система синих флагов ещё не была отлажена, как сейчас.
В результате Аскари, лидировавший на тот момент, сошёл с дистанции после столкновения с Маримоном, а Фарина чудом успел затормозить и избежал такой же участи.
Фанхио же оказался наиболее собранным – он вовремя среагировал на инцидент, вырвался вперёд и выиграл гонку. Это была его первая победа после возвращения и одновременно первая в истории Формулы-1 для команды Мазерати.
Золотые годы
Плавно наша история подошла к своему золотому периоду. Сезоны 1954-1957 вошли в историю как эпоха доминирования Хуана Мануэля Фанхио. После трагической гибели Аскари в 1955 году, не осталось ни одного гонщика, способного по-настоящему конкурировать с аргентинцем на протяжении целого сезона.
Чемпионат 1954 отметился событием, которое до сих пор остаётся единственным и уникальным в истории Формулы-1 – Фанхио стал чемпионом мира посреди сезона. Первые две победы он одержал за рулём Мазерати, после чего пересел за руль Мерседеса, и выиграл ещё 4 гонки из 6 оставшихся. Вместе с "серебряными стрелами" взял титул наш герой и в 1955.

Но вскоре Хуану Мануэлю снова пришлось искать новую команду. Дело в том, что 11 июня 1955 года на знаменитой гонке "24 часа Ле-Мана" произошла самая ужасающая авария в истории автоспорта, унёсшая жизни 83 человек, включая гонщика Пьера Левега, а ещё около 120 зрителей получили ранения. Концерн Мерседес взял на себя моральную ответственность за случившееся и принял решение свернуть все свои автогоночные программы.
Однако, довольно быстро нашлась свободная машина и 1956-й наш герой провёл в составе Феррари. В отличие от двух предыдущих чемпионатов, этот сезон точно нельзя было назвать лёгкой прогулкой – серьёзную конкуренцию Фанхио составили Стирлинг Мосс и Питер Коллинз. В итоге аргентинец стал чемпионом с преимуществом всего в три очка.

А в 1957 году Хуан Мануэль вернулся в команду Мазерати, где провёл ещё один выдающийся сезон. Пять побед в шести гонках (если не учитывать формально входившую в календарь Формулы-1 гонку Инди-500) обеспечили ему пятый титул – за две гонки до окончания сезона.
А вместе с тем, в возрасте 46 лет и 41 дня, Фанхио установил рекорд, который держится по сей день – он стал самым возрастным чемпионом мира в истории Формулы-1.
Конец карьеры
23 февраля 1958 года, во время внезачётного Гран-при Гаваны, произошёл один из самых громких инцидентов в истории автоспорта – Фанхио был похищен группой повстанцев, связанных с движением Фиделя Кастро.
Они не требовали выкупа, а скорее, стремились привлечь внимание мировой общественности к своей борьбе. Отношение к гонщику было вежливым и уважительным, а через 29 часов его отпустили, и он даже успел выйти на старт заезда.
Хотя Фанхио расстался со своими похитителями в доброжелательной атмосфере, происшествие оставило глубокий след. Это стало одной из двух причин, по которым он вскоре завершил карьеру. Второй стала растущая скорбь по погибшим коллегам.
Последней гонкой Фанхио в Формуле-1 стало Гран-при Франции 1958 года. Именно там произошёл символичный момент, подчеркнувший уважение, которое питали к "Маэстро" другие пилоты: незадолго до финиша лидировавший Майк Хоторн намеренно сбавил скорость, чтобы не обгонять Фанхио на круг, тем самым позволив аргентинцу проехать полную дистанцию.
Наследие
Достижение Хуана Мануэля Фанхио – пять чемпионских титулов, из которых четыре были завоёваны подряд, – было немыслимым.
Аргентинец на долгие годы стал символом абсолютного доминирования в Формуле-1. Подобного масштаба "королевские автогонки" не видели вплоть до начала золотой эпохи Михаэля Шумахера, который лишь спустя полвека сумел превзойти рекорд, казавшийся вечным.
После завершения карьеры Фанхио регулярно появлялся на различных автоспортивных мероприятиях в качестве почётного гостя. А в 1974 году он был назначен президентом Mercedes-Benz Argentina. В той или иной форме он сохранял связь с автоспортом почти до последних дней своей жизни.
