Борьба на грани или лучшие финиши Формулы-1 на поврежденном болиде

Хотя этот эпизод и остался за рамками телетрансляции, заключительные круги Гран-при Сингапура превратились в настоящую драму – погоню Фернандо Алонсо за "раненым" Льюисом Хамильтоном: за два круга до клетчатого флага у британца начались серьёзные проблемы с тормозами.
Ещё мгновение назад между ветеранами зияла пропасть в 45 секунд, но к моменту пересечения финишной черты разрыв сократился до символических четырёх десятых. Однако титаническими усилиями Хамильтон всё же довёл свой повреждённый болид до финиша впереди соперника.

И даже последовавший после гонки штраф для Льюиса за то, что он слишком много раз покидал пределы трассы, не смог перечеркнуть масштаб произошедшего – эпизода, который в очередной раз отвлёк внимание фанатов Формулы-1 от победы Джорджа Рассела.
Сейчас же мы предлагаем вам вспомнить десять впечатляющих финишей Формулы-1, когда гонщики доводили повреждённые болиды до конца дистанции – и при этом дарили болельщикам зрелище, о котором говорят годами.
10. Жак Вильнёв, Гран-при Европы 1997
Гонка в Хересе завершала сезон Формулы-1 1997 года. В турнирной таблице лишь одно очко разделяло Михаэля Шумахера и Жака Вильнёва. А эпизод, который вошёл в историю королевских автогонок, произошёл на 48-м круге.
Воспользовавшись тем, что на Феррари Шумахера возникли проблемы с прогревом резины после пит-стопа, Вильнёв ринулся в атаку. В то же время "Красный Барон", понимая, что терять ему уже нечего, предпринял попытку сдержать соперника любой ценой – врезавшись колесом в левый борт Вильямса.

Но всё вышло совсем не так, как рассчитывал немец: его болид отлетел на обочину, в то время как канадец продолжил движение. Поскольку тогда трассы ещё не были оборудованы современными заасфальтированными зонами безопасности, Михаэль стал жертвой конструкции "диких времён" – гравийной ловушки, и не смог продолжить гонку.
Однако и для Жака всё оказалось не так просто. Его машина также получила повреждения – было нарушено крепление батареи, из-за чего та повисла лишь на проводах.
Доезжать до финиша Вильнёву пришлось максимально аккуратно, и ближе к концу заезда он без борьбы пропустил Мику Хаккинена и Дэвида Култхарда. Однако даже третьего места канадцу хватило для завоевания чемпионского титула.
9. Коробочный ад Интерлагоса
Гран-при Бразилии 1991 года отметился массовыми проблемами с коробками передач у сразу нескольких пилотов.
Поначалу казалось, что ничто не помешает Айртону Сенне на его доминирующем болиде Макларен-Хонда одержать первую домашнюю победу – он уверенно лидировал в гонке. Но именно бразилец стал первым, кто столкнулся с техническими неполадками – он потерял четвёртую передачу.
Тем не менее, в тот день удача была на стороне Айртона. Какое-то время складывалось впечатление, что победа должна достаться Найджелу Мэнселлу. Но это не был бы "Биг Найдж", если бы всё прошло гладко: сначала британец был вынужден совершить лишний пит-стоп из-за прокола колеса, а затем и вовсе сошёл с дистанции из-за… поломки коробки передач.
Следующим претендентом на то, чтобы "унаследовать лидерство", стал другой подопечный "Железного Фрэнка" – Рикардо Патрезе. Какое-то время итальянец действительно стремительно сокращал отставание от бразильца, но из-за собственных проблем с коробкой передач настичь соперника так и не смог.
Таким образом, на финише первые две позиции достались пилотам на повреждённых болидах. А Сенна впоследствии назвал эту победу лучшей в своей карьере.
8. Шарль Леклер, Гран-при Бахрейна 2019
За прошедшие годы своей карьеры в Формуле-1 Шарль Леклер успел получить репутацию пилота, который по ходу гонки очень часто теряет первое место после старта с поул-позиции. Однако на Гран-при Бахрейна 2019 это случилось исключительно по вине техники.
В целом, большую часть своего второго заезда за рулём Скудерии монегаск уверенно лидировал, и казалось, что всего несколько шагов отделяют его от первой победы.
Но дальше своё слово сказал мотор – отказал один из цилиндров двигателя Феррари. В результате Леклер был вынужден пропустить гонщиков Мерседес – Льюиса Хамильтона и Вальтери Боттаса.

Вполне возможно, что вперёд вырвался бы и Макс Ферстаппен, который также стремительно догонял Шарля и уже был у него на хвосте. Но сходы двух машин Рено вызвали появление автомобиля безопасности, который и позволил монегаску хотя бы впервые подняться на подиум Формулы-1.
7. Нико Росберг, Гран-при Канады 2014
Сезон 2014 года возвращает нас в эпоху доминирования команды Мерседес. К смене регламента "серебряные стрелы" подготовили настолько сильный болид, что находились в собственной лиге, а сражение за титул велось между двумя напарниками – Льюисом Хамильтоном и Нико Росбергом.
Однако на Гран-при Канады оба претендента на титул начали терять мощность из-за проблем с "гибридной" составляющей – на их болидах вышел из строя блок рекуперации кинетической энергии.
В итоге Льюис, у которого ко всему прочему начались ещё и проблемы с тормозами, и вовсе сошёл с дистанции, а Нико смог "дохромать" до финиша на второй позиции, пропустив вперёд лишь Даниэля Рикьярдо, который таким образом отметил первую победу в карьере.

В целом сезон 2014 так и проходил – хотя на трассе Хамильтон часто выглядел сильнее Росберга, именно частые технические неполадки на британском болиде не позволяли ему реализовать потенциал полностью.
6. Михаэль Шумахер, Гран-при Испании 2001
В межсезонье перед чемпионатом 2001 большинство зрителей ожидали продолжения противостояния Шумахер-Хаккинен, которое было в 1998 и 2000 годах. Но из-за слабых первых гонок у Мики полноценная очная борьба двух титулованных пилотов случилась лишь на пятом этапе – Гран-при Испании.
После второй волны пит-стопов финн вышел вперёд и начал уверенно отрываться от немца – по 3-4 секунды за круг. Позже стало известно, что на болиде Шумахера было целое множество технических проблем, связанных с давлением в шинах, коробкой передач, подвеской и последовавшими от этого вибрациями.
К счастью для Михаэля, у него был достаточный отрыв от ехавшего третьим Хуана-Пабло Монтойи, чтобы удержать вторую позицию. Но о победе в той ситуации вряд ли кто-то осмелился бы мечтать. Перед началом последнего круга Мику и Михаэля разделяли почти 40 секунд.
Но дальше сбылись самые смелые фантазии фанатов немца – не доехав всего километр до финишной черты, финн сошёл с дистанции. Таким образом, поломка на одной машине позволила другому пилоту приехать первым на неисправном болиде.

Позже, после окончания заезда, победивший Шумахер подошёл поддержать своего соперника и также сказал в интервью, что предпочитает выигрывать гонки совершенно иначе. Тем не менее, даже удача со сходом Мики не отменяет того факта, что Михаэлю пришлось долго "хромать", борясь с техническими проблемами.
5. Даниэль Рикьярдо, Гран-при Монако 2018
Хотя в целом сезоны 2017-2018 годов стали временем противостояния Льюиса Хамильтона на Мерседесе и Себастьяна Феттеля на Феррари, конкретно на узких улочках княжества о себе заявила команда Ред Булл, имевшая статус "третьей силы" чемпионата. И поул в Монако неожиданно достался Даниэлю Риккардо.
Казалось бы, что может быть проще для гонщика Формулы-1, чем просто доехать до финиша, лидируя на трассе, где практически невозможно обгонять? Однако так можно рассуждать лишь тогда, когда речь идёт об исправном болиде. А "гибридная составляющая" машины австралийца решила усложнить ему задачу.
На обычных трассах современной Формулы-1 отказ системы ERS обходится гонщику примерно в четыре секунды с круга. Это весьма ощутимая разница, при которой даже в Монако возникает серьёзная угроза для позиции. И уже вскоре на хвосте Риккардо оказался Феттель.

Тем не менее, грамотная оборона Даниэля позволила ему одержать победу, которая стала для него последним подиумом в составе Ред Булл.
4. Ники Лауда, Гран-при Португалии 1984
В большинстве случаев, когда речь идёт о технических проблемах, пилоту приходится думать о том, как удержать уже имеющуюся позицию или хотя бы минимизировать потери. Однако Гран-при Португалии 1984 года отметился редким случаем, когда гонщик обгонял на повреждённой машине, прорываясь из середины пелотона.
Это была последняя гонка сезона, и Ники Лауде было жизненно необходимо финишировать вторым, чтобы завоевать титул в борьбе с напарником – легендарным "Профессором" Аленом Простом, который в то время имел статус восходящей звезды автоспорта.
Учитывая темп Макларена в том году, это могла бы быть лёгкая задача. Однако уже в начале заезда внутрь болида австрийца попал камень, который вывел из строя одну из турбин, тем самым значительно снизив мощность мотора.
Но даже в такой ситуации Ники продолжил прорываться. Где-то он выжимал максимум из своей повреждённой машины, где-то ему помогали проблемы соперников – например, ошибка Найджела Мэнселла. В итоге титаническими усилиями Лауда всё-таки добрался до нужной ему позиции.

28 октября у нас выйдет статья о пути австрийца к его третьему чемпионству, где подробнее будут описаны перипетии и хитрости того сезона. А пока вы можете ознакомиться с началом его биографии:
3. Льюис Хамильтон, Гран-при Великобритании 2020
Эта история переносит нас в "ковидный" сезон 2020 года, который стал уникальным в истории Формулы-1 – сначала из-за карантинных мер он начался лишь в середине лета, а затем календарь формировался "на ходу", из-за чего некоторые треки использовались по два раза.
На трассе в том году откровенно доминировала команда Мерседес, прежде всего благодаря системе DAS, менявшей угол схождения передних колёс.
В рамках чемпионата Льюису Хамильтону вообще никто не угрожал, а в отдельных гонках ему пытался бросить вызов лишь Макс Ферстаппен. Но и то было сложно – нидерландец страдал от множества стратегических ошибок командного мостика Ред Булл.
В первой гонке в Великобритании оба "трёхлучевых" болида уверенно ехали впереди, не оставляя "быку" ни единого шанса. Но не стоит забывать, что Сильверстоун – трасса весьма требовательная к резине. И за два круга до финиша из-за прокола колеса вниз откатился Вальтери Боттас.
Ферстаппен поднялся на второе место, но мечтать о победе было бы наивно. Поэтому в тот момент Макс отправился за свежими шинами "софт" – просто чтобы поставить под финиш быстрейший круг гонки. Но если бы нидерландец знал, что произойдёт потом, он точно никогда бы этого не сделал.
Дело в том, что на последнем круге взрыв покрышки произошёл и на первом Мерседесе. Всё, что оставалось Льюису Хамильтону, который был впереди более чем на полминуты, – это надеяться, что ему хватит отрыва, чтобы "дохромать" первым.
Словно хищник, учуявший добычу, Ферстаппен максимально ускорился, чтобы достать Хамильтона. На каждом метре дистанции расстояние между гонщиками сокращалось и сокращалось. Однако Льюис сделал это – он выиграл гонку, финишировав на трёх колёсах.

2. Михаэль Шумахер, Гран-при Испании 1994
Хотя он и не выиграл заезд, Гран-при Испании 1994 года однозначно вошёл в список самых ярких подвигов "Красного Барона" Михаэля Шумахера, которого в тот момент ещё называли просто "Солнечный мальчик".
На 22-м круге немец отправился на пит-стоп, после которого в его болиде коробка передач заклинила на пятой шестерёнке. Изменить что-либо было невозможно. Это означало, что машина теряла скорость на прямых и при этом очень тяжело разгонялась после медленных поворотов.
Вполне возможно, любой другой гонщик сдался бы в подобной ситуации – впереди оставалось две трети дистанции. Любой другой, но только не Шумахер. Михаэль сумел адаптировать стиль прохождения поворотов так, чтобы минимизировать потери.

В итоге лишь Деймон Хилл на сверхбыстром Вильямсе от Эдриана Ньюи смог выйти вперёд. Что же касается остальных гонщиков – больше никто не смог угнаться за Шуми на "раненом" Бенеттоне.
Второе место принесло немцу шесть очков, а в конце сезона он стал чемпионом мира с разницей всего в один зачётный пункт, что особенно подчеркнуло ценность подвига в Испании.
1. Ники Лауда, Гран-при ЮАР 1977
Сезон 1977 года начинался для Ники Лауды очень тяжело. Во-первых, он всё ещё продолжал восстановление после страшной аварии, случившейся в августе 1976-го, а во-вторых в него откровенно не верили в "родной" команде Феррари. Даже просто выйти на старт чемпионата оказалось для австрийца сложной задачей.
К третьей гонке сезона Ники наконец-то получил актуальный болид – позже, чем его новый напарник Карлос Ройтеман. Именно это был "момент истины" для Лауды, чтобы доказать всем, что он всё ещё быстр. И действительно: стартовав третьим, к шестому кругу он вырвался в лидеры и устремился вперёд.
Казалось, что победа уже в кармане, но на 22-м круге австриец наехал на обломок, который повредил систему охлаждения на его машине. Забегая вперёд, следует отметить, что после гонки механики Скудерии констатировали: масла в двигателе оставалось в шесть раз меньше необходимого, а воды в радиаторе – в четыре раза меньше нормы.
В тот момент Ники предстояло проехать ещё 56 кругов. Но Лауда не зря прославился как человек, который отлично "играет головой" и разбирается в технических нюансах гоночной техники.

Он максимально адаптировал свой пилотаж, чтобы не перегревать силовую установку, а также придумал, как в таких условиях оборонять свою позицию от преследовавшего его Джоди Шектера.
В итоге Ники Лауда выиграл ту гонку, одержав первую победу после страшной аварии, Энцо Феррари признал, что его гонщик стал ещё быстрее, а подробнее о той гонке и сезоне 1977 вы можете прочитать во второй части биографии австрийца:
Эпилог
Даже в "обычном" спорте спортсмены порой сталкиваются с поломкой инвентаря во время соревнований. А в техническом – это, увы, является его неотъемлемой составляющей. И несмотря на десятилетия движения регламента в сторону увеличения надёжности болидов не устраняют подобные ситуации полностью.
Да, после гонки могут быть долгие расследования: "что?" и "почему?". Конечно, зачастую в случившемся нет вины гонщика. Но все эти вопросы звучат уже потом. А "в моменте" перед пилотом становится задача – как в сложившейся ситуации добраться до финиша, минимизировав потери.

И если в одних случаях подобные подвиги лишь меняют что-то где-то в середине таблицы, то в других они оказывают прямое влияние на борьбу за чемпионство. Но в любом случае, гонщик, который проявил морально-волевые качества и не сдался, однозначно получает уважение зрителей – порой даже тех, кто никогда его не поддерживал.