Украинская правда

Дериземля: Не понимаю причины завершения карьеры братьями Бё

biathlon.com.ua/Pavlo Zarovetskyi
Дериземля: Не понимаю причины завершения карьеры братьями Бё

В пятницу, 21 марта, в норвежском Холменколлене стартует последний этап Кубка мира по биатлону сезона-2024/25. Этот старт станет последним для легендарных норвежских спортсменов – братьев Йоханнеса и Тарьея Бё.

"Чемпион" попросил поделиться мнением о завершении карьеры титулованными братьями-норвежцами трехкратного чемпиона Европы, двукратного призера чемпионатов мира, а ныне первого вице-президента Федерации биатлона Украины Андрея Дериземлю.

Также в эксклюзивном интервью нашему изданию Андрей Дериземля прокомментировал решение Виталия Мандзына пропустить юниорский чемпионат мира 2025 и поделился мнением о стремительном развитии Елены Городной и Александры Меркушиной.

– Андрей, в 2013-м, в дебютной личной гонке Йоханнеса Бё на Кубке мира в Холменколлене, вы получили бронзу – последнюю в карьере медаль, а Тарьей Бё ту гонку выиграл. Что можете вспомнить о том спринте? Верили ли тогда, что Йоханнес сможет стать новым королем биатлона?

– Если честно, уже так не помню. Но, так уж исторически сложилось, что вся сборная Норвегии, в принципе, всегда рассматривается как претенденты на победу, медали. И даже несмотря на то, что он тогда был дебютантом, потенциально Йоханнес все равно мог рассчитывать на награду. Однако, честно говоря, именно тогда я его не помню.

Помню уже в 2014 году, когда Йоханнес начал такой серьезный ход показывать, уже призы появились. А так, сказать, что сразу можно было увидеть, что это будет лидер и достигнет тех высот, что он достиг, наверное, было сложно. Но уже через год-другой было видно, что это человек, который будет показывать такие результаты.

Мартен Фуркад, Тарьей Бё и Андрей Дериземля на пьедестале в дебютной гонке Йоханнеса Бё
Мартен Фуркад, Тарьей Бё и Андрей Дериземля на пьедестале в дебютной гонке Йоханнеса Бё
Getty Images

– Вы сказали, что каждый из норвежских биатлонистов может потенциально претендовать на медаль. Неужели не следили за ним?

– Именно за ним нет. Следишь за теми, кто уже проявил себя. Когда ты выступаешь, и там проходят даже 3-4 месяца соревнования, ты уже просто каждого соперника знаешь: какой у него потенциал, какой он может показать ход. А, как правило, спортсмены выступают долгие годы, друг с другом конкурируют на дистанциях. Знаешь, кто стреляет более стабильно – даже лежа или стоя. Для чего? Потому что там бывает такая контактная борьба, и ты понимаешь, что где-то можно обойти на дистанции тех даже норвежцев.

Например, Кристиансен. Он никогда, когда я бегал, не показывал высокий ход на дистанции, но стрелял хорошо. Были такие ситуации, что ты бежишь с ним, и понимаешь, что от него можно где-то по дистанции оторваться. Если я стрелял хуже, то потом было время где-то отыграть отставание на дистанции. То есть все спортсмены изучили друг друга за эти долгие годы, уже знают, кто на что способен.

– И все же, с Йоханнесом у вас были какие-то тактические дуэли, думали о нем лично во время гонок?

– Нет, не помню. С ним я недолго бегал, потому что я закончил в 2014 году как раз, поэтому с ним лично не помню.

– Как считаете, окончательно ли Йоханнес завершает карьеру? Ведь еще остались рекорды, которые ему не удалось побить. Может ли он захотеть вернуться после определенной паузы?

– Если честно, я до конца так и не понимаю причину того, что они завершают после этого сезона. И Йоханнеса имею в виду, и Тарьея. Более того, я со многими бывшими спортсменами общался и просто никто не понимает этого. Для меня это будет всегда загадкой, особенно младший Бё.

Если про старшего еще можно сказать, что возрастной, возможно, есть травмы, набегался, то решение младшего для меня является загадкой – абсолютно не понятно. Логично было бы завершить после Олимпийских игр, а так... Почти посреди сезона это объявить, и потом завершить. Если честно, у меня лично возникает много вопросов.

– Тогда перейдем к делам нашей сборной. Правильным ли было решение, что Мандзын выступал не на юниорском чемпионате мира, а на Кубке мира?

– Нужно понимать его физическое состояние, психологическое, вообще атмосферу в команде, приоритеты и видение совместно с тренерским штабом. Я бы лучше выступал на юниорском чемпионате мира. Хотя, опять, какие там были сроки по времени. Удобно это было, или неудобно. Уже не помню по датам проведения турниров. Для чего ему можно было выступать на чемпионате мира? Во-первых, он хороший перспективный спортсмен. И если сейчас он смог бы завоевать медаль, это была бы дополнительная мотивация, дополнительная уверенность. Почему он отказался ехать, я не знаю. Этапов Кубка мира будет еще много. А вот юниорских чемпионатов мира у него уже не будет.

Виталий Мандзын
Виталий Мандзын
Getty Images

– А с тренерским штабом мужской команды, лично Надеждой Беловой, вы этот вопрос обсуждали? Или это была исключительно прерогатива тренеров?

– Я не обсуждал, по этому поводу нет. Знаю, что там мнения расходились, но, в принципе, это было общее их решение.

– Тогда перейдем к женской сборной. Как сделать так, чтобы не "загнать" сейчас молодых биатлонисток – Елену Городную, Александру Меркушину?

– Для меня была когда-то очень показательная история про сборную Норвегии. Даже не помню, кто рассказывал, честно говоря. Где-то на Олимпийских играх мы сидели на ужине, и мне рассказали про личного тренера Нортуга (Петтер Нуртуг – двукратный олимпийский чемпион Ванкувера-2010 в лыжных гонках – Прим.), к сожалению, не помню его фамилии. Петтер отобрался на Олимпийские игры 2006, а тренер его не отпустил. Сказал, что еще рано. Мол, ты там не продемонстрируешь результат. Он там еле отобрался, последним в команде. Возможно, стартовал бы, возможно – нет. Тренер сказал, что если ты выступишь там неудачно, это тебя может сломать. Нужно ехать и быть готовым к таким соревнованиям.

Насколько это правдивая история я не знаю, но... В нашем случае, как не сломать спортсменку, как мотивировать, как выйти на пик формы – это уже зависит, в первую очередь, от тренера сборной команды. И, безусловно, от самих спортсменов.

Почему я рассказал о Нортуге? Потому что, например, та же Меркушина тренируется и прислушивается к своему отцу. И тут уже от них зависит, что там форсировать или не форсировать. То же касается и Городной.

Но они уже девушки, которые выступают на уровне сборных, на этапах Кубка мира. Уже понимают эти нагрузки, эту ответственность. Тем более, что сейчас меняются приоритеты тренировок. Скажем, в 2000-х годах, в нашей сборной был четкий план: есть тренировка, например, два часа, и все должны отработать два часа. То сейчас, я уверен, если спортсмен чувствует себя не очень, он может подойти к тренеру и заменить тренировку, или сделать меньше, или больше, в зависимости от самочувствия.

Поэтому здесь такое общее видение должно быть, симбиоз тренера и спортсмена, чтобы не загнать, не форсировать. По моему мнению, это только так.

– Как считаете, сможет ли Ирина Петренко вернуться на высокий уровень после того, как у нее диагностировали астму?

– К сожалению, уже много лет подряд Ирину преследуют травмы разного характера. Поэтому честно скажу, не общался и не хочу сейчас комментировать это. Я не знаю степень, сложность болезни...

Ирина Петренко
Ирина Петренко
biathlon.com.ua/Dmytro Yevenko

Но, к сожалению... Ирина имеет то одну травму, то другую. И мне обидно, что как тренировочные сборы, то вроде все хорошо, а когда начинаются соревнования – сразу вылезают эти болячки, травмы...

– Расскажите о планах на весну: известно ли, когда начнется первый сбор в подготовке к олимпийскому сезону, сколько продлится пауза после чемпионата Украины?

– Еще нет таких планов. Как правило, когда закончится сезон, будут писаться планы, тренеры будут подавать запросы. Сейчас такого нет.

Но скажу как бывший спортсмен, что для спортсменов разных сборных команд подготовка не заканчивается. И нас всегда тренеры настраивали, что даже весной, когда завершается сезон, ты можешь отдохнуть и ничего не делать пять дней. Далее ты должен какую-то тренировку сделать. Это может быть игровая тренировка, тренажерный зал, кросс, велосипед... Я помню, как Николай Зоц когда-то говорил, что условно пять дней вы можете ничего не делать. Но не больше. От трех до пяти, скажем.

Спортсмены на таком уровне должны поддерживать физическую форму почти постоянно. В первую очередь, это особенно важно, когда такие весенние паузы. А первые сборы, как правило, начинаются в середине-конце мая.

Йоганнес Бо Тар'єй Бо Андрій Дериземля статті інтерв'ю ексклюзив