Украинская правда

Бразильский герой по обе стороны океана. История легендарного Эмерсона Фиттипальди

Getty Images
Бразильский герой по обе стороны океана. История легендарного Эмерсона Фиттипальди

При фразе "бразильский чемпион" большинство фанатов Формулы-1 в первую очередь подумают либо о Нельсоне Пике, либо об Айртоне Сенне, благодаря громкой медийной известности этих фамилий. Но если немного глубже окунуться в историю автоспорта, можно открыть для себя истинного гения – Эмерсона Фиттипальди, человека, который становился быстрейшим по обе стороны океана.

Ровно 51 год назад, 6 октября, Эмерсон завоевал свой второй титул в Формуле-1. Сегодня же мы предлагаем вспомнить путь настоящего гоночного титана "Героической эпохи", который, по мнению ряда экспертов, является самым талантливым представителем своей нации.

Детство

12 декабря 1946 года в городе Сан-Паулу у итало-бразильского автоспортивного журналиста Уилсона Фиттипальди-старшего и иммигрантки польского происхождения из Санкт-Петербурга Юзефы Войцеховской родился второй сын – Эмерсон. Имя он получил в честь американского писателя и философа Ральфа Уолдо Эмерсона.

Уилсон-старший и Эмерсон Фиттипальди
Уилсон-старший и Эмерсон Фиттипальди
Фото на странице Эмерсона Фиттипальди в социальной сети FaceBook

Страсть к скорости у обоих мальчиков была в крови. Помимо журналистской и радиокомментаторской деятельности отца, оба родителя принимали участие в гонках на серийных автомобилях. Более того, вдохновившись итальянской "Милле-Мильей", Уилсон-старший организовал в 1956 году её бразильский аналог в Сан-Паулу.

Конечно же, это увлечение передалось и сыновьям. С 14 лет Эмерсон начал участвовать в гонках на мотоциклах, а с 16 лет – на гидропланах. Однако после того, как его старший брат – Уилсон-младший – перевернулся из-за сильного ветра на скорости 110 км/ч, они оба сосредоточились исключительно на автоспорте.

Путь в Формулу-1

Полноценная картинговая карьера нашего героя началась в 17 лет. И тогда же он выиграл чемпионат Сан-Пауло. При чем, что привлекло внимание соперников – так то, что Эмерсон лично настраивал свою гоночную технику.

В 1965 году 18-летний Фиттипальди уже участвовал в гонках на автомобиле Рено Gordini, где одержал первое место в национальном первенстве, после чего перешел в моносерию Фольксвагена – Формулу-Vee, шже также стал чемпионом Бразилии в 1967.

После ряда успехов на родине, Эмерсон переехал в Великобританию, где присоединился к команде школы Джима Рассела в британской Формуле-3. В 1969 году он одержал уверенный титул в "трёшке", выиграв 9 гонок из 11.

Эмерсон Фиттипальди в британской Формуле-3
Эмерсон Фиттипальди в британской Формуле-3
Getty Images

Такие результаты не могли остаться незамечеными. При чем обратил на нашего героя не абы кто, а легендарый конструктор – Колин Чемпен, который провёл несколько технических революций в Формуле-1.

Лотус

Подавляющее большинство гонщиков дебютируют в "королеве автоспорта" за рулём посредственных машин, после чего долгие годы тратят на то, чтобы доказать руководителям коллективов, что они достойны техники топ-уровня.

Эмерсон Фиттипальди же пришёл в Формулу-1 посреди сезона 1970 года – на Гран-при Великобритании – сразу за рулём Лотуса, команды, которая в ту эпоху по определению считалась одним из фаворитов. А в том сезоне его напарник по команде, о котором ещё пойдёт речь, возглавлял турнирную таблицу.

Однако следует отметить один нюанс. Если в современной Формуле-1 для "обкатки новичков" топ-коллективы используют "марионеточные" команды-середники, то тогда порой просто выставляли третью, а то и четвёртую машину старого образца. Поэтому свои первые три гонки наш герой проехал даже не на прошлогоднем, а на позапрошлогоднем болиде – Лотус 49C.

Эмерсон Фиттипальди на Гран-при Великобритании 1970
Эмерсон Фиттипальди на Гран-при Великобритании 1970
Getty Images

Но даже на такой технике уже на своём втором этапе – Гран-при Германии – Эмерсон сотворил небольшую сенсацию и приехал четвёртым, добыв свои первые три очка.

Цель: победить за напарника

Возможность стать первым номером команды и получить в распоряжение "актуальный" болид предоставилась Фиттипальди намного раньше, чем кто-либо ожидал. Однако причиной тому стали трагические события: в квалификации к Гран-при Италии насмерть разбился лидер "Лотуса" – Йохен Риндт.

Ожидаемо Колин Чепмен тяжело воспринял гибель гонщика, и ни одна из машин не вышла на старт гонки. Более того, Лотус не приехал и на следующий этап – в Канаду. Лишь к предпоследней гонке сезона – в США – стало понятно, что благодаря тому, что соперники отбирали очки друг у друга, сохранялась высокая вероятность того, что Риндт так и останется на первой строчке турнирной таблицы. Однако одна угроза чемпионству австрийца всё же оставалась – Жаки Икс, который мог бы стать чемпионом в случае двух побед.

Именно это и побудило руководителя команды вернуться в гонки. На Гран-при США Лотус выставил полный состав. Всем гонщикам была поставлена одна цель – опередить Икса, чтобы тем самым гарантировать посмертный титул Йохену. А Эмерсон получил новый Лотус 72C.

Эмерсон Фиттипальди, Колин Чепмен и Йохен Риндт
Эмерсон Фиттипальди, Колин Чепмен и Йохен Риндт
Фото на странице Эмерсона Фиттипальди в социальной сети FaceBook

Во время финальной части квалификации пошёл дождь, поэтому фактически всё решали первые 15 "сухих" минут. Поул достался Иксу, на второй позиции оказался чемпион предыдущего сезона – Джеки Стюарт, о котором ещё пойдёт речь, а третьим стартовал Фиттипальди. В гонке предстояло навёрстывать упущенное.

Доехать, чтобы победить

Утром перед гонкой трасса оставалась мокрой, и ожидался старт на дождевых шинах. Однако к моменту начала заезда асфальт подсох, и подавляющее большинство пилотов выбрало покрышки для сухой погоды. Первый старт за рулём "основной" машины дался Эмерсону тяжело – он откатился аж на восьмое место. Единственным утешением было то, что Стюарт опередил Икса.

Пока Фиттипальди старался реабилитироваться за неудачное начало, гонка шла по типичному сценарию тех времён – то на одной, то на другой машине возникали технические проблемы: на 57-м круге Икс отправился на долгий пит-стоп для ремонта топливного патрубка и потерял несколько позиций, а на 76-м – у Стюарта начались неполадки с маслопроводом, которые привели к сходу с дистанции.

На 82-м круге лидерство перешло к Педро Родригесу, который удерживал первую позицию вплоть до 100-го круга. Но затем его двигатель заглох, и он заехал в боксы – требовалась дозаправка и перезапуск мотора. Таким образом, за 9 кругов до финиша Эмерсон вышел в лидеры.

Сам Фиттипальди позже вспоминал это с удивлением:

"За девять кругов до финиша мне показали стартовый сигнал. Я оглянулся, потому что подумал, что это для кого-то другого! Но за восемь кругов до финиша мне снова дали сигнал. Весь круг я думал, что они, должно быть, ошиблись. Я был первым! Я лидировал в гонке!"
Эмерсон Фиттипальди мчится к победе на Гран-при США 1970
Эмерсон Фиттипальди мчится к победе на Гран-при США 1970
Getty Images
"Последние круги казались бесконечными. Потом я увидел клетчатый флаг. Я увидел, как Чепмен подбросил шляпу в воздух. Это было для меня! … Когда я остановился на пит-лейн, я не мог вспомнить ни слова по-английски!" – продолжил гонщик.

Таким образом, уже в четвёртой гонке своей карьеры Эмерсон Фиттипальди одержал первую победу – во времена, когда даже само достижение финиша было редкостью. А вместе с тем он принёс Йохену Риндту его посмертный чемпионский титул.

Лидер команды

Победа в США окончательно закрепила за нашим героем статус первого пилота Лотуса – всего после четырёх гонок в Формуле-1. Но вместе с этим почётным статусом пришла и ответственность. Тем более что первый полный сезон Эмерсона в Формуле-1 начинался с проблем.

Во времена, когда на "королевских автогонках" присутствовало сразу несколько производителей шин, команды были вынуждены постоянно совершенствовать свою продукцию. И хотя новые гладкие покрышки давали значительно больше сцепления, они совершенно не подходили для болида Лотус 72 из-за слишком мягкой подвески. Сам Фиттипальди комментировал это так:

"Всё, что мы делали с настройками машины, просто не работало, потому что на сликах Firestone подвеска прогибалась, и эти новые шины с очень высоким сцеплением выводили нашу машину из строя".

Чтобы решить проблему, в команде разработали специально для Эмерсона шасси 72D. Но даже так результаты были далеки от идеала. Усугубляло ситуацию и то, что наш герой пострадал в автомобильной аварии на обычных дорогах и был вынужден пропустить Гран-при Нидерландов из-за травм.

Сам Фиттипальди называл сезон 1971 провальным. И действительно, о борьбе за главный приз речи не шло. Тем не менее он всё же добыл три подиума – во Франции, Великобритании и снова во Франции. Самым же примечательным моментом сезона стало Гран-при Италии.

Эмерсон Фиттипальди на болиде Лотус 56 с газотурбинным двигателем в Монце
Эмерсон Фиттипальди на болиде Лотус 56 с газотурбинным двигателем в Монце
Getty Images

Во-первых, из-за расследования аварии Риндта коллектив Лотус не мог выступать под своим именем, из-за чего на один этап появилась команда "World Wide Racing".

Во-вторых, Колин Чепмен, известный своими экспериментами, привёз в Монцу шасси 56B с газотурбинным двигателем. Однако машина оказалась неконкурентоспособной.

Эмерсон Фиттипальди vs Джеки Стюарт, часть 1

У многих поколений пилотов есть так называемый "доминатор" – Макс Ферстаппен, Льюис Хамильтон, Михаэль Шумахер, Ален Прост, Хуан Мануэль Фанхио, Альберто Аскари – гонщик, воплощающий квинтэссенцию мастерства своей эпохи. И бороться с ним можно лишь за счёт дополнительных факторов: более быстрого болида, внутрикомандных интриг или просто удачи. В начале 70-х же таких было всего двое – Эмерсон Фиттипальди и Джеки Стюарт.

Эмерсон Фиттипальди и Джеки Стюарт
Эмерсон Фиттипальди и Джеки Стюарт
Getty Images

Но даже если оба соперника – гении, это не отменяет важности того, на каких болидах они выступают. К сезону 1972 команда наконец-то доработала Лотус 72D. Устранение излишней гибкости и проблем с работой на шинах-"сликах" позволило в полной мере раскрыть преимущества клиновидной аэродинамики и "новомодных" боковых радиаторов, которые сегодня воспринимаются как нечто совершенно обыденное.

И хотя болид стал настоящим произведением инженерного искусства, немаловажную роль играли и личные качества нашего героя: тонкое чутьё на настройки, умение бережно расходовать ресурсы машины, а также то, что он отлично ладил с инженерами. Сам Эмерсон говорил об этом так:

"После двух лет я разговариваю с машиной, а машина разговаривает со мной. Ещё до того, как я сел за руль, я уже знал, как буду ехать. Мы понимали друг друга".

Тем не менее сезон начался с победы Стюарта на Гран-при Аргентины, а на втором этапе в ЮАР триумфировал Дени Халм. Но начиная с третьей гонки чемпионата Фиттипальди уже было не остановить – 7 подиумов в последующих 8 заездах, из которых 5 стали победными.

Эмерсон Фиттипальди после победы на Гран-при Италии 1972
Эмерсон Фиттипальди после победы на Гран-при Италии 1972
Getty Images

И пока бразилец собирал кубки, его главный соперник всё больше боролся со своей машиной. В итоге на Гран-при Италии, снова выступая от имени "фиктивной" команды World Wide Racing, Эмерсон Фиттипальди за две гонки до конца сезона, в возрасте 25 лет и 273 дней, стал на тот момент самым молодым чемпионом мира.

Привёз Формулу-1 домой

Для современного зрителя "королевских автогонок" Гран-при Бразилии, или, как его сейчас называют, Гран-при Сан-Паулу, является неотъемлемой частью календаря сезона. Начиная с 1973 года, за исключением "ковидного" чемпионата 2020, Формула-1 ежегодно приезжает в самую большую страну Южной Америки.

Именно регулярные визиты "королевы автоспорта" на трассу Интерлагос стали причиной того, что многие последующие поколения бразильских гонщиков заинтересовались миром скорости. И далеко не последнюю роль в этом сыграли успехи Эмерсона Фиттипальди, который и поднял на родине интерес к гонкам до настоящего национальной страсти.

Эмерсон Фиттипальди и фанаты на Гран-при Бразилии 1973
Эмерсон Фиттипальди и фанаты на Гран-при Бразилии 1973
Getty Images

Первый же официальный Гран-при Бразилии, к радости местной публики, завершился победой нашего героя. На старте Эмерсон прошёл стоявшего на поуле Ронни Петерсона и сохранил лидерство до самого финиша.

Эмерсон Фиттипальди vs Джеки Стюарт, часть 2

В сезоне 1973 противостояние двух гениев продолжилось. Но если годом ранее речь шла о тотальном превосходстве нашего героя, то на этот раз силы оказались куда более равными. В Тирелл сделали ставку на то, чтобы их болид стабильно доезжал до финиша, что привело к классическому противостоянию скорости и надёжности.

Начало сезона осталось за Фиттипальди: после четырёх гонок счёт побед между ним и Стюартом был 3:1.

Джеки Стюарт (2 место) и Эмерсон Фиттипальди (1 место) на подиуме Гран-при Аргентины 1973 года
Джеки Стюарт (2 место) и Эмерсон Фиттипальди (1 место) на подиуме Гран-при Аргентины 1973 года
Getty Images

В тот момент казалось, что новый чемпионат станет для бразильца лёгкой прогулкой к второму титулу. Однако, начиная с Гран-при Бельгии, где Эмерсон потерял две позиции из-за проблем с давлением топлива, Джеки перехватил инициативу.

С этого момента всё большее значение приобрела разница в подходах команд. Пока в Тирелл предпочли стратегию стабильного набора очков, Лотус продолжали экспериментировать ради максимума скорости.

Однако, в результате в последующих восьми гонках Стюарт неизменно финишировал впереди Фиттипальди, причём в пяти случаях Эмерсон и вовсе сходил с дистанции. В турнирной таблице шотландец начал уверенно отрываться, и за три этапа до конца их уже разделяли 24 очка – итог противостояния становился почти предрешённым.

Прощай, Лотус

Обстановка внутри коллектива Лотус и без того накалялась: Фиттипальди был откровенно недоволен тем, что из-за постоянных технических отказов фактически упустил второй титул, который, казалось, уже был у него в руках.

Дополняло напряжение то, что вторым номером в команду взяли довольно сильного гонщика – Ронни Петерсона, который то и дело "путался под ногами" и у нашего героя.

Джеки Стюарт, Ронни Петерсон и Эмерсон Фиттипальди и 1973 году
Джеки Стюарт, Ронни Петерсон и Эмерсон Фиттипальди и 1973 году
Getty Images

Точкой же невозврата стало Гран-при Италии, где у бразильца ещё сохранялись призрачные математические шансы на чемпионство. И снова лучше всего ситуацию описывают его собственные слова:

"Перед гонкой мы провели совещание со мной, Ронни и Колином. И мы решили, что если будем лидировать, имея обе машины впереди третьего места, и если Ронни будет первым, а я – вторым, нам следует поменяться местами за 15 кругов до финиша. За 15 кругов до финиша от Колина не было никакого сигнала…" – а позже добавил: "После гонки я сказал Колину, что очень разочарован, но он просто промолчал. Думаю, именно тогда я и решил, что перейду в Макларен".

Те три очка разницы между финишем на первом и втором местах оказались решающими: в Монце борьба за титул окончательно завершилась, и это позволило Стюарту досрочно оформить третий чемпионский титул.

На этом эпоха их противостояния подошла к концу – шотландец покидал Формулу-1 в конце сезона 1973 года. А годы спустя и Эмерсон, и Джеки с удовольствием вспоминали период борьбы, признавая, что это было прекрасное время.

Эмерсон Фиттипальди и Джеки Стюарт в 1973 году
Эмерсон Фиттипальди и Джеки Стюарт в 1973 году
Getty Images

Макларен

Один британский коллектив фактически являлся полной противоположностью другому: если в Лотусе приветствовался риск, то Макларен был нацелен на стабильность и чёткую организацию. Детальная подготовка к уикендам, продуманная логистика и отлаженная работа с настройками позволяли сразу попадать в "темп", что невероятно нравилось нашему герою.

Уже на втором этапе сезона – домашнем Гран-при Бразилии – Фиттипальди одержал первую победу с новой командой. Однако в целом первая половина чемпионата 1974 года была весьма хаотичной: в первых восьми гонках на верхнюю ступеньку подиума поднимались сразу шесть разных пилотов.

Эмерсон Фиттипальди, Ники Лауда и Клей Регаццони в 1974 году
Эмерсон Фиттипальди, Ники Лауда и Клей Регаццони в 1974 году
Performance Insights в социальной сети X (ранее Twitter)

В такой обстановке большую роль начинали играть регулярные финиши на высоких позициях, благодаря чему Эмерсон после Гран-при Нидерландов возглавлял плотную группу в личном зачёте – сразу четыре пилота находились в пределах восьми очков.

Но дальше даже у стабильной связки Фиттипальди – Макларен начались проблемы. В последующих четырёх гонках Эмерсон трижды сошёл: во Франции и Австрии – по вине двигателя, а в Германии – из-за поломки подвески. Эта чёрная полоса привела к тому, что за три этапа до конца он отставал на девять очков от вышедшего в лидеры турнирной таблицы Клея Регаццони.

Камбэк десятилетия

Но как бы там ни было, никогда не стоит забывать, что "королева автоспорта" часто бывает капризной и преподносит зрителям неожиданные сюрпризы. А в былые времена, когда надёжность техники оставляла желать лучшего, всё могло поменяться очень быстро.

На домашнем для Феррари Гран-при Италии любимец местной публики – Клей Регаццони – сошёл из-за отказа двигателя, а Фиттипальди приехал вторым. Дальше события накалили обстановку ещё больше: Эмерсон выиграл гонку в Канаде и перед последним этапом сравнялся по очкам с Клеем. Это означало, что в Уоткинс-Глене всё решит очное противостояние двух гонщиков.

Интересный факт: лишь дважды за всю историю Формулы-1 два претендента на титул подошли к финальной гонке с равным количеством очков. Второй раз такое случилось в 2021 году. Причём символично, что скандальный Гран-при Абу-Даби, где решалась судьба чемпионства между Максом Ферстаппеном и Льюисом Хамильтоном, проходил 12 декабря – в день рождения Эмерсона Фиттипальди.

Разумеется, такая обстановка означала, что Гран-при США 1974 сопровождалось огромным нервным напряжением.

"Это был единственный раз в моей жизни, когда я спал всего три часа перед гонкой, потому что давление было просто колоссальным", – признался позже наш герой.

Однако главную роль сыграло то, что Эмерсон оказался таки сильнее в психологической выдержке – не только во время гонки, но и на протяжении всего уикенда. Клей же не справился с давлением: он провалил работу с настройками машины и не смог вывести Феррари на оптимальный темп.

У Фиттипальди, конечно, тоже были проблемы со скоростью в Уоткинс-Глене: он финишировал лишь четвёртым. Но главное – Регаццони остался далеко позади. В невероятно напряжённой борьбе Эмерсон стал двухкратным чемпионом мира.

Эмерсон Фиттипальди мчится к титулу на Гран-при США 1974
Эмерсон Фиттипальди мчится к титулу на Гран-при США 1974
Getty Images

Можно было бы сказать, что эмоции от второго титула затмили радость первого триумфа двумя годами ранее. Однако Гран-при США 1974 был омрачён трагической гибелью гонщика Хельмута Койнига, что испортило настроение всем участникам и зрителям.

Эмерсон Фиттипальди vs Ники Лауда

Фиттипальди славился тем, что отлично работал с настройкой болида. Но в сезоне 1975 в борьбе за титул ему противостоял гонщик, который в этом был ещё сильнее – Ники Лауда.

Ники Лауда и Эмерсон Фиттипальди в 1975 году
Ники Лауда и Эмерсон Фиттипальди в 1975 году
Getty Images

Впрочем, начало сезона для Эмерсона складывалось весьма удачно – первую гонку в Аргентине он выиграл, а затем, на домашнем Гран-при Бразилии, приехал вторым, уступив соотечественнику Карлусу Пасе.

Особого внимания заслуживает этап в Гран-при Испании. Там Фиттипальди отказался выходить на старт в знак протеста против крайне низкого уровня безопасности трека Монтжуик.

И его опасения оказались, к сожалению, полностью оправданными – на 26-м круге столкновение Рольфа Штоммелена и вышеупомянутого Карлуса Пасе привело к гибели пятерых зрителей.

Предстоящий Гран-при Монако прошёл в атмосфере принятия всех необходимых мер, чтобы избежать повторения испанской трагедии. Повсюду устанавливались новые, более мощные отбойники. А поскольку городская трасса стала ещё более узкой, впервые была применена привычная современному зрителю, выстроенная "лесенкой" стартовая решётка.

И именно заезд по улочкам княжества ознаменовал перелом в чемпионате. Лауда наконец добился того, что в Феррари механики начали слушать гонщика, и красный болид резко оказывался в своей собственной лиги. А у Фиттипальди не осталось ни одного шанса в борьбе за титул.

В оставшихся гонках Эмерсон смог одержать лишь одну победу – на дождевом Гран-при Великобритании, которая стала последней в Формуле-1. Сезон бразилец завершил на второй строчке личного зачёта.

Эмерсон Фиттипальди на Гран-при Великобритании 1975
Эмерсон Фиттипальди на Гран-при Великобритании 1975
Getty Images

Семейный бизнес

Во всех сферах жизни, включая всемирный спорт, периодически тому или иному человеку помогают "родственные связи". А "массовая культура" практически любой страны всячески внушает людям чувство патриотизма. И именно эти две вещи оказались губительными для карьеры нашего героя в "королевских автогонках".

Его старший брат Уилсон, не добившись каких-либо значимых успехов как гонщик, решил создать собственную команду "Фиттипальди", которая позиционировалась как "бразильский национальный проект". А к началу сезона 1976 он убедил Эмерсона примкнуть к "семейному бизнесу" – сесть за руль этой машины.

Сказать, что это решение стало откровенной глупостью, – это не сказать ничего. Для всех стало настоящим шоком, что двухкратный чемпион променял стабильно быстрый Макларен на абсолютно бесперспективный болид.

Долгих пять сезонов длились попытки сделать хоть что-то с безнадёжной гоночной техникой. Но всё было тщетно. Всё, чего смог наш герой добиться за это время, – это один подиум на Гран-при США-Запад 1980 года.

Эмерсон Фиттипальди на подиуме Гран-при США-Запад 1980 года
Эмерсон Фиттипальди на подиуме Гран-при США-Запад 1980 года
Getty Images

В остальном же титулованный пилот стал блеклой тенью своих былых успехов и просто потерялся в глубине пелотона.

После окончания сезона 1980, устав от всего этого, Эмерсон завершил карьеру в Формуле-1. Таким образом, великий гонщик покинул "королевские автогонки" – где-то далеко позади героев нового времени. А двумя годами спустя брат Уилсон закрыл дело – команда "Фиттипальди" прекратила существовать.

IndyCar

Впрочем, страсть к скорости не позволила шлему долго висеть на гвозде. И уже в 1983 году Эмерсон Фиттипальди отправился покорять США – он присоединился к гоночной серии CART.

Американские гонки славятся невероятным хаосом, творящимся как на трассе, так и в турнирной таблице. А результаты заездов часто напоминают лотерею – даже у самых быстрых пилотов чередуются успешные и провальные выступления.

На адаптацию к новой философии автоспорта ушло время. Тем не менее, уже в 1985 году наш герой одержал свою первую победу в Индикаре – на мичиганском овале. И с тех пор он начинал в каждом сезоне хотя бы 1-2 раза подниматься на верхнюю ступеньку подиума.

Настоящим же прорывом стал сезон 1989 года – выиграв пять гонок, среди которых были и легендарные "500 миль Индианаполиса", Эмерсон Фиттипальди стал первым и единственным бразильцем, добившимся чемпионского титула по обе стороны океана: в Формуле-1 и в Индикаре.

Эмерсон Фиттипальди в Индикаре, 1989 год
Эмерсон Фиттипальди в Индикаре, 1989 год
Getty Images

Позже, в 1993 году, наш герой был близок к тому, чтобы повторить успех – он вновь приехал первым в "Инди 500", но по итогам сезона уступил 8 очков ещё одному "гостю" из "королевы автоспорта" – Найджеллу Мэнселлу, который, кстати, на тот момент был действующим чемпионом Формулы-1.

Эпилог

В сезоне 1995 года Эмерсон на трассе Назарет одержал свою последнюю победу в CART, а в 1996-м, в возрасте 50 лет, окончательно завершил карьеру в автоспорте. Однако связь с миром скорости он не прервал – занимался медийной деятельностью, участвовал в разовых гоночных событиях, а в 2017 году вместе с известным итальянским ателье Pininfarina представил спорткар Fittipaldi EF7.

Спорткар Fittipaldi EF7
Спорткар Fittipaldi EF7
Getty Images

Конечно, согласно негласной традиции Формулы-1, для того чтобы считаться "легендой", гонщику нужны три титула. Наш герой так и остался в шаге от этого числа. Но, несмотря на это, место Эмерсона Фиттипальди в Зале славы автоспорта совершенно заслуженно.

Всего при 6 поулах Эмерсон одержал 14 побед. Его невероятный статистический показатель 2,33 является лучшим среди всех мультичемпионов Формулы-1. Эти числа не только позволяют ряду экспертов считать Фиттипальди сильнейшим из бразильцев, но и ставить его если не в топ-5, то как минимум в топ-10 гонщиков мира за всю историю автоспорта.

Підтвердження віку21+

На сайті онлайн-медіа "Чемпіон" може розміщуватись реклама азартних ігор. Продовжуючи користуватись сайтом, ви підтверджуєте, що вам виповнилось 21 рік