Волшебный Оберстдорф, "котел" в Инсбруке: знакомство с аренами Турне четырех трамплинов
Уже в субботу, 28 декабря в немецком Оберстдорфе стартует главное событие зимнего сезона – легендарное Турне четырех трамплинов, которое в этом году пройдет уже 73-й раз в истории. 10 дней, 4 культовых арены, на кону – Золотой орел и место в истории прыжков с трамплина. Турне – самое престижное соревнование в этом виде спорта, которое ежегодно собирает аншлаги на трибунах и бьет рекорды телевизионных рейтингов. Уникальный формат с нокаут-раундами, богатейшие традиции, идеальное время проведения на новогодние праздники – все это неотъемлемые составляющие коммерческого успеха Турне. Для понимания уровня ажиотажа: все билеты на первый этап в Оберстдорфе были распроданы еще 20 сентября. Аншлаги, конечно же, ждут нас и на трех других аренах.
Однако главный фактор успеха Турне – спортивный. В отличие от чемпионатов мира или Олимпиад, которые разыгрываются в один день, здесь не бывает случайных победителей, ведь если в один отдельный день тебе может повезти, то выдать 8 дней подряд на самом высоком уровне на четырех разных трамплинах только благодаря везению невозможно. При этом, в отличие от сверхдлинной дистанции Кубка мира, на Турне у тебя нет права на ошибку: один неудачный прыжок – и ты теряешь все шансы на итоговый успех. Именно это, наряду с колоссальным вниманием со стороны СМИ и болельщиков, делает Турне настолько сложным даже для самых сильных и психологически устойчивых.
Легендарная многодневка проходит каждый год в одни и те же даты на одних и тех же трамплинах: в немецких Оберстдорфе и Гармиш-Партенкирхене, а также австрийских Инсбруке и Бишофсхофене. От привычного порядка проведения этапов Турне отходило считанные разы в истории: в 1953 году первым этапом был не Оберстдорф, а Гармиш, в сезонах-1956/57, 1961/62 и 1962/63 тот же Гармиш был третьим этапом, в то время как вторым – Инсбрук. В сезоне-1971/72 Турне стартовало в Инсбруке, а Оберстдорф был третьим этапом. В 2008 и 2022 году из-за тяжелых погодных условий этапы в Инсбруке были отменены, вместо этого проводились дополнительные старты в Бишофсхофене.
В то время, как в современную эпоху большинство трамплинов Кубка мира из-за достаточно жестких требований по безопасности спрофилированы очень похожим образом, все четыре арены Турне – абсолютно разные, каждая из них по-своему особенная. И это еще один фактор, который делает легендарную многодневку настолько интересной и требовательной со спортивной точки зрения: чтобы победить в общем зачете, тебе нужно быть настоящим универсалом и уметь адаптироваться к совершенно разным аренам.
Среди четырех трамплинов Турне есть две крайности, и это – австрийские арены. "БергИзель" в Инсбруке – самый сложный и специфический трамплин не только Турне, но и вообще среди всех арен, которые используются на Кубке мира. Короткая, но очень крутая гора разгона, резкий переход в короткий стол отрыва, в который очень непросто попасть при отталкивании – настоящее испытание для любого прыгуна. И при этом, из-за очень высокого угла наклона стола точность и своевременность при отталкивании максимально важна. При точном попадании в стол этот трамплин буквально подбрасывает тебя высоко в воздух и гарантирует удачный прыжок. В то же время, неточность при отталкивании будет фатальной: не получив этого мощного импульса на столе отрыва, спасти прыжок уже невозможно.
Бишофсхофен – полная противоположность Инсбруку. Очень длинная и пологая гора разгона, длинный и плавный стол отрыва – допустить грубую ошибку здесь очень трудно. Что касается двух немецких арен, то они менее радикальны, но чем-то похожи на австрийские. "Шаттенберг шанце " в Оберстдорфе можно назвать "Инсбруком на минималках ": он также довольно резкий, однако не настолько, как "БергИзель". В свою очередь, "Олимпиашанце " в Гармиш-Партенкирхене можно назвать "Бишофсхофеном на минималках": он пологий и плавный, однако не настолько, насколько арена заключительного этапа.
В любом случае, каждый из этих трамплинов – абсолютно уникальное и культовое сооружение со своей особой атмосферой и богатейшей историей. Предлагаем вашему вниманию более детальное знакомство с каждым из четырех трамплинов Турне.
Оберстдорф
"Шаттенберг Шанце"
Построен в 1925 году
К-поинт: 120 м
Хилл-сайз: 137 м
Рекорд трамплина: 143,5 м, Сигурд Петтерсен (Норвегия), 29.12.2003
Первый этап Турне происходит в Оберстдорфе, на юге Баварии. Местный лыжный клуб является, наверное, лучшим и наиболее плодовитым в Германии. Он подарил миру множество выдающихся спортсменов в различных дисциплинах лыжного спорта: прыжках, двоеборье, лыжных гонках и биатлоне. "Шаттенберг шанце " – это комплекс из пяти трамплинов разной мощности, который дает возможность заниматься прыжками спортсменам разных возрастных категорий и уровня мастерства. Свое название трамплин получил от горы Шаттенберг, вершина которой расположена на высоте 1845 метров над уровнем моря. Сам комплекс трамплинов расположен на северо-западном склоне этой горы.
Кроме первого этапа Турне, трамплин в Оберстдорфе периодически принимает также соревнования Кубка мира по двоеборью. Трижды – в 1987, 2005 и 2021 годах – зимняя столица Баварии принимала чемпионаты мира по лыжным видам спорта. Именно к мундиалю-2005 и была приурочена последняя масштабная реконструкция трамплина, которая была проведена в 2003 году.
Во время этой реконструкции был построен второй ярус трибун, который дарит уникальную акустику. И каждый год десятки тысяч болельщиков во время Турне создают на этих трибунах невероятную атмосферу, которую многие считают лучшей на Кубке мира.
Из четырех этапов Турне два имеют фиксированные даты: Гармиш-Партенкирхен (квалификация – 31 декабря, основные соревнования – 1 января) и Бишофсхофен (5-6 января). Даты этапов в Оберстдорфе и Инсбруке – "плавающие". Турнир в Оберстдорфе проводится либо 28-29, либо 29-30 декабря. В последнее время организаторы все больше склоняются к варианту с 28-29 декабря, растягивая многодневку до 10 дней и создавая один дополнительный день отдыха во время Турне.
Отметим, что Оберстдорф на карте Турне мог вообще не появиться: изначально планировалось, что первый этап будет принимать трамплин в Фуссене. Однако сейчас эта арена уже много лет как закрыта и разрушена. Разглядеть остатки трамплина среди местного леса довольно непросто:
Рекорд трамплина в Оберстдорфе – наиболее древний из всех четырех арен. Он был установлен 29 декабря 2003 года – на первом же турнире на "Шаттенберг шанце" после реконструкции. В тот день Сигурд Петтерсен во второй попытке основного раунда улетел на 143,5 метра. Тот прыжок принес норвежцу победу на первом этапе и позволил захватить лидерство в общем зачете Турне, которое Сигурт так никому и не отдал.
Исторически наиболее успешно в Оберстдорфе выступают хозяева, сборная Германии. По три раза на "Шаттенберг шанце" триумфовали Дитер Тома (в 1988, 1989 и 1996 годах) и Мартин Шмитт (1998, 1999, 2000), повторить их достижение сумел лишь японец Рёю Кобаяси (2018, 2019, 2021).
Гармиш-Партенкирхен
"Гроссе Олимпиашанце"
Построен в 1933 году
К-поинт: 125 м
Хилл-сайз: 142 м
Рекорд трамплина: 144 м, Давид Кубацки (Польша), 1.1.2021
Второй этап Турне – знаменитые Новогодние прыжки в Гармиш-Партенкирхене. Традиция проводить здесь прыжковые соревнования 1 января была основана еще в 1922 году – задолго до появления Турне и даже до того, как был построен "Олимпиашанце". До 1933 года на его месте существовал другой трамплин. Однако гитлеровская Германия получила право на проведение зимней Олимпиады 1936 года, и к этому событию было решено построить новый комплекс олимпийских трамплинов.
"Олимпиашанце" стал ключевой ареной Игр 1936 года. В зоне выката трамплина был построен лыжный стадион. Он служил не только трибунами для соревнований по прыжкам и двоеборью, но и зоной старта/финиша для лыжных гонок. "Олимпиашанце" также принимал церемонии открытия и закрытия той зимней Олимпиады.
Новогодние прыжки в Гармише быстро превратились в престижное и самобытное соревнование с особой аурой, и именно вокруг них сформировалась идея проведения Австро-немецкой прыжковой недели (именно так на заре своего существования называлось Турне) в праздничный новогодний период. Сама арена подвергалась реконструкциям в 1950, 1978 и 1996 годах, однако все они были, по большому счету, косметическими. Сооружение, которое на момент постройки считалось передовым творением архитектуры, постепенно превратилось в архаичное и перестало соответствовать нормам безопасности FIS. Гора приземления была довольно неудобной и сильно отбрасывала назад при полетах в район хилл-сайза.
В 2007 году местные власти наконец решились на радикальную реконструкцию. Гору разгона снесли и возвели на ее месте совершенно новую, выполненную с соблюдением всех современных требований. Зону приземления также перепрофилировали, и это делает трамплин в Гармише самым новым и современным из четырех на Турне. О той первоначальной арене, которая принимала Олимпиаду-1936, напоминают только трибуны, которые остались нетронутыми. Кстати, они принимают зрителей не только во время прыжковых соревнований: зона выката "Олимпиашанце" также используется как финишная зона во время соревнований Кубка мира по горным лыжам на технической трассе "Гудиберг".
Этап в Гармише всегда служит своего рода символом перехода из старого года в новый: квалификация проходит 31 декабря, а основные соревнования – 1 января. Однако в новогоднюю ночь 1999/2000 годов легендарный Дитер Тома решил совершить свой прощальный прыжок в карьере именно в Гармише. Все было рассчитано так, чтобы немец выпрыгнул еще в старом году, а приземлился в новом. Прощание чемпиона Турне 1990 года со спортом получилось максимально эффектным, красивым и символичным.
Рекорд "Олимпиашанце" относительно новый, и был установлен 1 января 2021 года Давидом Кубацки. Поляк, который в том году выступал на Турне в статусе действующего чемпиона, во второй попытке улетел на 144 метра, что в итоге принесло ему победу на этапе. Остается лишь сожалеть, что из-за реалий ковидных времен такой блестящий прыжок происходил при пустых трибунах...
Инсбрук
"БергИзель"
Построен в 1930 году
К-поинт: 120 м
Хилл-сайз: 128 м
Рекорд трамплина: 138 м, Михаэль Хайбёк (Австрия), 4.1.2015
Парадокс: "БергИзель шанце" в Инсбруке – наименее мощный из четырех трамплинов Турне, однако именно он ежегодно является ключевым с точки зрения борьбы за общий зачет. Причин тому несколько. Первая – это, конечно же, специфичность этого трамплина, о которой уже было сказано выше. Связана она, в частности, и с территориальной ограниченностью, в условиях которой вынуждена существовать эта культовая арена. Дело в том, что сразу за трамплином находится частная территория, владельцы которой уже много лет наотрез отказываются ее продавать, что делает невозможным масштабную реконструкцию арены с перепрофилированием трамплина и увеличением его мощности.
Территориальные ограничения вынуждают использовать на выкате очень крутой и довольно неудобный контр-уклон. Сам трамплин буквально вкопан в землю, как и его знаменитые трибуны в форме амфитеатра, которые создают уникальную акустику и просто невероятную атмосферу. За это "БергИзель" получил красноречивое прозвище "Hexenkessel", в переводе с немецкого – котел. И действительно: не слишком доброжелательные австрийские болельщики устраивают здесь настоящий ад для соперников своих любимцев.
Еще одна причина, почему этап в Инсбруке обычно является решающим на Турне – невероятно сложные погодные условия. "БергИзель" находится на окраинах города на довольно продуваемом склоне горы. Из-за отсутствия искусственного освещения соревнования проходят в дневное время, именно в то время суток, когда в этой местности обычно ухудшаются погодные условия: начинает гулять сильный и очень переменчивый ветер, а на арену часто опускается густой туман. Все это в большинстве случаев придает соревнованиям характер ветровой лотереи, которая способна полностью перекроить общий зачет.
Работа над решением этой проблемы продолжается полным ходом. Еще год назад директор Кубка мира Сандро Пертиле достиг соглашения с мэром Инсбрука об установке на трамплине искусственного освещения, которое позволит проводить соревнования в более спокойное с погодной точки зрения вечернее время. И ожидается, что уже в 2026 году турнир на "БергИзеле" впервые состоится в вечернее время.
Что касается истории, то легендарная арена была построена в 1930 году к чемпионату мира-1933, который проходил в Инсбруке. Реконструкции трамплина проводились дважды: в 1964 и 2003 годах. Первая из них была приурочена к зимней Олимпиаде-1964. Через 12 лет, в 1976 году, столица Тироля во второй раз принимала Олимпийские игры.
Кроме этого, "БергИзель" еще дважды принимал прыжковые соревнования чемпионатов мира – в 1985 и 2019 годах. Тогда столицей мундиалей был соседний Зеефельд, однако из-за отсутствия там 120-метрового трамплина часть прыжковых и двоеборческих соревнований проводили в Инсбруке.
Рекорд трамплина официально принадлежит Михаэлю Хайбеку, который 4 января 2015 года улетел здесь на 138 метров. Однако на приземлении австриец коснулся рукой горы приземления, поэтому этот рекорд является не совсем легитимным.
В тот же день его партнер по команде, Штефан Крафт, пролетел всего на 1 метр меньше, при этом, приземлился абсолютно чисто.
Бишофсхофен
"Пауль Ауссерляйтнер Шанце"
Построен в 1943 году
К-поинт: 125 м
Хилл-сайз: 142 м
Рекорд трамплина: 145 м, Давид Кубацки (Польша), 5.1.2019
Заключительная остановка Турне – Бишофсхофен, который географически находится несколько на отдалении от трех других арен. Несмотря на то, что "Пауль Ауссерляйтнер Шанце" – самая мощная из четырех арен Турне и принимает последний этап, эта арена редко становится решающей в борьбе за общий зачет. Как уже было отмечено выше, это связано с плавностью и простотой данной арены.
Один простой факт: последний раз на финальном этапе в Бишофсхофене лидер общего зачета Турне менялся в 2017, когда Даниэль Андре Танде не удержал 1,7 балла преимущества над Камилем Стохом. Случаев, когда последний этап полностью перекраивал генеральную классификацию, не было уже очень давно.
Сам трамплин в Бишофсхофене назван в честь австрийского прыгуна Пауля Ауссерляйтнера, который погиб здесь во время прыжка в январе 1952 года, за год до проведения первого Турне. Последний раз реконструкция арены проводилась в 2003-2004 годах.
Бишофсхофен ни разу не был столицей Олимпиад или чемпионатов мира, однако в 1999 году местная арена все-таки принимала прыжковые соревнования мундиаля, который проводился в соседнем Рамзау. История такая же, как у Инсбрука с Зеефельдом: в столице мундиаля не было своего большого, 120-метрового трамплина, поэтому решили обратиться за помощью к соседям. Дважды в истории Бишофсхофен принимал сразу два этапа Турне в одном сезоне. Это случалось в 2008 и 2022 годах, когда этап в Инсбруке отменяли из-за сложных погодных условий.
Рекорд трамплина в Бишофсхофене составляет 145 метров и принадлежит, как и в Гармиш-Партенкирхене, Давиду Кубацки. 5 января 2018 года во время квалификации поляк улетел здесь на 145 метров.