Украинская правда

Последний финал Пушкаша, "катализатор" шубного скандала Динамо и трофейная засуха: что нужно знать о Панатинаикосе

Getty Images
Последний финал Пушкаша, катализатор шубного скандала Динамо и трофейная засуха: что нужно знать о Панатинаикосе

После триумфальной победы над Бешикташем Шахтер в квалификации Лиги Европы должен будет сыграть с Панатинаикосом. Чемпион подготовил представление известного греческого клуба.

В новом сезоне писать представления соперников Шахтера для мультиспортивного сайта особенно приятно и уместно, ведь каждый из них – часть мультиспортивной империи.

Ильвес вообще больше хоккейная, чем футбольная команда. Бешикташ, при всем уважении к регалиям к футбольной секции "орлов", лидирует по титулам именно в гандболе. Ну а Панатинаикос – клуб, основанный гимнастами, которые даже не предполагали концентрацию на чем-то одном.

Начало начал: Олимпиады как путь к развитию

История "клеверных" близка нам именно сейчас – потому что их основал человек, посвятивший жизнь военной службе. Йоргос Калафатис принял участие в Балканских войнах и Первой мировой, дослужился до звания контр-адмирала – но это было потом, а в 1908 году 18-летний Калафатис был возмущен, что в афинском клубе Панеллиниос сократили футбольную секцию.

Йоргос вместе с 40 единомышленниками ушел из этого клуба и основал "Всеафинский атлетический клуб". На греческом это "Panathinaikos Athlitikos Omilos", что и обусловило аббревиатуру ПАО, которой очень часто называют афинян. Впоследствии он и играл, и тренировал клуб, приведя "клеверных" к трем чемпионским титулам.

Более того, Калафатис очень много сил и нервов вложил в развитие новых секций клуба. Например, в 1919 году он играл за сборную Греции на турнире в Париже – и там собрал информацию о волейболе и баскетболе, видах, которые тогда были неизвестны на его родине.

Результат? По возвращении в Афины Йоргос основал соответствующие секции, и сейчас баскетбольный Панатинаикос – семикратный победитель Кубка чемпионов (национальный рекорд) и 38-кратный чемпион страны, а "клеверные" волейболисты по крайней мере дома взяли 21 титул.

Кстати, почему "клеверные"? Версий появления на эмблеме ПАО этого листка две – и обе связаны с другими видами спорта. По одной, греков восхитил бегун Билли Шеринг на Олимпиаде-1906*, выигравший марафон в футболке с большим ирландским трилистником. Самое интересное, что Шеринг на турнире представлял Канаду – он просто так напомнил о своем происхождении!

По другой версии, эмблему клуба предложил один из самых выдающихся его членов: Михалис Папазоглу, который прославился в метании копья и диска. Клевер был изображен на эмблеме предыдущей его команды.

Александр Маккензи Каннингем / Библиотека и архивы Канады

* – многие возмутятся: как "1906", если Олимпиады были в 1904-м и 1908-м? А вот такая задумка была у Кубертена: проводить игры раз в два, а не четыре года! "Внеочередные" Игры состоялись в Афинах – и, в дополнение, там же должны были состояться и "Внеочередные" игры-1910, но глубочайший социальный кризис на Балканах, приведший к Первой мировой, заставил отказаться от этой идеи. Даже рекорды Олимпиады-1906 сейчас не учитываются как официальные – но тогда это было большое событие, за Шеринга сам принц Греции болел на последнем круге.

Конечно же, огромная часть истории Панатинаикоса – это соперничество с Олимпиакосом. Его называют "Дерби вечных врагов" – и это тот случай, когда пафос (не о сопернике Динамо речь) уместен. Греческие фанаты курят во всех смыслах этого слова с обеих сторон – и на матчах самых разных команд Оли и ПАО.

Эти же команды занимают два первых места по количеству титулов: правда, с большим перевесом в пользу пирейцев. Чемпионство последнего сезона стало для Олимпиакоса уже 48-м, тогда как у "клеверных" лишь 20 титулов.

Огромной и совершенно удивительной вспышкой в истории Панатинаикоса стал финал Кубка чемпионов, в который "клеверные" вышли в 1971-м. Тогда афинский клуб прошел на дистанции Женесс, Слован, Эвертон и Црвену Звезду, проиграв только абсолютно непобедимому в те времена Аяксу.

Удивительно, что тренером, написавшим подобную историю, был Ференц Пушкаш – безоговорочно великий как игрок, очень посредственный как тренер. Ни до, ни после "галопирующий майор" не достигал в новом статусе таких высот.

Правда, в самой Греции подозревают, что перед полуфиналами сербов подкупили "черные полковники" – страшный тоталитарный режим, который контролировал власть в стране до середины семидесятых. Косвенным подтверждением может служить то, что и сказка закончилась, не начавшись: в следующем сезоне ПАО (финалист Кубка чемпионов!) вообще не играл в еврокубках, поскольку в чемпионате стал третьим, а в последующих сезонах вылетал в еврокубках от первых же соперников.

ПАО и Украина: от позора до триумфа

В дальнейшем ПАО много лет провел в статусе крепкого европейского середняка, "выстреливая" раз в несколько лет. В сезоне-1984/85 клуб дошел до полуфинала Кубка чемпионов, выбив по пути сам Фейенорд.

И следует помнить: именно Панатинаикос был настолько сильной командой, что Динамо в девяностые решило опуститься до подкупа арбитра. Имя "Лопес Ньето", равно как и понятие "шубный скандал", стало нарицательным, а вот соперника уже многие не помнят – но им были именно "клеверные".

После матча на Олимпийском, собравшего 98000 зрителей, арбитр Лопес Ньето заявил, что ему в виде "подарка" было предложено две шубы, которые доставили в его номер. Кроме этого, по словам арбитра, представители клуба предложили ему 30 тысяч долларов – и отдельных красок истории добавляет то, что одним из этих представителей был Игорь Суркис...

В общем, скандал был потрясающий, главный во всем европейском сезоне – и Динамо сняли прямо с группового этапа. Более того, сначала клуб получил еще и двухлетнюю еврокубковую дисквалификацию – и понадобилось вмешательство такого политического "тяжеловеса", как Леонид Кравчук, чтобы эту дисквалификацию снять.

Заслуживали ли греки такую "перестраховку"? Ну, как сказать... В группе с чемпионом Франции Нантом, чемпионом Португалии Порту и чемпионом Дании Ольборгом, экстренно заменившим киевлян? "Клеверные" заняли первое место с 11 очками. Понятно, что три из них – это техничные 3:0 в Киеве, которые заменили 0:1 с победным голом Косовского, но, к примеру, четыре очка с очень сильным Нантом греки взяли на поле.

Далее в плей-офф они уверенно выбили Легию – и даже на поле действующего победителя, Аякса, выиграли 1:0! Лишь в ответном матче нидерландцы смогли камбэкнуть и с разгромной победой прошли в финал.

Зато очень скоро уже Динамо достигнет звезд через тернии Панатинаикоса. Легендарный полуфинал Лиги чемпионов состоялся благодаря играм, в частности, и с греками – кстати, на удивление равными. Это с Арсеналом и Лансом набрали по четыре очка, а Реалу позволили аж одну ничью в плей-офф – а с ПАО обменялись домашними победами 2:1. Очень крепкими были греческие гранды в те времена, очень неуступчивыми.

Кстати, очень значимым был вклад ПАО в победу сборной Греции на Евро. "Клеверных" в чемпионской команде представляли основной вратарь Никополидис, основной левый защитник Сейтаридис, центральный полузащитник Басинас, отметившийся ассистом в финале, и три человека из запаса: Халкиас, Попадопулос и Гумас.

Это не говоря о том, что и Карагунис ушел в Интер всего за год до Евро. Учитывая, что у Олимпиакоса в той команде не было ни одного игрока основы, а многие греки играли в иностранных лигах – именно Панатинаикос можно считать базовым клубом той команды-сенсации.

Здесь и сейчас: рекордная засуха, старый "знакомый" Шахтера, звезды Серии А

Почитали про классный, грозный Панатинаикос? Переходим к суровым будням. Так плохо, как сейчас, ПАО не выглядел, возможно, никогда. Чемпионства клуб не выигрывает уже 15 лет, о каких-то достижениях в еврокубках уже и речи не идет. Если не учитывать отрезки, когда Греция не проводила чемпионаты из-за мировых войн, более длительную трофейную засуху "клеверы" не переживали ни разу.

И это в момент, когда Олимпиакос стал давать больше шансов, чем раньше: для Маринакиса в последние годы более важным проектом стал Ноттингем. Но шансами этими пользуются АЕК и ПАОК, а не исторически главный оппонент клуба. За последние шесть лет "клеверные" трижды финишировали на четвертом и один раз – на пятом месте.

Это из категории "А что, так можно было?" – для Панатинаикоса, десятилетиями разыгрывавшего с Оли первое и второе места, не попасть в топ-2 было сродни непопаданию в топ-2 для Шахтера. Впрочем, давайте помнить, почему "горняки" сейчас с этим соперником играют.

Общий кризис греческой экономики конца нулевых-начала десятых ударил по Панатинаикосу больнее, чем по другим клубам. Тогда "клеверные" пережили и распродажу лидеров, и отставку президента, и продажу части акций болельщикам. В какой-то момент сам ПАО зарвался, дойдя до усилений игроками уровня Джибриля Сиссе – и падать с таких высот было больно... Но, возможно, о понятии "кризис Панатинаикоса" нужно говорить уже в прошедшем времени.

Перед сезоном-24/25 ПАО потратил больше, чем за семь (!) предыдущих сезонов, вместе взятых. Это все равно немного (22,5 миллиона евро), но до этого "клеверные" годами жили на голодном пайке, в отдельные сезоны не проводя ни одного трансфера за деньги (а на фоне кризиса с греческими талантами это приводило к катастрофе). Учитывая, что афиняне еще и никого не продали (а до этого отдавали всех подряд: тот же Влаходимос, главный вратарь поколения, уехал в Бенфику за смешные 2,4 миллиона), можно говорить о стабилизации внутренней экономики.

И кого же купили? Ну, прежде всего выделяется Бартломей Дронговский. Вратарь сборной Польши, который до 26 лет провел 7 сезонов в Серии А – и, как видите, уехал в Грецию. Да, в последние годы его карьера пошла по наклонной – но, простите, она пошла по наклонной если не с Эвереста, то, как минимум, с горы Косцюшко.

Дронговски выдавали огромные авансы в эпоху выступлений за Фиорентину. Вытащить он умеет невероятно сложный удар, даже в избалованной топ-вратарями Италии он выделялся. Да, затем проиграл конкуренцию, стал играть в аутсайдерах и переходил в ПАО после вылета его Специи в Серию Б – но мы говорим о вратаре, которому и сейчас лишь 27, возможностей для прогресса у него еще много. Слабость поляка – игра ногами, даже в Греции этим успел воспользоваться Роман Яремчук.

Дронговский в Панатинаикосе радует еще и тем, что он убрал в запас россиянина – Юрий Лодыгин сейчас сидит на скамейке. С другой стороны, ПАО помог нашему врагу, купив в московском Локомотиве хорвата Тина Едвая. А это защитник из числа, не побоюсь этого слова, самых перспективных в мире 10 лет назад.

Рома заплатила за него 5 миллионов, когда ему не было и 18 (!) лет, позже Далич брал его в состав сборной, которая дошла до финала чемпионата мира ... Правда, Едвай провалил все, что можно, и к своим нынешним 29 годам прошел уже всю периферию: не только российскую лигу, но и чемпионат ОАЭ. Очередной сезон в ПАО он начал в запасе.

Факундо Пеллистри входил в число самых перспективных вингеров в молодежке МЮ, Кривелья – в число лучших хавбеков молодежки Ливерпуля, но все это герои категорий "U-сколько-то". В Афинах они оказались именно потому, что не смогли оправдать надежды при переходе из юниорского в профессиональный футбол.

Большие надежды возлагались на бразильца Тете, перешедшего год назад из Галатасарая (и игравшего за Шахтер до полномасштабного вторжения), но на старте сезона он игрок запаса.

Кто же играет? Филип Джуричич – опытный ветеран, проведший семь сезонов в Серии А за Беневенто, Сассуоло и Сампдорию. Джуричич может сыграть и атакующего полузащитника, но новый сезон в ПАО он играет на позиции левого вингера. Справа выходит Пельистри, а в центре нападения капитан – Фотис Иоаннидис.

Бомбардир "клеверных" в позапрошлом сезоне забил аж 23 гола и классно зарекомендовал себя в сборной, спасая ничью с французами. Правда, последний сезон Фотис провел заметно слабее: всего 11 голов в 42 матчах.

В общем, Панатинаикос производит впечатление неплохой, но и не хорошей команды. Помним, что с Шахтером греки играют, потому что в квалификации ЛЧ проиграла Рейнджерс – 0:2 в Шотландии, затем ничья 1:1 дома.

ПАО пытается выйти на прежние высоты, но лидеров пока только пытается найти – и таких классных игроков, как у Бешикташа, у него нет. Шахтер не должен недооценивать соперника, но не должен от него и вылетать.