Формула-1 на больших экранах до Брэда Пита: какой была королева автоспорта в художественном кинематографе

Уже второй месяц в прокатах кинотеатров идёт художественный фильм Формула-1 с Брэдом Питтом в главной роли. Среди фанатов автоспорта, мнение разделились – одни восприняли фильм очень тепло, другие же не поддерживают всеобщего энтузиазма. В прочем, даже среди профессиональных гонщиков, существуют различные комментарии. К примеру, очень холодно воспринял киноленту действующий чемпион мира – Макс Ферстаппен.
Поскольку немало зрителей ещё не успели оценить новинку на большом экране или сознательно ждут выхода на цифровых платформах, мы воздержимся от "спойлеров".
Однако следует отметить, что это далеко не первая попытка показать Формулу-1 призму художественного кинематографа. И сегодня мы предлагаем вспомнить фильмы, вдохновлённые "Королевой автоспорта", самым популярным из которых является "Гонка" (Rush) 2013-го года выхода.
Гонка (Rush)
В отличие от многих других художественных кинолент, рассказывающих в основном вымышленные истории, в основе фильма "Гонка" (Rush) лежат подлинные события из мира Формулы-1 70-х годов, а его центральными героями стали настоящие чемпионы мира – Ники Лауда и Джеймс Хант. Однако происходящее на экране по-прежнему носит скорее развлекательный характер и не претендует на документальную достоверность.

Как это обычно бывает в "исторических" художественных фильмах, многие факты в "Гонке" по-киношному преукрашены в угоду зрелищности и драматизму. А экранные Ники и Джеймс, хотя и отсылают к своим реальным прототипам, местами выглядят так, будто режиссёр повернул ручку усиления на максимум, излишне подчёркивая те или иные черты их характера.
И, конечно же, ряд эпизодов кажется неправдоподобным для настоящих фанатов "Королевы автоспорта". При детальном рассмотрении откровенный смех может вызвать момент, когда под соответствующую музыку Лауда "собирается с мыслями" и внезапно ускоряется так, словно в его болиде появились дополнительные пару сотен лошадиных сил. Однако это не является чем-то уникальным – нечто подобное снимают при переносе любого вида спорта на большой экран.
Да и следует также отметить, что кинолента рассчитана не на регулярных зрителей автогонок, знакомых с множеством нюансов мира скорости, а на куда более широкую аудиторию. К тому же хронометраж не резиновый и просто не позволяет передать все подробности. Поэтому многие эпизоды из жизни пилотов подаются в сильно упрощённой форме.
Так, например, короткая сцена, в которой Лауда берёт кредит и покупает себе место в команде Формулы-1, представляет собой скорее сжатую отсылку к долгому пути австрийца через младшие гоночные серии, во время которого он, пользуясь известностью своей фамилии, брал бесчисленные банковские займы и очень сильно рисковал всю оставшуюся жизнь выплачивать долги, если бы у него не получилось достичь успеха в гонках.

Также от реальных событий сезона 1976 фильм отличает почти полный фокус на Ники и Джеймсе. Конечно, современные зрители привыкли к чемпионатам, где борьба за титул сводится к дуэли двух пилотов – что, в целом, является нормой для "королевских автогонок".
Тем не менее даже Джоди Шектер, время от времени вмешивавшийся в противостояние фаворитов, был сведён до уровня статиста – лишь изредка по кадру мимолётом проезжал шестиколёсный "Тиррелл" новозеландца.
Образ Джеймса Ханта в фильме Гонка (Rush)
Из-за наличия в кадре наркотиков, ненормативной лексики и сцен сексуального характера фильм "Гонка" получил возрастное рейтинг R, который означает, что лица, не достигшие 17 лет, могли присутствовать в кинотеатре только в сопровождении родителей, что уже сказывалось на доходах от проката. Однако, если бы кинолента показала настоящий образ жизни Джеймса Ханта, – это было бы уже ограничение NC-17, полностью запрещающее просмотр для несовершеннолетних.

Изображённый Крисом Хемсвортом персонаж больше напоминает модный образ самоуверенного токсичного "плохого парня", при этом "причёсанного" до некоего глянцевого блеска. Реальный же гонщик был куда более "диким" и агрессивным, а вместо "красивых оскорблений" его речь изобиловала тяжёлыми матерными выражениями.
А вот о способностях Ханта быстро соблазнить практически любую девушку легенды ходят до сих пор. Пожалуй, самый громкий случай произошёл на канадской трассе Моспорт-Парк – Джеймс уединился с женой директора автодрома в машине скорой помощи, пока менее чем в 30 метрах от них обманутый супруг общался с представителями прессы. Причём никто даже не удосужился закрыть двери.
В фильме несколько раз упоминаются светские мероприятия, организованные лордом Александром Хескетом – владельцем одноимённой команды, за которую Хант выступал в начале своей карьеры в "Формуле-1". Однако это лишь лёгкие отголоски реальных вечеринок, в которых британский гонщик регулярно принимал участие: с алкоголем, наркотиками и, конечно же, множеством случайных половых связей. Садиться за руль болида в состоянии тяжёлого похмелья для Ханта было делом привычным – и, что удивительно, это практически не сказывалось на его скорости.

Что же касается ухода Джеймса из гонок "потому что ему было достаточно одного титула" – в этом случае киношный сюжет приукрасил довольно грустную правду. С одной стороны, множество спонсорских контрактов, обрушившихся на Ханта после чемпионства, действительно "ударили в голову": образ жизни "рок-звезды" вышел на совершенно новый уровень – казалось, что на Гран-при он приезжает отдохнуть от бесконечных вечеринок.
Тем не менее он по-прежнему любил скорость, стремился быть первым и даже сумел одержать ещё три победы в гонках. Однако, помимо всего прочего, команда Макларен допустила серьёзные ошибки при проектировании нового болида, что и ускорило закат карьеры Джеймса Ханта.
Образ Ники Лауды в фильме Гонка (Rush)
Образ Ники Лауды на экране воплотил немецко-испанский актёр Даниэль Брюль. Он показан, как холодный и педантичный профессионал, практически лишенный эмоций и отстранённый от людей.

В реальности, австрийский гонщик действительно обладал невероятным практичным и рациональным подходом, однако не был роботом – у него вполне было чувство юмора, он весьма нормально общался с прессой, а также имел друзей в Формуле-1.
На 15-й минуте фильма показана довольно красочная сцена, в которой Ники вместе с механиками основательно переделывает болид. Действительно, в отличие от большинства пилотов, предпочитавших просто сесть за руль и поехать, Лауда вникал в технические детали и прославился тем, что серьёзно работал над машиной. Однако идея о том, что гонщик лучше инженеров разбирается в металлургии и подсказывает, какой сплав использовать для сборки мотора, – это явное художественное преувеличение.
А наиболее любимый многими зрителями момент – это сцена, в которой Ники, уже после перехода в Феррари, в резкой форме разносит болид, не стесняясь в выражениях. Для любого другого пилота такая дерзость в адрес команды из Маранелло обернулась бы увольнением – история знает немало случаев, когда Скудерия выгоняла даже состоявшихся чемпионов мира за критику техники.
Однако каким-то удивительным образом Лауда стал едва ли не единственным, кому позволялось говорить правду без последствий.

Тем не менее, как и многие сцены в фильме, эта лишь поверхностно описывает реальную ситуацию. В действительности гонщику понадобилось больше года, чтобы итальянские инженеры начали его слушать. И только после распоряжения "сверху", когда механики настроили болид в точности по его указаниям, машина наконец поехала, и команда начала доминировать на трассе.
Что действительно стало неожиданностью для многих – это манера общения Лауды с Энцо Феррари. Разумеется, как подчинённый, он сохранял уважительный тон. Однако Ники разговаривал с Коммендаторе как с обычным человеком – в отличие от других сотрудников Скудерии, которые относились к основателю команды почти как к божеству. Причём такая прямолинейность крайне нехарактерна для австрийцев, которые, напротив, известны своей излишней вежливостью.
Правда и вымысел в отношениях Ханта и Лауды
Большую часть фильма "Гонка" показано, как Хант словесно "задирает" Лауду. И лишь после аварии Ники между ними происходят два трогательных диалога, в которых гонщики признают: именно это соперничество заставляло их становиться сильнее, благодаря чему оба стали чемпионами мира. Однако сюжетный конфликт между двумя пилотами – это как раз тот момент, где киношная гиперболизация во имя драматургии достигла своего апогея.
В пылу напряжённой борьбы за титул действительно случались весьма жесткие перепалки. Причём Лауда вполне мог ответить Джеймсу "на его уровне". Но всё это были скорее эмоциональные всплески и немного игра на публику, которую пресса впоследствии раздувала до небывалых масштабов.
В реальности же гонщики довольно хорошо ладили. Более того, бывало, что спустя пару дней после очередного публичного спора они сидели вместе в гостиничном номере, перелистывали стопку свежих газет и, смеясь, читали написанное о себе, время от времени комментируя: "А вот этого я точно не говорил".

Страшная авария австрийца на Нюрбургринге действительно сблизила их. В тот момент Хант осознал: выходя на трассу, он в первую очередь стремился победить именно Лауду. Без главного соперника Джеймс терял мотивацию безумно рисковать, ехать на пределе – а вместе с ней и ту самую страсть к гонкам, которая его двигала. С тех пор для него стало важно, чтобы Ники выжил и вернулся на стартовую решётку.
Однако всё не ограничилось парой душещипательных разговоров после возвращения Лауды. Пилоты начали общаться почти ежедневно и нередко во время Гран-при селились в соседних номерах гостиницы. Говорили они не только о гонках, но и о чём угодно – например, в довольно пикантных и нецензурных выражениях обсуждали девушек из паддока.
Также в фильме показано, как после Гран-при Испании пилота Макларена дисквалифицировали по жалобе со стороны Феррари. Подобные разбирательства действительно имели место, и даже чаще, чем можно подумать: обе команды регулярно плели интриги за пределами трассы. Но сами гонщики к этому отношения не имели – всем занимались руководители и их "свита". Как позже с иронией заметил гоночный менеджер Скудерии Даниэле Аудетто, комментируя один из протестов: "Это моя работа – найти, за что зацепиться".
Гонщик, 2001
В 2001 году в прокат вышел фильм "Гонщик". Хотя он посвящён американской гоночной серии CART, а все основные персонажи – вымышленные, эта кинолента имеет куда большее отношение к Формуле-1, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что при написании сценария Сильвестр Сталлоне вдохновлялся именно "Королевскими гонками" 90-х годов.

Пожалуй, наиболее заметной отсылкой к реальности стал образ сидящего в инвалидном кресле руководителя команды Карла Генри, который жестко обращается со своими пилотами. По сути, это прямая аллюзия на Фрэнка Уильямса – человека, трижды уволившего чемпионов мира сразу после завоевания титула на его машинах, включая лучшего пилота той эпохи – легендарного "Профессора" Алена Проста.
Персонаж самого Сталлоне – Джо Танто – ветеран автоспорта, которого в разгар сезона возвращают за руль, чтобы он помог молодому напарнику побороться за титул. И здесь тоже прослеживается, пусть и более тонкая, но вполне узнаваемая параллель с Формулой-1: в 1994 году Найджел Мэнселл снова сел в кокпит, пока его напарник Деймон Хилл вёл борьбу за чемпионство.
Что касается главного героя – новичка Джимми Блая – его прообразом был юный Дженсон Баттон, который ещё до дебюта в Формуле-1 успел стать восходящей звездой у себя на родине. Об этом факте я уже упоминал в статье посвящённой британскому чемпиону.
Ещё одной крупной отсылкой к "Королевским гонкам" стал главный антагонист – Бо Бранденберг, которого сыграл немецкий актёр Тиль Швайгер, прославившийся несколькими годами ранее благодаря главной роли в фильме "Достучаться до небес".

Хотя характер персонажа в целом напоминает типичный образ героев Тиля, сам факт, что немецкий чемпион выступает на красном болиде, в те времена практически однозначно воспринимался как аллюзия на "Красного Барона" Михаэля Шумахера.
Несмотря на то, что "Гонщик" и оказался в числе главных номинантов антипремии "Золотая малина 2002", назвать его откровенно плохим всё же трудно. Люди, любящие кино 90-х и начала нулевых, вполне могут получить удовольствие от просмотра. Однако фильм страдает от всех ранее упомянутых типичных проблем спортивной драмы.
Комичные упоминания
И напоследок стоит вспомнить о двух, скорее, забавных и комичных отсылках к миру Формулы-1, чем о чём-то серьёзном.
Первая из них – фрагмент фильма "Астерикс на Олимпийских играх". Казалось бы, какое отношение может иметь автоспорт к Древнему Риму? Однако среди множества камео известных спортсменов неожиданно появляется сам Михаэль Шумахер – в роли грозного погонщика колесницы по имени Шумикс. А вся сцена заезда изобилует прямыми и завуалированными отсылками к "Королевским гонкам".

Второй пример – это мультфильм "Тачки 2". На этот раз приключения Молнии Маккуина и его друга Мэтра приводят их на "Мировое Гран-при", где главным соперником становится самоуверенный "итальянец из Формулы-1" – Франческо Бернулли.
Конечно, можно долго размышлять, как машины из условного NASCAR или "кузовных" серий могут на равных бороться с настоящим болидом "Королевы автоспорта". Но искать логику в анимационном фильме, ориентированном в первую очередь на детскую аудиторию, – занятие явно бесперспективное.

Также в мультфильмах "Тачки", "Тачки 2" и "Тачки 3" можно встретить небольшие камео Михаэля Шумахера, Ники Лауды, Марио Андретти, Льюиса Хэмилтона, Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо – они озвучили одноименных эпизодических персонажей.
Эпилог
Мир художественного кинематографа живёт по своим законам драматургии. Искусственно созданным сюжетам, даже если они основаны на реальных событиях, свойственно многое преувеличивать – чтобы происходящее на экране вызывало у зрителя больше эмоций.
При детальном рассмотрении практически любого фильма, вне зависимости от жанра, можно найти множество логических нестыковок. И каждый раз, когда ту или иную ленту смотрит человек, разбирающийся в теме, с которой связана история, он непременно заметит множество неправдоподобных моментов.
В одних случаях сценаристы и режиссёры совершают ошибки по незнанию, в других – сознательно опираются на устоявшиеся забавные клише – просто потому, что они "работают" и хорошо продаются.
Так или иначе, спортивные фильмы не обязаны быть реалистичными. Их задача – увлечь зрителя, вызвать эмоции, а возможно даже – заинтересовать настолько, чтобы он начал следить за реальными соревнованиями.
