Украинская правда

Гений квалификаций или главный неудачник современной Формулы-1: кто побеждал после поулов Шарля Леклера

Getty Images
Гений квалификаций или главный неудачник современной Формулы-1: кто побеждал после поулов Шарля Леклера

На Гран-при Венгрии Шарль Леклер завоевал свой 27-й поул в Формуле-1 – больше только у титулованных пилотов. Однако за этим, казалось бы, внушительным числом скрывается куда менее радужная статистика: в основных гонках монегаск побеждал лишь 8 раз и такое соотношение между победами и стартами с первой позиции – одно из самых слабых в истории Формулы-1.

Сегодня мы предлагаем вам вспомнить тех пилотов, кто в воскресенье оказывался на вершине подиума после того, как в субботу быстрейшей была Феррари под номером 16.

Макс Ферстаппен – 11 раз

И на первом месте этого рейтинга – пока ещё действующий чемпион мира – Макс Ферстаппен. Впервые нидерландец победил в гонке после того, как монегаск находился на поуле, в уже относительно далёком 2019 году на Гран-при Австрии.

К слову, начал заезд на домашней для Ред Булла трассе Макс с того, что "проспал" старт. Однако в завершающей фазе гонки Ферстаппен совершил эффектный прорыв и за два круга до финиша обогнал Леклера в борьбе за первое место.

Макс Ферстаппен обгоняет Шарля Леклера на Гран-при Австрии 2019
Макс Ферстаппен обгоняет Шарля Леклера на Гран-при Австрии 2019
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Помимо того, что после гонки разгорелся скандал из-за агрессивности решающего манёвра, эта победа стала первой для моторов Honda в гибридную турбоэру.

Спустя два года, на домашнем для Леклера Гран-при Монако, на узких улочках княжества у его Феррари неожиданно нашёлся темп, позволивший бороться на равных с Мерседесом и Ред Буллом.

Но его мечта длилась недолго – во время второй попытки в квалификации Шарль разбил машину, из-за чего в день гонки так и не смог выйти на старт. Однако официальный поул сохранился за главным героем этой статьи – первая клеточка на решетке попросту осталась пустой.

А затем наступил сезон 2022, в котором Леклер и Ферстаппен вели борьбу за чемпионский титул. Несмотря на сопоставимую скорость Феррари и Ред Булла, монегаск чаще мог навязать борьбу нидерландцу лишь на одном круге – в квалификациях. А вот по воскресеньям лидер "быков" стабильно оказывался сильнее. Итоговая статистика тех поединков: 5:1 – пять побед Макса после поула Леклера и всего один случай – наоборот.

В 2023 году, когда во второй половине сезона австрийская команда, уже уверенно лидируя в обоих зачётах, перестала активно дорабатывать свою на тот момент доминирующую машину, пилоты Феррари время от времени снова начали брать поулы. Однако, это никак не мешало Ферстаппену побеждать – он довёл общее число своих побед в гонках после поулов Леклера до 11.

Итоговый счёт Ферстаппен – Леклер: 11:1. (На момент 03.08.2025)

Шарль Леклер – 5 раза

На втором месте этого рейтинга расположился, собственно, сам "виновник торжества" – Шарль Леклер. Лишь 5 раз он смог конвертировать поул-позицию в победу в основном заезде.

Первый раз это произошло на Гран-при Бельгии 2019 года – именно тогда монегаск впервые выиграл гонку в Формуле-1. Но тот уикенд был омрачён трагическим событием – в Формуле-2 погиб французский гонщик Антуан Юбер, который был для Шарля близким другом. Именно ему Леклер и посвятил свой успех.

На следующем этапе, в Италии, перед родными для Скудерии трибунами, наш герой повторил успех. Однако, борьба Шарля с Льюисом Хамильтоном не обошлась без скандалов и спорных эпизодов.

Борьба Шарля Леклера и Льюиса Хамильтона на Гран-при Италии 2019
Борьба Шарля Леклера и Льюиса Хамильтона на Гран-при Италии 2019
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

В начале сезона 2022 года Леклер дважды выиграл после старта с поула – в Бахрейне и Австралии. Во втором случае это был ещё и "большой шлем" – когда один гонщик оказывается первым в квалификации и гонке, устанавливает быстрейший круг и лидирует от старта до финиша. Стоит отметить, что оба раза Макс Ферстаппен сошёл из-за технических проблем.

А в 2024-м было скандальное "паровозное" Гран-при Монако. Благодаря красным флагам на первом круге наш герой смог сменить шины и проехать остаток гонки без остановок. Учитывая, что на узких улочках княжества практически невозможно обгонять, Леклер довольно легко довёл дело до первой домашней для себя победы.

Серхио Перес – 4+1 раза

Из 6 побед Серхио Переса в Гран-при Формулы-1 сразу 4 пришлись на случаи, когда Леклер стартовал с поула.

Впервые это случилось на Гран-при Азербайджана 2021 года. В квалификации у Феррари нашёлся темп, позволивший побороться с фаворитами сезона, и Шарль занял первую строчку. Однако в гонке он не смог стабильно поддерживать заданный темп, и один за другим его обошли машины Мерседеса и Ред Булла.

К слову, долгое время "Чеко" не числился в числе претендентов на победу. Но сначала Макс Ферстаппен сошёл с дистанции из-за прокола колеса, а позже Льюис Хамильтон допустил грубую ошибку на рестарте и откатился в конец пелотона.

Льюис Хамильтон совершает ошибку на Гран-при Азербайджана 2021, а Сехио Перес возглавляет заезд
Льюис Хамильтон совершает ошибку на Гран-при Азербайджана 2021, а Сехио Перес возглавляет заезд
Getty Images

Таким образом, 6 числа 6 месяца на 6 этапе сезона, стартовав с 6-й позиции, фактически пролидировав 6 кругов, Серхио Перес выиграл гонку в Баку – ровно через 6 месяцев после своего первого триумфа.

На Гран-при Монако 2022 года, несмотря на последующие стратегические ошибки итальянской команды, всё решила первая волна пит-стопов. Перес первым отправился в боксы и выехал позади Ландо Норриса. В Феррари, чьи пилоты стартовали с 1-2 позиций, посчитали, что Серхио застрянет за машиной Макларена.

Однако, как раз в нужный для мексиканца момент британец отправился на пит-стоп. А двух кругов "андерката" оказалось достаточно, чтобы "Чеко" оказался впереди обоих гонщиков Скудерии и затем уверенно довёл дело до победы.

Половину сезона спустя, на Гран-при Сингапура, в первом повороте Серхио опередил стоявшего на поуле Шарля и взял гонку под контроль. А в 11 часов, 11 минут и 11 секунд по местному времени болид №11 пересёк финишную черту первым.

Что же касается Гран-при Азербайджана 2023 года – в там Перес добился уникального достижения – он дважды за один уикенд победил после поула одного и того же соперника, а именно Леклера: сначала в спринте, а затем и в основной гонке.

Итоговый счёт Перес – Леклер: 4:0 в гонках и 1:0 в спринтерских заездах.

Льюис Хамильтон – 4 раза

Действующий партнёр Леклера – Льюис Хамильтон – до начала их "сотрудничества" четыре раза смог выиграть гонку после поулов Шарля. Однако в трёх из этих случаев следует сделать поправку на обстоятельства.

На Гран-при Бахрейна 2019 года монегаск довольно уверенно лидировал в своей второй гонке за Скудерию. Однако на заключительном отрезке дистанции на болиде Феррари начались технические проблемы, из-за которых его смогли обогнать оба гонщика Мерседеса.

Льюис Хамильтон обходит раненого Шарля Леклера на Гран-при Бахрейна 2019
Льюис Хамильтон обходит "раненого" Шарля Леклера на Гран-при Бахрейна 2019
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

В том же году, в Мексике, лучшее время в квалификации показал Макс Ферстаппен. Однако нидерландец получил штраф в три позиции за игнорирование жёлтых флагов, и поул перешёл к Леклеру. Тот, в свою очередь, не смог реализовать стартовое преимущество в гонке.

На Гран-при Бельгии 2024 года болид под номером 16 также был в субботу вторым, но на этот раз штраф за замену мотора у всё того же Макса переместил Шарля на первую стартовую клетку. О том, что произошло в гонке, ещё будет сказано в этой статье ниже, но в любом случае – в основном заезде монегаск потерял ряд позиций и даже не смог попасть на подиум.

Итоговый счёт Хамильтон – Леклер: 4:0. (На момент 03.08.2025)

Себастьян Феттель – 1 раз

В сезоне 2019 Леклер перешёл в Скудерию, где его напарником стал Себастьян Феттель, а ветеран Формулы-1 Кими Райкконен отправился "на понижение" в Альфа Ромео.

Следует отметить, что отношения между немцем и монегаском практически сразу стали натянутыми. Молодой пилот всеми силами пытался блеснуть на фоне титулованного соперника. Что же касается четырёхкратного чемпиона мира – к тому моменту он был психологически сломлен, о чём я рассказывал в статье про "Сэба".

И хотя в целом Феттель проводил сезон довольно слабо, свою единственную победу в 2019 году, которая, к слову, стала последней в его карьере, немец одержал в гонке, где на поуле стоял Леклер, а именно – на ночном Гран-при Сингапура.

Итоговый счёт Феттель – Леклер: 1:0

Оскар Пиастри – 1 раз

В период с 2021 по 2024 год четыре раза подряд на улочках Баку поул-позицию неизменно завоёвывал Шарль Леклер. И за все эти четыре года он ни разу не смог в Азербайджане довести дело до победы.

Ближе всего к цели он был в сезоне 2024 – монегаску удавалось показывать хороший темп не только на одном круге, но и на длинной гоночной дистанции. Но дальше своё слово сказал Оскар Пиастри, который, хотя и проводил всего второй чемпионат в Формуле-1, уже успел продемонстрировать твёрдый гоночный характер.

В начале 20-го круга, в конце длинной двухкилометровой прямой, австралиец опередил монегаска при помощи эффектной "дайв-бомбы" – атаки на позднем торможении.

Оскар Пиастри обгоняет Шарля Леклера на Гран-при Азербайджана 2024
Оскар Пиастри обгоняет Шарля Леклера на Гран-при Азербайджана 2024
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Весь остаток гонки пилоты держались близко друг к другу, однако пилот Макларена сумел сохранить захваченное лидерство.

Итоговый счёт Пиастри – Леклер: 1:0 (На момент 03.08.2025)

Ландо Норрис – 1 раз

Среди всех гонщиков Формулы-1 Ландо Норрис – единственный пилот, у которого "отрицательная" статистика с Леклером: на Гран-при Италии и США произошли обратные ситуации – уже монегаск побеждал после поула британца. Ответить Шарлю Ландо смог лишь в минувшем Гран-при Венгрии 2025 года.

Для части зрителей поул Феррари стал неожиданностью. Однако за пару месяцев до этого команда уже демонстрировала достойный темп в Монако. Потому было основание предполагать, что узкий и извилистый "Хунгароринг" также подойдёт красным болидам – и это действительно оказался реальный темп обеих команд.

На первой половине дистанции создавалось впечатление, что пилоты Макларена больше думают друг о друге, чем о борьбе за победу – о чём Пиастри даже прямо сказал по командному радио. Это подтвердилось и ошибочным стратегическим решением: Оскара преждевременно позвали в боксы во время первой волны пит-стопов.

Важно понимать, что так называемый "андеркат" (попытка обгона за счёт более раннего пит-стопа) имеет смысл только когда гонщик находится непосредственно на хвосте у соперника.

В то же время, отрыв в две и более секунды почти всегда позволяет лидеру спокойно заехать в боксы на следующем круге и сохранить позицию. Более того, получив новые шины позже, пилот обладает преимущество по состоянию резины на оставшуюся дистанцию.

Во второй половине гонки на командном мостике оранжевой команды, наконец, "проснулись" и продемонстрировали готовность побороться за победу.

Сначала Пиастри и Норриса развели по разным стратегиям, создав для Скудерии так называемую "вилку". А затем, при помощи эффектного "блефа" в радиопереговорах, Макларен спровоцировал Феррари на ошибку – позвать Леклера в боксы тогда, когда в этом не было необходимости.

Стратегическая ошибка Феррари: второй пит-стоп Шарля Леклера
Стратегическая ошибка Феррари: второй пит-стоп Шарля Леклера
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

Подобная хитрость подопечных Зака Брауна чем-то напомнила "приёмы", которыми в 90-х и 00-х пользовался его знаменитый однофамилец – Росс Браун: порой он специально отправлял механиков имитировать подготовку к пит-стопу, чтобы ввести соперников в заблуждение.

Когда британская команда уже окончательно переиграла итальянцев стратегически, ко всему в добавок у Шарля начались технические проблемы, благодаря чему оставшаяся часть гонки окончательно превратилась в дуэль Оскара и Ландо за победу, в которой Норрис одержал верх.

Итоговый счёт Норрис – Леклер: 1:2 (На момент 03.08.2025)

Джордж Рассел

Пока что Джордж Рассел в этом списке находится виртуально: официально – нет, фактически – можно сказать, что да. А всё из-за весьма неоднозначных событий Гран-при Бельгии 2024 года.

В любом случае та гонка стала ещё одним "минусом" в статистике Леклера – стартовав с поула, Шарль упустил несколько позиций. В том числе, впереди оказались оба пилота Мерседеса, которыми тогда были Рассел и Хамильтон.

Шарль Леклер теряет лидерство на третьем круге Гран-при Бельгии 2024
Шарль Леклер теряет лидерство на третьем круге Гран-при Бельгии 2024
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

На последних кругах между ехавшими на разных стратегиях Джорджем и Льюисом разгорелась борьба за победу. Более молодой из британцев первым пересёк финишную черту и на короткое время внёс своё имя в этот список.

Однако взвешивание болидов показало недостаток веса у машины под номером 63 – 1,5 килограмма, что привело к моментальной дисквалификации и переходу победы к партнёру по команде.

Исторический факт: предыдущий случай аннулирования результата гонщика, победившего в гонке, случился ровно 30 лет назад – на Гран-при Бельгии 1994 года, когда после долгих поисков формального нарушения дирекция дисквалифицировала Михаэля Шумахера.

Поскольку и Рассел, и Леклер на данный момент достаточно молоды и планируют выступать в Формуле-1 ещё много лет, британец имеет все шансы однажды уже официально пополнить этот список – победить в гонке на "легальной" машине после поула монегаска.

Пока же можно сказать лишь одно: заезды, выигранные Джорджем, регулярно оказываются богатыми на события.

Официальный счёт Рассел – Леклер: 0:0 (На момент 03.08.2025)

Итоговые числа

Как уже говорилось ранее, на данный момент на счету Шарля Леклера – 27 поулов и 8 побед.

Шарль Леклер на поул-позиции Гран-при Лас-Вегаса 2023
Шарль Леклер на поул-позиции Гран-при Лас-Вегаса 2023
Скриншот с хайлайтов на официальном канале Формула-1 в YouTube

22 раза Леклер стартовал с поул-позиции, но не смог реализовать своё преимущество в гонке.

5 раз он одерживал победу, начиная с поула.

3 раза Шарль выигрывал, стартуя не первым – то есть после чужого поула.

Арифметическая статистика: 8 – 27 = –19. Хуже только у Айртона Сенны (–24), однако у бразильца, в качестве "оправдания", есть три чемпионских титула, да и сами числа несколько больше: 41 – 65.

Пропорциональная статистика: 8 / 27 ≈ 0,296. Ниже только у пилотов, на счету которых вообще нет ни одной победы.