Погачар взял реванш у Ван дер Пула на Туре Фландрии. Итоги недели в велоспорте

Гонки недели
2 апреля - Дварс доор Фландерен (Бельгия)
Заключительной репетицией Тура Фландрии была другая бельгийская классика, Дварс доор Фландерен. И она подарила чрезвычайно неожиданную и даже курьезную развязку.
До последнего гонка складывалась полностью по сценарию Visma Lease a Bike. Более чем за 70 км до финиша нидерландская команда атаковала из пелотона на равнине усилиями Воута Ван Арта, Маттео Йоргенсона и Тиша Беноота. Это трио работало очень мощно и слаженно, и очень быстро перевелось в отрыв дня, который на момент атаки имел менее чем минуту преимущества.
Гонщики Visma Lease a Bike продолжали работать в группе лидеров, и постепенно просеяли ее – селекцию сумел пройти лишь Нилсон Паулесс. Именно он вместе с трио гонщиков нидерландской команды и разыграл победу в гонке.

Довольно неожиданно гонщики Visma Lease a Bike не пытались атаковать американца по очереди, реализовывая свое численное большинство, а просто развозили на финиш Ван Арта. Сложилось впечатление, что целью Visma Lease a Bike было не просто одержать победу в Дварс доор Фландерен, а устроить все так, чтобы выиграл именно Ван Арт.
Бельгиец после высокогорного тренировочного сбора явно набирает форму, и после очень слабого выступления на Гент – Вевельгем провел Дварс доор Фландерен очень сильно. Учитывая, какой сложный период в карьере переживает Воут, эта победа была ему очень нужна с психологической точки зрения.
Однако эффект получился ровно противоположный. Visma Lease a Bike развезла Ван Арта под финишный спринт, а бельгиец совершенно сенсационно проиграл Нилсону Паулессу, который после финиша сам не мог поверить в свою победу. Стоит сказать, что оказавшись в одиночку против трех гонщиков Visma Lease a Bike, американец вполне мог бы не выходить на смены: мол, вас здесь больше, у вас сильнейший спринтер в группе, я участвовал в раннем отрыве – значит вам работать.
Гонщик EF Education EasyPost работал на то, чтобы получить в итоге хоть какое-то место в топ-4, которое не светило бы ему, если бы эту группу догнал пелотон. И за свою добросовестность Паулесс получил вознаграждение – даже большее, чем то, на которое рассчитывал.
Ну а Visma Lease a Bike произвела на этой гонке максимально противоречивые впечатления. С одной стороны – демонстрация огромной силы и прекрасной формы, с другой – такой громкий тактический провал. Безусловно, тот факт, что пелотон проигрывал лидерам менее одной минуты, не позволял желто-черной команде слишком рано начинать поочередно атаковать Паулесса со всех сторон, однако по крайней мере за 5 км до финиша они вполне могли бы начать реализовывать эту тактику. И шансы на успех были бы очень высокими. Однако сложилось полное впечатление, что задача была не просто выиграть гонку, а принести ее именно Ван Арту.
Что это было в исполнении самого Воута? Трудно сказать. Возможно, у него просто еще не было необходимой резкости после изнурительного высокогорного сбора, а возможно – свой мощный финишный спринт он потерял окончательно и бесповоротно. Сам Воут объяснил свой провал судорогами на последних километрах. Если вынести за скобки проваленный спринт, Ван Арт провел очень сильную гонку, было видно, что физическая форма бельгийца перед Туром Фландрии и Париж – Рубэ растет. Однако такое поражение – очень тяжелый психологический удар, оправиться от которого будет непросто.
Была ли целенаправленная работа именно на победу Ван Арта выбором Visma Lease a Bike, или настаивал на этом сам бельгиец? Сложно сказать. Второй вариант вполне возможен, учитывая то, сколько раз Воут сам жертвовал собственными амбициями ради интересов команды. И гонщики экстра-класса должны обладать твердостью характера, чтобы настаивать на таких решениях. Но после этого они не имеют права проигрывать в таких ситуациях, когда команда приносит победу на блюдечке.
Пелотон все время находился неподалеку от группы лидеров, однако организовать достаточно эффективное преследование для того, чтобы догнать беглецов, так и не сумел. Финиш за пятое место из основной группы выиграл Мадс Педерсен, который решил не тратиться перед Туром Фландрии и не решился на такую же раннюю атаку, как на Гент – Вевельгем.
Яспер Филипсен в отсутствие Матье Ван дер Пула был главной ставкой Alpecin Deceuninck, однако выпал из пелотона довольно рано. Спас команду от провала Тибор Дель Гроссо, который финишировал сразу за Педерсеном – шестое место.
6 апреля - Тур Фландрии (Бельгия)
Тур Фландрии все расценивали как очередную серию дуэли между Тадеем Погачаром и Матье Ван дер Пулом. Завершилась гонка сольной победой словенца с преимуществом в более чем минуту над группой преследователей. Дуэли не получилось? Да нет, она была, однако финишный протокол не в полной мере это отражает.
Как и две недели назад на Милан – Сан Ремо, более агрессивным и атакующим был Погачар, который пошел в атаку за 51 км до финиша, во время второго из трех прохождений Оуде Кваремонта. После этого они с Матье ускорялись на каждом хеллингене, и практически на каждом отрывались от всех преследователей, демонстрируя свое преимущество над остальными соперниками.

Причем, Ван дер Пул, казалось, закрывал атаки Погачара довольно уверенно и с запасом. Например, во время первой атаки капитана UAE Emirates на Кваремонте голландец был не на первых позициях в пелотоне, поймал просвет, но очень быстро и визуально легко закрыл его.
Долгое время казалось, что мы увидим повторение сценария Милан – Сан Ремо: Ван дер Пул закроет все атаки Погачара, после чего выигрывает у него финишный спринт или даже атакует сам – например, во время последнего прохождения Патерберга. Однако во время последнего прохождения Оуде Кваремонта словенец снова атаковал, и на этот раз гонщик Alpecin Deceuninck в какой-то момент буквально встал, далеко и навсегда отпустив Тадея и подпустив к себе преследователей – Воута Ван Арта и Мадса Педерсена.
Учитывая то, насколько уверенно Матье закрывал все предыдущие атаки Погачара, такой мини-кризис нидерландца был очень неожиданным. Визуально казалось, что Ван дер Пула поймали судороги, однако сам гонщик Alpecin Deceuninck после финиша ничего об этом не говорил.

После Оуде Кваремонта Ван дер Пул оказался в одной группе с Воутом Ван Артом, Мадсом Педерсеном и его партнером по Lidl Trek Яспером Стуйвеном. Именно этот квартет и разыграл последние два места на подиуме. И Матье в спринте проиграл лишь Педерсену, которого еще неделю назад более чем уверенно обыграл на E3 Saxo Classic. Хорошая иллюстрация тому факту, что на Туре Фландрии Ван дер Пул не показал всего, на что способен, и что на Оуде Кваремонте с ним произошло что-то не совсем нормальное.
Как бы там ни было, Матье поднялся на подиум Тура Фландрии в шестой раз подряд – рекорд гонки. Если брать все Монументы, то более продолжительной была лишь подиумная серия Костанте Джирарденго на Милан – Сан Ремо: в 1917 – 1926 годах он финишировал в топ-3 десять раз подряд.
Второе место Педерсена означает, что на подиум поднялись действующий и два бывших чемпиона мира. Это первый такого рода случай на Монументах со времен Париж – Рубэ-1967, когда тремя лучшими стали экс-чемпионы Ян Янссен и Рик Ван Лоой и действующий на тот момент чемпион мира Руди Альтиг.
Второе место Педерсена – это, пожалуй, максимум того, что датчанин мог получить на Туре Фландрии в присутствии Погачара и Ван дер Пула. Через неделю на Париж – Рубэ шансов побороться за победу у него будет значительно больше.

Как бы там ни было, в этом успехе датчанина есть большая заслуга его партнера по команде Яспера Стуйвена, который замкнул топ-10 и выдал, возможно, свое сильнейшее выступление на Монументах в карьере. Да, в 2021 году он сенсационно выиграл Милан – Сан Ремо, однако та победа была прежде всего тактической, добытой за счет фактора неожиданности. С точки зрения чистой силы лучшего Монумента в исполнении бельгийского ветерана вспомнить трудно.
Четвертым лишним в борьбе за подиум оказался Воут Ван Арт. В целом он подтвердил то впечатление, которое сложилось после Дварс доор Фландерен: форма у бельгийца хорошая, однако сильный финишный спринт после прошлогодней травмы исчез.
Тур Фландрии стал для Ван Арта гонкой смертей и возрождений. Неоднократно на хеллингах он выпадал с колеса не только Ван дер Пула и Погачара, но и Педерсена, однако каждый раз возвращался – не в последнюю очередь благодаря своим партнерам по команде, Маттео Йоргенсону и Тишу Бенооту: на решающих стадиях гонки именно Visma Lease a Bike была в численном большинстве в группе лидеров. Бенооту это в итоге принесло шестое место, а вот Йоргенсон на последних километрах дистанции буквально стал и в итоге финишировал лишь 47-м.
Что касается Ван Арта, то его выступление оставило очень двоякие впечатления. Несмотря на то, что Воут неоднократно выпадал из группы лидеров на хеллингах, он не вел гонку исключительно от обороны и несколько раз атаковал сам – например, у подножия последнего восхождения на Оуде Кваремонт.

Также очень бросалось в глаза то, что на пологих хеллингах типа того же Кваремонта Ван Арт выглядел значительно сильнее, чем на крутых типа Коппенберга или Патерберга. И это очень хороший симптом с точки зрения его шансов на Париж – Рубэ.
Ну а Погачар стал седьмым гонщиком в истории, который выиграл Тур Фландрии в радужной майке чемпиона мира. При чем, четыре таких случая случились за последние 20 лет – Том Боонен (2006 год), Петер Саган (2016) и Ван дер Пул (2024). Это восьмой выигранный Монумент в карьере Тадея – по этому показателю он опередил Ван дер Пула и таких титанов, как Джино Бартали, Фабиан Канчеллара и Том Боонен.
Словенец сравнялся с Риком Ван Лоойем и теперь делит с ним шестое место в истории. Учитывая, что Тадею всего 26 лет, то обойти второго в этом all-time рейтинге, Роджера де Фламинка с 11 Монументами ему точно по силам. А вот Эдди Меркс с его 19 победами – очень тяжелый барьер, покорить который будет крайне сложно даже столь гениально одаренному гонщику, как Погачар.
Еще один фаворит первого-второго эшелонов, Филиппо Ганна, на Туре Фландрии откровенно разочаровал. Хотя в определенный момент гонка складывалась для итальянца по очень хорошему сценарию. Примерно за 100 км до финиша итальянец атаковал из пелотона вместе с Маттео Трентином, Дааном Хооле и Кентеном Хермансом.

Довольно быстро они переложились в отрыв дня, где у Ганны был партнер по Ineos Gremadiers Коннор Свифт. Это формирование работало достаточно эффективно, и долгое время держалось на отрыве в 1:10 – 1:20 от пелотона. Однако Ганна оказался не готовым к борьбе за победу, и на хеллингенах выпадал из колеса даже своих партнеров по отрыву.
Поэтому, в момент решающих атак Погачара ответить словенцу ему было нечем. Филиппо удалось не рассыпаться окончательно, и он выиграл спринт из пелотона за восьмое место. Неплохой результат, однако не очень убедительное выступление по содержанию. Впрочем, на Париж – Рубэ вместе с Магнусом Шеффилдом и Джошуа Тарлингом Ineos Grenadiers и Ганна будут грозной силой.
Стоит отметить, что на ранних стадиях гонки в пелотоне произошел довольно массовый завал, в который попали и многие гонщики команд двух главных фаворитов – UAE Emirates и Alpecin Deceuninck. При чем, если лично Погачар падения сумел избежать, то Ван дер Пул – нет, хотя и оказалось оно не слишком серьезным.
Однако на возвращение в пелотон Матье пришлось приложить определенные дополнительные усилия. Падение, усилия на возвращение в пелотон, возможные судороги на Оуде Кваремонте – у Ван дер Пула было достаточно способов объяснить свое поражение, однако, к чести нидерландца, ни одним из них он не стал пользоваться. А вот один из спортивных директоров Alpecin Deceuninck после гонки заявил, что на неделе перед Туром Фландрии нидерландец в течение трех дней был вынужден пить антибиотики.
Стоит отметить, что UAE Emirates в целом провела далеко не лучшую гонку. Ранний завал существенно снизил потенциал команды и вывел из строя. Alpecin Deceuninck в атакующую группу Ганны удалось делегировать своего гонщика, Кентена Херманса, поэтому преследовать беглецов после этого пришлось именно UAE Emirates.
Совершенно неудачным получился дебют на Туре Фландрии Леннерта Ван Этвелта. Лидер Lotto еще на ранних стадиях поймал два прокола и одну поломку велосипеда, и в итоге до финиша не добрался.
Следующая неделя
7 – 12 апреля – Тур Страны Басков (Испания)
Уже в понедельник стартует еще одна испанская многодневка Мирового тура – Тур Страны Басков, или, как его называют сами местные жители, Итцулия. В этом году маршрут довольно привычный – мало шансов для спринтеров (если точнее – только один) и множество классических баскских коротких и крутых подъемов.
Как и в прошлом году, начнется Итцулия с равнинной разделки. На этот раз ее дистанция составит 16,5 км со стартом и финишем в Виктории-Гастеиц. Впрочем, большая часть гонки будет проходить за пределами города, поэтому тяжелой с технической точки зрения она не будет.

Второй этап от Памплоны до Лодосы – тот самый единственный шанс для спринтеров. А уже с третьего этапа начинаются горные баталии. Хотя главные сложности рельефа на 157-километровой дистанции из Сараутца в Беасаин сосредоточены на первой половине дистанции. В развязке – лишь короткий и крутой (1,4 км со средним градиентом в 9,6%) подъем Ласкаоменди. Спринтеры здесь, конечно, не выживут, но и решающих разрывов в общем зачете ждать тоже не стоит.

На четвертом этапе все будет наоборот: главная сложность этапа будет расположена под конец. Речь идет о традиционном для Тура Страны Басков перевале Исуа (3,5 км, 9,6%), вершина которого расположена в 11 км он финиша в Маркина-Хемеин. Первая реальная битва грандов общего зачета может состояться именно здесь.

Пятый этап из Ордуньи в Гернику-Лумо будет проще двух предыдущих с точки зрения суммарного набора высоты. Однако подъем Салобанте (4,9 км, 6,4%) за 14 км до финиша может внести существенные коррективы в итоговую генеральную классификацию.

Решающим будет заключительный, шестой этап со стартом и финишем в Эйбаре с 6 перевалами, 3 из которых – первой категории сложности. Впрочем, этап спроектирован не слишком удачно, и заключительным будет далеко не самый сложный перевал третьей категории Тракабуа - 3,3 км, 6,9%. Тем более, что его вершина расположена за 19 км до финиша.

Такой маршрут призван стимулировать ранние атаки, однако может вызвать обратный эффект. Откровенно говоря, классический вариант с финишем в Аррате, от которого отказались в последние три года, выглядит куда более удачным решением.
Тур Страны Басков известен тем, что часто собирает такой состав участников среди генеральщиков, которому может позавидовать любой Гран Тур. В этом году стартлист Итцулии в этом году несколько слабее, чем обычно. Ни одной из суперзвезд вроде Тадея Погачара или Йонаса Вингегора мы не увидим. Впрочем, это может сделать гонку даже интереснее: нас ждет очень ровная и непредсказуемая битва грандов второго эшелона.
Очень сильный состав на Тур Страны Басков привезла Red Bull Bora: у них за высокое место в общем зачете может побороться едва ли не каждый. Главной ставкой команды будет немецкий экс-биатлонист Флориан Липовитц, который месяц назад стал вице-чемпионом Париж – Ницца. Свои первые гоночные дни в сезоне проведет победитель Итцулии 2022 года Дани Мартинес, который готовится к Джиро д'Италия.

На холмах средней длины прекрасно должен чувствовать себя Максим Ван Гилс, для которого стартовые месяцы карьеры в Red Bull Bora оказались смазанными из-за проблем со здоровьем. Также могут побороться за высокие места герой начала сезона Финн Фишер-Блек и Александр Власов, хотя последний в текущем сезоне пока что выглядит откровенно слабо.
Капитаном UAE Emirates будет Жоау Алмейда, который нечасто получает полную свободу действий. Среди его свиты будут такие люди, как Марк Солер, Брэндон Макналти и Исаак Дель Торо. Учитывая, что соперниками Алмейды по общему зачету будут в основном довольно слабые раздельщики, фактор 16-километровой индивидуальной гонки в первый день может стать серьезным козырем в руках португальца.
Еще одним фаворитом общего зачета будет Маттиас Скьелмосе из Lidl Trek, который в марте потерял потенциально призовое место на Париж - Ницца из-за неприятного падения на предпоследнем этапе. За отдельные холмистые этапы могут побороться Андреа Баджоли и Тибо Нис. Талантливый бельгиец в Испании проведет свои первые гоночные дни на шоссе с августа прошлого года.

Всегда опасен на испанских дорогах Энрик Мас. Капитан Movistar в конце марта стал третьим в общем зачете Тура Каталонии, проиграв лишь таким грозным соперникам, как Хуан Аюсо и Примож Роглич. Ни одного из них в этом году на Туре Страны Басков не будет. Фактор родных дорог будет помогать баскам – Пельо Бильбао из Bahrain Victorious и Йону Исагирре, который выигрывал Итцулию в 2019 году. Его партнер по Cofidis Алекс Аранбуру может побороться за победу на отдельных, не самых сложных по рельефу этапах.
Далеко не самый сильный состав привезла на Тур Страны Басков Visma Lease a Bike. В статусе капитана сможет попробовать себя Сепп Кусс, хотя американец начал сезон откровенно слабо. Не исключено, что главной ставкой нидерландской команды станет не он, а Вилко Келдерман – весомым аргументом в пользу нидерландца станет разделка на первом этапе.
В отсутствие Ремко Эвенепула лидерами Soudal Quick Step будут Максимильян Шахманн и Илан Ван Вилдер, хотя оба на старте сезона не впечатляют. А вот капитан EF Education Бен Хили в процессе подготовки к арденским классикам может удивить. Тем более, что еще месяц назад он был в классной форме, заняв четвертое место на Страде Бьянке.
Интересный состав привезла на гонку Groupama FDJ. На высокие места в общем зачете могут претендовать опытный новичок команды Гийом Мартен и, возможно, Ромен Грегуар, который сильно проявил себя на Милан – Сан Ремо, пытаясь зацепиться за Погачаром после его атаки на Чипрессе. Интересно будет понаблюдать за еще одним французом, Виктором Лафеем из Decathlon Ag2r, для которого прошлый сезон получился неудачным из-за тяжелой травмы.
Очень сильный состав привезла Tudor Cycling: выступят на Туре Страны Басков два звездных новичка команды, Марк Хирши и Жулиан Алафилипп, которые готовятся к сезону арденских классик. Впрочем, последний находится не в оптимальных кондициях: француз из-за болезни пропустил Тур Фландрии. Может побороться за победу на отдельных этапах Клеман Шампуссен из XDS Astana. В марте на Париж - Ницца он уже был очень близок к успеху. В топ-10 общего зачета в составе команды Александра Винокурова может заехать Харольд Техада.
Дайджест новостей
– Менеджмент Lotto продолжает искать причины проблем Арно Де Ли. Команда настояла на том, чтобы чемпион Бельгии прекратил сотрудничество со своим личным тренером Гаэтаном Билле. В Lotto считают, что тренировочная программа, которую он давал своему подопечному, была слишком легкой.

– Восстановление Йонаса Вингегора после травм, полученных на Париж – Ницца, идет с опережением графика. В Visma Lease a Bike планируют появление датчанина на одной из многодневок еще до июньского Критериума Дофине. Вероятно, речь идет о Тур Романдии в конце апреля – начале мая. Также не исключено выступление Вингегора на Флеш Валлонь или Льеж – Бастонь – Льеж.
– Точно выступит на Туре Романдии другая суперзвезда мирового велоспорта, Ремко Эвенепул. Для него это будет первая многодневка после тяжелых травм, полученных в декабре прошлого года на тренировке. До этого он планирует выступить на четырех арденских однодневках – Флеш Брабансонн, Амстел Голд Рейс, Флеш Валлонь и Льеж – Бастонь – Льеж.
– Бывший врач Найро Кинтаны Фреди Александер Гонсалес Торрес получил условный тюремный срок и штраф в 15 тысяч евро за владение и поставку допинга во время Тур де Франс-2020. Напомним, сам Кинатна на Туре-2020 выступил слабо. Зато в 2022 году Найро замкнул топ-6 общего зачета "Большой петли", после чего его результат был аннулирован из-за употребления трамадола во время гонки.
–Q36.5, которая получила вайлд-кард на Джиро д'Италия-2025, подтвердила участие в гонке Тома Пидкока.
– Soudal Quick Step на год продлил контракт с одним из главных талантов команды, французским спринтером Полем Манье.
– В маршрут заключительного этапа Тур де Франс-2025 внесены изменения. Гонщики трижды будут преодолевать покрытый брусчаткой подъем Монмартр (0,9 км, 6,4%), который был ключевой точкой маршрута групповой олимпийской гонки Игр 2024 года. Традиционный финиш на Елисейских полях останется без изменений.
Идея включить Монмартр в маршрут последнего этапа Тура возникла давно, однако организаторам не удавалось договориться с местными властями Парижа о перекрытии этой части города. Добиться разрешения удалось лишь после вмешательства президента Франции Эммануэля Макрона. В любом случае, появление Монмартра может нарушить концепцию "этапа дружбы" и территории для спринтеров.