Очередная драма Норриса и Пиастри, Макларен взял Кубок конструкторов-2025: итоги этапа Формулы-1 в Сингапуре

Формула-1 прошла уже 3/4 своего сезона и готовится к финальному рывку до конца эры граунд эффекта, который отметился доминированием Макса Ферстаппена, которое перешло к Макларен в последние полтора года.
Но в Сингапуре ни Ферстаппен, ни Макларен не были главной силой – Джордж Расселл провел феноменальный уик-энд, который, к сожалению, больше запомнится не уверенной победой гонщика Мерседес, а еще одной драмой имени Ландо Норриса и Оскара Пиастри.
"Сами носите свои жилеты!"
За день до старта уик-энда в Сингапуре ФИА предупредила, что погодные условия будут не из простых, а потому им стоит задуматься об использовании систем охлаждения пилотов в виде жилеток с трубками.
Кто-то, как Джордж Расселл, с удовольствием согласился на вариант с охлаждением в болиде, а кто-то, как Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен, отвергли саму идею использования подобного аксессуара.
Решение Расселла легко объяснить: в этом году в Бахрейне он уже успешно протестировал свой жилет, в котором он финишировал вторым. И, похоже, он неплохо ему помог в Сингапуре, где Джорджу не было равных. Хотя после финиша британец все равно выглядел истощенным.
Посмотрим, решиться ли ФИА сделать эти жилеты (или альтернативные варианты охлаждения) обязательными. Если да, то у этого решения будет много противников.
Ничто не предвещало триумфа
У Джорджа Расселла с Сингапуром своя печальная история.
Начиная с дебютного сезона 2019 года британец ни разу не поднимался на подиум на Марина-Бэй. Свою первую гонку, еще в составе Уильямс, он не смог завершить, через три года, уже в Мерседес, Джордж оказался вне Топ-10, а через год была авария на последнем круге. В прошлом сезоне Расселл оказался в 20 секундах от третьего места.
Но в этом году все изменилось.

Хотя начиналось все так, словно ничего и не закончилось. В первой практике Расселл показал 11-е время, уступив сенсационному Фернандо Алонсо целую секунду, а во второй тренировке Джордж разбил болид.
Намеки на успех появились в субботу, когда Расселл вместе с напарником проиграли меньше 0,1 секунды Максу Ферстаппену. И тут же произошло чудо в квалификации, где никто не смог улучшить свое время, кроме Джорджа, который и так был на промежуточном поуле.
После квали Расселл честно признался, что не знает, сможет ли он удержать позади Ферстаппена на старте гонки. Как оказалось, он зря переживал, потому что Макс не был ему соперником. Как и все остальные.
С самого же первого круга британский гонщик наращивал отрыв от оппонентов, как бы намекая, что вопрос о победителе можно в принципе уже и закрывать. И, по сути, так оно и было. Ферстаппен хорошо помог Расселлу, придержав позади Ландо Норриса, который потенциально мог бы попробовать побороться с пилотом Мерседес, а Оскар Пиастри после событий первого круга был задизморален.

Это была классическая гонка Джорджа Расселла, во время которой его практически не показывали в эфире. Вот только в отличие от предыдущих случаев, в этом он не просто финишировал на подиуме – Расселл оказался победителем заезда.
А в команде точно равные права?
Канада показала, что ожидать столкновений между Норрисом и Пиастри не то, что можно, а нужно. И в Сингапуре произошел еще один контакт.
В этот раз обошлось без серьезной аварии и схода одного из "оранжевых", но кажется, что этот контакт окажет куда больше влияния на борьбу за чемпионство между напарниками.
Наверное, все помнят эпизоды нынешнего сезона, когда Оскар блокировал колеса и едва не влетал в Ландо, пытаясь того пройти в повороте. Такое происходило несколько раз, и после каждого раза команда просила австралийца больше так не делать, напоминая про "правила папайя". Но почему-то эти правила перестали действовать в Сингапуре, когда опасной атакой на напарника отличился уже Норрис.

Да, он избегал контакта с Ферстаппеном, которого все же не удалось избежать. Но Ландо в этот момент решил, что лучше столкнуться с Пиастри, главным конкурентом в борьбе за титул, а не Ферстаппеном. В итоге контакт едва не припечатал Оскара к стене.
Сначала Пиастри возмутился, спросив у команды:
"То есть, нас устраивает, что Ландо вытолкнул меня со своего пути? Мы теперь так поступаем? Это было не по-командному, но окей".
Но, услышав от своего гоночного инженера максимально нейтральный ответ, который он воспринял, как решение в пользу Норриса, Оскар выдал:
"Если ему для того, чтобы избежать контакта с другой машиной, нужно врезаться в напарника, тогда он ху*во избегает контакта".
Негодование Оскара понять можно: в то время, как его самого раньше каждый раз предупреждали о командных правилах, Норрису ничего не сказали. Более того, команда в стиле Феррари сначала сообщила, что они рассматривают эпизод, после чего Пиастри добили решением оставить все как есть, ведь этот момент они все вместе обсудят после гонки.
Не помог ситуации и медленный пит-стоп, где по какой-то причине механики делали все не одновременно, как надо – колеса на болиде Оскара меняли буквально по очереди, из-за чего гонщик потерял много времени.
Такие психологические удары не настраивали на позитив, Пиастри большую часть заезда ехал позади напарника без намека на шанс догнать и побороться за позицию, доказав все на трассе. Под конец заезда он смог приблизиться на расстояние нескольких секунд, но до реванша так и не дошло.
После Гран-при Оскар был немногословен, "надо пойти и посмотреть повторы" и все в таком духе. Норрис же радовался подиуму, не придавая большого значения тому, что произошло. Но очевидно, что в команде нарастает напряжение. А по-другому и быть не могло, ведь они оба хотят стать чемпионами.
Об одном интересном моменте стало известно чуть позже. Сразу после финиша на связь с Пиастри по радио вышел генеральный директор Макларен Зак Браун. Американец начал свою речь, говоря о благодарности за вклад во второй Кубок конструкторов подряд. Но она была прервана гонщиком – Оскар проигнорировал Брауна, выключил радио и покинул кокпит. Очень показательно.
И болид был плох, и напарнику помешал
Сентябрь выдался одним из лучших месяцев в карьере Макса Ферстаппена.
Сначала Макс выиграл Гран-при Италии, где его приняли как своего (итальянские фанаты как бы намекнули, что хотели бы увидеть его в красном комбинезоне), затем он успешно дебютировал в гонках на выносливость NLS, хоть и не без своих нюансов. Вернувшись в Формулу-1, чемпион выиграл Гран-при Азербайджана, из-за чего о нем снова заговорили как о реальном претенденте на титул, после чего с первой же попытки покорил Нордшляйфе на болиде класса GT3.
Многие ожидали, что Ферстаппен продолжит свою победную серию на Марина-Бэй, но не тут-то было. В дело вмешалось древнее "проклятие": Макс побеждал во всех Гран-при, которые есть/были в календаре, кроме одного – Гран-при Сингапура. И 2025 год не стал исключением.
Именно в Сингапуре вернулись проблемы с балансом болида, которые мешали нидерландцу на протяжении практически всего сезона. Из-за них Макс не смог побороться за поул, из-за них Макс не смог побороться с Расселлом за победу.
Заключительный отрезок заезда Ферстаппен провел в защите от намерений Норриса пройти его. И во время одного такого преследования пилот Ред Булл невольно сильно помешал напарнику.
За 10 кругов до финиша Юки Цунода преследовал, возможно, будущего напарника Ферстаппена Исака Аджара в борьбе за десятое место. Японец находился в радиусе атаки в, пределах доступности ДРС. И именно в этот момент его догнали Ферстаппен и Норрис.
Цунода, естественно, был вынужден притормозить, чтобы пропустить обоих, ведь получать штраф за игнорирование синего флага, еще и в ситуации с напарником – максимально глупо. Но именно за счет этого Аджар успел оторваться от Юки на 5+ секунд, которые второй пилот Ред Булл так и не смог отыграть. И это при том, что у Исака снова были проблемы с двигателем, из-за чего француз терял по 0,2-0,3 секунды с круга. Да, сам Аджар тоже не смог финишировать в Топ-10, но этот момент явно отобрал у Цуноды возможность заработать хотя бы одно очко.
О Феррари либо хорошо, либо ничего
Фанаты Скудерии вот уже который год живут с девизом в виде мема: "Не надо, не давай мне надежду". И каждый раз они ведутся на то, что может в этот раз все точно будет лучше.
Нет, не будет.
Стоит признать, что Сингапур уже долгое время является одной из самых любимых трасс Феррари, где она регулярно претендует на высокие места. И результаты первой практики могли даже обнадежить болельщиков итальянской команды. Но практически сразу же они начали рушиться.

И если провал в квалификации еще можно исправить во время гонки, то по ходу самого Гран-при у Скудерии возникли серьезные проблемы с тормозами. Причем на обоих болидах.
После стартового отрезка Шарля Леклера попросили использовать технику управления болидом под названием "lift and coast": пилот раньше обычного снимает ногу с педали газа, позволяя машине снизить скорость не за счет тормозов, а за счет снижения оборотов двигателя. Таким образом можно поберечь топливо и сами тормоза, но при этом заметно страдает темп.
Большую часть дистанции Леклер успешно защищал от Андреа Кими Антонелли пятую позицию, которую он вырвал на старте. Но со временем проблемы стали более ощутимыми, и пилот Скудерии спасовал.
Вскоре позади появился напарник: команда решила попытать счастья, поставив Льюису Хэмилтону софт на последние 16 кругов гонки. Семикратный очень быстро отыграл практически 20 секунд отставания и попытался пройти Антонелли. И именно в этой борьбе у сэра Льюиса отказали тормоза.
Темп Хэмилтона падал невероятным образом, он пропустил вперед Леклера и пытался хоть как-то довезти болид до финиша на седьмом месте, из-за чего приходилось рано замедляться и срезать повороты.
Это привело к тому, что Фернандо Алонсо, ехавший позади, всего за пару кругов отыграл более 40 секунд отставания. Но на финише он уступил бывшему напарнику всего 0,4 секунды. По радио испанец сильно возмущался траекторией движения Хэмилтона. Но факт проблем с тормозами не спас Льюиса от 5-секундного штрафа, который ему выписали уже пост-фактум. Алонсо поднялся на седьмое место, а кошмар Феррари и ее фанатов продолжился. Ну ничего, всего шесть гонок и небольшой отдых перед неизвестностью нового сезона с новым регламентом.

Фантастическая реабилитация за провал в гараже
В субботу сначала всех удивил Расселл, выиграв квалификацию, а затем на сцену вышли судьи, которые аннулировали результаты обоих пилотов Уильямс из-за того, что элемент заднего антикрыла на их болидах открывался сильнее, чем это дозволено регламентом. Так что вместо старта 12-м и 13-м Карлос Сайнс и Алекс Албон были отправлены в конец решетки.
Команда из Гроу решила воспользоваться моментом, чтобы изменить настройки подвески машины Албона – старт с пит-лейн. Но не он стал героем для Уильямс, а Сайнс. Испанец чудом продержался на первом комплекте резины более 50 кругов, за счет чего он смог в самом конце вырвать у Исака Аджара десятое место.
Командный трофей в кармане – может пора позволить гонщикам бороться?
В Сингапуре Макларен сделал то, чего не смог сделать в Азербайджане, а именно досрочно выиграть Кубок конструкторов. Британский коллектив упустил возможность побить рекорд Ред Булл по самому раннему чемпионству, но вряд ли в Уокинге сейчас думают об этом.
Да, Гран-при Сингапура стал триумфальным для команды в плане результата, но это было и так ожидаемо. А вот в плане репутации Макларен снова сел в лужу.
Своими "папайя рулз" чемпионы настроили против себя заметную часть нейтральных болельщиков, которые видят в неоднозначных решениях команды фаворитизм в пользу одного из пилотов. А вместо этого они хотели бы увидеть бескомпромиссную борьбу Норриса и Пиастри на трассе, как и положено претендентам на чемпионство.
До конца сезона осталось всего шесть этапов, и веры в то, что "оранжевые" осмелятся дать своим пилотам полную свободу действий на треке, практически нет. К сожалению.

"Феррари" этапа: Алонсо и его везение
Карма за крэшгейт 2008 года преследует Фернандо Алонсо и по сей день. В этом сезоне двукратный чемпион потерял слишком много очков по разным причинам: где-то из-за технических неисправностей, где-то из-за собственных ошибок, а где-то из-за решений команды.
И на Гран-при Сингапура-2025 все должно было произойти по законам жанра. Механики Астон Мартин запороли пит-стоп, который растянулся до 9,2 секунды. Борьба з Исаком Аджаром вынудила испанца саркастически назвать соперника "Героем дня". Гоночный инженер в ответ на уведомление о количестве оставшихся кругов услышал лишь угрозу отключить связь. А ранее упомянутая траектория движения Хэмилтона без тормозов лишь добила Нандо.
Но в этот раз удача все же улыбнулась Алонсо: после гонки стюарды "наградили" Хэмилтона штрафом, благодаря чему Фернандо поднялся на седьмое место, заработав на два очка больше.

