Гран-при Монако-1984: день, когда мир впервые увидел "Человека дождя" Айртона Сенну

В мире Формулы-1 есть гонки, которые определяют не только победителей, но и будущих легенд
Гран-при Монако 1984 года – именно такое событие. Под проливным дождем на узких улицах Монте-Карло молодой бразилец Айртон Сенна, за рулем скромного Тоулмена, совершил прорыв, который навсегда изменил ход истории "Королевы автоспорта".
За полгода до...
На конец 1983 года в автоспорте было сразу несколько молодых ярких талантов.
Айртон Сенна только что выиграл британскую Формулу-3, Мартина Брандла, которого собственно Сенна и победил, считали едва ли не мессией для Британии, неким Ландо Норрисом того времени, и немец Штефан Беллоф, который творил чудеса в гонках спорт прототипов в составе заводской команды Порше.

В межсезонье все трое тестировали болид Макларена, однако Рон Денис не рискнул посадить необстрелянную молодежь в чрезвычайно мощный болид. Авто с турбодвигателем требует кого-то более опытного. По крайней мере, так тогда считали руководители британской конюшни.
Он должен был стать первым немецким чемпионом: Штефан Беллоф – гений, который не состоялся
Сенна отдал предпочтение Тоулмену – команде, наверное, с самой слабой машиной. Брандл и Беллоф решили попробовать силы в Тиррелле. Детище "дяди Кена" (Кен Тиррелл – основатель и руководитель команды. – ред.) вообще использовали еще атмосферный двигатель coswort dfv.
Перед бурей: сезон, рождавший новую эру
Сезон Формулы-1 1984 года интриговал болельщиков еще до начала чемпионата.
В гонку вернулся двукратный чемпион мира Ники Лауда, который сел за руль Макларен – команды, которая, по прогнозам, должна была бороться за титул. Его напарником стал молодой, но уже грозный Ален Прост – француз, который со скандалом был уволен из Рено. Прост имел все шансы заявить о себе как о главном претенденте на титул – и стремился доказать это в каждой гонке.

Кроме того, в Формуле-1 произошли очередные изменения регламента: ограничения на расход топлива, новые турбодвигатели и усиленное внимание к безопасности на трассе. Большинство топ-команд уже перешло на турбомоторы, тогда как некоторые частные "конюшни", например Тоулмен или Тиррелл, пытались выживать в условиях новых технологических требований.
Но самое интересное было не в технике, а в людях. В пелотоне появился новичок из Бразилии – Айртон Сенна, который пришел в Формулу-1 после доминирования в британской Формуле-3. Его контракт с Тоулмен не обещал больших свершений: команда была малобюджетной, имела сомнительную надежность болида и не претендовала на победы. Тем не менее, те, кто видел Сенну в младших сериях, знали: он не будет отставать.

"Я никогда раньше не встречал человека с такой высокой самооценкой, Айртон был искренне уверен, что он – лучший в мире. Я слышал о таком раньше, но в реальности столкнулся впервые", – вспоминал Пэт Симондс, тогда конструктор команды Тоулмен.
Еще один новичок, немец Стефан Беллоф, присоединился, как уже мы отметили выше, к Тиррелл – единственной оставшейся команде с атмосферными двигателями Косворт. Его считали "скрытым алмазом" немецкого автоспорта, хотя на старте сезона мало кто серьезно воспринимал его как угрозу для фаворитов.

После пяти этапов сезона лидерами чемпионата, как и прогнозировалось, были Прост и Лауда, которые одержали по две победы.
Сенна и Беллоф боролись преимущественно с техническими проблемами и неопытностью, их выступления в середине пелотона уже привлекали внимание аналитиков. Но настоящий фурор произошел на шестом Гран-при сезона – этапе в Монако.
Монако всегда было уникальным. Уличная трасса в Монте-Карло не прощает ошибок, а гонка там – не только соревнование техники, а испытание характеров.
Еще не зная об этом, в 1984-м Монако готовилось к невероятному перформансу одного из величайших пилотов в истории, чья звезда засияла именно здесь.
Шторм в Монте-Карло: день, когда появился Сенна
3 июня 1984 года. Монако утопает в дожде. Ливень, начавшийся ночью, не утихает, и трасса превращается чуть ли не в каток. В таких условиях малейшая ошибка стоит не просто позиций – а целого болида и здоровья пилота. Именно в таких условиях и рождаются легенды.

Гонка стартовала под ливнем. Уже в первом повороте масштабную аварию устроили дебютанты команды Рено Патрик Тамбе и Дерек Уорик. Первый получил перелом ноги.
Интересный факт: Один из стюардов гонки все время поливал из шланга асфальт в тоннеле. Болиды были "обуты" в дождевую резину.

По итогам первого круга Прост удержал лидерство, добытое накануне, сразу за ним ехал Менсел на Лотусе, чуть позади гонщики Феррари – Микеле Альборето и Рене Арну. Авария помогла выйти на 6 место Ники Лауде, который в свой последний год часто проваливал квалификации (австриец так и не смог овладеть турбодвигателем), однако в гонках благодаря своему осторожному стилю управления боролся за подиумы.
А где-то далеко, на 13 месте, свое первое Гран-при Монако начал неизвестный широкой публике Айртон Сенна – в болиде Toleman, о надежности которого в паддоке иронично шутили. Еще дальше – 20-м – стартовал Штефан Беллоф на Тиррелл с атмосферным двигателем, который, казалось бы, не имеет шансов против мощных турбомонстров.

Однако дождь изменил все расклады.
Через несколько кругов Ники Лауда обгоняет Альборето, еще через пару – австриец обходит Арну.
В общем, ничего особенного, как для Монако, гонка как гонка. Только в дождь.
На 10 круге впервые в трансляцию попадает Айртон Сенна, который атакует чемпиона 1982-го Кеке Росберга. В это время Штефан Беллоф, который стартовал последним, уже 11-й.

Следует отметить, такому прорыву молодых гонщиков поспособствовала авария на первом круге.
На 11 круге Менсел атакует Проста и выходит в лидеры. Сразу же "Британский лев" показывает лучший круг.

Итак, после 12 стартовых кругов Менсел возглавляет пелотон, Прост – второй, Лауда – третий, Арну – четвертый, Росберг – пятый, Сенна – шестой.
Правда, для Мэнсела недолго музыка играла. Многострадальный гонщик умудрился разбить болид на подъеме "Казино". Глупая ошибка. Которых в карьере британца хватало. Классический Мэнсел... На момент схода на трассе оставалось всего 12 машин...
Вернемся к главному герою.
Сенна уже на первом круге начал творить чудеса. Он прорезал пелотон так, будто едет не первую гонку в Монте-Карло, а ездит здесь всю жизнь (в будущем бразилец поставил рекорд по количеству побед в Монако, который никто не побил до сих пор). Обгоны шли один за другим – без агрессии, но с абсолютной уверенностью. Бразилец проходил чемпионов, звезд, на бумаге технически более сильных соперников. Его болид, хоть и уступал в скорости, буквально танцевал на воде – без лишних движений, с пугающей органичностью.

Пока все внимание было приковано к лидерам, Айртон Сенна дожал Росберга, легко прошел Арну и бросился в погоню за Лаудой. Несколько кругов, и Сенна без особых проблем проходит австрийца. Бразилец уже второй. С 13-й позиции. На Тоулмене.
Получив оперативное пространство, 24-летний уроженец Сан-Паулу начал штамповать лучшие круги...
И в это самое время из тени выходит еще один призрак – немец Штефан Беллоф.
Молодой немец также прорывался вперед, не так стремительно, но так же решительно. На 20 круге он уже был третьим, обогнав именитых соперников. Его лихой стиль и поздние торможения поражали даже скептиков.
Пока мир с удивлением наблюдал за чудесами от Сенны, Беллоф обошел Росберга, а затем – Арну. Немец уже третий. Да, да. За пару кругов до того, Ники Лауда ошибся и сошел с дистанции.
Прост, несмотря на комфортное лидерство на старте, начинает нервничать. Сенна приближался стремительно. С 30-секундного отставания оставалось уже менее десяти, потом пять... потом три. В Макларене понимали, еще несколько кругов – и француз потеряет лидерство.
В этом месте должен быть ликбез для молодых и юных поклонников Формулы-1. Представьте, если бы сейчас Габриэль Бортолето на Заубере стартует в Монако с 13 позиции (что уже трудно), начинает проходить один за другим гонщиков на мощных и надежных машинах, среди которых два (Алонсо и Гамильтон) чемпиона мира и начинает просто съедать полуминутное отставание от Макса Ферстаппена. А Беллоф – это Джек Дуэн на Альпине...

На 31 круге появился красный флаг. Гонку остановили из-за чрезмерного ливня. Хотя дождь шел всю гонку! Решение вызывает вопросы. Почему именно сейчас? Почему не раньше?
Формально – из соображений безопасности. Но позже окажется, что решение принял Жаки Икс – директор гонки, который имел связи с Порше. А Макларен как раз использовал двигатели от немецкого производителя.
Прост одержал победу, Сенна занял второе место, Беллоф – третье.
Айртон Сенна искренне считал, что у него просто украли победу.
"Что они сделали? Почему? Впервые у меня были такие же шины, как у других... Они украли у меня эту победу!"

Сенна считал себя победителем и пошел, нарушая протокол, за своим кубком. Тогда в Монако не было подиума, а на балкон к Князю должен был подниматься только победитель.
Еще более недоволен был Кен Тиррелл. Он, небезосновательно, считал, что Штефан Беллоф выиграл бы ту гонку.

В конце сезона результаты Беллофа и команды были аннулированы – выяснилось, что Тиррелл проводила незаконные эксперименты с весом автомобиля. Правда, история – довольно "мутная". Несмотря на это, результаты гонки в Монако так и не были пересмотрены. Пилоты Тиррелла обозначены как дисквалифицированные, а их места в протоколе так никто и не занял.

История не терпит условностей. Мы уже никогда не узнаем, как завершилась бы та гонка.
Помните инженера Тоулмен Пэта Симондса, о котором мы упоминали в начале? Так вот, спустя много лет он рассказал, что после гонки в болиде Сенны обнаружили трещину в подвеске.
Настоящим же героем Монако стал не тот, кто оказался на высшей ступеньке пьедестала почета...
3 июня 1984 года на мировом автогоночном небосклоне взошла новая звезда, звезда "Человека дождя"!

Для Штефана Беллофа тот подиум стал первым и последним в жизни.
1 сентября 1985 года во время 1000-километрового марафона на трассе Спа-Франкоршам Штефан попал в гоночную катастрофу: на 78 круге немец преследуя Жаки Икса, того самого, который годом ранее лишил его возможности побороться за победу в Монако, попытался пролезть в щель в том самом повороте "Красная вода". На этот раз не прокатило. Столкновение. В результате аварии обе машины вспыхнули.

Через час из медицинского центра пришла новость о смерти Штефана Беллофа.
Мартин Брандл будет гонять в "Королевских гонках" до 1996 года, не выиграет ни одного Гран-при и построит прекрасную карьеру на телевидении.
В паддоке говорят, что Брандл так и не смог оправиться после поражения от Сенны в 1983-м... Бразилец тогда уничтожил британца ментально.
Айртон Сенна станет трехкратным чемпионом мира, о его противостоянии с Простом будут слагать легенды, выиграет множество Гран-при, установит "вечный" рекорд Монако и трагически погибнет в повороте Тамбурелло в Имоле.
Лучший круг в истории и унижение Проста: легендарная гонка Сенны на Гран-при Европы-1993
Гонка, которая изменила все
Монако-1984 оставило больше вопросов, чем ответов. Формально победил Ален Прост. Благодаря остановке по красному флагу, он получил половину (по тогдашнему регламенту) очков – что позже станет ключевым: в конце сезона он проиграет чемпионство Ники Лауде... всего на пол-очка. Ирония судьбы: если бы гонку не остановили – и Прост финишировал вторым, стал бы чемпионом мира.
"Гран-при Монако 1984-го стало моим проклятием", – вспоминал позже легендарный француз.
Здесь важно сказать, что Прост последние несколько кругов перед остановкой гонки сигнализировал руками судьям, требуя у тех остановить заезд.
Но главным достижением Гран-при Монако стало не это.
На следующий день все автоспортивные мировые СМИ писали только об одном пилоте – Айртоне Сенне. Он не выиграл гонку, но его прорыв с 13 места, его способность держать темп и обгонять фаворитов в таких сложных условиях стали настоящим откровением для мира Формулы-1. Такого автоспорт еще не видел...
"Сенна, благословенный (и проклятый) туннельным зрением, был жаждущим успеха, однако время на его стороне, и я верю, что его день наступит очень скоро", – написал журналист Алан Генри.
И пусть формально противостояние Сенны и Проста начнется несколькими годами позже, фундамент, первые ростки соперничества двух выдающихся пилотов были заложены именно тогда.
Монако-1984: больше, чем просто гонка
Сенна тогда не выиграл гонку, однако именно в Монако он получил то, что стоит больше очков в зачете – он получил веру и уверенность. Любовь фанатов, аналитиков и самой Формулы-1. Веру в то, что перед ними – нечто большее, чем просто гонщик. Веру в чудеса.

Гран-при Монако 1984 года остался в истории не из-за протокола. Его не пересказывают в цифрах. Это был момент, когда Формула-1 открыла новую эру – эру Айртона Сенны. Это была гонка, которая подарила нам взгляд в будущее Королевских автогонок. Гонка, которая зажгла одну из самых ярких спортивных звезд в истории.
И ради таких моментов мы и смотрим Формулу-1.