Украинская правда

Дуэль двух доминаторов, или сезон скандалов

Getty Images
Дуэль двух доминаторов, или сезон скандалов

Ровно три года назад состоялось Гран-при Абу-Даби 2021, которое завершило один из ярчайших сезонов в истории Формулы-1. Чемпионат противостояния двух доминаторов до сих пор многие зрители вспоминают так, словно это было вчера. Это была настоящая битва характеров между двумя доминаторами.

Когда сходятся два настолько равных соперника – повлиять на итоговый результат может любая мелочь. Помимо сражения на трассе, проходило огромное количество интриг за ее пределами. Весь сезон сопровождался невероятным количеством скандалов. Этим же всё и закончилось.

Эффектным обгоном на последнем круге последней гонки, Макс Ферстаппен вырвал свой первый титул из рук соперника. А предметом скандала стало то, что гоночный директор Майкл Маси дал рестарт гонки на один круг в весьма спорной ситуации.

Макс Ферстаппен обгоняет Льюиса Хамильтона на последнем круге Гран-при Абу-Даби

Макс Ферстаппен обгоняет Льюиса Хамильтона на последнем круге Гран-при Абу-Даби

Getty Images

Льюис Хамильтон считает, что его "обокрали". Команда Мерседес подала несколько протестов по этому поводу. А глава коллектива Тото Вольф, во время финального круга, прокричал в прямом эфире знаменитое "No, Michael, no! No, Michael, that was so not right!", что в переводе означает "Нет, Майкл, нет! Нет, Майкл, это было так неправильно".

После длительных разбирательств, результат Гран-при Абу-Даби остался в силе, однако Майкл Маси утратил должность гоночного директора Формулы-1. А весь мир автогонок до сих пор разделён на два лагеря, касательного эпизода трёхлетней давности. По сей день многие эксперты, журналисты, а также, другие люди причастные к автогонкам, активно высказывают своё мнение по этому поводу.

При детально рассмотрении, этот эпизод действительно вызывает множество вопросов. Однако, участники споров забывают об одном важном факте: титул чемпиона присуждается по итогам всего сезона, а не только последней гонки. За весь 2021 год было огромное количество скандалов, спорных эпизодов и судейских разбирательств. И каждый из них имел огромный вес.

Границы трассы на Гран-при Бахрейна

Первый же этап того сезона уже принёс скандал. В кое-веке в команде Ред Булл приняли верное стратегическое решение и оттянули пит-стоп Макса Ферсаппена. Имея в распоряжении более свежие шины, он догнал и атаковал Льюиса Хамильтона в борьбе за победу в гонке. Однако, уже выходя с поворота, нидерландец выехал за пределы трассы, из-за чего вынужден был вернуть позицию обратно. А на еще одну атаку уже не хватило времени до финиша заезда.

В целом, это довольно логично и всегда так было: если гонщик получал преимущество над соперником за счет того, что покидал гоночное полотно – он обязан отдать позицию сопернику. Однако главной причиной скандала стало то, что по ходу всей гонки в этом же самом повороте Льюиса 29 раз выезжал за трек.

Конечно, есть разница между тем, когда это происходит в борьбе, или же в "спокойной обстановке". Однако, 29 раз является огромным числом. Это 51% от общего количества кругов на дистанции. И тот факт, что судейская бригада оставила без особого внимания столь многочисленное нарушение границ трассы стало причиной первого скандала сезона.

Красный флаг в Имоле

Со старта второй гонки сезона Макс решил взять реванш и обогнал Льюиса в начале первого круга. Борьба претендентов дошла до контакта, от чего тут же возникли разбирательства кто прав, а кто виноват. Но оба гонщика спокойно продолжили гонку, а эпизод на этом был закрыт.

Борьба Макса и Льюиса на первом круге Гран-при Эмилии-Романьи

Борьба Макса и Льюиса на первом круге Гран-при Эмилии-Романьи

Getty Images

Однако самое важное случилось посреди дистанции. Обгоняя кругового Джорджа Рассела, Хамильтон ошибся и вылетел за пределы трассы в гравийную ловушку. Сохранить машину британец, всё же, сумел и включив заднюю передачу, он вернулся в гонку.

После потери огромного количества времени и испорченного комплекта колёс, Льюису сулили большие потери очков в турнирной таблице. Однако именно в этот момент произошло столкновение между выше упомянутым Расселом и Вальтери Боттасом. Авария двух пилотов, которые в тот момент активно сражались за место в Мерседесе, усеяла трассу огромным количеством обломков, из-за чего гонка была остановлена красным флагом.

К этому решению дирекции гонки, разумеется, претензий не имел никто, потому как продолжать движение по трассе было попросту невозможно.

Однако, если говорить о везении, то это было как раз оно. После рестарта Льюис получил возможность пройти всех пилотов "второго эшелона", за счёт чего пробился на вторую позицию и минимизировал потери в чемпионате.

Красный флаг в Баку

За семь кругов до конца гонки на улицах столицы Азербайджана, Макс уверенно лидировал в гонке, а Льюис был лишь третьим. Между ними ехал второй пилот Ред Булла – Сехрио Перес. Фанаты "быков" уже мысленно праздновали дубль, однако внезапно у нидерландца лопнула покрышка, что привело к удару о стену и сходу с дистанции.

Дирекция гонки остановила заезд красными флагами. Каких-то серьезных оснований для этого не было – разбитый болид Макса можно было спокойно убрать в режиме автомобиля безопасности. Изначально, это такой расклад давал Хамильтону хороший шанс обогнать Переса, который "унаследовал" лидерство. Если бы это произошло, то британец получил бы дополнительные 7 очков. Однако то, что произошло дальше, не ожидал никто.

Льюис действительно вырывается вперед на рестарте с места. Однако вместо входа в первый поворот, он продолжил движение прямо по проспекту Нефтяников, благодаря чему его смогли проехать все соперники и он оказался вообще последним. Как окажется позже, британец, пытаясь выйти в лидеры, сделал критическую ошибку в настройках болида, что сказалось на работе тормозов.

Льюис Хамильтон произжает прямо по проспекту нефтянников, пока остальные пилоты заходят в поворот

Льюис Хамильтон произжает прямо по проспекту нефтянников, пока остальные пилоты заходят в поворот

Getty Images

Весь период остановки заезда Ферстаппен и его фанаты были в отчаянии, понимая какие огромные потери принёс прокол шины. Однако, после того как и Хамильтон закончил заезд без очков, настроение на стороне Ред Булл ощутимо улучшилось. Тем более что гонку в итоге выиграл второй пилот "быков" – Серхио Перес.

Интересный факт: Гран-при Азербайджана было 6-м этапом и состоялся он 6 числа 6-го месяца. "Чеко" стартовал с 6-й позиции и лидировал последние 6 кругов. И произошло это ровно через 6 месяцев после первой победы в его карьере на Гран-при Сахира 2020

Авария на Сильверстоуне 

Самый главный скандал сезона, если не учитывать финиш Абу-Даби, произошел на Гран-при Великобритании. Прежде чем преступить к разбору этого эпизода, важно обратить внимание на ситуацию в чемпионате.

В начале сезона Льюис начал отрываться и после Гран-при Испании казалось, что мы снова увидим год доминирования Мерседеса – у британца было 3 победы в 4 гонках. Однако, уже в Монако Макс перехватил инициативу и возглавил турнирную таблицу. После этого последовали еще три победы нидерландца – во Франции и дважды в Австрии. А в субботу перед основным заездом Гран-при Великобритании, Ферстаппен еще выиграл первый спринт в истории Формулы-1, его отрыв в чемпионате достиг 33 очков.

В тот момент казалось, что молодой претендент начинает уверенно уходить вперёд от ветерана. Среди фанатов были разговоры о том, что просто один доминатор сменил другого "на посту". Однако, уже первый круг основной гонки на Сильверстоуне изменил всё с ног на голову.

Понимая, что трасса довольно таки сложная для обгонов, Льюис сразу же бросился в атаку на Макса. Собственно, днём ранее, похожим способом Ферстаппен опередил самого Хамильтона в коротком заезде. И сейчас британец хотел реванша. Однако после первой связки поворотов, нидерландец смог отбить атаку и сохранил лидерство.

А дальше Льюис просто врезался передним колесом в заднюю ось Макса. В результате этого Ферстаппен улетел в стену и врезался в нее с ускорением 51G. Как только нидерландец выбрался из болида, его забрали в больницу для обследования после такого страшного удара об отбойник. Что же касается Хамильтона, то он продолжил гонку.

И дальше последовало сразу два спорных решения со стороны судей. Во-первых, Льюису за эту аварию дали наказание всего лишь в 10 секунд, которые еще и были отложены до пит-стопа. В отсутствии главного соперника, такие потери времени особо ни на что не влияли. Еще более смешным это наказание выглядело на фоне того, что этапом ранее Серхио Перес получил аналогичные 10 секунд за куда более безобидные проступки.

Во-вторых, был вывешен красный флаг. Если в прошлом скандальном эпизоде еще был хотя бы повод задуматься об этом, то теперь основания для такого решения не было вообще: разбитый болид Ред Булл находился далеко за пределами гоночного полотна. Обычно, в таких случаях ограничиваются режимом виртуальной машины безопасности, максимум – физически выпускают сейфити-кар.

Тем не менее остановка гонки позволяла Мерседесу проверить болид Хамильтона на предмет возможных повреждений и исправить их. При чем, со слов Тото Вольфа, ремонтировать было что. Как итог, после возобновления гонки, Льюис довольно спокойно ее выиграл. Лишь Шарль Леклер, который вышел в лидеры в момент аварии, пытался оказать сопротивление, но безуспешно.

Команда Ред Булл пыталась подавать апелляции по поводу слишком маленького наказания, но они были отклонены. Со стороны фанатов Ферстаппена звучало множество обвинений адрес в судей по поводу их возможной предвзятости.

Так ли это было на самом деле – правды никто не узнает. Однако факт остаётся фактом: разрыв в чемпионате был сокращен с 33 очков до 8 и это возвращало мгновенное возвращение интриги в борьбе за титул. Разумеется, такой расклад был в пользу шоу, которым является любой спорт мирового уровня.

Боулинг имени Вальтери Боттаса

Не успели утихнуть страсти вокруг гонки в Сильверстоуне, как Гран-при Вернгии принес еще сразу несколько поводов для скандалов. Началось все с квалификации: на последних минутах Q3 Льюис начал активно отмораживать пилотов Ред Булл. В итоге, Серхио Перес не успел отправиться на вторую быструю попытку. Со стороны судей какой-то реакции не было, но первый повод для нескольких ярких заголовков в прессе уже появился.

Но главным событием уикенда на Хунгароринге стал старт гонки, который проходил на мокром асфальте. Вальтери Боттас его основательно "проспал" и сразу несколько пилотов его опередили. А дальше финн еще и не успел вовремя затормозить, из-за чего еще и "сыграл в боулинг" – устроил массовый завал в первом повороте. Среди пострадавших от этого прецедента были оба пилота Ред Булл.

Перес сошел с дистанции сразу же. Что же касается Ферстаппена – за время красного флага инженеры сделали настоящее чудо и хоть как-то залатали повреждения. Нидерландец продолжить заезд смог. Однако, на "раненом" "быке" речи о борьбе за победу не шло – с трудом получать удерживать темп соперников из средней группы.

Говорить о том, что этот выпад был специальным – очень сложно. Все-таки, прямого контакта между Вальтери и Максом не было: Боттас врезался в Норриса, а тот уже отнесло в Ферстаппена. Рассчитать умышленно такое практически невозможно.

Тем не менее, такой расклад событий в пользу Хамильтона и всё шло к тому, что снова за одну гонку наберет очков намного больше чем соперник. Однако, британец сам усложнил себе жизнь: на круге прогрева перед рестартом все пилоты, кроме Льюиса, отправились в боксы менять колёса.

Льюис Хамильтон водиночку проводит рестарт со стартовой решетки, пока остальные пилоты находятся на пит-лейн
Льюис Хамильтон водиночку проводит рестарт со стартовой решетки, пока остальные пилоты находятся на пит-лейн
Getty Images

Дело в том, что за время красных флагов трасса высохла настолько, что уже можно было использовать "сухую" резину. И Хамильтон оказался единственным пилотом, который стоял на стартовой решетке.

После пит-стопа кругом спустя, Льюис оказался последним. Учитывая, что треть гонщиков уже сошли с дистанции, а у Макса была все еще поврежденная машина, прорыв Льюиса обещал быть лёгким. Но своё слово, неожиданно, сказал Фернандо Алонсо.

И этот эпизод следует запомнить. У Хамильтона были свежие колёса "медум" против проехавших на 9 кругов больше покрышек "хард" у Алонсо. Мерседес являлся лучшей машиной того сезона, а "Альпин" был болидом второй группы. На тот момент гонки, разница в темпе составляла около 3 секунд с круга. Ко всему в добавок, у Льюиса еще и было право на открытие крыла.

Однако, целых 11 кругов Фернандо вёл героическую оборону. Позже, за это испанец получил у фанатов прозвище "министр обороны". Следует отметить, что в тот момент лидером гонки был другой пилот команды Альпин – Эстебан Окон. И столь ожесточённо Алонсо защищался, в первую очередь, думая о том, чтобы прикрыть тылы напарника. Хотя также, в интервью после гонки, Фернандо признался еще и в том, что хотел и помочь Максу в чемпионате.

Как итог, Хамильтону не хватило буквально пары кругов, чтобы достать лидера гонки. А Окон добыл свою первую и, вполне возможно, единственную победу в своей карьере. Что же касается чемпионата – Льюис набрал на 16 очков больше Макса и вернулся в лидеры личного зачёта.

Гонка которой нет

Сразу после летнего перерыва состоялось Гран-при Бельгии, которое стало некой "гонкой Шрёдингера": она одновременно и была и нет. Учитывая, сколько скандалов в том году уже состоялось к тому моменту, нет ничего удивительно в том, что именно в сезоне 2021 приключился и этот случай.

По причине сильного дождя, пилоты не проехали ни единого метра в "боевом режиме". Чтобы заезд формально считался состоявшимся, было проведено три круга за автомобилем безопасности, после чего следовало долгое ожидание, пока не закончится время, отведённое на гонку, после чего раздали половинные очки и провели церемонию награждения.

Гонщики проводят три круга за машиной безопасности

Гонщики проводят три круга за машиной безопасности

Getty Images

Такой факт вызвал массовое недовольство фанатов. Люди потратили свои время и деньги, чтобы посмотреть гонку, а по факту только наблюдали как болиды стоят на месте. Очередной скандал привёл к значительным переменам в регламенте, чтобы в дальнейшем предотвратить подобные ситуации.

Что же касается результатов, то Ферстаппен победил, а Хамильтон был третьим. Между двумя претендентами сенсационно оказался Джордж Рассел, для которого это был первый подиум в карьере.

И снова становится большим вопросом, в чью же пользу оказалась неоднозначная ситуация. С одной стороны, все понимали, что Хамильтону хватило бы пары боевых кругов, чтобы обойти будущего напарника. Но с другой стороны – Ферстаппен отыграл в чемпионате только 5 очков (половина от 10), что меньше 7 очков (25-18=7), которые были в полноценной гонке.

Двухэтажный болид

Сразу несколько поводов для разборок и скандалов дал Гран-при Италии. Первым из них стало изменения правила пит-стопов. В частности, появилось требование использовать "умные гайковёрты", которые обеспечивают соблюдение интервала в 0.2 секунды между установкой последнего колеса и началом движения болида.

Даже такая мелочь способна повлиять на работу механиков, которая долгое время отрабатывается как слаженный механизм. И в первую очередь, это решение было принято против Ред Булл, поскольку механики "быков" имели репутацию самых быстрых.

Это был второй этап со спринтом. Про короткий заезд я уже рассказывал в статье про короткие гонки. Для чемпионата же самым важным является то, что Макс оказался на старте выше Льюиса, хотя сама трасса больше подходила болидам Мерседеса.

На первом круге случилась некая "разминка" перед дальнейшими событиями: Хамильтон пошел в атаку в конце длинной дуги, но Ферстаппен, как и полагается гонщику с чемпионским характером, довольно жёстко "закрыл калитку" и эпизод едва не закончился столкновением.

В результате, между двумя претендентами оказался Ландо Норрис, благодаря чему ситуация на трассе стабилизировалась вплоть до волны пит-стопов. Что характерно, оба лидера чемпионата застряли за пилотами МакЛарена.

Правила, созданные чтобы замедлить остановки, Ред Булла именно против них и сработали – на пит-стопе Макса произошли заминка и он длился более 11 секунд. В Мерседес решили мгновенно использовать подарок от соперников и позвали Льюиса сменить шины двумя кругами спустя. Но и его визит в боксы прошел далеко не идеально - 4.2 секунды.

Когда британец разгонялся после выезда с пит-лейна, нидерландец оказался предельно близко к нему. И в первую шикану они входили с разницей менее чем полкорпуса. А дальше между двумя претендентами произошел контакт. Ред Булл подлетел над Мерседесом и в итоге оказался сверху над ним. На этот раз, прецедент закончился сходом обоих пилотов. И, возможно, второй раз система Хало спасла жизнь гонщика.

Макс Ферстаппен сверху на Льюисе Хамильтоне после аварии на Гран-при Италии 2021

Макс Ферстаппен сверху на Льюисе Хамильтоне после аварии на Гран-при Италии 2021

Getty Images

Бригада судей признала виновным в прецеденте Макса и наказала его штрафом в три позиции на старте следующей гонки. Однако, большая часть экспертов сходятся во мнении, что это был гоночный эпизод с равной виной обоих участников.

Учитывая тот факт, что аэродинамика болидов в "храме скорости" заточена под минимальную прижимную силу, обгонять там довольно тяжело. И Ферстаппен и Хамильтон понимали, что если сейчас пропустить соперника, то потом обогнать будет практически нереально. По сути гонщики шли на контакт осознанно, потому что это было куда лучше, чем терять очки позади.

Интересный факт: Мерседес и Ред Булл, которые были значительно впереди всех остальных соперников, не смогли за сезон 2021 добыть ни единого командного дубля. При этом, МакЛарен, который тогда был коллективом "второго эшелона", в Италии стал единственным конструктором за весь год, чьи пилоты смогли закончить гонку на 1-2 местах.

Четвёртый мотор Хонда

Следует отметить, что гонщики Мерседес в Великобритании и Венгрии повредили двигатель на болиде Макса, из-за чего у него возникла проблема с нехваткой моторов на сезон. После двух аварий, вторая силовая установка пошла в металлолом намного раньше ожидаемого и уже в Спа пришлось использовать третью.

Разумеется, одного агрегата на оставшуюся часть сезона бы не хватило и хватило и в любом случае стоял вопрос того, что рано или поздно придётся отбывать еще и наказание за перебор запчастей.

Спорный штраф за аварию в Монце, подтолкнул Ред Булл сделать это на следующем этапе – в Сочи. При любом раскладе, установка четвёртого двигателя означала для Макса старт с последнего места. Таким образом, штраф за столкновение был нивелирован.

В ответ на это действие, Мерседес решил частично заменить силовую установку на болиде Вальтери Боттаса, так чтобы он получил штраф в 10 позиций и стартовал 17м. С технической точки зрения в этом не было необходимости – на прошлом этапе финн уже получил новый мотор. Делалось все это с целью замедлить прорыв Фестаппена.

Этичность подобного решения вызывала большие сомнения у фанатов и журналистов. А среди народного творчества появилось много шуток на тему "Боттас и его двигатели". Однако, тем и были интересна борьба Макса и Льюиса – тем что это было сражение двух беспринципных гонщиков. Такое же поведение было и у их команд.

Однако, одну ошибку Тото Вольф всё же совершил в своём расчете.  К тому моменту, "серебряные" стрелы" уже приняли решение об увольнении Вальтери по окончанию сезона. Из-за этого Боттас утратил былую мотивацию помогать напарнику. И на шестом круге финн пропустил нидерландца без особого сопротивления.

Любопытным стало то, что большую часть гонки лидировали пилоты-середняки того сезона – Сайнц и Норрис. "Проспавший" старт Льюис довольно таки тяжело возвращался к первому месту. Прорыв Макса тоже проходил не так, как хотелось бы его фанатам – за 7 кругов до финиша он занимал седьмую строчку.

Обычно, мокрая погода привносит в гонки неожиданные результаты. Однако в тот раз именно дождь вернул всё на свои места и на первых двух позициях оказались претенденты на титул. Макс финишировал вторым, отыграв за гонку 18 позиций. А Льюис добыл сотую победу в карьере.

Приседающая подвеска Мерседеса

В Формуле-1 уже много десятилетий запрещена активная аэродинамика (которая способна менять положение по ходу заезда). Единственным ее элементом является система DRS, использование которой строго регламентировано.

И следующий повод для скандала появился на Гран-при США: еще во время практик было замечено, что задняя часть болида Мерседес приседает во время движения по прямой. Фактически, подобная конструкция превращает весь болид в один большой аэродинамический элемент.

Решение находилось в "серых зонах" правил и в итоге было признано легальным. Дело в том, что подобная система приводилась в движение полностью пассивной механикой, что кардинально отличалось от запрещенной в 1994 году "активной подвести", которую применяла команда Вильямс в ранние годы чемпионской славы конструктора Эдриана Ньюи.

На то чтобы скопировать решение соперника, у Ред Булла не было не времени ни лишних денег. А Мерседес смог уменьшить лобовое сопротивление на прямой без потери прижимной силы в поворотах. И это был первый шаг к тому, что к концу сезона "серебрённые стрелы" начали вырываться вперёд по чистому темпу.

Что же касается гонки, то на последнем отрезке Макс лидировал, но Льюис стремительно его догонял на более свежих шинах. И за два круга до конца случился еще один прецедент, который привлёк внимание зрителей: на пути пары лидеров оказался круговой Мик Шумахер (сын легендарного "Красного Барона").

Система DRS срабатывает даже если впереди машина находящаяся на другом круге. А Ферстаппен оказался на точке детекции в нужный момент и получил право на открытие крыла. Вполне возможно, именно этот момент помог ему финишировать впереди Хамильтона: британцу в итоге не хватило одного круга, чтобы провести атаку.

Поскольку в том году Льюис угрожал побить рекорд Шумахера-старшего, Мик имел мотив вмешаться в борьбу лидеров – чтобы защитить честь отца. По сей день никто не знает: было это сделано специально, или случайно. Однако, повод для активных обсуждений зрителями появился.

«Ракетный» двигатель Мерседеса

Следующий ход команды Мерседес окончательно переломил баланс сил на трассе в их сторону: на Гран-при Бразилии на болид Льюиса был установлен так называемый "ракетный двигатель".

Как правило, силовые агрегаты рассчитываются на то, чтобы проехать около 8 Гран-при. Этот же мотор имел меньше ресурс – всего на три этапа. За счёт уменьшения долговечности, появилась возможность значительно повысить мощность, что дало ощутимую прибавку в скорости.

Исходя из результатов прошлых лет, многим зрителям казалось, Интерлагос больше подходит "быкам". Однако, квалификация показала, что задумка "серебряных стрел" сработала по полной программе: Льюис взял поул с преимуществом почти в полсекунды над Максом.

Не успела закончиться сессия, как разгорелся первый скандал уикенда в Бразилии: на болиде Хамильтона система DRS открывалась слишком сильно.

Неизвестно, насколько это влияло на темп, но правила есть правила и за подобное нарушение в субботнем спринте британец стартовал последним. Что же касается Ферстаппена – он получил денежный штраф в 50 тысяч евро за то, что прикоснулся к болиду соперника.

Наказание Льюиса воодушевило фанатов Макса. Однако всего через два дня настроение в Ред Булл быстро изменится на противоположное. Благодаря наличию спринт-квалификации и машины безопасности в начале основной гонки, Льюис смог вернуться в группу лидеров.

После волны пит-стопов началась борьба за победу между претендентами на титул. Ферстаппен как мог пытался оборонять свою позицию от более быстрого болида Мерседес.

В очередной раз проявлялся чемпионский характер нидерланца и он, непременно, шел до конца. Множество его защитных манёвров были настолько жёсткими, что стали поводом для новых скандалов. Однако, в итоге, на 59-м круге Хамильтон таки вышел вперед и довёл дело до победы.

"Медвежья услуга" Юки Цуноды

На Гран-при Катара был последний шанс Ред Булла победить по чистой скорости: чтобы сохранить ресурс "ракетного двигателя" на последние два этапа, Мерседес на один Гран-при поставили "обычную" силовую установку.

Но этим планам было не суждено сбыться: в квалификации Макс не успел среагировать на жёлтые флаги, вызванные аварией Юки Цуноды, пилота младшей команды "быков". За это Ферстаппен был оштрафован потерей сразу пяти позиций на стартовой решетке.

Как и любое действие судейской бригады до этого, сразу же началось огромное количество споров о том, справедливым ли был вердикт. Следует напомнить о том, что нидерландец продолжал быть лидером чемпионата с преимуществом в 14 очков.

На первом круге Макс имел все шансы выйти на вторую позицию и отправиться в погоню за Льюисом. Однако, снова в дело вмешался Фернандо Алонсо и в этот раз испанец уже помешал нидерландцу, выдавив его за пределы трассы.

Конечно, несколькими кругами спустя, Фестаппен прошел и Алонсо, и остальных пилотов "второго эшелона". Однако, за это время Хамильтон создал достаточный отрыв, чтобы о борьбе за победу речи не шло.

Борьба нервов в Саудовской Аравии

Сезон 2021 подарил множество скандалов, но самая большая их концентрация пришлась уикенд в Саудовской Аравии.

Этап выдался богатым на события на во всех эшелонах. Огромное количество гонщиков разбивали болиды о стены и во время контактов с соперниками. За столько большое количество прецедентов, фанаты в шутку прозвали тот уикенд "Гран-при Саудовской Аварии".

В квалификации, Ферстаппен отчаянно пытался вырвать поул из рук двух Мерседесов. Вполне возможно у него это получилось бы, но в последнем повороте он допустил ошибку и разбил машину, из-за чего стартовать ему пришлось лишь третьим, позади двух "серебряных стрел".

На десятом круге Мик Шумахер разбил болид, из-за чего на трассу вышел сейфити-кар. Пользуясь режимом автомобиля безопасности, Боттас начал слишком сильно тормозить Ферстаппена, чтобы дать Мерседесу возможность провести двойной пит-стоп. В итоге, в Ред Булл приняли решение оставить Макса на старте. И этот выбор оказался верным, потому что через три круга появился красный флаг.

На этом череда странных, спорных и скандальных моментов только начиналась. На рестарте Хамильтон атаковал Ферстаппена и выдавил его за пределы трассы. Макс, проехав за пределами гоночного полотна сохранил лидерство. Но не успели гонщики проехать и одного "боевого" круга, как во втором эшелоне случился завал и заезд снова был остановлен.

Во время паузы в гонке, длились напряжённые судейские разбирательства, по итогу которых было принято, что нидерландец обязан отдать позицию.

На втором рестарте, разозлённый Макс вернул себе лидерство. Но более быстрый болид Льюиса позволил ему быстро приступить к ответным атакам. Британец постоянно находился в зоне DRS относительно нидерландца. Преимущество Мерседеса на прямых было неоспоримо, на виражах Ферстаппен как мог пытался оторваться.

В постоянные качели между лидерами регулярно вмешивались режимы виртуальной машины безопасности, вызванные авариями гонщиков второго эшелона. Но в конце 36-го круга Хамильтон оказался близко для серьезной атаки. Как это и бывало ранее, Макс решил обороняться от Льюиса до последнего и оба пилота оказались за пределами трассы.

Судьи приняли очередной скандальное решение – Ферстаппен обязан отдать позицию. Нидерландец сделал это, максимально выражая своё несогласие с этим решением – он затормозил на прямой прямо перед британцем, что привело к небольшому контакту между пилотами. А в прямой эфир попал кадр, как взбешенный Тото Вольф сломал наушники в боксах команды.

Контакт между болидами Макса и Льюиса, когда нидерландец возвращал позицию

Контакт между болидами Макса и Льюиса, когда нидерландец "возвращал позицию"

Getty Images

Пилот Ред Булла всё еще был обязан пропустить соперника. Но даже в такой ситуации он не собирался сдаваться. Во время повторной "игры в поддавки", Макс выпустил Льюиса вперёд, однако сразу же после этого провёл контратаку и вернул себе лидерство.

Закончилась борьба окончательно на 43-м круге, когда Хамильтон таки смог провести рещающую атаку, на которую Ферстаппен уже не смог ответить. При чем произошло это, также, с выдавливанием нидерландца за пределы трассы.

Страсти после невероятно скандальной гонки не утихали весь период ожидания последней гонки в Абу-Даби. И второй раз в истории Формулы-1 два претендента на титул отравлялись на финальный Гран-при с одинаковым количеством очков.

Интересный факт: прошлый раз равенство в турнирной таблице было в 1974 году, когда за титул сражались Эмерсон Фиттипальди и Клей Регаццони. Чемпионом, в итоге, стал Фитипальди. И вот что любопытно: в момент проведения гонки Гран-при Абу-Даби, бразильский ветеран автоспорта отмечал 74-й день рождения, тем самым создав некую связь между этими случаями.

Первый круг Гран-при Абу-Даби

Хотя Гран-при Абу-Даби запомнился всем, в первую очередь, своей концовкой, тем не менее, важный прецедент произошел еще на первом круге.

Хамильтон вырвался вперед на старте, но в конце длинной прямой Ферстаппен провёл контратаку. Выходил с поворота Макс уже лидером. Однако Льюис просто срезал большой кусок трассы, благодаря чему продолжил возглавлять заезд.

Макс проводит контратаку на первом круге, а Льюис срезает поворот

Макс проводит контратаку на первом круге, а Льюис срезает поворот

Getty Images

И вот тут как раз следует вспомнить схожий момент на первом рестарте в Саудовской Аравии. Тогда был схожий эпизод, в котором пилоты были на противоположных ролях – британец выдавил нидерландца с трассы и тот, срезая, вернул позицию.

И вопрос даже не в том, как именно следует трактовать правила. Важнее то, что в двух схожих эпизодах было приняты противоположные решения: один раз в пользу атаковавшего, другой раз – в пользу защищавшегося. И оба раза в выгоде оказался Льюис.

Именно такая кардинально-разная трактовка идентичных ситуация, дала фанатам Ферстаппена основания считать, что дирекция гонки действует в интересах Хамильтона, при чем уже далеко не первый раз.

Финальный момент

По чистой скорости болид Ред Булл не мог угнаться за Мерседесом, у которого были приседающая подвеска и "ракетный двигатель". За десять кругов до финиша Кристиан Хорнер прямо сказал, что помочь им может только чудо.

И это чудо случилось: за пять кругов до финиша, свой болид разбил Николас Латифи. При чем сделал он это в борьбе с Миком Шумахером, который уже несколько раз появлялся в этой истории.

Поскольку Хамильтон потерял около 7 секунд за Серхио Пересом в середине гонки, у него не было достаточного отрыва, чтобы совершить остановку и остаться впереди Ферстаппена.

Таким образом, "серебрянык стрелы" оказались в ситуации стратегической вилки: либо позвать Льюиса на пит-стоп, дать ему новые покрышки, но выпустить Макса вперёд, либо оставить британца на трассе, но тем самым дать нидерландцу преимущество по свежести шин.

Сделав ставку на то, что за оставшееся время, разбитый болид не успеют убрать, в Мерседесе выбирают второй вариант. А в Ред Булл просто действуют от противного и ставят своему гонщику свежий софт.

Но гонка таки была возобновлена на один круг. Сделано это было довольно странным образом – среди круговых пилотов, выпустили вперед только тех, кто разделял двух претендентов на титул. А потом, не дожидаясь пока они догонят пелотон, объявили рестарт на один круг, во время которого Макс совершил обгон и стал чемпионом.

Йос Ферстаппен (гонщик Формулы-1 1994-2003 годов) поздравляет с первым чемпионским титулом сына - Макса

Йос Ферстаппен (гонщик Формулы-1 1994-2003 годов) поздравляет с первым чемпионским титулом сына - Макса

Getty Images

Такое необычное возобновление заезда стало причиной, по которому команда Мерседес попытался подать протест. Однако, в правилах есть пункты, позволяющие директору гонки использовать машину безопасность по своему усмотрению, потому формально это не было нарушением.

Интересный факт: Макс Ферстаппен стал первым чемпионом мира со времен Ники Лауды, который ни провёл ни одной гонки в Формуле-1 вместе с "Красным Бароном" Михаэлем Шумахером

Был ли очевиден обгон?

Когда рассматриваешь ситуацию постфактум, конечно можно говорить о том, что Ферстаппен совершил обгон имея огромный перевес по шинам. Однако в момент рестарта, не было уверенности в то, что ему это получится.

Половиной сезона ранее, в Венгрии, был прецедент, о котором я сегодня упоминал: Алонсо на машине-середняке 11 кругов сдерживал Хамильтона, у которого был DRS.

В Абу-Даби, конечно, речь шла о куда большей разнице по шинам. Однако, у Льюиса по-прежнему был Мерседес – лучший болид сезона, на который были установлены "ракетный" двигатель и приседающая подвеска. А у Макса не было DRS.

Потому, до начала финального круга невозможно было утверждать на 100%, кто же закончит его на первом месте.

Выводы

Сама ситуация в Абу-Даби, действительно вызывает огромное количество вопросов. Однако, как я уже говорил в начале этого обзора, сезон не состоит из одной последней гонки.

За весь чемпионат было огромное количество спорных, а порой и откровенно странных решений судей. Имело место быть и простое везение, которые в разные моменты оказывалось на стороне разных пилотов.

Оба гонщика имеют чемпионских характер, который подразумевает то, что они на трассе совершают часто порой не самый этичные поступки. Борьба за титул 2021 года проходила между двумя настоящими хищниками, за каждым из которых хватало своих "грехов"

И вспоминая тот сезон, не следует настолько акцентировать внимание лишь на одном моменте. А если уже задаваться вопросов справедливости, то разбирать нужно каждый из описанных выше моментов.

Формула 1 статті