Українська правда

Все, что нужно знать о Гран-при США

Getty Images
Все, что нужно знать о Гран-при США

На этих выходных Формулу-1 принимает трасса "Америк", расположенная в Остине – столице штата Техас. Это второй из трёх этапов календаря, который проходит в США и именно он назван в честь государства (другие носят имена городов – Гран-при Майями и Гран-при Лас-Вегаса).

Прошедшие 4 гонки оставили в большом нервном напряжении Макса Ферстаппена и его фанатов. Команда Ред Булл уже потеряла лидерство в Кубке конструкторов, а действующий чемпион потерял 26 очков своего преимущества. И вопрос даже не только в количестве зачётных пунктов, но и в том, что в Сингапуре Ландо Норрис к моменту первой остановки создал отрыв, который превышает длительность одного пит-стопа. Такого преимущества Формула-1 не видела давно.

Тем не менее, к началу осеннего этапа люди, занимающие высокие должности в коллективе "быков", заявляли о том, что нашли решение проблем, возникших в болиде. И совсем скоро мы узнаем, будет ли выполнено обещание вернуть былую скорость.

Также, глава гоночной стратегии "Ред Булл" Уилл Кортни перешел в лагерь соперников и теперь будет работать в МакЛарене. Многие эксперты считают это очередной потерей для "быков", однако учитывая то что несколько прошедших гонок именно из-за слишком ранних пит-стопов Макс терял очки, большой вопрос, кому на пользу этот переход.

Трасса "Америк"

Строительство автодрома было начато 31 декабря 2010 и планировалось к завершению в июне 2012 года. Спроектировал гоночное кольцо один из величайших конструкторов гоночных трасс – немецкий архитектор и дизайнер трасс Формулы-1 - Герман Тильке, который славится прогрессивным и цивилизованным подходом.

Автодром имеет длину 5513 метров и содержит 20 поворотов, а дистанция Гран-при составляет 56 кругов. Гоночное кольцо спроектировано в духе старых европейских трасс – асфальт плавно обтекает природный ландшафт местности. Благодаря этому, перепад между самой высокой и самой низкой точками составляет аж 41 метр.

Getty Images

Впервые Формула-1 приехала в Техас в 2012 году. Это было возвращение "королевских гонок" в США, спустя последнего этапа на Индианаполисе в 2007 году. Вокруг новой трассы "Америк" был небывалый ажиотаж. Также, это последний "новый" автодром, на котором успел проехать гонку до окончательного завершения карьеры Его Величество – "Красный Барон" Михаэль Шумахер.

С тех пор, за 12 лет, произошло множество гоночных событий, которые уже стали историей. И предлагаю сегодня вспомнить самые яркие моменты.

2012

Это была предпоследняя гонка сезона. Шансы на чемпионский титул были только у двух пилотов – Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо. Помимо разрыва в 10 очков в пользу немца, болид Ред Булл в завершающей стадии того чемпионата обладал значительным преимуществом в скорости над Феррари. И результаты квалификации были отнюдь не в пользу интриги в чемпионате: Себастьян занял поул, а Фернандо – только девятое место, которое трансформировалось в восьмое после штрафа у Романа Грожана за смену коробки передач.

И уже в воскресенье утром разразился первый в истории автодрома скандал. Чётную сторону в Скудерии сочли очень невыгодной для старта и решили любой ценой исправить эту проблему. Итальянская коллектив и раньше славился командной тактикой, но далее произошло то, что удивило многих фанатов Формулы-1 со стажем: Феррари сорвали пломбу с коробки передач второго пилота – Фелипе Массы, который квалифицировался впереди Фернандо. Таким образом, бразилец получил штраф, а испанец переместился на седьмое стартовое поле.

Пока Алонсо прорывался из середины очковой десятки наверх, Феттель рассчитывал набрать максимум очков и еще больше приблизиться к своему третьему титулу, сделав оставшуюся гонку в Бразилии лишь формальность. Однако за ним увязался Льюиса Хамильтон, нашедший свой темп на трассе "Америк". Хотя британец уже не претендовал на чемпионство 2012, однако от очень хотел "вернуть долг" немцу за события четырёхлетней давности: за два круга до конца сезона 2008, Себастьян обогнал Льюиса и едва не лишил того первого титула.

Снова и снова Хамильтон мелькал в зеркалах Феттеля, но тот уверенно держал оборону. Решающим стал 42й круг, когда паре лидеров на пути встретился Нараин Картикеян. Немец слишком сильно замедлился на торможении, когда проходил кругового, благодаря чему британец смог совершить обгон на следующей прямой. Выйдя в лидеры, Льюис довёл дело до своей последней победы за рулём МакЛарен.

Компанию на подиуме им составил Алонсо, который смог прорваться на третье место и минимизировать потери в чемпионате. Таким образом, в первой церемонии награждения участвовали три чемпиона мира. А в качестве национального атрибута, вместо кепок, пилотам раздали ковбойские шляпы.

Хамильтон-Росберг

Пилоты Мерседес – Льюиса Хамильтон и Нико Росберг на Гран-при США 2014

Пилоты Мерседес – Льюиса Хамильтон и Нико Росберг на Гран-при США 2014

Getty Images

Сезоны 2014-2016 вошли в историю Формулы-1 как эпоха противостояния Хамильтона и Росберга. Хотя в целом Льюис был ощутимо быстрее и увереннее напарника, но везение было почти постоянно на стороне Нико.

На момент начала Гран-при США 2014, счёт по победам между напарниками был 9-4, однако из-за ряда проблем у британца, немец всё еще оставался в борьбе за титул. Росберг взял поул, но в гонке не выдержал прессинга со стороны Хамильтона и совершил ошибку, благодаря которой напарник вышел вперед в весьма необгонном месте. Опережение стало настолько неожиданным, что его попросту не заметил украинский комментатор и обратил внимание на смену лидера только через какое-то время.

В сезоне 2016 помощь воли случая вышла на новый уровень. Регулярные проблемы у Хамильтона на стратах, а также, сгоревший в Малайзии мотор, привели к тому, что перед Гран-при США, за четыре гонки до конца сезона, Росберг имел 33 очка преимущества. Учитывая то, что разница между первым и вторым местами составляет всего 7 очков (25-18=7), начиная с этого момента Нико мог себе позволить на всех оставшихся этапах приезжать позади соперника и всё равно стать чемпионом, что, собственно, и произошло.

Но самый яркий момент между двумя непримиримыми напарниками по Мерседесу произошёл на Гран-при США 2015. В том сезоне Льюис уверенно доминировал, не оставляя особых шансов как Нико, так и пилоту Феррари Себастьяну Феттелю, который периодически навязывал борьбу "серебряным стрелам". В сумбурной дождевой гонке, Льюис занял первое место, но что еще важнее – гарантировал себе досрочное чемпионство за 3 этапа до конца. А то что случилось в комнате отдыха надолго запомнилось как гонщикам, так и зрителям: после гонки, в комнате отдыха, Хамильтон демонстративно кинул Росбергу кепку с цифрой два, а разозлённый этим Нико, резку швырнул головной убор обратно в соперника. Эпизод еще долго "смаковался" журналистами и фанатами

Последняя победа Кими Райкконена

Сезоны 2017-2018 были годами противостояние Льюиса Хамильтона и Себастьяна Феттеля. Что же касается двух финнов – Вальтери Боттаса и Кими Райкконена – они в ней выполняли роль "вторикелл" - пилотов номер два, которых всячески использовали для помощи лидеру команды.

Первая половина сезона была невероятно жаркой, однако начиная с Гран-при Италии Хамильтон начал наращивать отрыв. Феттель же, будучи психологически сломленным после нелепого вылета в стену на Гран-при Германии, начал совершать множество ошибок. Даже внутри Феррари, постепенно, на первый план начал выходить Райкконен. Правда у финна была другая проблема – его контракт заканчивался в конце года и в дальнейшем его ждала "ссылка" во второй эшелон – в Альфа-Ромео. А значит, осталась не так много возможностей попить шампанское на подиуме.

Поул-позиция на Гран-при США была у Льюиса. Однако это не помешало стартовавшему вторым Кими, стать лидером после первого поворота. Что же касается Себастьяна – он столкнулся с Даниэлем Рикьярдо, что привело к развороту и потере множества позиций.

На 9м круге посреди трассы остановится болид всё того же Рикьярдо из-за проблем с двигателем. Был объявлен режим виртуального сейфити-кара. А на 11м круге по командному радио Мерседеса прозвучала фраза "Box opposite Raikkonen". Это означало то, что если Райкконен пойдете в боксы – то Хамильтону следует остаться на трассе, а если же финн не станет совершать остановку – то тогда британцу следует сделать пит-стоп. Разумеется, в Феррари этот диалог слышали и передали информацию своему пилоту.

Сделав небольшой обманный манёвр, Кими продолжает движение без смены колёс, а Льюис выполняет инструкцию команды. Получив более свежие колёса, за последующие 10 кругов, Хамильтон догоняет Райкконена. Однако Кими проявляет весь свой опыт, чтобы отбить атаку имевшего преимущество по резине Льюиса, заставив того понервничать и израсходовать лишний ресурс шин. А в конце 21го круга, финн сам отправляется на пит-стоп.

Вскоре после остановки, Райкконен догнал Феттеля, который остановки еще не совершал. И произошёл символичный момент, когда команда попросила по радио, чтобы номинальный "лидер" уступил место "номеру 2".

Что же касается Хамильтона, из-за слишком раннего первого пит-стопа, во второй половине дистанции ему пришлось посещать боксы еще раз. Вернулся на трассу он не только позади Кими, но также пропустил вперед и Макса Ферстаппена, который, кстати, стартовал в гонке вообще 18м. Под конец дистанции британец догнал голландца и между ними произошла яркая борьба, в которой молодой пилот Ред Булл смог удержать свою позицию.

Пока соперники позади сражались и Ферспаппен, таким образом, "прикрывал тыл" финна, Райкконен довёл дело до победы. Большая часть зрителей понимали, что скорее всего это последние триумф в карьере гонщика. Возможно, он сам думал также. Тем не менее, как и обычно, успешный результат был воспринят без лишних эмоций. А подробнее про магию чисел случившуюся на этом этапе я недавно писал в истории карьеры Кими.

Кими Райкконен на вершине подиума Гран-при США 2018

Кими Райкконен на вершине подиума Гран-при США 2018

Getty Images

Также, Кими Райкконен стал единственным пилотом, который выигрывал гонки в эпохи V10, V8 и V6-турбогибрид. Теоретические шансы повторить данное достижение пока что сохраняет Фернандо Алонсо, если выиграет хоть одну гонку до конца карьеры.

Погоня Хамильтона за Ферстаппеном

Сезон 2021 стал одним из ярчайших в 21 веке, а возможно и в истории Формулы-1. Год противостояния Хамильтона и Ферстаппена навсегда запомнился всем очевидцам. Множество ярких гонок и масса сопровождавших их скандалов. Почти на каждой трассе два претендента на титул упорно боролись колесо-в-колесо. Не стало исключением Гран-при США.

Перед началом заезда между лидерами чемпионата было всего 6 очков. Это означало, что победитель покинет Техас на первой строчке турнирной таблицы. На старте британец вышел вперед, однако голландец и не думал его отпускать и оставался поблизости своего соперника.

В Ред Булле избрали стратегию ранних пит-стопов, в то время как Мерседес оттягивал остановку. С одной стороны, это позволило Максу вернуть лидерство и даже создать определённый отрыв, однако Льюис получил преимущество свежих шин и на последних кругах начал стремительно догонять своего соперника. Началась погоня, в которой на каждом сантиметре трассы оба гонщика пытались выгрызть каждую сотую долю секунды

Погоня Льюиса Хамильтона за Максом Ферстаппеном

Погоня Льюиса Хамильтона за Максом Ферстаппеном

Getty Images

За два круга до конца дистанции британец оказался на хвосте голландца. И дальше произошел довольно интересный эпизод. Дело в том, что система DRS срабатывает не только в случае борьбы за позиции, но и когда гонщик на точке детекции оказывается менее чем в секунде позади кругового. А на пути пары лидеров оказался Мик Шумахер, сын того самого "Красного Барона".

Фанаты до сих пор спорят, произошло это случайно, или же юный немец сделал это специально, однако он в нужный момент дал Максу право на открытие крыла, благодаря чему тот смог остаться впереди Льюиса и выиграть гонку.

Напомню, что и Хамильтон и Шумахер-старший оба являются семикратными чемпионами. В тот момент стоял вопрос – сможет ли Льюис превысить достижение Михаэля, или нет. Cын, явно, был не против помочь защитить святое – рекорд отца.

Также не достигшая цели погоня Льюиса за Максом в той гонке породила фанатский мем, на котором озадаченный Хамильтон спрашивает "Кто такой Макс Ферстаппен? А то я что-то не догоняю". По причине авторских прав не можем её опубликовать в этой статье.

Двойная дисквалификация и зачётный пункт американца

Логан Сарджент общается с прессой на Гран-при США 2013

Логан Сарджент общается с прессой на Гран-при США 2013

Getty Images

Прошлогодний Гран-при США также имеет смысл вспомнить. Что касается группы лидеров, то третий год подряд гонку выигрывал Макс Ферстаппен. И третий год подряд вторым финишировал Льюис Хамильтон. Однако, после финиша на болиде британца был обнаружен избыточный износ контрольной планки, из-за чего его серебряный приз превратился в дисквалификацию. Та же участь постигла обладателя поул-позиции Шарля Леклера, который закончил гонку шестым.

Для турнирной таблицы это ничего особо не значило, потому как Макс стал чемпионом 2023 этапом ранее. Однако в хвосте итогового протокола произошло вот что: американский пилот Логан Сарджент переместился с 12го места на 10е и таким образом набрал единственный зачётный пункт в своей карьере.

Остальная статистика и прочие факты

Больше всех побед на трассе Америк имеет Льюис Хамильтон – сразу пять (2012, 2014, 2015, 2016 и 2017), при чём он единственный, кто сделал это с двумя разными командами – МакЛарен и Мерседес. Трижды выиграл гонку Макс Ферстаппен (2021, 2022, 2023). И по одному раза успеха добивались Себастьян Феттель (2013), Кими Райкконен (2018) и Вальтери Боттас (2019). А в ковидном сезоне 2020 Гран-при США не проводился вообще.

Среди команд больше всего побед на данном автодроме имеет Мерседес – 5 (4 раза с Льюисом Хамильтоном и 1 раз с Вальтери Боттасом). Догоняет в этом показателе Ред Булл – на данный момент 4 (усилиями Макса Ферстаппена и Себастьяна Феттеля)

Финны являются единственной нацией, два разных пилота которой оказывались на верхней ступеньке подиума (Кими Райкконен и Вальтери Боттас).

Дважды в Техасе определялся чемпион мира: в 2015 и 2019 годах. Оба раза это было досрочное чемпионство Льюиса Хамильтона.

За 11 этапов на трассе 5 раз побеждали обладатели поул-позиции (в 2013, 2016, 2017, 2019 и 2021 годах), еще 5 раз это были пилоты, стартовавшие вторыми (в 2012, 2014, 2015, 2018 и 2022) и только один раз это было из-за пределов первого ряда: в 2023 Макс Ферстаппен выиграл гонку после шестого места в квалификации.

Ответственный редактор – Денис Шаховец

Льюїс Гамільтон Ряйкконен Макс Ферстаппен Формула 1 статті