Тарьей "угонял" авто, Йоханнес был машиной на трассе. Украинские биатлонисты вспоминают истории о братьях Бё

Известные на весь мир норвежцы Тарьей и Йоханнес Бё сказали "прощай" большому биатлону. Фанаты уже вылили все слезы – слишком большой след оставили братья в мировом спорте. Но жизнь продолжается, и она будет не менее яркой в "пост-Бё" периоде.
Выступления звездных норвежцев в свое время застали известные украинские биатлонисты. Андрей Дериземля, Сергей Седнев, Вячеслав Деркач преимущественно завершили международную карьеру в десятых годах XXI века.
Мы пообщались с экс-биатлонистами, а ныне – спортивными функционерами о том, какими они видели братьев Бё еще до их взлета, в чем была их сила, а также вспомнили некоторые истории, которые оставались за кадром.
Седнев едва не прозевал награждение вместе с Тарьем Бё
В 2010-м Сергей Седнев завоевал серебро в спринте на этапе Кубка мира в австрийском Хохфильцене. Тарьей Бё в той гонке одержал дебютную в карьере личную победу. Седневу тогда было 27 лет, а Бё-старшему – 22.
"Конечно, очень хорошо ту гонку помню, даже помню свой стартовый номер – 31-й", – вспоминает соревнования 15-летней давности начальник отдела зимних видов спорта Министерства молодежи и спорта.
"Для меня тогда все сложилось почти идеально. Я финишировал до снегопада, а Тарьей уже его почувствовал, потому что тогда лидеры были заявлены в последнюю группу. (Тарьей Бё стартовал 61-м – Прим.) Помню, я после финиша поехал спокойно на "заминку". А меня все ищут, кричат: "Ты где? Беги на награждение!" Спрашиваю: "Какое награждение? Я что, в цветы прошел?" (цветочная церемония проводится для атлетов, занявших 1-6 места – Прим.) Да какие цветы, кричат, у тебя медаль! Я до последнего думал, что меня разыгрывают представители нашей команды, но побежал. Там мы и пересеклись на пьедестале со старшим Бё", – вспоминает Сергей Седнев.

Он вспоминает Тарьея Бё как всегда веселого, компанейского парня. Говорит, там, где был норвежец – всегда было эмоционально и весело.
"Тарьей дружил с Эмилем Хегле Свендсеном (известный норвежский биатлонист, олимпийский чемпион, чемпион мира, – Прим.) Они вдвоем иногда такое вытворяли... На одном из этапов Кубка мира или чемпионате, точно не вспомню, они разыграли одну спортсменку. Та приехала на авто к стадиону, машину не заглушила, куда-то ненадолго отошла. А они вскочили в авто и отъехали чуть дальше, спрятались. Стоят и наблюдают за её реакцией. Веселые ребята. Но они хорошо знали, когда можно расслабиться, а когда надо тяжело работать".
В борьбе на трассе Тарьей не отличался грубостью, "играл" в рамках правил, вспоминает биатлонист, хотя и бороться в контакте им приходилось нечасто. Хотя, считает Седнев, не все биатлонисты работают честно на дистанции.
"Вот если будете делать материал о Лукасе Хофере, когда тот завершит карьеру, тогда я расскажу о своих нюансах борьбы с этим итальянцем, а с Бё в этом плане было все нормально", – эмоционально говорит Седнев, намекая на не совсем положительную историю, связанную с борьбой на трассе против известного итальянца.
Йоханнеса Бё Сергей на соревнованиях уже почти не застал – тогда еще малоизвестный норвежец был значительно моложе. Но украинский биатлонист хорошо помнит, как дерзкий новичок "оформил дубль", выиграв спринт и преследование во французском Анси в 2013-м.
"Он тогда был еще юниором, но умудрился выиграть две гонки подряд. Худенький такой был, молоденький. Я подумал: ничего себе, такой молодой, а такое выдал! А Йоханнес тогда как зашел в биатлон, так и пошел по нему очень уверенно", – делится впечатлениями бывший атлет.
Большая сила Бё-младшего – в сочетании всех необходимых для биатлона качеств, считает Сергей Седнев.
"Высокая скорость, умение терпеть на дистанции, быстрая качественная стрельба, классная техника. Его сила – в балансе всех этих компонентов. Бросалось в глаза то, как он подходит к огневому рубежу – в своем темпе, ритме, на своем пульсе. Это признак большого профессионализма. Поэтому Йоханнес Бё заслуженно стал королем. Тарьей, даже несмотря на все свои достижения, не был таким талантливым, как младший брат".
Веселые, дружные и мощные
Вячеслав Деркач активную международную карьеру завершил после Олимпиады-2010 в канадском Ванкувере. Он также застал выступления старшего из братьев Тарьея Бё. Говорит, они ознаменовали завершение немецкой эры и начало норвежско-французского доминирования и противостояния.
"Тарьей выстрелил не сразу. Есть такая категория биатлонистов, которым надо больше времени, чтобы раскачаться, а потом уже стать звездой", – вспоминает нынешний директор Государственного центра олимпийской подготовки по биатлону.
Господин Деркач также характеризует братьев Бё как положительных, веселых и коммуникабельных парней.
"На вечеринках, когда тяжелый сезон позади, все глобусы вручены, формальности завершены, то Тарьей и его партнеры по команде могли расслабиться. Всегда веселый и активный был на этих мероприятиях, с ним грустно не бывало. Вообще, мы с ними вне трассы редко где пересекались".

Наиболее грозным оружием Йоханнеса Бё является именно скорость, считает Вячеслав Деркач.
"Его скорость, конечно, впечатляла. Хотя дело не в самой скорости – быстрых есть много, а таких как Йоханнес – мало. Он мог на круге отыграть у соперников 15-20 секунд, потом успеть восстановиться до огневого рубежа и на высоком уровне провести стрельбу. Хотя и при этом имел сбои, иногда в самый ответственный момент. В гонке преследования на чемпионате мира 2019 именно этим воспользовался наш Дмитрий Пидручный. Йоханнес Бё пошел аж на три штрафных круга, а Дмитрий – к своей золотой медали", – отмечает господин Деркач.
"В общем, нравилась их раскованность. Некоторые говорят, что все эти трюки Йоханнеса иногда неуместны и наглые, но я так не считаю. Если ты выигрываешь гонку с преимуществом в минуту, то можно и что-то вытворить – и с болельщиками на трассе поздороваться, и флаг спокойно взять, чтобы с ним финишировать. Это то, что добавляет зрелищности биатлону".
Зрелищности, кстати, может добавить и уход братьев из большого биатлона, считает Вячеслав Деркач. Ведь это будет способствовать появлению новых звезд.
"Думаю, что смогут раскрыться другие – и норвежцы, и представители других команд. В спорте такое бывает часто: присутствие звезд рядом давит и не позволяет раскрыться на все сто. Даже стрелять не так просто, когда такие звезды, как Бё, рядом стоят. Думаю, тот же итальянец Томазо Джакомель или кто-то из молодых французов теперь сможет добавить и выиграть Большой хрустальный глобус".
Господин Деркач не исключает, что со временем к биатлону присоединятся дети братьев Бё. В мировой спортивной практике это распространенное явление.
"Так часто случается и в украинских биатлонных семьях, и в других странах. На последнем чемпионате мира среди юниоров соревновался сын шведа Карла Йоханна Бергмана, а если проанализировать стартовые протоколы, то можно еще и других найти. Хотя бывает, когда дети подрастают, то понимают, что им трудно будет достичь таких высот, как кто-то из родителей, и поэтому потом меняют жизненный путь. А вообще, если кто-то хочет стать таким, как братья Бё, то должен делать одно – работать и еще раз работать".
Кто спешит – тот насмешит?
Андрей Дериземля, нынешний первый вице-президент Федерации биатлона Украины, в дебютной личной гонке Йоханнеса Бё завоевал бронзу, а Тарьей тогда выиграл золото. Между ними вклинился Мартен Фуркад. Этот исторический старт состоялся на родине Бё – в норвежском Холменколлене в феврале 2013-го. Это был последний подиум Дериземли, которому на тот момент было 35. Дебютант, еще 19-летний Бё-младший, завершил ту гонку на 28-й позиции. С одним промахом на стрельбе проиграл брату-лидеру более полутора минут. Сейчас трудно даже представить подобное...

"Честно говоря, именно тогда я его не помню. Вспоминаю уже 2014 год, когда Йоханнес начал демонстрировать серьезный ход, уже появились призы. А так, чтобы сразу было видно, что это будет лидер и достигнет таких высот – наверное, это было сложно представить. Но уже через год-два было понятно – это человек, который будет показывать большие результаты", – рассказывает Андрей Дериземля в интервью "Чемпиону".
Вице-президент ФБУ говорит, что ему трудно понять решение братьев Бё завершить карьеру именно сейчас – особенно за год до главных стартов четырехлетия – зимней Олимпиады-2026 в Италии.
"Если про старшего еще можно сказать, что возраст, возможно, травмы, набегался, то решение младшего для меня – загадка, абсолютно непонятное. Логичнее было бы завершить после Олимпийских игр. А так... почти среди сезона это объявить и потом завершить. Если честно, у меня лично возникает много вопросов", – отметил Андрей Дериземля.
Прощание с братьями Бё – это не только конец великой эпохи, но и начало новой страницы в истории биатлона. Их пример, путь к вершинам, искренность в отношениях с болельщиками и коллегами – все это останется ориентиром для следующего поколения спортсменов.
Впереди – новые герои, новые интриги, новые свершения. Но на старте каждой большой гонки еще долго в воображении болельщиков будут появляться силуэты Тарьея и Йоханнеса Бё. И с этим ничего не поделаешь – легенды живут дольше карьеры.