На первый-второй рассчитайсь, или самые скандальные случаи командных приказов в Формуле-1 за последние 30 лет

Несмотря на блестящую победу Макса Ферстаппена на Гран-при Италии, самой обсуждаемой темой минувшего гоночного уик-энда стал командный приказ внутри Макларена, после которого Оскар Пиастри пропустил на второе место своего напарника, а вместе с тем главного соперника в борьбе за титул – Ландо Норриса.
Различные эксперты и гонщики то и дело высказывают своё мнение по поводу случившегося. Мы же предлагаем снова пройтись по страницам истории Формулы-1 и вспомнить самые яркие случаи, когда результат гонки решался на командном мостике, ведь с тех пор, как в болидах появилась радиосвязь, это стало привычным делом.
Гран-при Европы 1997, Макларен
Гран-при Европы 1997 подарило "королевским автогонкам" огромное количество запоминающихся событий. Началось всё ещё с квалификации, где в борьбе за поул Жак Вильнёв, Михаэль Шумахер и Хайнц-Харальд Френтцен показали идентичный результат с точностью до одной сотой секунды: 1:21.072. Но случившееся в гонке скандальное столкновение Шумахера и Вильнёва вышло на первый план, и "Херес 1997" ассоциируется у большинства зрителей только с этим.
И где-то там, на фоне всего этого, случилась первая победа Мики Хаккинена. И в целом руководитель команды Рон Деннис приложил к этому усилий, возможно, даже больше, чем сам гонщик.
Сначала Рон пошёл к Фрэнку Вильямсу и договорился о том, что "хромающий" до финиша Вильнёв пропустит двух Макларенов: канадцу для получения титула хватало и третьего места, а борьба на трассе только увеличивала ненужный риск.
Другой "проблемой" было то, что в паре "серебряных стрел" впереди ехал Дэвид Култхард. И это было решено прямым командным приказом. Поначалу Шотландец отпирался, но после долгого спора, в котором в том числе упоминался контракт гонщика, всё же подчинился.

И после того как Дэвид пропустил Мику, они оба на последнем круге прошли Жака.
Гран-при Австралии 1998, Макларен
Следующее Гран-при Формулы-1, на этот раз в Австралии, которое открывало сезон 1998 года, отметилось второй победой Мики Хаккинена, в которой также не обошлось без командных приказов. Однако в этом случае ситуация отдалённо напоминала недавний эпизод "из нашего времени".
В целом начало сезона для команды Макларен складывалось как нельзя лучше. Перешедший в команду Эдриан Ньюи построил машину, которая на секунду с круга превосходила соперников. Но даже при таком раскладе не обошлось без очередной драмы.
Дело в том, что на 36-м круге Хаккинен неправильно услышал команду и по ошибке свернул в боксы. "Холостой" проезд по пит-лейн привёл к тому, что Култхард вышел в лидеры гонки.
И снова в дело включился Рон Деннис, который долго объяснял шотландцу, что тот оказался впереди лишь из-за недопонимания между финном и его гоночным инженером, а обмен позициями по приказу преподносился как "восстановление справедливости".

После очередных долгих споров, за три круга до финиша Дэвид пропустил Мику, а для прессы придумали историю о том, что между пилотами была договорённость: победить должен тот, кто окажется впереди после старта.
Гран-при Австрии 2001, Феррари
Конечно, у большинства зрителей Формулы-1 больше в памяти остался эпизод, который случился годом позже. Но и в сезоне 2001 трасса Шпильберг увидела командный приказ в исполнении Феррари.
На тот момент главными соперниками в борьбе за чемпионство были Михаэль Шумахер и Дэвид Култхард. И хотя немец перед стартом Гран-при Австрии лидировал на 8 очков, создавалось впечатление, что конкуренция со стороны шотландца очень высока.
Из-за небольшого столкновения с Хуаном-Пабло Монтойей "Красный Барон" в начале заезда потерял несколько позиций, из-за чего всю гонку ему приходилось отыгрываться, и в конце концов он прорвался на третье место. Впереди него были только мчавшийся к победе Култхард и второй пилот Скудерии – Рубенс Баррикелло.
Командное радио Феррари сработало без колебаний – Рубенс обязан был пропустить Михаэля, что и случилось в последнем повороте. Учитывая, что Дэвид и так в этой гонке отыгрывал очки, два зачётных пункта были словно на вес золота, и решение итальянской команды выглядело более чем логичным.

Тем не менее пресса всегда искала любой удобный повод для пёстрых заголовков. Да и соперники не упускали возможности высказать своё недовольство. Но это они ещё не знали, что произойдёт через год на этой же трассе.
Гран-при Австрии 2002
Конечно же, самым известным скандалом на тему командных приказов за всю историю Формулы-1 стало Гран-при Австрии 2002.
Именно та гонка закрепила за Рубенсом Баррикелло образ "пилота номер 2", с которым поныне сравнивают других гонщиков, оказавшихся в схожей ситуации. Тогда же в лексикон фанатов автоспорта вошёл производный от фамилии бразильца термин "Вторикелло".
Хотя в сезоне 2002 "Красный Барон" уверенно лидировал в турнирной таблице, всё равно в итальянском коллективе была заранее договорённость, что Рубенс обязан пропустить Михаэля, если окажется впереди.
Казалось бы, было просто и понятно: у кого какая роль. Но на практике всё вышло куда сложнее. Более десяти кругов шли переговоры, в которых Баррикелло наотрез отказывался подчиниться приказу. И лишь аргумент о том, что бразильцу необходимо подумать о контракте, заставил его передумать.
Следует отметить, что в те времена командное радио практически не выводились в эфир. Поэтому зрители просто видели два болида Феррари, шедших на двух верхних позициях. А вся драма, происходившая внутри Скудерии, стала достоянием общественности лишь какое-то время спустя.
На этот раз Рубенс сделал всё ещё более демонстративно, чем годом ранее: Баррикелло пропустил Шумахера уже на последней прямой, перед самой финишной линией.

Если в 2001 реакция общественности походила на типичное брюзжание, о котором "поговорили и забыли", то в 2002 уровень массового недовольства по поводу случившегося достиг запредельной отметки, какой Формула-1 ещё не знала. Помимо громкого осуждения со стороны прессы и даже некоторых автогоночных комментаторов, в дело вмешалась и федерация автоспорта.
Не найдя нарушения в самом размене позициями, организаторы чемпионата оштрафовали Феррари на один миллион долларов за нарушение подиумной процедуры – Михаэль "пригласил" Рубенса на верхнюю ступень и отдал ему свой кубок.
А по окончании чемпионата, в числе множества "антишумахеровских" правил, был введён и запрет на командные приказы. Впрочем, контролировать его соблюдение на практике оказалось невозможно, и он никак не помешал случиться следующей истории из нашего списка.
Гран-при Германии 2010, Феррари
Сезон 2010 вошёл в историю Формулы-1 как один из самых хаотичных. На чемпионский титул претендовали сразу пять пилотов – Себастьян Феттель, Марк Вэббер, Льюис Хамильтон, Дженсон Баттон и Фернандо Алонсо.
Чуть поодаль от этой компании находился Фелипе Масса, который составлял неплохую конкуренцию в отдельных гонках, но в рамках чемпионата постепенно отставал от основной группы.
На старте гонки Алонсо прошёл находившегося на поуле Феттеля. Но ещё лучше среагировал на сигнал светофора Масса, который обогнал обоих, вырвался в лидеры и уверенно проложил путь, как он тогда надеялся, к победе.
Важно отметить, что гонка проходила 25 июля – ровно через год после того, как Фелипе получил травму на Гран-при Венгрии 2009 года. Выиграть гонку в такую дату для него было невероятно важно в психологическом плане, чтобы обрести былую уверенность. Тем более что последней победой, которая числилась на счету Массы, было домашнее Гран-при Бразилии 2008, где он упустил титул через 39 секунд после финиша.
Вполне возможно, дальнейшая карьера Фелипе сложилась бы совершенно иначе, если бы он смог выиграть на Хоккенхаймринге. Но командный мостик Феррари решил иначе. И на 48-м круге гоночный инженер Массы Роб Смедли медленно, делая паузу после каждого слова, произнёс фразу, которую многие зрители цитируют до сих пор: "Fernando is faster than you" – "Фернандо быстрее тебя".
Хотя это и не было прямым приказом, которые тогда были запрещены, зашифрованный намёк поняли все – и гонщик, и комментаторы, и телезрители. А кругом спустя бразилец подчинился, демонстративно замедлился и пропустил испанца, отдав ему первое место.

Конечно же, это вызвало огромный резонанс в обществе, возможно даже достигший уровня Австрии 2002 года. Так же прозрачно всё было и для организаторов чемпионата.
Однако Скудерия отделалась лишь штрафом в 100 тысяч долларов – результаты гонки остались в силе. А в 2011 году запрет на командную тактику был отменён ввиду того, что его всё равно невозможно контролировать.
Что же касается Фелипе Массы, то по сути на этом его мечты о "большом будущем" были разрушены. С тех пор ему в Феррари была уготована лишь роль пилота номер 2.
И позже всё дошло до того, что на Гран-при США 2012 после квалификации на болиде бразильца сорвали пломбу с коробки передач, чтобы получить штраф в пять позиций, что помогло немного подняться испанцу вверх по стартовой решётке.
Гран-при Малайзии 2013, Ред Булл и Мерседес
Гран-при Малайзии 2013 отметилось тем, что резонансные эпизоды между напарниками произошли сразу в двух командах – Ред Булл и Мерседес. И обе драмы развернулись после финальной серии пит-стопов.
Нико Росберг догнал Льюиса Хамильтона и пытался пройти его в борьбе за третье место. Однако после нескольких кругов сражения партнёров по "серебряным стрелам" в наушниках немца прозвучал приказ – перестать атаковать британца.
Тем временем впереди "быки", занимавшие первую и вторую позиции, также получили распоряжение сохранять порядок, которое стало известно общественности как "мульти 21". И мотивировалось это также необходимостью экономить топливо и резину.
Лидировавший Марк Вэббер ехал спокойно, будучи уверенным, что его победе никто не угрожает. Однако Себастьян Феттель и не думал выполнять договорённость. На 46-м круге немец обогнал австралийца, совершив весьма опасный манёвр.

После гонки между пилотами состоялся диалог на повышенных тонах. Что же касается команды – никаких серьёзных санкций в адрес Себа не последовало.
В целом стоит отметить, что хотя формально в стане Ред Булла было равенство, а Вэббер не хотел превращаться в типичного "вторикеллу", ещё в 2010 году стало ясно, что любимчиком команды весь тот период был Феттель: на немца работал весь коллектив, а машина проектировалась исключительно под его предпочтения.
А подиум Гран-при Малайзии 2013 вошёл в историю Формулы-1 как один из наименее радостных: все призёры пребывали в скверном настроении

Гран-при Сингапура 2015, Торо Россо
Гран-при Сингапура 2015 отметилось неожиданно плохими результатами доминировавших в ту эпоху Мерседесов. И пока Феррари и Ред Булл делили неожиданно освободившуюся верхнюю ступень подиума, во второй половине очковой десятки внимание общественности привлекли радиопереговоры внутри команды Торо Россо.
Следует отметить, что отношения между пилотами "младших быков" – 17-летним Максом Ферстаппеном и Карлосом Сайнсом-младшим – и без того были весьма натянутыми. Оба гонщика проводили дебютный сезон и старались всячески себя проявить.
А их отцы – бывший пилот Формулы-1 Йос Ферстаппен и чемпион мира по ралли Карлос Сайнс-старший – то и дело плели различные интриги.
После неудачного первого круга Макс провёл отличный прорыв на восьмую позицию. На завершающей стадии гонки его постепенно начал догонять Карлос-младший, имевший минимальное преимущество по шинам. Ближе к концу заезда в радио Ферстаппена прозвучал приказ – пропустить напарника.
Но в отличие от остальных историй этого списка, здесь случился своеобразный "хэппи-энд", потому что нидерландец решительно ответил "No" – "Нет".

Позднее фанаты ещё не раз с гордостью вспоминали этот поступок Макса, а в социальных сетях появилась неоднозначная шутка про "Ферстаппена ответ".
Так или иначе, это был момент, когда будущий чемпион мира проявил свой характер. И, возможно, именно тогда он "прошёл тест", который помог ему в дальнейшем добиться успехов.
Гран-при Монако 2016, Мерседес
Из всех подобных случаев Гран-при Монако 2016 выделяется тем, что, как и в недавнем эпизоде, командный приказ привёл к размену позициями между пилотами, которые сражались за чемпионство.
Следует отметить, что гонкой ранее, в Испании, на первом круге Льюис Хамильтон и Нико Росберг столкнулись друг с другом. Тогда двойной сход Мерседеса открыл Максу Ферстаппену путь к дебютной победе в первой гонке за рулём основной команды Ред Булл.

После такого эпизода весь руководящий состав "серебряных стрел" явно не хотел больше дарить очки соперникам. Тото Вольф был решительно настроен не допустить повтора случившегося.
Старт Гран-при Монако проходил на мокрой трассе, что делало и без того узкие улочки княжества ещё более опасными. Неожиданно оба пилота Мерседеса оказались позади Даниэля Риккардо, которому в субботу достался поул.
В тяжёлых погодных условиях Льюис почти всегда был быстрее Нико. Было заметно, что немец сдерживает британца, пока "внешний" соперник то и дело отрывался от них.
В конце концов, не желая рисковать повторением прошлой гонки, в "серебряных стрелах" дали Росбергу приказ пропустить Хамильтона, который сразу же умчался вперёд. Размен позициями произошёл на 16-м круге во время длинного подъёма после первого поворота.

В итоге Льюис выиграл тот заезд, а Нико потерял ещё несколько позиций и приехал лишь седьмым. Какого-то скандала по поводу распоряжения команды никто не поднимал, потому что все были всё ещё под впечатлением от испанской аварии.
"Valtteri it's James"
Ещё одна фраза, ставшая культовой среди фанатов, – это "Valtteri, it's James" ("Вальтери, это Джеймс") из уст Джеймса Воулза, главного стратега команды Мерседес в период, когда там выступали Льюис Хамильтон и Вальтери Боттас.
Почти всегда после такого начала следовали приказы, чтобы финн либо пропустил британца, либо сделал что-то ещё в интересах первого номера коллектива.
Следует отметить, что если в сезоне-2017 ещё сохранялась некая видимость равного статуса между пилотами "серебряных стрел", то к второй половине 2018 года уже установилась чёткая иерархия – первый и второй номера. Тем более что в тот момент Хамильтон вёл борьбу за чемпионство, и ему всерьёз угрожал Себастьян Феттель на Феррари.
Поэтому любые очки имели вес. А переломным моментом, который окончательно расставил гонщиков Мерседеса по местам, стала гонка в Сочи, где Вальтери получил прямое указание отдать Льюису победу.
Последнее же запомнившееся зрителям употребление фразы "Valtteri, it's James" произошло на Гран-при Нидерландов 2021 года. Даже несмотря на то, что Боттас и так ехал позади Хамильтона, его попросили замедлиться.

Дело в том, что речь шла об одном бонусном зачётном пункте за быстрый круг. Финн не должен был мешать британцу забрать эту мини-награду себе.
И это решение имело смысл: напомним, что в итоге на последний этап сезона 2021 года в Абу-Даби Льюис Хамильтон и Макс Ферстаппен приехали с равным количеством очков, что лишь подчёркивало ценность каждого, даже самого маленького балла.
Гран-при Бразилии 2022, Ред Булл
Хотя в целом в сезоне 2022 в большинстве гонок, где Макс Ферстаппен доезжал до финиша, он считался одним из фаворитов в борьбе за победу, трижды случались исключения – на этапах в Великобритании, Сингапуре и Бразилии. И о последнем случае сейчас и пойдёт речь.
Ещё в спринтерском заезде, который определял стартовую решётку основной гонки, у Ред Булла возникли проблемы с темпом, и вперёд вышли два пилота Мерседеса – Джордж Рассел и Льюис Хамильтон.
В воскресной гонке Макс и Льюис словно решили вспомнить прошлогоднее противостояние: на 7-м круге, после ухода машины безопасности, они столкнулись, после чего Ферстаппен был вынужден заехать в боксы для замены переднего крыла и начинать прорыв с хвоста пелотона.
Ближе к концу заезда, после очередного выезда сейфти-кара, оба "быка" оказались на шестой и седьмой позициях позади Фернандо Алонсо. При этом впереди из них ехал Серхио Перес.
Дальше последовал командный приказ: Ферстаппену разрешили опередить напарника лишь для попытки атаки на Алонсо. Но если совершить обгон не удастся – он обязан вернуть позицию.
Однако свою часть "сделки" Макс выполнять отказался. Он несколько кругов пытался пройти Фернандо, но, когда стало ясно, что это невозможно, нидерландец проигнорировал указание и в эфире сухо бросил: "Никогда больше не просите меня о таком".
Важно отметить, что на тот момент Ферстаппен уже досрочно оформил свой второй чемпионский титул. А вот Перес активно боролся за вторую строчку личного зачёта с Шарлем Леклером.
После финиша разочарованный "Чеко" сказал в интервью: "Честно говоря, мне даже нечего сказать. После всего, что я для него сделал, это огорчает. Я удивлён".

Его слова явно отсылали к сезону 2021, где мексиканец не раз помогал напарнику в борьбе за титул, в особенности когда героически замедлял Хамильтона в Абу-Даби.
Резонанс был огромным. Даже среди фанатов Ферстаппена многие восприняли поступок крайне негативно. И рядом с таким скандалом, дебютная победа Джорджа Рассела стала скорее лишь сопутствующей новостью.
Гран-при Японии 2024, Мерседес, Феррари и Хаас
После Гран-при Японии 2024 некоторые журналисты и эксперты начали шутить о том, что заезд по Сузуке побил рекорд по количеству разменов позиций по решению из боксов, ведь это произошло сразу в трёх командах – Мерседес, Феррари и Хаас.

При этом каких-то громких скандалов ни один из них не вызвал, потому как в каждой ситуации всё смотрелось вполне логично исходя из ситуации с шинами. Тем не менее, сам факт такого количества командных приказов за одну гонку заслуживает упоминания.
Гран-при Венгрии 2024, Макларен
А завершает наш список случай, который произошёл в прошлом сезоне с теперешним составом команды Макларен на Гран-при Венгрии. В очередной раз "проспав" старт с поул-позиции, Ландо Норрис оказался позади Оскара Пиастри.
Тем не менее, после второй волны пит-стопов, произошедшей на 45-47 кругах, британец оказался снова впереди австралийца. А дальше начались долгие споры по радио о том, кто же должен победить.

Команда требовала, чтобы Норрис вернул Пиастри лидерство, мотивируя это тем, что у стратегов не было цели выводить Ландо вперёд, а сделано всё было исключительно, чтобы обезопасить оба оранжевых болида от "внешних" соперников, ехавших позади.
Британец очень долго не хотел подчиняться приказу, ссылаясь на то, что он и так планировал атаковать напарника под конец заезда.
Более того, к тому моменту уже произошёл резкий перелом в расстановке сил – Макларен стал самой быстрой машиной, а Ред Булл явно потерял в скорости после ухода Эдриана Ньюи. Таком образом, между Норрисом и Ферстаппеном уже начала кипеть борьба за чемпионство, в то время как Пиастри несколько отстал от них в турнирной таблице.
В конце концов, за четыре круга до финиша Ландо замедлился и пропустил Оскара к его первой победе в основной гонке (до этого австралиец выиграл в спринте к Гран-при Катара 2023).
Сложившаяся ситуация казалась более чем странной. Руководство Макларена хотя и говорит о равенстве, тем не менее то тут, то там появляются мелкие признаки того, что именно Норрис является "любимчиком" Зака Брауна. К тому же ситуация в чемпионате говорила о том, что такое решение, мягко говоря, нелогично.
И тогда среди журналистов и многих фанатов возникло подозрение, что коллектив из Уокинга просто обязан был так поступить по контракту. Дело в том, что менеджером Пиастри является Марк Вэббер, который уже упоминался в этой статье. И вполне возможно, старший из австралийцев решил таким образом обезопасить своего соотечественника от роли "пилота номер 2".

Следует отметить, что переговоры шли в конце сезона 2022, когда Макларен был командой-середняком – его пилоты заняли 7-е и 10-е места в личном зачёте, и за весь год был лишь один подиум, причём случившийся благодаря тому, что Шарль Леклер допустил грубую ошибку в Имоле, из-за чего пропустил Норриса на третью позицию.
В то же время Пиастри был перспективным новичком, за которого боролись сразу несколько команд. Таким образом, у австралийцев была достаточно "сильная позиция" для переговоров, чтобы требовать подобное условие.
Немногим позже, на Гран-при Италии 2024, после того как на первом круге Оскар очень опасным манёвром опередил Ландо, в эфире прозвучало знаменитое "papaya rules" – "правила папайи", означавшее, что пилоты вольны бороться друг с другом. И эта фраза стала очередным поводом для фанатских шуток, которые продолжаются до сих пор.
Эпилог
Как уже много раз упоминалось, Формула-1 – это командный вид спорта. И даже когда в коллективе царит номинальное равенство, руководство всегда кому-то из своих подопечных симпатизирует больше, а кому-то меньше. В особенности это выходит на первый план, когда за титул начинают сражаться два пилота на машинах с одинаковой раскраской.
История автоспорта знает много подобных сезонов. В одних случаях смещение баланса между партнёрами минимально, в других же – фаворитизм достигает просто запредельного уровня.
Но даже это не является приговором: так в 1989 году легендарный "Профессор" Ален Прост героически стал чемпионом, даже несмотря на то, что абсолютно вся команда была на стороне его бразильского напарника.
Поэтому, даже если сейчас Зак Браун продолжит так или иначе помогать Норрису в его противостоянии с Пиастри, у австралийца всё ещё есть хорошие шансы на титул. До конца сезона осталось всего 8 гонок, и они покажут, кто же заберёт желанный трофей – Оскар или Ландо.
Но одно можно сказать точно – в Макларене ещё помнят сезон 2007, когда из-за внутренней борьбы Льюиса Хамильтона и Фернандо Алонсо в решающий момент внезапно из их рук титул вырвал Кими Райкконен на Феррари. А потому, руководство приложит всех усилий, чтобы не допустить подобного.
