Середа – о восстановлении после травмы, конкуренции с китайцами и отце в Национальной гвардии

В четверг, 3 апреля, в Мексике стартует Кубок мира по прыжкам в воду. Этот турнир фактически дает старт первому постолимпийскому сезону. Накануне старта нового цикла лидер сборной Украины Алексей Середа поделился с Чемпионом мыслями, целями и задачами на сезон.
Спортсмен из Николаева, который в 2019-м году в 13-летнем возрасте впервые стал чемпионом Европы, и сегодня остается одним из главных претендентов на высшие награды самых престижных соревнований. 5-кратный чемпион Европы в 2022-24 годах дважды становился серебряным и дважды бронзовым призером чемпионата мира. Однако на Олимпиаде в Париже Середа остался за пределами пьедестала и к новому циклу подходит сверхмотивированным.

– Алексей, новый сезон, начало нового олимпийского цикла. Какие эмоции он вызывает?
– Даже не знаю... Мне очень хочется прыгать, соревноваться везде, попробовать новые прыжки в программе. Например, год назад я прыгнул 3,5 оборота назад. Это в принципе считается как новый прыжок. Поэтому мне хочется просто более стабилизировать мою программу, пробовать соревноваться и достигать результатов.
– К нынешнему Кубку мира новые прыжки подготовили?
– Нет, сейчас остались те, которые были. То есть, у меня есть один прыжок, которому только год. И в принципе он считается как новый.
– Вы его как раз на чемпионате мира выполняли?
– Да. Я его выполнял и на прошлогоднем ЧМ, и на Олимпиаде. Пока что с ним есть определенные проблемы. Но в принципе это нормальный процесс.
У меня все равно сейчас такой период, когда я расту. Также у меня очень сильно меняется вес. То есть, я до операции весил где-то 60-61 кг. Сейчас вешу 68-69. Но это не является признаком того, что я супер жирный. Мне даже стало легче прыгать. Просто, я немного изменился и, конечно, это все влияет на координацию.
Сейчас мне надо привыкать к этому, приспосабливаться. Я пока что 19-летний парень, который постоянно растет.
– И постоянно приспосабливаешься?
– Да, да. И постоянно приспосабливаюсь, постоянно меняюсь. А уже когда мне будет, я думаю, 21-22 года, у меня будет более стабильный вес, более стабильное состояние и буду уже в нем прыгать. А сейчас приходится постоянно прислушиваться к своему телу.
– Последствия прошлогодней травмы плеча еще ощущаются? Или уже полностью забыли о ней?
– Полностью забыл. Плечо не беспокоит. Мы все грамотно сделали. Большое спасибо хирургам, врачам, президенту нашей федерации Игорю Лысову, потому что он оплатил мне операцию, помогал морально. И благодаря всем этим людям у меня сейчас нормальное состояние, в котором я могу соревноваться, тренироваться, показывать хорошие результаты.
– Основными соперниками остаются представители азиатской школы. Сюрпризы им подготовили?
– Нет, ничего такого. Программы, это уже почти ответ.

– Ранее вы говорили, что бороться с китайцами невозможно, однако спрошу еще раз, как победить китайских прыгунов в воду?
– Я, честно говоря, не знаю. Прыжки в воду – это очень непредсказуемая вещь. Например, сегодня на личном чемпионате Украины в предварительных соревнованиях я запрыгнул на итоговую оценку 470, а в финале на 440. Хотя ожидал, что вечером будет лучше. Я вообще не могу здесь делать никаких предсказаний.
Да, и китайцы тоже ошибаются. Ведь это высококоординационный вид спорта, в котором очень сложно сделать какие-то прогнозы. Я на разминке могу сделать прыжок на 10 баллов, а через полчаса, на соревнованиях, выйти и сделать его на 5. Потому что это такой вид спорта.
– Где готовились к новому сезону? Все намеченное удалось выполнить?
– Обычно мы готовимся в Киеве, основную работу выполняли дома, в Центре спорта Лико, но были еще сборы за границей в Польше.
– Как отреагировали на переход Кирилла Болюха на трамплин?
– Честно говоря, даже не знаю как реагировать. Я вижу, что у него некоторые прыжки получаются, я вижу, что он хорошо развивается, хорошо движется в этом направлении, совершенствуется постоянно, тренируется так же много, как и я, как и Марк, как и все. И у него есть определенный прогресс. Я уверен, если он будет двигаться в таком же направлении, так же много тренироваться, то у него обязательно все получится.
– У вас новый напарник, сколько времени обычно нужно, чтобы сработаться и начать показывать высокие результаты? Нет ли соблазна сосредоточить максимальные усилия на индивидуальных прыжках?
– По поводу напарника... Привыкнуть прыгать в синхроне может занять у кого-то полгода, у кого-то год. Мы с Марком немного отличаемся. Он немного выше, у него другая конституция тела, другая техника, и сейчас мы как раз к этому приспосабливаемся. Я не могу дать точных прогнозов, но думаю, что через полгода, а мы уже полгода тренируемся, то есть на ближайших этапах Кубка мира, мы более-менее будем нормально прыгать.
Другая история – индивидуальные прыжки, каждого в отдельности. Например, я уже 15 лет совершенствуюсь, но все равно, иногда допускаю ошибки, иногда – нет. Но в целом, если смотреть, то сейчас суммы баллов у меня колеблются условно от 430-440 до 520, то есть видно определенный прогресс.
Раньше это могло быть даже 370-450-470. Сейчас я вижу прогресс и даже когда у меня не супер успешное выступление, как сегодня, я все равно набрал 440 баллов. Это сумма, с которой можно проходить в полуфинал и даже финал. То есть, даже когда я делаю не лучшие свои прыжки, это уже какая-то стабильность, что-то приличное вырисовывается.
– В этом году будет чемпионат Европы в мае, чемпионат мира в июле, сейчас Кубок мира. Тяжело постоянно держать себя на пике формы. Есть приоритетный турнир?
– Конечно, у меня есть приоритетные турниры. Сначала это чемпионат мира, который будет в Сингапуре. Это топ-1, самый приоритетный. И следом чемпионат Европы. А уже потом Кубки мира и чемпионат Украины.
– Ваш отец решил пойти служить летом прошлого года (служит в Национальной гвардии Украины – прим.). Часто удается пообщаться с ним?
– Пообщаться по телефону удается, я ему звоню почти каждый день. Но увидеться физически очень сложно, потому что его банально не отпускают. Он очень редко бывает дома. Поэтому, к сожалению, нет возможности увидеться.
– Давно были в Николаеве?
– В Николаеве был сразу после Олимпийских игр. Там провел примерно 2-3 недели. И вернулся в Киев тренироваться. Хочется конечно бывать чаще, это мое место силы.