Украинская правда

Норрис – чемпион, супер-Макс, провал Феррари и прощание с DRS: итоги сезона Формулы-1

Getty Images
Норрис – чемпион, супер-Макс, провал Феррари и прощание с DRS: итоги сезона Формулы-1

24 гонки, 6 спринтов и множество событий произошли в течение последних 265 дней во время очередного сезона Формулы-1.

2025 год подарил истории "королевы автоспорта" нового чемпиона, немало рекордов и неприятных достижений, увольнений, взлетов, и тотальных разочарований.

Именно в этом году мы увидели восхождение сразу 6 новичков, падение легенд и впервые с 2010 года борьбу трех пилотов за титул чемпиона до последней гонки.

Об этом всем и больше поговорим в итогах сезона Формулы-1 2025 года.

Тройная битва за титул

Формула-1 не видела борьбу трех пилотов за звание чемпиона уже 15 лет, а битвы за титул в последней гонке сезона аж 4, что и делает этот сезон таким особенным. После уверенной победы Ферстаппена над Леклером, его доминации в 2023-м и неудачной попытке Норриса побороться за первую строчку личного зачета, мы пришли к тому, что у трех гонщиков была теоретическая возможность стать чемпионом.

Коллаж: Анна Станович
Коллаж: Анна Станович

Да, Гран-при Абу-Даби не подарил в этом году сюрпризов, как это было в 2021-м или 2010-м, но наличие чемпионской борьбы повышает градус каждой гонки, а каждое решение может стать ключевым.

Мы разбирали путь претендентов в течение этого года, поэтому останавливаться на отдельных ошибках или контроверсионных решениях не будем, возможно лишь в отдельных разделах, где это потребует отдельного разговора.

По итогам сезона-2025 мы имеем нового чемпиона мира – Ландо Норриса. Британец не без труда, но все же доказал статус фаворита, который ему предоставляли еще перед началом кампании. Слезы после финиша и на подиуме только подчеркивают, насколько тяжелой и важной эта победа для него была.

Норрис заслужил свой титул и даже смазанная финальная часть сезона не перечеркивают тех побед, которые позволили ему стать чемпионом Формулы-1 в этом году.

"Папайя Рулс" не работают

Если продолжать тему Макларен, то не обойдемся без того, чтобы обсудить как команда выигравшая Кубок Конструкторов за 6 этапов до конца чемпионата, едва не проиграла своим гонщикам личный титул.

Все помнят эпизод в Венгрии-2024, когда боровшегося за титул Ландо Норриса попросили пропустить напарника ради его первой победы? Так вот, все стало еще хуже.

По итогам той кампании Ландо и близко не приблизился к Ферстаппена в чемпионате и можно сказать, что, то решение команды из Уокинга не было таким ужасным, однако судя по результатам этого года "папая рулс" напрямую повлияли на чемпионскую гонку.

Конечно речь о Монце, где команда провела неудачный пит-стоп Норрису и попросила из-за этого Пиастри пропустить напарника вперед. Оскар хоть и неохотно, но действительно отдал партнеру позицию и подарил лишние три очка конкуренту за титул, лишив их попутно и себя.

Getty Images

А что дальше? Австралиец будто сломался. Для контекста: после первой гонки сезона, где Пиастри из-за ошибки приехал девятым, лишь один раз он НЕ заезжал на подиум! За 16 этапов – 14 подиумов, 7 из которых на высшей ступеньке. Похоже, что консультации Марка Уэббера после приказа в Италии не помогли, потому что в Азербайджане Пиастри дважды въехал в стену – сначала в квалификации, а затем и на первом круге гонки.

На следующем Гран-при в Сингапуре грубый маневр против Оскара совершил Ландо и команда его фактически проигнорировала, пообещав разобраться после заезда.

К концу сезона австралиец значительно сдал, стал больше ошибаться и только за два этапа до конца сумел продемонстрировать хороший темп, завоевав поул и будучи долгое время лидером в Катаре, однако стратегия команды подвела и к финалу чемпионата у Пиастри почти не было шансов.

Ферстаппен вошел в когорту лучших в истории

Многие хейтеры нидерландца в течение многих лет доказывали, что тот переоценен или мало сделал, чтобы войти в список лучших за всю историю Ф-1, однако в этом сезоне Макс Ферстаппен доказал, что может попадать в споры о GOATе "королевы автоспорта".

Завоевать титул на болиде, который выигрывает 21 гонку из 22 это просто, по мнению немалой части фан-базы Ф-1, а вот навязать борьбу доминатору и до последнего бороться несмотря на все трудности – то что и делает просто чемпиона на быстрой машине, действительно великим гонщиком.

Getty Images

В этом сезоне иногда казалось, что преимущество Макларен просто космическое, но все равно именно нидерландец стал пилотом с наибольшим количеством побед по итогам года и всего 2 очка отделили его от пятого подряд титула, который, пожалуй, стал бы самым тяжелым из всех, что были до этого.

Слова Ферстаппена команде после завершения гонки как нельзя лучше подчеркнули весь путь, который Ред Булл прошли в этом году для того, чтобы остаться в чемпионской борьбе.

"Мы можем быть гордыми за то, что сделали во второй половине сезона, чтобы вернуться. Не будьте слишком разочарованными, я точно не разочарован, я действительно горжусь каждым. Мы никогда не сдаемся".

Историческая смена Кристиана Хорнера

Одной из причин успеха "быков" стала замена вроде бы бессменного руководителя команды Кристиана Хорнера, который руководил РБ с момента основания в 2005-м. Однако разделение власти внутри коллектива, скандал с домогательствами и потеря доминантной позиции в чемпионате все же перевесили важность персоны Хорнера для австрийского коллектива.

В итоге из младшей команды Рейсин Буллз на должность руководителя пришел французский инженер Лоран Мекис.

И хотя первые гонки в Бельгии и Венгрии были не слишком удачными (4 и 9 места Ферстаппена соответственно), новый подход к настройке болида (под руководством Мекиса инженеры начали опираться больше на отклик пилотов, а не результаты симулятора) принес свои успехи и Ферстаппен оказался там, где он в итоге оказался – в борьбе за титул после отставания в 104 очка от лидера.

Проклятие второго болида и дебют Аджара

Далеко от конюшни "быков" отходить не будем и поговорим обо всех, кроме того, кто принес 421 очко из 543 на две команды. Юки Цунода в предыдущих сезонах набирал примерно вдвое больше зачетных баллов чем напарники, однако уже на 3 этапе японца отправили в мясорубку под названием Ред Булл, где он не справился ни с болидом, ни с давлением, ни с нервами.

Несмотря на все старания Хонды сохранить земляка, из-за крайне плохого сезона (японец финишировал в личном зачете лишь 17-м) в следующем году скорее всего мы его не увидим в болиде Формулы-1. А вот кому повезло так это Лиаму Лоусону, который мог оказаться на месте Цуноды.

Новозеландец после схода в Австралии и 12 места в Китае отправился в Рейсин Буллз, где сумел реабилитировать свою карьеру в "королеве автоспорта". Скорее всего, останься Цунода в младшей команде, то имел бы место в Ф-1 на следующий сезон, однако проклятие напарника Макса никуда не делось.

И большой интригой уже на следующий год станет выступление Исака Аджара рядом с нидерландцем. Дебютант Ф-1 прекрасно провел этот сезон, опередил напарника, завоевал первый в карьере подиум и был довольно стабилен в своих выступлениях, чего часто не хватает новичкам, а теперь проверит свои силы в быстром болиде, однако со значительно большим давлением за плечами.

Мерседес готовятся к 2026 году.

Несмотря на то, что за чемпионство боролся Макс Ферстаппен именно Мереседес финишировали вторыми в Кубке конструкторов. "Серебряные стрелы" не были стабильными в течение года, ужасное Монако разменивалось победой в Канаде и так в течение сезона.

Джордж Расселл на правах первого номера в команде стал четвертым лучшим в этом году, опередив и напарника Ферстаппена и обоих пилотов Феррари, однако чего-то нового от британца мы не увидели, он провел нормальный для себя сезон, завоевав две победы.

А вот Андреа Кими Антонелли, который был самым молодым в этом году пилотом в пелотоне, не сразу сумел адаптироваться к болиду, имея значительные проблемы в середине сезона. Однако итальянец на мажорной ноте завершил кампанию, получив два подряд подиума в Бразилии и Вегасе, что дает надежду, что когда-то итальянский гонщик снова станет чемпионом мира.

Конечно Мерседес мог бы продолжать вливать ресурсы в борьбу за высшие места в этом году, но и так стабильные подиумы Расселла и высокие места Антонелли принесли команде второе место, а уже в 2026 "серебряные стрелы" попытаются вернуться на вершину.

Андреа Кими Антонелли
Андреа Кими Антонелли
Getty Images

Катастрофа Феррари

Год назад, в Абу-Даби, Скудерия боролась за победу в Кубке Конструкторов с Макларен и с небольшим отставанием проиграла титул, а уже в 2025-м Льюис Хэмилтон не может несколько гонок преодолеть первый этап квалификации!

Можно много шутить о стратегии команды и странных решениях, но Фредерик Вассер и другое руководство итальянской команды совершило катастрофическую ошибку, когда решили изменить концепцию болида на последний сезон регламента. В итоге в Маранелло построили одну из худших машин за последние годы. Феррари не могла бороться ни на прямых, ни в поворотах, ни на одном участке трассы.

Шарль Леклер пытался сотворить чудо в Монако и Венгрии, но если на домашней земле победу отобрал Ландо Норрис, который провел фантастическую квалификацию, то на Хунгароринге подвел болид, который без уменьшения темпа мог сойти, поэтому пришлось минимизировать потери и уступать в борьбе за первое место.

Однако если Леклер в сложном сезоне показал, хотя бы какой-то результат, то вот Льюис Хэмилтон может считать этот сезон худшим в своей карьере. Так в 2024-м британец оказался седьмым в зачете пилотов, но это было седьмое место с двумя победами и тремя подиумами – переход в Феррари стал куда более болезненным.

Льюис Хэмилтон за болидом Феррари
Льюис Хэмилтон за болидом Феррари
Getty Images

Не одноразовые провалы в квалификации и первый сезон в карьере без единого подиума, Льюис даже побил вечный рекорд Диде Перрони по количеству гонок без финиша в топ-3 за итальянскую команду. В СМИ уже появились слухи, что в дальнейшем контракт британцу предлагать не будут.

Если в 2026 году Скудерия не будет бороться за титул, то такая же судьба может ждать и Вассера, который не может записать этот сезон себе в копилку.

Возрождение Уильямс

Поговорили о падениях, время перейти к взлетам. Уильямс вернулись в топ, пока что не регулярно и еще без побед, но прогресс очевиден. Еще с начала сезона коллектив из Грову выглядел, как пятая сила в чемпионате, в таком статусе они и завершили выступления.

Так называемый эффект Карлоса Сайнса сработал и испанец в который раз в карьере угадал, какая команда спрогрессирует, чтобы осуществить правильный переход.

Конечно, новый регламент частично нивелирует те наработки, которые помогли Уильямс дважды заехать на подиум, однако состав пилотов и коллектив британской команды вселяет надежды фанатов на то, что еще немного и подопечные Джеймса Воулза смогут бороться и за титул.

Символично, что только в Хаас пилоты были настолько близкими в личном зачете. Алекс Албон классно начал сезон, стабильно добывая очки в собственную и командную копилку, а вот Карлос Сайнс несмотря на все трудности на старте кампании сумел выдать фантастическую вторую половину, дважды заехав на подиум. Успехи обоих пилотов вернули Уильямс в первую пятерку Кубка Конструктора впервые с 2017 года.

Карлос Сайнс
Карлос Сайнс
Getty Images

Ньюи готовит чемпионский болид на 2026-й?

Второй раз мы уже вспоминаем о команде, которая больше сил отдает подготовке на следующий год, чем на этот. Оно и не удивительно, новый регламент это всегда шанс для отстающих выйти сразу в лидеры.

Особенно на реализацию этих шансов влияет факт, что в твоей команде работает легендарный Эдриан Ньюи. Еще с момента присоединения культового инженера в команду было известно, что он будет работать именно над следующей машиной Астон Мартин.

Фернандо Алонсо будет завершать следующую кампанию в возрасте 45 лет, некуда оттягивать – нужна чемпионская машина здесь и сейчас. Испанец снова обошел своего напарника в зачете, несмотря на немало неудач, которые его постигли в начале года.

О Ленсе Стролле нечего сказать, канадец едет в команде своего отца, раз в год выдает прекрасную гонку и снова исчезает. Если Ньюи построит действительно "самовоз", то будет интересно увидеть борьбу сына владельца коллектива и легендарного чемпиона за титул, а если что-то пойдет не так, то Стрлолл сможет стать новым руководителем команды, заменив на посту все того же легендарного Эдриана, который в 2026 году впервые попробует себя в этой роли.

Эдриан Ньюи
Эдриан Ньюи
Астон Мартин

Берман – лучший из новичков

На самом деле все новички, кроме тех, что ездили за Альпин, провели замечательный дебютный год. Аджар получил подиум и победил напарника, Антонелли несколько раз был в первой тройке и даже завоевал поул в Майами, Лоусон реабилитировался в Рейсин Буллз, а Бортолетто сумел стать лучшим за напарника в квалификациях, но недостаток опыта помешал набрать больше очков.

Но отдельно хочется отметить Оливера Бермана. Его напарником не был другой новичок, однако ему удалось по итогам чемпионата опередить Эстебана Окона в личном зачете, а 4 место в Мексике можно занести в список лучших перформансов этого сезона.

Британец из академии Феррари явно метит на место Льюиса Хэмилтона и есть ощущение, что в этом году Берман мог бы справиться лучше 7-разового чемпиона.

Льюис Гамильтон, Оливер Берман и Шарль Ле Клер
Льюис Гамильтон, Оливер Берман и Шарль Ле Клер
Getty Images

Хюлькенберг завоевал подиум, однако проиграл квалификационную битву Бортолетто

Заубер, как и некоторые другие команды, с начала сезона были в ожидании уже следующей кампании. В 2026-м на стартовую решетку уже будет выходить Ауди, которой удалось переманить немало ведущих инженеров и механиков, а значит немецкая команда планирует серьезно врываться в борьбу за самые высокие места сразу.

Именно поэтому в их команде один из самых стабильных ветеранов и талантливых новичков (Габриэль Бортолетто два года подряд выигрывал молодежные формульные серии Ф-3 и Ф-2).

Однако своего момента в этом сезоне в Заубере все же дождались. Дождливый Сильверстоун наградил Нико Хюлькенберга за все его страдания и 239 гонки без подиумов, что стало главным событием для будущей Ауди.

Так работает Бриаторе. Альпин последние

Команда Рено когда-то посягала на попадание в когорту к Феррари, Мерседес и Ред Булл, подписывала один из крупнейших контрактов с Даниэлем Риккардо и подбиралась вплотную к победам, но сезон-2025 французы, уже с названием Альпин, завершили последними и без двигателей на следующий год. В машинах конечно будет силовая установка, но уже не заводская, а от Мерседес.

Единственным светлым пятном в этом сезоне у Альпин стал Пьер Гасли, который всеми силами пытался завозить команду в очки и целых 22 ему удалось накопить, но этого мало. В конце этого сезона французы безальтернативно худшие.

Прощай DRS, приветствуем новый регламент

И хотя определенные правки в регламент продолжают входить и, видимо, окончательную версию правил мы увидим ближе к началу сезона, можно сказать точно, что эра граунд-эффекта, а что самое важное DRS завершилась.

Последний механизм в течение 15 лет был важным аспектом, а иногда единственной возможностью пилотов проводить обгоны. Как будет работать новый регламент неизвестно никому, в 2022 году нынешние изменения также внедрялись под лозунгами о борьбе в поворотах, однако Гран-при Катара показало насколько это утверждение далеко от правды.

Нас ожидает новая эра, возможно новые фавориты и точно немало сенсаций, пока команды не адаптируются и не найдут оптимальные решения для улучшения скорости.

Но точно можно заверить, что следующий год не определит эпоху и в качестве примера вспомните Макларен в дебюте 2022-го – один из самых медленных болидов, который не справляется с новинками. Завершает команда из Уокинга эту эру на вершине, с уверенной победой в Кубке Конструкторов и менее доминантной, но победой в личном зачете Ландо Норриса.

А мы с нетерпением будем ожидать сезон-2026. Уже через 90 дней стартует очередная кампания Формулы-1, которая точно не оставит никого равнодушным.

Підтвердження віку21+

На сайті онлайн-медіа "Чемпіон" може розміщуватись реклама азартних ігор. Продовжуючи користуватись сайтом, ви підтверджуєте, що вам виповнилось 21 рік