Украинская правда

Норрис-доминатор, сход Сайнса спас Леклера от Ферстаппена: итоги этапа Формулы-1 в Мексике

Getty Images
Ландо Норріс

Последние примеры предыдущих лет не дарили нам надежды на то, что Гран-при Мексики в этом году будет интересным и интригующим. Но, к нашему общему счастью, ожидания не оправдались, и мы получили то, ради чего мы и смотрим Формулу-1. Разве что за исключением главного – борьбы за победу.

Норрис окончательно перехватил инициативу

Это был определенно уик-энд имени Ландо Норриса. Ни один из соперников не смог составить ему конкуренцию ни в квалификации, ни в гонке.

Сначала Норрис практически из ниоткуда нашел лишние 0,6 секунды во время финальной попытки в квалификации, благодаря чему он вырвал поул из рук Шарля Леклера.

Наверное, практически все понимали, что если на старте Гран-при не произойдет ничего неординарного, британский гонщик спокойно доедет до финиша на первом месте.

Так оно и произошло. Это было одно из самых доминирующих выступлений в этом сезоне. На финише Норрис привез Леклеру 30 секунд. Ландо оказался в своей лиге, где ему не было равных, что в итоге принесло больше, чем просто победу.

Из Мексики Ландо Норрис увез победу, кубок, 25 очков, лидерство в чемпионате и полное психологическое преимущество над Оскаром Пиастри, который продолжает хандрить по непонятной причине.

Впервые с этапа в Бахрейне (а это было аж 13 апреля!) Норрис вернул себе первое место в личном зачете. Да, отрыв от напарника составляет всего одно очко, но сам факт перехватывания лидерства должно добавить Ландо уверенности.

Против Норриса сейчас может сыграть история и статистика: каждый раз, когда пилот Макларен выигрывал Гран-при Мексики, победитель гонки не становился чемпионом в том же году. Таких случаев было три:

  • 1969 год: Дэнни Халм (гонка)  Джеки Стюарт (чемпион);
  • 1988 год: Ален Прост (гонка) → Айртон Сенна (чемпион);
  • 1989 год: Айртон Сенна (гонка) → Ален Прост (чемпион).

Сломает ли Ландо этот маклареновский круг?

Ферстаппен приблизился, но отстал от нового лидера

Вот такой вот парадокс произошел в результате Гран-при Мексики. Хотя сам Макс надеялся иметь больше влияния на исход заезда.

Выиграв вторую пятничную практику, Ферстаппен как бы показал, что он и в Мехико собирается бороться за победу. Но, как оказалось, это было далеко от правды.

Квалификация расставила все по своим местам. Ред Булл позволил Максу рассчитывать только на пятое стартовое место, проиграв Норрису практически 0,5 секунды. Можно сказать, что у Ферстаппена было только два варианта, при которых он мог претендовать на победу: технические проблемы болида Норриса и события в первых поворотах первого круга.

Но не произошло ни одно, ни другое. Более того, начав заезд на мидиуме, в то время, как все остальные были на софте, нидерландец готовился страдать первую часть дистанции. В это время он побился с Льюисом Хэмилтоном, а борьба с Джорджем Расселлом стоила ему проигранного четвертого места в пользу Оливера Бермана.

Поняв, насколько мидиум плох, команда "переобула" Ферстаппена в софт, который окрылил его машину. Макс прорвался на третье место и за 15 кругов догнал впереди идущего Леклера.

За два круга до финишу Ферстаппен оказывал сильное давление на соперника. Казалось, что обгон неизбежен, но неожиданный сход Карлоса Сайнса буквально спас бывшего напарника испанца, в чем Шарль признался сразу после гонки.

До Гран-при Мексики Ферстаппен проигрывал лидеру чемпионата (Пиастри) 40 очков. Он отыграл у австралийца 5 очков, однако теперь его отставание от лидера составляет 36 баллов – Норрис вырвался вперед.

Ферстаппен прекрасно понимает, что ему нужно проводить идеальные этапы, чтобы выиграть пятый титул подряд. До конца сезона он может заработать максимум 116 очков (4 гонки + 2 спринта). Шансов не то, чтобы много, но Макс точно не из тех, кто прекратит бороться.

Главная звезда мексиканской гонки

Этот статус вполне заслуженно получил Оливер Берман за свое выдающееся выступление на автодроме братьев Родригес.

Стартовав с девятой позиции, молодой британец сумел прорваться в Топ-5, после чего провел успешную борьбу с Максом Ферстаппеном, о чем мы уже вспоминали.

Сам Берман забавным образом прокомментировал этот момент с четырехкратным чемпионом мира.

"Я обосрался", – лаконично подытожил Оливер.

Кроме обгона Ферстаппена Берман отметился отличной защитой, когда на него наседали два Мерседеса, к которым позже присоединился Оскар Пиастри. Но, несмотря на малое количество опыта, Оли выстоял и даже не подавал признаков того, что он сейчас ошибется и даст себя пройти. Берман выдал свой лучший результат в карьере, а также повторил лучший результат в истории Хаас – четвертое место Романа Грожана в Австрии.

Во многом благодаря 12 очкам Бермана за Гран-при Мексики, Хаас обошел Заубер в Кубке конструкторов. Эстебан Окон своими двумя очками нивелировал один балл Габриэля Бортолето – теперь американская команда занимает восьмое место, подняв свои шансы в борьбе за шестую строчку по итогам сезона.

Пробудите Оскара

Этим вопросом задаются не только персональные фанаты Пиастри, но и некоторые нейтральные болельщики.

В первых шестнадцати этапах сезона Оскар финишировал вне призовой тройки всего два раза: 9 место в хаотичной Австралии и 4 место в Канаде. С того момента прошло еще четыре этапа, которые перебили этот результат вдвое. Причем в Баку состоялся сход с дистанции.

Именно Гран-при Азербайджана стоит считать отправной точкой в том, что Пиастри постепенно терял лидерство в чемпионате и внутреннюю уверенность. Как бы спокойно Оскар не комментировал свои неудачи, всем прекрасно понятно, что сейчас он не контролирует ситуацию от слова совсем.

Про Пиастри на Гран-при Мексики даже нечего особо и рассказывать. Провал на старте, дальнейший прорыв обратно. Австралиец воспользовался проблемами Мерседес, но добраться до Бермана так и не смог – как Леклера спас режим виртуальной машины безопасности, точно так же он помог Оливеру в случае обороны четвертого места от Оскара.

Пиастри уже потерял первое место личного зачета, и хотя ситуация вовсе не выглядит критической, ему просто необходимо проснуться, если он хочет стать чемпионом. В ином случае Оскар будет с условного пятого места наблюдать, как его напарник примеряет на себе чемпионскую корону 2025 года.

Упущенная возможность: собственная ошибка или двойные стандарты?

Результат квалификации Гран-при Мексики как бы намекал на возможность того, что Льюис Хэмилтон наконец-то финиширует на подиуме, впервые с момента своего перехода в Феррари. Но первые круги гонки сразу же обозначили, что и этот заезд не будет триумфальным.

Фатальной оказалася борьба за позицию с Максом Ферстаппеном, в результате которой семикратный чемпион срезал поворот и вернулся на трек впереди соперника.

Главной проблемой было то, что Хэмилтон не проехал по специальной дорожке, как об этом просил директор гонки. Самое забавное заключается в том, что во время одной из практик Льюис проехал мимо этого самого четвертого поворота и вернулся на трассу именно так, как и должен был это сделать.

По условиям, гонщики могли проехать по траве, как это сделал Хэм в гонке, но только если они не имели возможности проехать по дорожке. Льюис явно проигнорировал дорожку, спеша вернуться на трек впереди Ферстаппена, за что получил суровые +10 секунд штрафа (выехал за пределы трассы и получил преимущество).

Интересно, что Хэмилтона возмутил не столько сам штраф, а его отсутствие у того же Ферстаппена, который также срезал поворот. Британец не стал обвинять стюардов в предвзятости, но при этом намекнул на двойные стандарты.

Льюис Хэмилтон не смог воспользоваться своей лучшей квалификацией с сезона-2024, стартовав с третьего места. И кто знает, будет ли у него возможность исправить это до конца нынешней кампании.

Последний шанс самурая

Немногим ранее советник Ред Булл Хельмут Марко заявил, что команда закроет вопрос о составе пилотов на следующий сезон после этапа в Мексике. И если это действительно так, то совсем скоро мы можем услышать новости об уходе Юки Цуноды.

После того, как он заменил Лиама Лоусона в "быках", японец не радовал результатами от слова вообще. Ситуация начала исправляться лишь недавно. Начиная с этапа в Нидерландах, Юки чередует попадание в Топ-10 с гонками без набранных очков. И в Мексике Цунода не смог помочь команде в борьбе за второе место Кубка конструкторов, финишировав одиннадцатым. Да, команда сама виновата, ведь 12-секундный пит-стоп – это явно не показатель успеха. Но вряд ли на это будут обращать внимание, рассматривая общую картину его выступлений.

Сложно представить, как такие результаты способны сохранить Юки место не то, что в Ред Булл, а в системе вообще. Особенно после того, как по итогам первой практики юниор Арвид Линдблад в болиде Ферстаппена умудрился оказаться выше Цуноды.

У Сайнса и Албона будут вопросы к команде

Гран-при Мексики стал очередным командным провалом для Уильямс. 

Еще неделю назад было известно, что Карлос Сайнс потеряет 5 мест на старте за аварию в Остине. Британцы не смогли этим воспользоваться, чтобы как можно больше помочь Алексу Албону в квалификации – тайский гонщик не смог преодолеть первый сегмент.

Темп обоих машин Уильямс позволял им претендовать на попадание в Топ-10, но все пошло явно не по плану.

У Карлоса возникли проблемы с лимитатором скорости, из-за чего испанец ехал по пит-лейн, нарушив предел в 80 км/ч. За это судьи выписали ему штраф +5 секунд. Во время второго пит-стопа, когда он стоял, отбывая штраф, проблему никуда не исчезла – Сайнс снова превысил скоростной лимит. Повторное нарушение вынудило наказать испанца штрафом в виде проезда по пит-лейн. Интересно, превысил ли Карлос скорость во время проезда по пит-лейн...

Албону же будет очень интересно услышать, в чем заключалась тактика, когда его попросили пропустить вперед Сайнса, которого наказали двумя штрафами. В этом случае Алекс потерял достаточно времени. Вряд ли можно сказать, что это полностью испортило ему гонку, но его раздражение было заметно во время переговоров с инженером.

"Феррари" этапа: маршалы-камикадзе

Одним из важнейших элементов Формулы-1 является безопасность. В прошлом ее ненадлежащий уровень привел к гибели многих пилотов. Но в Мексике появились серьезные вопросы к людям, которые обслуживают трек.

Сразу несколько маршалов решили перебежать трассу прямо перед Лиамом Лоусоном, который был довольно близок к тому, чтобы переехать их.

"Я ведь мог убить их к чертовой матери", – сказал новозеландец сразу после этого эпизода.

Маршалам стоит напомнить, что болиды Формулы-1 очень быстрые. И даже если ты считаешь себя шустрым, этого может не хватить, когда на тебя несется 800+ кг массы.