Беленюк: Слава Богу, что хоть бронзу выиграл
33-летний борец греко-римского стиля Жан Беленюк, завоевавший бронзовую награду на Олимпийских играх 2024 в Париже и завершивший карьеру, пообщался с журналистами в микст-зоне. Среди представителей СМИ был корреспондент Чемпиона Александр Гливинский.
— Снимать борцовки заранее придумали или после самого поединка?
— Такая традиция. Хороший момент просто был для того, чтобы снять их.
— И станцевать гопак.
— Это тоже традиция, я всегда танцевал его. Хорошо, что так получилось, я доволен. Конечно, хотелось быть в финале, соперничать с экс-украинцем, но он в хорошей форме, признаю. Было бы непросто, но я знаю его сильные и слабые стороны. Думаю, он пытался проявить себя. Но, как есть, к сожалению, проиграл полуфинальную схватку и сейчас имею бронзовую медаль.
— Не знаю, насколько вас это утешит, но вы собрали полный комплект олимпийских медалей.
— Да-да. Я доволен. Вы знаете, после золота в Токио для меня это все уже больше игра, скажем так. Уже того эмоционального накала нет, так же как мандража. Я выхожу, наслаждаюсь и, честно говоря, в этом поединке с поляком немного нервничал, потому что не хотелось завершать карьеру и приезжать без олимпийской медали. Я знал, что я должен выигрывать, потому что сколько раз мы с ним боролись, он никогда не побеждал меня, но, вы знаете, это спорт, бывает разное. Кстати, он выиграл первую или вторую схватку у чемпиона мира, турок, этот поляк довольно интересен, он может выиграть серьезную схватку у топ спортсменов, поэтому нужно быть с ним максимально осторожным.
— Мы разговаривали с Владимиром Шацкими, он сказал, что попросил вас остаться, подтянуть ребят немного.
— Да, а потом, когда я сказал, что, наверное, буду завязывать, был такой момент в промежутке между Токио и Парижем, он сказал: "Уж, Жан, не вариант тебе завязывать, надо в Париже выступать". Он сначала говорил, а когда я немного продолжил свою карьеру, он сменил свою точку зрения, наверное, увидел во мне еще какой-то потенциал. Как видите, не зря.
— Борцовки еще будете одевать или это уже все, точка?
— Знаете, ну в 37 лет на следующую Олимпиаду… Чемпионаты мира и Европы меня не интересуют, нужно находить другие сферы деятельности. У меня есть классное хобби – настольный теннис, надеюсь, сейчас буду больше времени ему уделять. Поэтому я доволен своей спортивной карьерой. Но есть здоровье, есть другие вещи. Спорт – это такая штука, она классная, но она не на всю жизнь, именно спорт высших достижений. Если ты там не стреляешь, условно или еще какие-то виды спорта, не предусматривающие супер выносливости, физических нагрузок, то ты можешь остаться. Поэтому, я думаю, что уже достаточно, мама уже давно просит, чтобы я завершил эту историю, поэтому я наконец-то прислушаюсь ее советов.
— Мама будет рада.
— Да, но вчера я общался с ней после поражения в полуфинале, сначала она говорила: "Зачем оно все нужно? Приезжай домой, здесь есть чем заниматься", я говорю: "Надо еще за третье место побороться", а она: "Ну за третье сразись еще". Поэтому выполнил ее совет, поборолся за третье место, думаю, он будет доволен.
— Видите кого-то из ребят в своей весовой категории, кого можно было бы отметить?
— Ну, вот новоиспеченный олимпийский чемпион — Семен Новиков. Талантливый парень, сейчас в прекрасной форме. Переехал всех оппонентов, даже венгра, которому дважды проигрывал в прошлом году, а сейчас победил. Там схватка была напряжена, но он выиграл. Не знаю, как было бы, если бы он остался в сборной Украины, могло бы этой бронзы не быть. Если бы он остался, я бы не продолжал карьеру, но решил перейти в сборную Болгарии, поэтому у меня появился шанс еще быть первым номером Украины. Я понимал его потенциал и то, что возраст возьмет свое, у него будет пик, а я уже буду на убыль. Слава Богу, что хоть бронзу выиграл.
— Финал с участием Парвиза смотрели сегодня? Как-то настраивать его, была ли у вас возможность до соревнований с ним поговорить?
— Я не настраивал его, потому что Парвиз опытный парень, он знает, что и как ему делать, как бороться, но схватка пошла не по сценарию. Знаете, на таком уровне ошибка стоит победы, он совершил ошибку и уже иранец не отдал ему. Но Парвиз — боец, он это демонстрировал в течение турнира, за 20 секунд до конца вырвал победу у серба, потом сильный киргиз, затем азербайджанец, но он выиграл. Для него первая схватка всегда сложна, это показала и прошедшая Олимпиада.
Ему нужно немного разбираться. К примеру, на чемпионате мира в прошлом году он проиграл в первой схватке, а когда он уже разбирается, второй, третий, он как рыба в воде. А именно первая схватка сложна, в том числе и для меня, для многих. Надо войти в этот состязательный процесс. Я знаю, что он мечтал о золоте и мечтает, я уверен, что если он будет работать, то в Лос-Анджелесе он будет иметь возможность демонстрировать высокий результат. Я ему желаю именно реализации его мечты, потому что дважды проигрывать в финале – это болезненно.
— Пожалуй, вы единственный политик в мире, еще и высокого ранга, который участвует в Олимпиадах и выигрывает медали. Какие у вас политические планы, амбиции на будущее?
— Сейчас главное сделать все от себя зависящее, чтобы помочь нашей стране победить в войне. Эту платформу мы используем в том числе в качестве платформы для распространения информации, напоминания о том, что война продолжается в Украине, что нам нужно помогать, что без помощи наших союзников-партнеров нам будет тяжело. Мы понимаем это прекрасно и каждый день, даже когда идут Олимпийские игры, умирают наши гражданские, военные, спортсмены. Когда весь мир наслаждается этим праздником, это достаточно досадно, болезненно для каждого атлета из Украины. Это должен знать весь мир, чтобы оказывать давление на свои правительства для помощи украинцам. Ибо без должной помощи мы будем терять людей. Наши шансы на, скажем так, не то, что правильное, а справедливое нормирование ситуации, будут уменьшаться.
Поэтому все атлеты – спортивные послы и в такое время, когда приходится не только думать о тренировках, но и о том, чтобы ракета не прилетела в твой дом, при этом еще завоевывать лицензии, участвовать в Олимпийских играх и выигрывать медали – это достаточно серьезно. . Я считаю, что это большое дело, большой респект украинским атлетам, украинским военным, за то, что, в принципе, дают нам возможность выступать. Без них этого точно не было бы, неизвестно, что было бы со страной вообще. Поэтому искреннее и низкое поклонение нашим защитникам, знаю, что они также беспокоятся, болеют, гордятся нашими атлетами и, надеюсь, они довольны теми результатами, которые демонстрируют наши спортсмены, несмотря на такой сложный период.— Борцы из других стран, ваши коллеги, интересуются ситуацией в Украине?
— Те, кто знают, что такое Россия, например грузины. Даже не столько интересуются, это индивидуальный показатель, но они желают нам успеха, постоянно говорят, что они поддерживают нас, болеют. Они встречают нас со словами "Слава Украине". Поэтому те, кто понимают, те и поддерживают, а те, кто не понимают, они либо нейтральны, либо ни вашим, ни нашим. Что-то там расскажут, что-то здесь, хитрят.
— Конечно, у нас сейчас не очень хорошее отношение к Ирану из-за шахед, атакующих наши города. Когда вы выходите на схватку или играет роль, откуда твой соперник для вас лично?
— Знаете, конечно, не хотелось бы встречаться с представителями России и Беларуси, да, условно говоря, можно и с Китаем. Ну победили Китай, все поставили на место. Я не уверен, что этот представитель Ирана вообще находится в курсе политической повестки его государства. Конечно, хочется победить всегда, несмотря на то, с кем ты борешься. Когда проигрываешь, это достаточно больно, неприятно, но должен вставать, идти дальше, подбадривать себя.