Каток имени Ферстаппена: как чемпион уничтожает карьеры своих напарников

Совсем недавно в команде Red Bull объявили о том, что уже на Гран-при Японии Юки Цунода заменит Лиама Лоусона во втором кокпите команды. Большой вопрос, оправится ли новозеландец после падения вниз. Тем не менее он далеко не первый напарник Макса Ферстаппена, кого постигла подобная участь.
Многие люди, которые негативно относятся к действующему чемпиону мира, любят упоминать тот факт, что нидерландец разрушил уже очень много карьер своих партнёров по коллективу.
Однако, следует отметить, что очень многие успешные гонщики делают абсолютно то же самое. Это вполне привычное явление для жестокого мира большого спорта.
Следует отметить, что в своё время жертвой в похожей ситуации стал Йос Ферстаппен – отец Макса. Тогда Флавио Бриаторе отправил неопытного дебютанта "на растерзание" к восходившему на вершину Михаэлю Шумахеру.
Карлос Сайнс-младший
Первым напарником Ферстаппена-младшего стал Карлос Сайнс-младший, сын двукратного чемпиона мира по ралли. Оба гонщика младшей команды "быков", которая тогда имела название "Toro Rosso", проводили тогда свой первый сезон.

Дебютировал чуть увереннее испанец, но начиная с Гран-при Австрии, восьмого этапа того чемпионата, нидерландец взял инициативу в свои руки и начал стабильно опережать партнёра. По итогу сезона счёт очков был 49-18 – показатель более чем разгромный.
После четырёх гонок сезона 2016, Макс Ферстаппен был повышен в основную команду, в то время как Сайнс еще полтора года провёл в составе "телят", а дальше несколько сезонов скитался по командам, которые на тот момент были бесперспективными середняками.
В 2021 году Карлосу, казалось бы, повезло перейти в Феррари, но там он снова оказался жертвой командного фаворитизма: личным менеджером Шарля Леклера является Николя Тодт (сын Жана Тодта), из-за чего даже более быстрому гонщику сложно "подвинуть" монегаска.
Даниил Квят
Хотя Квят и не был прямым напарником Ферстаппена, именно его карьеру нидерландец не просто "подпортил", а гордо разрушил до основания.
После четырёх гонок сезона 2016 руководство приняло решение поменять гонщиков местами – Макс отправился в основную команду, а Даниил отправился на своё место в младший коллектив.
Еще более мощным событием стало то, что первый же этап после рокировки закончился победой Ферстаппена на Гран-при Испании. Всего за одну гонку Макс сделал то, чего Даниил не смог за целый сезон. Эффект был подобен громкой пощёчине.
Интересный факт: менее чем за сутки до главного заезда Гран-при Испании 2016 проходил музыкальный конкурс Евровидение. И у соотечественников Квята было одновременно сразу два повода для слёз, ведь победила тогда украинка Джамала с песней "1944".
После понижения Даниил провёл еще четыре сезона в младшей команде, после чего окончательно покинул Формулу-1. А в 2020 году Макс еще и увёл себе его бывшую девушку – Келли Пике.

Даниэль Риккардо
Начиналась карьера Риккардо довольно стремительно и в 2014 он оказался сильнее четырёхкратного чемпиона мира – Сэбастьяна Феттеля. Но с приходом Ферстаппена в команду в 2016, лёгкая жизнь для австралийца закончилась.
По началу, Даниэль даже набирал в итоговой таблице больше очков. Однако, это происходило в основном из-за того, что при всей своей скорости, Макс в тот период карьеры очень часто попадал в различные инциденты, за что его даже прозвали "краштаппен".
Переломным моментом стал сезон 2018. Семимильными шагами нидерландец набирал опыт и у него начала появляться еще и долгожданная стабильность.
Обстановка внутри коллектива начала накаляться и на Гран-при Азербайджана дело дошло до столкновения между двумя пилотами Ред Булла.
В тот момент стало четко понятно, что двум пилотам с амбициями не место в одной команде. В оставшихся 17 гонках, Макс 11 раз поднялся на подиум, 2 раза победил и в целом регулярно портил жизнь лидировавшим Мерседесу и Феррари. В то же время, Даниэль лишь один раз попал в тройку лучших, выиграв заезд в Монако.
Выбор команды был очевиден – Ферстаппен остался в Ред Булл и стал единоличным лидером коллектива, в то время как Риккаярдо перешел в Рено.
Следует отметить, что с сезона 2019 австрийская команда перешла на моторы Хонда, которые на тот момент имели весьма плохую репутацию. В плоть до момента, пока японские силовые установки не показали себя в действии, были споры о том, кому же из пилотов больше повезло.
После "расставания", Даниэль провёл несколько сезонов в Рено и Макларене. Несмотря на неожиданную победу на Гран-при Италии 2021, карьера австралийца шла ко дну. В 2023 он вернулся в систему "Ред Булл" но уже за рулём "младшей" команды. А полтора года спустя, когда-то подававший надежды пилот окончательно ушел из Формулы-1.
Пьер Гасли
Гасли стал первым напарником, который постоянно отставал от Ферстаппена на целую пропасть. Пока Макс активно сражался в группе лидеров, собирал подиумы и даже периодически побеждал, Пьер проводил гонки в компании болидов второго эшелона. Создавалось впечатление, будто у француза не второй болид Ред Булла, а третья машина Торо Россо.
На тот момент это явление было еще чем-то непривычным и терпения команды хватило лишь на пол сезона. Последней каплей стало Гран-при Венгрии, в котором "серебряные стрелы" переиграли "быков" стратегически из-за того, что Макс Ферстаппен не имел поддержки со стороны партнёра.
Гасли был понижен в младшую команду, где оставался вплоть до конца 2022 года. За этот период, ему неожиданно удалось выиграть Гран-при Италии 2020, когда все пилоты топ-команд столкнулись с проблемами и тем самым открыли путь на вершину для пилотов второго эшелона.

С сезона 2023 Пьер выступает за команду Альпин. Хотя сейчас коллектив находится в средней группе, определённые надежды на будущее внушает то, что к делам вернулся Флавио Бриаторе.
Однако, пока открытым остаётся вопрос, кем станет француз в его игре – новой звездой, или снова жертвой. Ранее я уже описывал методы работы итальянского бизнесмена с пилотами.

Александр Албон
Одно из главных правил математики гласит: "от перемены мест слагаемых сумма не меняется". Так же само ничего не поменялось и от замены Гасли на Албона. Новый напарник так же само проигрывал целую пропасть Ферстаппену.
Из-за отсутствия хоть сколько-то вменяемых альтернатив, тайского пилота держали в команде целых полтора сезона.
За это время Александр дважды получил шанс показать высокий результат – в Бразилии 2019 и Австрии 2020. Но оба раза с ним сталкивался Льюис Хэмилтон, тем самым ставя крест на всех надеждах тайца.
По окончанию 2020 года Албон был уволен из команды Ред Булл. Пропустив один сезон, он вернулся в Формулу-1 за рулём Вильямса, где уже четвёртый сезон ведёт сражения на грани очковой десятки.
Серхио Перес
На момент окончания "ковидного" сезона 2020, Серхио готовился прощаться с Формулой-1. Однако, после неожиданной победы мексиканца на Гран-при Сахира на него обратили внимание в Ред Булле
Фактически, получалась уникальная ситуация для этого списка: "быки" не уничтожили карьеру "Чеко", а наоборот – спасли. И уже с самого начала сезона 2021 стало понятно, что это решение было единственным верным.
Конечно, угнаться за Ферстаппеном, Перес не мог. Однако, он стабильно оставался рядом с лидирующими пилотами и стал идеальным оруженосцем для Макса, который в тот момент уже сражался за титул.

В целом ряде эпизодов, Серхио оказал помощь лидеру команды. А героическое сдерживание Льюиса Хэмилтона на Гран-при Абу-Даби навсегда вошло в историю Формулы-1.

В сезоне 2022 новым соперником для Ред Булла стала вернувшаяся в топ-группу команда Феррари. И в целом продолжилась та же самая тенденция – Ферстаппен сражался за титул, а Перес при любой возможности отнимал очки у соперников.
К началу 2023 году Эдриан Ньюи подготовил не просто конкурентоспособную машину, а доминирующий болид. В первой половине сезона вообще никто не мог бросить вызов "быкам". И в какой-то момент Серхио решил, что может побороться с Максом

За особые успехи на городских трассах, Перес получил прозвище "король улиц". И действительно, после четырёх этапов двух напарников разделяли лишь 6 очков.
Однако, уже начиная с Гран-при Майями Ферстаппен напомнил всем, кто является первым пилотом и начал единолично штамповать первые места.
Где-то с того момента спасённая карьера "Чеко" начала двигаться в сторону второго заката, в этот раз окончательного. Он потерял стабильность и начал совершать многочисленные ошибки. И долгое время даже второе место в личном зачёте было под вопросом.
А сезон 2024 стал для Серхио окончательной катастрофой. Ряд факторов сложился воедино. Во-первых, Перес постепенно сам начал очень сильно терять скорость и стал тем, кем были Гасли и Албон до него. Во-вторых, команда, после ухода Ньюи, бросила все усилия на одну единственную цель – спасти хотя бы титул для Ферстаппена.

На завершающей стадии сезона даже попасть в очки для "Чеко" было подвигом. Очередной напарник Ферстаппена стремительно шел ко дну. И по окончанию сезона, несмотря на деньги спонсоров, Пересу указали карьеру.

Лиам Лоусон
Еще один подающий надежды пилот молодёжной программы Ред Булл. Лоусон дважды садился в кокпит младшей команды "быков" посреди сезона – в 2023 и 2024.
Оба раза он показывал довольно неплохие результаты, как для дебютанта и выглядел весьма достойно на фоне напарника – Юки Цуноды, который выступает в королевских гонках с 2021 года и успел уже набрать опыта.
Резкий взлёт привёл к тому, что Лиам, не проехав ни одного полного сезона, оказался за рулём главной команды. Но сразу же за этим восхождением последовало и столь же стремительное падение. Откровенно-провальные выступления в Австралии и Китае привели к столь же быстрому увольнению.
Начиная с Гран-при Японии, новым напарником Макса станет Юки Цунода, для которого это будет домашний этап. Будет ли польза от очередной рокировки – покажет только гонка. Но большая часть экспертов не возлагает на нового напарника особых надежд.
Кто же нужен Ферстаппену?
Формула-1 всегда была и будет командным видом спорта. Конечно, эффективнее всего работает схема с чётким делением на первого и второго номеров.
Однако, лидеру всё равно нужен оруженосец, который будет где-то рядом, чтобы при любой возможности осложнить жизнь соперника. Ярчайшие примеры таких пилотов – Вальтери Боттас, Рубенс Барикелло и Эдди Ирвайн
В то же время, стиль пилотирования Ферстаппена настолько уникален, что большинство других пилотов просто не способны управлять болидов, который разработан под нидерландца.
Когда Максу предложили выбор между лёгкой в управлении машиной, или же неуправляемым монстром, который чуть-чуть быстрее первого варианта – он без раздумий выбрал второе. Доминатор может приспособиться к такому болиду, но напарники – нет.
Вполне возможно, во втором кокпите сменят еще очень много гонщиков, прежде чем найдут того, кто сможет выполнять свою роль так же эффективно, как это делал Перес в 2021.