Мика Хаккинен – "летучий финн", или самый знаменитый соперник Шумахера

Сегодня, 28 сентября, исполняется 57 лет Мике Хаккинену – двухкратному чемпиону мира из Финляндии, который для большинства зрителей запомнился прежде всего как соперник Михаэля Шумахера в 1998-2000 годах.
Тот период зачастую так и называют – эпохой противостояния Шумахера и Хаккинена. А для многих болельщиков с постсоветского пространства именно те годы стали началом знакомства с Формулой-1.
Но карьера и жизнь Мики – это гораздо больше, чем три ярких сезона. И сегодня мы предлагаем вспомнить путь финского гонщика: от его первых шагов в картинге и тяжёлой аварии, едва не поставившей крест на карьере, до чемпионских титулов, легендарных побед и наследия, которое он оставил в истории автоспорта.
Детство
28 сентября 1968 года в городе Вантаа, который является "спутником" Хельсинки, в семье оператора коротковолновой радиостанции Харри и секретаря Айлы родился сын – Мика.
Когда мальчику было пять лет, родители арендовали для него карт. И даже падение, случившееся в самом начале пути, никого не остановило. Шло время, и страсть юного Мики Хаккинена к гонкам росла, как и у его лучшего друга детства – Мики Сало, который также в дальнейшем попал в Формулу-1, однако добился куда более скромных успехов.
Чуть позже Харри выкупил для сына у Хенри Тойвонена подержанный карт – так Мика получил первую личную гоночную технику, на которой начал делать полноценные шаги в автоспорте.

А в 1975 году он выиграл свою первую гонку – на треке Keimola Motor Stadium. Там же, в 1978-1979 годах, Мика выиграл чемпионат клуба и затем начал постепенно выступать на других соревнованиях.
Так, в 1980 году он завоевал "Кубок Лапландии" в классе 85 кубических сантиметров. А в 1981-м вместе с ещё одним Микой – Микой Солбергом – участвовал уже на Volkswagen Beetle в ралли по замёрзшим озёрам.
В том же 1981 году Хаккинен стал чемпионом Финляндии в классе 85 "кубиков", после чего перешёл сначала в "Формулу Мини", а затем в "Формулу Нордик". И несмотря на слово "Формула" в названии, это были всё ещё соревнования по картингу.
К 1985 году Мика уже стал чемпионом "Нордика" в классе 100 "кубиков", а также занял второе место в "классе А", уступив лишь Тому Кристенсену, который в дальнейшем стал настоящей легендой гонок на выносливость, одержав 9 побед в "Ле-Мане".
Попутно Хаккинен регулярно принимал участие в различных европейских и мировых соревнованиях. А чтобы на всё это хватало денег, он устроился работать в мастерскую по ремонту велосипедов.
Младшие серии
Успехи нашего героя в картинге привлекли внимание единственного на тот момент чемпиона мира Формулы-1 из Финляндии – Кеке Росберга, который добыл свой титул в 1982 году при весьма противоречивых обстоятельствах.
Кеке стал для Мики настоящим наставником и в 1987-м договорился с ещё одним финном – Юрки Ярвилехто, чтобы выкупить у него по сносной цене подержанный болид Формулы-Форд 1600. Именно так и началась карьера Хаккинена во "взрослых" гонках.
Наш герой тут же принялся участвовать в чемпионатах Финляндии, Швеции и Северной Европы и в каждом из них стал чемпионом с первой же попытки. Всё это Мика совмещал с выступлениями GM Vauxhall-Lotus Challenge и Opel-Lotus EDFA.

А в 1989 году Хаккинен уже перешёл в британскую Формулу-3, где занял седьмое место в чемпионате, после чего в 1990 Мика подал заявку на участие в спонсорской программе Marlboro, которая была своего рода аналогом современных гоночных академий от Макларен.
К слову, в судейскую комиссию входили его будущий босс – Рон Деннис, а также чемпион 1976 года – Джеймс Хант.
Интересный факт: заявку Хаккинена рассматривали последней. И Хант едва не зарубил карьеру молодого финна, потому что к тому моменту устал от долгого рабочего дня и уже хотел пойти в паб выпить пива. Убедил Джеймса остаться его ученик Эдди Ирвайн, который ещё появится в этой истории.
Тесты Мика прошёл успешно, и его участие было одобрено. В том же году наш герой стал чемпионом британской Формулы-3, опередив в борьбе своего вышеупомянутого друга Мику Сало.
А в ноябре Хаккинен принял участие в Гран-при Макао, которое в то время считалось неким "выпускным экзаменом" для молодых пилотов. Соревнование состояло из двух заездов, а победитель определялся по сумме результатов.
Первую гонку Мика выиграл с трёхсекундным отрывом. Но вот во втором заезде наш герой разбил машину в борьбе с Михаэлем Шумахером, которому и досталось итоговое первое место.

Интересный факт: хотя в дальнейшем Михаэль и Мика боролись за титулы Формулы-1, авария в Макао осталась их единственным столкновением за всю карьеру.
Инцидент в Макао довольно сильно осложнил работу менеджера, коим оставался Росберг, по поиску места для Хаккинена в Формуле-1. Но в итоге длительные переговоры и несколько тестов привели к тому, что в 1991 году Мика дебютировал в Формуле-1 в составе команды Лотус.
Лотус
Несмотря на чемпионское прошлое и легендарное наследие команды Лотус, в 1991 году она была лишь бледной тенью самой себя. Болид безнадёжно уступал в скорости, да и надёжность оставляла желать лучшего. За весь год очки удалось заработать лишь один раз – в дождевом Гран-при Сан-Марино, проходившем в Имоле, Мика финишировал пятым.

Всё остальное время он больше боролся со своей машиной, чем с соперниками. Тем не менее один важный позитивный момент в этом был – Хаккинен стабильно обходил своих напарников, которые несколько раз менялись по ходу сезона и часто не могли преодолеть 107%-й барьер.
К середине сезона 1992 года Лотус привёз новый болид, да и сам Мика уже лучше адаптировался к высоким перегрузкам Формулы-1. Благодаря этому очковых финишей стало больше, а лучшими результатами стали два четвёртых места – всего в шаге от подиума во Франции и Венгрии.
В Сильверстоуне же случился курьёзный случай. В день тренировки Хаккинен проспал, а по дороге на трассу попал в пробку. Он вежливо попросил у полицейского разрешения проехать по встречной полосе, на что тот ответил согласием. Однако коллеги хранителя правопорядка были другого мнения и арестовали Мику за это.
Через некоторое время в дело вмешалось руководство команды, и нашего героя освободили. Тем не менее, из-за этой ситуации он пропустил первый практический заезд. Выручил новый напарник – Джонни Херберт, который настроил сразу оба болида. В итоге в гонке Хаккинен приехал шестым.
Командные скандалы
Успехи Мики не могли остаться незамеченными. Им стали интересоваться ведущие команды 1992 года – Вильямс, Макларен и Бенеттон.
Разумеется, это не понравилось руководству Лотуса, и по паддоку начали активно распространяться слухи о том, что якобы гонщик ведёт себя неадекватно и злоупотребляет алкоголем, а коллектив всё это умело скрывает.
Когда же эти разговоры дошли до Кеке Росберга, разразился огромный скандал.

На этом отношения Хаккинена и его первой команды окончательно испортились.
В то же время своя нестабильность наблюдалась и в Макларене. Айртон Сенна, и без того отличавшийся непростым характером, всё чаще заявлял о желании покинуть коллектив, подаривший ему за счёт быстрой техники сразу три титула. В итоге первую половину сезона 1993 года бразилец подписывал договор отдельно на каждую гонку.
Рон Деннис уже мысленно был готов заменить "капризного" чемпиона перспективным молодым пилотом. Тем более что в скорости к тому моменту Мика явно не уступал. Но не стоит забывать, что в спорте мирового уровня огромную роль играют ещё и спонсорские контракты, а в этом случае известное имя и популярность среди фанатов имеют решающее значение.
Таким образом, Хаккинен оказался в подвешенном состоянии. С одной стороны, его всё-таки взяли в Макларен, но с другой – он оказался лишь тест-пилотом "на замену", на случай если Сенна решит уйти посреди сезона.
Неспокойно было и со вторым пилотом команды – Майклом Андретти, известным гонщиком из США, обладателем титула серии CART и сыном чемпиона Формулы-1 Марио Андретти. Это был ещё один человек, за которым стояли "серьёзные деньги".
Но слабые результаты американца в "королеве автоспорта" и его нежелание работать на тестах привели к тому, что его уволили за три этапа до конца сезона 1993 года, а Мика наконец-то получил возможность вернуться на стартовую решётку.
Макларен
Гран-при Португалии 1993 года запомнилось для истории Формулы-1 двумя вещами: свою вторую победу в карьере одержал Михаэль Шумахер, а легендарный "Профессор" Ален Прост досрочно оформил свой четвёртый титул.
Но для нашей истории этот этап ознаменовал возобновление карьеры Мики Хаккинена. Причём произошло это весьма впечатляюще – даже несмотря на то, что Сенна был именно что "пилотом одного круга", Хаккинен опередил напарника в квалификации. А в гонке выявить сильнейшего из Макларенов не удалось из-за того, что оба сошли с дистанции.
На следующем этапе в Японии Мика завоевал свой первый подиум в Формуле-1. Правда, на этот раз он уступил своему партнёру по команде.

К слову, в той же гонке состоялся скандальный дебют Эдди Ирвайна, который ещё появится в этой истории.
Межсезонье 1993-1994 годов принесло целый ряд перемен как во всей "королеве автоспорта", так и в коллективе из Уокинга. Главным же было то, что Сенна ушёл в Вильямс. И это автоматически сделало Хаккинена единоличным первым пилотом Макларена, уже без каких-либо споров за этот статус.
Моторы и аварии
Но мечты Мики о высоких результатах разбились о решение Рона Денниса сменить двигатели Форд на Пежо. Начало было многообещающим: французские мотористы привезли агрегат, с которым они одержали победу в легендарном марафоне "24 часа Ле-Мана".
Вот только для болида Формулы-1 эта силовая установка оказалась слишком тяжёлой и постоянно страдала от проблем с охлаждением.
В итоге при вполне конкурентоспособной скорости возникли просто катастрофические проблемы с надёжностью. А в Сильверстоуне болид напарника Мартина Брандла устроил настоящее огненное шоу прямо на старте заезда.

Но не только в болиде были проблемы. За первую половину сезона 1994 года Мика успел заработать репутацию весьма аварийного гонщика. Дошло до того, что на старте Гран-при Германии он устроил массовый завал и повредил сразу семь машин соперников, за что получил дисквалификацию на одну гонку.
И это наказание дало свой эффект. Переосмыслив стиль пилотирования, Хаккинен стал ездить куда хладнокровнее и сходу добыл сразу четыре подиума подряд. Такие успехи помогли финну подняться сразу на четвёртую строчку личного зачёта с итоговыми 26 очками.
В 1995 году Рон Деннис снова сменил двигатели – тогда началось легендарное сотрудничество Макларена и Мерседеса, которое продлилось целых 20 лет.
Но первый сезон и для немецкого моториста вышел комом – работы над силовыми установками ещё предстояло много. Поэтому результаты на трассе оставляли желать лучшего. А концовка чемпионата едва не закончилась трагедией.
Авария
В то время завершавший сезон Гран-при Австралии проходил на уличной трассе в Аделаиде, где ограждения находятся в непосредственной близости от трассы и оказывают психологическое давление на пилотов.
Во время квалификации, когда Мика проходил поворот Бревери Бенд, на его машине внезапно произошёл прокол заднего левого колеса, что привело к потере управления и болид на скорости 200 км/ч влетел в отбойник.

После удара головой о руль Хаккинен не мог дышать. В таком состоянии человек может находиться не более пары минут. От трагедии спасло лишь то, что в непосредственной близости находилась бригада скорой помощи, и всего через 15 секунд после происшествия медики приступили к реанимации прямо на трассе. А позже гонщика доставили в госпиталь.
Первое время стоял вопрос о том, сможет ли он вообще ходить после таких травм, уже не говоря о гонках. Пилота ждала долгая реабилитация, и спасением ситуации было то, что наступило межсезонье, и у него было несколько месяцев на восстановление. Но даже несмотря на все усилия врачей, нашего героя ещё долгие годы часто мучили головные боли, а также он практически перестал слышать на одно ухо.
Но была в этом всём и небольшая положительная сторона. Эрья Хонконен, с которой Мика познакомился годом ранее, всё время находилась рядом с ним в больнице, из-за чего даже ушла с работы. Именно она впоследствии стала женой Хаккинена. А в феврале наш герой начал подготовку к новому сезону – с такой поддержкой он и думал сдаваться.

Хаккинен и Култхард
Сезон 1996 года начался для нашего героя сразу с трёх проблем. Во-первых, ему нужно было время, чтобы вернуть былую уверенность в своих силах. Во-вторых, моторы Мерседес всё ещё имели большие проблемы с надёжностью – немецкий автогигант пришёл с целью побеждать, а потому постоянно экспериментировал с конструкцией силового агрегата.
А третьей же проблемой, неожиданно, стал новый партнёр по команде. До этого Мика сначала весьма уверенно показывал себя рядом с Сенной, а остальных напарников просто опережал "в одну калитку". Но с Дэвидом Култхардом всё было иначе – шотландец оказался весьма быстр, и началась жёсткая борьба за статус первого пилота.
После половины сезона Хаккинен понял, что если он хочет остаться "любимчиком" Рона Денниса, ему нужно срочно что-то менять. Для нашего героя первым делом стало опередить другого гонщика на такой же машине. И его взгляд стал взглядом хищника на охоте.
К 1997 году болид Мерседеса уже набрал скорость, достаточную для борьбы за победы, однако отсутствие надёжности не позволяло в рамках чемпионата бороться с Вильямсом и Феррари. Но во внутренней борьбе всё ещё впереди был Дэвид.

Вопрос был даже не в том, кто из пилотов быстрее, а в банальном везении. Так, в Италии Мика имел все шансы выиграть гонку, но у него закончилось топливо по дороге на пит-лейн, а в Люксембурге снова подвёл двигатель.
Наступила последняя гонка сезона в Хересе. К тому моменту у Култхарда было уже три победы за сезон, а у Хаккинена ещё ни одной за карьеру. И именно этого ему не хватало, чтобы наконец обрести полную уверенность в себе.
Главным событием Гран-при Европы стало скандальное столкновение Михаэля Шумахера и Жака Вильнёва на 48-м круге. В этом Рон Деннис увидел шанс сделать подарок Мике. Сначала он договорился с Френком Вильямсом, чтобы Вильнёв, которого для титула устраивало и третье место, не сопротивлялся пилотам Макларена, а затем приказал Дэвиду пропустить напарника.
Пожалуй, именно тот момент стал решающим как в карьере Хаккинена, так и во внутреннем противостоянии. Тот факт, что Култхард подчинился, по сути, автоматически сделал шотландца пилотом номер два.
А финн, впервые получив заветный кубок за победу, действительно стал ещё сильнее.

Эпоха Шумахер-Хаккинен, часть 1
Постепенно наша история подошла к её самой известной части – эпохе противостояния Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена.
И, конечно же, главным событием, которое этому предшествовало, стало то, что Эдриан Ньюи, до этого строивший невероятно быстрые машины для Вильямса, перешёл в Макларен. И уже к сезону 1998 он создал для "серебряных стрел" доминирующий болид: квалификация сразу показала преимущество в целую секунду на круге над ближайшим соперником.
Первая гонка сезона закончилась очередными командными играми: Мика неправильно понял инструкцию по командному радио, из-за чего лишний раз проехал по пит-лейн. Однако преимущества над "внешними" соперниками было достаточно, чтобы остаться впереди, а Дэвида снова попросили отдать позицию. В Бразилии же Хаккинен наконец-то одержал победу "своими силами".
Казалось, что доминированию Макларена не будет предела. Но уже в Аргентине ответный удар нанесли Феррари. Не имея возможности бороться по чистой скорости гоночной техники, легендарный стратег Росс Браун перевёл Шумахера на тактику двух пит-стопов, и на более лёгкой машине "Красный Барон" вырвался в лидеры и выиграл гонку.
Так начали вырисовываться два претендента на титул. Хотя Мика имел в руках быстрейший болид, ему противостоял на тот момент двухкратный чемпион мира, который точно знал, как побеждать.

Пока всё шло хорошо, Хаккинен был не остановим. Но любая ошибка финна или поломка Макларена – и Шумахер оказывался на вершине подиума. Три победы немца подряд в середине сезона привели к тому, что разрыв в таблице сократился всего до двух очков.
Затем две гонки в немецкоязычных странах (Гран-при Австрии и Гран-при Германии) снова оказались за Микой. Дальше, в Венгрии, снова проявил себя Росс Браун, который помог добыть Михаэлю одну из его самых знаменитых побед.
А в Бельгии клетчатого флага не увидел ни один из претендентов: Хаккинен сошёл на первом круге в столкновении, а Шумахер стал жертвой кругового Култхарда, который спровоцировал аварию, стоившую немцу переднего правого колеса.
Затем сначала проблемы с шинами, а потом и собственная ошибка Мики в Монце привели к тому, что после победы в "храме скорости" Михаэль догнал его по очкам – у обоих было по 80 зачётных пунктов за два этапа до конца сезона. В тот момент начало приходить понимание, что даже при наличии быстрейшей машины титул может ускользнуть из рук Хаккинена.
Но на Гран-при Люксембурга, проходившем на Нюрбургринге, наш герой включился на полную. Даже несмотря на проваленную квалификацию, Мика сначала обогнал на трассе Ирвайна, а затем после невероятной погони во время волны пит-стопов обошел и Шумахера.
Перед Японией претендентов разделяли четыре очка, и это означало, что Мике достаточно было и второго места – тем более что он явно сделал выводы из случая восьмилетней давности в Макао.
Но в итоге для финна всё оказалось намного проще, чем ожидалось – отказ техники у Михаэля на прогревочном круге, а затем ещё и прокол колеса привели к тому, что ещё до победного финиша, к радости всей Финляндии, Мика Хаккинен добыл свой первый чемпионский титул.

А после окончания сезона было массовое застолье с большим количеством алкоголя. Пока разные люди из мира Формулы-1, перебрав со спиртным, чудили кто во что горазд, Хаккинен и Шумахер, также с бутылками крепких напитков, тихо в углу о чём-то оживлённо спорили, оставив своё соперничество позади – до нового чемпионата.
Хаккинен vs Ирвайн
Поначалу создавалось впечатление, что сезон 1999 года станет продолжением предыдущего – с Хаккиненом и Шумахером на первых ролях. Михаэль одержал победы в Имоле и Монако, а Мика – на Интерлагосе и в Каталонии, после чего выиграл Гран-при Канады – то самое, которое подарило Формуле-1 знаменитую "Стену чемпионов".
Но дальше произошёл переломный момент в прямом смысле слова – на Сильверстоуне авария "Красного Барона" привела к тому, что немец пропустил шесть гонок из-за травмы ноги и выбыл из борьбы за чемпионство. Казалось, что финну теперь обеспечен лёгкий титул, однако в борьбу за главную награду неожиданно включился второй пилот "Феррари" – Эдди Ирвайн.
Вторая половина сезона превратилась в какой-то откровенный цирк, в котором и Макларен, и Феррари регулярно отдавали очки соперникам. Уже в Австрии Култхард врезался в Хаккинена. И хотя оба гонщика продолжили гонку, они подарили лёгкую победу Ирвайну.

И на этом всё не закончилось. Отсутствие Михаэля настолько расслабило Мику, что он то и дело начал совершать ошибки, венцом которых стало Гран-при Италии – Хаккинен лидировал, но в какой-то момент случайно включил первую передачу вместо второй, что сразу привело к вылету и сходу с дистанции.
Но нашли чем ответить и в Скудерии. Пожалуй, самым известным моментом стало Гран-при Европы, когда на пит-стопе Ирвайна просто забыли вынести четвёртое колесо, что привело к потере более чем 20 секунд и нескольких позиций.
За две гонки до конца Мика опережал Эдди всего на два очка. И именно в тот момент случилось возвращение Михаэля. Конечно, на титул он уже не претендовал, однако дал "слово Барона" приложить все усилия, чтобы помочь своему оруженосцу.
К слову, пока Шумахер отсутствовал, заменял его в красном болиде тот самый Мика Сало, с которым Хаккинен ходил в одну школу и дружил в детстве.

Интересный факт: в 1999 году за Скудерию в течение сезона ездили три гонщика, которые в 1990 году стояли на подиуме того самого Гран-при Макао, в котором наш герой сошёл.
В Малайзии к всеобщему цирку подключились и организаторы. После того как Ирвайн и Шумахер на финише оформили командный дубль, сначала машину Феррари признали нелегальной, что автоматически поднимало Хаккинена с третьего места на первое и означало его досрочное чемпионство.
Однако через время решение отменили и вернули прежние результаты. Это означало, что перед началом финального Гран-при Японии Мика отставал от Эдди на 4 очка. Но поскольку у финна было больше побед, равенство зачётных пунктов было бы в его пользу, а значит первое место приносило финну гарантированный титул. Оставалось только реализовать всё на практике.
И снова, как и год назад, Хаккинен проявил то качество, которое, пожалуй, и отличает чемпионов от обычных пилотов. После того как он полсезона то тут, то там терял очки, в самый нужный, решающий момент собрался и провёл на Сузуке идеальную гонку – начиная с великолепного старта и заканчивая уверенным контролем ситуации на протяжении всей дистанции. Выиграв заезд, Мика стал двукратным чемпионом мира.
Эпоха Шумахер-Хаккинен, часть 2
На стыке двух тысячелетий, в 2000 году, возобновилось противостояние Шумахера и Хаккинена.

Изменились в нём лишь две вещи: во-первых, в Феррари перебрался Рори Бирн – конструктор болидов, способный соперничать с Эдрианом Ньюи, а во-вторых, в Скудерии сменился "оруженосец" – место Ирвайна занял Рубенс Баррикелло.
Первая же квалификация показала, что хотя болид Макларена и оставался ощутимо быстрее, преимущество британской команды сократилось вдвое – до половины секунды с круга. Но если чистый темп внушал большой оптимизм фанатам финна, то результаты в таблицах оказались совсем другими.
Первые три гонки, несмотря на то что Мика неизменно стартовал с поула, выиграл Михаэль. В личном зачёте немец опережал финна уже на 24 очка, поскольку у нашего героя было целых два схода с дистанции.
Впервые победить наш Хаккинен смог только в Испании. А затем, на Гран-при Европы, снова впереди оказался Шумахер. Разница в чемпионате на тот момент составляла 18 очков, и многие зрители начали откровенно скучать, говоря о том, что фактическая борьба за титул уже закончена.
Но Формула-1 часто бывает непредсказуемой. Из последующих пяти гонок, четыре Михаэль завершил досрочно. А Мика, после победы на Гран-при Венгрии, не только вернулся в борьбу за главный трофей, но и вовсе вышел на первую строчку турнирной таблицы.
Гран-при Бельгии 2000
Дальше была гонка в Бельгии, которая, пожалуй, стала самой известной в карьере нашего героя. Финн стартовал с поула, но допустил ошибку на ещё влажном асфальте, из-за чего немец вырвался вперёд и начал постепенно отрываться.
Однако вскоре выяснилось, что Феррари и Макларен настроили свои машины под разную погоду, и чем больше трасса подсыхала, тем больше преимущество переходило на сторону Мики.
Но догнав Шумахера, Хаккинен упёрся в него. В те годы у Формулы-1 не было современной системы DRS и совершать обгон на трассе было невероятно сложно. А "Красный Барон" всегда славился жёстким пилотажем и умел безупречно закрывать любую "калитку".
Если бы этот бой оставался один на один, вероятно, гонщики так бы и финишировали. Но за пять кругов до конца им на пути встретился круговой Рикардо Зонта. Михаэль прошёл его по левой стороне – по сухой траектории, тогда как Мика, воспользовавшись третьей машиной словно разделительным барьером, нырнул справа. И уже к следующему повороту финн вышел в лидеры.

Хотя нашему герою помогло внешнее обстоятельство, фанаты Хаккинена мгновенно окрестили этот манёвр "обгоном века". И даже сейчас, 25 лет спустя, видео того эпизода регулярно всплывает в социальных сетях.
Эпоха Шумахер-Хаккинен, финал
Если в сезонах 1998 и 1999 Мика, едва не потеряв титул из-за ошибок в середине чемпионата, в решающий момент "включался" на полную силу, то в 2000-м подобное сделал уже Михаэль. Сначала немец порадовал итальянских фанатов победой в "Храме скорости", а затем в США успех Шумахера вкупе со сходом Хаккинена вернул "Красному Барону" лидерство в личном зачёте.
Местом финального сражения двух тогда ещё двукратных чемпионов, ставших олицетворением эпохи, вновь стала Сузука – предпоследний этап сезона. Турнирная таблица позволяла претендентам лично решить исход борьбы за титул.
На старте Мика вырвался вперёд. Но позже выяснилось, что в Макларене залили меньше топлива, чем в Феррари. За счёт этого Михаэль заехал в боксы на один круг позже, и в его машину заправили немногим больше бензина.
Решающим же моментом гонки, а вместе с ней и всего чемпионата, стала вторая волна пит-стопов на 37-40 кругах. Хаккинен снова был вынужден остановиться раньше, что позволило Шумахеру целых три круга мчаться на более лёгком болиде и выйти вперёд после своей дозаправки.

Оказавшись лидером, немец довёл дело до победы. Михаэль стал чемпионом, а Мика впервые за три года проиграл сражение за титул. Заключительная гонка в Малайзии уже ничего не решала.
Для Скудерии это был первый титул в личном зачёте за 21 год – со времён триумфа Джоди Шектера. А Рон Деннис после заезда сделал громкое заявление: он и команда Макларен приложат все усилия, чтобы следующее чемпионство Феррари пришлось ждать ещё 21 год.
Зрители ждали продолжения великой борьбы. Но как оказалось, на этом эпоха противостояния Шумахера и Хаккинена была окончена.
Магия противостояния Шумахер-Хаккинен
Формула-1 знала много пар соперников, чьи сражения увлекали зрителей: Фанхио и Аскари, Хант и Лауда, Стюарт и Фиттипальди, Прост и Сенна, а в дальнейшем – Хамильтон и Феттель. Но именно борьба Шумахера и Хаккинена особенно прочно засела в сердцах многих фанатов. Что же делает её такой особенной?
Причины этому есть как объективные, так и субъективные. С одной стороны, как говорилось в начале, именно в тот период большинство зрителей постсоветского пространства познакомились с Формулой-1, а дети ещё и 90-х росли на эпохе "Красного Барона", где особое значение имел и главный соперник.
Но помимо ностальгических эмоций, следует отметить важный факт: Михаэль и Мика, несмотря на ожесточённое сражение на трассе, за её пределами были хорошими друзьями. И если другие пилоты лишь со временем к этому приходили, то их борьба изначально была эталоном идеального спортивного противостояния со взаимным уважением.

А единственная их авария так и осталась в младших сериях – на том самом Гран-при Макао 1990 года.
И хотя это разные имена, а история такого выбора совершенно иная, всё же многие фанаты находят любопытным, что Шумахер назвал своего сына Мик, что довольно созвучно с Мика.
Стремительный закат
Всё межсезонье зрители ожидали продолжения борьбы двух чемпионов. Но уже в первой гонке сезона – на Гран-при Австралии – случилось то, что по сути стало точкой невозврата в истории Мики Хаккинена.
Впрочем, всё началось с других событий: в начале гонки столкновение Ральфа Шумахера (младший брат Михаэля) и Жака Вильнёва привело к гибели одного из маршалов трассы, а также к травмам 11 зрителей, из-за чего уже у всех было весьма скверное настроение.
Когда же трассу очистили от обломков и заезд возобновился, "Красный Барон" умчался вперёд. А наш герой пытался догнать соперника, пока на 26-м круге на Макларене не сломалась подвеска, из-за чего болид улетел в отбойник.
Хотя в этот раз гонщик не пострадал, сама авария и траектория движения машины оказались почти точной копией происшествия 1995 года — тоже в Австралии, но на другой трассе. Тогда Мика не помнил самого момента удара, а теперь в его памяти ярко всплыли события шестилетней давности. И эти внезапные флэшбэки заставили Хаккинена впервые серьёзно задуматься о завершении карьеры.

В голову гонщика закрались сомнения, и ситуация на трассе лишь укрепляла мысли об уходе: сезон начинался с ненужных потерь очков – лишь шестое место в дождевой Малайзии, а в Бразилии и вовсе болид заглох на старте.
Казалось, что в Испании всё может измениться – снова Шумахер и Хаккинен сражались за победу. За несколько километров до финиша Мика был впереди Михаэля, который боролся с техническими проблемами на своей Феррари, более чем на 40 секунд. Но на последнем круге мотор Макларена снова сгорел, к радости фанатов немца и разочарованию болельщиков финна.
После заезда произошёл ещё один трогательный момент: победивший Шумахер подбежал к Хаккинену, чтобы выразить сочувствие, а на пресс-конференции сказал, что предпочитает выигрывать гонки совсем иначе.

Для Мики на этом, пожалуй, всё и закончилось. Двумя этапами позже, в Монако, он подошёл к Рону Деннису и заявил, что хочет уйти из Формулы-1 по окончании сезона 2001, а также порекомендовал боссу взять на его место другого финна – молодого Кими Райкконена.
Уход из Формулы-1
До конца сезона оставалось ещё больше половины гонок. Но что-то достойное наш герой смог показать лишь в трёх из них – он приехал на подиум в Канаде, а позже одержал победы в Великобритании и США, которые стали последними в его карьере.
Официально говорилось, что Хаккинен "уходит в отпуск", а Рон Деннис заявил, что в любой момент готов принять гонщика обратно. В тот момент многие зрители понимали, что это уже всё и он не вернётся.

А на прощальной пресс-конференции Мика торжественно пообещал уделять больше внимания своим финским спонсорам. Всё бы ничего, но финский спонсор у него был один – водка "Финляндия". И ходили упорные слухи, что он сдержал своё слово – после окончания карьеры ушёл в откровенный запой.
После Формулы-1
Разговоры о новом образе жизни нашего героя быстро распространялись по паддоку. То и дело различные боссы команд, а также его бывший соперник – Шумахер – в той или иной форме говорили о том, что Хаккинену пора взяться за голову и вернуться в гонки. Более того, даже жена Эрья, которая до этого много раз просила Мику повесить шлем на гвоздь, глядя на происходящее, начала активно убеждать мужа снова сесть за руль.
Хаккинен один раз приехал на тесты Макларена, однако они поставили финальную точку насчёт всех мыслей о Формуле-1. Тем не менее в 2005 году он всё же вышел из кризиса и вернулся в гонки, но уже в немецкую кузовную серию DTM.

Но результаты оказались довольно скромными – лишь три победы за три сезона (2005-2007). На этом спортивная карьера была окончательно завершена.
Сейчас Мика продолжает быть послом брендов Макларен и Мерседес, участвует в отдельных разовых соревнованиях и работает журналистом. А помимо былой скорости за рулём, также зрители узнали ещё об одном таланте нашего героя – езде на цирковом моноколесе.

Такова вот была карьера Хаккинена. Одни считают его гением, другие же списывают все заслуги на быстрый болид Эдриана Ньюи. Но факт остаётся фактом: когда Михаэль Шумахер в 2006 году первый раз завершал карьеру, он сказал, что Мика был самым сильным из его многочисленных соперников.
