Украинская правда

Операция на сердце, возвращение к гонкам и несокрушимый Харьков: украинский биатлонист – о непростом периоде жизни

Степан Кінаш
Операция на сердце, возвращение к гонкам и несокрушимый Харьков: украинский биатлонист – о непростом периоде жизни

22-летний украинский биатлонист Степан Кинаш рассматривался как один из тех представителей талантливой молодежи, которая громко ворвется в большой международный биатлон. Вспоминаются слова уже покойного многолетнего тренера и ученого Василия Карленко, который говорил, что юный харьковчанин имеет все физиологические задатки, чтобы стать спортсменом высокого класса. Но в этом году призер юниорского чемпионата мира исчез из информационного поля. И, как оказалось, вовсе не потому, что перестал оправдывать надежды тренеров и болельщиков.

Молодому атлету осенью сделали операцию на сердце. Диагноз идентичен тому, который имеет известная норвежская биатлонистка Ингрид Тандреволд. Она в декабре также пережила хирургическое вмешательство, пропустила много стартов, но планирует вернуться уже скоро. Речь идет о типе нарушения сердечного ритма, когда "дополнительный путь проводимости в сердце создает петлю молниеносно быстрого пульса" – так описывает это медицина.

Мы знали об операции, которую перенес биатлонист, но решили не делать огласку, все же это история личного характера. Поэтому договорились со спортсменом полноценно пообщаться уже после восстановления и первых стартов.

В эксклюзивном интервью "Чемпиону" Степан Кинаш подробно рассказал о том, откуда взялась проблема с сердцем, как прошла операция и реабилитация, как жил под обстрелами в Харькове и как планирует возвращаться, да и уже возвращается, в большой биатлон.

Этот материал не о "хайпе" на сердечной теме. Он – о сверхважных медицинских аспектах большого спорта, о сохраненных жизнях, о различных нюансах подготовки в таких условиях и, вообще, обо всем, с чем приходится сталкиваться профессиональному атлету на своем пути. Пусть эта история станет поучительной для тренеров, учителей физической культуры, родителей и самих атлетов из разных видов спорта. Ведь она еще раз доказывает – здоровье прежде всего. Не пренебрегайте им! И будьте здоровыми!

– Степан, в середине декабря ты стартовал на кубке IBU в Обертиллиахе. 56-я позиция в спринте при идеальной стрельбе. Это следствие неполной подготовки связанной со здоровьем?

– Считаю, что мы выжали максимум. Возможно, можно было и лучше, но это бы могло стоить здоровья. После операции, согласно рекомендациям врачей, я должен был восстанавливаться три месяца. Сейчас я участвую в соревнованиях, полноценно тренируюсь и выполняю план подготовки. Поэтому нельзя сказать, что пошел план как-то не туда или что-то пошло не так. Все хорошо, несмотря на все обстоятельства, я могу сейчас выходить на трассу и бежать. Пока не показываю результаты, которые хотелось бы и еще много отстаю от ребят ходом, скорость не впечатляет, но я над этим работаю. Это на так легко, ведь нужно придерживаться рекомендаций врачей. Если бы я мог бы полноценно делать работу, которую выполняют ребята в подготовке к соревнованиям, то скорее бы набирал форму. До соревнований я практически не делал никаких сильных ускорений, все выполнялось в третьей-четвертой пульсовой зоне. Именно такие рекомендации, я должен их придерживаться, чтобы полноценно восстановиться после операции.

– Когда именно сделали операцию и когда подходят упомянутые три месяца?

– Этот период уже почти прошел, операция была 4 октября, поэтому я уже имею возможность стартовать и давать высокие нагрузки. Это означает, что буду со временем набирать форму.

Степан Кинаш
Степан Кинаш
Фото Евгения Вялкова

– Старт в Обертиллиахе это уже соревнования высокого уровня, но перед ним ты еще и выступил на Кубке Альп в Австрии. Как там все прошло?

– Было очень тяжело, потому что я никакой развивающей работы не делал, скоростных тренировок не делал, ведь еще нельзя было этого делать, поэтому решили бежать соревнования как тренировку. А соревнования – это лучшая тренировка. Пообщались с тренером, самочувствие было в норме, решили стартовать. Хотя и по результату еще не очень плохо – 6-е место в индивидуальной гонке, без промахов отстрелялся. Даже не вспомню такого старта, где бы мне было так тяжело. И хотя я не бежал очень быстро, но была невероятная тяжесть, неприятные ощущения. Понимаю, что очень много потеряно, очень много. По сравнению с ребятами – просто пропасть. Это очень тяжело психологически.

Ты хочешь выступать лучше, хочешь прогресса, работаешь над этим, вкладываешь в это много, а нет результата и оно просто "прибивает" тебя. Но в этом случае на это есть причины. И винить себя за это я не имею права. Есть определенные обстоятельства и важно их понимать. Большое спасибо всем своим близким и родным, которые меня поддерживали. Важной была психологическая поддержка в этот период, потому что очень трудно еще и физически после перерыва. Даже без операции, если полтора месяца ни работать, ни делать никаких тренировок, то входить в режим очень трудно. А если с операцией, то это не передать словами. И психологически и физически это "комбо" и с этим надо работать самому, никто за тебя не побежит, никто за тебя не сделает тренировку.

– То есть после Альп на кубке IBU уже должно было быть несколько легче?

– Я уже себя морально настраивал на борьбу, после Кубка Альп понимал что будет трудно. Надеялся, что я этот период уже прошел и будет немного легче. Настраивался на борьбу, на то что придется терпеть. Но я понимал, что я еще не в тех кондициях, чтобы соревноваться с лучшими из нашей команды. Поединок с самим собой очень непростой. Вроде ты и готов как на сегодня, но ты не можешь быть конкурентным даже с ребятами против которых ты эту конкуренцию раньше демонстрировал. Это поймут спортсмены, которые через такое проходили. Поэтому для меня главная цель была улучшить свой результат по сравнению с кубком Альп. Там был тоже спринт, поэтому я хотел прежде всего показать лучший результат ходом и для меня это было бы хорошим результатом на сегодня. Такой была задача.

– По ощущениям, потому что они очень важны в такие моменты, справился?

– В общем, да, на 30 секунд улучшил результат, два нуля было, без промахов. Показал 56-й результат, попал в масстарт-60, стрельбой очень доволен. Перед стартом стрелял на официальных тренировках пять дней без промахов, это мой рекорд.

– Давай "отмотаем пленку" несколько назад. Как и когда обнаружились проблемы с сердцем?

– Я был в составе команды "А" под руководством Надежды Александровны Беловой. Все было замечательно, мы тренировались полноценной командой, у нас было десять спортсменов. К моменту летнего ЧМ я понял, что нужно будет отлучиться. Понял, что уже нет как откладывать то, что уже накопилось со здоровьем.

Этот недостаток у меня врожденный и он со временем начал прогрессировать. Раньше это проявлялось два-три раза в год, потом раз пять. Были такие старты, где я вроде бы хорошо стрелял, но скорость была плохая. В Мартелле, например, у меня есть спринт, где я с двумя нулями на юниорском кубке IBU я был 40-м. И таких гонок у меня было три-четыре. Я не понимал, что у меня с самочувствием, как с этим работать и что вообще произошло.

Я предполагал, что это из-за плохой разминки. Я стартую, бегу первый круг и меня просто начинает "накрывать", пульс за 220... С таким показателем надо просто сходить с дистанции, это очень опасно для здоровья и может плачевно закончиться. Может быть летальный исход, можно потерять сознание, с таким нельзя шутить. Но я не знал что со мной, а мой характер не позволял сойти с дистанции. Всегда терпел, когда было очень плохо в таком состоянии – стрелял и как-то до финиша добирался. Слава Богу, ничего трагического со мной не произошло, хотя последствия могли бы быть очень некрасивыми.

Степан Кинаш
Степан Кинаш

– То есть, припекло уже и надо было что-то срочно делать...

Перед летним чемпионатом мира на тренировках уже начали тревожить ритмы сердцебиения. Я приехал в Харьков, домой.

На чемпионате мира это произошло во время суперспринта, я себя хорошо чувствовал, удалось хорошо отстреляться в прологе гонки, хорошо себя чувствовал, на тренировках себя проявлял. Но после первого круга меня накрыло и я не смог дальше передвигаться, но не сошел, показал 12-й результат.

В Харькове начал полностью обследоваться, искать причину. Много анализов, кардиограмм, УЗИ разных типов, МРТ сердца. Каждый день общался с врачами, но ничего не выявляли. Все говорили, что у меня все хорошо и я готов к соревнованиям. Меня это загоняло в угол. Но благодаря моему спонсору Виталию Евгеньевичу Бойко, удалось найти классного врача, который разбирается в такой проблематике и уже после обследования у него нашли причину сбоев сердечного ритма. Надо было делать операцию.

Тогда я понял, что мой план подготовки меняется, ведь недооценивать проблему нельзя. Я не мог это игнорировать, чтобы не подставлять тренера. Меня могло где-то "выключить", а если это бы произошло в эстафете, то еще бы и команду подвел. Идти на риск было неоправданно. Поэтому решили не откладывать операцию до весны, хотя весной это было бы гораздо удобнее, потому что было бы время на восстановление и подготовку.

– Оперировали в Украине?

– Да, в Киеве. Операция длилась три часа, все прошло хорошо, я очень благодарен врачам за их профессионализм. Я придерживаюсь всех их рекомендаций и больше не чувствую этих сбоев в работе сердца. И это самое главное.

– Следишь за выступлениями первой команды?

– Конечно. Очень рад, что получается у ребят выступать на высоком уровне, стабильно попадать в топ-20 и создавать конкуренцию лучшим биатлонистам мира. Виталий Мандзын в таком молодом возрасте может показывать себя топ-биатлонистом и навязывать борьбу более опытным спортсменам. Это мотивирует, показывает, что все возможно, что нужно работать, нужно мечтать и верить. Поэтому здесь и психологические, и моральные достижения. Надо просто себя перебороть. Все мы люди, все ошибаются, но и все работают и стараются для результата. Что касается девушек, думаю у них все сложится во второй половине сезона. Они и сейчас постепенно набирают. Четвертое место Юли Джимы, топ-20 Кристины Дмитренко - это хорошие результаты. Хорошо, что и младшие спортсменки подтягиваются – Александра Меркушина, Елена Городная. Считаю, у украинского биатлона есть перспективы.

Степан Кінаш та Віталій Мандзин
Степан Кінаш та Віталій Мандзин

– Степан, какие общие биатлонные планы на этот сезон?

– После чемпионата Украины у меня будет подготовка к Универсиаде, выезжаем в Турин ориентировочно 10 января. Какие планы после этих соревнований – еще не знаю. Но осознаю, что надо демонстрировать хорошие результаты, чтобы дальше на что-то претендовать. Поэтому планы, думаю, будут зависеть от результатов на Универсиаде. Надеюсь набирать форму с каждым стартом и буду выглядеть более перспективным.

– В одном из интервью главный тренер мужской команды Надежда Белова говорила, что постоянно с тобой на связи. То есть, не выпускает тебя из обоймы главной команды.

– Да, мы с ней на связи, обсуждали план подготовки. Надежда Александровна переживает, заботится, со своей стороны она делает все, что может. Несмотря на то, что у нее приоритет – главная команда, но она со всеми старается держать контакт и поддерживать, и с командой Б, и с юниорами.

– Какова твоя главная цель на сезон?

– Восстановиться после операции полноценно, набрать форму и показывать результат независимо от того, какие это будут соревнования. Это все в процессе, работаю над этим. Загадывать что-то наперед не могу.

Степан Кинаш, Любовь Кипяченкова, Оксана Коваленко и Александр Пономаренко – бронзовые призеры чемпионата Украины 2024 года в смешанной эстафете
Степан Кинаш, Любовь Кипяченкова, Оксана Коваленко и Александр Пономаренко – бронзовые призеры чемпионата Украины 2024 года в смешанной эстафете
Фото Валентины Цербе

– Кто, по твоему мнению, выиграет сезон у мужчин и женщин?

– Думаю, "Хрустальный Глобус" достанется норвежцу Йоханесу Бё. Хотя он и не попадает так стабильно на первую строчку как раньше. Вообще, у ребят мне сейчас больше нравится "раскладка". Конкурировать с норвежцами стало более возможно. Это придает интереса биатлону, и самим спортсменам также интереснее. Когда кроме них кто-то попадает в призовую тройку, когда наши ребята заезжают в топ-10 – это очень мотивирует и доказывает, что надо работать и можно бороться с ними.

Среди девушек очень выстрелила немка Франциска Пройсс. Я очень впечатлен. Думаю, уже никто на нее не ставил, а она в этом году показывает более стабильные результаты чем другие спортсменки. Поэтому первое место по итогам сезона отдаю ей.

– Степан, ты родом из Харьковской области. Война не обошла приграничный регион и все еще непростая. Как складывается жизнь у родных?

– Да, я с Харьковщины, неподалеку Чугуева мои родные края. При каждой возможности приезжаю домой. В начале войны было очень сложное положение. Переживал очень за родных, у меня там не только родители, там дедушки бабушки, тетя, дядя, восьмилетний брат, сестра. Но в то время я физически не мог им никак помочь, только был на связи, морально поддерживал. Попал домой уже когда освободили Харьковскую область. У меня ситуация дома была еще более-менее нормальная, а соседние города Балаклея, Изюм, то там очень много прилетов, много разбитых зданий.

В Харькове вообще какие-то ужасы происходили, прилеты в гражданских людей... Я в Харькове летом жил. И убедился, что Харьков – очень сильный город! Видел, как после прилета все убирают и через несколько часов уже так вроде и ничего не было. Люди в Харькове действительно несокрушимые, Харьков несокрушимый! И это также очень мотивирует, это демонстрирует наш характер! И когда это чувствуешь, то хочется представлять свой город, быть таким же сильным и несокрушимым как Харьков, как твоя Родина – несмотря на все сложности и жизненные обстоятельства.

В материале использованы фото Евгения Вялкова, Валентины Цербе, а также личный архив Степана Кинаша

Кінаш інтерв'ю