Украинская правда

Борьба на грани или лучшие финиши Формулы-1 на поврежденном болиде

Getty Images
Борьба на грани или лучшие финиши Формулы-1 на поврежденном болиде

Хотя этот эпизод и остался за рамками телетрансляции, заключительные круги Гран-при Сингапура превратились в настоящую драму – погоню Фернандо Алонсо за "раненым" Льюисом Хамильтоном: за два круга до клетчатого флага у британца начались серьёзные проблемы с тормозами.

Ещё мгновение назад между ветеранами зияла пропасть в 45 секунд, но к моменту пересечения финишной черты разрыв сократился до символических четырёх десятых. Однако титаническими усилиями Хамильтон всё же довёл свой повреждённый болид до финиша впереди соперника.

Фернандо Алонсо пересекает финишную черту на хвосте у Льюиса Хамильтона
Фернандо Алонсо пересекает финишную черту на хвосте у Льюиса Хамильтона
Скриншот с видео в Instagram пользователя yourf1guy

И даже последовавший после гонки штраф для Льюиса за то, что он слишком много раз покидал пределы трассы, не смог перечеркнуть масштаб произошедшего – эпизода, который в очередной раз отвлёк внимание фанатов Формулы-1 от победы Джорджа Рассела.

Сейчас же мы предлагаем вам вспомнить десять впечатляющих финишей Формулы-1, когда гонщики доводили повреждённые болиды до конца дистанции – и при этом дарили болельщикам зрелище, о котором говорят годами.

10. Жак Вильнёв, Гран-при Европы 1997

Гонка в Хересе завершала сезон Формулы-1 1997 года. В турнирной таблице лишь одно очко разделяло Михаэля Шумахера и Жака Вильнёва. А эпизод, который вошёл в историю королевских автогонок, произошёл на 48-м круге.

Воспользовавшись тем, что на Феррари Шумахера возникли проблемы с прогревом резины после пит-стопа, Вильнёв ринулся в атаку. В то же время "Красный Барон", понимая, что терять ему уже нечего, предпринял попытку сдержать соперника любой ценой – врезавшись колесом в левый борт Вильямса.

Михаэль Шумахер таранит Жака Вильнёва на Гран-при Европы 1997
Михаэль Шумахер таранит Жака Вильнёва на Гран-при Европы 1997
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Но всё вышло совсем не так, как рассчитывал немец: его болид отлетел на обочину, в то время как канадец продолжил движение. Поскольку тогда трассы ещё не были оборудованы современными заасфальтированными зонами безопасности, Михаэль стал жертвой конструкции "диких времён" – гравийной ловушки, и не смог продолжить гонку.

Однако и для Жака всё оказалось не так просто. Его машина также получила повреждения – было нарушено крепление батареи, из-за чего та повисла лишь на проводах.

Доезжать до финиша Вильнёву пришлось максимально аккуратно, и ближе к концу заезда он без борьбы пропустил Мику Хаккинена и Дэвида Култхарда. Однако даже третьего места канадцу хватило для завоевания чемпионского титула.

9. Коробочный ад Интерлагоса

Гран-при Бразилии 1991 года отметился массовыми проблемами с коробками передач у сразу нескольких пилотов.

Поначалу казалось, что ничто не помешает Айртону Сенне на его доминирующем болиде Макларен-Хонда одержать первую домашнюю победу – он уверенно лидировал в гонке. Но именно бразилец стал первым, кто столкнулся с техническими неполадками – он потерял четвёртую передачу.

Тем не менее, в тот день удача была на стороне Айртона. Какое-то время складывалось впечатление, что победа должна достаться Найджелу Мэнселлу. Но это не был бы "Биг Найдж", если бы всё прошло гладко: сначала британец был вынужден совершить лишний пит-стоп из-за прокола колеса, а затем и вовсе сошёл с дистанции из-за… поломки коробки передач.

Следующим претендентом на то, чтобы "унаследовать лидерство", стал другой подопечный "Железного Фрэнка" – Рикардо Патрезе. Какое-то время итальянец действительно стремительно сокращал отставание от бразильца, но из-за собственных проблем с коробкой передач настичь соперника так и не смог.

Таким образом, на финише первые две позиции достались пилотам на повреждённых болидах. А Сенна впоследствии назвал эту победу лучшей в своей карьере.

8. Шарль Леклер, Гран-при Бахрейна 2019

За прошедшие годы своей карьеры в Формуле-1 Шарль Леклер успел получить репутацию пилота, который по ходу гонки очень часто теряет первое место после старта с поул-позиции. Однако на Гран-при Бахрейна 2019 это случилось исключительно по вине техники.

В целом, большую часть своего второго заезда за рулём Скудерии монегаск уверенно лидировал, и казалось, что всего несколько шагов отделяют его от первой победы.

Но дальше своё слово сказал мотор – отказал один из цилиндров двигателя Феррари. В результате Леклер был вынужден пропустить гонщиков Мерседес – Льюиса Хамильтона и Вальтери Боттаса.

Льюис Хамильтон обгоняет раненого Шарля Леклера на Гран-при Бахрейна 2019
Льюис Хамильтон обгоняет "раненого" Шарля Леклера на Гран-при Бахрейна 2019
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Вполне возможно, что вперёд вырвался бы и Макс Ферстаппен, который также стремительно догонял Шарля и уже был у него на хвосте. Но сходы двух машин Рено вызвали появление автомобиля безопасности, который и позволил монегаску хотя бы впервые подняться на подиум Формулы-1.

7. Нико Росберг, Гран-при Канады 2014

Сезон 2014 года возвращает нас в эпоху доминирования команды Мерседес. К смене регламента "серебряные стрелы" подготовили настолько сильный болид, что находились в собственной лиге, а сражение за титул велось между двумя напарниками – Льюисом Хамильтоном и Нико Росбергом.

Однако на Гран-при Канады оба претендента на титул начали терять мощность из-за проблем с "гибридной" составляющей – на их болидах вышел из строя блок рекуперации кинетической энергии.

В итоге Льюис, у которого ко всему прочему начались ещё и проблемы с тормозами, и вовсе сошёл с дистанции, а Нико смог "дохромать" до финиша на второй позиции, пропустив вперёд лишь Даниэля Рикьярдо, который таким образом отметил первую победу в карьере.

Нико Росберг теряет позицию по отношению к Даниэлю Рикьярдо на Гран-при Канады 2014
Нико Росберг теряет позицию по отношению к Даниэлю Рикьярдо на Гран-при Канады 2014
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

В целом сезон 2014 так и проходил – хотя на трассе Хамильтон часто выглядел сильнее Росберга, именно частые технические неполадки на британском болиде не позволяли ему реализовать потенциал полностью.

6. Михаэль Шумахер, Гран-при Испании 2001

В межсезонье перед чемпионатом 2001 большинство зрителей ожидали продолжения противостояния Шумахер-Хаккинен, которое было в 1998 и 2000 годах. Но из-за слабых первых гонок у Мики полноценная очная борьба двух титулованных пилотов случилась лишь на пятом этапе – Гран-при Испании.

После второй волны пит-стопов финн вышел вперёд и начал уверенно отрываться от немца – по 3-4 секунды за круг. Позже стало известно, что на болиде Шумахера было целое множество технических проблем, связанных с давлением в шинах, коробкой передач, подвеской и последовавшими от этого вибрациями.

К счастью для Михаэля, у него был достаточный отрыв от ехавшего третьим Хуана-Пабло Монтойи, чтобы удержать вторую позицию. Но о победе в той ситуации вряд ли кто-то осмелился бы мечтать. Перед началом последнего круга Мику и Михаэля разделяли почти 40 секунд.

Но дальше сбылись самые смелые фантазии фанатов немца – не доехав всего километр до финишной черты, финн сошёл с дистанции. Таким образом, поломка на одной машине позволила другому пилоту приехать первым на неисправном болиде.

Михаэль Шумахер с повреждённым болидом побеждает на Гран-при Испании 2001
Михаэль Шумахер с повреждённым болидом побеждает на Гран-при Испании 2001
Getty Images

Позже, после окончания заезда, победивший Шумахер подошёл поддержать своего соперника и также сказал в интервью, что предпочитает выигрывать гонки совершенно иначе. Тем не менее, даже удача со сходом Мики не отменяет того факта, что Михаэлю пришлось долго "хромать", борясь с техническими проблемами.

5. Даниэль Рикьярдо, Гран-при Монако 2018

Хотя в целом сезоны 2017-2018 годов стали временем противостояния Льюиса Хамильтона на Мерседесе и Себастьяна Феттеля на Феррари, конкретно на узких улочках княжества о себе заявила команда Ред Булл, имевшая статус "третьей силы" чемпионата. И поул в Монако неожиданно достался Даниэлю Риккардо.

Казалось бы, что может быть проще для гонщика Формулы-1, чем просто доехать до финиша, лидируя на трассе, где практически невозможно обгонять? Однако так можно рассуждать лишь тогда, когда речь идёт об исправном болиде. А "гибридная составляющая" машины австралийца решила усложнить ему задачу.

На обычных трассах современной Формулы-1 отказ системы ERS обходится гонщику примерно в четыре секунды с круга. Это весьма ощутимая разница, при которой даже в Монако возникает серьёзная угроза для позиции. И уже вскоре на хвосте Риккардо оказался Феттель.

Даниэль Рикьярдо обороняется от Себастьяна Феттеля на Гран-при Монако 2018
Даниэль Рикьярдо обороняется от Себастьяна Феттеля на Гран-при Монако 2018
Getty Images

Тем не менее, грамотная оборона Даниэля позволила ему одержать победу, которая стала для него последним подиумом в составе Ред Булл.

4. Ники Лауда, Гран-при Португалии 1984

В большинстве случаев, когда речь идёт о технических проблемах, пилоту приходится думать о том, как удержать уже имеющуюся позицию или хотя бы минимизировать потери. Однако Гран-при Португалии 1984 года отметился редким случаем, когда гонщик обгонял на повреждённой машине, прорываясь из середины пелотона.

Это была последняя гонка сезона, и Ники Лауде было жизненно необходимо финишировать вторым, чтобы завоевать титул в борьбе с напарником – легендарным "Профессором" Аленом Простом, который в то время имел статус восходящей звезды автоспорта.

Учитывая темп Макларена в том году, это могла бы быть лёгкая задача. Однако уже в начале заезда внутрь болида австрийца попал камень, который вывел из строя одну из турбин, тем самым значительно снизив мощность мотора.

Но даже в такой ситуации Ники продолжил прорываться. Где-то он выжимал максимум из своей повреждённой машины, где-то ему помогали проблемы соперников – например, ошибка Найджела Мэнселла. В итоге титаническими усилиями Лауда всё-таки добрался до нужной ему позиции.

Ники Лауда (2 место) и Ален Прост (1 место) на подиуме Гран-при Португалии 1984
Ники Лауда (2 место) и Ален Прост (1 место) на подиуме Гран-при Португалии 1984
Getty Images

28 октября у нас выйдет статья о пути австрийца к его третьему чемпионству, где подробнее будут описаны перипетии и хитрости того сезона. А пока вы можете ознакомиться с началом его биографии:

3. Льюис Хамильтон, Гран-при Великобритании 2020

Эта история переносит нас в "ковидный" сезон 2020 года, который стал уникальным в истории Формулы-1 – сначала из-за карантинных мер он начался лишь в середине лета, а затем календарь формировался "на ходу", из-за чего некоторые треки использовались по два раза.

На трассе в том году откровенно доминировала команда Мерседес, прежде всего благодаря системе DAS, менявшей угол схождения передних колёс.

В рамках чемпионата Льюису Хамильтону вообще никто не угрожал, а в отдельных гонках ему пытался бросить вызов лишь Макс Ферстаппен. Но и то было сложно – нидерландец страдал от множества стратегических ошибок командного мостика Ред Булл.

В первой гонке в Великобритании оба "трёхлучевых" болида уверенно ехали впереди, не оставляя "быку" ни единого шанса. Но не стоит забывать, что Сильверстоун – трасса весьма требовательная к резине. И за два круга до финиша из-за прокола колеса вниз откатился Вальтери Боттас.

Ферстаппен поднялся на второе место, но мечтать о победе было бы наивно. Поэтому в тот момент Макс отправился за свежими шинами "софт" – просто чтобы поставить под финиш быстрейший круг гонки. Но если бы нидерландец знал, что произойдёт потом, он точно никогда бы этого не сделал.

Дело в том, что на последнем круге взрыв покрышки произошёл и на первом Мерседесе. Всё, что оставалось Льюису Хамильтону, который был впереди более чем на полминуты, – это надеяться, что ему хватит отрыва, чтобы "дохромать" первым.

Словно хищник, учуявший добычу, Ферстаппен максимально ускорился, чтобы достать Хамильтона. На каждом метре дистанции расстояние между гонщиками сокращалось и сокращалось. Однако Льюис сделал это – он выиграл гонку, финишировав на трёх колёсах.

Льюис Хэмилтон
Льюис Хэмилтон
Getty Images

2. Михаэль Шумахер, Гран-при Испании 1994

Хотя он и не выиграл заезд, Гран-при Испании 1994 года однозначно вошёл в список самых ярких подвигов "Красного Барона" Михаэля Шумахера, которого в тот момент ещё называли просто "Солнечный мальчик".

На 22-м круге немец отправился на пит-стоп, после которого в его болиде коробка передач заклинила на пятой шестерёнке. Изменить что-либо было невозможно. Это означало, что машина теряла скорость на прямых и при этом очень тяжело разгонялась после медленных поворотов.

Вполне возможно, любой другой гонщик сдался бы в подобной ситуации – впереди оставалось две трети дистанции. Любой другой, но только не Шумахер. Михаэль сумел адаптировать стиль прохождения поворотов так, чтобы минимизировать потери.

Михаэль Шумахер хромает на пятой передаче на Гран-при Испании 1994
Михаэль Шумахер "хромает" на пятой передаче на Гран-при Испании 1994
Getty Images

В итоге лишь Деймон Хилл на сверхбыстром Вильямсе от Эдриана Ньюи смог выйти вперёд. Что же касается остальных гонщиков – больше никто не смог угнаться за Шуми на "раненом" Бенеттоне.

Второе место принесло немцу шесть очков, а в конце сезона он стал чемпионом мира с разницей всего в один зачётный пункт, что особенно подчеркнуло ценность подвига в Испании.

1. Ники Лауда, Гран-при ЮАР 1977

Сезон 1977 года начинался для Ники Лауды очень тяжело. Во-первых, он всё ещё продолжал восстановление после страшной аварии, случившейся в августе 1976-го, а во-вторых в него откровенно не верили в "родной" команде Феррари. Даже просто выйти на старт чемпионата оказалось для австрийца сложной задачей.

К третьей гонке сезона Ники наконец-то получил актуальный болид – позже, чем его новый напарник Карлос Ройтеман. Именно это был "момент истины" для Лауды, чтобы доказать всем, что он всё ещё быстр. И действительно: стартовав третьим, к шестому кругу он вырвался в лидеры и устремился вперёд.

Казалось, что победа уже в кармане, но на 22-м круге австриец наехал на обломок, который повредил систему охлаждения на его машине. Забегая вперёд, следует отметить, что после гонки механики Скудерии констатировали: масла в двигателе оставалось в шесть раз меньше необходимого, а воды в радиаторе – в четыре раза меньше нормы.

В тот момент Ники предстояло проехать ещё 56 кругов. Но Лауда не зря прославился как человек, который отлично "играет головой" и разбирается в технических нюансах гоночной техники.

Ники Лауда на Гран-при ЮАР 1977
Ники Лауда на Гран-при ЮАР 1977
Getty Images

Он максимально адаптировал свой пилотаж, чтобы не перегревать силовую установку, а также придумал, как в таких условиях оборонять свою позицию от преследовавшего его Джоди Шектера.

В итоге Ники Лауда выиграл ту гонку, одержав первую победу после страшной аварии, Энцо Феррари признал, что его гонщик стал ещё быстрее, а подробнее о той гонке и сезоне 1977 вы можете прочитать во второй части биографии австрийца:

Эпилог

Даже в "обычном" спорте спортсмены порой сталкиваются с поломкой инвентаря во время соревнований. А в техническом – это, увы, является его неотъемлемой составляющей. И несмотря на десятилетия движения регламента в сторону увеличения надёжности болидов не устраняют подобные ситуации полностью.

Да, после гонки могут быть долгие расследования: "что?" и "почему?". Конечно, зачастую в случившемся нет вины гонщика. Но все эти вопросы звучат уже потом. А "в моменте" перед пилотом становится задача – как в сложившейся ситуации добраться до финиша, минимизировав потери.

Повреждённый болид Макса Ферстаппена после старта Гран-при Венгрии 2021
Повреждённый болид Макса Ферстаппена после старта Гран-при Венгрии 2021
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

И если в одних случаях подобные подвиги лишь меняют что-то где-то в середине таблицы, то в других они оказывают прямое влияние на борьбу за чемпионство. Но в любом случае, гонщик, который проявил морально-волевые качества и не сдался, однозначно получает уважение зрителей – порой даже тех, кто никогда его не поддерживал.