Новый закон Украины "О спорте": цифровизация, клубная система и изменения в финансировании – разбираемся

Не так давно Министерство молодежи и спорта Украины презентовало проект нового закона "О спорте". Его главной целью будет переход на Европейскую клубную систему. Однако это не все изменения, о которых говорится в проекте.
Чтобы разобраться в этой теме, Чемпион пообщался с министром молодежи и спорта Матвеем Бидным. И теперь рассказываем, что именно предлагает Минмолодежьспорта.
Введение клубной системы
"Спортивные клубы – основа организации и развития спорта в Украине".
Так презентовали новую систему в министерстве. Собственно, именно клубы должны стать фундаментом украинского спорта. Их представители будут иметь право голоса как на уровне местных, так и на уровне всеукраинских федераций.
Если коротко: один клуб – один голос. И такую формулировку в законе раскритиковал президент Федерации флорбола Украины Тамуз Хидир. По его мнению, количество голосов должно зависеть от количества членов организации + только созданные клубы не должны сразу иметь свой голос. Это обезопасит от искусственного дробления клубов, чтобы набрать себе большинство.

Для чего нужно изменение? В первую очередь для развития массового спорта в Украине. Текущая система не ориентирована на эту сферу, только на спорт высших достижений. И клубы должны это исправить.
"Спорт высших достижений – это как верхушка айсберга. Она основывается на массовости, которая находится под водой. Да, ее возможно не видно, но она есть. Это важно, когда есть огромная основа. Чем она больше, тем выше выталкивает айсберг. А у нас, к сожалению, все сосредотачиваются на верхушке, и она еще больше тонет", – сказал министр.
Во-вторых, клубная система необходима для общего развития спорта. По информации, предоставленной министерством, только 7% детей в Украине занимаются в ДЮСШ. Для сравнения, в Германии – 63%, в Нидерландах – 59%. Создание клубов – это дополнительные места для занятий спортом, а следовательно, возможность увеличить процент привлечения детей.
Как функционируют клубы? По сути это объединение людей, которые хотят заниматься конкретным видом спорта. Члены клуба вносят обязательный денежный взнос. Это автоматически дает им право голоса и право баллотироваться на руководящие должности организации.
Что же делать тем, у кого нет денег для взноса? Вообще система предполагает, что малообеспеченные семьи тоже смогут заниматься в клубах. Взносы за них могут оплачивать или громада, или сами члены организации. Будет ли у таких участников право голоса будет решать сам клуб.
ДЮСШ – все?
Проект нового закона вызвал очень много критики именно из-за этой темы. Люди из украинского спорта переживают, что создание клубов будет означать исчезновение детско-юношеских школ.
Мы спросили у Бидного, что будет с ДЮСШ, если новый закон примут. Он опроверг мнение, что создание клубов означает закрытие школ. По его словам, клубы и ДЮСШ могут существовать параллельно. И только громады будут решать, какую организацию поддерживать (или, возможно, обе сразу).
"Нас обвиняют, что ДЮСШ будут закрыты. Абсолютно нет. То есть мы даже сохраняем в первой редакции ДЮСШ как отдельную статью. Потом через переходные положения статья теряет свою деятельность, но в определении понятий ДЮСШ есть.
Если орган местного самоуправления считает, что там нужно ДЮСШ, то никто не мешает или продолжать его содержать, или создать новый. Мы не закрываем ДЮСШ, мы создаем дополнительные конкурентные условия через возможность создания клубов и их финансовую поддержку. И что будет: клуб, ДЮСШ или оба – решает громада", – объяснил Бидный.
Изменения в финансировании, переход на гранты
"Новая система финансирования – введение бюджетных грантов в сфере спорта на конкурсной основе вместо сметного содержания".
Именно так кратко можно охарактеризовать изменения в системе финансирования. И именно эту часть нового проекта в разговоре с Чемпионом раскритиковал бывший министр молодежи и спорта Валерий Борзов. Он считает, что такое изменение может вызвать серьезные коррупционные проблемы.
"Здесь может быть коррупционная составляющая. Вы втроем пришли ко мне, я говорю: "Вы мне мне не нравитесь, я вам не дам денег, дам ему". Коррупционная составляющая? Да.
Зачем вводить в систему распределения бюджета гранты, когда бюджет является главным инструментом управления, какой вид спорта развивать в Украине? Это ответственность министра – вложить туда, что даст результат. Всем раздать, а не сконцентрироваться на главном – это ошибка", – сказал Борзов.

Побороть коррупцию, или же не дать ей произойти, в новом проекте призваны прозрачность и подотчетность организаций. То есть клуб, получивший грант, должен будет предоставить отчет по использованию средств.
Что нужно знать о грантах? Это целевая безвозвратная помощь на конкретные проекты/услуги. Их могут получать как спортивные клубы, так и федерации, но для этого необходимо соответствовать списку принципов надлежащего управления:
- Законность.
- Демократичность.
- Прозрачность и подотчетность.
- Самоуправление.
Последние два пункта имеют большое количество подпунктов. Что касается прозрачности, то самым главным, по нашему мнению, является открытый доступ к годовой отчетности, в том числе финансовой. В самоуправлении подпунктов значительно больше. Но самые интересные касаются запретов. Это:
- Ограничения по продолжительности и количеству сроков полномочий на одной должности, в том числе предельный возраст для членов исполнительного органа.
- Запрет руководителям спортивных организаций входить в состав других руководящих органов спортивных организаций.
- Запрет руководителям, членам руководящих и консультативных органов занимать руководящие должности в политических партиях, использовать свое положение в политических целях.
- Срок полномочий руководителя и членов исполнительного органа не может превышать четырех лет.
- Руководитель и члены исполнительного органа не могут быть избраны или назначены на должности более двух сроков подряд, если иное не предусмотрено нормами соответствующих международных спортивных организаций.
То есть министерство заказывает конкретную услугу, а клубы подают свою заявку на получение грантов. Если на деньги претендует несколько организаций, то победителя определяет сама громада. При этом грант может получить сразу несколько клубов, и решение должно приниматься максимально прозрачно.
"Я думаю, что это будет правильно – дать немного тем, немного тем. Тем более что обычно на гранты подаются те, кто хоть что-то уже сделал. У них есть потенциал, который они уже доказали. И можно проанализировать, кто лучше развивается, кто лучше использует дополнительные возможности. Но это должно быть максимально прозрачно, чтобы система оставалась открытой. Нужно, чтобы всегда мог зайти кто-то новый и стимулировал других", – рассказал Бидный.

Цифровизация спорта
Отдельно стоит проговорить об электронной системе, которая должна стать обязательной для всех спортивных организаций – "Цифровой спорт". Ее использование является необходимым условием для получения бюджетных средств.
В системе должно быть зарегистрировано абсолютно все: от тренеров и спортсменов, до объектов спортивной инфраструктуры. Также в "Цифровом спорте" клубы и федерации должны будут вести отчетность по использованию грантов, для дальнейшего контроля.
Для чего это нужно? Во-первых, это удобство. Электронная база данных позволяет быстрее и эффективнее оперировать информацией. Во-вторых, это поможет избегать неактуальной информации, как, например, задвоение в реестре объектов спортивной инфраструктуры. И по-третье, это дает возможность контролировать как именно используются средства.
ОО "Sports context" (организация в начале была активно вовлечена в процесс обсуждения законопроекта) заявляет, что введение электронной системы, якобы, противоречит европейским принципам и может повлечь серьезные последствия для украинского спорта, включая санкции от МОК. Однако министр не согласен с этими переживаниями.
"Цифровизация – лучший инструмент для прозрачности, борьбы с коррупцией и повышения эффективности. Если организация рассчитывает на средства налогоплательщиков – информация о том, как она ими распоряжается, кто и как принимает решения должна быть открытой. Так же мы должны прекратить практику вписывания "мертвых душ" (люди, которые на самом деле не занимаются спортом, однако находятся в списках – прим.) в отчетные документы, на основании которых затем осуществляется финансирование на местном уровне. И еще много таких пунктов. Я впервые слышу, что цифровизация публичного пространства – это нарушение чьих-то прав", – объяснил Бидный.

Автономия федераций
По словам Бидного, министерство ежегодно издает около 10 тысяч приказов, и большинство из них вообще не касаются формирования политики. К тому же все тренеры и спортсмены – работники государственного учреждения.
Поэтому некоторые функции, которые сейчас выполняет Минмолодежьспорта, должны перейти к федерациям. В частности, и сборные (формирование состава), и самостоятельное проведение спортивных мероприятий (а не по приказам министерства).
Однако в законе также предусмотрены нормы контроля, которые вызывают беспокойство у определенных людей (речь идет, в частности, о цифровизации и ограничении сроков правления в организациях). Так, основатель ОО "Sports context" Александр Ларин считает, что они могут привести к санкциям от МОК и других международных организаций, включая отстранение.
"В международном спорте существует четкое правило: государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела спортивных федераций. Это не рекомендация, не пожелание – это жесткое правило. Международный олимпийский комитет, ФИФА и другие придерживаются его без исключений. Увидели вмешательство – сразу идут санкции. Это может быть предупреждение, а может быть и полное отстранение страны от соревнований.
И именно такой риск сейчас появился в Украине. В законе есть пункты, которые выглядят как попытка государственного контроля за внутренними делами федераций или допуском к спортивной деятельности через цифровые инструменты. И даже если это сделано из благих намерений – для ФИФА, МОК и других это сигнал: вмешательство. А им важно не намерение, а сам факт".
Министр же объясняет, что причин для переживаний нет. Проект нового закона наоборот, существенно усиливает автономию федераций.
"Законопроект существенно усиливает автономию спортивных федераций по сравнению с действующим законом. И точно не может стать поводом для каких-либо санкций. Мы не собираемся ничего навязывать федерациям, но мы хотим поставить рамки. Должно быть надлежащее управление.
Мы не вмешиваемся в деятельность федерации, но если вы хотите получать средства налогоплательщиков, то требования к вам должны быть такие же, как к любому распорядителю бюджетных средств. То есть вы должны быть самоуправляемыми, демократическими, прозрачными и отвечать за свои действия" – сказал Бидный.
Третейский суд
Прямо сейчас в Украине существует третейский суд при Национальном олимпийском комитете. Однако он вообще не работает. За все время его существования было только одно дело – один юрист хотел проверить, как этот суд работает. В проекте нового закона этот суд также есть.
По словам министра, они совместно с НОК плотно работают над его запуском. В частности, уже был сформирован состав арбитров.
"Мы сейчас с НОК очень плотно работаем над запуском спортивного арбитража. Потому что это практика всего мира. Должен быть орган, который может решать спорные вопросы в спорте. В суде общей юрисдикции разбирательства длятся годами.
Спортивный арбитраж – это инстанция, которая очень быстро, оперативно квалифицированно и главное прозрачно должна рассматривать такие вопросы. Поэтому мы сегодня работаем над этим. Был уже перезагружен этот спортивный арбитраж, сформирован состав арбитров. Есть определенное сопротивление этому процессу, но мы совместно с НОКом, думаю, что сможем преодолеть это".
Когда ожидать изменений?
Новый закон планируют внести в Верховную раду уже в этом месяце. А переходный период продлится 4 года.
"Мы постепенно будем обучать, способствовать, у нас уже есть договоренность с программами международной и технической помощи по обучению федераций с точки зрения Good Governance (принципов надлежащего управления – прим.) и эффективного управления", – подытожил Бидный.
