Украинская правда

Гран-при Монако-1984: день, когда мир впервые увидел "Человека дождя" Айртона Сенну

Гран-при Монако-1984: день, когда мир впервые увидел Человека дождя Айртона Сенну

В мире Формулы-1 есть гонки, которые определяют не только победителей, но и будущих легенд

Гран-при Монако 1984 года – именно такое событие. Под проливным дождем на узких улицах Монте-Карло молодой бразилец Айртон Сенна, за рулем скромного Тоулмена, совершил прорыв, который навсегда изменил ход истории "Королевы автоспорта".

За полгода до...

На конец 1983 года в автоспорте было сразу несколько молодых ярких талантов.

Айртон Сенна только что выиграл британскую Формулу-3, Мартина Брандла, которого собственно Сенна и победил, считали едва ли не мессией для Британии, неким Ландо Норрисом того времени, и немец Штефан Беллоф, который творил чудеса в гонках спорт прототипов в составе заводской команды Порше.

Айртон Сенна (справа), Мартин Брандл (слева)
Айртон Сенна (справа), Мартин Брандл (слева)

В межсезонье все трое тестировали болид Макларена, однако Рон Денис не рискнул посадить необстрелянную молодежь в чрезвычайно мощный болид. Авто с турбодвигателем требует кого-то более опытного. По крайней мере, так тогда считали руководители британской конюшни.

Он должен был стать первым немецким чемпионом: Штефан Беллоф  гений, который не состоялся

Сенна отдал предпочтение Тоулмену – команде, наверное, с самой слабой машиной. Брандл и Беллоф решили попробовать силы в Тиррелле. Детище "дяди Кена" (Кен Тиррелл – основатель и руководитель команды. – ред.) вообще использовали еще атмосферный двигатель coswort dfv.

Перед бурей: сезон, рождавший новую эру

Сезон Формулы-1 1984 года интриговал болельщиков еще до начала чемпионата.

В гонку вернулся двукратный чемпион мира Ники Лауда, который сел за руль Макларен – команды, которая, по прогнозам, должна была бороться за титул. Его напарником стал молодой, но уже грозный Ален Прост – француз, который со скандалом был уволен из Рено. Прост имел все шансы заявить о себе как о главном претенденте на титул – и стремился доказать это в каждой гонке.

Гонщики Макларена в сезоне 1984 - Ален Прост (слева) и Ники Лауда (справа)
Гонщики Макларена в сезоне 1984 - Ален Прост (слева) и Ники Лауда (справа)

Кроме того, в Формуле-1 произошли очередные изменения регламента: ограничения на расход топлива, новые турбодвигатели и усиленное внимание к безопасности на трассе. Большинство топ-команд уже перешло на турбомоторы, тогда как некоторые частные "конюшни", например Тоулмен или Тиррелл, пытались выживать в условиях новых технологических требований.

Но самое интересное было не в технике, а в людях. В пелотоне появился новичок из Бразилии – Айртон Сенна, который пришел в Формулу-1 после доминирования в британской Формуле-3. Его контракт с Тоулмен не обещал больших свершений: команда была малобюджетной, имела сомнительную надежность болида и не претендовала на победы. Тем не менее, те, кто видел Сенну в младших сериях, знали: он не будет отставать.

Пэт Симондс (слева) и Айртон Сенна в болиде Тоулмен
Пэт Симондс (слева) и Айртон Сенна в болиде Тоулмен
"Я никогда раньше не встречал человека с такой высокой самооценкой, Айртон был искренне уверен, что он – лучший в мире. Я слышал о таком раньше, но в реальности столкнулся впервые", – вспоминал Пэт Симондс, тогда конструктор команды Тоулмен.

Еще один новичок, немец Стефан Беллоф, присоединился, как уже мы отметили выше, к Тиррелл – единственной оставшейся команде с атмосферными двигателями Косворт. Его считали "скрытым алмазом" немецкого автоспорта, хотя на старте сезона мало кто серьезно воспринимал его как угрозу для фаворитов.

Штефан Беллоф, 1984 год
Штефан Беллоф, 1984 год

После пяти этапов сезона лидерами чемпионата, как и прогнозировалось, были Прост и Лауда, которые одержали по две победы.

Сенна и Беллоф боролись преимущественно с техническими проблемами и неопытностью, их выступления в середине пелотона уже привлекали внимание аналитиков. Но настоящий фурор произошел на шестом Гран-при сезона – этапе в Монако.

Монако всегда было уникальным. Уличная трасса в Монте-Карло не прощает ошибок, а гонка там – не только соревнование техники, а испытание характеров.

Еще не зная об этом, в 1984-м Монако готовилось к невероятному перформансу одного из величайших пилотов в истории, чья звезда засияла именно здесь.

Шторм в Монте-Карло: день, когда появился Сенна

3 июня 1984 года. Монако утопает в дожде. Ливень, начавшийся ночью, не утихает, и трасса превращается чуть ли не в каток. В таких условиях малейшая ошибка стоит не просто позиций – а целого болида и здоровья пилота. Именно в таких условиях и рождаются легенды.

Авария гонщиков Рено на Гран-при Монако-1984
Авария гонщиков Рено на Гран-при Монако-1984

Гонка стартовала под ливнем. Уже в первом повороте масштабную аварию устроили дебютанты команды Рено Патрик Тамбе и Дерек Уорик. Первый получил перелом ноги.

Интересный факт: Один из стюардов гонки все время поливал из шланга асфальт в тоннеле. Болиды были "обуты" в дождевую резину.

Стюард поливает асфальт в тоннеле на автодроме в Монако
Стюард поливает асфальт в тоннеле на автодроме в Монако

По итогам первого круга Прост удержал лидерство, добытое накануне, сразу за ним ехал Менсел на Лотусе, чуть позади гонщики Феррари – Микеле Альборето и Рене Арну. Авария помогла выйти на 6 место Ники Лауде, который в свой последний год часто проваливал квалификации (австриец так и не смог овладеть турбодвигателем), однако в гонках благодаря своему осторожному стилю управления боролся за подиумы.

А где-то далеко, на 13 месте, свое первое Гран-при Монако начал неизвестный широкой публике Айртон Сенна – в болиде Toleman, о надежности которого в паддоке иронично шутили. Еще дальше – 20-м – стартовал Штефан Беллоф на Тиррелл с атмосферным двигателем, который, казалось бы, не имеет шансов против мощных турбомонстров.

Штефан Беллоф за рулем Тиррелла, Монако-1984
Штефан Беллоф за рулем Тиррелла, Монако-1984

Однако дождь изменил все расклады.

Через несколько кругов Ники Лауда обгоняет Альборето, еще через пару – австриец обходит Арну.

В общем, ничего особенного, как для Монако, гонка как гонка. Только в дождь.

На 10 круге впервые в трансляцию попадает Айртон Сенна, который атакует чемпиона 1982-го Кеке Росберга. В это время Штефан Беллоф, который стартовал последним, уже 11-й.

Айртон Сенна атакует Кеке Росберга
Айртон Сенна атакует Кеке Росберга

Следует отметить, такому прорыву молодых гонщиков поспособствовала авария на первом круге.

На 11 круге Менсел атакует Проста и выходит в лидеры. Сразу же "Британский лев" показывает лучший круг.

Через мгновение Менсел (темный Лотус - слева) обгонит Проста
Через мгновение Менсел (темный Лотус - слева) обгонит Проста

Итак, после 12 стартовых кругов Менсел возглавляет пелотон, Прост – второй, Лауда – третий, Арну – четвертый, Росберг – пятый, Сенна – шестой.

Правда, для Мэнсела недолго музыка играла. Многострадальный гонщик умудрился разбить болид на подъеме "Казино". Глупая ошибка. Которых в карьере британца хватало. Классический Мэнсел... На момент схода на трассе оставалось всего 12 машин...

Вернемся к главному герою.

Сенна уже на первом круге начал творить чудеса. Он прорезал пелотон так, будто едет не первую гонку в Монте-Карло, а ездит здесь всю жизнь (в будущем бразилец поставил рекорд по количеству побед в Монако, который никто не побил до сих пор). Обгоны шли один за другим – без агрессии, но с абсолютной уверенностью. Бразилец проходил чемпионов, звезд, на бумаге технически более сильных соперников. Его болид, хоть и уступал в скорости, буквально танцевал на воде – без лишних движений, с пугающей органичностью.

Айртон Сенна
Айртон Сенна

Пока все внимание было приковано к лидерам, Айртон Сенна дожал Росберга, легко прошел Арну и бросился в погоню за Лаудой. Несколько кругов, и Сенна без особых проблем проходит австрийца. Бразилец уже второй. С 13-й позиции. На Тоулмене.

Получив оперативное пространство, 24-летний уроженец Сан-Паулу начал штамповать лучшие круги...

И в это самое время из тени выходит еще один призрак – немец Штефан Беллоф.

Молодой немец также прорывался вперед, не так стремительно, но так же решительно. На 20 круге он уже был третьим, обогнав именитых соперников. Его лихой стиль и поздние торможения поражали даже скептиков.

Пока мир с удивлением наблюдал за чудесами от Сенны, Беллоф обошел Росберга, а затем – Арну. Немец уже третий. Да, да. За пару кругов до того, Ники Лауда ошибся и сошел с дистанции.

Прост, несмотря на комфортное лидерство на старте, начинает нервничать. Сенна приближался стремительно. С 30-секундного отставания оставалось уже менее десяти, потом пять... потом три. В Макларене понимали, еще несколько кругов – и француз потеряет лидерство.

В этом месте должен быть ликбез для молодых и юных поклонников Формулы-1. Представьте, если бы сейчас Габриэль Бортолето на Заубере стартует в Монако с 13 позиции (что уже трудно), начинает проходить один за другим гонщиков на мощных и надежных машинах, среди которых два (Алонсо и Гамильтон) чемпиона мира и начинает просто съедать полуминутное отставание от Макса Ферстаппена. А Беллоф – это Джек Дуэн на Альпине...

Директор гонки Жаки Икс останавливает гонку
Директор гонки Жаки Икс останавливает гонку

На 31 круге появился красный флаг. Гонку остановили из-за чрезмерного ливня. Хотя дождь шел всю гонку! Решение вызывает вопросы. Почему именно сейчас? Почему не раньше?

Формально – из соображений безопасности. Но позже окажется, что решение принял Жаки Икс – директор гонки, который имел связи с Порше. А Макларен как раз использовал двигатели от немецкого производителя.

Прост одержал победу, Сенна занял второе место, Беллоф – третье.

Відеозапис Гран-прі Монако-1984

Айртон Сенна искренне считал, что у него просто украли победу.

"Что они сделали? Почему? Впервые у меня были такие же шины, как у других... Они украли у меня эту победу!"
Айртон Сенна (справа) несмотря на протокол пришел на награждение
Айртон Сенна (справа) несмотря на протокол пришел на награждение

Сенна считал себя победителем и пошел, нарушая протокол, за своим кубком. Тогда в Монако не было подиума, а на балкон к Князю должен был подниматься только победитель.

Еще более недоволен был Кен Тиррелл. Он, небезосновательно, считал, что Штефан Беллоф выиграл бы ту гонку.

Кен Тиррелл (слева) со Штефаном Беллофом
Кен Тиррелл (слева) со Штефаном Беллофом

В конце сезона результаты Беллофа и команды были аннулированы – выяснилось, что Тиррелл проводила незаконные эксперименты с весом автомобиля. Правда, история – довольно "мутная". Несмотря на это, результаты гонки в Монако так и не были пересмотрены. Пилоты Тиррелла обозначены как дисквалифицированные, а их места в протоколе так никто и не занял.

Итоговый протокол Гран-при Монако 1984 года
Итоговый протокол Гран-при Монако 1984 года

История не терпит условностей. Мы уже никогда не узнаем, как завершилась бы та гонка.

Помните инженера Тоулмен Пэта Симондса, о котором мы упоминали в начале? Так вот, спустя много лет он рассказал, что после гонки в болиде Сенны обнаружили трещину в подвеске.

Настоящим же героем Монако стал не тот, кто оказался на высшей ступеньке пьедестала почета...

3 июня 1984 года на мировом автогоночном небосклоне взошла новая звезда, звезда "Человека дождя"!

Айртон Сенна за рулем Тоулмена
Айртон Сенна за рулем Тоулмена

Для Штефана Беллофа тот подиум стал первым и последним в жизни.

1 сентября 1985 года во время 1000-километрового марафона на трассе Спа-Франкоршам Штефан попал в гоночную катастрофу: на 78 круге немец преследуя Жаки Икса, того самого, который годом ранее лишил его возможности побороться за победу в Монако, попытался пролезть в щель в том самом повороте "Красная вода". На этот раз не прокатило. Столкновение. В результате аварии обе машины вспыхнули.

Смертельная авария Штефана Беллофа, 1985 год
Смертельная авария Штефана Беллофа, 1985 год

Через час из медицинского центра пришла новость о смерти Штефана Беллофа.

Мартин Брандл будет гонять в "Королевских гонках" до 1996 года, не выиграет ни одного Гран-при и построит прекрасную карьеру на телевидении.

В паддоке говорят, что Брандл так и не смог оправиться после поражения от Сенны в 1983-м... Бразилец тогда уничтожил британца ментально.

Айртон Сенна станет трехкратным чемпионом мира, о его противостоянии с Простом будут слагать легенды, выиграет множество Гран-при, установит "вечный" рекорд Монако и трагически погибнет в повороте Тамбурелло в Имоле.

Лучший круг в истории и унижение Проста: легендарная гонка Сенны на Гран-при Европы-1993

Гонка, которая изменила все

Монако-1984 оставило больше вопросов, чем ответов. Формально победил Ален Прост. Благодаря остановке по красному флагу, он получил половину (по тогдашнему регламенту) очков – что позже станет ключевым: в конце сезона он проиграет чемпионство Ники Лауде... всего на пол-очка. Ирония судьбы: если бы гонку не остановили – и Прост финишировал вторым, стал бы чемпионом мира.

"Гран-при Монако 1984-го стало моим проклятием", – вспоминал позже легендарный француз.

Здесь важно сказать, что Прост последние несколько кругов перед остановкой гонки сигнализировал руками судьям, требуя у тех остановить заезд.

Но главным достижением Гран-при Монако стало не это.

На следующий день все автоспортивные мировые СМИ писали только об одном пилоте – Айртоне Сенне. Он не выиграл гонку, но его прорыв с 13 места, его способность держать темп и обгонять фаворитов в таких сложных условиях стали настоящим откровением для мира Формулы-1. Такого автоспорт еще не видел...

"Сенна, благословенный (и проклятый) туннельным зрением, был жаждущим успеха, однако время на его стороне, и я верю, что его день наступит очень скоро", – написал журналист Алан Генри.

И пусть формально противостояние Сенны и Проста начнется несколькими годами позже, фундамент, первые ростки соперничества двух выдающихся пилотов были заложены именно тогда.

Монако-1984: больше, чем просто гонка

Сенна тогда не выиграл гонку, однако именно в Монако он получил то, что стоит больше очков в зачете – он получил веру и уверенность. Любовь фанатов, аналитиков и самой Формулы-1. Веру в то, что перед ними – нечто большее, чем просто гонщик. Веру в чудеса.

Гран-при Монако 1984 года остался в истории не из-за протокола. Его не пересказывают в цифрах. Это был момент, когда Формула-1 открыла новую эру – эру Айртона Сенны. Это была гонка, которая подарила нам взгляд в будущее Королевских автогонок. Гонка, которая зажгла одну из самых ярких спортивных звезд в истории.

И ради таких моментов мы и смотрим Формулу-1.