Украинская правда

Вторая мировая, трагедии на трассе и смерть в ДТП: кем был первый чемпион Формулы 1 Джузеппе Фарина

Getty Images
Вторая мировая, трагедии на трассе и смерть в ДТП: кем был первый чемпион Формулы 1 Джузеппе Фарина

Как таковой автоспорт появился вместе с первыми "самодвижущимися каретами", а гонки класса "Гран-при" проводятся с 1894 года. Однако именно 1950 год считается датой рождения официальной Формулы-1, а Джузеппе "Нино" Фарина – её первый победитель и чемпион.

Завтра, 30 октября, первому триумфатору королевских автогонок могло бы исполниться 119 лет. И в связи с этой датой мы пройдёмся по страницам истории, вспоминая путь гонщика, жившего и выступавшего в непростое время. Сегодня наш главный герой – Джузеппе Фарина.

Ранние годы

30 октября 1906 года в Турине, в семье Джованни Карло Фарины и Марии Нази, родился сын – Джузеппе. Прозвище "Нино", которое впоследствии стало почти официальным, мальчик получил ещё в раннем детстве – это было сокращение от ласкательного "Джузеппино".

В год рождения будущего гонщика его отец основал компанию по производству автомобильных кузовов – Stabilimenti Farina.

Vettura Alfa Romero 6C 2500 - с кузовом Stabilimenti Farina
Vettura Alfa Romero 6C 2500 - с кузовом Stabilimenti Farina
Getty Images

Таким образом, с ранних лет маленький Нино пропитывался атмосферой моторизированного движения. Уже в десять лет он управлял двухцилиндровым Temperino.

Но гонки не были его единственным увлечением. Джузеппе также занимался футболом, лёгкой атлетикой и горными лыжами. В целом его детство мало чем отличалось от жизни других детей – как и все, он ходил в школу и рос как самый обычный мальчишка своего времени.

Позднее наш герой окончил Туринский университет, получив степень доктора в области экономики и права. Именно по этой причине уже во времена его спортивной карьеры нередко можно было услышать обращение "доктор Фарина".

Довоенные гонки

Но всё же детство, проведённое в автомобильной атмосфере, постепенно начало давать о себе знать. В девятнадцать лет, будучи студентом, Джузеппе погрузился в мир автоспорта. В 1925 году он приобрёл подержанную гоночную Альфа Ромео и принял участие в горной гонке Aosta-Gran San Bernardo, которая стала его первым серьёзным соревнованием.

Если в 1920-е это носило скорее разовый характер, то в 1930-е началась уже полноценная гоночная карьера. Главным прорывом для молодого пилота стала победа в Гран-при Чехословакии 1934 года в младшем классе – этот успех помог ему попасть в заводскую команду Альфа Ромео, где на одном из ключевых постов, кстати, находился Энцо Феррари.

Талант Джузеппе отметили не только руководители, но и другие пилоты. А легенда довоенной Италии Тацио Нуволари стал для Нино не только напарником, но и настоящим наставником и покровителем.

За довоенные годы Фарина добился немалых успехов с Альфа Ромео и Мазератти выступая на родине и нередко выезжал на соревнования за границу.

Джузеппе Фарина на Гран-при Германии 1938 года
Джузеппе Фарина на Гран-при Германии 1938 года
Getty Images

Однако в то время на международной арене безраздельно господствовали немецкие автогиганты, и представители других стран побеждали в основном тогда, когда у лидеров возникали проблемы.

Самым громким успехом Джузеппе стала победа в Триполи 1940 года, когда главные соперники не смогли принять участие в гонке, поскольку Германия в тот момент проводила "блицкриг" (с немецкого – "молниеносная война") во Франции.

Гонщик-убийца

Ещё с самых ранних гонок Фарина прославился невероятно агрессивным стилем пилотирования. С одной стороны, это способствовало его успехам на трассе, но с другой – создало и тёмную сторону в истории нашего героя, принесшую ему репутацию "гонщика-убийцы".

На 60-м круге Гран-при Довиля 1936 года Джузеппе в очередной раз проходил на круг Марселя Лёу и слегка подтолкнул его машину. В результате столкновения француз вылетел с трассы, а его болид загорелся. От полученных травм Лёу умер по пути в больницу.

Марсель Лёу в 1938 году
Марсель Лёу в 1938 году
Getty Images

Ещё один подобный инцидент произошёл на Гран-при Триполи 1938 года. И тогда, как и в первом случае, речь шла не о борьбе за позицию, а об обгоне на круг. На сей раз жертвой Фарины стал венгерский гонщик Ласло Хартманн, который получил тяжёлые травмы позвоночника и на следующий день скончался в больнице.

Пресса и общественность констатировали факт причастности Джузеппе к двум смертельным авариям, называя его "безжалостным" и "опасным". Однако серьёзных последствий для итальянца не последовало – он спокойно продолжил карьеру.

Послевоенные гонки

В период Второй мировой войны Фарина был призван в итальянскую армию и служил офицером в танковом полку. Однако, поскольку он воевал на стороне проигравшей страны, каких-либо документальных свидетельств того периода практически не сохранилось.

После окончания кровопролитных событий, Джузеппе вернулся к гонкам. И последующий период стал пиком славы итальянского автоспорта: Германия пострадала значительно больше от боевых действий, а потому на долгие восемь лет главный соперник выпал из борьбы.

Первый послевоенный успех "Нино" случился уже в 1946 году – он выиграл Гран-при Наций в Женеве.

Джузеппе Фарина на Гран-при Наций 1946 года
Джузеппе Фарина на Гран-при Наций 1946 года
Getty Images

Позже ему пришлось покинуть команду Альфа Ромео и 1947-й он провёл без гонок, а в 1948-м одержал победу на Гран-при Монако, выступая за рулём собственной машины Мазератти.

К концу десятилетия в "Альфе" произошли, к сожалению, трагические перемены: за два года коллектив потерял трёх ключевых пилотов – Акилле Варци и Жан-Пьер Вимиль погибли, а Феличе Тросси умер от рака.

Таким образом, Фарина вернулся в состав "родной" команды, а его коллегами стали Луиджи Фаджиоли и Хуан Мануэль Фанхио. Но самым главным событием 1950 года стало то, что гонки Гран-при превратились в официальный чемпионат мира Формулы-1.

Формула-1

Британский автодром Сильверстоун, построенный на базе бывшего военного аэродрома, стал местом проведения первого в истории официального этапа "королевских автогонок". Основной заезд состоялся 13 мая 1950 года.

Если современный зритель устал от сезонов, когда доминирует один болид, стоит упомянуть, что первые четыре места в квалификации заняли машины "Альфа Ромео". А поскольку современной стартовой решётки "лесенкой" тогда ещё не было, они просто заняли первый ряд.

Поначалу Фарина, Фанхио и Фаджиоли регулярно обгоняли друг друга в борьбе за лидерство. Однако начиная с 16-го круга наш герой единолично захватил первое место и больше никому его не уступил. Преодолев все 70 кругов дистанции, Джузеппе Фарина стал первым победителем Гран-при Формулы-1.

Джузеппе Фарина - победитель Гран-при Великобритании 1950
Джузеппе Фарина - победитель Гран-при Великобритании 1950
Getty Images

Сезон "трёх Ф"

Следующая гонка состоялась в Монако и отметилась первым массовым завалом в истории Формулы-1. В конце первого круга Фарина, шедший вторым, занесло, и он врезался в Хосе Фройлана Гонсалеса. Пилоты, ехавшие плотной группой позади, просто не успели среагировать и "присоединились" к аварии. А находившийся же впереди Фанхио, оставшись без реальных соперников, уехал вперед, ни разу не упустив лидерство.

Формально следующим этапом была знаменитая гонка "500 миль Индианаполиса", которая входила в календарь чемпионата. Однако большинство пилотов Формулы-1 туда не ехали: американские соревнования проходили по другому регламенту, и шансов на борьбу за призовые места почти не было.

Полноценным же продолжением чемпионата стало Гран-при Швейцарии. И снова на первых ролях были "три Ф" – Фарина, Фанхио и Фаджиоли, которые боролись за победу между собой.

Джузеппе Фарина лидирует на Гран-при Швейцарии 1950
Джузеппе Фарина лидирует на Гран-при Швейцарии 1950
Getty Images

На 32-м круге Хуан Мануэль сошёл с дистанции, а Джузеппе и Луиджи подарили зрителям первый "плотный" финиш: "Нино" опередил соперника всего на четыре десятых секунды и стал первым, кто выиграл несколько гонок официального чемпионата.

Однако радоваться лидерству в турнирной таблице пришлось недолго – Фарину начали преследовать технические проблемы. В Бельгии он столкнулся с неполадками трансмиссии и с трудом финишировал четвёртым. Но даже эти очки впоследствии имели огромное значение.

А во Франции наш герой поначалу захватил лидерство, но из-за поломки бензонасоса постепенно потерял позиции и не набрал зачётных очков. Этим воспользовались основные соперники: Фанхио победил в обеих гонках, а Фаджиоли – приехал вторым.

Первый "камбэк"

Конечно, случившееся далее сложно сравнивать с "настоящими" камбэками, когда пилоты за несколько последних гонок отыгрывали большие отставания, однако перед финальным этапом в Италии ситуация складывалась довольно сложной.

В том году использовалась система начисления очков 8-6-4-3-2, а ещё один пункт доставался обладателю быстрейшего круга гонки. И турнирная таблица в борьбе "трёх Ф" выглядела так:

  • 1. Хуан Мануэль Фанхио (Alfa Romeo) – 26 очков
  • 2. Луиджи Фаджоли (Alfa Romeo) – 24 очка
  • 3. Джузеппе "Нино" Фарина (Alfa Romeo) – 22 очка

На практике это означало, что Фарине нужно было побеждать и надеяться на то, что Фанхио финиширует не выше четвёртого места. При этом "Нино" стартовал лишь третьим – позади не только основного соперника за титул, но и гонщика "Феррари" – Альберто Аскари, который ещё появится в этой истории.

Главное трио 50-х: Альберто Аскари, Хуан Мануэль Фанхио и Джузеппе Фарина
Главное трио 50-х: Альберто Аскари, Хуан Мануэль Фанхио и Джузеппе Фарина
Getty Images

В ту эпоху порой, чтобы победить, нужно было просто доехать до финиша: технические отказы часто преследовали даже лучшие машины. И судьба гонки, а вместе с ней и всего чемпионата, решилась на 23-м круге, когда на болиде Фанхио сломалась коробка передач. В этот момент шансы Фарины из "чисто теоретических" превратились в вполне реальные.

Нашему герою оставалось лишь спокойно пройти остаток дистанции. И преодолев первым все 80 кругов "храма скорости", Джузеппе Фарина стал первым официальным чемпионом Формулы-1.

Перехват инициативы по-итальянски

Сезон 1951 года начался с того, что Фанхио и Фарина обменялись победами, и казалось, что зрителей снова ждёт борьба напарников. Но уже на Гран-при Франции нашему герою больше приходилось бороться со своей машиной, из-за чего он финишировал лишь пятым.

А дальше произошёл перехват инициативы на командном уровне. Дело в том, что в "Альфа Ромео" по сути использовались довоенные технологии, включая знаменитый двигатель Альфетта.

Легендарный двигатель Альфетта
Легендарный двигатель "Альфетта"
Getty Images

Создавать же что-то новое у коллектива просто не было финансовой возможности.

В то же время Энцо Феррари стремительно прогрессировал со своей командой. Как только у Скудерии появился новый болид, расстановка сил полностью изменилась. Фактически чемпионат разделился на две половины с двумя разными доминирующими силами.

И если Фанхио стабильно собирал очки, приезжая на вторых местах, то Фарину постоянно преследовали технические проблемы: в Британии он сошёл из-за проблем со сцеплением, в Германии – из-за перегрева двигателя, а в Италии – из-за проблем с маслом. Однако на родной трассе "Нино" продолжил заезд на машине Феличе Бонетто и финишировал третьим.

Лишь ошибка Феррари с выбором шин на завершавшем сезон Гран-при Испании позволила представителям "Альфа Ромео" завершить сезон на высокой ноте, а Джузеппе смог приехать третьим. По итогам сезона Фарина занял четвёртую строчку, а его партнёр по команде Фанхио стал чемпионом.

В тени Аскари

Понимая, что с прогрессом соперников их ждало бы только падение вниз, в Альфа Ромео решили уйти на высокой ноте – после двух подряд чемпионств. Таким образом, в сезоне 1952 года "Альфа" больше не принимала участия, а её ведущие гонщики остались без машин.

Наш герой быстро нашёл себе место в составе главных соперников, или, так сказать, "виновников торжества" – в королевстве Энцо Феррари. Тем более "Нино" был знаком с "Комендаторе" ещё с довоенных времён.

У нашего героя снова была лучшая машина и казалось, что можно мечтать о втором титуле. Однако сказки из этого не вышло: в первой гонке Джузеппе сошёл с дистанции из-за проблем со свечами зажигания, а затем его главной проблемой стал первый пилот Скудерии – Альберто Аскари. Фарина просто не мог угнаться за своим соотечественником на одинаковых болидах.

Пока Альберто штамповал победы, всё, что смог сделать Джузеппе, – это четыре раза финишировать вторым, позади напарника. Эти результаты принесли ему второе место в личном зачёте.

Не стала ситуация лучше и в 1953 году – Аскари всё так же доминировал, а Фарина регулярно сталкивался с различными техническими проблемами. Единственным ярким моментом стало Гран-при Германии, где Джузеппе наконец одержал победу – последнюю в своей карьере.

Джузеппе Фарина - победитель Гран-при Германии 1953
Джузеппе Фарина - победитель Гран-при Германии 1953
Getty Images

Закат

Казалось, что чемпионат 1954 года станет для Фарины новым шансом – ведь Аскари покинул Феррари. И действительно, уже в первой гонке сезона, в Аргентине, Джузеппе показал лучшее время в квалификации. Даже несмотря на то, что в самой гонке он уступил Фанхио, а затем сошёл в Бельгии, надежды на новые успехи оставались вполне реальными.

Дальше же, словно гром среди ясного неба, в Формулу-1 вернулся немецкий автогигант Мерседес, сумевший восстановиться после разграбления своих заводов в конце Второй мировой войны. "Серебряные стрелы" моментально заявили о своём тотальном превосходстве, перевернув привычный порядок сил.

Однако для нашего героя это уже не имело большого значения. Как и многие гонщики той эпохи, Фарина не ограничивался только Формулой-1 и регулярно выступал в других соревнованиях. И во время подготовки к гонке "1000 км Монцы" он получил тяжёлые ожоги, после чего был вынужден пропустить весь сезон.

Не стала ситуация лучше и в 1955 году. На трассах продолжали доминировать "Мерседесы", а Фарина всё ещё ощущал последствия аварии. Он принял участие лишь в трёх Гран-при, завершив свои выступления в Формуле-1 на красивой ноте – подиумом в Бельгии.

Джузеппе Фарина на Гран-при Бельгии 1955
Джузеппе Фарина на Гран-при Бельгии 1955
Getty Images

Была ещё попытка выступить на домашнем Гран-при Италии – уже за рулём Лянчи. Однако во время практических заездов на полном ходу у "Нино" лопнула покрышка. К счастью, физически гонщик почти не пострадал, но пережитое потрясение оказалось слишком сильным и Джузеппе отказался выходить на старт.

Тем не менее, уйдя из "королевы автоспорта", о мире скорости наш герой сразу забыть не смог. Он ещё некоторое время участвовал в соревнованиях на спортивных автомобилях, а также предпринял попытку выйти на старт легендарных "Инди 500". Однако после трагической гибели молодого американского гонщика Кита Эндрюса во время тренировок Фарина принял решение окончательно завершить гоночную карьеру.

Финал

Уйдя из спорта, Джузеппе не покинул мир автомобилей. Он работал представителем и послом различных автопроизводителей, включая Альфа Ромео и Ягуар, а также планировал принять участие в съёмках художественного фильма "Большой приз" в качестве консультанта.

Джузеппе Фарина в 1962 году
Джузеппе Фарина в 1962 году
Getty Images

Закончилась же история нашего героя десятью годами спустя – 30 июня 1966 года, когда "Нино" направлялся к трассе Реймс-Гё, чтобы, уже в роли зрителя, посмотреть Гран-при Франции. По трагической иронии судьбы, человек, переживший множество аварий на гоночных трассах, погиб в ДТП на обычной дороге недалеко от города Шамбери.

Он так и не смог добыть второй титул и не вошёл в "элитный клуб" гонщиков, несколько раз выигрывавших главный автоспортивный трофей. Агрессивный и рискованный стиль вождения делил публику на тех, кто восхищался его бесстрашием, и тех, кто осуждал за опасное безрассудство. Но как бы к нему ни относились, Джузеппе Фарина навсегда останется в истории Формулы-1 как её первый официальный чемпион мира.