Со дна на вершину, или чемпионский прорыв Ферстаппена в Бразилии

У большинства зрителей ещё свежи воспоминания о невероятном прорыве Макса Ферстаппена на прошлогоднем Гран-при Сан-Паулу. Тогда гонка стала самой впечатляющей в сезоне и, несомненно, войдёт в число лучших этапов десятилетия.
Однако с тех пор эмоции успели поутихнуть, и теперь, когда страсти улеглись, можно без лишнего ажиотажа разложить по полочкам события того по-настоящему необычного уик-энда: отделить спорные судейские решения, капризную бразильскую погоду, невероятный пилотаж нидерландца на мокрой трассе, а также сравнить ситуации в двух чемпионатах – 2024 и 2025 годов. С последнего и начнём.
Макс Ферстаппен и Ландо Норрис
Уже второй сезон подряд участниками противостояния за титул становятся лучший, по мнению большинства экспертов, гонщик современности – Макс Ферстаппен и обладатель быстрейшего болида – Ландо Норрис. С той лишь разницей, что теперь в этой борьбе появился и третий участник – Оскар Пиастри.
Однако если с именами всё стабильно, то ситуация в турнирных таблицах – противоположная. В прошлом году Ред Булл потерял скорость после трети сезона из-за ухода Эдриана Ньюи, а внутренние интриги только усугубляли и без того непростое положение австрийской команды. Всё, на что оставалось надеяться Максу, чья карета превратилась в тыкву, – что ему хватит запаса очков, набранных в начале сезона.

Сейчас же всё наоборот: в личном зачёте лидируют два пилота Макларена, и ещё летом ни у кого не было сомнений в том, что именно между ними разыграется главная награда. Однако неожиданные успехи нидерландца на первых пяти осенних этапах вкупе с периодическими проблемами фаворитов привели к тому, что теперь Ферстаппен всерьёз стал третьим претендентом на чемпионство, а его отставание сократилось почти втрое.
Спорное судейство
Во многих видах спорта спорные решения судей порой вызывают недовольство участников и фанатов. В Формуле-1 же этот вопрос встаёт особенно остро. Многие отмечали непоследовательность вердиктов, а в автоспортивных разделах соцсетей периодически можно увидеть такой вот мем:

За пока неполные 11 лет своей карьеры именно Макс Ферстаппен часто оказывался под прицелом противоречивых действий дирекции гонки. И поклонники нидерландца имеют множество оснований говорить о предвзятости в его адрес – особенно в ситуациях, когда он являлся лидером чемпионата.
Но из множества подобных случаев нашей истории касается один конкретный – произошедший в основной квалификации к Гран-при Бразилии 2024, которая из-за тяжёлых погодных условий была перенесена на утро воскресенья.
На мокрой трассе зачастую решающим фактором становится не скорость машины и даже не мастерство пилота, а состояние асфальта в конкретный момент проведения быстрой попытки. Из-за этого порой более медленные соперники могут легко перебивать предыдущие времена фаворитов.
Именно так всё и происходило во время второго сегмента: под конец сессии все пилоты начали массово улучшать свои результаты, как вдруг пилот Астон Мартина Ленс Стролл разбил свой болид.
А произошедшее дальше вызвало настоящий скандал – дирекция гонки позволила завершить круг другим гонщикам и вывесила красный флаг именно тогда, когда очередь дошла до Макса, лишив его возможности обновить свой результат.
Именно по этой причине Ферстаппен не смог пройти дальше – он остался на 12-й строчке, а с учётом штрафа за замену мотора нидерландцу пришлось стартовать с 17-й позиции. На предвзятость этого решения намекал и тот факт, что вскоре после бразильского уикенда был уволен "виновник торжества" – Нильс Виттих.
Часы же, разделявшие квалификацию и гонку, фанаты Макса провели в состоянии отчаяния и откровенной депрессии – всё указывало на то, что гонщик рискует потерять титул. Вот только сам Ферстаппен был совершенно другого мнения и сдаваться просто так не собирался.

Шесть за первый круг
Первые две позиции главный герой этой истории отыграл ещё до того, как гонка стартовала. Сначала Алекс Албон не смог начать заезд из-за повреждений на своём болиде, а затем уже упоминавшийся в этой статье Ленс Стролл вылетел ещё на прогревочном круге. Их клеточки на решётке остались просто пустыми.
А вот тот факт, что Карлос Сайнс начинал заезд с пит-лейн, никак не помог Максу – из-за штрафа 17-е место было закреплено именно за ним, и никакие наказания для других гонщиков не могли передвинуть его вперёд.
Следующие четыре позиции Ферстаппен отыграл уже за счёт своего мастерства в суматохе первого круга. Умение держать машину на мокром асфальте позволило ему пройти заметно быстрее по внешней стороне поворотов.

Ещё одна хорошая новость пришла с головы пелотона. Старты Ландо Норриса с поул-позиции к тому моменту стали отдельной темой для народных шуток, и Гран-при Сан-Паулу не стал исключением – британец пропустил вперёд своего соотечественника Джорджа Расселла. И то, что Мерседес почти весь заезд сдерживал потенциально более быстрый Макларен, тоже сыграл свою важную роль.
Обгоны среди "паровозов"
Учитывая тот факт, что в дождь система DRS отключена, количество реальной борьбы на трассе было сведено к минимуму. Большинство гонщиков просто ехали позади других машин и вместо реальных попыток атак предпочитали ждать ошибки соперника. Иногда такой подход действительно приносил свои дивиденды.
Но среди этого "устоявшегося" правила было и исключение – собственно, Макс Ферстаппен. Уже к началу второго круга он пошёл в первую "боевую" атаку и прошёл своего давнего оппонента – Льюиса Хамильтона.

Следующими жертвами нидерландца стали Пьер Гасли и Фернандо Алонсо. А к началу десятого круга Макс опередил и Оскара Пиастри – это стало важнейшим моментом в психологическом плане: без DRS он сумел обогнать более быстрый Макларен.
После успешной атаки ещё и на Лиама Лоусона на одиннадцатом круге Ферстаппен вышел на шестую позицию. И на этом моменте обстановка стабилизировалась – начала сказываться нагрузка на шины после активной борьбы, из-за чего долгое время не удавалось ничего поделать с Феррари Шарля Леклера.
К слову, если говорить о чемпионате, ситуация – пусть и с натяжкой – уже достигала отметки "терпимо": при 44 очках отрыва и трёх этапах до конца нидерландец мог позволить себе потерять десяток зачётных пунктов. Вот только после уже одиннадцати отыгранных позиций Макс не собирался останавливаться на достигнутом.
Оправданный риск
Волна пит-стопов очень часто становится решающим моментом гонки. История Формулы-1 знает немало Гран-при, выигранных исключительно за счёт удачной стратегии. Но если на сухой трассе многое поддаётся расчёту, то в дождь командному мостику приходится в первую очередь полагаться на чутьё пилотов.
Первыми ошибку раннего пит-стопа на 24-м круге допустили в Феррари – возможно, опасаясь андерката со стороны Ред Булл, Скудерия позвала в боксы Леклера, тем самым освободив Ферстаппену путь вперёд. А затем последовала цепная реакция и в остальных коллективах.
Решающим же моментом гонки стало то, что после 28-го круга к механикам пожаловали пара лидеров – Рассел и Норрис.

И именно на этот период пришёлся пик дождя. Воспользовавшись резким ухудшением условий, Ландо сумел опередить Джорджа кругом спустя. Вот только находились они уже лишь на четвёртой и пятой позициях.
Ферстаппен же, понимая, что это может быть его единственный шанс, остался на трассе. Того же решения придерживались оба пилота Альпин – Пьер Гасли и вышедший в лидеры Эстебан Окон. Именно эта тройка теперь возглавляла пелотон.
Напомним, что правила дождевых заездов позволяют провести гонку без единого пит-стопа. Главным же вопросом в тот момент было – сможет ли Макс на изношенных шинах удержать позади "переобувшихся" соперников.
Из-за тяжелых условий на трассе дирекция гонки выпустила машину безопасности. И хотя за последние 15 лет зрители привыкли, что в подобных ситуациях заезд обычно останавливают, невзлюбившая Ферстаппена бригада судей, понимая, что это сыграет на руку нидерландцу, не спешила с вывешиванием красного флага.
Воды на треке становилось всё больше, и вопрос лишь времени – когда кто-то из пилотов потеряет контроль даже при наличии сейфти-кара. Так и случилось: в аварию попал новичок завершающей трети сезона – Франко Колапинто.

Теперь уже не оставалось иного варианта, кроме отправить все болиды стоять на пит-лейн.
Таким образом, рискованная стратегия Макса полностью оправдалась – он оказался на второй позиции, впереди соперников "своей лиги", и получил право "бесплатно" сменить шины.
Коллекция быстрых кругов
Когда гонка возобновилась, тройка Окон – Ферстаппен – Гасли сохранила свои позиции. А Норрис вновь уступил место Расселу. После этого на четыре круга ситуация на трассе стабилизировалась.
На 39-м круге потерял управление Карлос Сайнс, что вызвало очередной выезд машины безопасности. Именно это событие – а точнее, его последствия – окончательно расставило пилотов по своим местам.
После ещё одного рестарта Макс совершил решающий обгон в борьбе за победу. А где-то позади Ландо допустил очередную ошибку и в третий раз за гонку потерял позиции в первом повороте.

Оказавшись на свободном пространстве и словно вспомнив события 2023 года, нидерландец начал стремительно отрываться от всех остальных. Пока другие пилоты думали лишь о том, как не потерять машину на мокрой трассе, Ферстаппен мчался вперёд так, будто под его болидом лежал сухой асфальт.
Его движение в закат сопровождалось постоянным обновлением быстрейшего круга гонки, за которое, кстати, полагалось одно бонусное очко. Преимущество Макса в скорости было настолько велико, что в итоговой таблице лучших времён первые девять строк занял именно он.
Преодолев 69 кругов дистанции Макс Ферстаппен, одержав первую победу за предшествующие одиннадцать этапов. Всего за 2 часа, 6 минут и 54 секунды подавленное настроение болельщиков нидерландца сменилось бурным ликованием. Теперь уже никто не сомневался в его четвёртом титуле – вопрос официального оформления чемпионства стал лишь формальностью, закрытой на следующем этапе.
Статистический факт: Эстебан Окон и Пьер Гасли стали шестой парой напарников, окружавших Макса Ферстаппена на подиуме после его победы. При этом Альпин стала пятой командой, чьи оба пилота вместе поднялись на подиум с нидерландцем.

После прорыва
И поскольку в эти выходные нас ждёт новый Гран-при Сан-Паулу, самое время вспомнить статистику. За всю историю официальных чемпионатов Формулы-1 было всего восемь случаев, когда гонку выигрывал пилот, стартовавший за пределами топ-15 – то есть с 16-й позиции или дальше.
Разумеется, когда гонщик возвращается на трассу, связанную с такими приятными воспоминаниями для него и его болельщиков, возникает вопрос: получится ли у него снова шагнуть на верхнюю ступеньку подиума?
И пока что история знает лишь один случай победы через год после феерического прорыва: "Красный барон" Михаэль Шумахер, который, проводя свой первый чемпионат за рулём отстававшей Феррари, неожиданно выиграл Гран-при Бельгии 1996 – после триумфа в 1995-м с 16-й позиции.
И уже совсем скоро, в ближайшие выходные, мы узнаем, сможет ли Макс Ферстаппен повторить достижение легендарного гонщика, некогда преподнесшего ему несколько уроков чемпионского пилотажа.

Один шаг до рекорда
Как уже было сказано, "королевские автогонки" знали лишь восемь случаев, когда победу одерживал пилот, стартовавший ниже 15-го места. Помимо Шумахера и Ферстаппена, по одному разу этого добивались Джеки Стюарт, Кими Райкконен и Рубенс Баррикелло. А когда гонка "Инди-500" входила в календарь Формулы-1, аналогичным достижением отметился Билл Вуйкович.
Но есть один человек, который до сих пор возвышается над всеми этими героями – британец Джон Уотсон – пока что он остаётся единственным, кому подобный подвиг удавался дважды: сначала Уотсон выиграл Гран-при Детройта 1982 года, стартовав с 17-й позиции, а затем превзошёл собственное достижение, одержав победу на Гран-при США-Запад 1983 года, начав гонку вовсе с 22-го места.
Нам же остаётся пожелать Максу Ферстаппену и его фанатам, чтобы нидерландец подарил миру ещё несколько триумфальных прорывов и превзошёл этот показатель, записав на свой счёт очередной рекорд.
