Українська правда

От дешевых за кино до дорогих за морской круиз: Как дорожали билеты на матчи Евро. Часть 1

От дешевых за кино до дорогих за морской круиз: Как дорожали билеты на матчи Евро. Часть 1

Желание заработать на шоу – естественное желание того, кто его устраивает. Футбол не исключение. С каждым последующим чемпионатом Европы УЕФА делает все, что конвертировать его в сверхприбыль. Правда, от жажды обогатиться страдают в первую очередь болельщики, которым приходится платить с каждым циклом все больше. Хотя было время…

Увидеть легенду и не обанкротиться

В начале 60-х годов цены на футбольные матчи не были заоблачными. Например, в Англии билеты на стадионы не стоили "всех" денег. Самый дорогой сидящий билет на домашний матч Манчестер Юнайтед, в составе которого зажигал легендарный сэр Бобби Чарльтон, можно было приобрести за 40 пенсов. В те времена это две пачки сигарет или пять пинтов пива (2,84 литра). Тогда в Британии средняя зарплата варьировалась от 4 до 12 фунтов в неделю. А самый дешевый стоячий стоил всего 17,5 пенса. Нынешним болельщикам манкунианцев такая стоимость билетов на Олд Траффорд может только присниться.

Такая же ситуация была и в других странах. Например, за билет первого класса на матч группового турнира Олимпиады-1960 в Риме нужно было выложить 3 тысячи лир при средней зарплате по стране в то время 47 тысяч в месяц.

Во Франции, где проходил финал первого чемпионата футбола, при среднем доходе на уровне 9900 франков в месяц, билеты на футбольные матчи стоили от 600 до 1000 франков. Конечно, на матче Евро-1960 средняя цена доходила и до 2 тысяч франков, однако большой резонанс турнир не вызвал. Финальный матч, в котором советская сборная победила команду Югославии со счетом 2:1, собрал на Парк де Пренс в Париже всего 18 тыс. зрителей, а матч за 3 место на марсельском Велодроме всего 9,5 тыс. Средняя посещаемость Евро-1960 составила 19,8 тыс. зрителей за игру.

На следующем чемпионате Европы в 1964 году средняя посещаемость выросла до 39 тыс. зрителей за четыре матча. Однако львиная доля (почти 80 тысяч) пришла на финальный матч между испанцами и советскими футболистами, в котором хозяева турнира победили 2:1 на Сантьяго Бернабеу. Следует отметить, что полуфинальный матч на этом же стадионе с участием сборной Испании собрал всего 39 тысяч. На этом же турнире был установлен антирекорд посещаемости матчей за 3 место. За игрой между венграми и датчанами на Камп Ноу в Барселоне наблюдали всего 3,9 тыс. болельщиков.

В таких условиях говорить о спекулянтах не приходилось. Цена на билеты в 1960-х колебалась в пределах нескольких долларов в пересчете с местной валюты.

Следующий чемпионат Европы в 1968 году не изменил тенденции. Достаточно сказать, что на финал на Стадио Олимпико в Риме болельщиков было на 13 тыс. больше, чем когда финал переигрывали. Дело в том, что Италия и Югославия сыграли вничью, а в серии пенальти тогда еще не было. Средняя посещаемость выросла до 52,1 тыс. зрителей, но если в Риме стадион был заполнен, то во Флоренции, где проходил один из полуфиналов – нет.

Аналогичная ситуация сложилась в Бельгии через четыре года. Средняя посещаемость матчей составила 30,5 тысяч зрителей. Да, цены на матчи колебались уже в пределах 10 долларов, но безумного спроса на билеты не было.

Ситуация изменилась в Югославии в 1976 году. Средняя зарплата в стране тогда была на уровне 1570 динаров, а билеты на полуфинальные матчи колебались от 150 до 250 югославских динаров и выше 300 динаров на финал. Отдать пятую часть зарплаты за футбольный билет при бешеной инфляции могли позволить себе не все. Средняя посещаемость матчей в итоге составила 26,5 тысячи зрителей за игру.

Официальный курс местной валюты того времени был искусственно установлен властями – 12,5 динаров за доллар. Но реальный составлял около 17,5 динаров. То есть цена на право попасть на решающие матчи Евро-1976 уже составлялась от 15 долларов и выше. Однако на фоне других чемпионатов Европы это было скорее исключением, чем закономерностью.

Челентано против Дзоффа

Сегодня трудно поверить, что было время, когда у итальянцев на первом месте было кино, а не футбол. Это сейчас средняя цена на билеты в кинотеатр стоит 8 евро, а на футбол от 20 евро. А более 40 лет назад, когда Италия принимала очередной футбольный чемпионат, билет на фильм с участием местных звезд кинематографа стоил 4000 лир (3,5 евро на нынешние деньги), а на футбол всего 3500 лир (3 евро). И хотя культовый фильм с участием Адриано Челентано и Орнеллой Мути "Укрощение строптивого" вышел в прокат только в декабре 1980 года, к тому времени они уже были на пике популярности. И были более интересны публике, чем Дино Дзофф или Пауло Росси, которые за два года привели итальянцев к победе на чемпионате мира.

Дино Дзофф, фото: GettyImages

Дино Дзофф, фото: GettyImages

Конечно, во время самого Евро билеты на футбол стоили в 3-5 раз дороже, чем на местные матчи и в кино, но это были не те цифры, которые позволяли бы зарабатывать УЕФА. Тем более что средняя посещаемость матчей составляла 24,7 тыс. зрителей.

Во Франции на Евро-1984 билет на центральную трибуну на групповой стадии турнира стоил от 110 до 130 франков (16,5 евро и 19,5 Евро по нынешним ценам). Ну а в финал выросли до 200 франков (30 евро) и выше. Несмотря на это, по сравнению с итальянским турниром, интерес зрителей значительно вырос – до 39,9 тыс. в среднем за игру.

В Германии в 1988 году стоимость билета в угловой сектор Олимпийского стадиона в Мюнхене на финал, в котором Гуллит и ван Бастен забили в ворота советской сборной и принесли титул голландцам, стоил 83 немецких марки (около 40 евро сейчас). На центральные трибуны – до 150 марок (73 евро). Зато средняя посещаемость просто зашкаливала – 59,9 тыс. зрителей за игру.

Гуллит на Евро-1988. Фото: Getty Images

Гуллит на Евро-1988. Фото: Getty Images

В Швеции просто не было таких больших стадионов. Потому и зрителей пришло в итоге меньше – 28,7 тыс. в среднем за игру. Чемпионат Европы 1992 года проходил уже при другой маркетинговой стратегии УЕФА, где все было максимально коммерциализировано. К тому же Швеция всегда была одной из самых дорогих стран Старого света, где цены на все были высокими. Так случилось и с футбольным Евро. К примеру, средняя стоимость билета на матч группового турнира составляла 450 шведских крон, или по нынешним меркам 60 евро. Это за билеты первой категории. В противоположность можно сказать, что билет пятой категории на матч открытия с участием сборных Швеции и Франции можно было купить и за 275 крон (37 евро). Прибыль УЕФА от проведения турнира составила 3,7 млн. евро.

Продолжение следует...

Олег Тихолиз, для Чемпиона

Євро Євро-2024 з футболу