В казарме выдали форму и сапоги: Анатолий Демьяненко вспомнил командировку в армию

Анатолия Демьяненко за отказ переходить в Динамо из Днепра на 18 дней отправили в казармы. В 66-й день рождения знаменитого футболиста Чемпион рассказывает о малоизвестных фактах из его жизни.
Мало кто знает, но Демьяненко как футболист и тренер мог и не состояться. В детстве Толик в одно время не мог определиться в приоритетах – ему нравился и футбол, и хоккей.
"В детские годы серьезно увлекся хоккеем, – подтверждает в разговоре с автором этих строк Анатолий Демьяненко, – Зимой заливали двор, рубились по полной программе. Научился прилично кататься на коньках. Играл в защите. Тренер был мной доволен. Выезжали на турниры "Золотая шайба". Но в итоге все-таки отдал предпочтение футболу".
Муля
Мулей стал в 5 лет. У старшего брата был приятель с фамилией Муравский. Для краткости звали его Муриком. Я в то время букву "р" еще не выговаривал. Называл его "Мулик". Слово за слово, и меня тоже так начали называть. Правда, позже в Динамо также называли Демьяном.

Скандальный переход
В Динамо уходил из Днепра со скандалом. Лобановский заметил меня на Кубке Переправы в 1977 году. Я выступал в составе сборной Украины – мы стали победителями турнира. Тогда ко мне и подошел селекционер киевлян Анатолий Сучков. Пригласил в Динамо. Я молодой, без опыта. Под его диктовку заявление и написал. Немного поразмыслив, попросил отдать заявление. А когда вернулся в Днепропетровск, пришлось писать еще одно письмо – с отказом в Федерацию футбола СССР.
Но в Динамо в отношении меня были настроены серьезно. Как только узнали, что нахожусь на срочной военной службе, сразу же приказом перевели в Киев. В Днепре расставаться со мной тоже категорически не хотели. И началось! Дошло до того, что из Киева угрожали тюрьмой за дезертирство. Приходилось ночевать у друзей – бобик с представителями правоохранительных органов регулярно подъезжал к моему дому и ждал меня.
Так продолжалось до января 1979 года, когда получил вызов в сборную Украины на Спартакиаду народов СССР. За мной начали следить уже в поезде. И на киевском вокзале взяли и отвезли в часть. В казарме выдали форму и сапоги. Вскоре на стрельбище попал. Даже пришлось немного пострелять. Погода жуткая – слякоть, мокрый снег. Температура около нуля. По бокам вспышки...
В казарме отбарабанил 18 дней. На 19-й ко мне приехал тренер Динамо Михаил Коман. Сразу сказал ему, чтобы доставал бумагу и ручку для написания заявления. Знаете, почему не хотел в Динамо переходить? Не было уверенности, что смогу сразу заиграть в Киеве в основном составе. А в Днепре у меня к тому времени все как раз стало налаживаться.

Индивидуальное признание
Защитники не часто признавались лучшими футболистами СССР. В 1980 году эта вершина покорилась Саше Чивадзе. Моя очередь пришла пять лет спустя. Кстати, этой моей индивидуальной награды могло и не быть. В конце 1984-го надумал возвращаться в Днепр. У меня серьезно заболел отец, хотел быть рядом с ним. И Владимир Емец меня настойчиво приглашал в Днепропетровск.
Но Лобановский все-таки уговорил остаться в Киеве. Сказал: "Толя, ты нужен команде. За отца не переживай. Мы позвоним кому нужно, за твоими родителями присмотрят". И в итоге остался в Киеве и стал лучшим футболистом страны.
Лобановский
Сначала Валерий Васильевич, вопреки моей воле, поставил меня на позицию левого защитника. Хотя я предпочитал выступать справа. Но в итоге после двух матчей за дубль уже начал играть в основе. А дальше все пошло по накатанной. За сборную сыграл 80 матчей. Потом работал помощником Лобановского в Динамо.
В 80-х у Динамо была традиция. Вечером на базе собирались в условленном месте – расслабиться. Выпивали. И вот представьте ситуацию. Мы собрались, уже налили в стаканы. И тут стук в дверь. Все сразу напряглись. На правах капитана грозным командирским тоном спрашиваю: "Фамилия, имя, отчество?". В ответ слышу с расстановкой: "Валерий Васильевич Лобановский".
Или еще один эпизод на эту тему. Как-то Динамо отправилось в США на один из коммерческих представительских турниров. Домой возвращались из Лос-Анджелеса. В "дьюти фри" один из одноклубников купил бутылку водки. Расплачивается уже. Слышит, его сзади кто-то за руку дергает. Недовольно поворачивается, а там Лобановский. Смотрит на игрока и спрашивает: "А это что такое?". Парень не растерялся: "Домой везу – как сувенир". Валерий Васильевич посмотрел на него и хмыкнул: "Ладно, только по прилету покажешь мне этот сувенир".

8 тысяч немецких марок
В конце 80-х большинство футболистов Динамо хотели продолжить клубную карьеру в Западной Европе. У меня были предложения от серьезных клубов. В 1988 году приглашали в Рому. Сказали, что буду играть в Риме атакующим защитником. Не сложилось. В итоге в 1991 году пришлось ехать в немецкий Магдебург, который выступал во Второй Бундеслиге. В Динамо тогда зарплата была 500 долларов. С премиями доходило до тысячи. А в Магдебурге по контракту зарабатывал 8 тысяч марок плюс бонусы.
В Магдебурге был поражен бытом немцев. Германия тогда только объединилась. Но, чтобы почувствовать разницу, достаточно было проехаться по восточной и западной частях страны. Жаль, что мы не выполнили поставленную задачу. После Магдебурга ездил в Бельгию, середнячок местного первенства предлагал подписывать контракт. Но в итоге оказался в польском Видзеве – мой приятель знал владельца клуба. В Лодзи получал 5 тысяч долларов в месяц.
Ринкона оштрафовали на 100 тысяч долларов
Кто-то считал, что как тренер я слишком мягкий. Не согласен с этим. Когда нужно было наказать футболиста, почти всегда это делал. Вспоминаю историю в бытность главным тренером Динамо: бразилец Диого Ринкон опоздал на сбор команды на 10 дней. Был оштрафован на 100 тысяч долларов. Мы с президентом клуба выработали систему штрафов. Самыми проблемными игроками в Динамо для меня были Ринкон, Родриго и Алиев.
Символ чемпионства
Трудно поверить, но на протяжении 27 лет (!), с 1980-го по 2007-й ни один чемпионский титул Динамо не обошелся без участия Анатолия Демьяненко. В 1980-м, 1981-м, 1985-м, 1986-м и 1990-м один из лучших защитников в истории отечественного футбола защищал цвета Динамо. В сезоне-1992/93, уже в украинском чемпионате, Демьяненко отыграл первый круг и получил свою законную медаль. А потом в течение 12 лет Анатолий Васильевич входил в тренерский штаб чемпионов Украины – Йожефа Сабо (1993/94 – 1995/96), Валерия Лобановского (1996/97 – 2000/01) и Алексея Михайличенко (2002/03, 2003/04). Наконец, в 2007 году Демьяненко поднялся на вершину как главный тренер команды. Итого в его копилке 17 (!) золотых медалей в Динамо.

Личное дело:
Анатолий Демьяненко. Родился 19 февраля 1959 года в Днепропетровске. Заслуженный мастер спорта СССР (1986).
Выступал за команды: Днепр Днепропетровск (1976-78), Динамо Киев (1979-1990, 1992), Магдебург Германия (1991), Видзев Лодзь, Польша (1991-92).
Достижения: пятикратный чемпион СССР (1980, 1981, 1985, 1985, 1986, 1990). Четырехкратный обладатель Кубка СССР (1982, 1985, 1987, 1990). Обладатель Кубка Кубков УЕФА (1986). Вице-чемпион Европы (1988). Чемпион Европы среди молодежных команд (1980). Участник трех чемпионатов мира (1982, 1986, 1990). За сборную СССР провел 80 матчей (4-е место в истории сборной), забил 6 мячей. Лучший футболист СССР (1985).
Демьяненко называли футболистом "с двумя сердцами" за его неутомимую челночную работу по правой бровке поля.
Тренерская карьера: Динамо Киев (2005-07), Нефтчи Баку, Азербайджан (2008), Насаф Карши, Узбекистан (2010-11), Волынь Луцк (2012-13). С февраля 2016 года возглавляет ветеранскую сборную Украины.
Тренерские достижения: чемпион Украины (2007), обладатель Кубка Украины (2006, 2007). Лучший тренер Украины (2007). С Насафом в 2011 году выиграл Кубок АФК (Азиатской конфедерации футбола) – второй по значимости футбольный клубный турнир в Азии.
Максим Розенко, Чемпион
Ответственный редактор – Николай Дендак