История дня. Легендарный гимнаст Виктор Чукарин, чье имя мог бы носить Львовский инфиз
Львовский государственный университет физической культуры с 2016 года имеет имя профессора Ивана Боберского, основателя украинской национальной физической культуры. Впрочем, еще в 2011 году этому почтенному вузу могли дать имя доцента Виктора Чукарина, выпускника и работника Львовского инфиза, двухкратного абсолютного олимпийского чемпиона по гимнастике. Такое предложение вносили на торжественных мероприятиях, посвященных 90-летию со дня рождения Чукарина. И это был бы не менее достойный выбор.
Виктору Чукарину, заслуженному мастеру спорта СССР, обладателю 11 олимпийских медалей (7 золотых) несколько не повезло с происхождением и эпохой. Он не был, в отличие от Ивана Боберского, удельным галичанином даже этническим украинцем: сын донского казака и гречанки, Чукарин в свое время приехал во Львов из Мариуполя.
Его спортивные достижения и жизненные приключения выпали на советское время – не слишком приветствуют при Независимости. Еще в известной степени славу Виктора Чукарина затмил другой великий украинский советский гимнаст – Борис Шахлин.
Впрочем, ни славой, ни памятью Родина Чукарина не оскорбила: его именем назвали улицу во львовском Сихове (1984), а в 2016 году в его честь переименовали улицу Куйбышева в Мариуполе. Мемориальная таблица на здании Львовского инфиза и традиционный турнир по спортивной гимнастике – открытый Кубок Львова также является достойным уважением великому спортсмену.
Так сложилось, что Чукарину пришлось тяжело бороться не только с соперниками в спортивном зале, но и с тяжелыми испытаниями, которые прислала ему судьба.
Виктор Чукарин родился в 1921 году в селе Красноармейское на Приазовье. Через три года его семья перебралась в Мариуполь. Парень учился в 10-й средней школе, где увлекся гимнастикой и тренировался у своего учителя физкультуры Виталия Поповича, большого энтузиаста гимнастики.
Виктор имел плохую репутацию:
"Сильный парень, но глупый".
Но его отношение к учебе изменилось после того, как в 1937 году его отца Ивана репрессировали за то, что он написал письмо своим родственникам в Румынии с просьбой прислать продукты. Мать Кристина осталась с тремя детьми...
Виктор поступил в металлургический техникум, а затем перевелся в Киевский техникум физической культуры. Родственники его осуждали: это несерьезно, другое дело – работать на "Азовстали". Но юноша, благодаря упорному труду (он стал тренироваться дважды в день, когда другие тренировались трижды в неделю, а также тренировался летом – чего тогда не делали гимнасты), выполнил норматив мастера спорта, выиграв в Харькове чемпионат Украины 1940 года.
Летом 1941-го перед выпускником техникума молодым перспективным гимнастом открывались большие горизонты. Но началась германо-советская война...
Виктор ушел на фронт добровольцем. Воевал в артиллерийской части стрелковой дивизии, оборонял Киев. А в июле 41-го под Полтавой был ранен и попал в плен. Прошел немецкие концлагеря – Зандбостель, Бухенвальд, Везермюнде. На определенный период он лишился имени и фамилии, которые заменил номер 10491 на лагерной робе. Работая в каменоломне, Виктор присматривался к тренировкам по гимнастике немецких военных: немцы тогда считались сильнейшими гимнастами в мире.
В конце войны Чукарин был среди группы узников концлагеря Зандбостель, которых посадили на заминированную баржу и отправили в море. От гибели обреченных спасли корабли союзников.
Когда уволенный Виктор Чукарин попал в СМЕРШ на тщательные и унизительные проверки, его вес составлял 40 кг. Спортивные перспективы тогда не рассматривались вообще, речь шла о физическом выживании. Когда Виктор вернулся домой, его не узнали ни соседи, ни родственники. Даже мать сначала тоже не узнала сына, но идентифицировала его за шрамом на голове, который у него остался после падения в детстве.
Виктор устроился пастухом в совхоз, но из-за слабого состояния здоровья не смог работать. Мать и сестра выходили его, с большим трудом приобретая дефицитные смалец, молоко и мед.
Выздоровев, Виктор сначала поработал в городском комитете физкультуры Мариуполя. Там ему пришлось оборудовать гимнастический зал в помещении бывшей городской бани. Затем он уехал во Львов, где в институте физкультуры работал проректором его бывший преподаватель по Киевскому техникуму Абрам Липман, который помог Виктору со вступлением, хотя уже шел сентябрь 1946-го. Параллельно с учебой Чукарин занимался оборудованием гимнастического зала, используя мариупольский опыт, подрабатывал дворником и грузчиком.
Интенсивные тренировки под руководством квалифицированного специалиста Петра Собенко принесли результаты: в 1948 году Чукарин стал чемпионом СССР по упражнениям на брусьях. Это был его любимый вид программы: его даже в шутку называли Брусевич (наверное, обыгрывая фамилию знаменитого вратаря киевского Динамо Николая Трусевича). В 1949 году он стал абсолютным чемпионом СССР и удерживал это звание еще два года подряд. В 1951 году после победы на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине Чукарину присвоили звание "Заслуженный мастер спорта СССР".
А в следующем году спортсмены СССР дебютировали на Олимпийских играх – Хельсинки-1952. Чукарину было уже через тридцать, а в январе 52-го, он на тренировке, выполняя упражнение на кольцах, получил травму (надорвал сухожилие). Но к июлю, к началу Игр он восстановился и на арене "Мессухалли" в столице Финляндии сумел получить четыре золотых (абсолют, команда, лошадь, опорный скачок) и две серебряные (брусья, кольца) медали.
Через два года Чукарин торжествовал на чемпионате мира в Риме: золото в многоборье, команде и на брусьях плюс серебро на коне. А еще через два года уже 35-летним ветераном Виктор едет на Олимпиаду-1956 в Мельбурне, где в борьбе с японским мастером Такаси Оно (младшим на 10 лет) получает второе олимпийское золото в многоборье, добавляя к нему еще золото в команде и на любимых брусьях, а еще – серебро в свободных упражнениях и бронза на коне.
В 1957 году вместе с уроженкой Херсона Ларисой Латыниной (урожденной Дирий), еще одной героиней ОИ-1956, Виктор Чукарин стал первым атлетом, награжденным орденом Ленина, тогда – высшей государственной наградой СССР. Независимо от нашего сегодняшнего отношения к Советскому Союзу, к Ленину и другим историческим реалиям того времени это было чрезвычайным достижением – объективно и навсегда. Речь идет не о "совкодрочерстве", а об истории, какой она была.
Завершив карьеру спортсмена, Виктор Чукарин сосредоточился на науке и тренерстве во Львовском государственном институте физической культуры. В 1963 году он стал доцентом кафедры спортивной гимнастики, а в 1971 году был избран заведующим кафедрой. Чукарин подготовил более двадцати мастеров спорта, среди которых – олимпийский чемпион 1980 Богдан Макуц.
Виктор Иванович работал старшим тренером сборной СССР на ОИ-1972 в Мюнхене. Команда тогда уступила японцам, получив серебро. Это расценили как неуспешное выступление и уволили Чукарина.
Великий гимнаст умер в 1984 году, он был похоронен на главной аллее Лычаковского кладбища.
Виктор Чукарин был первым и был лучше. Он достоин нашей благодарной памяти.