Украинская правда

Все дороги ведут в Абу-Даби, или как Норрис, Ферстаппен и Пиастри провели сезон Формулы-1

Колаж – Ганна Станович
Все дороги ведут в Абу-Даби, или как Норрис, Ферстаппен и Пиастри провели сезон Формулы-1

Сезон, который сначала считали лёгкой прогулкой для Ландо Норриса, затем – мысленно уже отдали Оскару Пиастри, и в котором ещё летом никто даже во сне не мог представить себе шансы Макса Ферстаппена на титул, подошёл к тому, что перед последней гонкой все трое остаются претендентами на главный приз.

Пути каждого из них были полны взлётов и падений, побед и ошибок. Сегодня же, пока все ещё находятся в предвкушении момента истины, мы будем вспоминать эти гоночные качели длиною в 24 Гран-при, которые совсем скоро сосредоточат внимание всех фанатов Формулы-1 вокруг одной точки на карте мира.

Построенная на искусственном острове среди восточной роскоши трасса Яс-Марина уже четырежды (2010, 2014, 2016 и 2021) становилась местом финального сражения за чемпионство. И в этом автоспортивном году снова все дороги ведут в Абу-Даби.

Отель над трассой Яс-Марина
Отель над трассой Яс-Марина
Getty Images

Этап 1: Гран-при Австралии

Чемпионат 2025 начался с первого стартового ряда у Макларена. И даже несмотря на переменчивую мокрую погоду, доминирование оранжевых болидов было очевидным.

Но если Ландо Норрис просто поехал к победе, в то Оскар Пиастри стартовал неудачно и пропустил вперёд Макса Ферстаппена. Однако уже на 17-м круге австралиец вернул себе вторую позицию.

Скорее всего, в таком порядке они бы и закончили гонку. Но на 44-м круге, из-за возобновившегося дождя, оба Макларена допустили ошибки. И если Ландо отделался лёгкой поездкой по обочине, вообще ничего ему не стоившей, то Оскар потерял много позиций и финишировал перед домашними трибунами лишь восьмым.

Оскар Пиастри с заносом вылетает за пределы трассы, пока Ландо Норрис и Макс Ферстаппен уезжают вперёд.
Оскар Пиастри с заносом вылетает за пределы трассы, пока Ландо Норрис и Макс Ферстаппен уезжают вперёд.
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Итог Гран-при Австралии:
Норрис – 1, Ферстаппен – 2, Пиастри – 8

Положение в личном зачёте:
Норрис – 25, Ферстаппен – 18, Пиастри – 2

Анти-копилка: Пиастри – 16 очков

Этап 2: Гран-при Китая

Уже в Китае состоялся первый спринт сезона, который выиграл Льюис Хамильтон, и пока что это до сих пор остаётся самым ярким событием его карьеры с момента перехода в Скудерию.

Что же касается претендентов на титул – из-за деградации шин на болиде Ред Булл Макс проиграл вторую позицию Оскару в борьбе на трассе, а неудачно стартовавший Ландо финишировал лишь восьмым.

Итоги спринта:
Пиастри – 2, Ферстаппен – 3, Норрис – 8

Анти-копилка:
Пиастри – 16 очков, Норрис – 4 очка

Основная же гонка прошла в более штатном формате: два Макларена на лидирующих позициях – Пиастри впереди Норриса. А Ферстаппен, погрязнув в борьбе с пилотами Феррари и Мерседеса, по итогу смог пробраться лишь на четвёртое место, обойдя за четыре круга до финиша в красивой борьбе Шарля Леклера.

Макс Ферстаппен проходит Шарля Лекрела на Гран-при Китая
Макс Ферстаппен проходит Шарля Лекрела на Гран-при Китая
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Итоги гонки Гран-при Китая:
Пиастри – 1, Норрис – 2, Ферстаппен – 4.

Положение в личном зачёте:
Норрис – 44, Ферстаппен – 36, Пиастри – 34.

Этап 3: Гран-при Японии

Гран-при Японии принёс первый сюрприз ещё в квалификации: несмотря на то, что отдельные сектора круга остались за Ландо и Оскаром, общее время оказалось лучше у Макса, выступавшего с непривычной белой ливреей. В целом результаты претендентов уложились в пределы 44 тысячных секунды.

Однако, учитывая тот факт, что помимо разницы в темпе в тот период сезона Макларен намного лучше работал с шинами, чем Ред Булл, создавалось ощущение, что преимущество нидерландца – явление временное.

Но Ферстаппен напомнил всем, почему он является мультичемпионом мира: проявив невероятное умение работать под прессингом, он уверенно контролировал отрыв от Норриса, держа его на расстоянии 1.1-1.2 секунды – что не позволяло британцу атаковать, однако заставляло того ехать в "грязном воздухе".

Стоит отметить и тот факт, что Ландо сделал Максу "подарок", поехав с ним в боксы на одном и том же круге, тем самым лишившись возможности выйти вперёд по стратегии. А зрители увидели эффектное сражение на выезде с пит-лейна.

Борьба Макса Ферстаппена и Ландо Норриса на выезде с пит-лейна на Гран-при Японии
Борьба Макса Ферстаппена и Ландо Норриса на выезде с пит-лейна на Гран-при Японии
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Итоги Гран-при Японии:
Ферстаппен – 1, Норрис – 2, Пиастри – 3.

Положение в личном зачёте:
Норрис – 62, Ферстаппен – 61, Пиастри – 49.

Этап 4: Гран-при Бахрейна

В Бахрейне снова многое решила квалификация: Пиастри на поуле, Норрис – шестой, Ферстаппен – седьмой. И если результат нидерландца был даже превышением предела возможностей его машины, то британец явно мог проехать лучше. Минимум три очка можно занести в его "анти-копилку", ведь в гонке он прорвался только до третьего места.

Итоги Гран-при Бахрейна:
Пиастри – 1, Норрис – 3, Ферстаппен – 6.

Положение в личном зачёте:
Норрис – 77, Пиастри – 74, Ферстаппен – 69.

Анти-копилка:
Пиастри – 16 очков, Норрис – 7 очков.

Этап 5: Гран-при Саудовской Аравии

Ночной Гран-при Саудовской Аравии оказался богатым на события. Ещё в квалификации Ландо разбил машину, из-за чего начинать основной заезд ему пришлось лишь десятым. В гонке британец прорвался на четвёртое место – результат явно ниже того, на который он мог рассчитывать, и минимум три очка он потерял.

Но главным эпизодом уик-энда стал старт, где сражались Оскар и находившийся на поуле Макс. В первой связке поворотов австралиец вытеснил нидерландца с трассы, однако дирекция гонки решила наказать пятисекундным штрафом именно Ферстаппена, что и определило исход борьбы за победу. Этот случай снова поднял тему возможной предвзятости судей к мультичемпиону.

Оскар Пиастри выдавил Макса Ферстаппена с трассы на старте Гран-при Саудовской Аравии
Оскар Пиастри выдавил Макса Ферстаппена с трассы на старте Гран-при Саудовской Аравии
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Итоги Гран-при Саудовской Аравии:
Пиастри – 1, Ферстаппен – 2, Норрис – 4

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 99, Норрис – 89, Ферстаппен – 87

Анти-копилка:
Пиастри – 16, Норрис – 10, Ферстаппен – 7 (судейские)

Этап 6: Гран-при Майами (спринт)

Хотя основная гонка в Майами также запомнилась несколькими моментами, предшествовавший ей спринтерский заезд, проходивший на подсыхающей после дождя трассе, оказался ещё более богатым на события.

В первом повороте все три претендента опередили стартовавшего с поула новичка Мерседеса – Андреа Кими Антонелли, и казалось, что о молодом гонщике можно забыть. Но когда настало время переходить на слики, в Ред Булле совершили ошибку, небезопасно выпустив Ферстаппена – что привело к столкновению нидерландца и итальянца.

Столкновение Макса Ферстаппена и Андреа Кими Антонелли на пит-стопе
Столкновение Макса Ферстаппена и Андреа Кими Антонелли на пит-стопе
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Впоследствии, помимо повреждений болида, Макс получил ещё и штраф в 10 секунд, который из-за финиша под машиной безопасности отбросил его с четвёртой позиции вообще за пределы очковой зоны – впервые за все спринтерские гонки, которые видела Формула-1.

Что же касается гонщиков Макларена, случился первый эпизод, который заставил задуматься о том, что коллектив намеренно работает на Норриса: первым в боксы позвали лидировавшего Пиастри, а затем появление сейфти-кара помогло Ландо обойти Оскара после ответной остановки.

Таким образом, за короткий заезд Ферстаппен потерял 5 "необязательных" очков, а Пиастри – одно, и оба пострадали по вине своих команд.

Итоги спринта в Майями:
Норрис – 1, Пиастри – 2, Ферстаппен – 17

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 106, Норрис – 97, Ферстаппен – 87

Анти-копилка:
Пиастри – 17, Ферстаппен – 12, Норрис – 10

Этап 6: Гран-при Майами (гонка)

В основной гонке с поула стартовал уже Макс и после жёсткой обороны на старте сохранил лидерство.

Борьба Макса Ферстаппена и Ландо Норриса на старте Гран-при Майами
Борьба Макса Ферстаппена и Ландо Норриса на старте Гран-при Майами
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Однако когда на болиде Ред Булла гораздо раньше "ушли" шины, несмотря на упорную оборону нидерландца, его прошли и Оскар, и Ландо.

А затем командный мостик "быков" сделал очередную "подставу" своему пилоту – зазвав его раньше времени на пит-стоп. Из-за этого через три круга, воспользовавшись режимом виртуальной машины безопасности, и Джордж Рассел после своего "бесплатного" пит-стопа опередил Ферстаппена – ещё 3 "необязательных" очка.

Итоги Гран-при Майями:
Пиастри – 1, Норрис – 2, Ферстаппен – 4

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 131, Норрис – 115, Ферстаппен – 99

Анти-копилка:
Пиастри – 17, Ферстаппен – 15, Норрис – 10

Этап 7: Гран-при Эмилии-Романьи

Две победы Пиастри после поулов Ферстаппена начали портить статистику нидерландца, и нужно было срочно наносить "ответный удар". Случай отыграть один из этих эпизодов представился на следующем этапе – Гран-при Эмилии-Романьи в итальянской Имоле.

Оскар начинал гонку первым, Макс – вторым. Во время длинного стартового рывка казалось, что нидерландец совсем не претендует на борьбу за лидерство. Более того – его позиции стал угрожать даже Джордж Рассел. Но уже в связку поворотов Ферстаппен вошёл на гораздо большей скорости и вышел из неё впереди соперников.

Макс Ферстаппен обгоняет Оскара Пиастри на старте гонки в Имоле
Макс Ферстаппен обгоняет Оскара Пиастри на старте гонки в Имоле
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

А дальше, на необгонном треке, Макс проложил путь ко второй победе в сезоне. А Оскар в очередной раз стал жертвой собственной команды и из-за преждевременного пит-стопа впоследствии потерял позицию относительно Ландо, имевшего более свежие шины на последнем отрезке гонки.

Итоги Гран-при Эмилии-Романьи:
Ферстаппен – 1, Норрис – 2, Пиастри – 2

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 146, Норрис – 133, Ферстаппен – 124

Анти-копилка:
Пиастри – 20, Ферстаппен – 15, Норрис – 10

Этап 8: Гран-при Монако

Несмотря на престижность места, собирающего множество богатейших людей планеты, Гран-при Монако часто получаются откровенно скучными из-за того, что на узких улочках княжества в реалиях современной Формулы-1 совершить обгон можно разве что вследствие очень грубой ошибки соперника.

Чтобы хоть как-то разнообразить "элитную" гонку, организаторы попытались ввести правило двух обязательных пит-стопов. Но если не учитывать смехотворного зрелища, происходившего во "втором эшелоне", это ничего не дало – претенденты на титул финишировали на тех же позициях, с которых стартовали.

Итоги Гран-при Монако:
Норрис – 1, Пиастри – 3, Ферстаппен – 4

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 161, Норрис – 158, Ферстаппен – 136

Анти-копилка:
Пиастри – 20, Ферстаппен – 15, Норрис – 10

Этап 9: Гран-при Испании

Гран-при Испании отметился тем, что команды предпочитали использовать более мягкие комплекты колёс и заходили на большее количество пит-стопов – что всё же довольно непривычно для последних чемпионатов.

Стартовавший с поула Пиастри и преследовавший его Норрис изначально выбрали стратегию двух остановок, тогда как Ферстаппен запланировал три, что внесло определённую интригу в гонку.

Однако выход машины безопасности на 55-м круге перевернул всё с ног на голову, прежде всего для Макса. Дело в том, что Макларены спокойно совершили остановку, поставив ещё один "софт", тогда как у Ред Булла единственным свежим комплектом был "хард".

Вполне возможно, "быкам" следовало оставить нидерландца на трассе. Однако было принято решение перейти на жёсткие шины, и это сразу дало о себе знать на рестарте – Ферстаппен мгновенно потерял позицию относительно Шарля Леклера.

Затем Макс столкнулся с Джорджем Расселом – причём авария выглядела так, словно даже у "железного" чемпиона сдали нервы.

Столкновение Макса Ферстаппена и Джорджа Рассела на Гран-при Испании 2025
Столкновение Макса Ферстаппена и Джорджа Рассела на Гран-при Испании 2025
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

За это нидерландец получил ещё и штраф в 10 секунд, который отбросил его на десятую позицию.

Итоги Гран-при Испании:
Пиастри – 1, Норрис – 2, Ферстаппен – 10

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 186, Норрис – 176, Ферстаппен – 137

Анти-копилка:
Ферстаппен – 31, Пиастри – 20, Норрис – 10

Этап 10: Гран-при Канады

Гран-при Канады отметился тем, что оба Макларена ехали непривычно медленно, благодаря чему Ферстаппен квалифицировался вторым – впереди своих соперников, а на поуле оказался Джордж Рассел.

В таком порядке два лидера гонки и финишировали: Джордж одержал победу, а Макс приехал сразу за ним. Однако главным событием этапа стала борьба Оскара и Ландо за четвёртую позицию.

Несмотря на то что Норрис стартовал ниже, именно для него была выбрана более выгодная стратегия пит-стопов, что снова заставило задуматься об игре доминирующего коллектива на одного гонщика.

Благодаря этому на финальный отрезок гонки у него были на два круга более свежие шины, что дало куда более существенное преимущество, чем ожидалось.

Поскольку на длинной прямой Монреаля довольно сложно обороняться, единственным шансом Пиастри сохранить позицию стало то, что он "зацепился" за секундную зону DRS от Андреа Кими Антонелли.

Тем не менее британец продолжал активно атаковать и в один момент перестарался, что привело к столкновению. В итоге сам Ландо сошёл, а Оскар продолжил гонку.

Столкновение Оскара Пиастри и Ландо Норриса на Гран-при Канады 2025
Столкновение Оскара Пиастри и Ландо Норриса на Гран-при Канады 2025
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Итоги Гран-при Испании:
Ферстаппен – 2, Пиастри – 4, Норрис – сход,

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 198, Норрис – 176, Ферстаппен – 155

Анти-копилка:
Ферстаппен – 31, Пиастри – 20, Норрис – 20

Этап 11: Гран-при Австрии

Гонка на родине команды Ред Булл закончилась для Ферстаппена неожиданно быстро – уже на первом круге в него врезался Андреа Кими Антонелли.

Андреа Кими Антонелли врезается в Макса Ферстаппена на Гран-при Австрии 2025
Андреа Кими Антонелли врезается в Макса Ферстаппена на Гран-при Австрии 2025
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

И несмотря на то, что гонщики дружат за пределами трассы, это стало первым эпизодом, который спустя пол сезона вылился в нынешний скандал, связанный с итальянцем, о котором ещё пойдёт речь.

Даже несмотря на отсутствие темпа и лишь седьмую стартовую позицию, как минимум Макс потерял 8 очков по вине ошибки "нейтрального" пилота, а вполне возможно – и все 15. Теперь уже никто не узнает, на какое место нидерландец сумел бы прорваться в том заезде.

Итоги Гран-при Австрии:
Норрис – 1, Пиастри – 2, Ферстаппен – сход

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 216, Норрис – 201, Ферстаппен – 155

Анти-копилка:
Ферстаппен – 39, Пиастри – 20, Норрис – 20

Этап 12: Гран-при Великобритании

Гонка в Великобритании отметилась сразу двумя подарками от Пиастри, которые он сделал Норрису.

Несмотря на поул Ферстаппена, Макларен на мокрой трассе чувствовал себя значительно лучше, чем Ред Булл. Поэтому уже на восьмом круге Оскар опередил Макса. Решающим же моментом гонки стало возобновление соревнования после машины безопасности на 21-м круге.

Сначала Пиастри слишком резко затормозил перед Ферстаппеном – за что позже сам Оскар получил штраф, стоивший ему победы.

Резкое торможение Оскара Пиастри перед Максом Ферстаппеном
Резкое торможение Оскара Пиастри перед Максом Ферстаппеном
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

А практически сразу после этого Макса занесло на рестарте – что стало косвенным следствием предыдущего происшествия, а также проблем с шинами.

Таким образом, за один круг Пиастри потерял 7 очков, прорвавшийся затем на пятую позицию Ферстаппен – 8, а Норрис получил в подарок сразу 10 – за счёт устранения обоих соперников.

Итоги Гран-при Великобритании:
Норрис – 1, Пиастри – 2, Ферстаппен – 5

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 234, Норрис – 226, Ферстаппен – 165

Анти-копилка:
Ферстаппен – 47, Пиастри – 27, Норрис – 10

Подиум Нико Хюлькенберга

Ещё одним событием, которое с одной стороны ничего не меняло в борьбе претендентов, но с другой – заметно повлияло на отношение зрителей к пилотам, стало неожиданное третье место Нико Хюлькенберга на Гран-при Великобритании.

Немецкий гонщик много сезонов был обладателем антирекорда по самой длинной карьере без единого подиума. Но в своём 239-м Гран-при он всё-таки попал на заветную церемонию награждения.

А во время последних кругов создавалось впечатление, что Нико поддерживали практически все зрители Формулы-1 – разве что за исключением поклонников ехавшего четвёртым Льюиса Хамильтона.

Любопытной же стала реакция других гонщиков. Активнее всех поздравлял Макс: казалось, что Ферстаппен настолько радуется за Хюлькенберга, что на время забыл о своей, откровенно провальной гонке.

Затем настала очередь Норриса и Пиастри. Следует отметить, что у пилотов существует некое негласное правило: если кто-то впервые добивается значимого успеха, его принято на подиуме как следует облить шампанским. Вот только оба Макларена ушли в сторону отмечать свой командный дубль, попросту проигнорировав немца.

Команда Макларен празднует свой дубль, игнорируя Нико Хюлькенберга
Команда Макларен празднует свой дубль, "игнорируя" Нико Хюлькенберга
Скриншот с видео на канале F1 Chequered Flag в YouTube

Такое поведение Ландо и Оскара вызвало очень сильное недовольство у многих зрителей.

Этап 13: Гран-при Бельгии

Интересный факт: у Макса Ферстаппена и Ландо Норриса второе гражданство — бельгийское. Обе матери пилотов — бельгийки.

Гран-при Бельгии стал третьим спринтерским этапом сезона. Главным сюрпризом субботы стало первое место Ферстаппена: на первом круге Макс обогнал стартовавшего с поула Оскара, после чего довёл дело до победы, уверенно защищая свою позицию.

Макс Ферстаппен обгоняет Оскара Пиастри на первом круге спринта в Бельгии
Макс Ферстаппен обгоняет Оскара Пиастри на первом круге спринта в Бельгии
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Что касается основной гонки – там Пиастри в начале заезда идентичным манёвром прошёл Норриса и так же уехал к верхней ступени подиума. И этот случай ещё сильнее утвердил зрителей во мнении, что психологически Оскар куда сильнее Ландо – он не только флегматичен за пределами болида, но и куда более хладнокровен в борьбе.

Итоги спринта в Бельгии:
Ферстаппен – 1, Пиастри – 2, Норрис – 3

Итоги Гран-при Бельгии:
Пиастри – 1, Норрис – 2, Ферстаппен – 4

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 266, Норрис – 250, Ферстаппен – 185

Этап 14: Гран-при Венгрии

На "виражном" Хунгароринге неожиданно свой темп нашли в Феррари – поул-позиция досталась Шарлю Леклеру. Впрочем, забегая вперёд, в гонке монегаск, который крайне редко реализует старты с первой клетки, не смог даже подняться на подиум.

Что касается Ферстаппена – на медленной трассе Ред Булл почти не показывал темп. Всё, чего смог добиться нидерландец, – десятое место. В тот момент создавалось впечатление, что Макс уже осознал тщетность попыток бороться на этой машине, а потому пытался найти хоть какое-то развлечение.

А вот в Макларене кипели стратегические страсти, где нужно было учитывать борьбу с Леклером. Было принято разделить пилотов на разные стратегии: у Пиастри – две остановки, а у Норриса – одна оттянутая.

На сороковом круге, проведя удачную блеф-комбинацию, "оранжевые" спровоцировали Скудерию на ошибку – позвать Шарля на преждевременный пит-стоп.

С того момента ситуация позволяла Оскару попытаться доехать до финиша без второй смены колёс – он уверенно лидировал, а состояние его шин оставалось приемлемым.

Однако через пять кругов австралийца всё же позвали за новыми покрышками. За остаток гонки, хоть он и догнал вышедшего вперёд британца, но обогнать не получилось.

Борьба Оскара Пиастри и Ландо Норриса на Гран-при Венгрии
Борьба Оскара Пиастри и Ландо Норриса на Гран-при Венгрии
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

А зрители получили ещё один повод говорить, что Макларен в стратегическом плане работает в первую очередь на Норриса.

Итоги Гран-при Венгрии:
Норрис – 1, Пиастри – 2, Ферстаппен – 9

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 284, Норрис – 275, Ферстаппен – 187

Анти-копилка:
Ферстаппен – 47, Пиастри – 34, Норрис – 10

Смена руководства Ред Булл

Ещё после Гран-при Великобритании с руководящего поста команды Ред Булл был уволен Кристиан Хорнер – бессменный глава австрийского гоночного коллектива с момента его основания в 2005 году.

На бывшем посту Хорнера оказался Лоран Мекис. Но, конечно, по ходу активной фазы сезона вряд ли стоило ожидать каких-либо перемен к лучшему. А провал в Венгрии лишь усиливал ощущение, что "быки" идут ко дну, на фоне чего появлялось всё больше слухов о том, что Макс ведёт переговоры с Тото Вольфом – руководителем Мерседеса.

Но летний перерыв стал моментом, когда Ред Булл мог переосмыслить свои дальнейшие действия. Ферстаппен же остался верен австрийской команде.

Лоран Мекис и Макс Ферстаппен на Гран-при Азербайджана 2025
Лоран Мекис и Макс Ферстаппен на Гран-при Азербайджана 2025
Getty Images

Главным же нововведением Мекиса стало то, что механики стали ориентироваться при настойке болидов на ощущения пилотов, в особенности – Макса, а не данные симулятора.

Этап 15: Гран-при Нидерландов

Несмотря даже на помощь "родных стен", на своём домашнем Гран-при Ферстаппен не мог угнаться за двумя Макларенами. И даже не имело особого значения, что на старте Макс прошёл Ландо – через восемь кругов произошёл обратный обгон, и всё это происходило позади лидировавшего Оскара.

Скорее всего, гонка так бы и закончилась в таком порядке, но на 65-м круге сюрприз преподнёс болид Норриса – из-за утечки масла британец был вынужден сойти с дистанции.

Дымящий болид Ландо Норриса на Гран-при Нидерландов 2025
Дымящий болид Ландо Норриса на Гран-при Нидерландов 2025
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

В тот момент только ленивый не говорил о том, что Пиастри почти чемпион – Оскар имел 31 очко преимущества над Ландо и аж 104 над Максом. Однако борьба за титул в этот момент только начиналась.

Итоги Гран-при Нидерландов:
Пиастри – 1, Ферстаппен – 2, Норрис- сход

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 309, Норрис – 275, Ферстаппен – 205

Анти-копилка:
Ферстаппен – 47, Пиастри – 34, Норрис – 18

Этап 16: Гран-при Италии

Как уже много раз отмечалось, по мнению инженеров Формулы-1, есть три типа настроек болида – для Монако, для Монцы и для всех остальных трасс. А потому "храм скорости" часто удивляет зрителей неожиданной расстановкой сил.

В квалификации поул достался Ферстаппену. Однако после прецедента с выездом за пределы трассы на старте его заставили отдать позицию Норрису, и казалось, что для нидерландца всё закончилось. Но ко всеобщему удивлению Макс очень быстро обогнал Ландо обратно и умчался вперёд.

В целом Ферстаппен полностью контролировал заезд, словно вернулся в 2023 год. Правда, необдуманное решение Ред Булла позвать его в боксы раньше Макларенов едва не стоило победы – столкновение двух пилотов "второго эшелона" прошло в шаге от вызова машины безопасности.

Тем не менее, в тот момент все звёзды сошлись в пользу Макса, и эпизод не вызвал нежелательных последствий. Нидерландец не просто выиграл заезд – он финишировал за 1 час, 13 минут и 24 секунды и это стало абсолютным рекордом.

Макс Ферстаппен побеждает на Гран-при Италии 2025
Макс Ферстаппен побеждает на Гран-при Италии 2025
Getty Images

Что же касается Макларенов, они отметились своим курьёзом. Из-за заминки на пит-стопе Норриса Пиастри вышел вперёд. А затем команда уговорила Оскара отдать позицию напарнику "для справедливости", что породило огромное количество шуток на эту тему.

И всё бы ничего, но дальнейшие этапы создали впечатление, что в австралийце в тот момент что-то надломилось…

Итоги Гран-при Италии:
Ферстаппен – 1, Норрис – 2, Пиастри – 3

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 324, Норрис – 293, Ферстаппен – 230

Анти-копилка:
Ферстаппен – 47, Пиастри – 37, Норрис – 18

Этап 17: Гран-при Азербайджана

Квалификация на улицах Баку принесла неожиданные результаты: Макс на поуле, Ландо – седьмой, а разбивший болид Оскар – девятый. Однако, учитывая длинную двухкилометровую прямую по проспекту Нефтянников, создавалось впечатление, что в воскресенье всё быстро станет "на свои места".

Но гонка оказалась ещё интереснее: Ферстаппен не просто выиграл, а оформил "большой шлем" (поул, победа, быстрейший круг гонки и лидирование от старта до финиша), Норрис так и остался на седьмой позиции, застряв в "паровозе" Лиама Лоусона и Юки Цуноды, а Пиастри и вовсе сошёл, на первом круге снова врезавшись в стену.

Всего за две гонки отставание Макса от Оскара сократилось с 104 очков до 69. И именно в этот момент впервые начали появляться мечты фанатов о "камбэке".

Макс Ферстаппен побеждает на Гран-при Азербайджана 2025
Макс Ферстаппен побеждает на Гран-при Азербайджана 2025
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Итоги Гран-при Азербайджана:
Ферстаппен – 1, Норрис – 7, Пиастри- сход

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 324, Норрис – 299, Ферстаппен – 255

Анти-копилка:
Ферстаппен – 47, Пиастри – 39, Норрис – 18

Этап 18: Гран-при Сингапура

Квалификация к Гран-при Сингапура отметилась небольшим прецедентом: Норрис ехал слишком медленно на круге возвращения и "грязным воздухом" немного помешал Ферстаппену.

Этого было недостаточно, чтобы Ландо наказали, но достаточно, чтобы Макс показал чуть хуже время и оказался позади Джорджа Рассела – которому в итоге сначала достались поул, а затем победа.

На старте заезда произошёл небольшой контакт между напарниками по Макларену в борьбе за третью позицию, и Пиастри длительное время по радио жаловался на действия прошедшего вперёд Норриса.

Далее в Ред Булле снова приняли спорное решение – позвать Ферстаппена на пит-стоп раньше соперников, особенно учитывая, что на уличной трассе всегда повышен риск выхода машины безопасности. Если с этой проблемой всё обошлось, то дальше Максу пришлось на более изношенных шинах обороняться от атак Ландо на завершающей стадии гонки, и нидерландцу пришлось приложить немало усилий, чтобы остаться впереди.

Макс Ферстаппен обороняется от Ландо Норриса на Гран-при Сингапура
Макс Ферстаппен обороняется от Ландо Норриса на Гран-при Сингапура
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Ещё одним событием Гран-при Сингапура стало то, что несмотря на "скромный" финиш на третьей и четвёртой позициях, команда Макларен досрочно гарантировала себе победу в "кубке конструкторов".

Итоги Гран-при Азербайджана:
Ферстаппен – 2, Норрис – 3, Пиастри- 4

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 336, Норрис – 314, Ферстаппен – 273

Этап 19: Гран-при США

Уикенд в "штате одинокой звезды" ещё больше воодушевил фанатов Ферстаппена – нидерландец уверенно выиграл как спринт, так и основную гонку. А в субботу подарок Максу сделал Нико Хюлькенберг – авария в первом повороте с участием немца привела к сходу обоих Макларенов.

Повреждённые болиды Ландо Норриса и Оскара Пиастри в спринте на Гран-при США
Повреждённые болиды Ландо Норриса и Оскара Пиастри в спринте на Гран-при США
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

В воскресенье Норрис почти весь заезд провёл в борьбе с Шарлем Леклером, в которой британец всё же одержал верх над монегаском. А вот Пиастри провёл очередной "вялый" Гран-при и финишировал лишь пятым – позади ещё и Льюиса Хамильтона.

Итоги спринта в США:
Ферстаппен – 1, Норрис – сход, Пиастри- сход

Итоги Гран-при США:
Ферстаппен – 1, Норрис – 2, Пиастри- 5

Положение в личном зачёте:
Пиастри – 346, Норрис – 332, Ферстаппен – 306

Анти-копилка:
Ферстаппен – 47, Пиастри – 35, Норрис – 24

Этап 20: Гран-при Мехико

Хотя ранее болиды Ред Булл традиционно хорошо чувствовали себя на двухкилометровой высоте мексиканской трассы, в этот раз темп "быков" на Гран-при Мехико заметно просел, и Ферстаппен квалифицировался лишь пятым, в то время как Норрис взял поул.

Впрочем, длинный стартовый рывок не помешал возникновению ситуации, когда сразу четыре машины боролись за лидерство в первом повороте – включая Макса.

Борьба четырёх гонщиков за лидерство на Гран-при Мексики
Борьба четырёх гонщиков за лидерство на Гран-при Мексики
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Однако нидерландцу просто не хватило места, из-за чего ему пришлось выехать за пределы трассы и потерять почти всё, что он отыграл благодаря хорошей реакции на стартовый сигнал.

Далее Норрис спокойно уехал к победе, а Ферстаппен, против которого, казалось, ополчился весь пелотон, за счёт удачной стратегии смог подняться на третье место.

У него были и шансы побороться за вторую позицию, однако атаку на Шарля Леклера сорвал совершенно необязательный режим виртуального автомобиля безопасности, вызванный сходом Карлоса Сайнса.

Таким образом Макс потерял ещё три очка из-за спорного решения стюардов. Вновь поднялись разговоры о возможной предвзятости к нидерландцу, однако организаторы оправдывали случившееся тем, что сработала электроника, среагировавшая на дым из болида Вильямс.

Что же касается Пиастри – очередное слабое выступление завершилось пятым местом, и то лишь благодаря странной командной тактике между пилотами Мерседеса. В остальном же разговоров о том, что Оскар психологически надломился, становилось всё больше.

Итоги Гран-при Мехико:
Норрис – 1, Ферстаппен – 3, Пиастри- 5

Положение в личном зачёте:
Норрис – 357, Пиастри – 356, Ферстаппен – 321

Анти-копилка:
Ферстаппен – 50, Пиастри – 35, Норрис – 24

Этап 21: Гран-при Сан-Пауло (спринт)

Большинство фанатов с нетерпением ожидало Гран-при Сан-Паулу, вспоминая прошлогодний подвиг Ферстаппена, когда он прорвался с 17-й стартовой позиции к победе в основной гонке.

Однако в этом сезоне Интерлагос встретил нидерландца не так приветливо: у Ред Булл снова не было темпа для борьбы за высокие позиции.

Началось всё со спринта – где победу одержал Ландо, Макс стартовал шестым и смог прорваться лишь на четвёртую позицию, а Оскар в очередной раз разбил болид.

Оскар Пиастри разбивает болид в спринте на Гран-при Бразилии
Оскар Пиастри разбивает болид в спринте на Гран-при Бразилии
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Основным предметом обсуждений стало то, что австралиец подскользнулся на каплях воды, попавших на трассу с обочины после выезда напарника за пределы асфальта.

Итоги спринта в Сан-Пауло:
Норрис – 1, Ферстаппен – 4, Пиастри- сход

Положение в личном зачёте:
Норрис – 365, Пиастри – 356, Ферстаппен – 326

Анти-копилка:
Ферстаппен – 50, Пиастри – 41, Норрис – 24

Этап 21: Гран-при Сан-Пауло (гонка)

В основной квалификации проблемы Ферстаппена с болидом обострились, и он вылетел уже в первом сегменте. Ситуация выглядела как полная катастрофа.

Чтобы найти хоть какие-то шансы, австрийская команда решила стартовать с пит-лейна, полностью переиначить настройки, заменив при этом силовую установку. И какой-то эффект это всё же дало.

В основной гонке, несмотря на прокол колеса, Макс обрел скорость и довольно успешно прорывался, а в какой-то момент даже вышел в лидеры заезда.

Но шанс на победу нидерландца перечеркнули стратеги его собственной команды – позвав его на необязательный пит-стоп в конце гонки за 16 кругов до финиша, из-за чего он откатился вниз и финишировал лишь третьим.

Учитывая, что помимо двух потерянных позиций, ещё и на одно место вверх поднялся главный соперник, фактически цена необдуманного решения стратегов составила 17 очков.

Лишний пит-стоп Макса Ферстаппена на Гран-при Сан-Пауло
"Лишний" пит-стоп Макса Ферстаппена на Гран-при Сан-Пауло
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Забавный эпизод произошел во время церемонии награждения – пока звучал гимн Великобритании в честь победы Норриса, зрители под подиумом начали петь "ту-ту ту-ду Макс Ферстаппен".

Однако, несмотря на столь активную поддержку, в тот момент создавалось впечатление, что для пилота Ред Булл борьба за титул фактически завершена.

Что же касается Пиастри – он приехал пятым и всё больше укрепил фанатов во мнении, что австралийца можно "списывать" из борьбы за титул.

Итоги Гран-при Сан-Пауло:
Норрис – 1, Ферстаппен – 3, Пиастри- 5

Положение в личном зачёте:
Норрис – 390, Пиастри – 366, Ферстаппен – 341

Анти-копилка:
Ферстаппен – 67, Пиастри – 41, Норрис – 24

Этап 22: Гран-при Лас-Вегаса

Несмотря на расположение Лас-Вегаса в пустыне Невада, во время квалификации пошёл дождь, и лучшее время в третьем сегменте показал Норрис. Впрочем, это не помешало Ферстаппену продемонстрировать, что гениальным пилотам для победы не нужен поул.

Несмотря на агрессивный защитный манёвр со стороны Ландо, Макс вышел в лидеры на выходе из первого поворота и далее проложил относительно спокойный путь к верхней ступени подиума. 

Макс Ферстаппен выходит в лидеры гонки на первом круге Гран-при Лас-Вегаса
Макс Ферстаппен выходит в лидеры гонки на первом круге Гран-при Лас-Вегаса
Getty Images

По сути, борьба на первом круге стала единственным моментом гонки, заслуживающим особого внимания.

Однако события после финиша оказались куда интереснее самого заезда: на обоих болидах Макларена был обнаружен избыточный износ контрольной планки, из-за чего и приехавший вторым Норрис, и четвёртый Пиастри были дисквалифицированы. Это вновь вернуло интригу в борьбе за титул.

Итоги Гран-при Лас-Вегаса:
Ферстаппен – 1, Норрис – дисквалификация, Пиастри – дисквалификация

Положение в личном зачёте:
Норрис – 390, Пиастри – 366, Ферстаппен – 366

Анти-копилка:
Ферстаппен – 67, Пиастри – 53, Норрис – 42

Этап 23: Гран-при Катара

Главным событием спринтеской части уикенда стало "оживление" Оскара Пиастри – австралиец взял поул в пятницу и затем довёл дело до победы в коротком заезде. И хотя это всего лишь 8 очков, главное было в "возвращении" темпа австралийца. Норрис приехал третьим, а Ферстаппен прорвался к четвёртой позиции после старта с шестой.

В основной гонке первым снова стартовал Оскар, вторым – Ландо, третьим – Макс. Это, впрочем, не помешало нидерландцу пройти британца в первой связке поворотов.

Ключевым моментом заезда стал сход Нико Хюлькенберга и спровоцированный им выход машины безопасности – произошедший как раз после седьмого круга. Это было важно в контексте искусственного правила: не более 25 кругов на одном комплекте шин при общей дистанции 57 кругов.

Постфактум легко рассуждать о правильности того или иного решения, но в момент гонки для всех участников это была настоящая рулетка. Ферстаппен сменил шины, а оба Макларена остались на трассе.

Макс Ферстаппен отправляется на пит-стоп на  Гран-при Катара
Макс Ферстаппен отправляется на пит-стоп на Гран-при Катара
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Дальше всё зависело от решений других пилотов, ехавших позади. Остальные команды последовали примеру Ред Булла, и именно этот факт сделал стратегию нидерландца выигрышной. Благодаря ей Ферстаппен одержал победу.

Итоги Гран-при Катара:
Ферстаппен – 1, Пиастри- 2, Норрис – 4

Положение в личном зачёте:
Норрис – 408, Ферстаппен – 396, Пиастри – 392

Анти-копилка:
Ферстаппен – 67, Пиастри – 53, Норрис – 42

Скандал с Андреа Кими Антонелли

По окончанию Гран-при Катара разразился довольно громкий скандал. Дело в том, что после своего последнего пит-стопа Норрис выехал пятым – позади Андреа Кими Антонелли. Сначала казалось, что итальянец спокойно обороняет свою позицию, однако на предпоследнем круге он допустил ошибку и пропустил британца вперёд.

Адреа Кими Антонелли ошибается и пропускает Ландо Норриса
Адреа Кими Антонелли ошибается и пропускает Ландо Норриса
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Учитывая плотность борьбы за титул, появилось множество обвинений в том, что Кими якобы намеренно пропустил Ландо – как со стороны фанатов в социальных сетях, которые оставили массу гневных комментариев на страницах гонщика, так и от официальных лиц.

Возможных мотивов для умышленности подобных действий можно выделить два. Во-первых, месть Тото Вольфа Ферстаппену за отказ нидерландца перейти в "серебряные стрелы", несмотря на проведённые переговоры. Во-вторых, факт того, что Макларен использует двигатель Мерседеса, а итоги сезона могут повлиять и на репутацию моториста.

Подливает масла в огонь и заметная тенденция по ходу сезона: Джордж и Кими доставляли Максу куда больше проблем, чем Ландо. К тому же, часто обсуждался конфликт между Ферстаппеном и Расселом.

Однако каких-либо объективных доказательств сговора нет. Антонелли проводит свой первый сезон в Формуле-1, и вполне естественно, что он может просто ошибаться – даже если эти ошибки наносят больше ущерба Ред Буллу, чем Мерседесу. Остальные же спорные моменты сезона при детальном рассмотрении выглядят скорее как стечение обстоятельств.

Все дороги ведут в Абу-Даби

Что ж, все три основных гонщика сезона приехали в Абу-Даби, сохраняя шансы на чемпионство. Лидером перед финальным заездом является Ландо Норрис, Макс Ферстаппен отстаёт от него на 12 очков, а Оскар Пиастри – на 16.

Конечно, с точки зрения математики шансы британца намного выше, в то время как нидерландцу и австралийцу остаётся лишь надеяться на то, что их главный соперник допустит грубую ошибку. Но если немного заглянуть в историю Формулы-1, надежд на чудо становится заметно больше.

Для зрителей-миллениалов это всего третий случай, когда перед последним этапом сезона сохраняется тройная интрига. Прошлые примеры – 2007 и 2010 годы (во втором случае за титул боролись сразу четыре гонщика). И оба раза трофей в итоге доставался тому, кто занимал третью строчку в турнирной таблице перед финалом.

Фанаты более старшего поколения могут помнить подвиг легендарного Алена Проста в 1986-м – когда "Профессор" на протяжении всего сезона боролся на более слабой машине, а в драматичной Аделаиде стал чемпионом, отставая перед гонкой на 7 очков по системе 9-6-4-3-2-1.

Ален Прост становится чемпионом мира 1986
Ален Прост становится чемпионом мира 1986
Getty Images

Если заглянуть ещё глубже, можно вспомнить недавнюю статью про Джона Сёртиза и безумный финал сезона 1964 года, а также отметить, что первый сезон официальной Формулы-1 в 1950-м тоже завершился тройной борьбой, из которой победителем вышел Джузеппе "Нино" Фарина.

И вот теперь, в чемпионате 2025 года, дорога длиной в 23 Гран-при приводит трёх претендентов в Абу-Даби. Совсем скоро трасса Яс-Марина станет местом финальной битвы, которая наверняка войдёт в историю.

Финиш Гран-при Абу-Даби 2022 года
Финиш Гран-при Абу-Даби 2022 года
Getty Images
Підтвердження віку21+

На сайті онлайн-медіа "Чемпіон" може розміщуватись реклама азартних ігор. Продовжуючи користуватись сайтом, ви підтверджуєте, що вам виповнилось 21 рік