Бразильский герой по обе стороны океана. История легендарного Эмерсона Фиттипальди

При фразе "бразильский чемпион" большинство фанатов Формулы-1 в первую очередь подумают либо о Нельсоне Пике, либо об Айртоне Сенне, благодаря громкой медийной известности этих фамилий. Но если немного глубже окунуться в историю автоспорта, можно открыть для себя истинного гения – Эмерсона Фиттипальди, человека, который становился быстрейшим по обе стороны океана.
Ровно 51 год назад, 6 октября, Эмерсон завоевал свой второй титул в Формуле-1. Сегодня же мы предлагаем вспомнить путь настоящего гоночного титана "Героической эпохи", который, по мнению ряда экспертов, является самым талантливым представителем своей нации.
Детство
12 декабря 1946 года в городе Сан-Паулу у итало-бразильского автоспортивного журналиста Уилсона Фиттипальди-старшего и иммигрантки польского происхождения из Санкт-Петербурга Юзефы Войцеховской родился второй сын – Эмерсон. Имя он получил в честь американского писателя и философа Ральфа Уолдо Эмерсона.

Страсть к скорости у обоих мальчиков была в крови. Помимо журналистской и радиокомментаторской деятельности отца, оба родителя принимали участие в гонках на серийных автомобилях. Более того, вдохновившись итальянской "Милле-Мильей", Уилсон-старший организовал в 1956 году её бразильский аналог в Сан-Паулу.
Конечно же, это увлечение передалось и сыновьям. С 14 лет Эмерсон начал участвовать в гонках на мотоциклах, а с 16 лет – на гидропланах. Однако после того, как его старший брат – Уилсон-младший – перевернулся из-за сильного ветра на скорости 110 км/ч, они оба сосредоточились исключительно на автоспорте.
Путь в Формулу-1
Полноценная картинговая карьера нашего героя началась в 17 лет. И тогда же он выиграл чемпионат Сан-Пауло. При чем, что привлекло внимание соперников – так то, что Эмерсон лично настраивал свою гоночную технику.
В 1965 году 18-летний Фиттипальди уже участвовал в гонках на автомобиле Рено Gordini, где одержал первое место в национальном первенстве, после чего перешел в моносерию Фольксвагена – Формулу-Vee, шже также стал чемпионом Бразилии в 1967.
После ряда успехов на родине, Эмерсон переехал в Великобританию, где присоединился к команде школы Джима Рассела в британской Формуле-3. В 1969 году он одержал уверенный титул в "трёшке", выиграв 9 гонок из 11.

Такие результаты не могли остаться незамечеными. При чем обратил на нашего героя не абы кто, а легендарый конструктор – Колин Чемпен, который провёл несколько технических революций в Формуле-1.
Лотус
Подавляющее большинство гонщиков дебютируют в "королеве автоспорта" за рулём посредственных машин, после чего долгие годы тратят на то, чтобы доказать руководителям коллективов, что они достойны техники топ-уровня.
Эмерсон Фиттипальди же пришёл в Формулу-1 посреди сезона 1970 года – на Гран-при Великобритании – сразу за рулём Лотуса, команды, которая в ту эпоху по определению считалась одним из фаворитов. А в том сезоне его напарник по команде, о котором ещё пойдёт речь, возглавлял турнирную таблицу.
Однако следует отметить один нюанс. Если в современной Формуле-1 для "обкатки новичков" топ-коллективы используют "марионеточные" команды-середники, то тогда порой просто выставляли третью, а то и четвёртую машину старого образца. Поэтому свои первые три гонки наш герой проехал даже не на прошлогоднем, а на позапрошлогоднем болиде – Лотус 49C.

Но даже на такой технике уже на своём втором этапе – Гран-при Германии – Эмерсон сотворил небольшую сенсацию и приехал четвёртым, добыв свои первые три очка.
Цель: победить за напарника
Возможность стать первым номером команды и получить в распоряжение "актуальный" болид предоставилась Фиттипальди намного раньше, чем кто-либо ожидал. Однако причиной тому стали трагические события: в квалификации к Гран-при Италии насмерть разбился лидер "Лотуса" – Йохен Риндт.
Ожидаемо Колин Чепмен тяжело воспринял гибель гонщика, и ни одна из машин не вышла на старт гонки. Более того, Лотус не приехал и на следующий этап – в Канаду. Лишь к предпоследней гонке сезона – в США – стало понятно, что благодаря тому, что соперники отбирали очки друг у друга, сохранялась высокая вероятность того, что Риндт так и останется на первой строчке турнирной таблицы. Однако одна угроза чемпионству австрийца всё же оставалась – Жаки Икс, который мог бы стать чемпионом в случае двух побед.
Именно это и побудило руководителя команды вернуться в гонки. На Гран-при США Лотус выставил полный состав. Всем гонщикам была поставлена одна цель – опередить Икса, чтобы тем самым гарантировать посмертный титул Йохену. А Эмерсон получил новый Лотус 72C.

Во время финальной части квалификации пошёл дождь, поэтому фактически всё решали первые 15 "сухих" минут. Поул достался Иксу, на второй позиции оказался чемпион предыдущего сезона – Джеки Стюарт, о котором ещё пойдёт речь, а третьим стартовал Фиттипальди. В гонке предстояло навёрстывать упущенное.
Доехать, чтобы победить
Утром перед гонкой трасса оставалась мокрой, и ожидался старт на дождевых шинах. Однако к моменту начала заезда асфальт подсох, и подавляющее большинство пилотов выбрало покрышки для сухой погоды. Первый старт за рулём "основной" машины дался Эмерсону тяжело – он откатился аж на восьмое место. Единственным утешением было то, что Стюарт опередил Икса.
Пока Фиттипальди старался реабилитироваться за неудачное начало, гонка шла по типичному сценарию тех времён – то на одной, то на другой машине возникали технические проблемы: на 57-м круге Икс отправился на долгий пит-стоп для ремонта топливного патрубка и потерял несколько позиций, а на 76-м – у Стюарта начались неполадки с маслопроводом, которые привели к сходу с дистанции.
На 82-м круге лидерство перешло к Педро Родригесу, который удерживал первую позицию вплоть до 100-го круга. Но затем его двигатель заглох, и он заехал в боксы – требовалась дозаправка и перезапуск мотора. Таким образом, за 9 кругов до финиша Эмерсон вышел в лидеры.
Сам Фиттипальди позже вспоминал это с удивлением:
"За девять кругов до финиша мне показали стартовый сигнал. Я оглянулся, потому что подумал, что это для кого-то другого! Но за восемь кругов до финиша мне снова дали сигнал. Весь круг я думал, что они, должно быть, ошиблись. Я был первым! Я лидировал в гонке!"

"Последние круги казались бесконечными. Потом я увидел клетчатый флаг. Я увидел, как Чепмен подбросил шляпу в воздух. Это было для меня! … Когда я остановился на пит-лейн, я не мог вспомнить ни слова по-английски!" – продолжил гонщик.
Таким образом, уже в четвёртой гонке своей карьеры Эмерсон Фиттипальди одержал первую победу – во времена, когда даже само достижение финиша было редкостью. А вместе с тем он принёс Йохену Риндту его посмертный чемпионский титул.
Лидер команды
Победа в США окончательно закрепила за нашим героем статус первого пилота Лотуса – всего после четырёх гонок в Формуле-1. Но вместе с этим почётным статусом пришла и ответственность. Тем более что первый полный сезон Эмерсона в Формуле-1 начинался с проблем.
Во времена, когда на "королевских автогонках" присутствовало сразу несколько производителей шин, команды были вынуждены постоянно совершенствовать свою продукцию. И хотя новые гладкие покрышки давали значительно больше сцепления, они совершенно не подходили для болида Лотус 72 из-за слишком мягкой подвески. Сам Фиттипальди комментировал это так:
"Всё, что мы делали с настройками машины, просто не работало, потому что на сликах Firestone подвеска прогибалась, и эти новые шины с очень высоким сцеплением выводили нашу машину из строя".
Чтобы решить проблему, в команде разработали специально для Эмерсона шасси 72D. Но даже так результаты были далеки от идеала. Усугубляло ситуацию и то, что наш герой пострадал в автомобильной аварии на обычных дорогах и был вынужден пропустить Гран-при Нидерландов из-за травм.
Сам Фиттипальди называл сезон 1971 провальным. И действительно, о борьбе за главный приз речи не шло. Тем не менее он всё же добыл три подиума – во Франции, Великобритании и снова во Франции. Самым же примечательным моментом сезона стало Гран-при Италии.

Во-первых, из-за расследования аварии Риндта коллектив Лотус не мог выступать под своим именем, из-за чего на один этап появилась команда "World Wide Racing".
Во-вторых, Колин Чепмен, известный своими экспериментами, привёз в Монцу шасси 56B с газотурбинным двигателем. Однако машина оказалась неконкурентоспособной.
Эмерсон Фиттипальди vs Джеки Стюарт, часть 1
У многих поколений пилотов есть так называемый "доминатор" – Макс Ферстаппен, Льюис Хамильтон, Михаэль Шумахер, Ален Прост, Хуан Мануэль Фанхио, Альберто Аскари – гонщик, воплощающий квинтэссенцию мастерства своей эпохи. И бороться с ним можно лишь за счёт дополнительных факторов: более быстрого болида, внутрикомандных интриг или просто удачи. В начале 70-х же таких было всего двое – Эмерсон Фиттипальди и Джеки Стюарт.

Но даже если оба соперника – гении, это не отменяет важности того, на каких болидах они выступают. К сезону 1972 команда наконец-то доработала Лотус 72D. Устранение излишней гибкости и проблем с работой на шинах-"сликах" позволило в полной мере раскрыть преимущества клиновидной аэродинамики и "новомодных" боковых радиаторов, которые сегодня воспринимаются как нечто совершенно обыденное.
И хотя болид стал настоящим произведением инженерного искусства, немаловажную роль играли и личные качества нашего героя: тонкое чутьё на настройки, умение бережно расходовать ресурсы машины, а также то, что он отлично ладил с инженерами. Сам Эмерсон говорил об этом так:
"После двух лет я разговариваю с машиной, а машина разговаривает со мной. Ещё до того, как я сел за руль, я уже знал, как буду ехать. Мы понимали друг друга".
Тем не менее сезон начался с победы Стюарта на Гран-при Аргентины, а на втором этапе в ЮАР триумфировал Дени Халм. Но начиная с третьей гонки чемпионата Фиттипальди уже было не остановить – 7 подиумов в последующих 8 заездах, из которых 5 стали победными.

И пока бразилец собирал кубки, его главный соперник всё больше боролся со своей машиной. В итоге на Гран-при Италии, снова выступая от имени "фиктивной" команды World Wide Racing, Эмерсон Фиттипальди за две гонки до конца сезона, в возрасте 25 лет и 273 дней, стал на тот момент самым молодым чемпионом мира.
Привёз Формулу-1 домой
Для современного зрителя "королевских автогонок" Гран-при Бразилии, или, как его сейчас называют, Гран-при Сан-Паулу, является неотъемлемой частью календаря сезона. Начиная с 1973 года, за исключением "ковидного" чемпионата 2020, Формула-1 ежегодно приезжает в самую большую страну Южной Америки.
Именно регулярные визиты "королевы автоспорта" на трассу Интерлагос стали причиной того, что многие последующие поколения бразильских гонщиков заинтересовались миром скорости. И далеко не последнюю роль в этом сыграли успехи Эмерсона Фиттипальди, который и поднял на родине интерес к гонкам до настоящего национальной страсти.

Первый же официальный Гран-при Бразилии, к радости местной публики, завершился победой нашего героя. На старте Эмерсон прошёл стоявшего на поуле Ронни Петерсона и сохранил лидерство до самого финиша.
Эмерсон Фиттипальди vs Джеки Стюарт, часть 2
В сезоне 1973 противостояние двух гениев продолжилось. Но если годом ранее речь шла о тотальном превосходстве нашего героя, то на этот раз силы оказались куда более равными. В Тирелл сделали ставку на то, чтобы их болид стабильно доезжал до финиша, что привело к классическому противостоянию скорости и надёжности.
Начало сезона осталось за Фиттипальди: после четырёх гонок счёт побед между ним и Стюартом был 3:1.

В тот момент казалось, что новый чемпионат станет для бразильца лёгкой прогулкой к второму титулу. Однако, начиная с Гран-при Бельгии, где Эмерсон потерял две позиции из-за проблем с давлением топлива, Джеки перехватил инициативу.
С этого момента всё большее значение приобрела разница в подходах команд. Пока в Тирелл предпочли стратегию стабильного набора очков, Лотус продолжали экспериментировать ради максимума скорости.
Однако, в результате в последующих восьми гонках Стюарт неизменно финишировал впереди Фиттипальди, причём в пяти случаях Эмерсон и вовсе сходил с дистанции. В турнирной таблице шотландец начал уверенно отрываться, и за три этапа до конца их уже разделяли 24 очка – итог противостояния становился почти предрешённым.
Прощай, Лотус
Обстановка внутри коллектива Лотус и без того накалялась: Фиттипальди был откровенно недоволен тем, что из-за постоянных технических отказов фактически упустил второй титул, который, казалось, уже был у него в руках.
Дополняло напряжение то, что вторым номером в команду взяли довольно сильного гонщика – Ронни Петерсона, который то и дело "путался под ногами" и у нашего героя.

Точкой же невозврата стало Гран-при Италии, где у бразильца ещё сохранялись призрачные математические шансы на чемпионство. И снова лучше всего ситуацию описывают его собственные слова:
"Перед гонкой мы провели совещание со мной, Ронни и Колином. И мы решили, что если будем лидировать, имея обе машины впереди третьего места, и если Ронни будет первым, а я – вторым, нам следует поменяться местами за 15 кругов до финиша. За 15 кругов до финиша от Колина не было никакого сигнала…" – а позже добавил: "После гонки я сказал Колину, что очень разочарован, но он просто промолчал. Думаю, именно тогда я и решил, что перейду в Макларен".
Те три очка разницы между финишем на первом и втором местах оказались решающими: в Монце борьба за титул окончательно завершилась, и это позволило Стюарту досрочно оформить третий чемпионский титул.
На этом эпоха их противостояния подошла к концу – шотландец покидал Формулу-1 в конце сезона 1973 года. А годы спустя и Эмерсон, и Джеки с удовольствием вспоминали период борьбы, признавая, что это было прекрасное время.

Макларен
Один британский коллектив фактически являлся полной противоположностью другому: если в Лотусе приветствовался риск, то Макларен был нацелен на стабильность и чёткую организацию. Детальная подготовка к уикендам, продуманная логистика и отлаженная работа с настройками позволяли сразу попадать в "темп", что невероятно нравилось нашему герою.
Уже на втором этапе сезона – домашнем Гран-при Бразилии – Фиттипальди одержал первую победу с новой командой. Однако в целом первая половина чемпионата 1974 года была весьма хаотичной: в первых восьми гонках на верхнюю ступеньку подиума поднимались сразу шесть разных пилотов.

В такой обстановке большую роль начинали играть регулярные финиши на высоких позициях, благодаря чему Эмерсон после Гран-при Нидерландов возглавлял плотную группу в личном зачёте – сразу четыре пилота находились в пределах восьми очков.
Но дальше даже у стабильной связки Фиттипальди – Макларен начались проблемы. В последующих четырёх гонках Эмерсон трижды сошёл: во Франции и Австрии – по вине двигателя, а в Германии – из-за поломки подвески. Эта чёрная полоса привела к тому, что за три этапа до конца он отставал на девять очков от вышедшего в лидеры турнирной таблицы Клея Регаццони.
Камбэк десятилетия
Но как бы там ни было, никогда не стоит забывать, что "королева автоспорта" часто бывает капризной и преподносит зрителям неожиданные сюрпризы. А в былые времена, когда надёжность техники оставляла желать лучшего, всё могло поменяться очень быстро.
На домашнем для Феррари Гран-при Италии любимец местной публики – Клей Регаццони – сошёл из-за отказа двигателя, а Фиттипальди приехал вторым. Дальше события накалили обстановку ещё больше: Эмерсон выиграл гонку в Канаде и перед последним этапом сравнялся по очкам с Клеем. Это означало, что в Уоткинс-Глене всё решит очное противостояние двух гонщиков.
Интересный факт: лишь дважды за всю историю Формулы-1 два претендента на титул подошли к финальной гонке с равным количеством очков. Второй раз такое случилось в 2021 году. Причём символично, что скандальный Гран-при Абу-Даби, где решалась судьба чемпионства между Максом Ферстаппеном и Льюисом Хамильтоном, проходил 12 декабря – в день рождения Эмерсона Фиттипальди.
Разумеется, такая обстановка означала, что Гран-при США 1974 сопровождалось огромным нервным напряжением.
"Это был единственный раз в моей жизни, когда я спал всего три часа перед гонкой, потому что давление было просто колоссальным", – признался позже наш герой.
Однако главную роль сыграло то, что Эмерсон оказался таки сильнее в психологической выдержке – не только во время гонки, но и на протяжении всего уикенда. Клей же не справился с давлением: он провалил работу с настройками машины и не смог вывести Феррари на оптимальный темп.
У Фиттипальди, конечно, тоже были проблемы со скоростью в Уоткинс-Глене: он финишировал лишь четвёртым. Но главное – Регаццони остался далеко позади. В невероятно напряжённой борьбе Эмерсон стал двухкратным чемпионом мира.

Можно было бы сказать, что эмоции от второго титула затмили радость первого триумфа двумя годами ранее. Однако Гран-при США 1974 был омрачён трагической гибелью гонщика Хельмута Койнига, что испортило настроение всем участникам и зрителям.
Эмерсон Фиттипальди vs Ники Лауда
Фиттипальди славился тем, что отлично работал с настройкой болида. Но в сезоне 1975 в борьбе за титул ему противостоял гонщик, который в этом был ещё сильнее – Ники Лауда.

Впрочем, начало сезона для Эмерсона складывалось весьма удачно – первую гонку в Аргентине он выиграл, а затем, на домашнем Гран-при Бразилии, приехал вторым, уступив соотечественнику Карлусу Пасе.
Особого внимания заслуживает этап в Гран-при Испании. Там Фиттипальди отказался выходить на старт в знак протеста против крайне низкого уровня безопасности трека Монтжуик.
И его опасения оказались, к сожалению, полностью оправданными – на 26-м круге столкновение Рольфа Штоммелена и вышеупомянутого Карлуса Пасе привело к гибели пятерых зрителей.
Предстоящий Гран-при Монако прошёл в атмосфере принятия всех необходимых мер, чтобы избежать повторения испанской трагедии. Повсюду устанавливались новые, более мощные отбойники. А поскольку городская трасса стала ещё более узкой, впервые была применена привычная современному зрителю, выстроенная "лесенкой" стартовая решётка.
И именно заезд по улочкам княжества ознаменовал перелом в чемпионате. Лауда наконец добился того, что в Феррари механики начали слушать гонщика, и красный болид резко оказывался в своей собственной лиги. А у Фиттипальди не осталось ни одного шанса в борьбе за титул.
В оставшихся гонках Эмерсон смог одержать лишь одну победу – на дождевом Гран-при Великобритании, которая стала последней в Формуле-1. Сезон бразилец завершил на второй строчке личного зачёта.

Семейный бизнес
Во всех сферах жизни, включая всемирный спорт, периодически тому или иному человеку помогают "родственные связи". А "массовая культура" практически любой страны всячески внушает людям чувство патриотизма. И именно эти две вещи оказались губительными для карьеры нашего героя в "королевских автогонках".
Его старший брат Уилсон, не добившись каких-либо значимых успехов как гонщик, решил создать собственную команду "Фиттипальди", которая позиционировалась как "бразильский национальный проект". А к началу сезона 1976 он убедил Эмерсона примкнуть к "семейному бизнесу" – сесть за руль этой машины.
Сказать, что это решение стало откровенной глупостью, – это не сказать ничего. Для всех стало настоящим шоком, что двухкратный чемпион променял стабильно быстрый Макларен на абсолютно бесперспективный болид.
Долгих пять сезонов длились попытки сделать хоть что-то с безнадёжной гоночной техникой. Но всё было тщетно. Всё, чего смог наш герой добиться за это время, – это один подиум на Гран-при США-Запад 1980 года.

В остальном же титулованный пилот стал блеклой тенью своих былых успехов и просто потерялся в глубине пелотона.
После окончания сезона 1980, устав от всего этого, Эмерсон завершил карьеру в Формуле-1. Таким образом, великий гонщик покинул "королевские автогонки" – где-то далеко позади героев нового времени. А двумя годами спустя брат Уилсон закрыл дело – команда "Фиттипальди" прекратила существовать.
IndyCar
Впрочем, страсть к скорости не позволила шлему долго висеть на гвозде. И уже в 1983 году Эмерсон Фиттипальди отправился покорять США – он присоединился к гоночной серии CART.
Американские гонки славятся невероятным хаосом, творящимся как на трассе, так и в турнирной таблице. А результаты заездов часто напоминают лотерею – даже у самых быстрых пилотов чередуются успешные и провальные выступления.
На адаптацию к новой философии автоспорта ушло время. Тем не менее, уже в 1985 году наш герой одержал свою первую победу в Индикаре – на мичиганском овале. И с тех пор он начинал в каждом сезоне хотя бы 1-2 раза подниматься на верхнюю ступеньку подиума.
Настоящим же прорывом стал сезон 1989 года – выиграв пять гонок, среди которых были и легендарные "500 миль Индианаполиса", Эмерсон Фиттипальди стал первым и единственным бразильцем, добившимся чемпионского титула по обе стороны океана: в Формуле-1 и в Индикаре.

Позже, в 1993 году, наш герой был близок к тому, чтобы повторить успех – он вновь приехал первым в "Инди 500", но по итогам сезона уступил 8 очков ещё одному "гостю" из "королевы автоспорта" – Найджеллу Мэнселлу, который, кстати, на тот момент был действующим чемпионом Формулы-1.
Эпилог
В сезоне 1995 года Эмерсон на трассе Назарет одержал свою последнюю победу в CART, а в 1996-м, в возрасте 50 лет, окончательно завершил карьеру в автоспорте. Однако связь с миром скорости он не прервал – занимался медийной деятельностью, участвовал в разовых гоночных событиях, а в 2017 году вместе с известным итальянским ателье Pininfarina представил спорткар Fittipaldi EF7.

Конечно, согласно негласной традиции Формулы-1, для того чтобы считаться "легендой", гонщику нужны три титула. Наш герой так и остался в шаге от этого числа. Но, несмотря на это, место Эмерсона Фиттипальди в Зале славы автоспорта совершенно заслуженно.
Всего при 6 поулах Эмерсон одержал 14 побед. Его невероятный статистический показатель 2,33 является лучшим среди всех мультичемпионов Формулы-1. Эти числа не только позволяют ряду экспертов считать Фиттипальди сильнейшим из бразильцев, но и ставить его если не в топ-5, то как минимум в топ-10 гонщиков мира за всю историю автоспорта.
