Раздавленный Марадона, юрист Пеп и мумии за Герреро: как звезды футбола справлялись с дисквалификациями за допинг

Михаил Мудрик уже пять месяцев не играет за Челси из-за проваленного допинг-теста, и до сих пор неизвестно, когда украинец вернется на поле.
Чемпион рассказывает, как в прошлом звезды футбола выходили из подобных ситуаций.
Ужин у мамы
Первое правило допинга – правду о нем пишут разве что в автобиографиях.
Анджело Перуцци – яркий пример.
Все фаны Кальчо со стажем его помнят – мощный, крепкий был голкипер. К такому нарваться – это высокий риск остаться без зубов.
Ну, и в 1990-м еще юный Анджело в Роме вдруг попался на запрещенном препарате – фентермине.
"Я ужинал у мамы, плотно наелся и выпил таблетки для похудения", – такой была официальная версия от тогда еще малоизвестного вратаря.
Федерация могла это расследовать, но поверила – несмотря даже на то, что вместе с Перуцци на фентермине поймали звездного нападающего Ромы Андреа Карневале.
Им обоим впаяли по году дисквалификации – и дело закрыли.
"Никакого ужина не было. Таблетку мне дал одноклубник. Я восстанавливался от повреждения, и он пообещал, что она поможет мне не получить рецидив. Я был наивным и заслужил наказание своей тупостью. Я не хотел, чтобы в это приплетали мою семью, но меня заставили это сказать. Я был никем. Они решили пожертвовать мной", – написал уже взрослый и знаменитый Перуцци в 2005-м.
Допинг не помешал его славе – Анджело стал выдающейся фигурой для Ювентуса 1990-х и Лацио 2000-х.
"Отрезали ноги"
Самая эпическая история из всех, что вы прочитаете здесь.
Диего Марадона преодолел наркотическую зависимость и готовился к ЧМ-1994, как проклятый. Тяжелые тренировки, нечеловеческий график – за каких-то полгода он сбросил 15 кило.
Позади у Диего была неоднозначная карьера – гениальный ЧМ-1986, еврокубки с Наполи, но и 15-месячный бан за кокаин в 1991-92 годах.
Ясно, что молодые Батистута, Редондо, Симеоне, Ортега видели в нем бога.
В стартовых турах они убрали с дороги Нигерию и Грецию, а Марадона оформил гол плюс пас, моментами напоминая себя молодого. Весь мир стоял на ушах – вплоть до момента, когда у Диего взяли допинг-пробу.
Эфедрин, норэфедрин, псевдоэфедрин, норпсевдоэфедрин и метилэфедрин – любой врач подтвердит, что этот коктейль не мог попасть в кровь через один случайный препарат. Диего сознательно употреблял это, чтобы согнать вес и набрать форму.
Приговор - 15 месяцев без футбола.
"Мне отрезали ноги. Я больше не хочу мести, я разбит", – плакал Марадона, а еще обвинял во всем врача Даниэля Серрини, который его готовил.
Без своего вождя Аргентина развалилась – проиграла два поединка и бесславно вылетела.
"Я искал тебя на поле весь матч, но не смог найти", – театрально обращался к Марадоне Фернандо Редондо.
Диего на тот момент было 33 года, и он не завязал с футболом окончательно. В 1995-97 годах Марадона еще поиграл за Бока Хуниорс, однако настолько плохо, что как-то не реализовал 5 подряд пенальти. Ко всему, он снова подсел на кокаин. Полноценного возвращения после "отрезанных ног" на ЧМ-1994 у Марадоны не получилось.
Нандролоновая эпидемия
Ну, а это история с коррупционно-мафиозным шлейфом.
Для понимания, нандролон – анаболический стероид, стимулирующий синтез белка. Его инъекции провоцируют рост мышечной массы, укрепляют суставы, повышают выносливость.
И представьте себе, в 2001-м на этом нандролоне попалось аж 10 звезд итальянской Серии А!
Это был невероятный улов, но и невероятный пшик тоже.
Например, защитника Лацио Фернанду Коуту дисквалифицировали на 10 месяцев, но апелляция уменьшила срок до 4, поверив, что нандролон попал в кровь через... шампунь. У него действительно были шикарные волосы.
Еще забавнее получилось с Эдгаром Давидсом из Ювентуса, который заявлял, что как антивакцинатор не позволяет себя колоть:
"Это идет вразрез с моими убеждениями. Мое тело – храм моего духа, и я им дорожу. Из-за этого медперсоналу Юве бывает со мной непросто".
Вину Эдгар признал аж когда запахло тюрьмой – и его 16-месячную дисквалификацию сократили до 5 месяцев, причем 3 из них пришлись на лето. Он почти ничего не пропустил.
Яп Стам – еще один "нандролонщик" – сдал положительный тест летом 2001-го. Адвокаты настаивали, что все из-за еды с высоким содержанием холестерина – им тоже поверили и сократили бан до "стандартных" 4 месяцев.
Единственным, кто тогда восстал против системы, был Пеп Гвардиола, доигрывавший в Брешии.
"Но если я действительно виноват, то должен отсидеть два года дисквалификации, а не 4 месяца", – настаивал он.
Итальянцы разгневались – даже впаяли бунтарю условный срок в гражданском суде. Однако Гвардиола продолжал – и что вы думаете? Вскоре римскую антидопинговую лабораторию закрыли после внеочередной проверки – оказалось, что там прямо на столах лежали пакетики с кокаином.
Более того, исследование 2007 года доказало, что человеческий организм при некоторых обстоятельствах сам синтезирует умеренные дозы нандролона.
Гвардиола победил – его оправдали.
Вместе с тем, что на самом деле происходило с нандролоном в Кальчо 2000-х – до сих пор загадка.
Таблетки для похудения
Если сравнивать с Серией А, то в АПЛ с допингом было совсем скучно.
Адриана Муту ловили на кокаине, Рио Фердинанд пропускал тесты – скандалы, но немного не то.
Пожалуй, первым действительно знаменитым допингистом в АПЛ стал Коло Туре в марте 2011 года. Ивуариец, сделавший имя в Арсенале, тогда выступал за Ман Сити:
"Это был сложный период для меня и моей семьи. Я просто взял что-то мочегонное – я всегда внимательно слежу за своим весом, и даже сейчас взвешиваюсь каждый день. Я делал это с начала карьеры. Мой вес немного увеличился, а 2,3,4 лишних килограмма делают вас другим игроком. Я был просто шокирован, когда мне сказали, что я провалил тест.
Больше всего было больно, когда 15-летняя дочь спросила: "Папа, ты принимал наркотики?" Наверное, кто-то из ребят сказал ей об этом в школе. Пришлось объяснять ей, что это не кокаин или что-то подобное".
Образцовая репутация Туре, которому уже стукнуло 30, сократила ему дисквалификацию до 6 месяцев – комиссия поверила, что это было неумышленно.
Он вернулся в конце 2011-го, однако уже не в основу – его вытеснил Джолеон Лескотт.
Вместе с тем, Туре нормально выходил со скамейки в Сити, Ливерпуле, Селтике, прежде чем завершил в 2017-м. В футбольном мире он сохранил уважение.
Что же касается таблеток для похудения, то они еще раз вышли на сцену в 2021-м, когда их у жены взял Андре Онана из Аякса. Ему тоже поверили, но бан был строже – 12 месяцев без футбола. Сейчас Андре играет за МЮ, куда перебрался в 2023-м за 50 млн евро, поэтому никаких репутационных проблем ему допинг не создал. Ошибки прощают – главное, чтобы это не было сознательное мошенничество.
"Извините, мы ошиблись"
И такое тоже, к сожалению, бывает.
Мамаду Сако имеет мало фанатов в Украине, ведь именно против наших француз сыграл свой лучший матч в карьере.
Его неприятности с допингом начались в апреле 2016-го, когда Мамаду сдал подозрительный тест после матча Ливерпуля с Ман Юнайтед.
Первый приговор – временное отстранение на 30 дней. Из-за него Сако пропустил финал Лиги Европы, который красные проиграли Севилье, а также не попал в заявку Франции на домашний чемпионат Европы, где "Ле Бле" взяли серебро.
И что же было дальше?
Оказалось, что в лаборатории напутали, и в крови Сако был гигенамин, который никакими правилами не запрещен. Получается, все это время он имел право играть.
Звезда Мамаду и так катилась вниз, и тот удар ее добил окончательно. Уже вскоре он оказался в Кристал Пэлас, тогда в Монпелье, а с 2024-го вообще играет за Торпедо Кутаиси.
В 2020-м адвокаты добились для Сако извинений и денежную компенсацию за ошибку – единственная его "победа" над WADA.
И он не один такой. Например, в Бразилии в 2013-м на псевдодопинге "поймали" Деку. Ему-то все равно, он как раз завершал карьеру, но история стала знаменитой, когда лабораторию в Рио, проводившую тесты, закрыли за нарушение процедурных норм, а все ее вердикты отменили. То есть, были и другие невинные жертвы, чьи карьеры испортили дырявые пробирки и неработающие реактивы.
Сексуальные медсестры
Самый идиотский допинговый случай по меньшей мере в ХХІ веке.
В 2016-м Самир Насри поссорился с Пепом Гвардиолой и приехал восстанавливать карьеру в Севилью.
Там под руководством Хорхе Сампаоли полным ходом шла перестройка, жертвой которой стал наш Евгений Коноплянка. А вот Насри сначала прижился, играл хорошо, никаких проблем.
И вот, представьте, вдруг он выставил в Instagram фото с сексуальной медсестрой, от которой якобы получил "полный спектр услуг".
Если бы не тот пост, никто бы и не узнал, где он был.
Ну, а поскольку Насри рассказал, то СМИ стали копать; вышли на американскую клинику DripDoctors, где признали, что делали Самиру переливание крови. В футболе это штука строго дозированная, ведь это один из способов скрыть допинг, поэтому разрешается переливать только 50 миллилитров за раз. Насри же перелили литр.
Также после недвусмысленного комментария от него со скандалом ушла его девушка.
Ну, и в придачу ФИФА дисквалифицировала француза сначала на полгода, а потом еще на год.
Красавец!
И нет, у Насри не хватило сил вернуться после такого в футбол. Его попытки в Вест Хэме в 2019-м и Андерлехте в 2020-м обернулись абсолютными разочарованиями. Заново нашел себя Самир уже как телеэксперт во Франции гораздо позже.
Мумия как аргумент
Ну, а это случай самый необычный.
В 2017-м в крови экс-игрока Баварии и легенды перуанского футбола Паоло Герреро нашли вещество со страшным названием "бензоилекгонин".
Врачи говорили, что это стимулятор, который мог попасть в организм в том числе с кокаином. Паоло это яростно отрицал. В свои 34 он еще был ого-го и возглавлял атаку Фламенго. Ко всему, он был капитаном и лучшим бомбардиром в истории сборной Перу, с которой мечтал поехать на ЧМ.
Годовой бан за бензоилекгонин подрывал его мечту, и Герреро пошел в суд.
Финальное заседание собралось за три недели до старта Мундиаля – то есть, Паоло поддерживал форму сам без всяких гарантий.
Спасли его... мумии детей инков, которые нашли в Андах на высоте 6000 м. Несчастных принесли в жертву, и в их телах ученые тоже нашли этот бензоилэкгонин. Похоже, он в небольших дозах присутствует в местных растениях, которые перуанцы употребляют в пищу тысячелетиями.
"По вашему, они тоже принимали кокаин? Или какой-то другой допинг?" – спрашивал у судей Герреро.
Аргумент был таким мощным, что его оправдали немедленно, и Паоло поехал прямо в Россию, чтобы осуществить-таки свою мечту.
Даже сейчас в 41 год он продолжает выступать и забивать дома за Альянс Лиму, ведь никаким допингистом Герреро отродясь не был. Как и с Сако, и с Деку сбой дала система, а не игрок.
А что Мудрик?
"Нет ничего нового под солнцем", – это не мы придумали, а Экклезиаст.
Мудрик переживает то, что и другие до него – ни больше, ни меньше.
Как и Перуцци, всю правду Михаил расскажет разве что в книге по завершении карьеры.
Он, конечно, не Марадона, однако посты в соцсетях, в которых болельщики Челси скучают по украинцу, уже собирают тысячи лайков. Команда забивает мало, поэтому их будет становиться еще больше.
Есть ли здесь место теории заговора, как с нандролоном? Или же Михаил ошибся, как Онана? Или, может, дров наломала WADA, как с Сако?
Уже скоро все станет ясно.
Главное для Мудрика – не вести себя по-идиотски, как Насри, и продолжать тренироваться несмотря ни на что, как Герреро. 5-й месяц вне игры – неприятно, но ему всего 24, и это не легкая атлетика. В футболе допинг не приговор, а, скорее, урок, который учат и живут с ним дальше.