Украинская правда

Ники Лауда: через долги к чемпионству. 50 лет с момента завоевания первого титула

Getty Images
Ники Лауда: через долги к чемпионству. 50 лет с момента завоевания первого титула

Ровно полвека назад, 7 сентября 1975 года, свой первый чемпионский титул завоевал Ники Лауда. Среди зрителей Формулы-1 всё ещё есть те, кто был свидетелем невероятной карьеры легендарного пилота. Более молодое поколение познакомилось с Ники через призму кинематографа – благодаря художественному фильму "Гонка" (Rush). А в родной Австрии, даже спустя десятилетия, Лауда остаётся культовой фигурой.

Сегодня мы предлагаем вновь вспомнить путь великого пилота – человека, который рискнул всем и стал легендой, а затем снова всё доказал, практически вернувшись с того света. Речь пойдёт о трёхкратном чемпионе мира – Ники Лауде.

Ранние годы

22 февраля 1949 года в богатой венской семье Эрнста-Петера и Элизабет Лауды родился сын Николаус, или просто "Ники". Отец мальчика, как и его дед – Риттер Ханс фон Лауда – были известными на всю Австрию промышленниками. Естественно, ожидалось, что новый представитель династии последует по их пути.

Но страсть к скорости изменила всё. Уже в 15 лет, экономя "карманные деньги", Ники купил свой первый автомобиль – Фольксваген Жук. Машина стала для него не только игрушкой, на которой можно кататься, но и поводом увлечься инженерной стороной дела – он постоянно что-то перебирал в моторе.

Это привело к тому, что какое-то время Лауда-младший работал механиком в автомастерских Volvo и BMW. Однако главной мечтой молодого парня оставались гонки. С помощью нескольких хитростей, включая подделку диплома, он раздобыл свою первую гоночную машину – спортивный Mini Cooper S.

Ники Лауда за рулём Mini Cooper S
Ники Лауда за рулём Mini Cooper S
Реконструкция нейросети Chat GPT

Хотя у гоночного агрегата не было двигателя, Ники быстро решил и эту проблему. Родителям он объяснял, что копается в гараже просто из хобби и никогда не будет на ней гонять. Однако вскоре, 15 апреля 1968 года, в Мюльлакене состоялась его первая гонка, в которой он занял второе место.

Узнав об этом, родители серьёзно разозлились и запретили сыну участвовать в следующем соревновании – в Добрачи. Но 19-летний Ники не собирался подчиняться: 28 апреля он поехал на гонку и занял там первое место. Когда Лауда-младший вернулся домой, отец уже узнал обо всём из газет, и разразился грандиозный скандал.

Гонки в кредит

В вышеупомянутом фильме "Гонка" показана короткая сцена, в которой Ники берёт кредит в банке и покупает место в команде Формулы-1. Однако реальная история с гонками в долг была куда длиннее, сложнее и рискованнее.

Ники Лауда берет кредит в банке
Ники Лауда берет кредит в банке
Кадр с фильма Гонка (Rush)

После ультиматума отца наш герой выбирает гонки и уходит из дома. Последний подарок, который он получил от семьи, был гоночный Porsche 911, подаренный ему бабушкой – единственным родственником, кого хоть как-то можно было "разжалобить". Однако для участия в соревнованиях пришлось взять кредит в банке – благо фамилия Лауда внушала доверие.

Оказавшись "на свободе", Ники начал участвовать во всевозможных соревнованиях. В 1969 году он дебютировал в гонках на открытых колёсах, а в 1970 году уже вышел на старт Формулы-3. На пятой минуте первой тренировки он попал в аварию и разбил болид, из-за чего пришлось брать очередной денежный займ – на новую машину.

В целом, выступления в "трёшке" чередовались между финишами на 2-6 местах и сходами. Иногда были и победы. Главной проблемой являлось то, что множество молодых пилотов, отчаянно желающих заявить о себе, постоянно не могли поделить трассу. И 6 сентября 1970 года, после массовой аварии в Цольдере, Лауда принял решение: если он хочет продолжить карьеру живым, ему надо срочно переходить в следующий класс.

Гонки в кредит, часть 2

Формула-2 предполагала куда больший уровень затрат. И, конечно же, Ники, который толком ничего не добился в младшей серии, пошёл в банк за ещё одним кредитом – на этот раз на полмиллиона австрийских шиллингов, после чего купил место в команде Марч.

Ники Лауда в Формуле-2
Ники Лауда в Формуле-2
Реконструкция нейросети ChatGPT

Следует отметить, что в тот момент никто не знал о том, что наш герой в ссоре со своей семьей, поэтому его считали неким мажором, с которого удобно выкачивать деньги. А то, что он вместо гостиницы спал в трейлере рядом со своей гоночной машиной, воспринималось исключительно как причуды "золотого мальчика".

Фактически, основное, чем Ники занимался в "двушке", было накопление опыта, в том числе изучение того, как гоняет его напарник – Ронни Петерсон. Главное, что изменилось, – Лауда стал намного реже попадать в аварии. Он наконец обрёл стабильность, которая была ему так необходима. Однако скорости пока ещё не хватало.

Вполне возможно, Ники стоило бы ещё сезон "поучиться", однако он хотел двигаться дальше и нацелился на Формулу-1, для чего требовалось ещё 2,5 миллиона шиллингов. В начале кредит был одобрен, однако, когда наш герой приехал в Австрию, он узнал, что ссуда была отменена в последний момент – постарался его дед Ханс Лауда, сказавший: "Фамилия Лауда должна стоять в экономическом разделе газеты, а не в спортивном".

Это был последний разговор двух родственников. Весь мир узнал о конфликте внутри семьи и о тяжёлом финансовом положении молодого гонщика. В тот момент его карьера могла просто закончиться.

Однако если в банке Sparkasse (Шпаркассе) поддались на интриги старших представителей семейства, то в Raiffeisen (Райффайзен) поверили в талант Ники и предоставили ему необходимую сумму в долг, под которую пришлось заложить буквально всё, что у него было, включая страховку. Таким образом, на сезон 1972 Ники Лауда попал в Формулу-1 вместе с всё той же командой Марч.

А попутно "королевским гонкам", наш герой был вынужден принимать участия в любых соревнованиях, где есть призовой фонд – чтобы хоть как-то делать взносы для погашения долгов.

Формула-1

Амбиции команды Марч были большими, особенно учитывая, что Ронни Петерсон на тестах показывал время, близкое к результатам действующего чемпиона – Джеки Стюарта на Тиррелл. Плохие же результаты Лауды списывали на то, что он новичок.

Однако реальность оказалась куда суровее: машина на новый сезон вышла откровенно провальной. И за весь чемпионат наш герой так и не смог набрать ни единого очка. В тот момент уж точно никто бы не поверил, что перед ними будущий чемпион.

Дальше, на сезон 1973 года, команда могла предложить Ники лишь место тест-пилота. И снова его карьера, толком не начавшись, могла завершиться. Более того, он рисковал остаться с долгами, которые пришлось бы выплачивать десятилетиями, работая на какой-нибудь обычной работе.

Ники Лауда в 1972 году
Ники Лауда в 1972 году
Getty Images

Но ему снова улыбнулся шанс: Лауда смог напроситься на тесты в команду БРМ, где показал хорошие результаты. Там же он подружился с первым номером коллектива – Клеем Регаццони, который замолвил за него слово перед руководством.

БРМ

Для подписания нового контракта Ники нужно было ещё 2 миллиона. Не имея возможности взять очередной кредит в банке, он сумел договориться о том, чтобы разбить сумму на несколько платежей. Дальше оставалось надеяться на успехи на трассе и возможность пересмотра условий договора.

Машина нового коллектива всё так же оставляла желать лучшего. Лауда и Регаццони то и дело страдали от технических проблем, а руководитель коллектива – Луис Стэнли – откровенно не понимал, как управлять гоночной командой.

Тем не менее, в пятой гонке сезона, на Гран-при Бельгии, Ники наконец добыл первые два очка в Формуле-1. Но главным событием сезона, а вместе с тем и всей его карьеры, стал Гран-при Монако.

Ники Лауда на Гран-при Монако 1973
Ники Лауда на Гран-при Монако 1973
Getty Images

На узких улочках княжества Лауда стартовал шестым и довольно быстро вырвался на третье место – позади боровшихся за титул Джеки Стюарта и Эмерсона Фиттипальди. Именно в этот момент на молодого австрийца обратили внимание как на гонщика, способного на многое.

После заезда Луис Стэнли согласился заморозить последующие платежи, которые Ники должен был внести, и даже предложил контракт с зарплатой на следующий сезон – она пошла бы в счёт погашения задолженности по прежнему договору.

Однако всё это потеряло значение на фоне следующего события: на горизонте появился сам Энцо Феррари, предложивший Лауде присоединиться к Скудерии. В Формуле-1 тех лет от такого предложения было не принято отказываться.

Переход в Феррари

История команды Феррари знала немало взлётов и падений. Современные зрители часто шутят о стратегах Скудерии и о том, что итальянский коллектив не выигрывал больших трофеев с триумфа Кими Райкконена в сезоне 2007 года. А до этого был долгий кризис длиной в 21 год – с титула Джоди Шектера в 1979-м до чемпионства Михаэля Шумахера в 2000-м.

Немногим лучше ситуация была и в 1974 году. С момента последнего успеха – титула Джона Сёртиса в 1964-м – прошло уже десять лет. К слову, чемпион был уволен из Скудерии за то, что позволил себе критику в адрес команды. С тех пор максимум, чего удавалось достичь итальянским болидам, – это в среднем одна победа за сезон.

Клей Регаццони, Ники Лауда и Энцо Феррари
Клей Регаццони, Ники Лауда и Энцо Феррари
Формула-1 в социальной сети X (ранее Twitter)

Именно в такую Феррари пришли Ники Лауда и Клей Регаццони. Кстати, швейцарец действительно очень высоко ценил умение австрийца работать с машиной.

Работа с машиной

Во всё том же фильме "Гонка" показана сцена, где Ники вместе с бригадой механиков за ночь перестраивает болид, и тот начинает ехать значительно быстрее.

Кадр с фильма Гонка (Rush): Ники Лауда с механиками переделывают болид
Кадр с фильма Гонка (Rush): Ники Лауда с механиками переделывают болид
Кадр из фильма Гонка (Rush)

Разумеется, даже технически подкованный пилот вряд ли мог бы знать лучше инженеров, какие сплавы нужны для создания двигателя.

Однако Лауда действительно прославился своим умением настраивать машину. Попав в Формулу-1, он заметил, что многие соперники, включая напарников, предпочитали просто проехать гонку, полагаясь исключительно на навыки управления. Им было проще гнать на пределе возможностей плохой техники, чем разбираться в её тонкостях.

Желая как можно скорее выйти на вершину, Ники занялся тем, что стал активно участвовать в доработке болида, давая инженерам максимально подробную обратную связь. Если в БРМ это хотя бы немного помогало ехать быстрее, то в Феррари возникла проблема: слова гонщика долгое время никто не воспринимал всерьёз.

Бардак и культ

Перейдя в Скудерию, Ники оказался посреди толпы сотрудников, для которых Энцо Феррари был настоящей персоной культа. Почти все разговаривали с владельцем команды как с божеством. И, конечно, боясь гнева "Комендаторе", инженеры – в особенности главный конструктор Мауро Форгьери – то и дело перекладывали вину за любую неисправность на пилотов.

А за нелестные высказывания о машине даже чемпионов мира отправляли за дверь: так произошло с Джоном Сёртизом в 1966-м, а позднее – с легендарным "Профессором" Аленом Простом в 1991 году.

Так было во все времена. В итальянском коллективе никто не терпел критики. "Виноват кто угодно, но не болид".

Именно по этой причине все пришли в откровенное недоумение на тестах во Фьорано в 1973 году, когда Лауда остановил болид и высказал всё, что думает о нём, не стесняясь в выражениях. Фильм "Гонка" передал этот момент довольно точно, но в реальности шок очевидцев был куда сильнее.

Возможно, дело было в кризисе, в котором находилась Скудерия, а возможно, в какой-то другой причине, ведомой лишь самому Энцо Феррари, но именно Ники стал единственным человеком, которому позволили говорить правду без последствий.

Ники Лауда критикует болид Феррари на тестах во Фьорано
Ники Лауда критикует болид Феррари на тестах во Фьорано
Кадр из фильма Гонка (Rush)

Большинство сотрудников было ошарашено и дальнейшими отношениями между "Комендаторе" и гонщиком. Лауда, конечно, оставался вежлив, но говорил с Феррари как с обычным руководителем, без того культа, что царил вокруг. И это, кстати, было совершенно нетипично как для австрийца, которые славятся совершенно другой манерой разговора.

А самый любопытный случай произошёл, когда Ники подарил Энцо на день рождения кошелёк. По традиции внутрь нужно было положить деньги. Феррари распаковал подарок и обнаружил маленькую монетку в 10 сантимов. Улыбнувшись, он сказал: "Да, ты верен себе".

Лауда против Форгьери

Пожалуй, главной проблемой Ники Лауды в 1974 году стал уже упомянутый Мауро Форгьери. Главный инженер то и дело пытался свалить вину на гонщика за любую техническую поломку.

Ситуацию спасало лишь то, что на стороне пилота оказался Лука ди Монтедземоло – человек, которого считали единственным адекватным в свите Энцо Феррари.

Хотя скорость у машины была, катастрофически не хватало надёжности: из 15 гонок сезона австриец сумел добраться до финиша лишь шесть раз. Однако пять из них оказались подиумными, включая первый этап чемпионата в Аргентине. А на Гран-при Испании Ники Лауда одержал свою первую победу в Формуле-1.

Ники Лауда мчится к своей первой победе на Гран-при Испании 1974
Ники Лауда мчится к своей первой победе на Гран-при Испании 1974
Getty Images

Большие надежды возлагались на сезон 1975 года. Но первые две гонки пришлось провести на старой машине. А ещё две – уже с новым болидом – также не принесли результатов.

Причиной проблем был именно выше упомянутый конфликт пилота и инженера. Изначально техника была попросту неуправляемой. Лауда настаивал на своих корректировках настроек, но Форгьери утверждал, что "гонщик просто не умеет ездить" и что инженер знает лучше.

Ситуация изменилась только после очередного вмешательства Луки ди Монтедземоло, который сумел убедить Энцо Феррари приказать персоналу сделать так, как хотел Ники. Именно этот момент, словно по волшебству, перевернул ситуацию и на трассе, и в чемпионате.

Начало эпохи Ники Лауды

Перед Гран-при Монако у нашего героя было всего 5 очков, и он занимал девятое место в личном зачёте. При таких результатах мало кто всерьёз рассматривал австрийца как претендента на титул.

Самому заезду по улицам княжества предшествовало усиление мер безопасности: на предыдущем этапе в Испании в результате аварии погибли пятеро зрителей. В Монте-Карло спешно устанавливали более прочные отбойники, а число участников сократили до 18. Впервые стартовая решётка получила форму "лесенки" – именно такую, какая используется в Формуле-1 по сей день.

Что касается самого заезда, Лауда с самого старта уверенно контролировал ситуацию. После того как в "Феррари" наконец прислушались к его пожеланиям по настройке болида, "тыква" превратилась в "карету".

Ники Лауда доминирует на Гран-при Монако 1975
Ники Лауда доминирует на Гран-при Монако 1975
Getty Images

Лишь под конец дистанции Ники был вынужден слегка сбавить темп из-за роста давления масла. Но это не помешало ему финишировать первым.

В спорах о мастерстве гонщиков часто звучит аргумент, что тот или иной чемпион добивался успехов только благодаря быстрейшей машине. В современном сленге даже есть слово "самовоз" – доминирующий болид, на котором любой пилот-середняк смог бы взять титул.

Можно долго рассуждать на эту тему, сравнивая разные истории триумфов. Но в случае нашего героя факт очевиден: сама по себе машина Феррари не была шедевром. То, что она вообще поехала – прямая заслуга гонщика. Без технического чутья австрийца болид так и остался бы плестись на задворках зачётной зоны. А победа в Монако стала переломным моментом и ознаменовала начало эпохи Ники Лауды.

Первый титул

Следующая победа – в Бельгии – позволила нашему герою возглавить турнирную таблицу. Всего за два этапа "середняк" превратился в лидера чемпионата. А в Швеции австриец закрепил успех, выиграв третий заезд к ряду.

Небольшая осечка произошла в Нидерландах: из-за слишком раннего перехода на шины для сухого асфальта Лауда финишировал лишь вторым – позади Джеймса Ханта, впервые одержавшего победу в карьере. Того самого Ханта, который, как помнят любители кино, ещё сыграет появится в этой истории. А уже во Франции Ники вновь поднялся на верхнюю ступень подиума.

Ники Лауда на подиуме Гран-при Франции 1975
Ники Лауда на подиуме Гран-при Франции 1975
Getty Images

После такого доминирования в середине чемпионата Лауда опережал ближайшего соперника – Карлоса Ройтемана – на 22 очка, а Эмерсона Фиттипальди – на 23. По меркам того времени это был более чем комфортный отрыв.

Дальше в дело вмешалась погода: дождь в Великобритании и жара в Германии. Но с учётом турнирной ситуации, несколько слабых результатов не слишком беспокоили нашего героя. В Австрии трассу снова залила вода, гонку остановили красными флагами, и лишь из-за половинных очков Ники не сумел оформить титул у себя на родине.

Зато это произошло на домашней для Феррари трассе в Италии. Несмотря на поломку амортизатора, 7 сентября 1975 года, спокойно доехав до финиша на третьей позиции в легендарной Монце, назло отцу и деду и на радость всей остальной Австрии, Ники Лауда впервые стал чемпионом мира Формулы-1.

Ники Лауда празднует свой первый титул после Гран-при Италии 1975
Ники Лауда празднует свой первый титул после Гран-при Италии 1975
Getty Images

К тому моменту он уже получал достойную зарплату в Скудерии и рассчитался со всеми долгами. Но именно первая корона подтвердила: все его рискованные шаги – кредиты, жертвы и упрямство – были не напрасны.

Что же касается продолжения этой истории, то 2 октября выйдет следующая статья о не менее сложном пути Ники Лауды ко второму титулу.

Підтвердження віку21+

На сайті онлайн-медіа "Чемпіон" може розміщуватись реклама азартних ігор. Продовжуючи користуватись сайтом, ви підтверджуєте, що вам виповнилось 21 рік