После драки кулаками машут, или самые резонансные дисквалификации претендентов на титул

По мнению многих зрителей, события после гонки в Лас-Вегасе оказались куда интереснее самого заезда. Ряд европейских фанатов Формулы-1, которые после финиша отправились отсыпаться, проснувшись обнаружили любопытный факт: обе машины Макларена были дисквалифицированы за чрезмерный износ планки – решение, заметно изменившее расклад в чемпионате.
Разумеется, мнения простых болельщиков по этому поводу разнятся. Особенно яростные поклонники Ферстаппена и Норриса, конечно же, встали на сторону своих любимых гонщиков. Зрители с более нейтральной позицией также разделились: одни считают наказание полностью заслуженным, указывая на очевидное нарушение правил, другие же выражают недовольство самим фактом вмешательства судей.
Мы же предлагаем обратиться к страницам истории Формулы-1 и вспомнить другие случаи, когда после финиша гонки основные претенденты на титул подвергались дисквалификации.
Михаэль Шумахер, 1994 год
Очень часто после радикальных решений зрители обвиняют дирекцию гонки и организаторов чемпионата в предвзятости по отношению к какому-то конкретному пилоту. Такой момент почти всегда остаётся спорным – слишком велика роль фанатских чувств.
Но среди всех подобных ситуаций особенно выделяется сезон 1994 года. После двух эпизодов Деймон Хилл получил аж 56 очков форы над Михаэлем Шумахером по системе 10-6-4-3-2-1: дважды результат немца в гонке аннулировали, а ещё два этапа его заставили пропустить.

И вот здесь уже проглядывалась чёткая линия попытки искусственно вернуть интригу в чемпионат, в котором будущий "Красный Барон" доминировал, несмотря на то что у соперников была более быстрая машина.
Первый случай произошёл на Сильверстоуне: Михаэль дважды обогнал Деймона по ходу прогревочного круга. При этом Шумахер спокойно занял свою вторую стартовую позицию, и казалось, что эпизод вообще не стоит рассмотрения.
Однако на 22-м круге гонки судьи решили назначить немцу 5-секундный штраф стоп-н-гоу, что фактически означало потерю примерно 25 секунд.
Поскольку руководитель Бенеттона Флавио Бриаторе попытался оспорить это решение, всё стало только хуже: Михаэля полностью дисквалифицировали в Великобритании за слишком позднее отбывание наказания, а также отстранили от этапов в Италии и Португалии.
Более интересный – в контексте сегодняшних событий – случай произошёл на Гран-при Бельгии, где Шумахер одержал победу. Причиной аннулирования результата стала та самая планка – говоря простыми словами, тонкая деревянная доска, прикрепляемая под днищем болида.

По правилам износ этого элемента не должен превышать 1 миллиметр – именно так контролируют, чтобы дорожный просвет не был слишком маленьким.
И хотя в последнем случае нарушение выглядело более очевидным, стоит отметить один факт: после финиша судейская бригада несколько часов изучала болид Шумахера в поисках хоть какой-то формальной зацепки, чтобы вынести наказание. Масштаб этой проверки явно превышал стандартные процедуры.
Михаэль Шумахер, Монако 2006
Поскольку мы уже упомянули "Красного Барона", сразу перейдём к ещё одному резонансному эпизоду с участием немца. И хотя данная статья посвящена, в основном, гонкам, нельзя не обойти вниманием квалификацию к Гран-при Монако – особенно учитывая, что на улочках княжества невероятно сложно обгонять, а стартовая позиция зачастую имеет решающее значение.
Во время своей последней квалификационной попытки, за несколько поворотов до финиша, Михаэль допустил ошибку, после чего его болид остановился на трассе.

На первый взгляд ничего особенного, но на тот момент время Шумахера было лучшим. И тут же начались активные разговоры о том, что гонщик сделал это намеренно, чтобы помешать соперникам улучшить свои результаты.
Был ли в его действиях умысел – вряд ли уже когда-либо узнаем правду. Однако дирекция гонки сомнений не имела и вместо поула отправила Михаэля стартовать последним.
Даже несмотря на героический прорыв "Красного Барона" до 5-й позиции, это решение фактически стоило ему 8 очков (-6 у Шумахера и +2 у Алонсо) по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. А учитывая, что в конце сезона борьба за титул вновь обострилась, эти зачётные пункты имели большое значение.
Столкновение эпохи на Гран-при Японии 1989
Сезоны 1988, 1989, 1990 и 1993 вошли в историю Формулы-1 как годы противостояния двух громких имён – великого гения автогонок "Профессора" Алена Проста и любимца публики, "плохого парня" Айртона Сенны, прозванного "волшебником". В их честь целую эпоху стали называть "Прост – Сенна".
Легендарное сражение сопровождались огромным количеством скандалов: откровенный фаворитизм Макларена и Хонды в пользу Айртона, нарушение бразильцем внутрикомандных договорённостей, кража им настроек болида напарника – обо всём этом можно говорить очень долго. Но сейчас наша тема – Гран-при Японии 1989.

Одной из особенностей Сенны, которая одновременно восхищала его фанатов и была головной болью для организаторов, был крайне агрессивный стиль борьбы, ставивший соперника перед выбором: "либо ты пропускаешь, либо мы сталкиваемся".
К концу 1989 года, устав от подобного поведения напарника и токсичной атмосферы внутри команды, Прост принял чёткое решение: если подобное повторится, он твёрдо "закроет калитку". Именно это и произошло в упомянутой гонке на Сузуке.
После столкновения Ален сразу покинул болид, а вот Айртона работники японской трассы растолкали, и он продолжил гонку. Именно посторонняя помощь и стала причиной, по которой Сенну дисквалифицировали.
Таким образом, справедливость была восстановлена, и Прост досрочно стал чемпионом мира 1989 года.

Можно долго размышлять о том, сколько бы наказаний получал бразилец, если бы выступал в современную эпоху. Но даже при более мягких судьях 80-х часть зрителей заметила явное желание наказать Айртона "скопом" за все его спорные поступки.
Однако было у той дисквалификации и другое последствие: фактически Сенна получил своеобразную индульгенцию на то, что годом спустя, в той же Японии, он протаранил Проста на старте гонки – и на этот раз авария принесла титул уже бразильцу, а вновь наказывать Айртона уже никто так и не решился, потому что федерация автоспорта побаивалась очередной реакции фанатов.
Ален Прост, Италия 1986
Теперешняя борьба Макса Ферстаппена против двух соперников из доминирующего Макларена у многих зрителей вызвала ассоциации с сезоном 1986 года, когда Ален Прост вырвал титул из рук пары гонщиков Вильямса, чьи машины были явно быстрее, чем болид француза.
Пожалуй, именно тот подвиг сделал "Профессора" не просто чемпионом, а настоящей легендой.

Но порой, помимо Найджела Мэнселла и Нельсона Пике, Просту противостояла ещё и бригада судей.
На Гран-при Италии француз квалифицировался вторым, но что важнее – впереди своих соперников. Однако радость была недолгой: из-за технических проблем ему пришлось стартовать с пит-лейн и уже оттуда совершать прорыв через пелотон.
На середине дистанции судьи приняли решение о дисквалификации Проста за неправомерное использование запасного болида. Однако следует отметить, что фактически это наказание ничего не меняло – примерно в то же время на его машине сломался двигатель.
Ален Прост, Сан-Марино 1985
Если 1986-й воспринимается как сезон жёсткой борьбы, то 1985-й многие считают почти прогулкой для Проста к своему первому титулу, особенно глядя на 23-очковую разницу в итоговом протоколе чемпионата.
Однако, за исключением последних пяти гонок, Алену серьёзную конкуренцию оказывал Микеле Альборето на Феррари.

Более того, в первой половине сезона именно итальянец возглавлял зачёт. И на момент третьей гонки каждый пункт выглядел очень ценным.
Прост мог перехватить инициативу после Гран-при Сан-Марино, воспользовавшись сходом соперника. И действительно, он выиграл гонку. Однако радость была недолгой – в его Макларене был обнаружен недовес в два килограмма, из-за чего победа превратилась в дисквалификацию.
Джеймс Хант, 1976
Сезон 1976 года знаком кинолюбителям благодаря художественному фильму "Гонка" (Rush). И, конечно, в его основе лежат реальные события, однако не стоит забывать, что многое на большом экране было заметно приукрашено.

Хотя в реальной жизни Ники Лауда и Джеймс Хант весьма неплохо ладили вне болидов, кинолента стремится вывести их конфликт далеко за пределы трассы. Кроме того, в фильме показана сцена, в которой Лауда участвует в протестах Феррари против болида Макларена.
В действительности же сам пилот не имел к этому никакого отношения. Судебной стороной вопроса занимался менеджер Скудерии Даниэле Аудетто, который порой прямо заявлял: "Это моя работа – найти, за что можно зацепиться".
Всего громких прецедентов было два: Ханта дисквалифицировали после побед в Испании – за несоответствие машины техническим нормам – и в Великобритании, где он использовал запасной болид в обход правил. И если первое наказание удалось отменить после апелляций, то второе так и осталось в силе.
"Отдайте этому парню кубок"
Сезон 1958 года, а также случай на Гран-при Португалии поднимают сразу ряд философских вопросов. В наше время, когда каждая победа, а тем более чемпионский титул означают огромные спонсорские контракты, случаи "благородства" в борьбе за титул стали большой редкостью.
В то же время на заре существования Формулы-1 это был скорее спорт энтузиастов, к тому же гонщики участвовали в ряде соревнований, и "королева автоспорта" ещё не обладала своим доминирующим статусом. Поэтому порой для пилотов была важна не только победа, но и то, какими методами она была получена.
В Португалии за первое место боролись Майк Хоторн и Стирлинг Мосс – два главных претендента на титул того года.

Незадолго до финиша Хоторн допустил ошибку, из-за чего его болид заглох. Тем не менее гонщик смог снова завести машину и добрался до финиша вторым.
После окончания заезда Майка дисквалифицировали за то, что он толкал свой болид, а также двигался в тот момент против направления движения. Цена вопроса была – 6 очков по системе 8-6-5-4-3-2.
Однако Стирлинг пришёл к судьям и сказал, что ему с трассы было лучше видно, что его соперник ничего не нарушал, а все действия происходили за пределами гоночного полотна, что не должно наказываться. После слов Мосса результат Хоторна был восстановлен.
Чемпионат же завершился тем, что Майк добыл титул с отрывом всего в один зачётный пункт от Стирлинга. Причём команда Феррари не стала отвечать благородством – ближе к концу последней гонки Гран-при Марокко Хоторна на необходимую ему вторую позицию пропустил напарник Фил Хилл.
Что касается ситуации в итоговой таблице, она оказалась ещё более странной. Многие болельщики помнят относительно недавние случаи в 2008 и 2016 годах, когда титул доставался пилоту с меньшим числом побед, причём в обоих случаях чемпион в решающем заезде приезжал позади своего соперника.
Но ярче всего сомнительность идеи давать очки лишь небольшую разницу между первым и вторым местом проявилась в сезоне 1958 года: четыре победы у Мосса против всего одной у ставшего чемпионом Хоторна. И фактически именно то самое благородство в Португалии лишило Стирлинга титула.
Найджел Мэнселл, Португалия 1991
Если вы любите читать про различные курьёзные случаи, то несомненно вам следует изучить биографию Найджела Мэнселла – гонщика, у которого вечно что-то шло не так в ситуациях, когда казалось, что у него на руках все карты.
В сезоне 1991 британец имел все шансы на титул – его Вильямс обладал сопоставимой с Маклареном скоростью, а сам Мэнселл как пилот уж точно ничем не уступал в скорости Айртону Сенне. Но это не была бы история "Биг Найджа", если бы всё было так просто.
Среди множества нелепых ситуаций, стоивших британцу очков в том чемпионате, нашей основной темы касается Гран-при Португалии: сначала Мэнселл потерял время из-за того, что механики не затянули заднее правое колесо.

А позже в дело вмешались судьи и дисквалифицировали Найджела за то, что его машина обслуживалась вне отведённой части пит-лейн.
Кеке Росберг, Бразилия 1982
Сезон 1982 стал одним из самых странных и трагических в истории Формулы-1: смерти Жиля Вильнёва и новичка Риккардо Палетти, травмы Дидье Пирони, несовместимые с продолжением автоспортивной карьеры, и во всём этом хаосе – титул Кеке Росберга с одной победой за весь год.
Семью Росбергов принято считать невероятно везучими пилотами – ведь оба представителя династии стали чемпионами по большей части за счёт проблем у соперников. Но тем не менее, даже у них бывали трудные дни.

На Гран-при Бразилии 1982 пилоты Вильямса завоевали дубль: Кеке приехал вторым, а победил его напарник Нельсон Пике. Но позже на обоих болидах был обнаружен недостаток веса, из-за чего подопечные "Железного Фрэнка" были дисквалифицированы, а первое место перешло к Алену Просту.
Джек Брэбем, Монако 1960
Сезоны 1959-1960 прошли под доминированием команды "Купер" с революционным на тот момент задним расположением двигателя.

Но если в середине чемпионата 1960 Джек Брэбем выиграл пять гонок, чем и обеспечил себе второй титул, то начало года прошло довольно сложно. После схода в Аргентине большие надежды возлагались на Гран-при Монако. И действительно, как только над княжеством начался дождь, Джек вырвался в лидеры.
Однако вскоре он сам допустил ошибку на мокрой трассе, и его развернуло. Казалось бы, гонщик всё равно мог претендовать на очки, однако судьи были другого мнения – Брэбема дисквалифицировали за постороннюю помощь во время возвращения на уличный трек.
Жак Вильнёв, Япония 1997
Сезон 1997 прославился скандальным столкновением Михаэля Шумахера и Жака Вильнёва в последней гонке сезона, за что "Красного Барона" лишили всех набранных очков по ходу чемпионата. Однако, поскольку немец всё равно уже проиграл борьбу за титул, это наказание имело скорее показательный характер и на итоги никак не влияло.
А вот случай на предпоследнем этапе в Японии уже имел прямое отношение к борьбе за титул. Во время тренировок Вильнёв совершил обгон под жёлтыми флагами. Нарушение само по себе не выглядело серьёзным, однако незадолго до этого, в Италии, канадец допустил аналогичный проступок.

В итоге, по сумме двух инцидентов судьи приняли решение дисквалифицировать Жака после гонки на Сузуке, лишив его двух очков за пятое место. И хотя казалось, что это немного, именно эти два пункта определяли, кто из претендентов приедет лидером турнирной таблицы на заключительный Гран-при.
Эпилог
Уже в третий раз за осень меняется ситуация вокруг шансов Макса Ферстаппена в борьбе за титул. После побед в Италии и Азербайджане среди фанатов Формулы-1 возникло немало разговоров о возможном камбэке.
Затем успехи Ландо Норриса в Мексике и Бразилии, вкупе с проблемами у Ферстаппена, казалось бы, закрыли вопрос о сражении за чемпионство для первого пилота Ред Булла. Но неожиданная дисквалификация двух Макларенов в Лас-Вегасе вновь подарила луч надежды фанатам нидерландца.
До конца сезона осталось две гонки и один спринт – а значит, своими усилиями Макс может отыграть 15 очков из 24, на которые отстаёт в данный момент. Что касается оставшихся 9 пунктов, ему всё ещё нужно верить в чудо. Тем не менее эти цифры оставляют пространство для надежды.
Стоит также отметить, что сама ситуация вызвала в памяти ещё одну параллель. Зрители до сих пор обсуждают скандальный финал сезона-2021 со спорным решением Майкла Маси возобновить гонку на один круг, где и состоялся решающий обгон. Но при этом множество судейских решений, принятых против Ферстаппена по ходу того чемпионата, благополучно забыты.

