Украинская правда

Старт в Барселоне, два финиша на Альп д'Уэз. Каким будет маршрут Тур де Франс-2026

Getty Images
Старт в Барселоне, два финиша на Альп д'Уэз. Каким будет маршрут Тур де Франс-2026

В среду, 23 октября, в Париже состоялась презентация маршрута Тур де Франс-2026. Гонка состоится с 4 по 26 июля. В этот период состоятся 21 этап с двумя днями отдыха – после 9 и 15 этапов. Из 21 этапа 19 будут групповыми, также запланированы 2 разделки – командная на 1 этапе и личная – на 16.

Из 19 групповых этапов 7 будут равнинными, 4 – холмистыми и еще 8 - высокогорными. Суммарная дистанция Тура-2026 составит 3333 км. Организаторы "Большой петли" остаются верными своему курсу на более короткие и интенсивные этапы: средняя дистанция группового этапа – 173 км, на Туре-2026 будет лишь один этап с дистанцией в более 200 км.

Первая неделя: старт в Барселоне и заезд в Пиренеи

Тур де Франс-2026 начнется в Барселоне. Суммарно в Каталонии состоятся первые два этапа и начнется третий, по ходу которого гонка вернется во Францию, территорию которой больше не покинет вплоть до финиша в Париже.

Начнется Тур командной гонкой с раздельным стартом на 19,9 км со стартом и финишем в Барселоне. Командная разделка появится в маршруте Тур де Франс впервые с 2019 года. Гонка будет не равнинной: на последних 5 км спортсменам придется дважды – с разных сторон – штурмовать знаменитый холм Монжуик, который ежегодно принимает финальный этап Тура Каталонии, поэтому большинству гонщиков знаком прекрасно. Финишировать первый этап будет у Олимпийского стадиона, который в последние годы временно был домашней ареной Барселоны, пока Камп Ноу был на реконструкции.

Маршрут 1 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 1 этапа Тур де Франс-2026
Letour.fr

В целом командные разделки всегда создают для спортивных директоров команд дополнительную головную боль и заставляют задуматься над тем, чтобы внести в состав хотя бы одного дополнительного раздельщика, который при других обстоятельствах гонку бы не поехал. Однако, поскольку командная разделка в Барселоне будет далеко не равнинной, вряд ли команды будут брать на гонку чистых раздельщиков исключительно ради этого этапа.

Второй этап будет стартовать в Таррагоне и будет холмистым. Первая половина гонки будет равнинной, поэтому панчерам, для которых этот этап и создан, будет сложнее отобраться в отрыв дня. После 86 км по равнине спортсменов будет ждать первый подъем дня – Кот де Бегес: 6,3 км со средним градиентом в 5,9%. После довольно пологого спуска – еще один довольно простой подъем, Пла де Пелаг (4,7 км, 3,4%), который даже не получил никакой категории.

После спуска – перевал Санта Креу д'Олорда: 7,5 км, 4,7%. После спуска с него гонщики заедут в Барселону, где проедут три круга с восхождением на все тот же Монжуик: два холма, которыми будет завершаться командная разделка, на этот раз гонщики будут преодолевать в обратном направлении.

Финиш этапа будет расположен не на вершине Монжуика, а после небольшого спуска. Идеальная территория для панчеров типа Матье Ван дер Пула, и, с другой стороны, недостаточно сложный маршрут для того, чтобы условный Тадей Погачар устроил просев и существенные разрывы в общем зачете.

Маршрут 2 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 2 этапа Тур де Франс-2026
La Flamme Rouge

По ходу третьего этапа, как уже было сказано выше, гонка покинет Испанию и вернется во Францию. Участников Тура будет ждать первый высокогорный этап "Большой петли". Спортсмены будут стартовать в Гранольерсе. На их пути сразу встретится первый подъем дня – Сан Фелиу де Кодинес (7,6 км, 4,5%) – именно на нем, вероятно, и сформируется отрыв дня.

После этого – длинный равнинный отрезок. Все самое сложное начнется на второй половине этапа, когда гонщики заедут в Пиренеи. Сначала их ждет перевал Коль те Тосес (9,3 км, 6,5%). После спуска с него гонщики пересекут испано-французскую границу и будут штурмовать пологий подъем Коль де Кальвер (14,9 км, 4,1%).

Далее – короткий и некатегорийный подъем дистанцией в 1,9 км со средним градиентом в 4%, после чего – финальный подъем на Ле Англе: 1,7 км, 7,6%. Не слишком сложный этап, очень пологие подъемы, ранняя стадия гонки, когда спортсмены еще свежие – Погачару или Йонасу Вингегору придется сильно постараться, чтобы устроить здесь ощутимый просев. Типичная первая проба сил в горах. О таких этапах говорят заезженную фразу "здесь гонку нельзя выиграть, зато можно проиграть". И какой бы банальной она ни была, от этого она не перестает быть правдивой.

Маршрут 3 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 3 этапа Тур де Франс-2026
Letour.fr

На следующий день гонщики останутся в Пиренеях, однако их ждет относительно простой этап с частоколом перевалов средней сложности и финишем после спуска. Типичный этап под победу отрыва дня. Стартовать он будет в Каркассонне – месте боевой славы Ярослава Поповича: именно здесь в 2006 году украинец выиграл этап в День взятия Бастилии.

Только на 5 этапе свой первый шанс могут получить спринтеры, хотя и здесь несколько холмов на второй половине дистанции могут создать для них проблемы. После проходного 5 этапа гонщиков будет ждать главное блюдо пиренейской части Тура и всей первой недели. Первая половина 186-километровой дистанции будет равнинной, после чего гонщики будут штурмовать связку легендарных перевалов: Коль д'Аспен (12 км, 6,5%) и Коль ду Турмале (17,3 км, 7,2%).

После спуска с Турмале гонщиков будет ждать новый для Тур де Франс финальный подъем Гаварни-Гедр. Он длинный (18,6 км), однако очень пологий (средний градиент – всего 3,7%). Такая развязка напоминает классические этапы Джиро со сверхтяжелым перевалом Мортироло и столь же пологим финишным подъемом в Априке.

Маршрут 6 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 6 этапа Тур де Франс-2026
La Flamme Rouge

Практика показывает, что разваливать пелотон на таких этапах нужно еще на предыдущих подъемах – на финальном сделать разницу практически невозможно. Зато, если на Турмале селекция таки будет, то на Гаварне-Гедр разрывы можно превратить в очень большие. В таких случаях ключевым является то, кто в какие группы пообъединится на спуске, и какие формирования будут работать более слаженно.

После этого этапа гонщики покинут Пиренеи, спортсменов ожидают два подряд равнинных этапа для спринтеров. Завершать программу первой недели будет холмистый 9 этап. Частокол из 9 коротких подъемов и финиш после спуска в Усселе – явный этап под результативный отрыв.

Вторая неделя: День Взятия Бастилии, Эльзас и заезд в Альпы

На второй неделе пелотон Тура продолжит двигаться в северо-восточном направлении, конечной целью этого вояжа будет Эльзас и Лотарингия. А начнется все с тяжелого среднегорного этапа в Массиф Сентраль в День взятия Бастилии. Французские гонщики точно захотят проявить себя в национальный праздник, однако, вполне вероятно, что гранды общего зачета им этого не позволят – такой этап отлично подходит для разборок в общем зачете.

Этап с аналогичной развязкой с перевалами Пюй де Мари - Па де Пейроль (7,8 км, 5,8%), коль де Перту (4,5 км, 8,3%) и Коль де Фон де Сер (3,5 км, 5,5%) и финишем после небольшого спуска в Ле Лиоране уже был на Туре два года назад, и выдался просто феерическим. Это был не просто лучший этап "Большой петли"-2024, но и, возможно, лучшая гонка всего сезона.

На этот раз подъезд к заключительной связке подъемов будет значительно тяжелее, чем два года назад: 5 категорийных подъемов, самый тяжелый из которых - Коль де Гриффуль (6,1 км, 6,7%). Поскольку этот этап будет проходить сразу после дня отдыха, существует риск того, что кто-то из грандов общего зачета не войдет в гоночный ритм после паузы. Поэтому желающие проверить своих конкурентов точно найдутся.

Маршрут 10 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 10 этапа Тур де Франс-2026
Letour.fr

После напряженного Дня взятия Бастилии гонщиков ожидает два довольно легких равнинных этапа под спринтеров. А уже на 13 этапе снова начнутся сложности рельефа. Сначала - холмистый этап с Доля до Бельфора, во время которого гонщики доберутся до Эльзаса. Большинство этапа равнинное, однако его характер формируют два подъема на заключительной трети дистанции. Сперва - разминочный перевал Коль де Круа - 5,2 км со средним градиентом всего в 4,9%.

Далее - восхождение на известную вершину Балон д'Эльзас: 9,1 км, 6,8%. После этого - спуск и участок равнины перед финишем в Бельфоре неподалеку от границы со Швейцарией. Активные действия от генеральщиков возможны, однако, учитывая, насколько сложными будут два следующих дня, скорее всего, этап отдадут отрыву.

Маршрут 13 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 13 этапа Тур де Франс-2026
La Flamme Rouge

После этого гонщики переместятся севернее, ближе к немецкой границе. 14 этап будет горным. Уже через 15 км после старта гонщики начнут штурмовать длинный перевал Гран Баллон: 21,6 км, 4,8%. Это ступенчатый подъем, который состоит из двух частей (первая - это 8,4 км со средним градиентом в 6,5%, вторая - 6,5 км, 7,8%) и равнинного участка в середине. Именно здесь, вероятнее всего сформируется отрыв дня.

После вершины Гран Баллона гонщики впервые пересекут финишную линию в Маркштайне. После спуска их будет ждать перевал Коль де Паж (9,5 км, 4,9%) и еще одно восхождение на Балон д'Эльзас, при чем, с той же стороны, что и днем ранее. После спуска и участка равнины гонщики преодолеют два несложных перевала Коль ду Ширм (3,7 км, 5,3%) и Коль ду Хундштрук (3,6 км, 5,2%).

Затем - заключительный и самый тяжелый подъем дня, Коль ду Хааг: 10,9 км и средним градиентом в 7,3% и двумя небольшими полками, которые делят подъем на три почти равные части. После вершины Коль ду Хааг спуска практически не будет - 6,5 км равнины и финиш в Маркштайне. Этап без заоблачных по высоте перевалов, однако подъемы довольно непростые, и их много - этап вполне может стать очень селективным.

Маршрут 14 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 14 этапа Тур де Франс-2026
Letour.fr

В заключительный день второй недели Тура гонщики переместятся южнее и впервые заедут в Альпы. Начнется все с псевдоподъема (а как еще называть перевал со средним градиентом в 2,1%?) Коль де ла Саврен, далее - еще один пологий подъем, Кот де Допп, в середине которого гонщики заедут на курорт Ле Русс, который регулярно принимает этапы Кубка мира по лыжным гонкам.

Однако все самое интересное сосредоточено на второй половине 184-километрового этапа. Сначала - перевал Коль де ля Круазетт - 7,6 км, 8,8%. Затем - короткий подъем Кот де ла Муссьер (2,9 км, 7,3%), участок равнины и очень сложный финальный подъем на Плато де Солезон: 11,6 км со средним градиентом в 8,9% - наверное, самый тяжелый финишный подъем Тура-2026. Можем ожидать серьезную битву за общий зачет - перед днем отдыха гранды не будут экономиться.

Маршрут 15 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 15 этапа Тур де Франс-2026
La Flamme Rouge

Третья неделя: разделка, два финиша на Альп д'Уэз и Париж

Спокойной вкатки в гоночный ритм после дня отдыха для гонщиков снова не будет: организаторы приготовили для гонщиков единственную личную разделку Тура-2026 - 26 км из Эвиана в Тонон-ле-Бен. Равнинной ее не назовешь: гонка будет начинаться с подъема на Кот де Ларренж - 9,6 км со средним градиентом в 4,2%. Вполне вероятно, что некоторые гонщики решат стартовать на легких велосипедах для гор и пересаживаться на разделительный на вершине подъема.

Маршрут 16 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 16 этапа Тур де Франс-2026
Letour.fr

После этого - проходной холмистый этап из Шамбери до Вуарона, который, скорее всего, отдадут отрыву: гранды общего зачета не захотят эксплуатировать свои команды перед бешеной связкой из трех подряд альпийских этапов.

Откроет эту связку самый простой из трех этапов - из Вуарона до горного финиша в Ориер-Мерлетт. Гонщиков ждут несколько несложных пологих перевалов и финишный подъем на Орсиер-Мерлетт - 7,1 км со средним градиентом в 6,7%.

Маршрут 18 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 18 этапа Тур де Франс-2026
Letour.fr

Далее - этап с финишем на, наверное, самом легендарном и культовом подъеме Тур де Франс - Альп д'Уэз (13,8 км, 8,1%). Подъезд к Альп д'Уэз будет коротким и довольно простым: дистанция этапа - всего 128 км, до финального подъема гонщики преодолеют далеко не самые сложные перевалы Коль де Байяр (5,1 км, 7,2%), Коль ду Нойер (7,2 км, 8,5%) и Коль д'Орнон (5,4 км, 6,4%).

Маршрут 19 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 19 этапа Тур де Франс-2026
Letour.fr

Безумные скорости и Ватты, которые демонстрирует Тадей Погачар в последние два года, часто заставляли задаваться вопросом: способен ли он побить, наверное, самый культовый рекорд мирового велоспорта - рекорд подъема на Альп д'Уэз от Марко Пантани. Легендарный подъем после 4-летнегоперерыва возвращается на карту Тура, поэтому мы наконец-то сможем получить ответ на этот вопрос.

Что говорит в пользу шансов Погачара? Прежде всего, короткий и простой подъезд к финальному подъему. Однако усталость в конце третьей недели будет весомым аргументом против побития рекорда.

Альп д'Уэз
Альп д'Уэз
x.com/LeTour

На следующем, 20 этапе, гонщиков ждет королевский, самый тяжелый этап Тура-2026: 171 км с набором высоты в 5600 метров! Второй день подряд гонщики будут финишировать на Альп д'Уэз, однако развязка этапа будет совсем другой.

Равнины на 20 этапе не будет вообще. Гонщики будут стартовать у подножия Альп д'Уэз, однако отправятся в другом направлении - на легендарный перевал Коль де ла Круа де Фер (в переводе с французского - вершина железного креста). Это марафонский 24-километровый подъем со средним уклоном в 5.2%. Цифру среднего градиента портят два мини-спуска по ходу подъема.

После спуска - штурм еще одной культовой вершины, Коль ду Галибье транзитом через Коль ду Телеграф (11,9 км, 7,1%). Основная часть подъема на Галибье - это 17,7 км со средним градиентом в 6,9%. Вершина этого перевала расположена на высоте в 2642 метра над уровнем моря, что делает Галибье самой высокой точкой маршрута Тура-2025: там будет разыгран Сувенир Анри Дегранжа.

После спуска с Галибье гонщики будут штурмовать не Альп д'Уэз, а соседний перевал Коль де Саренн: 12,8 км, 7,3%. На Туре этот подъем встречался лишь однажды - в 2013 году, когда в рамках одного этапа дважды штурмовали Альп д'Уэз: после первого подъема в долину спускались именно через Саренн, по той же дороге, по которой будут подниматься в этот раз.

После вершины Саренна гонщиков будет ждать небольшой спуск и равнина, после чего - короткий финишный подъем на Альп д'Уэз, который будет состоять из последних 3,8 км классического восхождения к этому горнолыжному курорту. Финишная линия будет расположена там же, где и днем ранее. Эпичный во всех смыслах этап: легендарные вершины, сумасшедший набор высоты - все, что нужно для решающей битвы за желтую майку.

Маршрут 20 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 20 этапа Тур де Франс-2026
Letour.fr

Оригинальное решение с двумя подряд финишами на Альп д'Уэз организаторы объяснили тем, что сначала планировали только один, через коль де Саренн, однако решили, что отсутствие классического подъема на Альп д'Уэз вызовет недовольство публики.

Ну а завершится Тур традиционным этапом в Париже с финишем на Елисейских полях. Эксперимент с включением в маршрут подъема на Монмартр был признан успешным. Несмотря на то, что организаторы обещали чередовать этапы с Монмартром с традиционными равнинными этапами для спринтеров, второй раз подряд в заключительный день Тура мы увидим битву не спринтеров, а панчеров-классиков.

Маршрут 21 этапа Тур де Франс-2026
Маршрут 21 этапа Тур де Франс-2026
La Flamme Rouge

Чтобы хоть как-то сбалансировать 21 этап, организаторы после третьего прохождения Монмартра добавили один равнинный круг по Елисейским полям. Таким образом, последнее восхождение на Монмартр будет расположено дальше от финиша, чем в этом году: в 17 км, а не в 6. Спринтерам широкого профиля это возможно, даст шансы вернуться в борьбу за победу, однако чистым, "паркетным" спринтерам ловить на таком маршруте все же нечего.

Резюме

В целом маршрут Тура неплох и по-своему интересен: возвращение командной разделки, оригинальное решение с двумя подряд финишами на Альп д'Уэз - глазу есть за что зацепиться. Однако в этом маршруте множество совершенно очевидных недостатков.

Во-первых - он очень несбалансированный. Опять очень много гор и только одна личная разделка - и та с довольно непростым подъемом на первой половине дистанции. Тур продолжает отходить он своего канонического образа гонки, которая дает шансы универсалам-раздельщикам.

Зато организаторы, к сожалению, придерживаются своей стратегии уменьшения количества классических спринтерских этапов. В 2026 году под чистых спринтеров в маршруте предусмотрено лишь 4 этапа, с натяжкой - 5, поскольку пятый этап из Ланнемезана в По все же вызывает определенные сомнения. На третьей неделе чистым спринтерам вообще ловить нечего: испытание Монмартром на финальном этапе в Париже они вряд ли выдержат.

Подъем на Монмартр
Подъем на Монмартр
x.com/LeTour

Такое малое количество спринтерских этапов создает высокую вероятность того, что зеленую майку лучшего в пунктовой номинации выиграет генеральщик-универсал (если конкретнее - то Тадей Погачар). Чтобы снизить шансы на это, организаторы увеличили количество промежуточных спринтов на каждом групповом этапе с 1 до 2.

Несбалансированный маршрут и с чисто географической точки зрения. Это очень бросается в глаза просто если взглянуть на карту гонки: кроме финального этапа в Париже, северо-западная половина Франции не задействована вообще. Это лишило организаторов возможности разнообразить маршрут этапами с брусчаткой или гравием.

По словам директора Тур де Франс Кристиана Прюдомма, одной из задач при проектировании маршрута было сохранение интриги до самого конца - именно этим и объясняется сложнейшая связка из трех подряд альпийских этапов в конце третьей недели. Однако, откровенно говоря, в 2025 году, когда первые большие горы появились на горизонте лишь на 12 этапе, с этой задачей справились гораздо лучше. На Туре-2026 первый горный этап гонщиков ждет уже на третий день гонки: если Погачар снова будет в такой же бешеной форме, как на двух предыдущих Турах, то вся иллюзия интриги в борьбе за желтую майку может исчезнуть очень быстро.