Шесть чемпионств Проста, потери Сенны и Шумахера: как изменилась бы Ф-1 при современной системе начисления очков
Система подсчета очков в Формуле-1 претерпевала многочисленные изменения в течение своей многолетней истории, отражая развитие спорта и стремление обеспечить справедливость и конкурентность. гонках в течение года. Однако впоследствии система стала более конкурентной, и сейчас учитываются результаты каждого. Гран-при сезона.
Также значительные изменения претерпело и количество пилотов, которые могли бороться за поинты. Первые правила, которые использовались в 1950-1959 годах, предусматривали начисление очков только пяти лучшим финишерам, а также существовал бонус за самый быстрый круг. С 1960 по 2002 год количество гонщиков, получавших очки, выросло до шести, однако дополнительное очко за самый быстрый круг было отменено.
В 2003 году FIA снова расширила систему, позволив восьми лучшим пилотам добывать очки, а с 2010 года эту возможность получили уже первые десять финишеров. В 2019 году снова вернулся дополнительный балл за быстрый круг, однако в этом году объявили об очередной отмене этого бонуса уже с сезона-2025.
Кроме того, изменилась и система начисления очков за победу: от 8 очков в 1950-х до 25 очков в современной Формуле-1. Учитывая спринты и дополнительный балл за самый быстрый круг, за один этап пилот Ф-1 в этом сезоне мог заработать 34 балла. Такая эволюция позволила сделать борьбу за титул более прозрачной, теперь во главу угла выходит стабильность результатов в течение всего года, а не лучшие показатели на ключевых этапах.
Чемпион решил выяснить, насколько система начисления очков влияла на результаты за последние 50 лет в Формуле-1. 6 раз по нашим подсчетам менялся бы чемпион мира, в частности, свои титулы потеряли бы такие легенды, как Айртон Сенна, Михаэль Шумахер, Ники Лауда, однако на два чемпионства больше было бы у Алена Проста.
Отметим, что подсчет проходил по системе Формулы-1, которая была принята в 2010 году и без учета быстрого круга, который со следующего года уже не будет актуален в регламенте "королевы автоспорта": 25-18-15-12-10-8- 6-4-2-1.
В скобках обозначены официальные положения личного зачета пилотов
1974
- Эмерсон Фиттипальди (Макларен) – 182;
- Клей Регаццоны (Феррари) – 173;
- Джоды Шектер (Тирелл Форд) – 152;
- (5) Ронни Петерсон (Лотус) – 119;
- (4) Ники Лауда (Феррари) – 114.
1975
- Ники Лауда (Феррари) – 213;
- Эмерсон Фиттипальди (Макларен) – 146;
- Карлос Ройтеман (Брабхам) – 136;
- Джеймс Хант (Хескет) – 121;
- Клей Регацони (Феррари) – 95.
Первым случаем потенциальной смены титула мог бы стать сезон 1976 года, когда Ники Лауда уступил лишь одно очко Джеймсу Ханту, однако по нашим подсчетам, он второй год подряд забрал бы титул.
Произошло это из-за того, что у Ханта шесть побед, а у Лауды всего пять и хоть австриец стабильнее выступил, имея на один подиум больше. Из 16 гонок учитывались только результаты семи лучших из первой половины сезона и 7 лучших из второй половины.
Благодаря этому пункту в правилах (очки за определенное количество гонок в сезоне насчитывали в Ф-1 в период с 1950 по 1991 год) Хант буквально вырвал титул из рук Лауды, учитывая, что пилот Феррари в первых семи гонках одержал 4 победы, дважды приезжал вторым и получил одно третье место.
Британский пилот Макларен сумел совершить невероятный камбэк в чемпионате, выиграв гоны в США и Канаде и приехав третьим на итоговом Гран-при в Японии, где Лауда сошел, что и принесло мечтательное чемпионство Ханту.
1976
- (2) Ники Лауда (Феррари) – 207;
- (1) Джеймс Хант (Макларен) – 205;
- Джоди Шектер (Тирелл) – 171;
- Патрик Депайе (Тирелл) – 136;
- Клей Регаццони (Феррари) – 111.
1977
- Ники Лауда (Феррари) – 220;
- Джоди Шектер (Вольф) – 172;
- (4) Карлос Ройтеман (Феррари) – 158;
- (3) Марио Андретти (Лотус) – 148;
- Джеймс Хант (Макларен) – 132.
1978
- Марио Андретти (Лотус) – 195;
- (3) Карлос Ройтеман (Феррари) – 162;
- (2) Ронни Петерсон (Лотус) – 159;
- Ники Лауда (Брабхам) – 134;
- Патрик Депайе (Тирелл) – 113.
1979
- Джоди Шектер (Феррари) – 201;
- Жиль Вильнев (Феррари) – 193;
- (4) Жак Лаффит (Лежье) – 159;
- (3) Алан Джонс (Уильямс) – 131;
- Клей Регаццони (Уильямс) – 112.
1980
- Алан Джонс (Уильямс) – 209;
- Нельсон Пике (Брабхам) – 172;
- Карлос Ройтеман (Уильямс) – 169;
- Жак Лаффит (Лежье) – 119;
- Дидье Пирони (Лижье) – 116.
1981
- Нельсон Пике (Брабхам) – 166;
- Карлос Ройтеман (Уильямс) – 162;
- (4) Жак Лаффит (Лежье) – 147;
- (3) Алан Джонс (Уильямс) – 143;
- Ален Прост (Рено) 126.
1982
- Кеке Розберг (Уильямс) – 155;
- (3) Джон Уотсон (Макларен) – 133;
- (2) Дидье Пирони (Феррари) – 126;
- Ален Прост (Рено) – 116;
- Ники Лауда (Макларен) – 103.
1983
- Нельсон Пике (Брабхам) – 183;
- (3) Рене Арну (Феррари) – 159;
- (2) Ален Прост (Рено) – 158;
- Патрик Тамбе (Феррари) – 137;
- Кеке Розберг (Уильямс) – 101.
Последующая титульная смена могла бы произойти почти через 10 лет и касалась бы она снова Лауды. Уже опытный австриец обошел своего напарника по Макларену всего на полочка в официальной таблице, однако мы посчитали и выяснили, что Прост провел сезон гораздо стабильнее и заслужил чемпионство.
Дело в том, что с 1962 по 1990 год разница между первой и второй позицией составляла всего 3 очка (9 и 6), а баллы давали за места с 1 по 6. Лауда одержал на две победы меньше, однако имел сразу 4 вторых места и одну четвертую строчку одновременно как Прост, несмотря на семь побед, имел в активе седьмое место, а также всего однажды приехал. вторым. Именно того шестого места и одного зачетного балла из домашнего Гран-при Франции и не хватило Просту, чтобы стать чемпионом.
1984
- (2) Ален Прост (Макларен) – 226;
- (1) Ники Лауда (Макларен) – 209;
- Элио де Анджелис (Лотус) – 140;
- Микеле Альборето (Феррари) – 106;
- Нельсон Пике (Брабхам) – 99.
1985
- Ален Прост (Макларен) – 233;
- Микеле Альборето (Феррари) – 164;
- (5) Элио де Анджелис (Лотус) – 135;
- (3) Кике Розберг (Уильямс) – 129;
- (4) Айртон Сенна (Лотус) – 122.
1986
- Ален Прост (Макларен) – 233;
- Найджел Мэнселл (Уильямс) – 223;
- Нельсон Пике (Уильямс) – 217;
- Айртон Сенна (Лотус) – 174;
- Стефан Юханссон (Феррари) – 93.
1987
- Нельсон Пике (Уильямс) – 228;
- (3) Айртон Сенна (Лотус) – 190;
- (2) Нейджел Мэнселл (Уильямс) – 183;
- Ален Прост (Макларен) – 160;
- Герхард Бергер (Феррари) – 116.
Уже через 4 года Прост снова пострадал и из-за системы очков, которую изменят уже в 1991, когда в зачет будут учитываться все гонки, а не как с 81-го по 90-й, когда учитывались только 11 лучших выступлений.
Именно этот пункт регламента сыграл на руку Айртону Сенни, проведшему феноменальный сезон 1988, одержав 8 побед и еще трижды заняв второе место (также в его активе финиш на четвертой и шестой позиции).
Однако что поразительно, так то, что в этом сезоне напарник Сенны, Ален Прост, завершил все гонки, в которых финишировал, не просто на подиуме, но и не ниже второго места. Француз уступил в общем зачете, имея меньше побед – 8 против 7.
В 1988 году Прост дважды сошел с дистанции, во всех остальных случаях он либо побеждал либо пропускал вперед Сенну. Бразилец одновременно имел дисквалификацию, один восток, а также финиш на 11, 6 и 4 позиции.
1988
- (2) Ален Прост (Макларен) – 301;
- (1) Айртон Сенна (Макларен) – 275;
- Герхард Бергер (Феррари) – 147;
- Тьерри Бутсен (Бенеттон) – 129;
- Микеле Альборето (Феррари) – 92.
1989
- Ален Прост (Макларен) – 245;
- Айртон Сенна (Макларен) – 174;
- Риккардо Партезе (Уильямс) – 136;
- (5) Тьерри Бутсен (Уильямс) – 127;
- (4) Найджел Мэнселл (Феррари) – 116.
1990
- Айртон Сенна (Макларен) – 231;
- Ален Прост (Феррари) – 225;
- Нельсон Пике (Бенеттон) – 169;
- Герхард Бергер (Макларен) – 157;
- Найджел Мэнселл (Феррари) – 118.
1991
- Айртон Сенна (Макларен) – 287;
- Найджел Мэнселл (Уильямс) – 205;
- Риккардо Патрезе (Уильямс) – 176;
- Герхард Бергер (Макларен) – 145;
- Ален Прост (Феррари) – 118.
1992
- Найджел Мэнселл (Уильямс) – 279;
- (3) Михаэль Шумахер (Бенеттон) – 181;
- (2) Риккардо Патрезе (Уильямс) – 177;
- (5) Герхард Бергер (Макларен) – 157;
- (4) Айртон Сенна (Макларен) – 150.
1993
- Ален Прост (Уильямс) – 271;
- Айртон Сенна (Макларен) – 207;
- Дэймон Гилл (Уильямс) – 204;
- Михаэль Шумахер (Бенеттон) – 160;
- Риккардо Патрезе (Бенеттон) – 88.
После сезона 1993, завершившего эпоху борьбы Сенны и Проста болельщиков автоспорта ждал трагический 1994-й, унесший жизни одного из величайших талантов в истории автоспорта.
Однако также 1994 год стал годом триумфа молодого Михаэля Шумахера, которого бы могло не быть при современной системе подсчетов очков в Формуле-1.
24-летний Шумахер завоевал свой первый титул в карьере, обойдя Дэймона Гилла всего на одно очко. Борьба между первыми пилотами Уильямса и Бенеттона была настолько близка и напряженна, что отставание от второго от третьего места составляло 50 очков, а судьба чемпионства решилась в последней гонке.
На Гран-при Австралии-1994 г. Михаэль Шумахер ошибся в одном из поворотов и был вынужден агрессивно защищаться, что привело к востоку обоих пилотов и победе немца в общем зачете пилотов.
Однако, если рассчитывать тот сезон по современной системе начисления очков, то британский пилот Уильямс должен выигрывать чемпионат при достаточно уверенном преимуществе. В тот сезон Шумахер не сумел финишировать сразу в 5 гонках, кроме этапа в Австралии, в то время как Гилл сходил всего 3 раза за сезон. Дэймон Гилл заработал свои зачетные баллы на 13 этапах, а Шумахер на 10-ти. Баллы за восьмое и большее очков за шестое место гарантировали бы британцу чемпионский титул, который он сумел покорить только в 1996 году.
1994
- (2) Дэймон Гилл (Уильямс) – 252;
- (1) Михаэль Шумахер (Бенеттон) – 236;
- Герхард Бергер (Феррари) – 131;
- Мика Хаккинен (Макларен) – 99;
- Жан Алези (Феррари) – 94.
1995
- Михаэль Шумахер (Бенеттон) – 268;
- Дэймон Гилл (Уильямс) – 196;
- (4) Джонни Герберт (Бенеттон) – 167;
- (3) Дэвид Култхард (Уильямс) – 154;
- Жан Алези (Феррари) – 137.
1996
- Дэймон Гилл (Уильямс) – 258;
- Жак Вильнев (Уильямс) – 226;
- Михаэль Шумахер (Феррари) – 173;
- Жан Алези (Бенеттон) – 164;
- Мика Хаккинен (Макларен) – 140.
Сезон 1997 был полон ожесточенной борьбы между Шумахером и Жаком Вильневым. Лидер Скудерии Феррари намеренно протаранил канадца, пытаясь защитить свое лидерство в чемпионате. Шумахер остановился в гравии, а Вильнев финишировал третьим, что дало ему достаточно очков, чтобы обеспечить себе чемпионство. Позже FIA признала Шумахера виновным в аварии, из-за чего его лишили всех очков за сезон.
Однако, если представить, что Шумахера не дисквалифицировали за тот эпизод, а система очков в 1997 году выглядела бы современно, то именно немец торжествовал бы в чемпионате. Вильнев и его Уильямс в течение года шесть раз не финишировали на Гран-при, в то же время "красный барон" всего четыре раза не смог заработать очков за этап.
Несмотря на то, что канадский пилот одержал на две победы больше, но три вторых места Шумахера и стабильное попадание в шестерку лучших помогли бы ему стать чемпионом мира по современному регламенту Формулы-1.
1997
- (дисквалификация). Михаэль Шумахер (Феррари) – 229;
- (1) Жак Вильнев (Уильямс) – 222;
- (2) Хайнц Харальд Френтцен (Уильямс) – 151;
- (4) Жан Алези (Бенеттон) – 143;
- (3) Дэвид Култхард (Макларен) – 120;
- (5) Герхард Бергер (Бенеттон) – 113.
1998
- Мика Хаккинен (Макларен) – 271;
- Михаэль Шумахер (Феррари) – 242;
- Дэвид Култхард (Макларен) – 185;
- Эдди Ирвайн (Феррари) – 173;
- Жак Вильнев (Уильямс) – 115.
В 1999 году Михаэль Шумахер сломал ногу на Гран-при Великобритании из-за чего выбыл из чемпионской гонки, чем воспользовался напарник "красного барона" Эдди Ирвайн. И по нашим подсчетам, именно он должен был одержать победу в борьбе с Микой Хаккиненом с Маклареном.
Как и в ситуации Вильнев-Шумахер, все сводится к стабильности в течение сезона. Ирвайн сошел только однажды и всего раз расположился ниже шестого места на Гран-при. По нынешним правилам Ф-1 именно большие очки за финиш на 4, 5, 6 местах помогли бы британцу завоевать титул чемпиона Формулы-1, который он так и не смог завоевать. А 4 победы сезона 1999 года так и остались единственными для британца в его профессиональной карьере.
1999
- (2) Эдди Ирвайн (Феррари) – 237;
- (1) Мика Хаккинен (Макларен) – 216;
- Хайнц-Харольд Френтцен (Джордан) – 181;
- Дэвид Култхард (Макларен) – 148;
- Михаэль Шумахер (Феррари) – 123.
2000
- Михаэль Шумахер (Феррари) – 286;
- Мика Хаккинен (Макларен) – 258;
- Дэвид Култхард (Макларен) – 232;
- Рубенс Баррикелло (Феррари) – 205;
- Ральф Шумахер (Уильямс) – 105.
2001
- Михаэль Шумахер (Феррари) – 327;
- Дэвид Култхард (Макларен) – 211;
- Рубенс Баррикелло (Феррари) – 195;
- Ральф Шумахер (Уильямс) – 156;
- Мика Хаккинен (Макларен) – 129.
2002
- Михаэль Шумахер (Феррари) – 380;
- Рубенс Баррикелло (Феррари) – 223;
- Хуан Пабло Монтойя (Уильямс) – 175;
- (5) Дэвид Култхард (Макларен) – 158;
- (4) Ральф Шумахер (Уильямс) – 157.
2003
- Михаэль Шумахер (Феррари) – 236;
- Кими Райкконен (Макларен) – 213;
- Хуан Пабло Монтойя (Уильямс) – 196;
- Рубенс Баррикелло (Феррари) – 163;
- Ральф Шумахер (Уильямс) – 146.
2004
- Михаэль Шумахер (Феррари) – 367;
- Рубенс Баррикелло (Феррари) – 271;
- Дженсон Баттон (БАР) – 206;
- Фернандо Алонсо (Рено) – 145;
- Хуан Пабло Монтойя (Уильямс) – 131.
2005
- Фернандо Алонсо (Рено) – 322;
- Кими Райкконен (Макларен) – 277;
- Михаэль Шумахер (Феррари) – 153;
- Хуан Пабло Монтойя (Макларен) – 150;
- Жанкарло Физикелла (Рено) – 144.
2006
- Фернандо Алонсо (Рено) – 321;
- Михаэль Шумахер (Феррари) – 296;
- Фелипе Масса (Феррари) – 200;
- Джанкарло Физикелла (Рено) – 183;
- Кими Райкконен (Макларен) – 158.
2007
- Кими Райкконен (Феррари) – 275;
- Льюис Гамильтон (Макларен) – 265;
- Фернандо Алонсо (Макларен) – 256;
- Фелипе Масса (Феррари) – 228;
- Ник Хайдфельд (БМВ Заубер) – 151.
Рассматривая внимательно скандальный сезон-2008, можно убедиться в том, что титул Льюиса Гамильтона был заслужен как минимум с точки зрения современной системы начисления очков.
2008
- Льюис Гамильтон (Макларен) – 243;
- Фелипе Масса (Феррари) – 240;
- Кими Райкконен (Феррари) – 189;
- Роберт Кубица (БМВ Заубер) – 184;
- Фернандо Алонсо (Рено) – 154
2009
- Дженсон Баттон (Браун) – 252;
- Себастьян Феттель (Ред Булл) – 206;
- Рубенс Баррикелло (Браун) – 195;
- Марк Уэббер (Ред Булл) – 174;
- Льюис Гамильтон (Макларен) – 126.
Семи или восьмикратный чемпион сэр Льюис Гамильтон? Если отбросить все споры по поводу решения дирекции Гран-при Абу-Даби-2021 и посмотреть лишь под призмой получения очков в основных гонках, то британский пилот Мерседес уступил в течение сезона Максу Ферстаппену, хотя и последний этап года мог изменить течение истории Формулы-1.
2021
- Макс Ферстаппен (Ред Булл) – 383,5;
- Льюис Гамильтон (Мерседес) – 379,5.
Подводя итог проведенному эксперименту можно с уверенностью сказать, что Формула-1 эволюционировала в сторону более конкурентной среды, где ценится стабильность в течение всего года, а не яркие перформансы на определенных этапах чемпионата.
Именно при таких условиях Ален Прост был бы шестикратным чемпионом Ф-1, а легендарный Айртон Сенна лишь двукратным, Льюис Гамильтон имел бы безоговорочный рекорд по количеству титулов и мог бы уйти на пенсию без вояжа в Феррари в конце знаменитой карьеры.