Томас, звезды спринта и гость из другой эпохи. 10 известных велогонщиков, которые завершили карьеру в 2025 году

Сезон 2025 года в мировом велоспорте подошел к своему завершению, сейчас у гонщиков межсезонье: период отдыха, перезагрузки и зарядки силами на следующий год. Впрочем, есть немало звезд, которых в следующем году в пелотоне мы уже не увидим. Сегодня мы поговорим об известных велогонщиках, которые завершили карьеру в 2025 году.
Элия Вивиани (Италия, 36 лет)
Элия Вивиани в начале текущего сезона покинул Ineos Grenadiers и перешел в Lotto. Целью итальянского ветерана было одержать 100 побед в профессиональной карьере. Учитывая, что перед стартом сезона на счету Элия их было 89 – задача была очень непростой, тем более для ветерана, который в последние годы заметно сдал. Понимал это и сам Вивиани, который заявлял, что ради цели в 100 побед может остаться в спорте даже на 2026 год.
Однако за сезон-2025 итальянец одержал лишь 2 победы (этап Тура Турции в апреле и Мемориал Брика Шотте в сентябре), поэтому понял: достичь цели будет крайне трудно, даже если отложить выход на пенсию еще на год. Решение было очевидным, и в начале октября Элия его таки принял: сезон-2025 был последним в его карьере.
На протяжении большей части карьеры Вивиани никак не мог дотянуть до статуса спринтера топ-уровня. По большому счёту, на элитном уровне Элия был лишь два года – 2018 и 2019, которые он провел в составе Quick Step. В 2018 году он выиграл 4 этапа на Джиро д'Италия и 3 – на Вуэльте, в 2019 добавил в свой послужной список победу на этапе Тур де Франс и титул чемпиона Европы в групповой гонке.

Ни до, ни после этого ничего похожего на такие результаты Вивиани не демонстрировал. Элия стал одним из целого ряда спринтеров, которые переживали лучшие годы в карьере в Quick Step, а, покинув проект Патрика Лефевра, удержаться на топовом уровне так и не смогли.
Значительно успешнее была карьера Вивиани в трековом велоспорте. В течение многих лет он совмещал трек с шоссе, и, вероятно, это также стало одной из причин, почему на шоссе Элия до конца реализовать себя не сумел. Впрочем, оно того стоило: 3 титула чемпиона мира, 8 – на чемпионате Европы, золото Олимпиады -2016 в омниуме – впечатляющий послужной список.
Майкл Вудс (Канада, 39 лет)
Майкл Вудс – типичный пример гонщика позднего созревания: все главные успехи к нему пришли в возрасте 30+ лет. И причина тому проста: канадец поздно появился в велоспорте. С детства он занимался хоккеем и легкой атлетикой, и подавал немалые надежды в беге на средние дистанции. В частности, в 2005 году он установил два юношеских рекорда Канады – в беге на 1 милю и на 3 км. В том же году победил на дистанции в 1500 метров на ПанАмериканском атлетическом чемпионате.
Однако в 2007 году его легкоатлетическая карьера оборвалась. Вудс получил стрессовый перелом стопы, дважды безуспешно перенес операцию, и решил попробовать свои силы в велоспорте. Свой первый профессиональный контракт он подписал лишь в 2013 году, в возрасте 25 лет. После нескольких лет в скромных проектах в 2016 году, на пороге своего 30-летия, Вудс наконец-то получил контракт от команды Мирового тура Cannondale (ныне – EF Education) и возможность проявить себя на элитном уровне.
И он ею воспользовался сполна: свой дебютный сезон в Мировом туре он начал с 5 места в общем зачете Тура Даун Андер в январе. Вудс зарекомендовал себя специалистом гонок на среднегорном рельефе и в больших горах – именно там он и достигнет всех главных успехов в карьере.
С такими гоночными характеристиками Вудс прекрасно чувствовал себя на холмистых классиках. Об этом наилучшим образом говорит статистика его выступлений на Льеж – Бастонь – Льеж. На "Ля Дойенн" канадец участвовал 7 раз: 6 попаданий в топ -10 и одно 12 место. Впрочем, до победы так и не дотянулся: лучший результат – 2 место в 2018 году.

Похожая история была и с другими топовыми однодневками: Вудс постоянно был где-то рядом с большой победой, однако одержал ее лишь однажды – на Милан – Турин -2019. Годом ранее очень сложным по рельефу был и чемпионат мира в Инсбруке, и Вудс этим воспользовался сполна, завоевав бронзу в групповой гонке.
Сильно канадец выступал и на топовых недельных многодневках, финишировав в топ-10 общего зачета Тиррено – Адриатико, Тура Каталонии, Тура Романдии и Тура Швейцарии. А вот на Гран турах достижения более скромные: 7 место на Вуэльте -2017 так и осталось для канадца единственным более-менее успешным заходом на общий зачет.
Впрочем, неудачи на этапах Гран туров он компенсировал красивыми победами на престижных этапах: 3 на Вуэльте и 1 – на Тур де Франс. Первая из них случилась на Вуэльте -2018, где Вудс из пелотона выиграл горный финиш на Балькон де Бискайя. Впрочем, все последующие победы были добыты с отрывов. Самая известная из них – конечно же, на легендарной вершине Пюи де Дом на Тур де Франс -2023. Этого успеха Вудс уже достиг в составе Israel Premier Tech, куда перешел из EF Education в 2021 году.
Сезон-2025 Майкл начал солидно – с 10 места в общем зачете Тура Даун Андер. Впрочем, выступление на австралийской многодневке в январе так и осталось единственным солидным перфомансом в сезоне. Этот факт, а также 39-летний возраст, привели к решению о завершении карьеры. Несмотря на то, что Вудс чаще оставался рядом с большими победами, чем одерживал их, своим путем в велоспорте он может гордиться. И можно лишь сожалеть о том, что в седло он не сел значительно раньше.
Рафал Майка (Польша, 36 лет)
Рафал Майка был одним из лучших чистых горняков своего поколения. Главных личных успехов он достиг еще в прошлом десятилетии: 6 финишей в топ-10 общего зачета на Гран турах, лучшим из которых было 3 место на Вуэльте-2015.
На Тур де Франс поляку ни разу финишировать в топ-10 генеральной классификации так и не удалось, зато он одержал три победы на этапах и дважды – в 2014 и 2016 годах – выигрывал гороховую майку лучшего горняка.

Заключительный этап своей карьеры Майка провел в составе UAE Emirates. В сильнейшей команде мира рассчитывать на статус капитана он уже не мог, однако проявил себя как один из лучших горных грегари в пелотоне. Да, это не обогащало пальмарес поляка, однако принесло уважение среди коллег, восхищение среди болельщиков и позволяло пополнять банковский счет кругленькими суммами.
Майка решил не ждать спада в карьере и повесил велосипед на гвоздь еще когда был в полном порядке. На Джиро-2025 он был, наверное, лучшим горным грегари в пелотоне, а в июне второй раз в карьере стал чемпионом Польши в групповой гонке.
Руй Кошта (Португалия, 39 лет)
Руй Кошта войдет в историю прежде всего, как сенсационный чемпион мира 2013 года. В тот дождливый сентябрьский день во Флоренции португалец воспользовался неслаженностью действий двух лидеров сборной Испании, Хоакина Родригеса и Алехандро Вальверде, и обыграл первого в парном финишном спринте.
Хотя на самом деле многие забывают, что той радужной майкой успехи в карьере Кошты не ограничиваются: он был очень сильным генеральщиком на недельные многодневки и однодневником на холмистые классики.
Если говорить о недельных многодневках, то наилучшим образом Кошта выглядел на швейцарской земле: в 2012 – 2014 годах он трижды подряд выигрывал Тур Швейцарии и замыкал топ-3 общего зачета Тура Романдии. Кроме этого, стоит отметить 2 места на Париж – Ницца-2014 и том же Туре Романдии в 2019 году. Что касается однодневок, то Кошта попадал на подиум двух Монументов – Ломбардии в 2014 году и Льеж – Бастонь – Льеж в 2016-м году.

Несмотря на успехи Кошты на недельных многодневках, в общем зачете Гран туров у него не получалось ничего – на 3 недели португальца не хватало. Впрочем, победы на отдельных этапах были – 3 на Тур де Франс в 2011 и 2013 годах и 1 – на Вуэльте -2023.
В общем, победа на этапе Вуэльты-2023 была единственным весомым успехом Кошты на заключительном этапе его карьеры. В последние годы он заметно сдал и, откровенно говоря, на несколько лет опоздал с решением о завершении карьеры.
Кроме спортивных успехов, Руй Кошта также запомнился скандальной дракой с Карлосом Барредо после финиша 6 этапа Тур де Франс-2010. Хотя инициатором ее был не Кошта, а испанец.
Калеб Юэн (Австралия, 31 год)
Калеб Юэн – фигура во многом уникальная в нашем списке. Из всех героев этого материала он самый молодой, единственный, кто победил в свой последний гоночный день и чье завершение карьеры стало большой неожиданностью.
2025 год в исполнении Юэна был странным с самого начала. В начале января он внезапно исчез из ростера своей команды Jayco AlUla. Впоследствии о расторжении контракта со звездным спринтером таки сообщили официально, после чего он оказался в Ineos Grenadiers – хотя ходили слухи, что причиной расторжения соглашения с Jayco AlUla были тайные переговоры с XDS Astana, о которых руководство австралийского проекта узнало.
История Юэна с Ineos Grenadiers была короткой: всего гоночных дней, из которых 2 – первый и последний – завершились победами. Дебютировал австралиец в конце марта с выигранного этапа итальянской многодневки Сеттимана Коппи э Бартали, а в апреле выиграл 2 этап Тура Страны Басков. Дальнейшие этапы испанской многодневки были слишком сложными по рельефу для Юэна, поэтому он просто сошел с гонки, а уже в начале мая неожиданно объявил о завершении карьеры.
Ощущение недореализованности от карьеры Калеба осталось, и не только из-за внезапного ее завершения в довольно молодом возрасте. Во взрослом велоспорте он появился как большой талант с серебром юниорского (2012 год) и молодежного (2014) чемпионатов мира. Выбор первой профессиональной команды был очевидным – австралоцентричная Orica GreenEdge. Успехи не заставили себя ждать: уже на второй сезон в профессионалах – победа на этапе Вуэльты -2015.

Постепенно австралиец превращался из молодого и перспективного спринтера в звезду первой величины. В 2017 году он выигрывает этап на Джиро д'Италия, а в следующем году останавливается в шаге от победы на Милан – Сан Ремо. Юэн выиграл спринт из пелотона, однако это был спринт лишь за 2 место – догнать блестящего Винченцо Нибали основная группа так и не смогла.
После завершения сезона -2018 Юэн довольно неожиданно покинул Orica GreenEdge и перешел в Lotto. Однако этот несколько нелогичный трансфер полностью себя оправдал – в бельгийском проекте Калеб стал спринтером №1 в мире. В 2019 году он выигрывает 2 этапа Джиро и 3 – на Тур де Франс. В следующем году добавляет в свою коллекцию еще 2 этапа на Туре, в 2021 году – еще 2 этапа на Джиро.
Безусловно, 2019 год был абсолютной вершиной карьеры Юэна, однако в последующие 2 года он все еще был на топовом уровне. А дальше его карьера пошла на спад все стремительнее. В конце 2023 года он покинул Lotto в результате разногласий с новым руководителем проекта, Стефаном Юло.
Калеб решил перезапустить карьеру, вернувшись к истокам – в Orica GreenEdge, которая на тот момент уже сменила название на Jayco AlUla. Однако попытка получилась неудачной: всего 3 победы за 2024 год, ни одна из которых не была одержана на уровне Мирового тура. Юэна нельзя в полной мере назвать"one-year wonder", однако его звезда угасла очень рано и очень стремительно.
Арно Демар (Франция, 34 года)
Еще один из плеяды именитых спринтеров, завершивших карьеру в этом году, стал Арно Демар. Как и Юэн, он появился во взрослом велоспорте в статусе горячего проспекта, свежеиспеченного чемпиона мира среди молодежи. И большую часть карьеры провел в одной команде – FDJ.
В отличие от Юэна взлет Демара в элиту не был столь стремительным. Впрочем, до своей победы на Милан – Сан Ремо Арно таки дотянулся, в 2016 году. Хотя та победа считается контроверсионной: многие очевидцы утверждают, что после выпадения на Поджо Демар вернулся в пелотон с явной помощью командной технички. Впрочем, никаких видеодоказательств нарушения правил найти не удалось, поэтому победу у Арно никто не забрал.
Как бы там ни было, случайным тот успех назвать нельзя: в те годы Демар был не чистым спринтером, а также развивался как потенциально сильный однодневщик: с выносливостью, умением терпеть рельеф и индивидуальным ходом у него было все в порядке. Арно, конечно же, мечтал о победе на Париж – Рубе, однако его максимумом в "Северном аду" так и осталось 6 место в 2017 году.

Как спринтер француз также реализовался. В 2017 и 2018 годах он выиграл по одному этапу Тур де Франс, после чего его приоритеты сместились (частично вынужденно, но об этом – позже) в сторону Джиро. Получилось более чем плодотворно: 8 побед на этапах и дважды завоеванная Maglia Ciclamino лучшего в спринтерском зачёте.
Демар, вероятно, так и провел бы всю карьеру в родной FDJ, однако обстоятельства были против этого. У Арно возник конфликт с партнером по команде Давидом Годю, который последний "случайно" вынес в публичную плоскость. Годю не хотел видеть Демара в составе команды на Тур де Франс, и руководство FDJ стало на стороны генеральщика, а не спринтера. Арно дважды подряд пропустил "Большую петлю", после чего его поставили перед фактом: нового контракта не будет.
Демар должен был покинуть FDJ в конце 2023 года, однако стороны договорились досрочно расторгнуть соглашение, и уже в августе, в самый разгар сезона, звездный спринтер перешел в другой французский проект, Arkea Samsic.
От этого решения проиграли абсолютно все. Ставка FDJ на Годю себя не оправдала – Давид с каждым годом только деградирует. Сам Демар в новой команде также не сумел проявить себя: его два с половиной сезона в Arkea были откровенно провальными. В конце текущего сезона французский проект прекратил свое существование, а у Демара моральных сил и мотивации на попытку перезагрузить карьеру в другом проекте уже не нашлось. Печальное завершение яркой карьеры с привкусом не до конца реализованных возможностей.
Ромен Барде (Франция, 34 года)
Как и Калеб Юэн, Ромен Барде завершил карьеру не в конце сезона, а в его разгар – после июньского Критериума Дофине. Впрочем, в отличие от австралийца, в случае Барде это было не спонтанное и неожиданное, а заранее спланированное и объявленное решение.

Итоги карьеры Барде Чемпион подвел еще тогда, в июне, поэтому повторяться смысла нет. Отметим лишь, что, при всей значимости Ромена, ни для его команды, Picnic PostNL, ни для французского велоспорта в целом, его уход катастрофой не стал. В составе Picnic PostNL на тур де Франс-2025 в полной мере раскрылась новая звезда, Оскар Онли, а французы молятся на нового суперталанта – 19-летнего Поля Сейксаса из Decathlon Ag2r.
Александер Кристофф (Норвегия, 38 лет)
Еще одним звездным спринтером, который завершил карьеру в этом году, стал Александер Кристофф. Хотя называть его спринтером, несмотря на значительные успехи на этом поле деятельности (4 победы на этапах Тур де Франс) все же некорректно – скорее однодневка с сильным финишным спринтом.
Кристофф – точно не из тех гонщиков, которые с юности считались суперталантами. Прорыва в карьере удалось достичь лишь в 2012 году, после перехода в российский проект Катюша. Первым громким успехом стала бронза Олимпиады -2012 в групповой гонке. Александр Винокуров и Ригоберто Уран сумели убежать от пелотона и разобрали первые два места, после чего Кристофф выиграл спринт из группы преследователей.
Со временем это стало фирменным стилем норвежца на топовых однодневках – сил на сольные атаки не хватало, поэтому он держался в более-менее многочисленных группах преследователей и выигрывал оттуда спринт за высокое место. Именно это позволило Кристоффу целых 16 раз финишировать в топ-10 на Монументах.

Впрочем, дважды Александер выигрывал спринт не просто за высокое место, а за победу: на Милан – Сан Ремо 2014 и Туре Фландрии -2015. Был близок норвежец и к титулу чемпиона мира – в 2017 году на домашнем мундиале в Бергене. Однако там он проиграл спринт Петеру Сагану и был вынужден довольствоваться серебром. Ранее в том же году Кристофф завоевал титул чемпиона Европы в групповой гонке.
Заключительные три года профессиональной карьеры Александер провел в норвежском проекте UnoX. Как и Вивиани, Кристофф ставил перед собой цель одержать 100 побед в профессионалах, однако также ее и не выполнил. Хотя был значительно ближе, чем итальянец, остановившись на отметке в 98 побед.
В прошлом году карьеру завершил ровесник и соотечественник Кристоффа, Эдвальд Боассон Хаген. Его с юных лет считали главным талантом своего поколения и пророчили ему большое будущее. Однако в итоге Боассон Хаген не достиг и половины того, что получил Кристофф – яркая иллюстрация того, каким был карьерный путь Александера и за счет чего он стал тем, кем стал.
Герейнт Томас (Великобритания, 39 лет)
Герейнт Томас объявил о своих намерениях завершить карьеру еще в начале текущего сезона. Судя по результатам валийца в 2025 году, серьезных спортивных задач он перед собой и не ставил – просто большой круг почета в соревновательном режиме.
Томас был одним из самых ярких представителей целого поколения британских трековиков, которые еще в позапрошлом десятилетии отправились покорять шоссе. Успехи на велотреке у Томаса действительно были весомые: 3-разовый чемпион мира и 2-разовый олимпийский чемпион.
На шоссе свои первые шаги Герейнт делал в составе Barloworld. Эта скромная команда стала сенсацией Тур де Франс -2007: южноафриканец Роберт Хантер спринтерский этап, а колумбийский горняк Хуан Маурисио Солер – еще один этап и гороховую майку горного короля. Были в той команде и такие люди как Крис Фрум, Константин Сивцов, Бен Свифт, Феликс Карденас, Энрико Гаспаротто, Стив Каммингз, Дэрил Импи и многие другие.
Впрочем, в той разношерстной компании Томас ничем не выделился – его первые шаги на шоссе были совершенно неубедительными. Прогресс начался после перехода в новосозданный британский мегапроект Sky в 2010 году. Впрочем, в начале прошлого десятилетия Герейнт считался перспективным раздельщиком и мастером северных классик. В те времена поверить в то, что однажды он выиграет Тур Фландрии, было значительно проще, чем в то, что это будущий победитель Тур де Франс.

Впрочем, пример Брэдли Уиггинза доказывал, что команда Дэйва Брэйлсфорда умеет лепить топовых генеральщиков даже из не слишком подходящего материала. В случае Томаса перелом наступил в середине прошлого десятилетия: он постепенно начал отказываться от северных классик и добиваться успехов на многодневках.
Победы на Париж – Ницца, Вольте Альгарве, Туре Альп, 2 место на Туре Швейцарии – все это солидные результаты, однако на 3 недели дистанции Гран туров сил у Герейнта не хватало. Перед стартом Тур де Франс -2018 Томас ни разу не поднимался выше 15 места в общем зачете Гран туров. Однако валлиец посрамил всех скептиков: он выиграл два подряд ключевых этапа в Альпах, перехватил желтую майку лидера после 11 этапа и не отдал ее до финиша в Париже.
Безусловно, той победе Томаса способствовал целый ряд факторов: усталость Криса Фрума и Тома Дюмулена после Джиро, травма и сход Винченцо Нибали. Однако в дальнейшем Герейнт доказал неслучайность того успеха, еще по 2 раза поднявшись на подиумы Джиро и Тура. Будучи, казалось бы, абсолютно непригодным для борьбы за Гран туры, Томас превратился в элитного многодневщика. Еще один яркий пример гонщика, который выжал из своих возможностей максимум.
Франсиско Мансебо (Испания, 49 лет)
И в завершение – самый неожиданный гонщик в нашем списке, гость из совсем другой эпохи. Молодые поклонники велоспорта такого гонщика могут вообще не знать, а фанаты со стажем – вероятно, думали, что он завершил карьеру лет с 20 назад. Мансебо был звездой велоспорта начала 2000-х, профессиональную карьеру вообще начал еще в 1998 году.
На Гран турах испанец дебютировал в 1999 году, а уже в следующем году пришел первый громкий успех – 9 место в общем зачете Тур де Франс и белая майка лучшего молодого гонщика. Постепенно с конца топ-10 на "Большой петле" Паки поднимался на подступы к подиуму, в 2005 году финишировав четвёртым. В 2003 – 2005 годах трижды подряд также финишировал в топ-5 на домашней Вуэльте, в частности, поднялся на подиум в 2004 году.
Мансебо был на пике карьеры, однако все оборвал самый громкий в истории велоспорта допинг-скандал, Операсьон Пуэрто, вспыхнувший накануне Тур де Франс-2006, куда испанец должен был ехать уже в составе своей новой команды, Ag2r. Среди подозреваемых оказался и Мансебо, которого, как и Яна Ульриха, Ивана Бассо и многих других звезд, к старту Тура-2006 не допустили.

Впрочем, в отличие от многих своих товарищей по несчастью, доказать вину Франсиско так никому и не удалось. Однако пятно на репутации было слишком серьезное: топовые команды больше не хотели иметь с ним дело. Большинство в такой ситуации просто завершили карьеру, но Мансебо решил продолжать выступления в третьесортных (и, чаще всего, неевропейских) командах и гонках соответствующего уровня.
Там он и продолжал соревноваться вплоть до наших дней, и в январе текущего года стал самым возрастным велогонщиком в истории, выигравшим профессиональную гонку. Произошло это на первом этапе Тур де Сахель – уровень понятен. Что интересно, прощальной гонкой в карьере Мансебо стал октябрьский Тур Кюсю в Японии, который выиграл украинец Кирилл Царенко.
Под вопросом
Самым титулованным и громким именем в этом списке мог бы стать Крис Фрум, однако его дальнейшая судьба остается под вопросом. 4-разовый победитель Тур де Франс после сложной травмы летом 2019 года и перехода в Israel Premier Tech очень резко сдал, и для описания его текущего состояния фраза "сбитый летчик" была бы комплиментом.
Контракт 40-летнего британца истекает в конце текущего сезона. Учитывая его текущую форму, были все основания полагать, что этот сезон станет последним в его карьере. Вдобавок к этому в конце августа Фрум получил тяжелые травмы во время тренировки на юге Франции: переломы 5 ребер и поясничного позвонка, а также пневмоторакс.

После такого даже молодой и успешный гонщик задумался бы о завершении карьеры, что уж говорить о 40-летнем ветеране, пик карьеры которого давно позади! Тем не менее, после выписки из больницы Фрум заявил, что хочет продолжить карьеру. Откровенно говоря, трудно реагировать на такую заявку как-то кроме покручивания пальцем у виска.
Несмотря на желание и планы самого Фрума, вполне вероятно, что о завершении карьеры ему таки придется объявить: трудно представить себе, что какая-то команда будет готова предложить британцу контракт. Однако формально Крис пока остается в статусе действующего спортсмена.