Федерация вместо Ковтуна выбрала Захарову: Сартинский – о бойкоте сборной Украины, судействе на Олимпиаде и скандалах в гимнастике

Последние годы украинская гимнастика заставляла нас гордиться. Украинские спортсмены постоянно выигрывали турниры, получали медали разного достоинства и прославляли нашу страну на международной арене.
Но не так давно о гимнастике начали вспоминать в контексте различных скандалов. Сперва ведущий гимнаст Украины Илья Ковтун сменил гражданство, потом был скандал с хищением средств на чемпионате Украины, а сейчас – бойкот мужской сборной, которая отказывается ехать на чемпионат Европы.
Едва ли не лучше всего ситуацию изнутри знает главный тренер команды Геннадий Сартинский, поэтому Чемпион пообщался со специалистом. В разговоре с нами наставник рассказал, почему Украину осудили на Олимпийских играх 2024, кто виноват в смене гражданства Ковтуна и кто на самом деле разрушает гимнастику Украины.

– Что произошло 4 февраля и почему вас отстранили?
– Началось все с того, что Стела Георгиевна Захарова взяла Лаврухина на должность старшего тренера. Как это произошло я не знаю, у него нет ни гимнастов, ничего. Это такой парень, сам себе на уме. Он уехал домой, потом приехал с девушкой и без разрешения поселил ее с собой, ничего не оплачивая. Я узнаю об этом и говорю: "Так нельзя, это неправильно". Разговор за разговором, он начал меня оскорблять, и так все получилось, что пошла ругань. Он позвонил Захаровой, что его якобы оскорбили. А то, что он меня матом послал, то это для Захаровой было нормально.
Это было при детях, поэтому и я виноват, что не сдержался и тоже ответил. Вот такая ссора произошла. Он сказал, что я его как-то задел. А я как раз был после операции, меня оперировали на плече, рука не могла работать как нужно, да и мне 71 год. Он здоровый, как бык, как я могу его побить? И они такое придумали. Он написал заявление, я также написал, как все было. Ребята все подписались, что там ничего такого не произошло. Если бы такое действительно произошло, то он должен был бы вызвать полицию, снять побои и рассказать об этом. Но Лаврухин почему-то это не сделал. И ему верят, а мне нет. Так посмотрите видео.
Кстати, в четверг Лаврухин меня снова провоцировал, бегал вокруг меня, говорил, что я тебя сейчас побью. А потом говорил: "Давай выйдем, поговорим". Я ему ответил: "Хватит, я уже это проходил. Ты потом опять позвонишь Захаровой и скажешь, что я опять тебя избил". Я не пошел на это. У них идет запланированная акция, чтобы меня уволить. Это уже продолжается два года.

– Можете вспомнить еще похожие случаи, когда вас хотели уволить?
– Когда была комиссия, то приходила Захарова, Дерюгина, говорили, что я не работаю, что у меня что-то не так. Как это? В 2024 году мы становимся чемпионами Европы, выигрываем много медалей, на Олимпийских играх Ковтун выигрывает серебро, у нас 5 место командное, 9 финалов по приборам. Такого еще не было.
И Захарова пришла в Министерство и говорит людям, которые, видимо, не все понимают, что мы плохо выступили на Олимпиаде, поэтому с меня и со старшего тренера надо снять премиальные. Я потом спрашивал за что сняли. У нас взяли отчет по выступлению на ОИ, и вся комиссия признала, что мы выступили хорошо. Не удовлетворительно, а именно хорошо, показали хороший результат.
Здесь ведется явная работа против меня, поскольку я говорю так, как есть. Дерюгина поставила Захарову незаконно. Она ее сразу назначила президентом технического комитета. Как на этой должности может быть человек, который не знает правил, элементов, процесса тренировки? Я об этом говорю, и им это не нравится. Если бы она была на женской половине, то я бы ничего не говорил, она ею по крайней мере занималась.
А как может возглавлять комитет человек, который ничего не понимает в работе мужской команды, гимнастики, элементах, правилах, спецтребованиях, не понимает, как готовится команда? И она командует мной, говорит, что этот едет, а этот нет. Как это? Ты видишь как они тренируются? Ты же на тренировках не бываешь, как можно так говорить. И поэтому я им не нравлюсь. Мне же не 20 лет, чтобы бояться увольнения. Я могу сам уйти. У меня есть гимнасты, я могу идти в школу и работать с 2-3 гимнастами, и не отвечать за сборную.
– Насколько тяжело работать со сборной Украины?
– Когда ушло столько людей из-за войны, детей, которые должны были сменить взрослых ребят, здесь осталось всего 12-15 гимнастов. И из них надо сделать команду, выйти на отборочные соревнования и попасть на Олимпиаду и там еще и постараться занять какие-то места. Мы целыми днями работаем и делаем все для этого, а люди из федерации ничего не делают. Как пчелы и трутни. Я жену свою не вижу, она меня квартирантом называет. А Захарова рассказывает что и как надо делать.
И сейчас команда выступила, Министерство нас поддержало, дало нам дополнительное место, чтобы я поехал. А Дерюгина и Захарова не разрешают, не дают аккредитацию. Без нее не могу ни в зал зайти, ни поселиться в гостинице с командой. Так зачем мне ехать? Вот кто разваливает страну и кто работает против нее.
Я с 2011 года работаю в сборной. За это время мы на четыре Олимпиады вывели команду. Я один из тех тренеров, которые все время работают и показывают результат. Мои ученики завоевали все возможные золотые медали. И они говорят, что я не тренер, что-то не так делаю. У нас так: человека, который что-то делает, берут и выбрасывают. Я мог десятки раз уехать за границу. Мне и моим ученикам предлагали такие контракты, но я не соглашался. Я здесь родился, здесь и умру.
– Вы упомянули об Олимпиаде. Засудили ли наших гимнастов в Париже-2024?
– Да. Мы только что обыграли Великобританию в Европе, а потом идет Олимпиада. И в финале мы идем вместе. Мы же следим за ними, на каждом участнике судьи засудили нас на полбалла и больше. Британцы делают на 7, а ставят 8. Нашим наоборот. Первые три прибора так сделали, и все. Ребята сразу: "А как с ними бороться, если такое судейство?".
– А почему нас так судили?
– Смотрите. Кто может поддерживать Украину? Я даже не знаю. У них идет деление на англоязычных (Канада, Великобритания, Гонконг, Австралия, США), испаноязычных (Испания, Мексика, Португалия, Италия) и азиатов. Они все вместе и своих сразу вытягивают. А кто у нас? Никого нет. Раньше, еще во времена СССР, все республики были вместе. А сейчас такого нет, все разбежались. Ты выходишь один на один, а так с ними бороться не получится.
– Что вы можете рассказать о бойкоте сборной Украины?
– Я не знаю, сам об этом прочитал в Facebook. Не думаю, что кто-то был его инициатором. Думаю все ребята понимают, что поехать без тренера, который их готовит и знает каждого из них – трудно. Это спортивная психология. Как у нас было на Олимпийских играх. Горбачевой (тренер Ильи Ковтуна – прим.) помогал ее муж. Наш НОК сделал им обоим аккредитации, они были вместе с Ковтуном, потому что оба с ним работали. Когда кого-то из них не было, то он показывал худший результат.
– В разговоре со мной Захарова назвала инициатором Верняева...
– Я даже не сомневался. Я вам скажу так, в любом интервью она в первую очередь критикует Верняева. Дальше иду я. Я уже говорил, если в Лос-Анджелесе пожар, то виноват я, в Италии вулкан – тоже я. И так же Верняев. Почему? Потому что он олимпийский чемпион вольной Украины. А она рассказывает нам о московской Олимпиаде, где завоевала медаль в команде. Тогда кого ни поставь, они всех побеждали. Это в то время была самая сильная команда.
– Откуда взялся этот конфликт между Захаровой и Верняевым?
– Верняев захотел работать с федерацией, ведь видел, что ею никто не занимается, нет развития гимнастики. И он сказал, что хочет сделать свою федерацию и идти туда работать. Все, сразу паника у Дерюгиной и Захаровой, потому что они боятся конкуренции. Они понимают, что рано или поздно Верняев займет их место.
– Верняев, учитывая обнародованные документы, не мог попасть в заявку сборной Украины на чемпионат Европы. Почему его добавили в заявку?
– Поймите, у нас всего 7 человек, которые могут сейчас выступать. Из них Верняев – олимпийский чемпион, на последних Играх показал лучший результат в команде, он восьмой в многоборье был. И так случилось, что просто не смог пройти отбор.
Верняев начал работать после Олимпийских игр и получил травму. Он восстановился, а потом заболел, пневмония. Его положили в больницу. Он там лежал и говорит, что надо выступить в Кубке Украины, потому что идет отбор. Олег вышел, но не вылечился. Кашляет, ничего не может делать. Начали работать, а он задыхается. В итоге не смог выступить. Прошел только один прибор, на котором упал.
А теперь я скажу так. В этом году чемпионаты Европы и мира – НЕ отборочные соревнования. Поэтому дают 5 мест + шестое, чтобы можно было попробовать разных спортсменов. Верняев все равно лучше тех ребят, которые прошли отбор. Если бы это был отборочный турнир, то я бы не добавлял его. А здесь можно еще пробовать, и я взял на свою ответственность и сказал, что мы берем Верняева пятым, чтобы он прикрыл команду. Это решение принимал тренерский совет, не только я. Все согласились.
Если его не взять на чемпионат Европы, то он закончит выступать. А без него у нас совсем не будет команды. Вы понимаете? Тогда в следующем году нам придется ехать без Верняева, потому что он уйдет из гимнастики. Он уже сейчас говорит, что в таких условиях работать никто не хочет. Захарова пришла, чтобы всех нас объединить, а получается все наоборот. Поэтому и Верняева, я сказал, что будем брать, потому что нам в следующем году надо попасть на Олимпийские игры.
– Возможно у вас есть документ, подтверждающий возможность добавить Верняева в заявку?
– Я этот документ в четверг оставил в Министерстве. Смотрите, по приказу Верняев стоит запасным. Эту позицию может менять тренер. Он имеет право + тренерский совет может решать. В документе тренерский совет высказал свое мнение и написал тот состав. Я беру его на свою ответственность.
Мне так и сказали: "Это твоя ответственность, если что-то не так, то мы тебя уволим". Я говорю: "Давайте, увольняйте, я уже к этому готов". Но губить парня, который еще хочет тренироваться и показывать результаты не нужно. И эти соревнования ничего не решают. Плюс в системе отбора написано, что решение принимает главный тренер и решает тренерский совет. Далее идет федерация, а Министерство молодежи и спорта уже делает приказ.
– А как происходил отбор раньше?
– Ранее главный тренер имел право отстаивать одного ученика, мог сам его ставить, а те ребята, которые завоевывали медали и хорошо выступали на Олимпиаде, нигде не выступали и не проходили отбор. Если они на контрольных соревнованиях показывали результаты, которые нужны, то попадали в команду.
Вы раньше слышали что-то о спортивной гимнастике? Ничего. А появилась Стелла Георгиевна и началось. А почему же она не говорит о Лаврухине, которого всунула. Старший тренер получает надбавки, зарплату, не имеет ни одного гимнаста, приходит и ничего не делает. Или совсем не приходит. Это как может быть? И его же берут на чемпионат Европы. А Захарова почему-то об этом молчит.
Она молчит, что забрала Костюка к Лаврухину. Они его за три месяца загнали и он ушел из гимнастики. Прошлые тренеры, которые 15 лет с ним работали, знали что он делает, как с ним надо обращаться. А тут Лаврухин взял Костюка, и потом говорит, что не знал о его заскоках, что он ленивый и тому подобное. В итоге они сказали, что Костюк ушел по семейным обстоятельствам, что мало денег получал. Он сначала ничего вообще не получал, а тут оказывается, что мало.
Причин можно найти тысячу, но его потеряли. Чтобы вы понимали, в прошлом году он со своими предыдущими тренерами выиграл чемпионат Украины. Когда они забирали его, то звонили мне и просили сказать, что он должен тренироваться у Лаврухина. Я говорю; "Что вы делаете? Вы погубите парня". И вот он погубил этого парня, а его берут на чемпионат Европы. С кем он будет там работать? Думаю будет ходить с Захаровой, носить ее на руках. Больше ему там делать нечего.
– А почему, по вашему мнению, на чемпионат Европы назначили Лаврухина?
– Потому что он от Захаровой не отходит. Она когда приходит, то он бежит к ней, садится. Я уже не хочу говорить, что он лижет и говорит ей. Лаврухин полностью устраивает Захарову. Она для него бог и царь. Все. Лаврухину же надо было дать зарплату. Комиссия его не выбрала, так они с Дерюгиной пошли в Министерство и выбили для него ставку.
Он приходит, посидит час где-то и уходит. Нормально, на сборе питается, деньги получает. Да для него это курорт! Я его не ставил на этап, потому что он не тренируется, у него занятия от 40 минут до часа, так Дерюгина с Захаровой приказом поставили его на этап в Катар, а меня сняли. И Захарова об этом молчит. А те, кто работают здесь каждый день – плохие. Ну придет кто-то другой, посмотрим, что будет. Ломать – не строить.
– Давайте поговорим о Ковтуне. Звучали мнения, что он сменил гражданство, поскольку его тренер не смогла договориться с федерацией. Возможно вы знаете причину?
– Одна причина, она в конце ставила условие: "Убирайте Захарову, я возвращаюсь". А федерация между Ковтуном и Захаровой выбрала вторую. Она же прямым текстом это говорила. Встречалась с Дерюгиной, с НОКом, с Министерством. Я не знаю, почему они не договорились.
Но я знаю, что на последней стадии было условие, чтобы вместо Захаровой назначили Горбачеву. Я тоже считаю, что она была достойна быть вице-президентом. Горбачева грамотная, умная девушка. Да, у нее есть свои нюансы, но она знает гимнастику, любит ее и столько лет работала с нами. А Захарова на чемпионате Европы подходила к Горбачевой и просила снять Ковтуна с командных соревнований, чтобы мы ничего не выиграли. Это вице-президент федерации такое делает. Человек борется против своей страны. Это нормально?
– Расскажите подробнее об этой ситуации.
– Захарова на чемпионате Европы, где мы заняли первое место, вызвала к себе Горбачеву и говорила ей: "Сними Ковтуна с командных соревнований, чтобы они ничего не заняли. Потому что когда вы что-то завоюете, это будет Сартинскому". Та говорит: "Вы что, это будет нашей стране". И не дала согласие. Мы заняли первое место. Вдумайтесь, вице-президент спортивной гимнастики мужского отделения говорила такое. Так кто работает против страны? Где пятая колонна?
Она же все время говорит о девушках, вы же слышали. А вы посмотрите результаты, такие оценки. Мне очень хочется, чтобы у них что-то получилось и чтобы они росли. Но зачем говорить, что у мужчин все не так, я не понимаю. Мужчины съездили на 4 этапа, и привезли 8 медалей. Просто идет планомерное разрушение мужской гимнастики. Они хотят поставить всех своих, как сделали в Министерстве.

– Можете что-то рассказать о скандале с хищением средств на чемпионате Украины?
– Нет, я не знаю, что там именно было. Надо смотреть смету. 8,5 миллионов было потрачено на этот турнир. За такие деньги можно было спокойно купить, пожалуй, два комплекта гимнастического оборудования. У нас сейчас много залов, в которых совсем нет снарядов, приборы еще 1960-х – 1980-х годов. Так можно было это купить, чтобы развивать гимнастику. А мы куда потратили?
Там такие цифры стоят за перевозку, за установку снарядов. Я не знаю. У меня нет слов. Мы чемпионат Украины в Кропивницком проводим за 500 тысяч кажется. Это с судьями, проживанием, переездом, гостиницей. А здесь 8,5 млн. И для кого, понимаете? У нас сейчас нет столько гимнастов и такого уровня. Тем более, что в то время проходил, кажется, Кубок мира, поэтому основных гимнастов там не было.
– Захарова говорила, что за 8 лет, когда вы были вице-президентом, в мужской гимнастике было все развалено и ничего не было...
– Давайте посмотрим. За 8 лет, скажу так, только в Японии у нас не было медали. На всех остальных соревнованиях мы становились призерами. Сравните девушек и нас. Девушки даже командой не попадали на Олимпиаду с 2008 года. А мы все время проходили, несмотря на изменения состава, несмотря на потерю трех ведущих гимнастов в 2016 году. Все, что Захарова несет, надо делить на 100, даже не на 10.
Возможен ли компромисс? Давайте и меня уволим, и ее. Я согласен на это, лишь бы ее не было. Но она же на это не пойдет. И вы увидите, что будет в конце года, и куда мы попадем.
