Украинская правда

Злой гений Флавио Бриаторе и его роковая ошибка в Сингапуре

Getty Images
Злой гений Флавио Бриаторе и его роковая ошибка в Сингапуре

Этот материал был впервые опубликован 21 сентября 2024 года.

В эти выходные состоится Гран-при Сингапура. На уличной трассе Марина-Бей было много интересных гонок, но самой запоминающейся стала самая первая, в далёком 2008 году. До сих пор в СМИ периодически напоминают про события той ночи. И сегодня мы предлагаем погрузиться в эпоху "классической" Формулы-1 с дозаправками и без DRS.

Личность Флавио Бриаторе

Прежде чем переходить к самым событиям, следует изучить историю одиозного гения Флавио Бриаторе.

Флавио Бриаторе в 1994 году
Флавио Бриаторе в 1994 году
Getty Images

Очень долгое время жизненный путь итальянского бизнесмена не был связан с гонками от слова вообще. В первую очередь он является человеком с невероятной деловой хваткой, за плечами которого было несколько крайне рискованных, но удачных проектов.

И лучше всего личность Бриаторе раскроет один случай: однажды он взял в долг деньги у мафии, чтобы открыть ресторан. Любой человек понимает, насколько это рискованный шаг и чем всё могло бы закончиться. Решиться на такое мог бы разве что откровенный псих.

Однако успех был просто ошеломительный. В скором времени Флавио руководил уже целой сетью, принадлежавшей магнату Аттилио Дутто.

Позже профессиональные навыки нашего героя оценил Лучано Бенеттон и сделал Бриаторе менеджером одноимённой компании "Бенеттон“. Именно Лучано пришла в голову идея выкупить команду Формулы-1, посчитав это лучшей рекламой для основного бизнеса. А руководителем гоночного коллектива, конечно же, был выбран Флавио. Так он вошёл в "королеву автоспорта“.

Лучано Бенеттон и Флавио Бриаторе в 1992 году
Лучано Бенеттон и Флавио Бриаторе в 1992 году
Getty Images

Фабрика чемпионов имени Флавио Бриаторе

Совершенно чуждый миру гонок человек очень быстро наладил связи, нанял в команду специалистов, способных построить конкурентоспособную машину.

Дело оставалось за малым – найти быстрого пилота, который был способен бороться за чемпионство. И в 1991 году Бриаторе "отжал“ Шумахера у Эдди Джордана, владельца одноимённой команды-соперника.

А дальше Флавио начал создавать из молодого немца звезду автоспорта. Методы воспитания, к слову, были далеко не самыми этичными. "Злой гений“ делал всё, чтобы Михаэль оказался значительно выше напарников и уверовал в свою уникальность. Да, феноменальный талант гонщика, разумеется, также имел большое значение. Однако эти способности ещё надо было раскрыть, с чем великолепно справился наставник.

Результат не заставил себя долго ждать, и уже в 1994 году Шуми стал чемпионом, а через год оформил и второй титул в доминирующем стиле. Приобретённая психологическая уверенность сделала из "Солнечного мальчика“ машину по штампованию побед.

Флавио Бриаторе и Михаэль Шумахер празднуют второй титул на подиуме Гран-при Тихого Океана 1995
Флавио Бриаторе и Михаэль Шумахер празднуют второй титул на подиуме Гран-при Тихого Океана 1995
Getty Images

Но после сезона 1995 их пути разошлись: Шумахер отправился в Феррари, чтобы там строить свою личную историю и становиться "Красным Бароном". Вскоре следом за чемпионом последовали Росс Браун и Рори Бирн. Команда начала постепенно разваливаться, и в конце 1997 года семья Бенеттон уволила и самого Бриаторе.

Однако в 2001-м гоночный коллектив был выкуплен французским автоконцерном Рено, и в скором времени Флавио восстановили на посту директора. С новыми владельцами он стал заново идти к успеху по уже знакомому маршруту.

Еще одним пилотом, который вытянул счастливый билет, стал испанец Фернандо Алонсо. С теми же методами создания чувства собственного величия, уже в 2005 году воспитанник стал чемпионом.

Фернандо Алонсо и Флавио Бриаторе в 2005 году
Фернандо Алонсо и Флавио Бриаторе в 2005 году
Getty Images

А в сезоне 2006 борьба за титул была между двумя выпускниками "фабрики чемпионов" – прошлым и действующим.

Так же, как когда-то давно Шумахер, Алонсо тоже, после двух чемпионств "под крылом" Флавио, захотел "попытать счастье" в других командах. Сезон 2007 Фернандо провёл с Макларен. Однако там его настигла "карма", и он сам стал "тренажёром уверенности" для новичка Льюиса Хамильтона, который быстро стал любимчиком босса британской команды – Рона Денниса.

После множества скандалов и упущенного титула, в начале 2008-го года испанец покинул "токсичный" коллектив и вернулся "в родную гавань" к Бриаторе.

Стратегическая борьба эпохи дозаправок

Уже выросло целое поколение зрителей, которые видели Формулу-1 только в эру заправленных на всю гонку "бензовозов", начавшуюся в 2010 году. Однако фанаты со стажем ещё могут вспомнить всю романтику эпохи дозаправок и отсутствия DRS.

Пит-стоп с дозаправкой
Пит-стоп с дозаправкой
Getty Images

В наше время на большей части трасс опередить соперника довольно просто, если есть преимущество в темпе. А случаи длительной успешной обороны позиции редки и каждый рассматривается как некий подвиг.

Однако до появления "чита" у атакующего обгон был настоящим искусством. И, зачастую, единственным шансом выйти вперёд являлась волна пит-стопов, а ключевым её моментом был период, когда один гонщик уже провёл дозаправку, а другой – ещё нет.

Мы за последние полтора десятилетия привыкли и к тому, что шины Pirelli обладают высокой деградацией, а разница между свежими и изношенными комплектами может достигать 2-3 секунд с круга. Как следствие, пилот, который раньше посетил боксы, в "моменте" получает преимущество над соперниками, однако платит за это возможными проблемами под конец дистанции.

Однако до 2010 года всё было совершенно иначе. Колёса Bridgestone были намного стабильнее. Потери темпа в результате износа хотя и присутствовали, но значительно меньше, чем сейчас. А потому намного большее влияние оказывало количество килограммов топлива на борту болида: машина, которая остановилась раньше, была медленной, а тот, кто ещё не побывал на дозаправке, мчался по трассе с лёгкими баками. И в ту эпоху был популярен термин "пересидеть на пит-стопе", который означал выигрыш позиции за счёт более позднего визита в бокс.

Правила Safety Car 2008 года

История Формулы-1 знает немало гонок, ход которых изменился из-за внезапного выезда машины безопасности. Правила любой остановки заезда таковы, что одним пилотам она выгодна, а другим нет.

В теории можно было бы сделать регламент более справедливым со спортивной точки зрения, однако не стоит забывать, что "королевские гонки" – в первую очередь шоу, принадлежащее капиталистам экстра-класса, которые на нём зарабатывают. А элементы внезапности очень даже способствуют росту продаваемости.

Но правила 2008 года были ещё более суровыми, чем сейчас. Тогда в момент выезда машины безопасности закрывался пит-лейн. А потому внезапное и очень большое преимущество получали пилоты, которые успели сделать остановку до появления Бернта Майландера (водителя SC) на трассе.

Машина безопасности на Гран-при Сингапура 2008
Машина безопасности на Гран-при Сингапура 2008
Getty Images

Даже сейчас при более мягком регламенте в некоторых ситуациях есть соблазн намеренно вызвать остановку гонки. А в условиях 2008 года оставался вопросом времени, когда кто-то решится на то, чтобы получить преимущество подобным образом.

Провал в квалификации Гран-при Сингапура

Как уже было сказано выше, в 2008 году Алонсо вернулся в Рено. Но за время его отсутствия французская команда скатилась в среднюю группу. А новый сезон испанец проводил в довольно непривычном для него втором эшелоне чемпионата.

Такие результаты не радовали ни пилотов, ни Бриаторе. За две чемпионских сезона, гоночный коллектив обрёл множество спонсоров, которые теперь начали постепенно уходить. Рено очень нужно было добыть хоть одну победу, просто в целях поддержания имиджа команды.

Но о борьбе за высокие места речь не шла лишь до Гран-при Сингапура, который являлся первым ночным этапом в истории Формулы-1. Хотя тренировочные сессии перед гонкой далеко не всегда дают возможности судить о раскладе сил, тем не менее в пятницу испанец возглавил обе практики.

А в субботу была квалификация. Показав весьма хороший результат в первом сегменте, Алонсо столкнулся с техническими проблемами во втором. Это означало, что начинать гонку ему придётся аж с 15-й позиции.

Отчаяние Фернандо Алонсо в квалификации к Гран-при Сингапура 2008
Отчаяние Фернандо Алонсо в квалификации к Гран-при Сингапура 2008
Getty Images

Более того, второй пилот Рено — Нельсон Пике младший — занял на стартовой решётке соседнюю 16-ю клеточку.

Для коллектива, который ещё вчера надеялся на высокие результаты, это была катастрофа. Вернувшись в боксы, Алонсо на эмоциях заявил, что команда упустила лучший шанс в сезоне добиться высокого результата. Однако Флавио Бриаторе решил: "Утро вечера мудренее".

Невероятное "везение" в гонке

В Рено принимают решение залить в баки Алонсо топлива лишь на 12 кругов, мотивируя это тем, что на лёгкой машине можно будет в начале совершить несколько обгонов. И действительно после очень короткого отрезка испанец совершил остановку и там уже сделал длительную заправку.

И хотя Фернандо выехал с боксов в самом конце, круг спустя в аварию попадает его напарник. К слову, Пике-младший довольно часто разбивал машины, а потому это не выглядело как что-то необычное. Но главным становится то, что вследствие этого инцидента на трассу выезжает машина безопасности, которая переворачивает всё с ног на голову.

Остановившийся до выхода SC Алонсо получает огромное преимущество, потому как всем лидерам ещё предстояло идти на пит-стоп. Было отыграно множество позиций. А оттянутая вторая остановка позволила Фернандо выйти в лидеры и довести дело до победы.

Фернандо Алонсо празднует победу на Гран-при Сингапура 2008
Фернандо Алонсо празднует победу на Гран-при Сингапура 2008
Getty Images

Вскрытие правды

Подозрения, что авария Пике-младшего могла быть не случайной, появились у многих людей сразу, но доказать это было невозможно. Всё изменилось год спустя.

По ходу сезона 2009 Бриаторе уволил Пике-младшего за невероятно низкие результаты. И в качестве мести бывший пилот сразу дал письменные показания, что прошлогодний инцидент был спланирован.

Нельсон Пике-младший умышленно разбивает болид на Гран-при Сингапура 2008
Нельсон Пике-младший умышленно разбивает болид на Гран-при Сингапура 2008
Формула-1 в социальной сети X (ранее Twitter)

Со слов бразильца, Флавио Бриаторе и технический директор команды Пет Симондс предложили ему пожертвовать своей гонкой ради выгодной стратегии напарника. В обмен молодому пилоту пообещали продлить контракт на следующий чемпионат.

А дальше одной маленькой искры хватило для того, чтобы сделать взрыв. И Гран-при Сингапура 2008 вошло в историю под громким названием "Крашгейт".

Самое обидное во всей этой истории – следующую гонку в Японии Алонсо выиграл без каких-либо подтасовок и просто за счёт удачной стратегии. И "имидж команды" был бы спасён без рискованного плана.

Последствия для Бриаторе

Гран-при Сингапура 2008 имело ряд последствий для руководства команды. По итогам суда Флавио Бриаторе был пожизненно отстранён от любых постов в Формуле-1, а его соучастник, технический директор команды Пэт Симондс, получил пятилетнюю дисквалификацию.

Позже была подана апелляция, в результате которой в начале 2010 года оба наказания были отменены, потому как у FIA не было полномочий отстранять Бриаторе от автоспорта, как человека, не имеющего никаких лицензий Федерации. Кроме того, имели место личные конфликты между Флавио и Максом Мосли, тогдашним председателем FIA.

Макс Мосли и Флавио Бриаторе
Макс Мосли и Флавио Бриаторе
Getty Images

Однако помимо прямых ограничений также был получен и огромный репутационный ущерб. И вернулся Бриаторе в Формулу-1 только 15 лет спустя, в 2024 году, на должность консультанта в команду Альпин, в которую за эти годы трансформировалось Рено.

Последствия для других участников чемпионата

Но помимо причастных также множество других людей в Формуле-1 пострадали от случившегося. Самый большой ущерб получил гонщик Феррари Фелиппе Масса. Когда заново открылся пит-лейн, большая часть пилотов сразу поспешила в боксы. Как обычно бывает в такие моменты, там царил полнейший хаос. И именно это стало фактором, из-за которого бразилец нажал на газ раньше, чем его механики вытащили заправочный шланг.

Фелипе Масса покинул боксы с заправочным шлангом
Фелипе Масса покинул боксы с заправочным шлангом
Getty Images

Как итог, гонка для него была испорчена. Масса потерял много очков. Как мы уже писали, позже он драматически проиграет титул с разницей в один зачётный пункт.

Годом спустя, попал под "эффект домино" и другой гонщик Скудерии – Кими Райкконен. Все дело в том, что после дисквалификации Бриаторе, Алонсо понял, что ему надо срочно менять гоночный коллектив. А на помощь ему пришел спонсор – испанский банк Santander, который сделал Феррари предложение, от которого итальянская команда не смогла отказаться. Как итог – Кими указали на двери, а его место в болиде занял Фернандо.

А самое глобальное и печальное последствие, которое отразилось на всей Формуле-1, — это отмена дозаправок, начиная с 2010 года. Уже 16-й сезон подряд "королевские гонки" лишены этого важнейшего элемента стратегической борьбы. И прецедент, случившийся с Массой на пит-стопе, сыграл далеко не последнюю роль в принятии решения о смене регламента.

Підтвердження віку21+

На сайті онлайн-медіа "Чемпіон" може розміщуватись реклама азартних ігор. Продовжуючи користуватись сайтом, ви підтверджуєте, що вам виповнилось 21 рік