Расследование продолжается: Давыденко – о деле по подкупу арбитров в ДЮФЛУ и работе Комитета этики

В конце августа Контрольно-дисциплинарный комитет Украинской ассоциации футбола (КДК УАФ) отстранил от футбола пять человек, причастных к неоднократному подкупу арбитров в Детской юношеской футбольной лиге Украины (ДЮФЛУ). Как оказалось, это было первое в истории наказание на таком уровне.
Чемпион узнал детали дела у председателя Комитета этики и честной игры Андрея Давыденко. Также он рассказал о недавнем конфликте на детском турнире, в котором пострадала харьковская команда, познакомил нас с обязанностями комитета и работниками.
Состав комитета этики и честной игры
- Андрей Давыденко – бывший сотрудник Департамента кибер полиции Национальной полиции Украины, имеет многолетний опыт в организации борьбы с договорными матчами, возглавлял громкий резонанс 2018 года о раскрытии преступных схем договорных матчей.
- Владимир Величко, заместитель председателя комитета – полковник национальной полиции Украины, имеет многолетний опыт в организации борьбы с договорными матчами.
- Анастасия Биленко – работник УАФ, имеет четыре высших образования по юриспруденции и психологии, почетную грамоту Министерства молодежи и спорта за содействие в борьбе с манипулированием спортивными соревнованиями, назначена на должность секретаря комитета.

- Владимир Зверов – известный спортивный журналист, который всю свою карьеру борется с договорными матчами в Украине.
- Владимир Езерский – экс-игрок сборной Украины и многих украинских клубов, футбольный тренер.
- Андрей Некрутов – бывший сотрудник Интерпола, офицер по вопросам добропорядочности в настольном теннисе и киберфутболе, разработчик образовательных программ по добропорядочности.
- Валерий Озаренко – бывший сотрудник букмекерской компании, который профессионально ориентируется в аномальных движениях коэффициентов.
- Дмитрий Боролев – работник УАФ, юрист отдела дисциплинарной и регламентной работы.
- Дмитрий Панько – начальник юридического управления Министерства молодежи и спорта Украины, заслуженный юрист Украины, и.о. государственного секретаря Министерства молодежи и спорта Украины.
– Когда поступил сигнал о подкупе арбитров ДЮФЛУ и сколько времени длилось расследование?
– У нас постоянно проводится работа в отношении арбитров и наблюдателей арбитража о том, что они обязаны сообщать о любых правонарушениях, о которых им становится известно при исполнении служебных обязанностей. Об этом мы читаем соответствующие лекции, 4 раза в год, когда собираются арбитры на свой семинар. И мы постоянно перед ними выступаем, как комитет, и это подчеркиваем. Это наша превентивная деятельность, и она очень важна.
Относительно этого дела, один из наблюдателей арбитража заметил, как судья получает неправомерную выгоду и после матча он сообщил об этом комитету в письменном виде. Это был прошлый сезон ДЮФЛУ. Тогда началось служебное расследование, мы вызвали очень много арбитров, тренеров, их всех опрашивали. Некоторых, в отношении которых у нас были сомнения, мы отправляли на полиграф, чтобы подтвердить информацию или опровергнуть.
Расследование длилось долго, потому что люди не хотели сотрудничать. В основном им звонила Анастасия Биленко (секретарь комитета – прим.). И когда они слышали женский голос, то очень интересно начинали себя вести. Но когда мы уже описываем выводы и передаем в КДК, который принимает решение, то они понимают, что нужно было сотрудничать более профессионально и серьезно.
Не все шли на сотрудничество сразу, поэтому расследование затянулось.
– Можете сказать конкретнее, когда именно поступило сообщение о подкупе арбитра?
– Само сообщение было в середине сезона, но это была системная история, которая, как потом мы выяснили, длилась годами. Потому что годами этим никто не занимался и не было системы уведомления о таких делах. Условно говоря, другие могли это видеть, но не работала система оповещения, которая сейчас работает в УАФ, когда все участники процесса проинформированы о системе действий в таких случаях и понимают последствия, если будут молчать.
– Расскажите, почему разные люди получили разные наказания?
- Исаков Кирилл (арбитр) – 5 лет отстранения, из которых 2 условно и 1 год испытательного срока
- Руслан Барабанов (арбитр) – 5 лет отстранения, из которых 2 условно и 1 год испытательного срока
- Артем Трушкин (тренер Молодежь U-16 Полтава) – 3 года отстранения, из которых 1 год условно и 1 год испытательного срока
- Игорь Артеменко (тренер СДЮСШОР Николаев U-16) – 2 года отстранения, из которых 1 год условно и 1 год испытательного
- Максим Полищук (арбитр) – 1 год условно с испытательным сроком 1 год
– У тренеров более или менее одинаковые наказания. У одного немножко меньше, поскольку у него была попытка подкупа, а не сам подкуп. Хотя это и приравнивают к самому подкупу, но поскольку средства арбитру не были переданы, то у него немного меньше наказание. У судей одинаковые наказания. А тот арбитр, у которого условный срок, получил его из-за того, что знал о нарушении, но не сообщил о нем.
Также хотел бы подчеркнуть, что согласно кодексу, неуведомление делает тебя соучастником преступления. За это предусмотрено меньшее наказание, и это именно этот случай. Важно отметить, что не Комитет этики и честной игры назначает наказание. Мы проводим расследование, формируем заключение и передаем это в Контрольно-дисциплинарный комитет и они уже коллегиально принимают решение.

– Кто конкретно занимался этим делом?
– Этим занималась Анастасия Биленко. Она вела дело с самого начала и до завершения. После этого мы созвали комитет, у нас он состоит из 9 человек. Мы выслушали Анастасию, ее доводы и внесли некоторые правки. Затем мы проголосовали, что имеем право передавать эти материалы в КДК.
– Также в решении фигурирует Чеголя Владислав, рассмотрение дела которого перенесли на позже. Кто он и почему решили отдельно рассмотреть?
– Есть объективные обстоятельства в связи с которыми мы не можем сейчас разглашать материалы служебного расследования. Ему выделено отдельное производство, и будет проводиться отдельное расследование. Это арбитр, больше сказать не могу.
– Расскажите немного о деталях дела?
– Это, как уже было сказано, было системным нарушением. Тренеры выходили на арбитров через знакомых, общались, как можно договориться о победе своей команды. Потому что перед родителями тренерам же надо показать, что их дети лучшие.
Для нас неважно, какие суммы предлагали, они колебались от условных 3-4 тысяч и дальше, сколько могли дать родители. Конкретной цены не было. В каждом случае она была отдельная, соответственно от которой суммы отталкивались родители.
Я хочу подчеркнуть, что неважно, какая сумма. Важно то, что тренер показывает пример детям. Они вырастают, приходят в более взрослые команды и говорят, что мы видели такое, мы росли с этим, а потому так и дальше можно делать. Поэтому хочется это убрать, искоренить. И для этого была сделана вся просветительская работа: и лекции, и курс для субъектов футбола. Все начинается с детства – как научили – так дальше и пойдет. Это дело также сигнал для родителей, которые должны понимать серьезность таких деяний.
– А проводилась ли какая-то работа с детьми и клубами?
– Да, проводилась. В общем, постоянная работа комитета – это выездные лекции, которые проводятся весь сезон со всеми клубами. И УПЛ, и ПФЛ, и все сборные. В течение года охватывается все футбольное сообщество. Эта работа ведется постоянно. И лекции видоизменяются.
Такие случаи, как сейчас, когда впервые наказали людей на таком уровне, вселяет надежду. Мы верим, что это лучший предохранитель от подкупа. Потому что это сигнал и для родителей, и для арбитров, тренеров, футболистов, что на этом уровне ведется активная работа и сбор информации нашим комитетом, чтобы на базовом уровне искоренить коррупцию и подкуп. Чтобы эти футболисты, когда будут расти до определенного уровня, не знали, что так можно. И даже если до родителей не дойдет, то уже тренер скажет: "Нет, спасибо, я не хочу".

– Это уже окончательное решение, или они могут подать апелляцию?
– Они могут обратиться в апелляционный комитет, у них есть такое право. Но не факт, что они его используют.
– Мне кажется, что в ДЮФЛУ все же больше людей, замешанных в подкупе арбитров. Тем более, что это происходило системно.
– Расследование еще продолжается. Это один эпизод, который был направлен в КДК, но мы работаем дальше. Это расследование будет продолжаться, пока будут факты.
– Недавно был скандал на детском турнире, когда дисквалифицировали харьковскую команду...
– Этот скандал полностью себя исчерпал. Мы писали директору харьковской детской команды, он нам написал, что перед ними извинились организаторы и никаких претензий нет. Сообщений о нарушениях не было, они разобрались на месте.
– То есть если они к вам не обратились, то и нет причин расследовать?
– Нет, мы могли бы и сами начать расследование, но если перед людьми извинились и инцидент исчерпал себя, то есть ли смысл? Если будут повторения, то, конечно, засчитаем и первый раз.
– Чем в целом занимается Комитет этики и честной игры?
– Наша деятельность охватывает весь футбол Украины. И все инфопространство. Например, Александр Поворознюк неэтично высказался к журналисту, мы начали собирать материалы, чтобы передать их в КДК. Затем он высказался относительно девушек, снова работаем и над этим. Тренеры неэтично обращаются к арбитрам во время матчей, мы этим тоже занимаемся, собираем материалы. Глобально комитет должен противодействовать любым проявлениям недобропорядочности в футболе. От высказываний до коррупции.
Также комитетом проводится мониторинг аномальных движений ставок на матчи, которые происходят. Это и УПЛ, и ПФЛ, и юношеский футбол, женский, пляжный, футзал. Мы это фиксируем, вызываем футболистов, тренеров, и прорабатываем. Также подкуп арбитров или других структур.
За последнее время комитетом были зафиксированы и наказаны нарушения в практически всех сферах футбола. Были отстранения арбитров, наблюдателей, делегатов. Недавно получил наказание помощник главного тренера, который пытался совершить подкуп, сейчас отстранение в ДЮФЛУ. Нам важно показать всему сообществу, что правила изменились и честность и прозрачность – теперь непременный атрибут нашего футбола.

– Как часто фиксируются аномальные движения в ставках?
– С нашим приходом очень редко. Есть группа лиц, в Украине их не так много, которые имеют доступ к черному азиатскому рынку ставок. И эти лица знают меня еще с прошлой работы, когда я работал в полиции. Я к каждому из них приходил с обысками. И когда я пришел в футбол, то они поняли, что им здесь не получится работать.
– Много ли дел открывается комитетом?
– Прошел тур, мы начали 1-2 служебных расследования. Это зависит не от нас, а от людей. Мы же не знаем, что условно сегодня футболист будет нецензурно выражаться к арбитру. Это спонтанная ситуация. Или Поворознюк в какой-то момент посылает журналиста. Мы бы хотели, чтобы такого вообще не происходило. Все зависит от ситуации.
*Согласно статистике, предоставленной комитетом, за последний год было открыто 53 служебных расследования. 23 дела передали на КДК, а 11 – закрыли. Также было проведено 144 полиграфических исследования.
– Кто к вам может обратиться, заявить о каких-то правонарушениях?
– У нас есть чат-бот, который мы создали в Telegram. Мы просим, чтобы им пользовались при необходимости и показываем его футболистам. Там есть вариант и анонимного обращения. Есть почта комитета, есть телефон. Можно обратиться всегда, мы проверим информацию. Если она подтверждается, то начинаем расследование. Потому что бывает много информации, которая не соответствует действительности.
Используя возможность, если у кого-то есть сведения о недобропорядочности в футболе, то просим вас обратиться и вместе работать над очисткой нашего футбола.