Українська правда

Гран-при Сан-Паулу: гонка вблизи фавел

Getty Images
Гран-при Сан-Паулу: гонка вблизи фавел

Еще не утихли страсти вокруг крайне-спорного штрафа, который судьи выписали Максу Ферстаппену на Гран-при Мехико. Но сезон идёт дальше и на этих выходных новый этап чемпионата Формулы-1 принимает Бразилия на трассе "Интерлагос".

Отсутствие нормального гоночного темпа у Ред Булл продолжает держать всех в напряжении вокруг личного зачёта. Тем не менее, австрийская команда продолжает искать решение проблемы, чтобы помочь лидеру чемпионата остаться на первой строчке. Макс настроен решительно и намерен бороться до последнего, даже если дирекция гонки откровенно занимает сторону соперника.

Также ходят активные слухи о том, что Ферстаппену придётся менять силовую установку. Пока неизвестно, произойдёт ли это в Бразилии, или же на другой трассе. Тем не менее, в памяти сразу всплывает 2021 год. Тогда, так же на "Интерлагосе", главный соперник Макса – Льюис Хамильтон – установил на болид двигатель, который среди фанатов получил прозвище "ракетный".

Дело в том, что агрегат был рассчитан всего на три гонки, за счёт чего обладал значительно большей мощностью. Остаётся открытым вопрос – пойдёт ли сейчас Ред Булл по пути Мерседеса и изменит ли это как-то расстановку сил на трассе?

Гран-при Бразилии 2021: Льюис Хамильтон на Мерседесе с ракетным двигателем

Гран-при Бразилии 2021: Льюис Хамильтон на Мерседесе с "ракетным двигателем"

Getty Images

Не менее жаркая ситуация происходит в Кубке конструкторов. После Сингапура, казалось, что командный трофей уже в руках МакЛарена, однако после летней паузы нашли свой темп болиды Феррари. Скудерия уже вышла на вторую строчку и отставание составляет всего 29 очков. Если красные машины продолжат тенденцию двух прошедших этапов – то в скором времени нас может ждать очередная смена лидера в зачёте "конюшен"

Трасса "Интерлагос"

Расположен автодром в одноимённом городе, который находится в южном пригороде Сан-Паулу. Сама трасса была построена в ранний период автоспорта, еще до появления Формулы-1. Строительные работы начались в 1938 году, а в апреле 1939 трек был готов к эксплуатации.

Высота над уровнем моря – примерно 750 метров. На фоне недавней двухкилометровой высоты Мехико, это кажется немного, однако тут тоже можно наблюдать эффект более разреженного воздуха по сравнению с остальными этапами чемпионата.

За время своего существования, автодром пережил ряд реконструкций. В теперешней конфигурации он имеет 15 поворотов, а общая длина трека составляет 4309 метра. Относительно короткое кольцо часто становится причиной того, что пилоты мешают друг другу в квалификации. Движение болидов происходит против часовой стрелки, а пит-лейн расположен с левой стороны от основной трассы. Дистанция гонки – 71 круг.

Не смотря на столь долгую историю, "королевские гонки" с официальным Гран-при пожаловали на "Интерлагос" только в 1973 году. Под восторженные крики местной публики, домашнюю гонку тогда выиграл действующий на тот момент чемпион Эмерсон Фиттипальди, статистически лучший представитель своей нации (при 6 поулах имеет аж 14 побед, а значит личный рейтинг составляет невероятные 233%).

На данный момент, Бразилия приняла 50 этапов чемпионата мира, 40 их которых прошли на "Интерлагосе". (Еще 10 приняла другая трасса – "Жакарепагуа")

Также, следует отметить, что всего в нескольких сотнях метров от автодрома находятся знаменитые фавелы один из самых неблагоприятных районов города. Из-за чего, гонщикам и остальному персоналу Формулы-1 необходимо с особой осторожностью следить за своей безопасностью.

1994

Подробнее о ситуации, происходившие в те времена я писал в истории Эдриана Ньюи, который в тот период времени строил быстрейшие болиды для команды Вильямс. Успехи Найджела Мэнселла в 1992 и Алена Проста в 1993 привели к тому, что в надежде на бесплатный титул в команду перешёл главный "плохой парень" Формулы-1 – Айртон Сенна. Именно он и оказался на поуле в домашней гонке 1994.

Решительный вызов ему бросил молодой и талантливый немец – Михаэль Шумахер на Бенеттон. На первом отрезке оба ушли вперед, отрываясь от остальных по секунде за каждый круг и имежду ними разгорелась борьба за первое место. Важнейшим моментом стала волна пит-стопов на 21м круге, во время которой юный подопечный Флавио Бриаторе вышел вперед и проложил свой путь к победе.

Что же касается Сенны – даже не смотря на наличие быстрейшего болида от Эдриана Ньюи, бразилец не смог угнаться за немцем. А на 56м круге гонке Айртон допустил грубую ошибку в своём пилотаже, которая привела к развороту и дальнейшему сходу с дистанции.

Михаэль Шумахер на Гран-при Бразилии 1994

Михаэль Шумахер на Гран-при Бразилии 1994

Getty Images

После того как главный соперник выбыл с гонки, будущий "Красный Барон" спокойно доехал на первой позиции и первый шаг к чемпионскому титулу.

Еще одним запоминающимся событием стала авария с участием четырёх болидов "второго эшелона" на 35м круге. Эдди Ирвайн и проводивший свою первую гонку Йос Ферстаппен (отец Макса) приблизились к отстающему на круг Эрику Бернару. Нидерландец попробовал воспользоваться ситуацией и пойти в атаку.

Однако ирландец очень жестко закрыл калитку и попытался выдавить соперника на траву. В результате этого действия все трое гонщиков столкнулись. А несколькими секундами позже, неуправляемый болид Ферстаппена-старшего снёс еще и Мартина Брандла.

Не смотря на сразу четверной сход и множество обломков, здоровью пилотов ничего не угрожало Виновным был признан Ирваин, за что был отстранён на один этап, а после апелляции наказание было увеличено до пропуска трёх гонок.

2000

Второй полноценный сезон великого противостояния Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена. На тот момент оба гонщика уже были двукратными чемпионами. Гран-при Бразилии был вторым этапом чемпионата, но уже к тому моменту "Красный Барон" опережал своего главного соперника на целых 10 очков (напоминаю, что именно столько тогда давали за победу), что внушало немцу и его болельщикам определённый оптимизм с начала сезона.

Первый стартовый ряд на "Интерлагосе" заняли в полном составе болиды МакЛарен от Эдриана Ньюи. Шуми на своей Феррари занимал лишь третье поле на решетке. Тем не менее, после удачного старта он прошел Дэвида Култхарда и вышел на вторую позицию. Не откладывая дело в долгий ящик, Михаэль тут же начал прессинговать Мику в борьбе за лидерство и совершил обгон в начале второго круга.

Шумахер обгоняет Хаккинена в начале второго круга

Шумахер обгоняет Хаккинена в начале второго круга

Getty Images

Чуть позже стала понятная разница по стратегии: "серебряные стрелы" предпочли стратегию одной остановки, в то время как в Скудерии Росс Браун выбрал для своих пилотов план с двумя пит-стопами и начало заезда на более легких баках.

К моменту первого визита в боксы в конце 21-го круга, "Красный Барон" имел преимущество над ближайшим соперником уже в 18 секунд. Следует отметить, что во времена дозаправок, пилоты вынуждены были стоять в процессе пит-стопа в среднем от 7 до 12 секунд. А одной из особенностей "Интерлагоса" являются довольно длинные заезд и выезд на пит-лейн. Вернулся на трассу Шумахер позади своего соперника.

После 22-го круга гонку возглавил Хаккинен. Теперь уже у финна был более лёгкий болид, и он начал понемногу отъезжать вперед. Вполне возможно, зрителей бы ждала борьба за победу между двумя чемпионами. Однако на 30м круге в двигателе Мики начались проблемы с маслом, и лидер МакЛарена закончил гонку досрочно. Лишившись оппонента, Михаэль уверенно довёл дело до победы и удвоил преимущество в чемпионате.

2003

В связи с тропическим климатом, довольно часто на "Интерлагосе" случаются дождевые гонки, одна из которых была в 2003 году. Из-за неровного рельефа трассы, образовался целый ручей, который стекал в поворот под названием Curva do Sol (дословный перевод: солнечный поворот). Небольшой участок, который намного влажнее остальной части трассы, привёл к огромному количеству ошибок среди пилотов.

В одном и том же месте сошли на разных кругах треть гонщиков, включая самого "Красного Барона". А к следующему году на трассу были пригнаны экскаваторы с целью устранить повторение данной проблемы в дальнейшем.

Из-за погодных условий, начало гонки прошло под автомобилем безопасности. Под которым, кстати, совершил пит-стоп пилот Джордана – Джанкарло Физикелло. Как только был вывешен зелёный флаг – в лидеры вырвался Дэвид Култхард, а несколькими кругами позднее заезд возглавил Кими Райкконен.

Счёт сходам открыл пилот Заубера Ник Хайдфельд, который сумел спалить двигатель под тропическим ливнем. А с 15-го по 32й круг раз за разом происходили те самые сходы гонщиков в Curva do Sol. Такое количество сходов в одном участке трассы Формула-1 не знала со времен знаменитой "стены чемпионов" в Канаде 1999.

Разбитые болиды за ограждением в Curva do Sol

Разбитые болиды за ограждением в Curva do Sol

Getty Images

Благодаря очередному выезду машины безопасности, Култхард смог вернуть себе лидерство. На 44-м круге его прошел Рубенс Барикелло. Однако, счастье бразильца длилось недолго и на 46-м круге он сошел из-за проблем с подачей топлива. А шотландец, снова оказавшись первым, начал уверенно отрываться.

А дальше быстротечно случился ряд событий, который и решил исход гонки. На 52й круге, Култхард отправляется в боксы на дозаправку и возвращается четвёртым. Временным лидером же стал его напарник – Кими Райкконен. Однако на 53-м круге его обгоняет Джанкарло Физикелло, который прорывался всю гонку. Тем не менее, на тот момент основным фаворитом всё равно считался Дэвид, поскольку остальных пилотов еще ждали их остановки в боксах.

Однако, в конце 54-го круга, в финальной связке поворотов разбивает болид Марк Веббер, а чуть позже, проходивший свой 55-й круг, Фернандо Алонсо наезжает на обломки и попадает в еще более страшную аварию. Гонку решают остановить под красным флагом.

И пока болиды стояли на пит-лейте, загорелся Джордан Физикеллы. Это мог бы быть еще один сход, если бы случился рестарт, однако дирекция приняла решение больше возобновлять заезд. Поскольку гонщики прошли 75% дистанции, то это означало полный очки.

Джанкарло Физикелло объезжает обломки от болида Марка Веббера

Джанкарло Физикелло объезжает обломки от болида Марка Веббера

Getty Images

Согласно правил, если гонка заканчивается досрочно, то для формирования итогового протокола необходимо отмотать два круга. А поскольку судьи не только в недавней Мексике, но и во все времена принимали спорные решения, вместо проведения правильных расчётов, просто объявили победителем Райкконена, потому как он лидировал на момент начала 53-го круга.

И это привело к одному из самых странных подиумов в истории Формулы-1: Третья ступенька была вообще пустая, потому как на ней должен был стоять Фернандо Алонсо, однако он в этот момент получал помощь от врачей после своей аварии. А на второй ступеньке с недовольным лицом стоял пилот стоят пилот команды-середняка с крайне-недовольным видом – по сути у него украли победу.

После завершения этапа команда Джордан подала протест, указав на тот факт, что Джанкарло Физикелло успел начать 56-й круг перед самым моментом вывешивания красного флага. Это означало. Что протокол необходимо делать по началу 54, на котором уже итальянец возглавлял гонку. Результаты были пересмотрены и через две недели произошла торжественная передача кубка истинному победителю.

Спустя 2 недели, Джанкарло Физикелло получает свой победный кубок

Спустя 2 недели, Джанкарло Физикелло получает свой победный кубок

Getty Images

2006

Это год противостояния Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо. В том году Гран-при Бразилии завершал сезон. Полутора месяцами ранее, "Красный Барон" объявил о том, что заканчивает карьеру гонщика Формулы-1. И на "Интерлагосе", со слезами на глазах, фанаты наблюдали за последней гонкой великого маэстро.

Михаэль Шумахер и Пеле. Легенда автогонок держит памятный кубок, врученный легендой футбола

Михаэль Шумахер и Пеле. Легенда автогонок держит памятный кубок, врученный легендой футбола

Getty Images

Весь чемпионат шла напряженная борьба, однако последняя гонка, по сути, была лишь формальностью: после "японской трагедии", немец отставал от испанца на 10 очков. И лишь только чудо могло бы помочь "Красному Барону" закончить карьеру с титулом.

Но чуда не произошло. Более того, Гран-при Бразилии продолжил чёрную полосу для Шуми. Сначала он столкнулся с техническими проблемами в третьем сегменте квалификации и вынужден был стартовать десятым.

В гонке немец начал было прорываться, но вскоре Рено Джанкарло Физикелло (напарник Алонсо) уткнулся передним антикрылом в машину Шумахера, что привело к мгновенному проколу на болиде Феррари. Михаэлю пришлось почти целый круг хромать на повреждённом машине до боксов. Мало того, что вернулся в гонку он последним, так еще и буквально пару секунд отделяли его от статуса кругового.

Денный прецедент практически гарантировал то, что Шумахер уже не выиграет гонку, что, в свою очередь, означало то, что Алонсо станет чемпионом даже не закончит заезд. Тем не менее, судьи попросту проигнорировали случившееся. В адрес команды Рено не последовало абсолютно никаких санкций.

Понимая, что шансов не осталось даже на подиум, "Красный Барон" всё равно решил провести гонку ярко, как подобает настоящему легендарному пилоту. Всю оставшуюся часть заезда Шуми активно прорывался, обгоняя другие машины одну за одной. Последней "жертвой" разъярённого маэстро стал Кими Райкконен, которого Михаэль прошел за три круга до конца.

Что же касается лидеров гонки – Алонсо весьма спокойно и без лишнего риска финишировал вторым. А свою вторую победу в карьере одержал другой пилот Феррари – Фелипе Масса. По случаю домашнего этапа, бразилец выступал с особенном комбинезоне раскрашенным в национальные цвета.

Победитель гонки Фелипе Масса стоит на подиуме

Победитель гонки Фелипе Масса стоит на подиуме

Getty Images

Спустя 18 лет, Гран-при Бразилии 2006 до сих пор остаётся последней гонкой. В которой использовались шины двух разных производителей Bridgestone и Michelin. По окончанию сезона, французская фирма покинула "королевские гонки".

2007

В 2006 году в Бразилии не случалось чуда, но оно произошло годом спустя – в 2007. Гонка, которая до сих пор является во снах фанатам Феррари, ставшим ее свидетелям. Хотя в целом сезон складывался больше в пользу МакЛарена, на последнем этапе пилоты Скудерии сделали то, во что никто не верил. А подробнее про эту историю вы можете прочитать в недавней статье про Кими Райкконена.

2008

Третий год подряд гонка на "Интерлагосе" завершала сезон. И снова открытым оставался вопрос титула. Местный герой Фелипе Масса был вторым в чемпионате и сохранял небольшие шансы на титул. А то что случилось дальше – вошло в историю как одна из самых больших драм за весь период существования Формулы-1. Подробнее прочитать про "Бразильскую трагедию" вы можете в статье про домашние гонки пилотов:

2009

В том году статус последнего этапа отобрала трасса Яс-Марина в Абу-Даби. Теперь гонка на "Интерлагосе" стала предпоследней. Однако, это не помешало ей в четвёртый год подряд стать местом решающей битвы за титул. Перед стартом сразу трое пилотов оставались в официальной борьбе за чемпионство: Дженсон Баттон, Себастьян Феттель и Рубенс Барикелло. Хотя британец и являлся лидером турнирной таблицы, провал в дождевой квалификации оставлял множество вопросов. А подробнее про этот этап я писал в недавней статье про историю команды Браун GP.

2012

Сезон 2012 начинался как самый хаотичный в истории Формулы-1. За первые семь этапов было семь разных победителей. От части это произошло из-за того, что годом ранее производитель шин Pirelli сменил покинувшего "королевские гонки" Bridgestone. Даже сейчас итальянским колёсам далеко до той надёжности, которая была у японской резины. А тогда ситуация была просто катастрофической. Лишь к середине сезона команды начали понимать, как работать с этими покрышками, а первая половина чемпионата была настоящей лотереей.

К концу гоночного календаря определились два претендента на титул: Себастьян Феттель на невероятно-быстром болиде Ред Булл от Эдриана Ньюи и Фернандо Алонсо, который до последнего этапа как мог тянул на верх значительно уступающую в скорости Феррари. Разрыв в чемпионате составлял 13 очков в пользу немца. Шансы испанца казались весьма призрачными. Однако после того, как Сэбастьян проколол колесо в начале гонки и откатился в конец пелетона, у Фернандо и его фанатов заблестел лучик надежды.

Однако, чтобы воспользоваться проблемами у соперника, Алонсо необходимо было максимизировать прибыль – а значит побеждать. Однако, темп задавали два пилоты Макларена. А периодические заряды дождя окончательно смешивали все карты. А Феттель постепенно прорывался наверх. Последней "жертвой" молодого немца в борьбе за шестую позицию стал его именитый соотечественник Михаэль Шумахер, который вернулся в гонки в 2010, а в "Интерлагосе" снова повторно завершил карьеру.

Михаэль Шумахер поздравляет Себастьяна Феттеля с третьим титулом

Михаэль Шумахер поздравляет Себастьяна Феттеля с третьим титулом

Getty Images

По итогу гонки, свою последнюю победу в карьере одержал Дженсон Баттон. Алонсо финишировал вторым и проиграл титул Феттелю с разницей всего в 3 очка. От победителя гонки испанец отстал менее чем на три секунды…

2021

Один из самых скандальных сезонов в истории Формулы-1 до сих пор стоит в памяти большей части болельщиков. Весь чемпиона была борьба поколений – прошлого доминатора Льюиса Хамильтона и будущего – Макса Ферстаппена. Противостояние сопровождалось множеством интриг и спорных решений судей.

Включая гонку в Бразилии, которая теперь носила имя Гран-при Сан-Паулу, до конца чемпионата оставалось 4 этапа. После уверенной победы в высотной Мексике и доминировании Макса в Австрии (на высоте 640 метров), всем казалось, что на "Интерлагосе" преимущество должно быть у Ред Булл. Каково же было удивление, когда в квалификации инициатива оказалась на стороне Мерседеса. Преимущество Льюиса в финальном сегменте составило почти полсекунды.

По завершению заезда на машине британца было замечено, что его система DRS открывалась сильнее, нежели это установлено нормами регламента. Хотя ранее весь сезон судьи приняли множество весьма спорных решений в пользу семикратного чемпиона, но на тот раз восторжествовала справедливость – результат Хамильтона в квалификации был аннулирован и стартовать ему придётся с 20й позиции. Что же касается Макса Ферстаппена – он получил штраф в 50 тысяч долларов за то, что после окончания сессии потрогал болид соперника.

Следует отметить, что это был первый сезон существования спринтерских гонок и тогда они имели статус некоего промежутка между квалификацией и основной гонкой: стартовые позиции в воскресенье определялись по результатам субботнего заезда.

И одним из трёх этапов, проходивших в новом формате, была как раз гонка на "Интерлагосе". И это оказалось очень на руку британцу: за 24 круга он совершил 15 обгонов и поднялся на пятое место. С учётом штрафа за замену мотора это означало десятую позицию на старте в воскресенье.

Что же касается группы лидеров – первое место занял другой пилот Мерседеса – Вальтери Боттас и для него это было последним радостным моментом перед уходом из команды в конце сезона. А второе место занял Макс Ферстаппен, за которое получил еще 2 очка и увеличил свой отрыв в чемпионате до 21. Многим начало казаться, что титул уже в кармане. Но всего через сутки настроение поменялось кардинально.

Вальтери Боттас – победитель спринта в рамках Гран-при Бразилии 2021

Вальтери Боттас – победитель спринта в рамках Гран-при Бразилии 2021

Getty Images

На первом круге основной гонки два пилота Ред Булл вышли в лидеры. В это время Хамильтон довольно быстро прошел одного за другим оставшихся пилотов второго эшелона, а дальше на помощь пришла машина безопасности, которая полностью ликвидировала отрыв основных соперников. И с этого момента началась история еще одной драмы и скандала.

Если в спринте прорыв объяснялся тем, что борьба шла с машинами совершенно другой лиги, то теперь Льюис оказался вблизи Макса и Серхио. И теперь появилась возможность сравнить разницу в скорости между претендентами. И "ракетный двигатель", о котором я писал в начале этой статьи, обеспечивал огромное преимущество даже после того, как на болиде британца устранили избыточное открытие системы DRS.

Как только гонка была возобновлена, Хамильтон прошёл Переса как стоячего и устремился в погоню за Ферстаппеном. Несмотря на колоссальную разницу в темпе, Макс сражался как лев и отчаянно защищал свою позицию. А на 48 круге произошел эпизод, параллели с которым проводили многие зрители и журналисты неделю назад: понимая, что другого выхода не остаётся, нидерландец проехал мимо апекса и вместе с тем вывез своего соперника за трассу. Как и сейчас, тогда мнение зрителей разделились: одни говорили про опасность и грубость таких манёвров, а другие – про чемпионский характер гонщика.

Cражение Макса Ферстаппена и Льюиса Хамильтона за победу в гонке

Cражение Макса Ферстаппена и Льюиса Хамильтона за победу в гонке

Getty Images

Но все старания оказались напрасными – на 59-м круге невероятно быстрый болид Мерседеса вырвался вперед. И за оставшиеся 11 с небольшим кругов, Льюис оторвался более чем на 10 секунд.

Немного статистики

Больше всего побед в Бразилии имеет Ален Прост – 6. При этом, 5 из них были на трассе "Жакарепагуа" и лишь одна на "Интерлагосе".

Девять раз на Гран-при Бразилии одерживал победу местный пилот: по два раза Эмерсон Фиттипальди, Нельсон Пике, Айртон Сенна и Фелипе Масса, а также, один раз Карлус Пасе.

Если говорить конкретно за "Интерлагос", то самым успешным гонщиком является Михаэль Шумахер. "Красный Барон" барон побеждал тут 4 раза: в 1994, 1995, 2000 и 2002 годах. Также, он является единственным гонщиком, который делал это в двух разных столетиях.

А среди действующих пилотов, больше всего побед у Макса Ферстаппена: на данный момент, 3 (2019, 2021 и 2023)

Ответственный редактор – Денис Шаховец

Формула 1 статті