Ники Лауда: чемпион, который стал легендой. 41 год с момента завоевания третьего титула

В былые времена в Формуле-1 считалось: чтобы стать легендой, гонщик обязан трижды стать чемпионом мира. И ровно 41 год назад, 21 октября, к "клубу легенд" присоединился австриец Ники Лауда. Как и в случае с первыми двумя титулами, путь к третьему был полон испытаний, о которых сегодня пойдёт речь.
А если вы не читали первые две части – о том, с каким трудом Ники вообще попал в "королевские автогонки" и как героически вернулся после тяжёлой аварии, – с ними вы можете ознакомиться по ссылкам ниже.
Брэбэм
Переход из Феррари в Брэбэм принёс Лауде в первую очередь психологическое облегчение – он наконец-то смог отдохнуть от токсичной обстановки, царившей в Феррари. Да и амбиции у его новой команды были весьма серьёзные: главный конструктор Гордон Мюррей создал настоящий шедевр инженерного искусства.

Однако главной слабостью болида стал двигатель Альфа Ромео, который мало того что был слишком габаритным, так ещё и чересчур часто выходил из строя. Из 16 гонок сезона 1978 года Ники сошёл в 9. При таком раскладе о борьбе за титул не могло быть и речи. Да и по скорости конкурировать с "автомобилем-крылом" от Лотуса было крайне сложно.
Тем не менее во всех семи заездах, где австриец увидел клетчатый флаг, он неизменно поднимался на подиум. А самым интересным моментом чемпионата стало Гран-при Швеции, вошедшее в историю с технической точки зрения.
"Пылесос"
К этапу на трассе Андерсторп Гордон Мюррей подготовил уникальный болид Brabham BT46B, который фанаты прозвали "пылесосом" из-за установленного сзади вентилятора.
Формально это устройство предназначалось для улучшения охлаждения ненадёжного мотора, но "побочным эффектом" стало выкачивание воздуха из-под днища. Благодаря этому машина приобретала дополнительную прижимную силу и могла значительно быстрее проходить повороты.
Следует отметить, что и на тренировках, и даже в квалификации пилоты Брэбэма тщательно маскировали свой реальный темп. Лишь в гонке болид раскрыл весь потенциал – и Ники Лауда одержал победу, которую назвал самой лёгкой в своей карьере.

Несмотря на массовые протесты соперников, результат австрийца в Швеции сохранился, а "пылесос" был допущен и к дальнейшим гонкам. На мгновение Лауда поверил, что у него появился шанс на третий титул. Но вновь против него сыграла политика собственного коллектива.
Дело в том, что руководивший командой Берни Экклстоун, уже тогда вынашивавший планы сосредоточить под своим контролем всю Формулу-1, принял решение больше не выпускать на старт Brabham BT46B.
Причина заключалась в том, что он не хотел портить отношения с соперниками, которых рассматривал в первую очередь как бизнес-партнёров.
"Мне просто надоело"
В оставшейся части сезона Ники смог на "обычном" болиде одержать ещё одну победу – в Италии, словно назло своему бывшему коллективу. По итогам чемпионата Лауда занял четвёртую строчку.
Что же касается сезона 1979-го, он обернулся настоящим фиаско. Постоянные поломки моторов Альфа Ромео привели к тому, что Ники лишь дважды смог добраться до финиша. Тем не менее на чемпионат 1980 года просматривались некоторые перспективы: под давлением Ники Берни всё-таки перевёл команду на самый массовый "народный" мотор Формулы-1 – Форд-Косворт DFV.
Куда более сложным стал разговор о продолжении сотрудничества. Лауда запросил у Экклстоуна гонорар в 2 миллиона фунтов стерлингов, что по тем временам было огромной суммой. Споры вокруг этого числа шли более четырёх месяцев.
Дошло до того, что гонщик и руководитель вместе поехали на переговоры со спонсорами. Именно там пилот заявил, что контракт ещё не подписан, и босс вынужден был прямо на месте ставить подпись. И хотя Берни славился своей невероятной хитростью, Ники смог его красиво обыграть.

Но дальше произошло то, что могло бы закончить карьеру австрийца, однако, забегая вперёд, отметим: это была лишь пауза. Под влиянием постоянных технических сходов Лауда просто потерял мотивацию и разорвал договорённость. Сам он это прокомментировал коротко: "Мне просто надоело".
Lauda Air
В 1979 году сбылась мечта отца и деда нашего героя, с которыми он так яростно боролся ради своей гоночной карьеры: Ники занялся бизнесом и открыл авиаперевозочную компанию Lauda Air.
Сказать, что дела шли плохо, – это не сказать ничего. Главной проблемой стало то, что авиагигант Austrian Airlines, имевший в Австрии статус монополиста и множество бонусов от правительства, не хотел терпеть даже маленького конкурента. В результате началось огромное количество политических интриг.
Тем не менее уже в 1980 году новое детище Лауды прогремело на весь мир. Московская олимпиада была весьма скандальным событием. И хотя, в отличие от многих стран, национальный олимпийский комитет Австрии не стал бойкотировать спортивное мероприятие, федерация конного спорта решила отказаться от участия. Это стало проблемой для 23-летней спортсменки Элизабет Тойрер.
Причём вопрос был даже не в деньгах – её семья могла самостоятельно оплатить расходы. Сложность заключалась в том, как без централизованной организации доставить на соревнования её любимую лошадь Мон Шери. Решение нашлось: вопросом транспортировки коня и наездницы занялся друг семьи Тойреров – Ники Лауда, который лично управлял самолётом.
После перелёта, конечно же, множество журналистов брали интервью и у Элизабет, и у Ники, что сделало событие всемирно известным. А несколько дней спустя, 1 августа 1980 года, Элизабет Тойрер стала олимпийской чемпионкой по конному спорту в личной выездке. К слову, это была единственная золотая медаль для Австрии на той олимпиаде.

Но даже тот факт, что Лауда приложил руку к этому успеху, не слишком спасал финансовую ситуацию. Авиакомпания продолжала нести убытки, и срочно требовались новые вливания. А способ добыть большие деньги наш герой знал только один – вернуться в Формулу-1.
Тем более что после нескольких Гран-при в роли комментатора на телевидении, в нём снова проснулся гоночный азарт. И Ники решил ответить на предложение Рона Денниса, который отчаянно хотел заполучить австрийца в свою команду.
Контракт в другой Формуле-1
16 сентября 1981 года на трассе Донингтон-Парк прошли закрытые тесты Ники Лауды и Макларена. Новая машина сразу показала, что Формула-1 всего за два года кардинально изменилась: огромный шаг вперёд сделала аэродинамика. Заметно возросшая прижимная сила увеличила скорость в поворотах, а вместе с ней – и перегрузки.

За два года перерыва гонщик несколько запустил свою физическую форму, и это сказалось на том, что он не мог проехать в полную силу более трёх кругов подряд. Однако австриец понимал: стоит ему начать тренироваться – и эта проблема будет решена.
А после обеда наш герой показал время всего на одну десятую секунды хуже, чем рекорд этого болида. Именно в тот момент стало ясно, что он вернётся в Формулу-1.
В очередной раз в этой истории главным вопросом стали переговоры о контракте. На сей раз Ники запросил 5 миллионов долларов, что стало рекордной суммой для "королевских автогонок": ранее ни один чемпион не получал столько. А на все сомнения касательно будущего темпа Лауда отвечал: "За вождение я беру только один доллар, а всё остальное – за своё имя".
И действительно, австриец было настоящим магнитом для спонсоров. Поэтому Рон Деннис согласился на эти условия и, к тому же, постарался создать для гонщика максимально комфортную атмосферу в своём коллективе.

Атмосфера Макларена
Хотя команда Макларен была создана Брюсюсом Маклареном, к сожалению ее основатель довольно быстро погиб. И фактически, начиная с 80-х это было уже творение Рона Денниса, который начал кардинальную реорганизацию.
В рабочее время он был настоящим диктатором, требовавшим идеальной чистоты и дисциплины от каждого работника. В то же время, как только начинался отдых, руководитель превращался открытого человека, который никак не выделялся на фоне подчинённых и охотно принимал участие в вечеринках.
Именно такая атмосфера и нужна была Лауде, который с одной стороны невероятно серьезно относился к работе, но в то же время, переосмыслив жизнь после аварии в 1976 году, часто "отрывался по полной" со своим другом Джеймсом Хантом. При чем, эта традиция сохранилась даже после того, как британец окончил карьеру.

Массовая забастовка Лауды и Пирони
Возвращение Ники Лауды в Формулу-1 началось с массовой забастовки гонщиков на Гран-при ЮАР. Дело в том, что руководители многих команд убедили Международную федерацию автоспорта (на тот момент – FISA) внести в суперлицензии гонщиков мелким шрифтом несколько пунктов, которые давали работодателям полный контроль над карьерой пилота.
И, конечно же, Лауда, лучше других разбиравшийся в юридических вопросах, первым поднял тревогу и обратил внимание остальных на то, что именно они подписывают. Активнее всех отреагировал на это Дидье Пирони, который и убедил коллег устроить настоящий бунт.
В четверг, сразу по прибытии на трассу, все гонщики арендовали небольшой автобус и поехали в гостиницу, где сняли самый большой номер и забаррикадировались там, несмотря на все требования и даже угрозы со стороны руководителей команд. В это время Дидье вёл переговоры от имени всех пилотов, а Лауда – общался с прессой.

Несмотря на риск того, что это могло стать концом карьеры для всех участников протеста, пилоты держались вместе, скрывая страх за шутками.
В конце концов президент FISA Жан-Мари Балестр под давлением организаторов Гран-при ЮАР, которым грозили огромные финансовые потери, пошёл на попятную и согласился на условия гонщиков. Уже через час они вернулись на трассу.
Возвращение на трассу
Сезон 1982 года принёс множество неоднозначных событий в Формулу-1. Постоянно горевшие моторы "Рено", прозванные в народе "чайниками", упущенный титул "Феррари" из-за гибели Жиля Вильнёва, травмы Дидье Пирони, несовместимые с дальнейшей карьерой, и откровенно странный титул Кеке Росберга с одной победой за сезон.
На фоне всего этого команда "Макларен", испытывавшая проблемы с надёжностью болидов, оказалась как бы в тени. Позже Рон Деннис сказал свою знаменитую фразу: "To finish first, first you have to finish", что в переводе означает "Чтобы финишировать первым, надо сначала финишировать".
Тем не менее уже в третьей гонке чемпионата на Гран-при США-Запад Ники добыл свою первую победу после возвращения, а в середине сезона повторил успех в Великобритании. Это позже стало основанием для того, чтобы просить ещё больший гонорар по новому контракту.

Очередные хитрости Лауды
Наш герой и раньше отличался нестандартными методами ведения переговоров о финансах. Не стал исключением и этот случай: между этапами гонщик и руководитель вместе отдыхали на яхте.
В какой-то момент они начали делиться тяжёлыми личными историями, после чего пилот заговорил о деньгах, надеясь, что эмоциональность момента сыграет свою роль.
Тем временем, сезон 1983 года обернулся для коллектива ещё большим фиаско. Формула-1 переходила на турбомоторы, за счёт чего на лидирующие позиции вышли "Рено" и "Брэбэм", пользовавшийся двигателями BMW. "Макларен", пытавшийся выжать последние соки из атмосферного "Форд-Косворт DFV", был далеко позади и мог лишь использовать сходы соперников.
И в тот момент Лауда снова показал, что команда не зря платит ему такие деньги: австриец присутствовал на всех переговорах с "Порше" по поводу поставок турбомоторов под торговой маркой TAG – фирмы, спонсировавшей разработку.
Что ещё важнее, Ники убедил установить новые двигатели ещё до окончания чемпионата 1983 года – на последние четыре этапа.

И хотя результаты оказались провальными, главной целью было собрать максимум опыта и понять, что именно нужно доработать к чемпионату 1984 года.
Ники Лауда vs Ален Прост
К сезону 1984 года наша история достигла своего пика. Лауда приложил все усилия, чтобы его машина стала лучшей, и новый болид Макларена действительно оказался произведением искусства. Была во всём этом одна проблема – новый напарник Ален Прост.
Француз ещё до своих титулов получил славу быстрейшего гонщика пелотона, и в 1983 году лишь технические отказы Рено не позволили ему стать чемпионом. Переход Алена в Макларен стал громом среди ясного неба для всех, включая Ники.
После тотального доминирования Проста в Бразилии Лауда понял, что в чистой скорости у него нет ни единого шанса против напарника, который, ко всему прочему, имел опыт работы с турбомоторами.
Но сдаваться наш герой не собирался. Он решил сделать то, что умел лучше всего – добиться титула умом. И на фоне австрийского "Калькулятора" будущий французский "Профессор" оказался просто студентом.

Следует отметить, что из-за особенностей турбомоторов и ограничений на количество топлива выходила ситуация, при которой в гонке мощность двигателей ограничивалась примерно 600 лошадиными силами, в то время как в квалификации турбомонстры включались в полную мощь и достигали отметки около 1200 "лошадок".
Такая разница требовала кардинально разных траекторий прохождения и, что ещё важнее, настроек машины. Именно в этом Ники увидел свой шанс. Понимая, что в субботу он всё равно не сможет угнаться за Простом, Лауда весь уикенд готовил болид к основному заезду, чтобы дать бой в воскресенье.
Тем не менее даже при правильном подходе свою роль играла надёжность техники. Даже лучшие турбомоторы то и дело выходили из строя, что превращало борьбу напарников в настоящую лотерею. За первые девять этапов Ники лишь трижды добрался до финиша – две победы и одно второе место. Отставание от Алена составляло одиннадцать с половиной очков за семь этапов до конца.
"Камбэк" всей карьеры
Но если первая половина сезона складывалась против нашего героя, то дальше удача всё же оказалась на его стороне. На Гран-при Великобритании Лауда выиграл гонку, в то время как Прост сошёл. А в Германии, хотя Ален и был первым, Ники минимизировал потери – приехал вторым.
Переломным моментом чемпионата для нашего героя стал домашний Гран-при Австрии. Ники Лауда впервые в своей карьере порадовал своих фанатов победой на родной земле, а сход напарника позволил ему возглавить турнирную таблицу.

Пожалуй, самым главным достижением Лауды на финальном рывке чемпионата стало то, что он нашёл ту грань возможностей своего болида, благодаря чему стал стабильно финишировать. Так, в Зандворте он снова минимизировал потери, а в Монце выиграл гонку, несмотря на проблемы с тормозным диском, и за счёт схода Проста оторвался на десять с половиной очков.
Предпоследний этап на Нюрбургринге прошёл для нашего героя не очень удачно – лишь четвёртое место. Это означало, что перед финальным заездом в Португалии Ники опережал Алена на три с половиной очка. Напомним, что система начисления очков тогда была 9-6-4-3-2-1.
Решающий прорыв
Математика последнего заезда была чёткой и понятной: если Лауда финиширует вторым, он становится чемпионом даже в случае победы Проста. Но даже при такой ясности понимание того, что в любой момент может случиться техническая неисправность, лишь усиливало и без того большое нервное напряжение. Тем более что стартовать нашему герою пришлось лишь 11-м.
Вполне возможно, мощности созданного Порше мотора TAG хватило бы, чтобы без труда пройти гонщиков "массовки" на пути к нужному месту. Однако уже на втором круге в левую турбину попал камень, из-за чего силовая установка потеряла часть тяги, и на прямых Ники не хватало скорости. Каждый следующий обгон давался ему с невероятным трудом.
Когда Лауда вышел на третью позицию, от ехавшего вторым Найджела Мэнселла его отделяла целая пропасть. И британец вовсе не собирался так легко сдаваться. Но в решающий момент удача оказалась на стороне австрийца: на 53-м круге "Биг Найдж" вылетел с трассы и сошёл с дистанции.
Это означало только одно – наш герой вышел на заветное второе место. В последние круги пульс всех, кто следил за гонкой, просто зашкаливал, пока пилоты приближались к финишу.
Проехав те 18 кругов, которые казались вечностью, Ники Лауда стал чемпионом мира в третий раз. А вместе с тем – легендой: ведь именно три титула считались настоящим подтверждением величия.
На подиуме сиявший от счастья австриец понимал, что этот триумф, скорее всего, станет для него последним – вряд ли он сумеет вновь одолеть молодого и очень быстрого француза в борьбе за главный трофей. И тогда Лауда сказал Просту: "Следующий сезон – твой".

Интересный факт: лишь двум гонщикам в истории Формулы-1 удалось завоевать титул, не стартовав ни разу с поул-позиции в "чемпионском" сезоне: Денни Халм в 1967 году и Ники Лауда в 1984-м.
Закат
Начало нового сезона прямо указывало на то, что весь свой лимит везения Ники исчерпал ещё в чемпионате 1984 года. В первых десяти гонках сезона-1985 он сошёл сразу восемь раз, а ещё в двух оставшихся заездах хотя и доехал до финиша, но и там не обошлось без технических проблем. В то время его напарник сражался за титул.
Это привело к тому, что на домашнем Гран-при Австрии Лауда созвал пресс-конференцию и объявил о завершении карьеры – на этот раз уже окончательно. Само мероприятие вышло довольно неприятным: в какой-то момент Ники передал слово Рону Деннису, а тот, выражая недовольство, говорил обо всём, кроме австрийского пилота.

До конца сезона оставалось ещё шесть этапов. И у нашего героя была одна цель – выиграть ещё одну гонку перед уходом. По сути, ему нужен был всего один заезд, где болид не подведёт.
И это случилось на Гран-при Нидерландов, которое, к слову, стало последним на старой конфигурации Зандворта – перед реконструкцией и долгим отсутствием в Формуле-1.
Стартовав десятым, Ники к середине заезда вышел в лидеры. Однако на завершающей стадии дистанции снова напомнил о себе напарник: Прост имел значительно более свежие шины.
Между партнёрами по команде разгорелась напряжённейшая борьба, но австриец всё же выдержал натиск француза. На финише их разделили всего 0,232 секунды.

После гонки Ален попытался предъявить претензии по поводу опасности оборонительных манёвров, а также, что ему важнее очки в чемпионской борьбе. На это Ники ответил: "Ты же не хочешь, чтобы все говорили, что ты стал чемпионом благодаря мне". А затем добавил: "Если в конце сезона ситуация будет критической – я тебе помогу".
Впрочем, на самом деле между напарниками были довольно хорошие отношения. За исключением редких эмоциональных моментов, Прост обычно был очень любезен. Позже француз признавался, что многому научился у более опытного австрийца, из-за чего их подходы к гонкам во многом стали схожими.
Лауда праздновал свою победу в Зандворте и, вероятно, подозревал, что она может оказаться последней. Но реальность оказалась ещё суровее: больше он не разу не добрался до финиша. А из-за травмы руки в Бельгии ему пришлось пропустить ещё и две гонки.
3 ноября 1985 года в Аделаиде состоялась последняя гонка Ники Лауды в Формуле-1. Благодаря лучшей работе с резиной он сумел выйти в лидеры, но возможности уйти победителем его лишили проблемы с тормозами. В итоге легендарная карьера австрийца завершилась в стене.
После Формулы-1
Четыре сезона в Макларене дали Ники достаточно денег, чтобы инвестировать их в Lauda Air, и компания вышла на новый уровень: была получена лицензия на международные рейсы, а также закуплены "полноразмерные" Боинги.

Бизнес начал развиваться, и речь шла о серьёзной конкуренции на мировом рынке. Но всё изменилось 26 мая 1991 года: Боинг 767 авиакомпании Lauda Air потерпел крушение в Дончанге, Таиланд.
Причиной катастрофы стало самопроизвольное включение реверса тяги на одном из двигателей. Погибли 223 человека, 213 из которых – пассажиры.
Лауда лично присутствовал при изучении обломков. Выяснилось, что его компания не виновата – причиной трагедии стал сбой в электронике.

Тем не менее многие считали Ники ответственным за случившееся, а некоторые – прямо называя его убийцей.
Всё это привело к тому, что наш герой потерял былой интерес к своему детищу. А девять лет спустя он продал компанию известному конкуренту – Austrian Airlines.
Правда, долго вдали от неба Лауда не оставался: уже в 2003 году он организовал новую авиакомпанию "Niki". И хотя её база находилась в Вене, основным партнёром стали берлинские авиалинии – чтобы избежать австрийской бюрократии.
Что же касается личной жизни гонщика, здесь была довольно грустная новость для тех, кто после просмотра фильма "Гонка" восхищался его семейной парой с Марлин: в 1991 году они всё же развелись.
И снова Формула-1
И хотя Лауда завершил карьеру после сезона 1985 года, все связи с Формулой-1 он не разорвал. В 90-е его первой "негоночной" работой стала должность консультанта в Феррари.

А в 2001 году австриец получил приглашение стать спортивным директором команды Ягуар. Однако, как я рассказывал в статье про Эдди Ирвайна, громкий приход заводского коллектива автоконцерна Форд обернулся полным фиаско.
Впрочем, говорить, что в провале был виноват именно Ники, нельзя. Австриец занялся серьёзной реорганизацией и назначил на ключевые должности нужных людей. Однако для того, чтобы эта система заработала, требовалось время. Владельцы ждать не захотели, и потому после сезона 2002 года уволили австрийца и всех его подопечных.
Через десять лет Лауда снова попробовал себя на руководящей должности – он пришёл в команду Мерседес. Тогда немецкий автоконцерн вернулся в Формулу-1 после полувекового перерыва, и дела были настолько плачевными, что на немецком болиде не мог добиться высоких результатов даже "Красный Барон" Михаэль Шумахер.
В "Серебряных стрелах" Ники получил должность неисполнительного директора. Отстранившись от прямого руководства командой, он занялся тем, что умел действительно хорошо, – переговорами, в том числе успешно переманивая ведущих инженеров у коллективов-соперников.
Результатом этой работы стало то, что коллектив из Штутгарта добыл семь чемпионских титулов и восемь Кубков конструкторов подряд. А после смерти нашего героя в его честь одну из трёхлучевых звёзд на болиде "Мерседеса" окрасили в красный цвет.

Скончался же Ники Лауда 20 мая 2019 года. Причиной многочисленных болезней стали последствия той самой аварии 1 августа 1976-го, которые с возрастом начали обостряться. Впрочем, это не мешало австрийцу до последних дней с иронией вспоминать тот страшный инцидент.
Гоночное наследие
Как уже говорилось ранее, в былые времена считалось: гонщик, трижды становившийся чемпионом, автоматически переходил в разряд легенд. Лауда стал всего четвёртым, кому это удалось. До него по три титула брали Джек Брэбем и Джеки Стюарт, а больше – лишь Хуан-Мануэль Фанхио.
Команды Феррари и Макларен на протяжении десятилетий оставались заклятыми соперниками, а переходы пилотов из одного коллектива в другой были обычным делом. Но Ники остаётся единственным гонщиком, сумевшим завоевать чемпионство в составе обеих "конюшен". Более того, для Скудерии он оставался самым успешным пилотом вплоть до начала эры Михаэля Шумахера.
Жизнь Лауды - это история о человеке, который, преодолев сопротивление родственников и рискнув всем, пробился в Формулу-1 и стал чемпионом. Это история о спортсмене, сумевшем вернуться после страшной аварии и вновь подняться на вершину. Это история о бойце, который одолел молодого и более быстрого соперника. Это история о человеке, который никогда не сдавался.

Имя Ники Лауда и сегодня звучит громко, а пилотов новых поколений, которые хорошо разбираются в настройках болида, продолжают с ним сравнивать. В родной Австрии о Ники до сих пор говорят с огромным восхищением – как о великом человеке. Три титула и 25 побед навсегда закрепили нашего героя в Зале славы автоспорта. Впрочем, сам Лауда называл своим главным достижением в гонках вовсе не награды, а то, что он выжил.