Украинская правда

От ненависти до любви один шаг: история отношений Льюиса Хамильтона и Феррари

Getty Images
От ненависти до любви один шаг: история отношений Льюиса Хамильтона и Феррари

Уже в эти выходные состоится 12-й этап сезона Формулы-1 2025 года – Гран-при Великобритании.

Кроме молодых местных звезд Ландо Норриса и Джорджа Расселла особое внимание будет уделено легендарной фигуре в британском не только авто и вообще спорте – Льюиса Гамильтона.

"Чемпион" также не остается в стороне и накануне домашнего этапа 7-кратного чемпиона мира, на котором он 9 раз одерживал победы (абсолютный рекорд по 1 месту на одном этапе в истории), мы решили вспомнить, как складывались отношения сэра Льюиса с его уже действующей командой Феррари.


В феврале 2024 года новость о контракте Льюиса Хэмилтон с командой Феррари на сезон 2025 года имела эффект разорвавшейся бомбы. Сложно найти фаната автоспорта, для которого этот трансфер бы ни был неожиданностью.

И даже сейчас, когда британец уже провёл несколько гонок в составе Скудерии, многим зрителям все ещё непривычно видеть его в красном комбинезоне.

Очень много раз соперниками Льюиса за титул становились пилоты итальянского коллектива. Часто сражения на трассе сопровождались скандалами за ее пределами. 

А в 2017-2018 годах ненависть со стороны итальянских "тифоззи" достигла такого уровня, что на трибунах Монцы можно было наблюдать "хэйтерские" плакаты, за которые зрителей даже обвиняли в расизме.

Плакат враждебно настроенных итальянских фанатов в Монце
Плакат враждебно настроенных итальянских фанатов в Монце
Getty Images

2007

Почти сразу после того, как Хэмилтон пришел в Формулу-1, разразился шпионский скандал между Феррари и Маклареном: британская команда украла чертежи итальянской и по ним построила практически идентичный болид. Конечно, сам гонщик был далёк от этих разбирательств, однако это было только начало.

В целом, самого Льюиса большую часть сезона пилоты Скудерии не особо тревожили, а его главной проблемой был титулованный напарник – Фернандо Алонсо.

Собственно, постоянные разборки внутри "серебряных стрел" и привели к тому, что Кими Райкконен в последний момент смог вырвать себе титул.

И вот уже этот факт стал причиной уже первой конфронтацией гонщика с командой-соперником. Дело в том, что в последней гонке Фелипе Масса уступил первую позицию Райкконену, что и позволило финну стать чемпионом.

В те времена открытые командные приказы были запрещены, поэтому в Скудерии сделали все "элегантно" – через пит-стопы: Фелипе заехал в боксы первым, после чего несколько кругов ехал в "прогулочном темпе", что позволило Кими возглавить гонку после своей остановки.

Хотя формально обвинить никого было нельзя, тем не менее, Льюис в своём интервью косвенно намекнул на то, что считает перемену мест красных болидов спланированным ходом итальянского коллектива.

2008

Про большое количество подарков, которые претенденты на титул делали друг другу в сезоне 2008, а также про драматическую концовку финального этапа я уже рассказывал в статье про Фелипе Массу.

Однако, также сезон был полон множеством спорных моментов и скандалов, которые сопровождали борьбу за чемпионский титул.

Первый конфликтный эпизод произошел на Гран-при Канады. По действовавшим тогда правилам машины безопасности, в конце пит-лейна загорелся красный свет, обязавший пилотов стоять и пропускать тех, кто едут по трассе.

Возле стоп-линии находились Кими Райкконен и Роберт Кубица. Приближавшиеся к ним Хэмилтон слишком поздно заметил красный сигнал. Затормозить он уже не успевал.

И что важно отметить – прямо по курсу у него находился Кубица, но он вывернул руль влево и врезался в Райкконена, который на тот момент считался более сильным соперником в чемпионате.

Льюис Хамильтон врезался в Кими Райкконена на Гран-при Канады 2008
Льюис Хамильтон врезался в Кими Райкконена на Гран-при Канады 2008
Скриншот с официального канала Формулы-1 в YouTube

Британец и финн сошли с дистанции, а поляк проложил путь к своей единственной победе в карьере. На первый взгляд показалось, что Кими и Льюис довольно мирно пережили эпизод, однако дальше последовали официальные заявления от Феррари с обвинениями Хэмилтона в непрофессионализме. По итогу гонщик получил штраф в 10 позиций на старте следующего этапа.

Тремя гонками спустя, на Гран-при Германии произошел еще один спорный эпизод. На завершающей стадии гонки произошла борьба за позицию между Хэмилтоном и Массой. Британец имел преимущество по свежести шин и атаковал.

А закончилось всё тем, что Льюис вытеснил Фелипе на траву и спокойно уехал к победе. Каких-то официальных заявления от Скудерии не было, однако это стало поводом для ярких споров между фанатами в интернете.

Еще через три этапа была гонка в Бельгии. За 3 круга до финиша Райкконен лидировал на своей любимой трассе, но Хэмилтон активно показывал себя в зеркалах. В конце 42-го (из 44) круга Льюис пошел в атаку и срезал последний поворот. По правила он был обязан вернуть позицию Кими. Но британец сделал это так, чтобы сразу же оказаться в слип-стриме и снова выйти вперед на торможении.

А дальше начался дождь. После того как два лидера обменялись ошибками, Райкконен разбил машину, а Хэмилтон спокойно уехал вперед, как тогда казалось – к победе. Но после финиша судьи дали Льюису наказание в 25 секунд за получение преимущества за пределами трассы.

Таким образом, выиграл гонку Фелипе Масса, а на второе место переместился Ник Хайдфельд, который переобулся в дождевую резину и за один круг отыграл больше, чем потерял на пит-стопе.

Хэмилтон оказался в итоговом протоколе третьим и завил, что если бы знал про штраф – то проехал бы последние километры дистанции быстрее.

Чем ближе был конец сезона, тем больше было напряжение. И на Гран-при Японии, после которого оставалось всего лишь два других этапа, Льюис отметился инцидентами с обеими машинами Феррари.

Сначала на старте Хэмилтон вывез Райкконена за пределы трассы, а позже уже Масса поддел британца и того развернуло. Поскольку Фелипе получил за это штрафной проезд по пит-лейн, оба претендента на титул провалились вниз.

А на предпоследнем этапе, в Китае, Скудерия снова применила командную тактику, при чем куда более открыто, чем годом ранее. Конечно, никаких запрещённых приказов не следовало, но все было заранее оговорено между пилотами.

На завершающей стадии гонки, едучи вторым, Райкконен замедлился и без борьбы пропустил напарника, что позволило Массе минимизировать потери и приехать в Бразилию с отставанием в 7 очков вместо 9.

Каких-то санкций от дирекции гонки не последовало. Однако в прессе эпизод активно обсуждался, а Хэмилтон снова упрекнул Скудерию в нечестной игре, как это было годом ранее.

Драматичный финал в Бразилии, в котором Льюис вырвал титул в последнем повороте последней гонки, хотя и вызвал бурю эмоций у множества людей, однако каких-то серьезных поводов для взаимных обвинений не дел.

Затишье перед бурей

В сезоне 2009 и Феррари и Макларен "выдыхали" прошлогоднюю борьбу. А на лидирующие позиции вырвалась сначала частная команда Браун GP, о захватывающей истории которой у нас есть отдельная статья.

Чемпионат 2010, несмотря на творившийся хаос и наличие сразу пяти претендентов титул, в контексте взаимных претензий ограничился лишь двумя эпизодами: всеобщим недовольством от того, что Феррари открыто использовала командную тактику в Германии, а также, эпизодом в квалификации к Гран-при Абу-Даби, когда Хэмилтон чудом избежал столкновения с Массой и сразу же по командному радио заявил, что бразилец пытался его выбить. Но это было лишь разминкой перед новым сезоном.

И снова Хэмилтон-Масса

Три года спустя старые соперники вспомнили о своём былом противостоянии и 2011 был буквально пропитан прецедентами и взаимными обвинениями. Следует отметить, что ни Льюис ни Фелипе не претендовали на чемпионство. 

В целом, тот сезон проходил под тотальным доминированием сверхбыстрого болида Ред Булл и лишь Дженсон Баттон пытался хоть как-то бросить вызов Себастьяну Феттелю.

Но это не помешало двум старым соперникам "оторваться по полной". Началось всё с Гран-при Монако, когда Хэмилтон спровоцировал аварию при попытке обогнать Массу. Бразилец сошел с дистанции, а британец получил после гонки 20-секундный штраф, который, в прочем, ни на что не повлиял.

Следует отметить, что к тому моменту, за неполных пять лет своей карьеры, Льюис собрал довольно большое количество наказаний за различные аварии. И в связи с этим, он обвинил судей в расизме. Позже, он публично принёс извинение за подобные слова и признал беспочвенность подобного обвинения.

Следующим эпизодом противостояния стала концовка гонки в Великобритании. Масса догнал Хэмилтона и началась борьба за позицию. На последнем круге между пилотами произошел небольшой контакт.

Чтобы избежать больших последствий, бразилец был вынужден отрулить за пределы трассы. На этот раз оба гонщика высказали свои претензии, а судьи оставили эпизод без внимания.

Льюис Хамильтон и Фелипе Масса сражаются за позицию на Гран-при Великобритании 2011
Льюис Хамильтон и Фелипе Масса сражаются за позицию на Гран-при Великобритании 2011
Getty Images

Пять гонок спустя, судьба снова свела соперников в борьбе на ночном Гран-при Сингапура. На 12-м круге гонщики одновременно совершили остановку в боксах и механики Феррари отработали быстрее.

Льюис не собирался сдаваться и начал сразу же атаковать на круге выезда и в седьмом повороте произошел контакт.

В итоге оба гонщика снова отправились на пит-стоп: Масса за новыми колёсами, а Хэмилтон – менять переднее антикрыло. А позже пилот Макларена получил еще и штрафной проезд по пит-лейну. После гонки Фелипе заявил, что Льюис "не использует свой мозг".

Очередной контакт принес следующий этап в Японии, после которого Хэмилтон заявил, что не видел своего соперника из-за вибрации зеркал, а Масса призвал FIA принять меры против опасного пилотажа британца.

А еще двумя гонками спустя, в Индии, произошло пятое столкновение за сезон. Виновным был признан Фелипе, что вызвало у бразильца откровенное недоумение.

На завершающей гонке сезона в Бразилии, соперники снова сошлись в борьбе на трассе, однако в тот раз обошлось без контактов. А позже Льюис сошел с дистанции из-за технической поломки.

После завершения заезда Хэмилтон пришел в моторхоум Феррари, чтобы поговорить с Массой. После диалога, оба пилота заявили, что помирились и не имеют претензий друг к другу.

Снова затишье

Хотя сезон 2012 отличился очередным хаосом и после семи этапов было семь разных победителей, однако особо крупных конфликтов между Льюисом и Феррари не было.

Самым обсуждаемым скандалом стало то, что на Гран-при США в Скудерии приняли решение сорвать пломбу с коробки передач Фелипе, чтобы получить штраф в пять позиций и тем самым переместить Фернандо на "чистую" сторону стартовой решетки.

А в 2013 году Алонсо и Хэмилтон начали постоянно нахваливать друг друга в интервью, по очереди признавая один другого лучшим пилотом того времени. Всё бы ничего, но это происходило на фоне постоянных побед Себастьяна Феттеля за рулём "самовоза" от Эдриана Ньюи.

А чемпионат 2014 принёс смену регламента и началась эпоха доминирования Мерседес. И целых три года конкуренцию Льюису мог составить только его напарник – Нико Росберг.

Хэмилтон-Феттель

Ходят слухи, что организаторы чемпионата вынудили Мерседес поделиться несколькими техническими секретами с Феррари потому что постоянные победы "серебряных стрел" очень снизили рейтинги трансляций. Неизвестно, правда это, или нет, однако факт остаётся фактом: в сезоне 2017 обе команды имели болиды примерно равной силы.

Главным соперником Хэмилтона в чемпионате стал Себастьян Феттель. И дальнейшие события уж точно нельзя списывать на какую-то горячность. Они оба были опытны и точно знали, что делают. Впервые с 1993 года, претендентами на титул стали два пилота, каждый из которых уже имел за плечами минимум 3 титула.

Хотя Себастьян и Льюис обменивались победами, в первой половине все же ситуация складывалась в пользу немца. Вместе с этим и росло напряжение между соперниками. И точкой взрыва стал Гран-при Азербайджана.

Во время режима автомобиля безопасности, Феттель вдруг поравнялся с Хэмилтоном и ударил его колесом в борт. Немец посчитал, что британец специально резко затормозил перед ним, чтобы спровоцировать аварию, поэтому таким образом выразил своё недовольство.

Себастьян Феттель таранит Льюиса Хамильтона
Себастьян Феттель таранит Льюиса Хамильтона
Скриншот с официальных хайлайтов Гран-при Азербайджана 2017

По итогу, Себастьяну дали наказание "стоп-н-гоу" – проезд по пит-лейну с 10-секундной остановкой, а Льюиса обязали зайти на пит-стоп, чтобы починить подголовник. Вернулись в гонку соперники рядом, однако пилот Скудерии оказался впереди. Финишировали они на 4 и 5 местах.

После заезда, Хэмилтон сказал в интервью, что считает действия своего соперника откровенно позорными, а также добавил "если у него есть проблемы, то он должен обсудить их лицом к лицу, как мужчины". В скором времени после этого, Феттель признал свою вину и принёс извинения.

После летнего перерыва Льюис перехватил инициативу, вышел в лидеры личного зачёта и начал постепенно отрываться вперед. На Гран-при Мексики уже возник вопрос досрочного чемпионства. Себастьян стартовал с поула, однако потерял сразу две позиции в первой связке поворотов.

Столкновение Себастьяна Феттеля и Льюиса Хамильтона на Гран-при Мексики 2017
Столкновение Себастьяна Феттеля и Льюиса Хамильтона на Гран-при Мексики 2017
Скриншот с официальных хайлайтов Гран-при Мексики 2017

А дальше между претендентами произошел контакт, который привёл к поломке переднего антикрыла у Феттеля и проколу заднего колеса у Хэмилтона. Что же касается третьего участника инцидента  Макс Ферстаппен избежал значительных повреждений и уехал в перед к третьей победе в своей карьере.

Обоим претендентам пришлось прорываться с хвоста. По итогу заезда, Льюис оформил четвёртый титул, а также обвинил Себастьяна в том, что таран на старте был умышленным.

Два четырёхкратных чемпиона

В целом, сезон 2018 был продолжением прошлого. Впервые в истории Формулы-1 за титул сражались два четырёхкратных чемпиона. Начиналось все точно так же  в лидеры чемпионата вырвался Феттель. В тот момент уже создавалось впечатление, что болид Феррари быстрее.

И снова, наличие плотной борьбы стало почвой для скандалов, первый из которых произошел на Гран-при Великобритании. На старте гонки Льюис получил удар в заднее колесо от второго пилота Феррари  Кими Райкконена.

По итогу инцидента, британца развернуло, из-за чего он откатился в конец, финн получил наказание в 10 секунд, а немец уехал к лёгкой победе. После финиша, Хэмилтон намекнул на то, что считает этот манёвр умышленным, а также назвал "интересной" тактику Скудерии.

Следующим поводом для обвинений стало Гран-при Италии. Пилоты Феррари заняли первый стартовый ряд на домашней трассе своей команды.

Но уже на первом круге произошел контакт между претендентами на титул, после которого Льюис продолжил движение, а Себастьяна развернуло, и он вынужден был прорываться с хвоста. Немец по этому поводу выразил своё недовольство, однако судьи признали все гоночным эпизодом.

А к середине гонки Мерседесы реализовали численное превосходство. Вальтери Боттас оттянул свой пит-стоп и оказался впереди уже остановившегося Райкконена. А дальше один финн приложил всех усилий, чтобы замедлить другого. Именно это позволило Хэмилтону догнать и в последствии обогнать своего соперника.

Вальтери Боттас замедляет Кими Райкконена, чтобы помочь Льюису Хамильтону в борьбе за победу
Вальтери Боттас замедляет Кими Райкконена, чтобы помочь Льюису Хамильтону в борьбе за победу
Getty Images

Официальные лица Феррари не сказали по этому поводу ничего, однако итальянская пресса обвинила Мерседес в нечестной игре. Следует отметить, что три года спустя уже сам Льюис стал жертвой подобной тактики со стороны Ред Булл.

После последней гонки 2018, Феттель подошел к Хэмилтону и поздравил того с пятым чемпионством. Между гонщиками был долгий разговор и сейчас являются хорошими друзьями.

Политические претензии

Хотя Феррари и Ред Булл регулярно боролись за победы в отдельных гонках, в личном зачёте сезон 2019 стал для Льюиса лёгкой прогулкой к титулу.

Несколько минимальных взаимных претензий было после гонок в Канаде и Италии, однако они довольно быстро затихали.

Поскольку с тех пор между Мерседесом и Скудерией не было прямой борьбы за чемпионство, отсутствовали и причины для серьёзных словесных конфликтов. 

А самой крупной претензией Хэмилтона к Феррари за период после 2018 года было то, что в 2020 руководство итальянской команды не проявляло достаточной активности в движении против расизма.

Любопытный факт: среди пилотов, наибольшим сторонником акций Льюиса был его бывший соперник  Себастьян Феттель, который на тот момент всё ещё являлся пилотом Скудерии.

Гонщики Формулы-1 против расизма
Гонщики Формулы-1 против расизма
Getty Images

Следует отметить, что на протяжении всей карьеры, Льюис часто в интервью и публичных заявлениях поднимал темы ущемления людей по различным признакам.

На 2020-2021 года пришелся наибольший этой активности. Создавалось впечатление, что вопросы равенства волнуют семикратного чемпиона больше, чем сами гонки. И это стало поводом для многочисленных шуток среди фанатов.

А после того, как британец получил рыцарский титул, многие зрители с постсоветского пространства дали ему прозвище "толерантный сэр".

В целом, период 2020-2023 годов между Хэмилтоном и Феррари прошел достаточно спокойно и тихо. Однако, скандалы прошлого всё еще в памяти людей следящих за автоспортом. И многим до сих пор очень непривычно видеть Льюиса в красном комбинезоне.