Чемпион под прицелом: предвзяты ли судьи Формулы-1 к Ферстаппену

Минувший Гран-при Саудовской Аравии отметился спорным наказанием по поводу инцидента в начале заезда. После того как Оскар Пиастри не оставил места в первом повороте, Макс Ферстаппен был вынужден выехать за пределы трассы, чтобы избежать столкновения. Однако дирекция гонки сочла этот эпизод незаконным получением преимущества, за что выписала нидерландцу штраф в 5 секунд.

И это далеко не единственный случай в карьере действующего чемпиона мира, когда судьи принимают неоднозначные решения. А если рассмотреть их комплексно, то можно заметить отсутствие последовательности.
Борьба нервов в 2021
Сезон 2021 отметился очень большим количеством скандалов. Сражение Льюиса Хамильтона и Макса Ферстаппена было невероятно плотным.
Возникла ситуация, когда любая мелочь могла стать решающей в борьбе за титул. И противостояние шло на всех уровнях – от самих пилотов до споров руководителей команд с судьями.
Наибольший пик нервного напряжения пришелся на этап проходивший на этой же трассе в Саудовской Аравии. Это была предпоследняя гонка чемпионата.
До начала заезда Макс сохранял 8 очков преимущества, однако на Мерседесе Льюиса стоял тот самый "ракетный двигатель", обеспечивший британцу большое преимущество на завершающей стадии сезона.
Также следует отметить, что трасса была новой в календаре. Ни один из участников не имел опыта борьбы на ней, а потому было огромное количество столкновений и остановок заезда. И это только усилило и без того большое нервное напряжение между лидерами.
Первый спорный прецедент произошел на рестарте с места после красного флага. И в целом, Хамильтон сделал то же самое, что Пиастри в минувшие выходные: чуть-чуть лучше разогнался, а дальше вытеснил Ферстаппена на обочину.

Не успели пилоты проехать и половины круга, как заезд был снова остановлен из-за еще одной аварии. Дирекция гонки получила время для размышлений и после долгих споров приняла решения, что нидерландец обязан отдать позицию британцу.
Впрочем, это не помешало Максу опередить Льюиса на втором рестарте и уже законно выйти в лидеры. Однако, преимущество Мерседеса в скорости никуда не делось и началась жаркая борьба за победу.
Нидерландец пытался обороняться до последнего, что привело еще к двум разбирательствам с судьями. И оба последующие решения были вынесены в пользу британца.
"По ту сторону баррикады"
Если в Джидде 2021 и 2025 годов можно отметить, что в однотипных ситуациях были приняты схожие решения, то дальше следует разобрать ситуации, когда уже сам Макс "закрывал калитку", а поворот срезали соперники.
Всё в том же 2021 году это случилось на следующем и заключительном этапе в Абу-Даби. Проиграв старт, по ходу первого круга Ферстаппен пошел в контратаку и смог пронырнуть вперед Хамильтона на торможении после длинной прямой.
Гонщики поменялись местами относительно прошлой ситуации: Льюис срезал кусок трассы, мотивируя это тем, что Макс не оставил ему места.

Ситуация выглядела невероятно похожей на случившееся двумя неделями ранее. Однако, судьи оставили этот инцидент без внимания – британец "легально" остался лидером гонки после "сокращения" по обочине.
Еще один схожий случай произошел с Ландо Норрисом на Гран-при Мексики 2024. На десятом круге пилот Макларена пошел в атаку, а лидер Ред Булла жестко закрыл "калитку". Ландо срезал поворот по траве и не собирался возвращать позицию.

Нидерландец решил не полагаться на судей и сам вернул себе позицию отчаянной и эффектной "дайв-бомбой" (атакой по внутренней стороне на очень позднем торможении).
По итогу, дирекция гонки не только не наказала Норриса за срезание поворота, но и дала Ферстаппену сразу два штрафа по 10 секунд за жесткую оборону и контратаку.
Кто же прав?
Все четыре случая вызывали жаркие споры между зрителями и экспертами. Свои аргументы имеют все – как сторонники, так и противники нидерландца. Одни высказывают мнение больше на эмоциях, другие перечитывают правила, третьи упоминают про опасность подобным манёвров.
Действительно, обсуждать каждый отдельный эпизод можно очень долго и стороны не придут к согласию. Однако, чтобы понять динамику отношений Макса с дирекцией гонки, следует взглянуть на всё это более комплексно.
И в таком случае можно найти отсутствие последовательности в решениях судей. Потому как в двух эпизодах Ферстаппен вытеснял соперников и те срезали поворот, а в двух других уже оппонент выталкивал нидерландца на обочину.
Но независимо от того, на какой стороне был нидерландец, решение во всех этих ситуациях принималось против него.
Красный флаг в "нужный" момент
Знает карьера нашего героя и множество спорных ситуаций на другие темы. Одна из них произошла менее полугода назад – на прошлогоднем Гран-при Бразилии в квалификации.
Во время второй части квалификации свою машину разбил Ленс Стролл. И следует отметить, что из-за влажности очень сильно менялись условия на трассе. А конкретно в тот момент гонщики довольно легко перебивали старые времена даже более быстрых соперников.
Ряду пилотов было позволено закончить свои круги, за счёт чего они заняли все места в "проходной десятке". Но как только очередь дошла до самого Ферстаппена, который также ехал с улучшением, дирекция гонки вывесила красный флаг.
Это решение обязывало пилота Ред Булл бросить свою квалификационную попытку, из-за чего он лишился возможности продолжить борьбу.
Разумеется, тут же многими людьми была поднята тема, что Макса могли специально "засудить". Еще больше оснований так думать появилось после того, как с поста гоночного директора был уволен "виновник торжества" – Нильс Виттих.
По итогу, нидерландец так и остался 12-м в протоколе квалификации, а с учётом штрафа за замену мотора стартовать ему пришлось вообще 17-м, в то время как его главный соперник в чемпионате был на поуле.
Что, в прочем, не помешало Максу выиграть гонку, совершив один из самых эффектных прорывов в истории Формулы-1
Ошибка машины безопасности
История Формулы-1 знает много случаев, когда машина безопасности переворачивала гонку с ног на голову. Почти любая остановка гонки может очень сильно навредить одним гонщикам и помочь другим. И порой у команд возникал соблазн специально "пригласить" на трассу Бернта Майландера.
Но даже на фоне всех остальных случаев, произошедшее на Гран-при Майями стало небывалым прецедентом. На 28-м круге столкнулись два пилота второго эшелона – Кевин Магнусен и Логан Сарджент. И было это как раз посреди "волны пит-стопов" у топ-группы.
Конечно, имела место быть довольно типичная ошибка от стратегов Ред Булл – зазвать Ферстаппена на пит-стоп раньше, чем остановятся соперники. Однако в тот момент казалось, что ситуация под контролем: оставшийся на трассе Норрис был впереди лишь на 11 секунд, чего недостаточно для посещения боксов даже в условиях сейфити-кара.
Однако, дальше в игру вступила дирекция гонки. Машина безопасности пропустила вперёд Ландо и появилась аккуратно перед Максом. Пока первый номер Ред Булла сдерживался Майландером, пилот Макларена спокойно умчался вперед по свободной трассе и легко создал себе более чем комфортный отрыв для совершения остановки.
Позже FIA оправдывала свою "ошибку" вопросами безопасности. Однако это было явным нарушением привычных норм использования сейфти-кара.

Следует отменить, что на тот момент Ферстаппен был безоговорочным лидером чемпионата. И тогда угроза от Норриса в чемпионате казалось призрачной.
Однако, несколькими этапами спустя ситуация в сезоне перевернулась с ног на голову – Макларен очень сильно прибавил, а Ред Булл начал терять скорость из-за ухода Эдриана Ньюи из команды.
И долгое время в воздухе витала мысль о том, что эти 14 очков (+7 у Ландо и -7 у Макса) могут сыграть свою роль в определении чемпиона.
Таран за 10 секунд
Тема тарана между претендентами на титул – вещь очень давняя. Формула-1 еще помнит сразу несколько подобных случаев с участием Шумахера, а также два знаменитых столкновения Проста и Сенны в Японии 1989 и 1990 годов.
И где-то рядом с ними можно поставить и то, что случилось между Хамильтоном и Ферстаппеном на Гран-при Великобритании 2021.
На первом круге гонки британец ударил колесом болид своего соперника. В результате Макс на большой скорости улетел в стену, а Льюис продолжил движение по трассе.

Рассматривая этот эпизод следует упомянуть, что на тот момент между претендентами на титул было целых 33 очка и казалось, что пилот Ред Булла взял полностью инициативу в свои руки.
И организаторы чемпионата ради повышения рейтингов были заинтересованы в том, чтобы этот отрыв максимально сократился.
Очень долго осуждалось слишком мягкое наказание для Хамильтона за этот эпизод – всего лишь 10 секунд и те отложенные до пит-стопа. В той ситуации, фактически, это ничего не меняло.
В качестве оправдания действий, а точнее бездействия судей звучал принцип "штраф даётся за само нарушение, а не за последствия". Со стороны правил, действительно, вопрос можно было бы закрыть.
Однако вместе с этим было принято еще одно спорное решение: дирекция остановила заезд красным флагом.
Каких-то основания для этого с точки зрения безопасности не было, потому как разбитый болид Макса находился далеко за пределами гоночного полотна. Выезда машины безопасности было более чем достаточно.
Однако, следует вспомнить о том, что на болиде Льюиса также имелись небольшие повреждения. "В нормальных условиях", вполне вероятно, британец бы также сошел и между претендентами на титул восстановился бы "статус-кво".
В то же время, длительная пауза в гонке позволила механикам Мерседеса провести ремонт. И вместо наказания, Хамильтон получил в подарок отыгрыш сразу 25-ти очков.
Три позиции при равной неуступчивости
Четырьмя этапами спустя после прошлого случая, на Гран-при Италии, между Максом и Льюисом произошло еще одно столкновение. И на тот раз обе машины остались на обочине.

Большинство экспертов сошлись на мнении, что это был гоночный эпизод с примерно равной ответственностью. И Ферстаппен и Хамильтон сознательно пошли на это, потому что для каждого обоюдный сход был лучше, чем пустить соперника вперёд.
Судьи же приняли решение снова в пользу британца: нидерландец получил штраф в три позиции на старте следующей гонке.
И у многих зрителей создалось впечатление, что в этом инциденте наказали именно за последствия, а не за нарушение, что противоречило "логике" прошлого эпизода и снова показало отсутствие последовательности в решениях.
"Сняли с подиума"
Все выше описанные случаи имели громкий резонанс из-за их влияния на борьбу за титул. Однако, следует отметить, что спорные моменты с участием судей были задолго до того, как Ферстаппен стал восприниматься всеми как претендент на чемпионство.
Первый запоминающийся эпизод произошел на Гран-при Мексики 2016 года. За три круга до конца Макс срезал поворот в борьбе с Себастьяном Феттелем. Поскольку в тот раз никто никого не вытеснял, к наказанию претензий со стороны Ред Булла не было. Однако сам случай вышел любопытный.
После финиша Ферстаппен отправился готовиться к подиуму вместе с двумя пилотами Мерседеса. И уже когда гонщики были в комнате ожидания, стало известно решение дирекции гонки о пятисекундном наказании. Таким образом, перед самой церемонией награждения Макс сняли с подиума.
Но на этом все не закончилось. И ситуация с кубком за третье место могла бы быть ещё более забавной, если бы нидерландец проехал последний круг на полсекунды быстрее.
Дело в том, что после официальных мероприятий уже сам Феттель получил штраф в 10 секунд за опасные манёвры в борьбе с Даниэлем Рикьярдо, который оказался третьим с отрывом в 465 тысячных секунды от Ферстаппена.
А второй подобный случай произошел на Гран-при США 2017. На последнем круге была очень жаркая борьба между Максом и Кими Райкконеном за третью позицию.
В итоге, нидерландец смог обогнать финна, однако на повторах было заметно, что во время совершения манёвра Ферстаппен выехал за пределы трассы всеми четырьмя колёсами.
Также, как и в прошлом случае, уже в комнате ожидания Макс узнал о наказании. И перед самой церемонией награждения произошла замена пилота на третьей позиции.
Судьи и чемпионы
В теперешнюю эпоху Ферстаппен имеет славу главного доминатора Формулы-1. Несмотря на то, что в этом году скорость болида Ред Булл оставляет желать лучшего, нидерладец отчаянно ведёт борьбу за каждый зачётный пункт и пока остаётся претендентом на титул. А в памяти зрителей еще свежи воспоминания о его постоянных победах.
Уже сейчас многие ставят Макса в один ряд с величайшими легендами прошлого, такими как Ален Прост и Михаэль Шумахер. И если так разобраться, "Красный Барон" также в своё время прошел через то, что его наказывали по любому поводу, особо не разбираясь в ситуации.
И такие ситуации часто случаются с чемпионами. Настоящий "альфа-гонщик" – это всегда про характер и неуступчивость. Когда на кону стоит главная награда сезона, он сделает всё, чтобы не оставить сопернику ни единого миллиметра трассы. И очень часто эти действия оказываются "на грани".
Возникает большое количество поводов для судейских разбирательств. А когда вокруг пилота накапливаются спорные ситуаций, порой его начинают наказывать уже не за конкретный эпизод, а "по совокупности" всех прошлых.
Действует ли дирекция гонки предвзято в интересах каких-то конкретных гонщиков? Абсолютной правды не знает ни один эксперт.
Однако, не стоит забывать о том, что Формула-1 – это не только спорт, но еще и очень дорогостоящее шоу. И если в каких-то случаях справедливость может навредить продажам – ею вполне могут и пожертвовать.