Тактическая победа Саймона Йейтса, рождение новых звезд. Итоги Джиро д'Италия-2025

Саймон Йейтс взял реванш у судьбы на Колле делле Финестре
В 2018 году Саймон Йейтс пережил самый драматичный момент в карьере на Колле делле Финестре. В том году британец доминировал на Джиро д'Италия, выиграв 4 этапа и подходя к решающей связке горных этапов в статусе лидера общего зачета. Однако на Колле делле Финестре вся гонка для Йейтса рассыпалась словно карточный домик: ужасный кризисный день, почти 39 минут отставания и падение за пределы топ-15 общего зачета.
Можно только представить себе, что было на душе у Саймона, когда он через 7 лет возвращался на ту же Колле делле Финестре. Однако если в 2018 году этот жестокий подъем разбил все надежды Йейтса, то на этот раз все произошло ровно наоборот: британец, который считался борцом лишь за третье место в общем зачете, перевернул гонку в свою пользу и стал победителем Джиро. Просто голливудский сценарий. Если же говорить не о символизме и исторических параллелях, то то, что совершил Саймон и Visma Lease a Bike на 20 этапе – просто образцовая командная работа и хрестоматийная тактическая победа.
Когда зимой британец перешел из Jayco AlUla в Visma Lease a Bike, то были надежды, что этот шаг позволит Йейтсу выйти на качественно новый уровень и обрести вторую молодость после нескольких неудачных лет. Однако после первых месяцев сезона все эти надежды казались напрасными. Йейтс выглядел откровенно бледно, и его выступления на Джиро казались логическим продолжением всего того, что британец демонстрировал на ранних стадиях сезона. Однако в итоге оказалось, что Саймон просто с ювелирной точностью вышел на пик формы к решающим этапам Джиро.

Капитан Visma Lease a Bike выглядел настолько бледно, что Исаак Дель Торо и Ричард Карапас до последнего не воспринимали его как серьезного претендента на победу. Тем более, что в начале подъема на Финестре он выпал у них с колеса.
Однако оказалось, что британец просто не стал без надобности загонять себя в красную зону, и впоследствии не только переложился к двум дуэлянтам, но и начал раз за разом атаковать. С четвертой попытки уехать таки удалось, хотя сначала Саймон свое преимущество не наращивал: казалось, что он находится впереди Дель Торо и Карапаса только потому, что те играют в свои тактические игры.
Однако постепенно это превращалось в пранк, который вышел из-под контроля. Пока Карапас рваным ритмом пытался сбросить Дель Торо, а мексиканец не включался в преследование Йейтса, британец ровным темпом методично наращивал свое преимущество. К вершине Финестре оно достигло уже 1 минуты и 38 секунд – Саймон становился виртуальной розовой майкой.

Однако в рукаве Visma Lease a Bike был еще один козырь – Воут Ван Арт, которого они предусмотрительно заслали в отрыв дня. Бельгиец дождался своего партнера по команде и отработал на него на равнине перед подъемом в Сестриере – именно там, где он и был больше всего нужен. И именно фактор Ван Арта окончательно склонил чашу весов в пользу Йейтса.
Это понимали и Дель Торо с Карапасом. Ближе к вершине Финестре мексиканец наконец понял, что проигрывает гонку Йейтсу, и начал включаться в парную работу с Карапасом. Сначала она выглядела более-менее эффективной, однако, как только Саймон догнал Ван Арта и информация об этом поступила к двум южноамериканцам, слаженной работе пришел конец.
Они смирились с поражением, хотя математически шансы сохранить розовую майку у Дель Торо на тот момент еще были вполне неплохими. Трюк с засылкой Ван Арта в отрыв принес Йейтсу немало секунд и минут преимущества, однако имел, прежде всего, психологический эффект.
Можно лишь гадать, выиграл бы британец эту Джиро, если бы не помощь Воута – правды мы уже все равно никогда не узнаем.Как бы там ни было, мы стали свидетелями просто хрестоматийной командной работы и, прежде всего, именно тактической победы. Если на Монументах тактические победы – это довольно привычное явление (или, по крайней мере, было таковым до эпохи доминирования Погачара и Ван дер Пула), то на Гран турах такое случается значительно реже.
После Вуэльты-2018 Саймон Йейтс выиграл свой второй Гран тур в карьере. Выиграл в возрасте почти 33 лет, тогда, когда от него этого уже мало кто ожидал. После многих супермногодневок, на которых британец не оправдывал надежд из-за того, что промахивался с пиком формы, он наконец-то попал с ювелирной точностью.
Дель Торо – новая суперзвезда велоспорта?
Несмотря на потерю розовой майки за день до финиша, Исаак Дель Торо стал одним из главных героев этой Джиро. И это при том, что перед стартом он был лишь третьим номером своей команды, UAE Emirates – главными ставками были Хуан Аюсо и Адам Йейтс, брат-близнец свежеиспеченного чемпиона.
И долгое время руководство UAE Emirates в шансы Дель Торо не верило – ровно до того момента, когда поражение Аюсо стало совершенно очевидным. Хотя еще на 15 этапе команда даже добирала группу Дель Торо после атаки Эгана Берналя, очевидно демонстрируя свою ставку на Аюсо. Между прочим, подвозя в тот момент к Дель Торо Саймона Йейтса.
Однако Аюсо надежд не оправдал. К повреждению колена в результате падения добавился еще и укус пчелы – и Хуан таки сошел с Джиро, предварительно уже потеряв все шансы на высокое место в общем зачете. Очень болезненное фиаско для честолюбивого испанского таланта, но сейчас не о нем.

Для самого Дель Торо третья неделя началась с не слишком удачного 16 этапа, когда он проиграл более полутора минут Карапасу. Поскольку 16-й этап был, по сути, первым настоящим горным на этой Джиро, тогда не было понятно, что это было в исполнении Исаака: кризис или его реальный горный уровень? В итоге оказалось, что первое – последующие этапы он провел значительно убедительнее, будучи на уровне с тем же Карапасом.
Это поражение Дель Торо стало в значительной степени тактической неудачей UAE Emirates. Первая ошибка – это упорная вера в Аюсо, которая совершенно не оправдалась. Вторую ошибку команда допустила при формировании отрыва дня на 20 этапе: UAE Emirates отпустили Ван Арта и при этом не делегировали туда никого из своих гонщиков.
Кого теоретически UAE Emirates могла бы делегировать в отрыв дня? Вот здесь мы касаемся еще одной, менее очевидной, тактической ошибки команды. Проделать работу, сопоставимую с Ван Артом, могли разве что три гонщика: Брэндон Макналти, Адам Йейтс и Рафал Майка. Однако все они шли слишком высоко в общем зачете, в диапазоне с 8 до 13 места – их бы пелотон в отрыв просто не отпустил.
Ошибка UAE Emirates заключается в том, что они не настаивали на том, чтобы названная выше тройка (или хотя бы хоть кто-то один из нее) сознательно пожертвовал своими шансами в общем зачете и специально проиграл достаточно времени, чтобы иметь возможность ездить в отрывы. В итоге UAE Emirates не имела в распоряжении топовых гонщиков, которых бы можно было заслать в отрыв, зато получила трех спортсменов, которые финишировали в диапазоне с 8 до 13 мест – результат, который для команды такого уровня не значит практически ничего. Особенно в ситуации, когда на кону победа в Джиро.

Показательно и то, как команда дважды рассыпалась в решающие моменты – на 16 этапе и в начале подъема на Финестре, когда EF Education EasyPost удалось изолировать Дель Торо, оставив его наедине с Карапасом. Хотя еще днем ранее, на более пологих подъемах, погасить всю активность соперников удалось более чем эффективно.
Едва ли не главным разочарованием в составе UAE Emirates стал Адам Йейтс, который перед стартом Джиро считался третьим фаворитом общего зачета. Однако британец и не потянул борьбу за общий зачет, и не сумел помочь лидеру команды в самые нужные моменты. Конечно, никакой конспирологии здесь искать не стоит, однако символично, что одним из важных факторов победы Саймона Йейтса стал провал его брата-близнеца.
Впрочем, винить в этом тактическом поражении только руководство и остальных гонщиков UAE Emirates также было бы неправильно – сам Дель Торо также допустил очевидную ошибку, слишком долго занимаясь только защитой от Карапаса и совершенно не включаясь в преследование Йейтса. Мексиканец знал, что у Саймона в отрыве есть Ван Арт, и должен был понимать, какие проблемы это может ему создать, если британец преодолеет вершину Финестре на отрыве от преследователей.
В определенный момент, после очередной атаки Карапаса, они с Дель Торо почти добрали Йейтса, оказавшись на расстоянии менее 10 секунд от него. Одна-две смены Исаака в этот момент – и вопрос был бы закрыт. Однако мексиканец решил до последнего ехать от глухой обороны.
Два латиноамериканца обменивались острыми фразами в адрес друг друга как во время этапа, так и после его завершения – отношения между ними явно напряженные. Впрочем, от этого взаимного саботажа больше проиграл именно мексиканец: он разменял победу на второе место, а не второе на третье, как Карапас.
Дель Торо выиграть Джиро не сумел, однако, похоже, на небосклоне мирового велоспорта засияла новая яркая звезда. Он стал самым молодым призером Джиро за последние 85 лет. Эту "Корса роза" в исполнении мексиканца многие уже сравнивают с Вуэльтой-2019 от Тадея Погачара. Да, для Исаака этот Гран тур стал не дебютным, а вторым в карьере, однако параллелей действительно хватает. Учитывая весь его бэкграунд на молодежном уровне, есть все основания полагать, что это был не эпизодический успех, а начало долгого звездного пути. А тактические ошибки... От них не застрахован никто, тем более в столь юном возрасте.
Карапас снова остановился в шаге от титула
История отношений Ричарда Карапаса с Джиро д'Италия довольно специфическая. Он неожиданно выиграл гонку в 2019 году, когда Примож Роглич и Винченцо Нибали увлеклись тактическими играми (в гораздо большей степени, чем сам Карапас с Дель Торо в этом году) и просто подарили победу эквадорцу. Однако после этого Ричард уже дважды остался без победы тогда, когда все от него этого ждали.
Впервые это случилось в 2022 году, когда Карапас неожиданно проиграл решающую битву Джею Хиндли на Пассо Федайя. В этом году ситуация повторилась. После мини-кризиса Дель Торо на 16 этапе казалось, что у капитана EF Education EasyPost прекрасные шансы добить юного мексиканца на Колле делле Финестре, однако сделать этого не удалось.
Сделал ли Карапас что-то тактически неправильно? Так нельзя сказать. Кто-то может усомниться в том, верной ли была тактика постоянных атак и рваного ритма в борьбе с таким панчером, как Дель Торо. Однако, во-первых, сложилось полное впечатление, что в тот день Ричард просто физически не имел сил сбросить своего соперника, а во-вторых – он и сам далеко не дизель и не мастер убивать соперников равномерным темпом в гору в стиле праймового Криса Фрума.
Тот факт, что после атаки Йейтса Карапас не перешел на преследование британца в ровном ритме, говорит о том, что его интересовала именно победа, а не защита второго места в общем зачете. В конце концов, именно так и должны вести себя настоящие чемпионы – гнаться за журавлем в небе, а не довольствоваться синицей в руках. Тем более, что разница между вторым и третьим местом не так принципиальна.

Команда Карапаса, EF Education EasyPost, приготовила для Дель Торо и компании сюрприз в начале подъема на Финестре. Они не стали устраивать долгий и планомерный развоз под атаку, а выдали короткое усилие, буквально спринт в гору, за несколько сотен метров развалив пелотон в клочья.
Решение это было интересным, небанальным и абсолютно верным. Днем ранее EF Education EasyPost уже пробовала подготовить атаку Карапаса классическим способом. Завершилось все тем, что, потратив все командные ресурсы, подопечные Джонатана Уотерса не смогли сбросить не то что Дель Торо, а и его грегари. На пологих подъёмах 19 этапа Карапас в решающий момент остался один против целого поезда UAE Emirates: в таких условиях не было смысла даже пытаться атаковать.
EF Education EasyPost просто не имела достаточно ресурсов, чтобы напрячь Дель Торо еще до атаки Карапаса. Повторять то же самое на Финестре было бы идиотизмом. В такой ситуации максимум, что команда могла сделать – это изолировать мексиканца от его грегари и оставить капитанов один на один. И эту задачу они выполнили. То, что после этого у Карапаса оказалось недостаточно сил сбросить своего соперника с колеса, не отменяет того факта, что и решение, и его реализация от команды были отличными.
Безусловно, на старт 20 этапа EF Education EasyPost выходили с мечтами о розовой майке. Тем не менее победа на этапе и подиум общего зачета – отличный результат для одной из самых скромных команд Мирового тура. Ну а Карапас окончательно доказал, что вернулся на свой привычный уровень после весьма непростого стартового периода выступлений за EF Education EasyPost.
Дерек Джи – новый Райдер Хэшедал?
Четвертым в общем зачете Джиро стал Дерек Джи. Мало кто бы мог в такое поверить после того, как на первом же, не слишком селективном холмистом этапе, он поймал почти минуту отставания от прямых конкурентов.
Однако на нынешней Джиро Джи проявил себя как настоящий дизель, который медленно разогревается, тяжело входит в гонку, однако благодаря хорошему восстановлению прекрасно чувствует себя на третьей неделе. И максимальная концентрация важных с точки зрения общего зачета этапов именно на заключительной неделе Джиро сыграла на руку 27-летнему канадцу.

Также капитан Israel Premier Tech проявил себя как дизель и в манере ведения гонки: никаких рывков и атак, просто работа в ровном, комфортном для себя ритме с минимумом ориентации на окружающие обстоятельства. Особенно ярко это проявилось во время подъема на Колле делле Финестре: Джи был идеальным индикатором того, в каком темпе относительно Йейтса идет дуэт Карапас/Дель Торо.
Жалеть о потерянной минуте на первом этапе Дереку не стоит: она бы не изменила его итогового места в общем зачете. Тяжелое вхождение в Гран тур, хорошее восстановление, работа в ровном темпе – Джи максимально похож на своего знаменитого соотечественника Райдера Хешедала. Тому в 2012 году сенсационно удалось выиграть Джиро, однако случилось это по большому стечению обстоятельств. Поверить в то, что аналогичное удастся и Джи, крайне трудно: Дерек выглядит гонщиком того типа, который обречен регулярно финишировать высокого на Гран турах, однако не выигрывать их.
Пеллиццари – новая итальянская надежда
Нынешняя Джиро ознаменовалась фиаско одной итальянской надежды, Антонио Тибери, и рождением новой звездочки – Джулио Пеллиццари. Провал Тибери в значительной степени связан с его неприятным падением на 14 этапе, в результате которого лидер Bahrain Victorious не только потерял время, но и получил довольно неприятное повреждение бедра.
Стоит отметить, что по сравнению с UAE Emirates, команда Милана Эржена, значительно оперативнее среагировала на проблемы капитана и перестроилась на работу на Дамиано Карузо, который в итоге замкнул топ-5 общего зачета. Честно говоря, нет никакой уверенности в том, что даже здоровый Тибери был бы способен на что-то большее.
Одновременно с неудачей Антонио, в полной мере заявила о себе другая молодая итальянская звезда – Джулио Пеллиццари. Он приехал на Джиро в статусе помощника Приможа Роглича. В первые две недели было видно, что Джулио готов хорошо и мог бы побороться за весомые личные цели, однако из-за слабости остальной команды не мог мечтать о том, чтобы получить свободу действий: часто оказывалось так, что, кроме Пеллиццари, помогать словенскому капитану больше некому.
Однако свободу действий Джулио дала сама судьба. Очередное падение на старте 16 этапа вынудило Приможа Роглича сойти с дистанции. Пеллиццари внезапно превратился в главную ставку Red Bull Bora. Была только одна проблема: из-за необходимости помогать словенскому капитану он проиграл немало времени и шел лишь 18-м в общем зачете.
В первые две недели было видно, еще необходимость работать на Роглича не дает возможность Пеллиццари полностью реализовать свой потенциал. Однако мало кто понимал, насколько большим был этот потенциал. За третью неделю Джулио совершил рейд с 18 на 6 место в общем зачете. Если бы с самого начала имел свободу действий – был бы где-то рядом с Дереком Джи, возможно, даже выше него.
При этом, Пеллиццари также проявил себя как гонщик дизельного типа. Нет, в отличие от Джи, итальянец имеет неплохой рывок в гору и может атаковать. Однако в то же время на атаки соперников он реагирует не слишком резко: Джулио нужно некоторое время для того, чтобы подобрать правильный ритм и передачу и начать преследование.
Еще одна характерная черта Пеллиццари – он любит ездить по хвостам группы, что также влияет на его способность быстро реагировать на атаки соперников. Этим он несколько напоминает раннего Энди Шлека времен его дебюта на Гран турах на Джиро-2007.

Как бы там ни было, такое выступление Джулио на фоне очень слабой Red Bull Bora в первой половине сезона – очень серьезная заявка на то, что у нас родилась новая звездочка итальянского велоспорта. И его перфоманс стоит того, чтобы на следующей Джиро даже в звездной (по крайней мере, на бумаге) Red Bull Bora получить статус если не лидера, то как минимум свободного художника.
Символично, что прорыв Пеллиццари случился тогда же, когда у и Исаака Дель Торо. Их судьбы тесно связаны. В 2023 году они были соперниками в борьбе за победу в Тур де ль'Авенир – молодежной версии Тур де Франс. Сейчас итальянец и мексиканец живут по соседству в Сан-Марино и стали хорошими друзьями. На наших глазах зарождается Bromance между двумя гонщиками, которые, вероятно, в ближайшие годы неоднократно будут бороться за самые высокие места на топовых гонках.
На 20 этапе Джиро Пеллиццари обошел в общем зачете Эгана Берналя, который стал одним из главных разочарований третьей недели. До третьего дня отдыха колумбиец был одним из главных инициаторов активных действий в пелотоне, однако на заключительной неделе только терял время. Неприятное завершение Джиро, однако, как бы там ни было, это был лучший Гран тур для звездного гонщика Ineos Grenadiers со времен его страшных травм в начале 2022 года. Важный шаг вперед сделан, хотя он и оказался не столь широким, как можно было надеяться.