Украинская правда

Алафилипп, Ван Гилс, Самйон Йейтс и другие. Топ-10 трансферов межсезонья в велоспорте

instagram.com/teamvisma_leaseabike
Алафилипп, Ван Гилс, Самйон Йейтс и другие. Топ-10 трансферов межсезонья в велоспорте

До начала нового сезона большого шоссейного велоспорта осталось не так и много времени: уже 21 января стартует первая многодневка Мирового тура, австралийский Тур Даун Андер. Составы ведущих команд уже сформированы, за межсезонье произошло немало интересных и важных переходов. Вашему вниманию 10 самых громких трансферов велосипедного межсезонья, которые могут значительным образом повлиять на ход новой кампании.

Пабло Торрес (Испания, 19 лет, UAE Emirates)

Начинаем с перехода Пабло Торреса, который полноценным трансфером можно назвать лишь с натяжкой. Для 19-летнего испанца контракт с UAE Emirates стал первым профессиональным, однако прошлый сезон он провел в молодежной команде все той же UAE Emirates. В последние годы проекту из ОАЭ нет равных в работе с молодыми талантами: каждый год именно они выигрывают борьбу за самых перспективных юниоров мира.

Торрес – именно из таких. В прошлом сезоне он не выиграл Тур де ль'Авенир, Тур де Франс для молодых, заняв второе место в общем зачете. Тем не менее, испанец зарекомендовал себя как, наверное, гонщик с наибольшим потенциалом в своей возрастной категории. Поразил он, прежде всего, победой на заключительном этапе Авенира с финишем на одном из самых тяжелых подъемов мирового велоспорта, Колле делле Финестре.

Пабло Торрес
Пабло Торрес
instagram.com/uae_team_emirates

Ближайшего преследователя в тот день Торрес опередил на 3 минуты и 43 секунды, при этом проехав гору быстрее, чем Крис Фрум на Джиро-2018, когда выдал один из самых эпичных перфомансов в современном велоспорте! Безусловно, тот факт, что Пабло побил рекорд легендарного британца, говорит в том числе и о том, насколько резко выросли скорости в мировом велоспорте за последние годы. Но, в то же время, это и свидетельство огромного потенциала Торреса как горняка. В UAE Emirates в него очень верят, и дали испанцу контракт сразу на 6 лет. И Пабло под силу дебютировать на взрослом уровне не менее ярко, чем Исааку Дель Торо в 2024 году.

Ленни Мартинес (21 год, Франция, из Groupama FDJ в Bahrain Victorious)

В 2023 году Ленни Мартинес появился во взрослом велоспорте как один из главных французских талантов нового поколения. В Groupama FDJ на этого рассчитывали как потенциально центральную фигуру проекта после завершения карьеры Тибо Пино. Однако удержать своего таланта команде Марка Мадьо не удалось: его переманил Bahrain Victorious.

Ленни Мартинес
Ленни Мартинес
instagram.com/lennymrtz

Большинство лидеров команды – Пельо Бильбао, Джек Хэйг, Дамьяно Карузо – гонщики довольно возрастные. Из потенциальных конкурентов Мартинеса за место капитана Bahrain Victorious на главных многодневках – Антонио Тибери и Сантьяго Буйтраго. В такой компании Ленни шансы проявить себя точно получит, а воспитывать топовых горняков в проекте Милана Эржена умеют. Можно лишь удивляться, почему Groupama FDJ не удержали гонщика, который мог и должен был стать лидером команды на много лет вперед.

Валентен Паре-Пентр (23 года, Франция, из Decathlon Ag2r в Soudal Quick Step)

В 2024 году, особенно в его первой половине, феерила вся команда Decathlon Ag2r, в частности младший из братьев Паре-Пентр, Валентен. В апреле он финишировал четвертым на Туре Альп – многодневке, которая считается генеральной репетицией Джиро д'Италия.

Блестяще выглядел француз и на самой "Корса роза", выиграв в очной борьбе с таким звездами как Ромен Барде или Андреа Баджоли горный этап до Бокка делла Сельва. Еще тогда, в мае, Паре-Пентр договорился о переходе в Soudal Quick Step.

Валентен Паре-Пентр
Валентен Паре-Пентр
instagram.com/soudalquickstepteam

В 2025 году полной свободы действий Валентен, вероятно, не получит: на некоторых гонках придется работать на Ремко Эвенепула. Однако можно не сомневаться в том, что свои шансы проявить себя француз получит. Soudal Quick Step после отставки Патрика Лефевра вступает в эпоху неопределенности, однако Валентен – один из тех, кто может и должен гарантировать бельгийскому проекту светлое будущее даже без своего создателя.

Джонатан Нарваэс (27 лет, Колумбия, из Ineos Grenadiers в UAE Emirates)

Тадей Погачар приехал на Джиро д'Италия-2024 с намерением побить все возможные рекорды, в частности – пронести розовую майку лидера от первого этапа до последнего. Для этого нужно было выигрывать непростой по рельефу первый этап до Турина. И словенец сделал все возможное для этого, однако так и не смог сбросить с колена Джонатана Нарваэса и Максимильяна Шахманна. И первый неожиданно обыграл словенца в финишном спринте. Погачар положил все силы на победу в гонке, однако не сумел ее выиграть – такое в 2024 году случалось крайне редко.

Джонатан Нарваэс
Джонатан Нарваэс
instagram.com/uae_team_emirates

Чтобы такое не повторялось, UAE Emirates решили подписать Нарваэса в свою команду – благо, его контракт с Ineos Grenadiers заканчивался, а из британского проекта сейчас, несмотря на огромный бюджет, бегут все, кто может. Колумбиец, который свою первую победу на этапах Джиро одержал в 2020 году в очной борьбе с Марком Падуном благодаря проколу колеса у украинца, UAE Emirates точно пригодится: прекрасный панчер, который может побеждать на отдельных этапах Гран туров и показывать высокие результаты на сложных по рельефу однодневках, при этом еще и в нужные моменты быть полезным грегари для того же Погачара или других звезд проекта.

Том Пидкок (25 лет, Великобритания, из Ineos Grenadiers в Q36.5)

Это таки произошло: Том Пидкок покинул Ineos Grenadiers. Уход звездного британского маунтинбайкера казался неизбежным еще в октябре, когда руководство британской команды в последний момент исключило его из состава на Ломбардию из-за того, что Том вел переговоры с Tudor Cycling. Некоторое время казалось, что конфликт как-то удалось уладить, однако в декабре Пидкок все же подписал контракт с новой командой – правда, ею стал Q36.5, а не Tudor Cycling.

Переход из одной из самых богатых команд мира в команду Проконтинентального дивизиона – очевидный шаг назад в карьере Пидкока, тем более, что, поговаривают, что Тому пришлось пойти и на снижение зарплаты, хоть и незначительное. Впрочем, такое развитие карьеры британца – закономерное следствие того, что его карьера в последние несколько лет развивалась не столь стремительно, как на это надеялись в Ineos. Да, на однодневках были громкие успехи, такие как победы на Страде Бьянке и Амстел Голд Рейс, однако все попытки слепить из Пидкока звезду многодневок завершились неудачей.

С Q36.5 Том подписал трехлетний контракт, там он, безусловно, будет центральной фигурой проекта и получит шанс перезапустить карьеру. Жалеет ли Ineos Grenadiers о потере Пидкока? Трудно сказать. С финансовой точки зрения его уход пойдет на пользу команде: зарплата британца была неадекватно завышенной. Однако со спортивной точки зрения уход Пидкока точно будет потерей – прежде всего потому, что замены ему не было найдено никакой. Звезды одна за другой покидают одну из самых богатых команд мира, а на их места не приходят новые. Однако это уже тема для совсем другого разговора.

Марк Хирши (26 лет, Швейцария, из UAE Emirates в Tudor Cycling)

Одной из самых активных команд в это межсезонье была Tudor Cycling, которая после начала сотрудничества с Red Bull, очевидно, получила серьезный прирост бюджета. И если Тома Пидкока подписать не удалось, то с Марком Хирши все срослось.

Карьера швейцарца начиналась просто блестяще: в 2018 году он выиграл групповую гонку чемпионата мира среди андеров (возрастная категория до 23 лет), в которой опередил таких людей, как Тадей Погачар, Джей Хиндли или наш Марк Падун. С адаптацией ко взрослому велоспорту, сначала казалось, проблем тоже нет. В ковидный сезон 2020 года Хирши выигрывает Флэш Валлонь и этап Тур де Франс, становится вторым на Льеж – Бастонь – Льеж и завоевывает бронзу чемпионата мира – теперь уже среди взрослых.

Впрочем, после такого яркого сезона-2020 в карьере Хирши наступил глубокий и длительный кризис, из которого швейцарец начал выходить только в прошлом году. Однако к тому времени руководство UAE Emirates уже приняло принципиальное решение попрощаться с Марком, которому нужно было искать новую команду. Именно тогда на горизонте появился Tudor Cycling.

Да, переход из одной из лучших команд мира в Проконтинентальный дивизион можно назвать шагом назад в карьере, однако и плюсов достаточно. В проекте Фабиана Канчеллары Хирши станет одной из ключевых фигур и не будет иметь проблем с отбором в состав на главные гонки сезона – по крайней мере, те, на которые команда получит вайлдкард.

Жулиан Алафилипп (32 года, Франция, из Soudal Quick Step в Tudor Cycling)

Впрочем, главным подписанием Tudor Cycling стал не Хирши, а Жулиан Алафилипп. Французская суперзвезда провела всю карьеру в составе Quick Step, однако последние три года были откровенно неудачными. Падения, травмы, слабая форма – все это не давало Алафилиппу в полной мере реализовать весь свой потенциал и приводило к конфликтам с генеральным менеджером проекта, Патриком Лефевром. Тот публично критиковал своего гонщика, обвинял Жулиана в чрезмерной любви к вечеринкам и алкоголю, в том, что он попал под слишком сильное влияние своей жены, Марион Русс, и открыто заявлял, что Алафилипп не отрабатывает свою зарплату.

В конце прошлого года одиозный Лефевр неожиданно ушел в отставку с поста генерального менеджера Quick Step, однако Алафилипп на тот момент уже подписал трехлетний контракт с Tudor Cycling. И французу такой шаг в карьере действительно был нужен. Потеря мотивации в последние годы была очевидна: вряд ли слова Лефевра об алкоголе и вечеринках были высосаны из пальца, да и результаты говорят об этом красноречивее любых слов.

Динамика карьеры Алафилиппа в последние годы – это большой риск того, что Жулиан превращается в "сбитого летчика", и давать такому гонщику щедрый с финансовой точки зрения контракт сразу на три года – казалось бы, большой риск для Tudor Cycling. Однако выгоды, которые получает проект Канчеллары, перевешивают экономические риски. Подписание Алафилиппа – это практически гарантия получения вайлдкард на огромное количество топовых гонок Мирового тура, включая Тур де Франс: трудно представить себе, чтобы организаторы "Большой петли" не пригласили на гонку главную звезду французского велоспорта.

Поэтому, даже если результаты Жулиана не будут впечатлять – его подписание все равно будет выгодным шагом для Tudor Cycling. Сам же Алафилипп получает отличную возможность перезагрузить свою карьеру. И теперь выбор за самим французом: он хочет вернуться на топовый уровень или превратиться в свадебного генерала?

Саймон Йейтс (32 года, Великобритания, с Jayco AlUla в Visma Lease a Bike)

Как и Алафилипп, Саймон Йейтс покинул команду, за которую выступал на протяжении всей профессиональной карьеры. Прошлый сезон для британца получился худшим за последние годы, и Саймон решил, что пора менять что-то кардинально. Именно тогда на горизонте появился вариант с одной из сильнейших команд мира, Visma Lease a Bike.

В таком переходе для Йейтса есть свои минусы: в отличие от Jayco AlUla, в нидерландском проекте он не будет центральной фигурой и не получит такой же полной свободы действий. Однако плюсы могут все же перевесить. Ни для кого не секрет, что на данный момент именно Visma Lease a Bike и UAE Emirates обладают самой передовой методикой подготовки гонщиков, в этих командах многие спортсмены демонстрировали и демонстрируют свои лучшие результаты в карьере.

Саймон Йейтс
Саймон Йейтс
instagram.com/teamvisma_leaseabike

Два года назад в UAE Emirates перешел брат-близнец Саймона Йейтса, Адам, и такой шаг в карьере позволил ему выйти на принципиально новый уровень. Саймон всегда считался талантливее своего брата, это гонщик с потенциалом победителя Гран туров, поэтому в Visma Lease a Bike британец может не просто вернуться к своему уровню 2018 года, но и прыгнуть выше. Да, на Тур де Франс придется работать на Йонаса Вингегора, однако на Джиро или Вуэльте на статус капитана Йейтс может рассчитывать.

Visma Lease a Bike, в свою очередь, получает элитного грегари для Вингегора и гонщика, который может и сам приносить призовые места на супермногодневках. Брату Саймона, Адаму, в 2023 году даже удалось совместить эти две вещи: работая на Тадея Погачара, он заехал на третье место на Тур де Франс.

Бен О'Коннор (29 лет, Австралия, с Decathlon Ag2r в Jayco AlUla)

Decathlon Ag2r – это типичная для футбола история скромной команды, которая внезапно выстрелила, после чего всех ее главных талантов раскупили более богатые клубы. Валентен Паре-Пентр, как уже было отмечено выше, отправился в Soudal Quick Step, а Бена О'Коннора переманила Jayco AlUla – как раз на замену Саймону Йейтсу.

Бен О'Коннор
Бен О'Коннор
instagram.com/greenedgecycling

Переход главной звезды австралийского велоспорта в австралийский проект – этот союз выглядит максимально естественным и гармоничным. Тем не менее, основания для скепсиса также есть. 2024 год оказался безусловно лучшим в карьере О'Коннора: четвертое место в общем зачете Джиро, второе – на Вуэльте, серебро чемпионата мира – список достижений, который впечатляет. Однако не покидает ощущение, что в прошлом году Бен прыгнул выше головы (особенно это касается выступления на Вуэльте), и повторить такой успех ему будет непросто. Поэтому, для Jayco AlUla ставка на О'Коннора несколько рискованна, хотя лучших вариантов на замену Йейтсу на рынке все равно не было.

Максим Ван Гилс (25 лет, Бельгия, из Lotto Dstny в Red Bull Bora)

Самый резонансный трансфер межсезонья. Максим Ван Гилс стал одним из главных открытий прошлого сезона: третье место на Страде Бьянке, седьмое на Милан – Санремо, третье на Флэш Валлонь, четвертое на Льеж – Бастонь – Льеж и Гран-При Монреаля, победа на Эшборн – Франкфурт – далеко не полный перечень всех достижений гонщика Lotto Dstny в 2024 году. Конечно, такие успехи не могли не привлечь внимание самых богатых команд мирового пелотона, особенно Bora Hansgrohe, чей бюджет с появлением Red Bull в качестве титульного спонсора вырос вдвое.

Максим Ван Гилс
Максим Ван Гилс
instagram.com/maximvangils

Проблема заключалась в том, что у Ван Гилса был контракт с Lotto Dstny еще на два года. Однако бельгиец в одностороннем порядке расторг соглашение, а его родная команда даже не получила компенсации – соответствующего пункта в контракте не было.

Red Bull Bora получает очень серьезное усиление, прежде всего, под весенние классики – важное подписание после того, как не удалось переманить Воута Ван Арта. Зарплата самого бельгийца в новой команде составит 2,4 миллиона евро в год - более чем вдвое больше, чем он получал в Lotto Dstny.

Однако переход Ван Гилса может иметь гораздо более глобальные и долгосрочные последствия для мира велоспорта. В будущем команды вряд ли захотят повторять ошибки Lotto Dstny и будут прописывать в контрактах своих гонщиков компенсации за расторжение соглашения. Вполне возможно, уже через несколько лет мировой велоспорт въедет в эпоху трансферной системы, похожей на футбольную.

велоспорт Бен О'Коннор Максім Ван Гілс Жуліан Алафіліпп Саймон Єйтс