Украинская правда

Несостоявшиеся камбэки: 11 случаев, когда гонщик вернулся в борьбу за титул, но так и не стал чемпионом

Getty Images
Несостоявшиеся камбэки: 11 случаев, когда гонщик вернулся в борьбу за титул, но так и не стал чемпионом

Успехи Макса Ферстаппена в первой половине осени заставили весь мир автоспорта всерьёз задуматься о его шансах на титул. И действительно, лидер Ред Булла сократил своё отставание со 104 очков до 36 – пройдя примерно две трети намеченного пути. По этому поводу мы уже вспоминали случаи лучших камбэков в истории Формулы-1:

Но если ещё три недели назад фанаты нидерландца были абсолютно уверены в пятом чемпионстве, то гонки в Мексике и Бразилии заметно охладили энтузиазм "оранжевой армии".

Сейчас Макс отстаёт на 49 очков за три Гран-при до конца сезона, и его шансы из разряда "реальных" переместились в категорию "чисто математических". Поэтому сегодня мы вспомним случаи, когда казалось, что гонщик перехватил инициативу во второй половине сезона, но так и не сумел стать чемпионом.

А перед этим – разберём стратегическую ошибку командного мостика быков, которая окончательно похоронила надежды поклонников Ферстаппена.

Системная стратегическая ошибка Ред Булл

Не так давно мы разбирали различные стратегические приёмы в Формуле-1. Но сейчас речь пойдёт о вопросе более глобального порядка – о риске. И, пожалуй, именно здесь кроется самая большая проблема командного мостика Ред Булл – в полном отсутствии понимания, где следует быть осторожнее, а когда необходимо идти ва-банк.

Эту тенденцию можно было проследить ещё в 2020 году, когда "быки" преждевременными пит-стопами предпочитали "надёжно" удерживаться в зоне 2-3 мест, тем самым практически лишая Макса шансов побороться с доминирующими Мерседесами.

А в Монце нынешнего сезона очередная ранняя остановка, совершённая раньше соперников, привела к ненужному риску – нидерландец мог потерять уверенную победу в случае любой остановки гонки.

Столкновение Карлоса Сайнца и Оливера Бермана, едва не стоившее победы Максу Ферстаппену
Столкновение Карлоса Сайнца и Оливера Бермана, едва не стоившее победы Максу Ферстаппену
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Но если в "ковидном" сезоне 2020-го речи о сражении за титул всё равно не шло, а на Гран-при Италии всё обошлось – даже несмотря на аварию в середине пелотона дирекция не стала вызывать машину безопасности, – то ошибка в недавнем заезде на Интерлагосе стала настоящим вывешиванием белого флага.

Как Ред Булл отказались от борьбы за титул

Если взглянуть на ситуацию в момент 51-53 кругов, у Ферстаппена было два возможных варианта действий со своим диапазоном последствий.

Остановившись в боксах, нидерландец гарантировал себе четвёртое место, и, не зная дальнейших событий, можно было бы говорить о шансах побороться за третью или вторую позиции, но возможность выиграть гонку при этом терялась полностью.

Третий пит-стоп Макса Ферстаппена на Гран-при Бразилии 2025 - грубая ошибка стратегов Ред Булл
Третий пит-стоп Макса Ферстаппена на Гран-при Бразилии 2025 - грубая ошибка стратегов Ред Булл
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Альтернативой было остаться на трассе. С одной стороны, это означало риск на изношенных покрышках пропустить ещё больше соперников. Но с другой – именно этот вариант сохранял пусть небольшую, но всё же вероятность победы, если бы Макс смог отбить атаки Ландо Норриса.

Возможно, где-то в середине сезона, либо при иной ситуации в турнирной таблице, "надёжный" вариант с ещё одним пит-стопом имел бы смысл. Но обстановка в чемпионате такова, что Ферстаппену попросту нечего терять – и ва-банк был единственным логичным решением.

Как итог: сейчас нидерландец отстаёт на 49 очков, что сводит его шансы к минимуму. Будь это число хоть 46, хоть 54 – принципиально ничего бы уже не изменилось. В то время как в случае победы разница составила бы 32 пункта – это оставляло бы ещё место для надежд.

Утверждать, что Макс был бы обречён в случае борьбы на трассе, ссылаясь на обгон, произошедший на 31-м круге, нельзя – ситуации были разными. Тогда Ландо имел только что установленный "софт", а разница в свежести резины составляла 23 круга. В то время как на момент ошибочного решения Ред Булла оба пилота ехали на "медиумах", отличавшихся по возрасту только на 16 кругов.

К тому же часть этого преимущества Норрису пришлось бы потратить в процессе погони – пилотов разделяло более семи секунд.

11. Льюис Хамильтон, 2016

Начинают наш топ несостоявшихся камбэков сразу два сезона в исполнении Льюиса Хамильтона, оба из которых завершились скандальной гонкой в Абу-Даби.

Чемпионат 2016 года фактически разыгрывался между двумя болидами "Мерседес". Начался он для Льюиса с четырёх неудачных гонок. Причём выглядело это скорее так, словно после двух лет уверенного доминирования над напарником британец просто расслабился и стал допускать ненужные ошибки.

Однако затем Хамильтон собрался и в последующих семи заездах одержал шесть побед, что позволило ему перехватить лидерство в турнирной таблице.

Далее последовала новая полоса неудач – начало гонки с последнего места в Бельгии из-за замены мотора, проваленные старты в Италии и Японии, а под конец – сгоревший двигатель в Малайзии.

Льюис Хамильтон и сгоревший мотор на Гран-при Малайзии 2016
Льюис Хамильтон и сгоревший мотор на Гран-при Малайзии 2016
Getty Images

Всё это позволило Нико Росбергу не только вновь выйти на первую строчку, но и создать комфортный отрыв в 33 очка.

А то, что произошло дальше, стало прецедентом, показавшим главную проблему системы начисления очков в Формуле-1: чемпионом может стать пилот, довольствующийся вторыми местами.

В последних четырёх гонках Льюис безоговорочно доминировал и выиграл их все, однако Нико, который даже не пытался бороться со своим главным соперником, получил титул просто доезжая до финиша позади.

10. Льюис Хамильтон, 2021

До сих пор многие фанаты с содроганием вспоминают 2021 год как сезон эталонной борьбы на грани человеческих и технических возможностей. Лидерство в чемпионате несколько раз переходило от Хамильтона к Ферстаппену и обратно. А все драматические и скандальные перепетии подробно разобраны в отдельной статье:

Сейчас же нас интересует именно завершающая стадия чемпионата. Перед стартом основной гонки на Интерлагосе претендентов разделяло 21 очко, и большинство экспертов уже мысленно отдали титул Максу. Однако в Мерседес пошли на хитрость – на болид Льюиса установили так называемый "ракетный двигатель" – форсированный мотор с ресурсом всего на три гонки вместо обычных семи-восьми. И всё резко изменилось.

Несмотря на огромные усилия нидерландца, британец уверенно выиграл заезды в Бразилии, Катаре и Саудовской Аравии. Отрыв, который ещё недавно казался комфортным, растаял до нуля. В Абу-Даби уже почти никто не сомневался, что главный трофей достанется Хамильтону. Почти всю дистанцию он безупречно контролировал гонку и уверенно шёл к победе. За пять кругов до финиша казалось, что этот небольшой камбэк действительно состоится.

Но дальше произошло то, что фанаты Ферстаппена, а также поклонники Михаэля Шумахера, чей абсолютный рекорд по титулам тогда оказался под угрозой, назвали настоящим чудом. Авария Николаса Латифи вызвала на трассу машину безопасности, и Макс воспользовался шансом – сменил покрышки и на последнем круге сумел обогнать Льюиса, став чемпионом мира.

Макс Ферстаппен обгоняет Льюиса Хамильтона на последнем круге Гран-при Абу-Даби 2021
Макс Ферстаппен обгоняет Льюиса Хамильтона на последнем круге Гран-при Абу-Даби 2021
Getty Images

Этот эпизод до сих пор вызывает бурные споры. Однако, говоря о решении директора гонки Майкла Маси возобновить заезд на один круг, стоит помнить и о множестве других эпизодов того сезона, когда судейские решения оказывались в пользу британца.

9. Жаки Икс, 1970

На середине сезона 1970 года ни у кого не было сомнений в том, что чемпионом мира станет Йохен Риндт на доминирующем Лотусе от сделавшего очередную конструкторскую революцию Колина Чемпена.

Йохен Риндт и Колин Чепмен
Йохен Риндт и Колин Чепмен
Getty Images

Однако во время квалификации к Гран-при Италии на легендарной трассе в Монце Риндт трагически погиб.

Разумеется, сразу возник вопрос: сможет ли кто-то опередить австрийца за оставшиеся четыре гонки? На второй строчке турнирной таблицы находился Джек Брэбем, уступавший 20 пунктов по системе 9-6-4-3-2-1 – и его шансы выглядели вполне реальными.

Однако неожиданно для всех невероятную скорость обрёл Жаки Икс на Феррари – пилот, который за первую половину сезона набрал всего 4 зачётных пункта, а на момент трагедии имел 19 очков и отставал от Риндта на 26.

За два этапа до конца разрыв сократился до 17 пунктов, и Икс всё ещё сохранял вырвать главный трофей сезона. В тот момент, чтобы защитить посмертный титул Риндта, Чепмен всё же выставил свои машины на старт.

И именно тогда 23-летний Эмерсон Фиттипальди, проводивший всего четвёртую гонку в карьере, одержал сенсационную победу – тем самым закрепив за своим напарником звание чемпиона мира 1970 года.

8. Деймон Хилл, 1994

Несмотря на наличие самой быстрой машины у "Вильямса", после ухода на гоночную пенсию легендарного "Профессора" Алена Проста в 1994 году у "Железного Фрэнка" попросту не оказалось пилотов, способных бросить вызов молодому и талантливому Михаэлю Шумахеру. А после трагической гибели Айртона Сенны на Гран-при Сан-Марино вопрос чемпионства выглядел закрытым окончательно.

Говорить о какой-либо интриге не имело смысла – будущий "Красный барон" уверенно выигрывал гонку за гонкой, лишь дважды уступив из-за технических проблем. Однако вскоре своё слово сказали организаторы чемпионата, которые начали искать любой формальный повод, чтобы замедлить безоговорочного лидера личного зачёта.

В результате беспрецедентная фора в четыре гонки позволила Деймону Хиллу вернуться в борьбу за титул: Шумахера по весьма спорным причинам дисквалифицировали в Великобритании и Бельгии, а также отстранили от участия в Гран-при Италии и Португалии.

К моменту последнего этапа в Аделаиде претендентов разделяло всего одно очко, но именно оно стало решающим: после столкновения на трассе оба сошли с дистанции, и этот скандальный эпизод принёс Михаэлю Шумахеру его первый титул чемпиона мира.

Столкновение Михаэля Шумахера и Деймона Хилла в финальной гонке сезона 1994
Столкновение Михаэля Шумахера и Деймона Хилла в финальной гонке сезона 1994
Formula One History в социальной сети X (ранее Twitter)

7. Себастьян Феттель, 2009

Сезон 2009 года и путь частной команды Браун GP – это ещё одна история, аналогов которой в Формуле-1 попросту не существовало. Причём большинство ключевых событий развернулось ещё на стадии подготовки к чемпионату: многоходовая комбинация с элементами блефа от Росса Брауна, неожиданный уход Хонды и выкуп гоночного коллектива за символический доллар – обо всём этом мы рассказывали в отдельной статье.

Разработанная японцами машина позволяла уверенно побеждать на старте сезона, однако, когда дело дошло до модернизации – резко возник финансовый вопрос. Хотя до этого гениальный инженер и стратег зарабатывал весьма достойные деньги, его личный капитал, исчислявшийся миллионами, всё же не мог тягаться с возможностями крупнейших автоконцернов, богатых корпораций и миллиардеров.

Именно по этой причине, дальше инициативу перехватил ещё один коллектив, чьё появление в топ-группе стало неожиданностью для всех – Ред Булл

Казалось, что Себастьян Феттель довольно быстро сократит отставание по очкам от Дженсона Баттона. И действительно, разрыв начал таять – но куда медленнее, чем ожидалось. А виной тому, в первую очередь, стали собственные ошибки молодого немца.

Разбитый болид Себастьяна Феттеля на Гран-при Монако 2009
Разбитый болид Себастьяна Феттеля на Гран-при Монако 2009
Getty Images

6. Ландо Норрис, 2024

Как и в предыдущем случае, в прошлом сезоне важнее было не то, кто прибавил, а то, кто потерял скорость. Ведь после ухода Эдриана Ньюи оставшимся инженерам Ред Булл пришлось долго разбираться, как работать с этой машиной – и всего за несколько этапов карета превратилась в тыкву.

В середине сезона, несмотря на ощутимую разницу в темпе, Макс Ферстаппен всё ещё старался бороться за каждое очко и периодически опережал Ландо Норриса, ставшего главным преследователем.

Макс Ферстаппен обгоняет Ландо Норриса на Гран-при Великобритании 2024
Макс Ферстаппен обгоняет Ландо Норриса на Гран-при Великобритании 2024
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Но после летнего перерыва доминирование Макларен стало настолько сильным, что говорить о реальной борьбе уже не приходилось. А главным вопросом было лишь одно – хватит ли нидерландцу запаса очков, чтобы сохранить титул.

Пять из шести осенних гонок, даже не смотря на ряд ошибок, Ландо играя опережал Макса, который по большей части боролся со своим болидом, а также с откровенно предвзятым отношением судей. После провальной бразильской квалификации и вовсе казалось, что Ферстаппен может окончательно распрощаться с чемпионством.

Однако случившееся в дождевой гонке резко перевернуло ситуацию: подвиг нидерландца на мокром Интерлагосе не только сделал ту гонку легендарной, но и практически гарантировал Ферстаппену титул.

5. Жак Вильнёв, 1996

Доминирование болида Вильямс в сезоне 1996 года было настолько неоспоримым, что на главный трофей реально претендовали лишь двое подопечных "Железного Фрэнка" – пилоты, которых долгое время не воспринимали как быстрых, считая скорее просто продолжателями славных гоночных династий.

Деймон Хилл и Жак Вильнёв на Гран-при Аргентины 1996
Деймон Хилл и Жак Вильнёв на Гран-при Аргентины 1996
Getty Images

Это были Деймон Хилл – сын двухкратного чемпиона мира Грэма Хилла, и Жак Вильнёв – сын Жиля Вильнёва, за свою короткую и трагическую карьеру заработавшего репутацию одного из самых отчаянных и зрелищных гонщиков своего времени.

В первой половине сезона уверенно лидировал Деймон, уже имевший опыт борьбы с Михаэлем Шумахером в 1994-1995 годах. Жак же, проводивший свой дебютный сезон в Формуле-1, попросту привыкал к европейской технике – ведь ранее он выступал в американских гоночных сериях.

После девяти гонок Хилл имел 63 очка против 38 у Вильнёва по системе 10-6-4-3-2-1, а счёт по победам составлял 6:1 – показатели, казалось бы, не оставляли интриги.

Однако вскоре произошёл переломный момент, и во внутренней борьбе многое изменилось. Причин тому было две. Во-первых, Формула-1 переходила на систему управления с двумя педалями, тогда как британец предпочитал классическую схему со сцеплением. А во-вторых, руководство команды всё более явно становилось на сторону канадца.

В последующих шести этапах Жак пять раз опередил Деймона, а соотношение побед за этот отрезок сезона было уже 3:1 в пользу Вильнёва. Интрига в чемпионате сохранилась до самого финала, хотя и в большей степени формально – Хилл имел девять очков преимущества, и в последней гонке ему нужно было просто финишировать в очках, чтобы стать чемпионом.

4. Мика Хаккинен, 2000

Несмотря на преимущество Макларена в скорости, первые три гонки сезона 2000 года выиграл Михаэль Шумахер на Феррари, и его отрыв по очкам от главного соперника достигал 24 баллов.

Однако к пятому этапу в Испании действующий чемпион мира Мика Хаккинен всё же вспомнил, что именно у него быстрейший болид, и одержал первую победу в сезоне. Далее череда сходов немца позволила финну не только сократить всё отставание, но и выйти в лидеры личного зачёта.

В тот момент казалось, что камбэк Мики удался, и его ждёт третий титул – особенно после знаменитой победы на Гран-при Бельгии, украшенной обгоном, вошедшим в подборки лучших моментов XX века.

И, возможно, так бы и произошло, будь у Хаккинена другой соперник. Но напротив него стоял Шумахер. В решающий момент "Красный Барон" вновь взял инициативу в свои руки – выиграл оставшиеся четыре гонки и в Японии стал трёхкратным чемпионом мира.

Михаэль Шумахер перехватывает лидерство за счёт стратегии на Гран-при Японии 2000
Михаэль Шумахер перехватывает лидерство за счёт стратегии на Гран-при Японии 2000
Скриншот с видео на официальном канале Формула-1 в YouTube

3. Михаэль Шумахер, 1998

И снова эпоха противостояния Шумахера и Хаккинена, только двумя годами ранее – сезон 1998. Всё началось с тотального доминирования Макларена: новые болиды Эдриана Ньюи были примерно на секунду с круга быстрее ближайших соперников.

Из первых шести этапов сразу пять остались за "серебряными стрелами", причём в четырёх из них победу одержал Мика. Скудерии же приходилось довольствоваться лишь одной выигранной гонкой, где мастерство Михаэля было подкреплено стратегическим гением Росса Брауна.

В тот момент борьба за титул могла лишь присниться в самых смелых фантазиях. Однако дальше "Красный Барон", используя любую возможность, выиграл три гонки подряд – включая дождевой Гран-при Великобритании – и сократил отставание до четырёх очков.

На немецкоязычных землях – в Австрии и Германии – Хаккинен опять напомнил всем, что именно у него самая быстрая машина. Но затем Шумахер снова вернулся в борьбу, победив в Венгрии после знаменитых 19 кругов в квалификационном темпе и став быстрейшим в Италии. За два этапа до конца пилоты и вовсе сравнялись по очкам.

Михаэль Шумахер на Гран-при Венгрии 1998
Михаэль Шумахер на Гран-при Венгрии 1998
Getty Images

Михаэль был "на подъёме" и с каждой гонкой обретал всё больше поклонников, демонстрируя героический пилотаж. Однако на Гран-при Люксембурга он не смог угнаться за доминирующим Маклареном, а в Японии его подвели технические проблемы. И Мика спокойно стал чемпионом мира.

2. Альберто Аскари, 1951

Этот случай переносит нас в эпоху ранней Формулы-1 и переднеприводных гоночных машин – время таких трёх легенд, как Альберто Аскари, Джузеппе Фарина и Хуан Мануэль Фанхио, о каждом из которых у нас есть отдельные статьи.

Альберто Аскари, Хуан Мануэль Фанхио и Джузеппе Фарина
Альберто Аскари, Хуан Мануэль Фанхио и Джузеппе Фарина
Getty Images

Сезон 1950 прошёл под тотальным доминированием команды Альфа-Ромео, чья техника по сути базировалась ещё на довоенных разработках. За "Альфами" остались и первые три этапа следующего, 1951 года.

Однако затем инженерные обновления представил Энцо Феррари, и перехват инициативы оказался мгновенным. После побед в Германии и Италии Аскари сократил отставание от Фанхио до двух очков, и перед заключительным Гран-при Испании именно "Чиччо"* считался фаворитом в борьбе за титул.

* "Чиччо" – фанатское прозвище Аскари, означавшее "толстячок".

Но дальше произошло то, что сегодня выглядело бы вполне обыденным, а тогда стало настоящей неожиданностью – всё решила резина. Неудачный выбор колёс меньшего диаметра привёл к сильнейшему износу шин на болидах Скудерии, что, по сути, и поставило крест на чемпионских амбициях команды в том сезоне.

1. Михаэль Шумахер, 2006

Сезон 2006 начинался с доминирования Рено под руководством "злого гения" Флавио Бриаторе и побед первого номера команды – Фернандо Алонсо, который в девяти гонках первой половины чемпионата шесть раз оказывался на верхней ступени подиума.

Лишь дважды за тот период Михаэль Шумахер сумел опередить своего молодого соперника – после героической обороны в Имоле, где немец половину дистанции "катал на заднем антикрыле" испанца, а также в результате красивейшей стратегической борьбы на Нюрбургринге.

Михаэль Шумахер защищается от атак Фернандо Алонсо на Гран-при Сан-Марино 2006
Михаэль Шумахер защищается от атак Фернандо Алонсо на Гран-при Сан-Марино 2006
Getty Images

В остальном Алонсо уверенно наращивал преимущество в турнирной таблице. После Гран-при Канады его отрыв составлял 25 очков – и при тогдашней системе начисления (10-8-6-5-4-3-2-1), где разница между первым и вторым местом составляла всего два балла, интрига казалась погребённой.

Но следующий этап на Индианаполисе стал переломным – дубль Феррари с победой Шумахера оказался предвестником перехвата инициативы. В последующих шести гонках Михаэль пять раз финишировал впереди своего главного соперника, выиграв четыре из них.

Пиком противостояния, пожалуй, стал дождевой триллер Гран-при Китая, где "Красный Барон" провёл одну из лучших гонок в карьере, совершив прорыв с шестой стартовой позиции и в одиночку одолев обе машины Рено в борьбе за победу. После этого заезда два претендента на титул сравнялись по очкам, и Шумахер вышел вперёд за счёт большего количества первых мест.

Казалось, что Михаэль вот-вот возьмёт восьмой титул и покинет Формулу-1 в статусе чемпиона мира. Но у сказок есть одна проблема – они иногда заканчиваются слишком внезапно: сгоревший в Японии мотор Феррари поставил крест на мечтах Михаэля уйти красиво.

Михаэль Шумахер объявляет о завершении карьеры на Гран-при Италии 2006
Михаэль Шумахер объявляет о завершении карьеры на Гран-при Италии 2006
Getty Images

Эпилог

Автоспорт знал множество чемпионатов, когда всё переворачивалось с ног на голову. В двух статьях мы разобрали обе стороны медали – как случаи, когда камбэк действительно случался и "догоняющий" вырывал титул на последних этапах, так и ситуации, когда "лидер" удерживал первое место, несмотря на все старания соперника.

С точки зрения истории Формулы-1 её творят только победители – именно имя чемпиона навсегда вписывается золотыми буквами. Но "здесь и сейчас" зрителям нужно шоу, борьба как сам процесс. И в обоих сценариях они её получают, пусть и в разных форматах.

Говоря о нынешнем сезоне, шансы Макса Ферстаппена на титул уже скорее формальность. Однако самые отчаянные фанаты нидерландца всё ещё продолжают верить в чудо.

Макс Ферстаппен после Гран-при Бразилии 2025
Макс Ферстаппен после Гран-при Бразилии 2025
Getty Images