Первый ночной этап, "крашгейт" и последняя победа Феттеля: история Гран-при Сингапура

На этой неделе состоится Гран-при Сингапура, который многие фанаты прозвали "азиатским Монако" за использование улиц города, а также потому, что в маленькой стране царит схожая атмосфера богатства и роскоши.
Перед началом заезда сразу две темы вызывают ажиотаж среди поклонников Формулы-1, оба из которых связаны с Максом Ферстаппеном: подтвердится ли на медленной трассе Марина-Бей прогресс Ред Булла, который был показан на скоростных треках, а также тот факт, что это пока единственный этап, на котором нидерландец пока ни разу не победил. Сможет ли он это исправить – узнаем в воскресенье.
И пока оба вопроса остаются открытыми, мы предлагаем окунуться в пусть и недолгую, но всё же историю Гран-при Сингапура, который в 2008 стал первой ночной гонкой в истории Формулы-1 и тем самым породил множество этапов-подражателей, которые ради красивой картинки и удобства с часовыми поясами также решили устраивать соревнования при искусственном освещении.
За прошедшие 15 гонок, трасса Марина-Бей знала немало драматических и скандальных событий, и о них сейчас пойдёт речь.
"Крашгейт"
Первая же гонка по улицам Сингапура привела к одному из самых громких скандалов в истории Формулы-1, что уже намекало на то, какая у трассы будет репутация. Благодаря удачному выезду машины безопасности, Фернандо Алонсо одержал победу после старта с 15-й позиции.
Однако год спустя выяснилось, что это было не просто "везение", а спланированное действие команды: напарник испанца – Нельсон Пике младший, специально разбил болид, чтобы вызывать появление сейфити-кара, на который и была рассчитана вся стратегия Рено.

Все это привело к огромному резонансу в обществе, а также судебным процессом над "виновником торжества" – Флавио Бриаторе. Что же касается всех подробностей того случая, а также биографии одиозного руководителя команды – об этом у нас есть отдельная статья:
Дрифт Шумахера
Первый сегмент квалификации к Гран-при Сингапура 2010 отметился красивым дрифтом в исполнении Михаэля Шумахера. И хотя этот эпизод ни на что толком не повлиял, его эстетическая красота привела к тому, что фото и видео до сих пор можно часто встретить в различных социальных сетях.
Напомним, что в сезоне 2010 Михаэль Шумахер вернулся в Формулу-1 с командой Мерседес, однако из-за слабого болида результаты немца оставляли желать лучшего, и лишь изредка "Красный Барон" попадал в центр внимания.
"Большой шлем", добытый в борьбе
Одним из высших достижений гонщика на одном Гран-при является так называемый "большой шлем" – когда один пилот получает поул-позицию, добывает победу, ставит быстрейший круг гонки и при этом лидирует от старта до финиша.
Как правило, это происходит, когда один пилот откровенно доминирует на конкретном этапе: чтобы непрерывно удерживать первую позицию всю дистанцию, нужно либо отправляться на пит-стоп позже всех, либо создать до остановки отрыв от соперников, достаточный для "бесплатного" посещения боксов.
Но есть и довольно уникальный случай, который произошёл на Гран-при Сингапура 2010 – всю дистанцию гонку Фернандо Алонсо защищался от атак со стороны Себастьяна Феттеля, а на финише их разделило всего 0,293 секунды.

Как же в таком сражении можно было собрать "большой шлем"? Пожалуй, самым главным фактором стало то, что на пит-стоп испанец и немец отправились одновременно, а Феррари на пит-лейне располагается дальше, чем Ред Булл.
Что же касается лучшего времени, на 58-м круге найдя короткий момент для передышки в обороне, а также "просвет" в трафике круговых пилотов, Фернандо установил результат 1:47,976, – это и стало быстрейшим кругом гонки.
Круговое безумие
Как известно большинству фанатов Формулы-1, если во время выхода машины безопасности есть пилоты, которые отстают от лидера более чем на круг, незадолго до ухода сейфити-кара с трассы им позволяют проехать вперёд и догнать пелотон.
Но в сезоне 2011 всё было иначе – все "круговые" оставались на своих местах. А на Гран-при Сингапура произошёл прецедент, который и побудил организаторов изменить правила.
Когда Бернт Майландер покинул трассу, находившихся на первой и второй позициях Себастьяна Феттеля и Дженсона Баттона разделял целый ряд пилотов-аутсайдеров.

Пока британец пробивался через трафик из отстающих на круг соперников, немец успел заметно оторваться. А дальше последовала погоня, в которой Дженсон отыгрывал 2-3 секунды за круг.
Однако для того, чтобы настигнуть Себастьяна, ему не хватило всего нескольких километров дистанции. По сути, решающую роль в этой борьбе сыграл огромный буфер из медленных машин, который разделял претендентов на победу во время присутствия на трассе машины безопасности.
"Камбэк" Феттеля
Хаотичный сезон 2012 года, где нестабильность шин Пирелли превратила гонки в настоящую лотерею, часто вспоминается очевидцами. А вторая половина чемпионата запомнилась кардинальной сменой расстановки сил, благодаря тому, что Эдриан Ньюи лучше всех нашёл подход к итальянским покрышкам.
Себастьян Феттель, отстававший до этого на 39 очков от Фернандо Алонсо, совершил довольно эффектный "камбэк" и всего за три гонки перехватил лидерство в чемпионате. А началось всё это на Гран-при Сингапура.
Кстати, на трассе Марина-Бей немец стартовал лишь с третьего места и на выигрыш гонки особо не претендовал. Однако сходы соперников впереди подняли его на первую ступень – сначала к победе, а в дальнейшем – и к третьему чемпионскому титулу.

Провалы доминаторов
Начиная с сезона 2015, у Гран-при Сингапура начала проявляться ещё одна особенность – там довольно часто проваливались вниз безоговорочные доминаторы чемпионата.
В том году на большинстве трасс лидером была команда Мерседес, пилоты которой выиграли 16 из 19 этапов. Но на Марина-Бей и Льюис Хамильтон, и Нико Росберг имели явные проблемы с темпом – причём как в квалификации, так и в гонке.
И этим сразу же воспользовались "догоняющие" Феррари и Ред Булл, которые тут же принялись делить свободный подиум. В итоге победу в гонке одержал Себастьян Феттель, который проводил свой первый сезон за рулём Феррари.

Завал в первом повороте
Сезон 2017 стал первым из двух чемпионатов напряжённого противостояния Льюиса Хамильтона и Себастьяна Феттеля.
И если первая половина складывалась полностью в пользу немца, то победы британца в Бельгии и на родине Феррари – в Италии помогли выступавшему за Мерседес Льюису выйти в лидеры чемпионата с отрывом в три очка.
Но Марина-Бей явно лучше подходила Скудерии, и всё предвещало то, что маятник снова качнётся в их сторону. В квалификации Феттель занял первую позицию, его напарник Кими Райкконен – четвёртую, а Хамильтон – лишь пятую. Казалось, что всё, о чём могли мечтать "серебряные стрелы", – это минимизация потерь.
Однако никогда не стоит забывать, что главное сражение в Формуле-1 – это гонка, где всё может измениться, а особенно если старт проходит на мокрой трассе. Решающую же роль в заезде и, вполне возможно, во всей борьбе за титул сыграл рывок к первому повороту.
Как только погасли стартовые огни, пилоты Феррари взяли "в клещи" находившегося вторым на решётке Макса Ферстаппена. Но нидерландец никогда не уступал позиции без борьбы и, к тому же, в юности отличался горячностью.
Можно долго спорить о том, кто из гонщиков виноват в случившемся, однако факт остаётся фактом: произошла авария, которая закончилась сходом с дистанции на первом круге для всех троих – Феттеля, Райкконена и Ферстаппена.

Что же касается Хамильтона – он, воспользовавшись всеобщим хаосом, обошёл "выжившего" Даниэля Риккардо и проложил себе путь к победе. А возможность оторваться сразу на 25 очков за один этап фактически завершила борьбу за чемпионство – всё остальное стало лишь формальностью.
Две десятых между идиотом и гением
Начиная с сезона 2019 в Формуле-1 действует понятная система комплектов шин. Хотя сами они по-прежнему имеют градацию мягкости от 1 до 6, на каждом этапе привозят три набора, которые для простоты называют "софт", "медиум" и "хард". Это избавило и команды, и зрителей от лишней путаницы.
Но до этого момента царил настоящий хаос. В 2018 году название покрышек напрямую зависело от их "общей" жёсткости, и помимо трёх привычных вариантов существовали ещё "супер-софт", "ультра-софт" и самый мягкий – "хипер-софт".
В первом сегменте квалификации к Гран-при Сингапура 2018 Льюис Хамильтон решил сэкономить более быстрые комплекты и выехал на быструю попытку на более жёстком "ультра-софте", тогда как все соперники поставили "хипер-софт". Разница в скорости оказалась настолько ощутимой, что британца от вылета в начале субботних заездов отделили лишь две позиции и 0,2 секунды.
Чудом пробившись дальше, в Q3 Льюис уже добыл поул-позицию, которую затем конвертировал в победу.

А после квалификации руководитель Мерседеса Тото Вольф получил SMS от Фредерика Вассёра: "Ты знаешь, какова разница между идиотом и гением? Две десятых".
Последняя победа Себастьяна Феттеля
Сезон 2019 считается годом доминирования Льюиса Хамильтона. Но если в турнирной таблице британцу действительно никто не угрожал, то в рамках отдельных гонок конкуренция со стороны Феррари и Ред Булла была вполне ощутимой.
Довольно напряжённой оказалась ситуация внутри самой Скудерии, где разворачивалось типичное противостояние опытного и молодого пилотов. А главным фактором, который позволил новичку команды Шарлю Леклеру блеснуть на фоне четырёхкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля, стала психологическая сломленность немца после Гран-при Германии 2018 года.
Чемпионат 2019 складывался для Себастьяна как череда постоянных проблем. Даже когда казалось, что у него все козыри на руках, что-то всё равно шло не так. Но и при таком раскладе одна гонка всё же сложилась в его пользу.
Во время волны пит-стопов на 19-20-м кругах произошёл редкий случай: в лидирующей группе сработал так называемый "андеркат" – выход вперёд за счёт более раннего пит-стопа. Такой манёвр возможен только тогда, когда перед остановкой гонщик находится совсем близко к сопернику. Именно это и позволило Феттелю опередить стартовавшего с поула Леклера.
Оказавшись на первой позиции, всё, что оставалось немцу на трассе, где обгонять весьма сложно, – это удержать лидерство. С этой задачей он справился безупречно. Победа стала для него первой в сезоне и, как оказалось впоследствии, последней в карьере пилота Формулы-1.

11:11:11
В "ковидном" сезоне 2020-го и последующем чемпионате 2021 года Гран-при Сингапура отсутствовал в календаре Формулы-1. На трассу Марина-Бей гонки вернулись только в 2022-м, когда кипело противостояние Макса Ферстаппена и Шарля Леклера.
И хотя их болиды имели сопоставимый темп, в целом по сезону картина складывалась в пользу нидерландца, которого уже тогда неофициально начали называть доминатором. Но этап в Сингапуре у него не задался: лишь восьмое место в квалификации и седьмое в гонке.
Пока лидер Ред Булла переживал далеко не лучший уикенд своей карьеры, "эстафету" подхватил его напарник Серхио Перес. Уже на старте мексиканец обогнал стоявшего на поуле Леклера и уверенно довёл заезд до победы.

Магия чисел: в 11 часов 11 минут и 11 секунд по местному времени болид под номером 11 пересёк финишную линию.
Хитрость Карлоса Сайнца
Сезон 2023 уже действительно стал временем доминирования не отдельного гонщика, а всей команды Ред Булл: из 22 этапов "быки" выиграли 21. Но даже в таком победном шествии нашлось исключение – Гран-при Сингапура, где темпа не было ни у Ферстаппена, ни у Переса, а ситуацию усугубила ещё и ошибка стратегов.
Этим шансом тут же воспользовались соперники. Возглавил борьбу за победу пилот Феррари Карлос Сайнс, который лидировал от старта до финиша. Однако даже при таком раскладе для успеха ему пришлось проявить смекалку.
Ключевой момент настал на 44-м круге, когда Джордж Рассел и Льюис Хамильтон совершили пит-стоп во время режима виртуальной машины безопасности, вызванного сходом Эстебана Окона.
На свежих шинах пилоты Мерседеса получили явное преимущество в скорости и начали стремительно сокращать отставание.
Тогда Сайнс пошёл на хитрый шаг: он удерживал Ландо Норриса на дистанции 0,8-0,9 секунды. Этого было недостаточно для атаки, но позволяло Норрису пользоваться DRS для обороны от Рассела.

По сути, Карлос превратил Ландо в "защитный буфер". И тактика сработала идеально – испанец сохранил лидерство и одержал победу.
Старт Ландо Норриса
Гран-при Сингапура 2024 прошло под уверенным контролем Ландо Норриса. Болид Макларена оказался настолько быстр, что ещё до первой волны пит-стопов британец создал себе комфортный задел, достаточный для ещё одной остановки.
Как ни старался преследовавший его Макс Ферстаппен, догнать лидера он так и не смог, и даже ошибки Норриса не меняли общей картины.

Единственная причина, почему этот заезд всё же запомнился, кроется в статистике самого Ландо. Ранее он славился крайне неудачными стартами с поула – почти всегда уступал позицию ещё до первого поворота, что стало предметом множества фанатских шуток.
Но на Марина-Бей британец таки прервал эту тенденцию и сохранил лидерство после первого круга, что и открыло ему путь к лёгкой победе.
"Непобеждённые" трассы для чемпионов из Ред Булла
Многие зрители часто сравнивают Макса Ферстаппена и
Себастьяна Феттеля, поскольку оба выигрывали по четыре чемпионских титула
подряд за рулём болидов Ред Булл.

Что касается Сингапура, где Макс ещё ни разу не побеждал, можно провести интересную параллель: Себастьян за свои чемпионские сезоны 2010-2013 ни разу не выигрывал на Гран-при Венгрии, а покорился ему Хунгароринг лишь в 2015 году.
И тот факт, что немец таки "снял проклятие", внушает надежды фанатам нидерландца, что и он сможет сделать подобное с пока "непобеждённой" трассой Марина-Бей.
Ожидания от 2025
Как уже говорилось в начале статьи, выигранные Максом Ферстаппеном гонки в Италии и Азербайджане заметно оживили его фанатов, самые смелые из которых начали мечтать о "камбэке" в чемпионате.

Однако стоит учитывать, что высокоскоростная Монца традиционно славится нестандартной для сезона расстановкой сил, а в Баку ключевую роль играет длинная двухкилометровая прямая по проспекту Нефтяников.
По этой причине особое внимание приковано к предстоящему Гран-при Сингапура. Уличная трасса медленная и по характеристикам диаметрально противоположна предыдущим этапам.
И именно темп на "Марина-Бей" должен дать ответ на главный вопрос: были ли успехи нидерландца временным всплеском или же он продолжит победное шествие – и тогда претендентов на титул станет трое.
