От золотой колыбели до титула чемпиона Формулы-1: история восхождения звезды Ландо Норриса

Вот и закончился ещё один сезон Формулы-1. Хотя большинство зрителей ожидало от последней гонки более зрелищной борьбы, всё же факт остаётся фактом – Гран-при Абу-Даби принёс Формуле-1 нового чемпиона мира – Ландо Норриса.
И пока британец празднует свой успех, мы вспомним весь путь "золотого мальчика" – от беззаботного детства сына миллионера до титула в "королеве автоспорта".
Ранние годы
13 ноября 1999 года в семье одного из богатейших людей британского города Бристоль – управляющего директора компании Харгривз Лансдаун и отставного менеджера пенсионных накоплений Адама Норриса и его бельгийской жены Циски родился второй сын – Ландо, получивший впоследствии двойное гражданство.
Вопреки фанатским легендам, выбранное имя не имеет никакого отношения к персонажу из "Звёздных войн" Ландо Калриссиану. "Моя мама просто придумала это, и она понятия не имеет, что такое Звёздные войны", – так позже в интервью отмечал сам гонщик.
В восемь лет "золотой мальчик", росший в роскоши, начал заниматься картингом. Причём, хотя Ландо двигался в сторону автоспорта, источником его вдохновения был мотогонщик Валентино Росси.
Поскольку мир скорости – удовольствие недешёвое, состояние отца оказалось очень кстати для карьеры мальчика. Как это обычно бывает, всё начиналось с небольших соревнований, но постепенно Ландо вышел на уровень чемпионата Европы. А в 2015 году 15-летний британец перешёл в первые "взрослые гонки" – Формулу-4.
Младшие "Формулы"
В сезоне 2015 Ландо выступал одновременно в британском, итальянском и немецком чемпионатах Формулы-4. И если заграничные соревнования прошли не очень гладко, то на родине юноша, добыв 8 побед в 30 заездах, занял первую строчку в личном зачёте.

В 2016-м Норрис поднялся на уровень выше, совмещая выступления в британской и европейской Формулах-3, а также в моносериях Рено и Тойоты. И если в "трёшках" результаты оставляли желать лучшего, то в "заводских" чемпионатах он одержал первые места.
В сезоне 2017 года Ландо максимально сконцентрировался на основном для него соревновании и со второй попытки покорил Формулу-3. Кстати, одним из его соперников на трассе был Мик Шумахер – сын "Красного Барона".
В том же 2017-м произошло ещё одно важное событие в карьере Норриса – он заручился поддержкой команды Макларен. Теперь, помимо состояния отца, продвижение молодого британца обеспечивал и коллектив Формулы-1.
В сезоне 2018 Ландо совмещал выступления в Формуле-2 с работой тест-пилота "высшей лиги". Ему аж 7 раз предоставили "главный" болид – что было весьма много по меркам большинства новичков, которые редко более двух раз за год получают подобную возможность.

Чемпионат в "двушке" Норрис закончил на второй позиции, уступив титул Джорджу Расселу. После этого оба британца получили контракты основных пилотов в Формуле-1 на 2019 года. При чем, Ландо сразу досталось место в "основе" Макларена, который на тот момент был командой-середняком.
2019
На Гран-при Австралии 2019 года Ландо Норрис дебютировал в Формуле-1. И хотя квалифицировался он весьма высоко как для новичка – на восьмой позиции, в гонке британец откатился до двенадцатой строчки и остался без очков.
Зато следующий этап в Бахрейне оказался гораздо результативнее: где-то позади борьбы Феррари и Мерседеса Ландо финишировал шестым, заработав свои первые зачётные пункты и временно обойдя в таблице своего более опытного напарника – Карлоса Сайнса-младшего.

Однако далее во внутренней борьбе всё встало на свои места – испанец начал стабильно финишировать в топ-10 и продвигаться вперёд, тогда как у британца наблюдались "качели" в результатах, а шесть раз он и вовсе не добирался до финиша.
Первый сезон Норрис завершил на 11-й позиции с 49 очками. Но куда важнее было то, что руководство Макларена осталось довольно его прогрессом, и следующий контракт был подписан сразу до 2022 года.
Гонка со временем
Ставший уникальным сезоном, "ковидный" чемпионат 2020 года начинался 6 июля на Гран-при Австрии. И для Ландо гонка выдалась богатой на события.
На первом круге британец пытался сражаться с Максом Ферстаппеном, однако нидерландец одержал верх. Далее основными соперниками Норриса стали Шарль Леклер, Серхио Перес и прорывавшийся после относительно неудачной квалификации Льюис Хамильтон.
Событием, запустившим цепочку дальнейших событий, стало столкновение Хэмилтон с Александром Албоном. В результате Александр потерял множество позиций, а почти не пострадавший Льюис получил штраф в пять секунд. И вот тут началась борьба с секундомером.
Ехавший четвёртым Ландо начал выкладываться изо всех сил, чтобы воспользоваться наказанием соперника. На последнем круге Норрис установил лучшее время гонки, за которое тогда ещё давали один бонусный балл. В итоге разрыв между двумя британцами составил 4,803 секунды – этого хватило, чтобы Ландо впервые в карьере поднялся на подиум Формулы-1.

Однако, несмотря на столь яркое начало, третье место в Австрии стало лучшим результатом Норриса в "ковидном" сезоне. Тем не менее ко второму году в "высшей лиге" британец стал куда стабильнее набирать очки. Впрочем, в турнирной таблице он вновь оказался позади своего напарника.
К слову, Норрис и Сайнс за время совместных выступлений за Макларен стали очень хорошими друзьями. И учитывая, что Карлос в 2021-м переходил в Феррари, "прощание" бывших партнёров по гоночному коллективу было весьма эмоциональным.
Охота на "вторых"
Сезон 2021 вошёл в историю Формулы-1 как год сражения Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтон. И о всех перипетиях этой невероятной борьбы поколений у нас есть отдельная статья.
Но если первые пилоты Ред Булла и Мерседеса были в своей собственной лиге, то их напарники – Серхио Перес и Валттери Боттас – всё же иногда становились вполне реальной целью для представителей "второго эшелона".
Тем более что Макларен уверенно прогрессировал и постепенно закреплялся в статусе "третьей силы", что позволило Ландо возглавить этого движение.
Фактически, в первой половине чемпионата три пилота поочерёдно сменяли друг друга на третьей строке личного зачёта – Норрис, Перес и Боттас.

В тот период молодой британец ещё трижды поднимался на подиум: в дождевой Имоле, на узких улочках Монако, а также снова в Австрии – воспользовавшись техническими проблемами Льюиса Хэмилтон. Правда, все эти успехи оставались где-то в тени побед Макса Ферстаппена.
Часы за 55 тысяч долларов
Довольно интересный случай с Ландо произошёл за пределами Формулы-1 – во время финала чемпионата Европы по футболу, перенесённого на 2021 год, где гонщик присутствовал в качестве зрителя.

На парковке возле стадиона, когда Норрис садился в свой дорожный спорткар Макларен, группа грабителей устроила засаду и, сработав со скоростью механиков на пит-стопе, отняла у него часы Ришар Милль стоимостью 55 тысяч долларов.
На волне резонанса, вызванной этим дерзким преступлением, фанаты Формулы-1 разделились на два лагеря. Одни проявляли сочувствие к Ландо, другие же с определённым осуждением относились к самому факту ношения столь дорогого аксессуара – богатой причуде "золотого мальчика".
Ботинок напарника
Многие фанаты Формулы-1 слышали такое высказывание инженеров: есть три типа настроек болида – для Монако, для Монцы и для всех остальных треков. Именно эти две трассы особенно отличаются от остальных, благодаря чему нередко преподносят непривычную расстановку.

Так и вышло, что в "Храме скорости" оранжевые болиды уверенно держались в группе лидеров. Новый напарник Норриса – Даниэль Риккардо – и вовсе лидировал.
А когда Ферстаппен и Хамильтон столкнулись, в гонке больше не осталось машин, которые могли бы помешать двум Макларенам устремиться к победе – первой со времён того, как Дженсон Баттон выиграл в Бразилии 2012 года.
Интересный факт: за весь сезон-2021 находившиеся на первых ролях Мерседес и Ред Булл ни разу не смогли добыть командный дубль. А единственный финиш на 1-2 местах был у Макларена.
Правда, на первом месте оказался Даниэль, который, кстати, почти весь сезон выступал слабее. А Ландо, во избежание рисков, попросили сохранять вторую позицию. Но многие зрители посчитали это мелочью на фоне того, что ждало британца на подиуме.
Дело в том, что за пределами болида Риккардо отличался множеством весьма странных поступков. Одним из них была "традиция" пить шампанское из ботинка, получившая название "шуи".
И ладно бы австралиец делал это сам – он всячески старался напоить из своей грязной обуви других участников церемонии награждения. В Италии эта неприятная участь предстояла Норрису.

В прочем, "досталось" и руководителю команды – Заку Брауну.
Без трёх кругов победа
На следующем этапе, проходившем в Сочи, снова все карты оказались у Макларена: Хамильтон квалифицировался на подсыхающей трассе лишь четвёртым, а Ферстаппен и вовсе стартовал последним из-за замены двигателя. Таким образом, освободившийся поул достался Норрису.
Однако дальше было положено начало новой "традиции" Ландо – терять позиции при старте с первой клетки: длинный рывок к связке поворотов он завершил вторым, проиграв борьбу бывшему напарнику – Карлосу Сайнсу. Вернуть лидерство удалось лишь 13 кругов спустя.
Далее команда Макларен проявила стратегическую грамотность и максимально долго оставляла Норриса на трассе. За счёт этого на последний отрезок гонки у него были колёса даже свежее, чем у Хэмилтон, что пусть и не полностью, но всё же частично нивелировало разницу в скорости их болидов.
На протяжении 22 кругов Ландо уверенно удерживал Льюиса позади. Казалось, что первая победа уже в руках. Однако всё изменил дождь, начавшийся под конец заезда.
Когда погода меняется незадолго до финиша, пилоты часто оказываются перед выбором: перейти на дождевые шины или попытаться "дохромать" до финиша на сликах, надеясь, что потерянное на мокрой трассе время будет меньше, чем стоимость лишнего пит-стопа.
И именно в таких условиях, вопреки желанию стратегов, Норрис принял решение продолжить движение без остановки. Но полтора круга спустя Ландо подскользнулся на мокром покрытии.

В итоге ему всё равно пришлось поставить дождевые колёса, но уже слишком поздно – он финишировал лишь седьмым.
Забавный факт: очень часто дождь смешивает все карты в "типичной" гонке, принося неожиданные результаты. Но в Сочи вышло всё наоборот – перемена погоды выдвинула на первые две позиции двух главных героев чемпионата, Хэмилтон и Ферстаппена, которые до этого ехали заметно ниже.
Борьба за пятое место
С Гран-при Турции чемпионат переходил в завершающую треть. Победа Вальттери Боттаса, а также три подиума подряд у Серхио Переса закрепили третью и четвёртую позиции за вторыми номерами Мерседеса и Ред Булла.
И пока "наверху" шло драматические сражение лидеров, где-то в тени развернулась борьба за пятое место – "лучшего среди остальных". Конкуренцию Норрису составляли два пилота Феррари – Шарль Леклер и Карлос Сайнс-младший.

И что характерно, все трое набирали очки во всех семи оставшихся этапах.
Однако в последних шести заездах Карлос, имевший меньше всех шансов, стабильно опережал Ландо. А на финальном этапе в Абу-Даби, приехав третьим, за одну гонку Сайнс переместился с седьмой строчки на пятую, тем самым отодвинув Норриса на шестую.
Любопытный факт: первые пять мест личного зачёта 2021 года заняли пилоты с "двойными" номерами – 33, 44, 77, 11 и 55.
Пешка в игре фаворитов
В целом сезон 2022 прошёл для Ландо довольно неприметно. За титул боролись Феррари и Ред Булл, а роль "третьей силы" перешла к Мерседесу. А единственный подиум Норрис добыл в Имоле, воспользовавшись грубой ошибкой Шарля Леклера.
Тем не менее, основным достижением британца было то, что он стабильно набирал очки – чего не скажешь про его напарника. По итогам сезона у Ландо было 122 балла, а у Даниэля – всего 37. На этом, собственно, их сотрудничество и завершилось.
Самым же интересным моментом с участием Норриса за весь 2022 год стало Гран-при Монако, где он, сам того не осознавая, повлиял на судьбу первого места в борьбе топ-команд.
По итогам квалификации весь первый стартовый ряд достался Скудерии. Поскольку на узких улочках княжества практически невозможно обгонять, это выглядело как огромное преимущество над "быками".
На 16-м круге первым в боксы отправился Серхио Перес. Ранняя остановка даже на обычных трассах является спорным решением, а в Монако – ещё более рискованным, ведь велик шанс вернуться на трассу позади медленного соперника.
Так и произошло – после пит-стопа мексиканец оказался именно за нашим героем.

Предполагая, что Перес надолго "застрянет" за Норрисом, в Феррари не стали зазывать своих пилотов на пит-стоп.
Вот только Ландо вовсе не собирался играть роль "живого барьера" в стратегии другой команды – он заехал в боксы точно в тот момент, когда Серхио приблизился. Британец не успел как-либо помешать мексиканцу.
И уже двух кругов "андерката" оказалось достаточно второму пилоту Ред Булл, чтобы выйти вперёд после того, как остальные соперники провели свои остановки. Таким образом действия пилота-середняка из Макларена неожиданно изменили ход всего заезда для фаворитов.
Венгерская ваза
Сезон 2023 оранжевый коллектив начинал весьма вяло – за первые восемь этапов Норрис лишь трижды попадал в топ-10 и заработал всего 12 очков. И даже четвёртое место на последовавшем Гран-при Австрии, которое удвоило показатели британца в личном зачёте, казалось лишь разовым успехом.
Однако к Сильверстоуну стало понятно, что обновления болидов Макларена работают настолько хорошо, что команда превратилась из обычного середняка в топ-команду. Гонки в Великобритании и Венгрии Ландо закончил вторым, уступив лидеру и безоговорочному доминатору – Максу Ферстаппену.

Во время церемонии награждения на Хунгароринге произошёл курьёзный случай, который с одной стороны привлёк внимание к британцу, а с другой – вызвал осуждение из-за очередной "причуды" мальчика-мажора.
Ещё со времён выступления в младших сериях Ландо имел привычку открывать бутылку шампанского, ударяя её о верхнюю ступеньку подиума. Всё бы ничего, но в Венгрии 2023 это привело к тому, что Норрис разбил победный кубок Макса Ферстаппена – фарфоровую вазу ручной работы стоимостью 45 тысяч долларов.
По итогу, через месяц Ферстаппену вручили новый трофей, а Норриса пригласили посетить мастерскую "Херенди порцелян", где был создан этот шедевр искусства.

Позади напарника
В сезоне 2023 новым напарником Ландо стал его нынешний партнёр по команде – Оскар Пиастри, который на тот момент проводил свой первый сезон в Формуле-1.
С тех пор, как болиды Макларена начали быстро ехать, попадания на подиум стали для Норриса обычным делом. Однако это по-прежнему были 2-3 места, без побед.
Даже в Сингапуре, где доминировавший "Ред Булл" допустил осечку, Ландо приехал вторым – позади Карлоса Сайнца, с которым устроил совместную оборону от догонявших пилотов "Мерседеса".
Что касается внутренней борьбы в команде, Ландо, имея больше опыта, выглядел сильнее Оскара. Но неожиданно первым из них выиграть заезд смог именно Пиастри – два года назад в спринте к Гран-при Катара.
Та короткая гонка отметилась шинными "качелями" – сначала пилоты на "софтах" совершали обгоны и двигались вперёд, но под конец дистанции ответный прорыв начали те, кто выбрал более долговечные "медиумы".
По итогам спринта Пиастри добыл первое место, Ферстаппен досрочно оформил третий титул, а Норрису осталось лишь с третьей позиции наблюдать за двумя главными героями субботы.

Ошибка Бернда Майлендера
После второго места на Гран-при Австралии 2024 Ландо Норрис добыл свой 14-й подиум и временно "превзошёл" показатель Ника Хайдфельда – немецкого гонщика, который 13 раз оказывался в топ-3, но ни разу не победил. А после гонки в Китае Норрис довёл число в статистике до 15.
В фанатских сообществах сразу стали ходить многочисленные шутки, в том числе провокационного характера. Распространилось и прозвище "Lando Nowins", что дословно означает "Ландо без побед".
Где уж точно никто не ожидал выигрыша от Норриса, так это на Гран-при Майами. Британец квалифицировался пятым, а на старте ещё уступил позиции своему напарнику.
Несмотря на более правильную стратегию с оттянутым пит-стопом, шансы Ландо оставались не очень высокими. И даже после того как столкновение Логана Сарджента и Кевина Магнусена вызвало появление машины безопасности, Ландо по идее должен был вернуться в гонку третьим.
Но далее произошла неожиданная ошибка со стороны водителя сейфити-кара – Бернда Майлендера. За полтора сезона он настолько привык к доминированию Макса Ферстаппена, что выехал прямо перед ним, не заметив, что временным лидером гонки в этот момент был Норрис.
В результате, пока остальные соперники вынужденно ехали ещё медленнее, чем это обычно бывает в подобных ситуациях, Ландо спокойно оторвался на время, достаточное для пит-стопа, и оказался впереди всех после смены шин.

Комбинация позиции на трассе и более свежих покрышек практически гарантировала британцу первую победу в карьере. Но финальный результат оставлял лёгкое послевкусие случайности из-за ошибки организаторов.
Старты с поула
После первых пяти этапов сезона 2024 у многих зрителей создалось ощущение, что их ждёт повтор чемпионата 2023 с безоговорочным доминированием Ферстаппена.
Но уход Эдриана Ньюи из Ред Булла и последующие "межусобицы" главных лиц австрийской команды, вкупе с постоянной работой над обновлениями машины у Макларена, изменили баланс сил куда быстрее, чем ожидалось.
Уже на Гран-при Испании поул-позиция Норриса ознаменовала момент перехвата инициативы.

С этого момента стало очевидно, что у Ландо болид быстрее, чем у Макса. Фактически именно тогда началась настоящая борьба за титул.
И именно там стала заметна ещё одна тенденция. Помимо вышеупомянутой гонки в Сочи-2021, британец ещё дважды стартовал с первой позиции – и каждый раз терял лидерство уже в начальной связке поворотов.
Не стал исключением и заезд на трассе Каталунья: Ферстаппен опередил Норриса сразу после старта, что по сути и предопределило итоговое распределение мест.

Дальше – больше. Получив лучший болид, Ландо стал стабильно брать поулы. Но последующие этапы в Венгрии, Нидерландах и Италии отметились тем же самым – потерей лидерства на первом же круге.
Эта статистика быстро стала почвой для фанатских шуток, и прервать её удалось лишь в Сингапуре, где британец наконец сумел удержать преимущество. Однако уже в США и Бразилии закономерность снова дала о себе знать.
Забегая вперёд, отмечу, что в нынешнем сезоне 2025 Ландо стал чуть лучше реагировать на сигнал светофора, однако несколько раз его всё равно обгоняли в самом начале заезда.
Не готов к бою
Перед вышеупомянутым Гран-при Испании Макса и Ландо разделяло 61 очко. Учитывая, что до конца сезона оставалось 15 этапов, прогресс гоночной техники Макларена и откровенную деградация машины Ред Булла, этот гандикап не выглядел непреодолимым.
Казалось бы, у Норриса были на руках все карты. Но он оказался не готов к "взрослому" сражению с Ферстаппеном, который всё больше походил на разъярённого зверя и боролся за каждый зачётный пункт.
На Гран-при Австрии сначала в спринте Ландо не смог пройти Макса, а в самой гонке их дуэль и вовсе завершилась столкновением, подчеркнувшим решимость нидерландца сражаться до последнего.

В Великобритании, несмотря на то что Ред Булл уступал уже в темпе не только Макларену, но и Мерседесу, под конец заезда Ферстаппен обогнал Норриса на подсыхающей трассе. А затем в Бельгии, оказавшись впереди, Макс сумел отбить все атаки Ландо.
Хотя в Венгрии и Италии британец финишировал перед нидерландцем, слабые старты стоили ему позиций. В Азербайджане же Норрис неожиданно выбыл после первого сегмента квалификации, и лишь грубая стратегическая ошибка командного мостика "быков" позволила ему обойти Ферстаппена – и то в борьбе лишь за четвёртое место.
В США Ландо снова не смог пройти Макса в рамках правил, за что и получил штраф. А в Мексике нидерландец вновь демонстрировал куда большую решимость в атакующей дуэли колёсо в колёсо.
Однако там дирекция гонки, стремясь хоть как-то оживить интригу в борьбе за титул, приняла спорное решение, которое многие зрители сочли предвзятым: Ферстаппена наказали аж 20 штрафными секундами за чрезмерную борьбу на трассе.
Таким образом, за указанный отрезок сезона перечисленные факторы суммарно принесли Максу ещё 75 зачётных пунктов. И вместо того чтобы уже давно выйти в лидеры, перед Гран-при Бразилии – о котором речь пойдёт ниже – Норрис, обладая доминирующим болидом, всё ещё отставал на 47 очков.
Скандал "Simply lovely"
Хотя в предыдущей главе было перечислено много случаев, где Ландо терял очки в "необязательных" ситуациях, две гонки он всё же смог выиграть за тот период времени – в Сингапуре, а перед этим – на родине своего соперника в Нидерландах.
Тем не менее, в Зандворте произошёл ещё один эпизод, пошедший в копилку факторов, за которые многие зрители откровенно недолюбливают Норриса, а также порой освистывают его на подиуме.
Сам заезд, как уже упоминалось выше, начался с того, что британец проиграл старт – собственно, Ландо отдал позицию Максу.

Но помимо разницы в темпе, оранжевая машина имела ещё одно преимущество: "Макларен" намного лучше работал с покрышками, чем "Ред Булл". И как только у нидерландца "ушли" шины, британец получил лидерство обратно.
Дальнейший заезд закончился без сюрпризов – Норрис уехал к победе на лучшей машине, а Ферстаппен "дохромал" вторым.
Скандал же вызвало то, что после гонки Ландо бросил в эфир фразу "симпли лавли" (англ. – "Simply lovely"), которая являлась "коронной фразой" Макса. И выглядело это словно попытка унизить соперника перед родными трибунами.
Подобная выходка британца вызвала осуждение у многих фанатов. Также следует отметить, что тремя месяцами ранее представители нидерландца подали заявку на регистрацию фразы "Simply lovely" как торговой марки.
"Ему просто повезло"
Плавно история сезона 2024 подошла к своей пиковой точке – Гран-при Бразилии, о котором у нас есть отдельная статья.
Ещё один подарок со стороны дирекции гонки отправил Ферстаппена стартовать лишь с 17-й позиции, в то время как Норрис оказался на поуле. Это была ситуация, в которой казалось, что ситуация в борьбе за титул начинает всё же склоняться в пользу британца.
Вот только дождь над Интерлагосом сделал так, что снова всё решали не машины, а пилоты. Ландо проиграл старт Джорджу Расселлу, из-за чего надолго застрял за своим соотечественником, а Макс прорывался, совершая обгон за обгоном. И после финиша уже стало понятно: нидерландец надёжно закрепил чемпионство в своих руках.
После окончания заезда Норрис, комментируя победу Ферстаппена, сказал: "ему просто повезло", – ссылаясь на красный флаг, который действительно несколько помог пилоту Ред Булла.
Вот только это никак не отменяло целый ряд ошибок представителя Макларена на мокрой трассе.

Фраза британца вызвала у большинства зрителей уже скорее не осуждение, а насмешку – как нелепую попытку оправдаться.
А на следующем этапе в Лас-Вегасе Ландо снова выглядел довольно бледно, благодаря чему Макс финишировал впереди и досрочно стал четырёхкратным чемпионом мира.
Шанс всей карьеры
К сезону 2025 команда Макларен подготовила ещё одну доминирующую машину, как принято говорить в народе – "самовоз".
Только теперь, в отличие от прошлого сезона, борьба начиналась с нуля – без каких-либо гандикапов. Это означало, что на руках у главного героя этой истории снова оказались все карты – причём в ещё более выгодной ситуации.

Главным же вопросом стало: изменилось ли что-то в самом Ландо за год? Стал ли он в новом сезоне настоящим гонщиком, или так и остался тем "золотым мальчиком", ожидающим, что ему всё принесут "на блюдечке"?
Подиумные скандалы
Ещё одним событием, укрепившим неприязнь многих фанатов Формулы-1 к Норрису, стал подиум Гран-при Великобритании 2025.
Дело в том, что следом за двумя оранжевыми болидами на третьей позиции финишировал Нико Хюлькенберг – пилот, который в своей 239-й гонке наконец-то поднялся на свой дебютный подиум "королевы автоспорта" – такой рекордно-долгий путь к церемонии награждения давно оброс легендами.
У гонщиков существует негласное правило: когда кто-то впервые добивается значимого успеха, его следует особенно щедро облить шампанским. Однако команда Макларен отошла праздновать дубль "своей" компанией, оставив немца в одиночестве в столь важный момент.

Многим зрителям такое поведение не понравилось. Вместе с другими сомнительными поступками Ландо это сыграло роль в том, что впоследствии британца несколько раз освистывали на подиуме, а на Гран-при Бразилии – несмотря на победу Норриса – публика хором начала скандировать: "ту-ту ту-ду Макс Ферстаппен".
Все дороги ведут в Абу-Даби
После первой же гонки многие пророчили Норрису лёгкий сезон.
Казалось бы – кто может противостоять пилоту на лучшей машине, который уже
успел немного окунуться во «взрослое» сражение за титул?
Однако нашлось сразу два человека, которые решили оспорить это мнение. Во-первых, напарник Оскар Пиастри, который, несмотря на ещё меньшее количество опыта, уже в 2024-м успел несколько раз показать наличие характера.
Ну и во-вторых – Макс Ферстаппен никуда не делся, даже не смотря на разницу в силе болидов. Хотя поначалу казалось, что нидерландец будет лишь в отдельных гонках "портить настроение" двум Макларенам, в осенней части сезона нидерландец, в том числе пользуясь ошибками соперников, вернулся в борьбу за главный приз.

Интрига дожила до финала – на последнюю гонку года в Абу-Даби все три претендента приехали всё ещё сохраняя шансы на чемпионство. А подробнее пути Норриса, Пиастри и Ферстаппена по ходу сезона 2025 у нас расписаны в отдельной статье.
Титул в стиле Нико Росберга
Перед последней гонкой сезона Ландо имел 12 очков перевеса
над Максом и 16 над Оскаром. И несмотря на то, что у всех троих претендентов
перед стартом было равное количество побед, ситуация в турнирной таблице
означала, что Норрис может себе позволить приехать третьим, чтобы стать
чемпионом мира.
И чем-то эта ситуация напомнила многим зрителям 2016 год – когда в аналогичном положении находился Нико Росберг, который стал чемпионом, финишируя вторым в четырёх последних гонках сезона – позади своего главного соперника Льюиса Хэмилтон.
Что ж, по сути наш герой сделал то же самое – он просто спокойно приехал третьим, позади обоих конкурентов за главный приз.
И с преимуществом всего в два очка, к радости отца-мультимиллиардера Адама, присутствовавшей в боксах Макларена и часто попадавшей в прямой эфир матери Циски, а также множества фанатов, Ландо Норрис стал чемпионом мира.
Что же касается спорных моментов – один всё же был и уже вызвал жаркие споры фанатов: на 23-м круге Норрис обогнал ещё не совершавшего пит-стоп Юки Цуноду, выехав при этом за пределы трассы.

Судьи же квалифицировали это не как получение преимущества за пределами трассы, а как попытку избежать аварии, сославшись на то, что Юки оставил Ландо мало места, хотя визуально там всё же не было обязательным пересекать линию всеми четырьмя колёсами.
Зрители мгновенно разделились на два лагеря, и снова поднялась та самая тема "британского паспорта". Однако в любом случае ехавший четвёртым Шарль Леклер отстал на финише на 6,7 секунды – и даже если бы Норриса оштрафовали, он бы всё равно остался третьим.
Можно долго перебирать различные спорные эпизоды по ходу всего чемпионата, говорить о преимуществе доминирующего болида Макларена, вспоминать о том что у Ландо меньше побед (7 против 8 у Макса), но статистика и события гонок забываются, а титул Ландо Норриса останется с ним навсегда.

Формула-1 получила нового чемпиона мира – и людей, которые достигли этого, всего 35.
