Недооцененный: Семен Полонский – гениальный создатель запорожского гандбола

Мой родной город Запорожье – гандбольная столица Украины. Мы были единственным городом, кроме Москвы, который имел две команды в мужской высшей лиге чемпионата СССР – ЗИИ и ЗАС. Ежегодно один круг чемпионата проводился в запорожском дворце спорта "Юность" при переполненных трибунах.
Лучшие годы команды ЗИИ (ранее –ЗМетИ, когда Запорожский индустриальный институт назывался Запорожским металлургическим институтом), за которую играли олимпийские чемпионы и чемпионы мира, пришлись на управление главного тренера Семена Полонского, выдающейся фигуры украинского гандбола. Несколько лет назад его включили в топ-10 украинских тренеров в командных видах спорта.
Игорь Турчин – лучший гандбольный тренер мира
Семен Полонский – создатель команд ЗАС и ЗИИ, заслуженный тренер Украины и СССР, воспитавший пять олимпийских чемпионов, трех чемпионов мира, девять чемпионов мира среди студентов. Команда ЗИИ под его руководством семь раз становилась призером чемпионата СССР, а в 1983 году выиграла Кубок ЕГФ.
Среди его учеников – 6 заслуженных мастеров спорта, 18 мастеров спорта международного класса, 60 мастеров спорта, один заслуженный тренер СССР и два заслуженных тренера Украины. Тренировал сборную Украины, студенческую сборную СССР, вторую сборную СССР.
Судьба Семена Исааковича (в советские времена его звали Семен Иванович) сложилась драматично. В августе 2018 года он приезжал в Украину, и его друзья попросили меня сделать с ним интервью для издания "Еврейский обозреватель". Я имел возможность долго и подробно пообщаться с легендарным тренером, которого много раз видел с трибун дворца спорта "Юность". Во время беседы он подарил мне свою книгу "Трагедия команды-легенды" – горькую исповедь о печальной судьбе основателя запорожского гандбола и созданного им клуба.
Семен Полонский родился 30 апреля 1933 года в Черкассах, где прошло его детство. Во время войны семья Полонских жила на Дальнем Востоке, где отец работал в лесном хозяйстве. Он ушел добровольцем на фронт и погиб в 1944 году на Волыни.
После войны семья вернулась в Черкассы, и 15-летний парень был вынужден, чтобы прокормить семью, освоить профессию деда – стать жестянщиком и пойти работать на завод. Параллельно с работой он учился в вечерней школе, а после уроков шел на тренировки – занимался баскетболом, играл за заводскую команду.
То есть сначала Полонский был баскетболистом.
К гандболу его привлек председатель Черкасского городского спорткомитета Альфред Свидерский, разносторонний спортсмен, который очень увлекался этим видом спорта. Когда формировали городскую команду для участия в чемпионате Украины, Свидерский пригласил туда нескольких баскетболистов, в том числе и Полонского. Вскоре Свидерский переехал в Одессу, а Полонский стал капитаном и играющим тренером гандбольной сборной команды Черкасс.

В Запорожье герой этого рассказа приехал с младшим братом Ефимом в 1958 году – его туда позвал друг, киевский тренер Юрий Предеха, который после окончания Киевского института физкультуры получил назначение в Запорожье. Полонский устроился на работу в трест "Запорожстрой" (ремонтировал крыши) и играл в баскетбол за команду "Строитель".
А потом его пригласили в трест "Запорожалюминстрой" (ЗАС) на должность заведующего спортивными сооружениями. Это был маленький спортзал, переделанный из бывшего дома культуры, а штатом, которым руководил Полонский, были две уборщицы и детский тренер по боксу. По его воспоминаниям, именно там его подчиненные начали звать его Семен Иванович –, мол, им так было удобнее.

Именно там, в тресте ЗАС, Полонский создал гандбольную команду, в которой был играющим тренером. В 1962 году в первом чемпионате СССР по гандболу 7 на 7 ЗАС занял 6 место, через год они стали уже серебряными призерами, а в 1964-м снова заняли второе место.
"Я, можно сказать, тренер из жизни, – говорил Полонский. – Так случилось, что с 19-летнего возраста во всех командах, за которые я выступал, мне приходилось выполнять и тренерские обязанности".
В 1965 году в Запорожье открылся филиал Днепропетровского металлургического института. Полонский пришел туда на должность преподавателя кафедры физического воспитания и занялся созданием гандбольной команды. Уже в 1969-м студенческая команда играла в высшей лиге СССР и выиграла чемпионат Украины. Запорожье оказалось представленным в высшей лиге двумя клубами – ЗМЕТИ и ЗАС, таким могла похвастаться только Москва (ЦСКА и МАИ).

В 1971 году ЗМетИ стал серебряным призером Союза, в 1972-го – бронзовым, а трое воспитанников Семена Полонского – Михаил Ищенко, Юрий Лагутин и Александр Резанов – выступили в составе сборной СССР на Олимпийских играх в Мюнхене.

В 1974-1975 годах запорожский клуб снова повторил бронзовый успех, а в составе сборной СССР, которая в 1976 году выиграла олимпийский турнир в Монреале, играли уже пятеро гандболистов клуба – к Ищенко, Лагутину и Резанову добавились вратарь Николай Томин и Сергей Кушнирюк.

В то время клуб по вузу стал называться ЗИИ (Запорожский индустриальный институт). Нужно учесть, что работать было очень сложно, потому что лучших игроков постоянно забирали в армейские клубы. Команда периферийного украинского вуза как конкурент столичным грандам была не нужна.
А находить и готовить перспективных игроков – задача крайне сложная, тем более, когда это превращается в систему. Гораздо проще было переманивать или насильно забирать в свои клубы готовых мастеров.
Несмотря на все трудности, Полонскому удалось подготовить новое поколение сильных игроков. ЗИИ еще трижды брал бронзу Союза (1982-1984), а в 1983 году произошел самый большой успех в истории комнды – победа в Кубке ЕГФ, главном клубном турнире Европы. В финале в двух матчах ЗИИ обыграл шведский клуб "Карлскруна" – 22:20 в гостях и 23:16 дома.
"Завершающий матч прошел в Запорожье 30 апреля, на следующий день команда прошла с Кубком Европы на первомайской демонстрации, и могло сложиться впечатление, что наша победа является главной причиной праздника", - вспоминал Полонский.
К тому же сборная Украины под его руководством выиграла гандбольный турнир VIII Спартакиады народов СССР.
Но уже осенью того же 1983 года Полонский ушел из ЗИИ после того, как его в очередной раз не выпустили за границу. На этот раз в Швейцарию на матч Кубка ЕГФ против клуба "Тофинген".
"В страны социалистического лагеря меня выпускали без проблем, – рассказывал мне Семен Исаакович. – Но в капстраны мне зарубили выезд в общей сложности 14 раз. А в отдельных случаях приходилось сталкиваться с таким юмором, например, как однажды на банкете какой-то спортивный чиновник, обращаясь к секретарю обкома, предложил поднять тост за то, что Полонский съездил с командой во Францию и вернулся. Можно ли было это терпеть?"

Уже без него невыездным в ЗИИ стал Леонид Беренштейн, один из лучших разыгрывающих советского гандбола. Затем он стал ключевой фигурой гандбола в Израиле.
После ухода из ЗИИ Полонский полтора года проработал в Ростове с женской командой "Ростсельмаш", значительно улучшив ее турнирные показатели. Но тренер покинул клуб, не захотев покрывать махинации руководства, которое буквально обворовывало спортсменок.
В 1986 году Полонского пригласили снова возглавить мужскую сборную Украины на ІХ Спартакиаде народов СССР и предложили работу и жилье в Киеве. Однако судьба подготовила "сюрприз". В день, когда тренер приехал из Ростова, рванул Чернобыль, и ему с семьей пришлось вернуться в Запорожье.

Финальный турнир Спартакиады, который проходил в августе 1987-го в Киеве, сборная Украины выиграла, и Полонского снова позвали в ЗИИ. Тогда от прежнего основного состава осталось лишь трое игроков.
В чемпионате СССР 1988 года ЗИИ занял 7 место из-за сложного календаря и совсем ненужного участия в первенстве ВС ГФСО профсоюзов (которое они выиграли), забравшего слишком много сил у игроков.
"Меня тогда обвинили во всех мыслимых и немыслимых грехах и сняли с работы, фактически запретив заниматься гандболом в Запорожье. Меня не брали даже в ДЮСШ", – с горечью вспоминал тренер.
По мнению Полонского, кампанию против него из Москвы вдохновлял главный тренер сборной СССР и клуба МАИ Анатолий Евтушенко. Когда-то они были друзьями, однако Евтушенко искренне пользовался методическими разработками и идеями Полонского, а за его спиной плел интриги.
"Я готовил спортсменов технически и тактически, занимался ими и вне площадки, разрабатывал игровые схемы и комбинации, достигал хороших спортивных результатов, – рассказывал Полонский. – Но я не был ни делягой, ни дипломатом, ни оратором, ни интриганом. Я не обходил начальство, не привозил дорогие подарки из зарубежных поездок, не угождал, не превозносил свои заслуги, списывая неудачи на игроков или помощников. А вот Анатолий Евтушенко в этих вопросах был настоящим гроссмейстером, и поэтому переиграл меня, тоже, кстати, неплохого шахматиста, вчистую".
Очень больно Полонский воспринял то, что его травлю поддержали некоторые из его воспитанников.
После года вынужденной безработицы жена тренера порылась в визитках, которые накопились у него за годы соревнований, и отправила запросы потенциальным работодателям в Польшу и ФРГ. Уже через неделю приехали поляки и пригласили специалиста в команду "Медь" из города Легница.
Украинский специалист сразу же вывел команду в высшую лигу, а затем перешел в клуб "Сталь" из Мельца. Там руководство клуба не выполнило своих обязательств перед наставником, и Полонский решил уехать в Израиль.
Он написал одному израильскому судье, с которым познакомился на чемпионате мира среди студентов в Румынии, и через десять дней тот уже встречал его в аэропорту Бен-Гурион.
Полонский стал тренером клуба "Маккаби" (Нетания), и команда, которой пророчили вылет из высшей лиги, набрала на 18 очков больше, чем в предыдущем сезоне.Молодежная же команда клуба стала чемпионом и обладателем Кубка Израиля. Мэр Нетании вручил Семену Полонскому медаль почетного гражданина города.
Жене и дочери тренера не очень нравились климат и условия жизни в Израиле. К тому же когда они жили в Польше, их дочь познакомилась с парнем, с которым училась в украинском лицее. Семья парня эмигрировала в Канаду, он вскоре поехал туда и прислал дочери Полонского приглашение. Жена тренера поехала с дочерью в Канаду, захватив и восьмилетнего сына, которого просто не на кого было оставить, ведь Полонский все время находился на сборах и соревнованиях. Семье понравилось на новом месте, они не хотели возвращаться в Израиль. Полонский поехал их уговаривать и в конце концов сам "застрял" в Канаде.
"Я жил в Монреале, работал – благо, в свое время был жестянщиком высочайшего шестого разряда, как говорят, руки растут, откуда надо, – рассказывал Семен Исаакович. – Потом переехал в Торонто, обучал детей баскетболу – так причудливо закрутилась композиция моей спортивной судьбы. Сейчас живу в Торонто и скучаю по Украине, Запорожью и гандболу".

Во времена независимости Полонского дважды приглашали тренировать сборную Украины.
Впервые – в 1992 году накануне Спартакиады СНГ, но тогда он тренировал "Маккаби" и не хотел проявить неблагодарность к клубу, который предоставил ему приют и работу.
Александр Колчинский: выиграл две Олимпиады, любил женщин и отсидел два года в тюрьме
Второй раз дело было в 1998-го, когда Полонский приезжал в Украину на Мемориал Юрия Лагутина. Возглавить национальную команду ему предложила группа бизнесменов во главе с бывшим игроком ЗИИ Владимиром Мирошниченко. Но условием было, что процессом будет руководить банкир Вадим Гетьман – тот самый отец украинской гривны. В свое время он возглавлял Запорожскую областную федерацию гандбола и Федерацию гандбола Украины, и они с Полонским дружили с далекого 1971 года. Буквально через месяц после разговора Гетьман был убит. Для Полонского это была большая личная потеря. И вопрос о сборной отпал сам собой.
Умер Семен Полонский 20 июля 2020 года в Торонто. Когда в связи с этим его упоминали в украинской прессе, бывший правый полусредний ЗИИ Алексей Тищенко сказал:
"Он обладал несравненным тонким чувством игры, был большим психологом, отлично понимал, когда и какую замену нужно сделать, кого сейчас необходимо похвалить, а кому нужна порка, мягко говоря. Таких тренеров было единицы в истории".
